Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно на детей. Сюжеты, в которых присутствует этот образ, всегда заставляют сопереживать главному герою — Ивану-царевичу, беспокоиться за его судьбу, так как его противник силен, могуществен и неуязвим. Образ Кощея в сказках воспринимается как отрицательный. С другой стороны образ Кощея Бессмертного — это один из вариантов образа противника героя, без которого не могло бы состояться испытание. Образ Кощея, как и Бабы-Яги, имеет мифологическую основу, восходящую к глубокой древности.
Вложение | Размер |
---|---|
kudryavtseva_skazochnye_imena_.doc | 176.5 КБ |
Городская научно – практическая конференция
«Планета эрудитов»
Сказочные имена
Филология
Автор:
Кудрявцева Ульяна Алексеевна
3 «В» класс
МБОУ Лицей №21
Руководитель:
Арефичева Елена Валентиновна
высшая категория
учитель начальных классов
МБОУ Лицей №21
г.Дзержинск
2014г.
Содержание
Тема: Образ Кощея Бессмертного в русских народных и авторских сказках
Какой он? Откуда взялся этот образ? Кто его придумал? Я заинтересовалась этим вопросом, решила провести исследование.
Там, где скалы, словно зубья,
Небо синее грызут,
А ветра всё терпеливо
Валуны и камни трут.
В тёмной потайной пещере
Еле теплится огонь:
В ней сидит Кощей без дела,
Рядом дремлет верный конь.
Грезит царь, как мог бы в жизни
Славный подвиг совершить
И добиться бы успеха,
Победить и полюбить.
Представляет, как бы царством
Правил справедливо он,
А народ, ему подвластный,
От души б творил поклон.
Знает точно, что в ненастье
Стал бы тучи раздвигать,
И что в голод, и в несчастье
Надо б помощь оказать.
Он сидит – незнамо сколько,
Но не делает труда
Претворить мечту умело.
Так ушли в песок года!
Геннадий Дергачёв
Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно на детей. Сюжеты, в которых присутствует этот образ, всегда заставляют сопереживать главному герою — Ивану-царевичу, беспокоиться за его судьбу, так как его противник силен, могуществен и неуязвим. Образ Кощея в сказках воспринимается как отрицательный. С другой стороны образ Кощея Бессмертного — это один из вариантов образа противника героя, без которого не могло бы состояться испытание. Образ Кощея, как и Бабы-Яги, имеет мифологическую основу, восходящую к глубокой древности.
Цель: подробно исследовать образ Кощея Бессмертного в русских народных и авторских сказках.
Задачи:
Кощей – старый, худой, тощий и костлявый старик;
Кощей – злой и коварный;
Смерть его на конце иглы.
Методы и приёмы исследования: чтение и анализ научной и художественной литературы, анкетирование, социологический опрос, наблюдение, математические расчёты.
Именование этого персонажа заслуживает внимания. Сказочники называли его «Кащей», «Кащ», «Каща». В украинских сказках «Костей» особенно созвучным оказывается со словом «кости». Это послужило основанием для изображений этого персонажа в виде худого, похожего на скелет человека. Показательно и то, что в русских народных говорах слово «Кощей» имеет значение «худой, тощий человек, ходячий скелет». Кто-то считает, что этимология Кощеева имени тесно связана со словом, которое все реже встречается в современном русском языке - словом "костить", то есть ругать, бранить. Однако, скорее всего, оно имеет иноязычное происхождение.
Владимир Даль (1801-1872) в своем "Толковом словаре живого великорусского языка" связывает имя Кощея не со словом "кость", а с понятием "касть" ("кась"), что является, по его мнению, сокращением более понятного для современного читателя слова "пакость". Отсюда и весь смысл образа Кощея - "мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечисть, поганьё" и т. п. (Даль приводит также узкие значения слова "касть" в различных диалектах: "мышь, крыса, гад" (тверск.); "грязь, распутица" (арханг.); "отбросы на бойнях" (южные области); "порча, вред, убыток" (псковск.).
Очень интересны эпитеты, сопровождающие имя персонажа. Они являются его неотъемлемой частью. Это определения «поганый», «бездушный», «бессмертный». Все они позволяют рассматривать Кощея как существо, принадлежащее «иному» сказочному миру. Слово «поганый» указывает на противопоставление Кощея миру «святому», христианскому. Он характеризует персонажа из «чужого» мира. Определения «бездушный» и «бессмертный» называют его потустороннее происхождение.
Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться «за тридевять земель». Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать.
Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка — золотые окна». Здесь находятся несметные богатства — золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного. Кощей обнаруживает присутствие человека в своем доме по запаху, и для описания этого момента сказочники используют слова: «Фу-фу-фу, что-то в горнице русским духом пахнет».
Во многих сказках Кощей Бессмертный не ходит, не ездит, а летает, подобно птице или вихрю, чем напоминает Змея Горыныча. Полет Кощея вызывает бурные изменения в состоянии природы: «Вдруг гром гремит, град идет, Кощей Бессмертный летит». Причем нередко передвижение Кощея в воздухе приводит к разрушительным действиям в природном пространстве: «листья с деревьев полетели, ветер ужасный <…> Кащей летит».
