Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш школьный музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси.. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты и манси, как возник этот угорский народ. Как живут и какие традиции коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.
Цели:
· Узнать историю происхождения народов ханты и манси. Познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа.
· Познакомиться с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера.
· Создать иллюстрации по исследовательской работе и презентацию
. Оформить альбом рисунков, фотогалерею.
Вложение | Размер |
---|---|
byt_i_kultura_korennykh_narodov_severa.docx | 44.99 КБ |
prezentatsiya_1.pptx | 2.85 МБ |
prezentatsiya_2.pptx | 1.86 МБ |
prezentatsiya_3.pptx | 2.7 МБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Проектная работа
«Быт и культура коренных народов Севера»
Выполняли: ученицы 1 – А класса
Решетова Елизавета и Цвигун Анастасия
Руководитель: Георгиева Снежана Ильинична
Игрим 2013 г
Содержание
1.Введение _______________________________________________ стр. 3
2. История возникновения народов ханты и манси ______________ стр. 5
3. Быт коренных народов Севера _____________________________ стр. 5 - 8
4. Культура и традиции угорских народов _____________________ стр. 8- 11
5. Выводы _________________________________________________ стр.11 – 12
6.Литература _______________________________________________ стр. 12
1.Введение
Родина… Это слово мы произносим с гордостью, пишем с большой буквы. А задумывались ли вы над тем, с чего начинается Родина? В известной песне поется, что Родина начинается с картинки в букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе…
Актуальность темы: Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш школьный музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси.. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты и манси, как возник этот угорский народ. Как живут и какие традиции коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.
Цели:
Задачи:
1.Сформировать нравственные и эстетические качества подрастающего поколения
2.Воспитывать любовь и уважение к народам Севера, их обычаям и традициям.
3. Научить бережно и с любовью относиться к бесконечно разнообразной природе Югорской земли.
План проекта:
Народы ханты и манси
Быт народов Севера.
а) Брак и семья
б) Жилище, домашняя утварь, одежда
в) Пища коренных народов
в) Охота, рыболовство и оленеводство
г) Средства передвижения
3. Культура и традиции угорских народов
1. История возникновения народов ханты и манси
Манси («человек») , вогулы – название народа Российской Федерации, коренного населения Ханты- Мансийского автономного округа. Как этническая общность манси сложилась в первом тысячелетии нашей эры на основе аборигенных племен Прикамья, Приуралья и Южного Зауралья, и угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Северного Казахстана и Западной Сибири. По русским письменным источникам манси известны с конца 11 века ( вместе с хантами) под именем «югры», а с 14 века – «вогуличи», «вогулы». Манси жили родоплеменным строем, до 30 годов нашего века. Говорят на мансийском языке. Письменность манси существует с 1931 года на основе латинского, а с 1937 года – на основе русского алфавита.
Ханты, хант, хандэ, кантэк («человек») – народ в РФ. До начала 20 века русские называли ханты остяками (возможно, от «астях» - «народ большой реки», еще ранее, до 14 века – югрой, югричами. В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во второй половине первого тысячелетия складываются основные группы ханты, расселенных от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на юге. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, затем сложились союзы племен – княжества. В 1930 году был создан Ханты- Мансийский национальный ( теперь автономный ) округ. Говорят ханты на хантыйском языке. Письменность также создана в 1930 году на основе латинского алфавита, а в 1937 году – русского.
Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры. Язык хантов и манси относят к угорским (югорским) – родственный венгерский язык. Численность манси - 8, 3 тысячи человек, из них в ХМАО проживает свыше 6, 5 тысяч человек. Численность хантов – 22, 3 тысячи человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – в Томской, Свердловской и Пермской областях.
2.Быт коренных народов Севера
Брак и семья
Главой в семье хантов и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров. Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной спинкою.
Жилище
Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Отапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур. Сколько же домов имеет одна хантыйская семья? У охотников - рыбаловов четыре сезонных поселения. Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая. Охотники зимой во время промысла жили в лесу в избушках. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах, зимой крытыми оленьими шкурами, летом из бересты. В чумах жили и рыболовы. Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц. Постройки располагались разбросано: жилой дом (зимний и летний), один или несколько хозяйственных амбарчиков, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг, вешала для просушки сетей, для вяления рыбы, иногда собачьи домики.
Домашняя утварь
Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.
Одежда
Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым). Летом традиционный костюм женской одежды были платья, распашные халаты(сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья). Мужская одежда – рубаха, штаны. Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.
Пища коренных народов
Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем являтся строганина (патанка) – свежемороженая рыба. На зиму заготовляют копченую рыбу (чомых), сушеную (пачи, ехул). Из сушеной рыбы толкут порсу – рыбью муку, из которой варят похлебку, пекут хлеб, добавляя в муку, часто перемешивают с сушеной и свежей ягодой. Лакомством являются брюшки, потроха белой рыбы. Летом из чистых кишок, икры и потрохов делают варку с вареной рыбой и ягодами, особенно с толченой черемухой. Никаких и в приготовлении рыб ханты и манси не используют.
Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Лакомством является сырая и мороженая печень, сырая теплая кровь оленя, костный мозг. Мясо варят в больших котлах, едят обычно полусырым. Едят обские угры и медвежье мясо, но только варят без соли. Впрок заготовляют сушеное лосиное мясо, топленое сало.
В летнее время в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки, едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.
Охота
Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.
Рыболовство
Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука, язь.
Оленеводство
Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13 – 15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры. Утепляют жилище. Из рогов изготовляют различные орудия труда, используют в косторезном промысле, в изготовлении лекарства. По одному оленеводческому совхозу имеется в Березовском и Белоярском районах, их стада насчитывают 20 тысяч голов. В остальных районах олени содержатся в основном в личных подсобных хозяйствах.
Средства передвижения
Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде.
Лыжи
Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.
Нарты
Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.
3.Культура и традиции угорских народов
«Медвежий праздник»
Национальный обряд хантов «Медвежьи игрища» назван победителем в номинации «Праздники» в Международном конкурсе «7 чудес финно-угорского мира и самодийских народов». 5 дней проводятся «Медвежьи игрища», если охотники добыли медведя, и 4 дня, если принесли в стойбище медведицу. Медвежий праздник – наиболее давний ритуал, который сохранился до наших дней. Игрища проводятся не часто, один раз в несколько лет, но иногда и вне этого периода, по случаю добычи медведя. Обычно на игрища приглашаются жители селения и ближайших сел. Все гости приносят с собой угощение для медведя. В зависимости от количества присутствующих на медвежьих игрищах исполняется до 300 песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Здесь совмещаются все виды народного творчества. Если убит самец медведя, то праздник длится пять дней, если самка - то четыре дня. Самому празднику предшествует несколько обрядово-ритуальных действий. Существуют строгие нормы снятия шкуры медведя. Добытого зверя очищают снегом, водой, или, при их отсутствии, мхом и землей. Шкура с головы и передних лап до кистевых сгибов не снимается. Затем медведя укладывают на специально изготовленный обруч в жертвенной позе. Голова зверя кладется между его лап. Когда медведь обряжен, его везут в поселок через все ближайшие священные места. Уже в селении голову медведя устанавливают в священном (правом переднем) углу дома и проводят обряд гадания. У убитого зверя спрашивают согласия на проведение игрищ. На глаза и нос кладут монеты, сверху - носовой платок. На него надевают бисерные украшения. Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, шапки, стрелы, шкуры пушных зверей, маски) хранятся в священных ящиках и достаются только перед праздником. Исполнителями всех видов народного творчества являются мужчины, они исполняют как мужские, так и женские роли. Единственное, в чем проявляет себя женщина - это танец, который исполняется каждый день. Каждый присутствующий на игрищах должен танцевать Игра «Куль – отыр» для медведя, иначе, согласно поверию, обидевшийся зверь может причинить неприятности. Вторая часть игрищ посвящена духам - хранителям отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов и так далее. Третья часть посвящена
смешным, шутливым песням. Исполнители выступают в берестяных масках, показывают различные сценки, в которых высмеиваются человеческие пороки. Четвертая часть медвежьих игрищ посвящена лесным божествам и называется "песни менков". Существует ещё одна очень важная часть праздника, на которой запрещено присутствовать детям и женщинам. Мужчины гадают о предстоящей охоте и поют "запретные песни", посвященные душе медведя. Завершается медвежий праздник появлением персонажей, изображающих птиц и животных.
Вороний день – "Вурна хатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Ханты-Мансийске празднование проходит в парке- музее "Торум - Маа". В представлениях обских угров ворона- покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками. На краю деревни совершали поры
(бескровное жертвоприношение) - ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.
Праздник Обласа, проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин - до 55 лет, а также мужчин-ветеранов и женщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.
День оленевода, проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку- другую, чтобы согреться. Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются мужчины и женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег на отничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.
Традиционные и религиозные представления
Вероисповедание – православие. При этом сохраняются традиционные верования. У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.
Музыкальные инструменты
Санквылтап (манс. – звенящий) музыкальный инструмент в форме лодки Имеет более пяти струн. Изготовляется из осины. Чаще всего он звучит на Медвежьем празднике. Чисто женский инструмент наркас – юх и санквылтап, томран (косточка с жилкой) Его изготовляет обычно местная мастерица.
Вывод: Мы часто слышим слово РОДИНА. Что же это такое? Одни могут сказать, что Родина это место, где родился и вырос. Другие ответят, что это родной дом, где он сделал первый шаг, произнес первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей: мамы, папы, братьев, сестер, друзей. И все будут правы. Потому что каждый решает сам, по-своему чувствует, как и с чего начинается для него Родина. Родина – для нас, это не только то место, где мы родились и выросли. Родина – это прежде всего любовь и бережное отношение к родному краю, к Югорской земле. Любовь – это уважение и почет того народа с кем ты рядом живешь, знание его культуры и традиций.
Для себя мы сделали вывод, что несмотря на то, что ханты и манси относятся к малочисленным народам, они вносят огромный вклад в развитии культуры нашего края. Благодаря этому проекту мы могли самостоятельно отыскать ответы на многочисленные вопросы. Этот проект научил нас беречь любить родной край, уважать культуру и традиции коренных народов Севера.
1. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск: 2000 г.
2.Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.
3. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.
4.Формирование этического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.
5.Интернет ресурсы:
Слайд 1
Проектная работа «Быт и культура коренных народов Севера» учениц 1 – А класса МОБОУ Игримской СОШ № 2 Решетовой Елизаветы и Цвигун Анастасии Руководитель проекта: Георгиева Снежана ИльиничнаСлайд 2
Быт и культура коренных народов Севера
Слайд 3
Актуальность темы Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш школьный музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси.. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты и манси, как возник этот угорский народ. Как живут и какие традиции коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.
Слайд 4
Цели: Узнать историю происхождения народов ханты и манси. Познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа. Познакомиться с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера. Создать иллюстрации по исследовательской работе и презентацию. Оформить альбом рисунков , фотогалерею .
Слайд 5
Задачи Сформировать нравственные и эстетические качества подрастающего поколения Воспитывать любовь и уважение к народам Севера, их обычаям и традициям. Научить бережно и с любовью относиться к бесконечно разнообразной природе Югорской земли .
Слайд 6
План Народы ханты и манси Быт народов Севера. а) Брак и семья б) Жилище, домашняя утварь, одежда в) Пища коренных народов в) Охота, рыболовство и оленеводство г) Средства передвижения Культура и традиции угорских народов
Слайд 7
История возникновения народов ханты и манси Манси («человек») , вогулы. Ханты , хант , хандэ , кантэк («человек») – название народа Российской Федерации, коренного населения Ханты- Мансийского автономного округа. По русским письменным источникам манси известны с конца 11 века ( вместе с хантами ) под именем « югры », а с 14 века – « вогуличи », «вогулы». В 1930 году был создан Ханты- Мансийский национальный ( теперь автономный ) округ. Письменность манси и ханты существует с 1931 года на основе латинского, а с 1937 года – на основе русского алфавита.
Слайд 8
Быт коренных народов Севера
Слайд 9
Брак и семья Главой в семье хантов и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему . Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама.
Слайд 1
Жилище Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур.Слайд 2
Домашняя утварь Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание
Слайд 3
Одежда Летом традиционный костюм женской одежды были платья, распашные халаты(сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы ( ягушка , сах ) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья). Мужская одежда – рубаха, штаны. Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси ( сокуи ) с капюшоном, кисы.
Слайд 5
Пища коренных народов Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. Второй продукт питания ханты и манси – , едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу раньше не употребляли, мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. В летнее время в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки.
Слайд 6
Охота, рыболовство, оленеводство Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом. Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера
Слайд 8
Средства передвижения Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок . Зимой для передвижения использовали лыжи . Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно.
Слайд 1
Культура и традиции угорских народовСлайд 2
Медвежий праздник Национальный обряд хантов «Медвежьи игрища» назван победителем в номинации «Праздники» в Международном конкурсе «7 чудес финно-угорского мира и самодийских народов». 5 дней проводятся «Медвежьи игрища», если охотники добыли медведя, и 4 дня, если принесли в стойбище медведицу. Каждый присутствующий на игрищах должен танцевать Игра «Куль – отыр » для медведя, иначе, согласно поверию, обидевшийся зверь может причинить неприятности.
Слайд 4
Вороний день Праздник отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В представлениях обских угров ворона- покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей.
Слайд 6
Праздник обласа Праздник обласа , проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах . В каждом заезде участвуют 5-6 обласов , затем победители заездов соревнуются между собой .
Слайд 7
День оленевода День оленевода, проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре.
Слайд 9
Музыкальные инструменты Санквылтап ( манс . – звенящий) музыкальный инструмент в форме лодки Имеет более пяти струн. Изготовляется из осины. Чаще всего он звучит на Медвежьем празднике.
Слайд 10
Чисто женский инструмент наркас – юх и санквылтап , томран (косточка с жилкой) Его изготовляет обычноместная мастерица
Слайд 11
Традиционные и религиозные представления У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.
Слайд 12
Вывод Вывод: Мы часто слышим слово РОДИНА. Что же это такое? Одни могут сказать, что Родина это место, где родился и вырос. Другие ответят, что это родной дом, где он сделал первый шаг, произнес первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей: мамы, папы, братьев, сестер, друзей. И все будут правы. Потому что каждый решает сам, по-своему чувствует, как и с чего начинается для него Родина. Родина – для нас, это не только то место, где мы родились и выросли. Родина – это прежде всего любовь и бережное отношение к родному краю, к Югорской земле. Любовь – это уважение и почет того народа с кем ты рядом живешь, знание его культуры и традиций. Для себя мы сделали вывод, что несмотря на то, что ханты и манси относятся к малочисленным народам, они вносят огромный вклад в развитии культуры нашего края. Благодаря этому проекту мы могли самостоятельно отыскать ответы на многочисленные вопросы. Этот проект научил нас беречь любить родной край, уважать культуру и традиции коренных народов Севера.
Слайд 13
Спасибо за внимание С наступающим 2014 г !
Пока бьют часы
Фильм "Золушка"
Ворона
Мост из бумаги для Киры и Вики
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018