Кощей Бессмертный наделяется в сказках огромной силой. От одного его дыхания герои-богатыри «как комары летят». Кощей способен поднимать меч «в пятьсот пудов», биться с героем целый день и побеждать.
Как сказочный персонаж, принадлежащий «иному» миру, Кощей Бессмертный является владельцем не только несметных богатств, но и чудесных вещей. Так, у него есть волшебный меч Сам-самосек, есть и необыкновенный конь. Конь Кощея Бессмертного наделен разными фантастическими способностями. Он является вещим: трижды предупреждает своего хозяина о том, что его пленницу увез Иван-царевич. Другая способность коня — невообразимая скорость; фора, даваемая герою-беглецу конем, описывается в сказке с помощью перечисления процессов выращивания и обработки хлеба, которые в реальной действительности захватывают почти все время годового цикла: «Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать — и то поспеем».
Главной же особенностью Кощея Бессмертного, отличающей его от других сказочных персонажей, является то, что его смерть (душа, сила) существует в виде предмета и находится отдельно от него. Она лежит в яйце, которое спрятано в определенном месте. «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо». Иногда в сказках говорится, что ящик или сундук с Кощеевой смертью находится на дубе, а дуб — на горе или в поле, и «то дерево Кащей как свой глаз бережет». Кощеева смерть находится там, где «никто не ходит, никто не ездит». А сам Кощей заботливо хранит тайну о своей смерти, что делает его неуязвимым для врагов. Найти и раздобыть смерть Кощея под силу только настоящему герою. И то, как известно из сказок, ему обычно помогают волшебные животные, которых он в свое время пощадил. Чаще всего это: орел, ястреб, ворон; медведь, собака, лиса; щука или просто рыба, рак, селезень.
Изъятие яйца с Кощеевой смертью из места, где оно покоится, сразу же отражается на его состоянии: он занемогает, ему делается плохо, он слегает в постель.
Из текстов известно, что его обычные занятия заключаются в том, что он летает по Руси, «ходит на войну», уезжает «на добычу» или на охоту, «шатается по вольному свету». Кощей выступает как грозный противник главного героя. Конфликт между ними всегда возникает из-за героини-невесты: Кощей является похитителем невесты героя. Чаще же попадание героини под власть Кощея связывается с нарушением со стороны главного героя какого-либо запрета, относящегося к досвадебному или послесвадебному периоду. Это, например, нарушение требования жены (или невесты) мужу (или жениху) заходить в одно из помещений дома: подвал или кладовую. Несоблюдение этого запрета приводит к тому, что из закрытого помещения освобождается Кощей, насильно захватывает героиню и уносит в свое царство: «Старик ударился об землю, поддел Елену Прекрасную из саду и увез». Нередко также встречается запрет на сжигание до истечения определенного срока кожурки заколдованной или проклятой царевны-лягушки:
Кончился бал, идут в зал. Смотрит [царевна-лягушка] — шкурки нет. «Ты что же, Иван-царевич, зачем мою шкурку сжег?» — «Хотел я такую жену иметь». — «Ну, дорогой мой, наверно, нам расставаться с тобой. Так не могу я больше здесь жить. Пойду я к Кащею Бессмертному». — «Почему?» — «Да вот осталось полгода шкурку носить. Эта шкурка обречена матушкой мне своей родной. Она меня прокляла. И вот остается мне теперь идти к Кащею Бессмертному».
Кроме «материальных» ценностей и волшебных предметов, Кощей Бессмертный обладает властью над жизнью и смертью людей. Так, он с помощью магического воздействия может превращать все живое в камень.
Отправной точкой нашего исследования стал письменный опрос учащихся 3 «В» класса МБОУ Лицей №21. Мы задали ребятам вопросы, касающиеся роли Кощея в народных сказках: «Для чего нужен Кощей Бессмертный в русской народной сказке?». Были получены следующие ответы:
Как мы видим, ответы опрошенных показали, во-первых, многообразие функций Кощея в сказочном мире и, во-вторых, явный интерес учащихся к этому сказочному персонажу.
Так кто же он такой, в конце концов - Кощей Бессмертный, при имени которого от испуга вздрагивают дети, а молодые девушки просыпаются в холодном поту? Злобный демонический монстр или оболганный завистливыми конкурентами хранитель древних тайн (включая тайну живой и мертвой воды, делающей любое существо молодым и бессмертным)?
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы и заключения:
В ходе своего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы прочитали много русских народных и авторских сказок, узнали значение непонятных слов, провели опрос среди учащихся и взрослых по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Кощее Бессмертном. По сказкам мы сделали вывод о сущности образа Кощея. Мне очень понравилось анализировать сказки. Мы поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Свадьба в Малиновке
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Ребята и утята
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Лупленый бочок