Исследовательская работа по краеведению. Можно использовать на классных часах по географическому краеведению Нижнгородской области.
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_chislennosti_obuchayushchikhsya_na_primere_mbou_belavskaya_oosh.doc | 150 КБ |
Управление образования и молодёжной политики
Воротынского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Белавская основная общеобразовательная школа
НОМИНАЦИЯ
Краеведение
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ
МБОУ БЕЛАВСКАЯ ООШ
(с 2008 по 2018 гг.)
Автор: Сорокина Елена – 15 лет,
обучающаяся 9 класса.
Руководитель: Климанова Анна Вениаминовна,
учитель географии
МБОУ Белавская ООШ.
с. Белавка, 2013 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3-4
1.Общая характеристика проблемы…………………………………….......5-6
2. Результаты исследований……………………………………………..........7
2.1. Динамика численности обучающихся в МБОУ Белавская ООШ
за последние 5 лет …….……………………………………………….……..7-8
2.2. Динамика численности обучающихся в МБОУ Белавская ООШ
на 5 лет вперед……………………………………………………………….9-10
2.3. Основные причины повышения численности обучающихся в МБОУ Белавская ООШ………………………………………………………………..11
2.4. Кто будет жить на селе? Результаты опроса среди обучающихся 9-го класса Белавской школы……………………………………………….....12-13
Заключение………………………………………………………………..........14
Список литературы……………………………………………..……………..15
Приложение ………………………………………………………...……......16-17
Введение
Школа...
Каким теплом, каким светом, какой нежностью и радостью наполняется сердце каждого, когда он слышит это простое коротенькое слово.
Школа – это самое главное в жизни каждого человека. Здесь он не только учится читать, писать, не только познает мир, но и заводит лучших друзей, приобретает неоценимый жизненный опыт. Это своего рода стадия жизни человека, когда он обучается, взрослеет не только физически, но и духовно и готовится к вступлению во взрослую жизнь.
Актуальность работы состоит в том, что на фоне реформ последнего десятилетия сельская школа выглядит особенно болезненной темой как в сфере экономики вообще, так и в образовании в частности. Выживет или нет село? Выживет или нет сельская школа? Последние годы малочисленные сельские школы закрывают, перевозят учеников в соседние школы на автобусах. Из школ увольняют учителей, многие из которых в итоге становятся хроническими безработными. Ведь самой жизнью давно подтверждена справедливость нехитрой формулы: живет школа — живет село — живет Россия. Школа является центром устойчивого развития любого села, и большого, и маленького.
Сохранение сельских школ и сохранение российских деревень – это две взаимосвязанные проблемы и решать их нужно вместе. О вымирании российских деревень говорится давно и имеется много литературы, статистических данных. Тема реструктуризации школ широко рассматривается в СМИ и на интернет форумах. Высказываются разные мнения. Но большая часть склоняется к тому, что, ни смотря, ни на что, сельскую школу нужно сохранит. А это значить, необходимо возрождать деревни и решать демографическую проблему.
В Белавской школе учились мои родители. Познаю мир и готовлюсь к вступлению во взрослую жизнь я. Будет ли жить наша школа? А если не будет школы, будет ли жить наше село?
Цель моей работы – исследовать изменение численности обучающихся с 2008 года и определить прогноз численности к 2018 году на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения Белавская основная общеобразовательная школа Воротынского района Нижегородской области.
Задачи:
Объектом исследования является Белавская основная школа.
Предметом исследования – численность обучающихся.
Методы исследования:
.
1. Общая характеристика проблемы
Говоря о проблемах образования на селе, надо заметить, что село и школа неразрывно связаны, и обсуждать, и оценивать отдельно проблемы школы было бы неверно.
«Село живет, пока жива школа» - говорят в народе. Как это верно, и как это, вместе с тем, прискорбно: когда не осталось больше другого связующего звена, другого стимула для жизни села. Совхозы и колхозы развалились вместе с СССР, а государство не смогло ничего дать этим людям взамен. До недавнего времени хозяйство еще как-то держалось, по привычке, а сейчас все расстроилось окончательно: работать негде, и спиваются не только старики, а молодые парни, которым бы жить и работать, но у их родителей просто-напросто нет денег, чтобы отправить парня учится дальше. Как у Н.В. Гоголя в «Тарасе Бульбе»: «Казаки были бы повинны и достойны смерти, если бы напились в походе, на войне, на трудной, тяжкой работе; но они сидели без дела…» Как, же может статься, чтобы на безделье не напился человек? Греха тут нет». Так и сейчас в деревне.
С каждым годом все малолюднее в деревнях. Умирают старики, уезжает в город молодежь. Кто уехать не может, тот перебивается случайными заработками, и планомерно спивается… соответственно, нет детей на селе, учить в школе некого.
Сокращение численности обучающихся в сельских школах явилось одной из причин закрытия и реструктуризации школ.
Причиной закрытия послужило так называемое нормативно-подушевое финансирование, когда деньги школе выделяются в зависимости от числа учеников. Выходит, что чем больше школа, тем больше денег она получает. Маленькие сельские школы в таких условиях «выжить» не смогут, поэтому их ликвидируют. В каждом субъекте РФ установлен свой «нижний порог» наполняемости. На сегодняшний день наполняемость в классе должна составлять 14 человек, а по новому закону «Об образовании», который вступить в силу с сентября 2013 года, будет составлять 12 человек.
Идея закрытия малокомплектных сельских школ исходит от Министерства образования и науки РФ. Волна закрытий началась 11 лет назад с Постановления Правительства РФ от 17.12.2001 года «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности».
За время реструктуризации были созданы новые модели общеобразовательных учреждений на селе: базовые школы с сетью филиалов, информационно-ресурсные центры, начальная школа – детский сад и социокультурные образовательные комплексы (школа, библиотека, клуб и почта под одной крышей).
Местные власти стремятся закрывать "убыточные" школы, перемещать детей в соседние сёла, отрывать их от семей. Если учесть погодные условия зимой, гололед, снег, большие расстояния, то учеба для малышей становится не только делом подвижническим, но и опасным.
Наша Белавская школа, к сожалению, то же попала под волну реструктуризации. До 2010 года школа была средней и имела в своем составе дошкольную группу. На основании Постановления администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области от 24.05.2010г. №127 «Об изменении вида муниципальных образовательных учреждений» школа стала основной и Постановления администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области от 24.05.2010г. №128 «О создании муниципальных дошкольных образовательных учреждений» из состава вывели дошкольную группу в самостоятельное учреждение МДОУ Белавский детский сад №10 «Сказка». Наполняемость классов на сегодняшний день составляет 7,1 человек. В связи с этим всё чаще стоит вопрос: сможет ли выжить наша школа в современных условиях? Повысится ли численность обучающихся в последующие годы? Для этого я исследовала динамику численности обучающихся за последние пять лет, и определила приблизительную динамику на пять лет вперед. Вот что из этого получилось.
2. Результаты исследований.
2.1. Динамика численности обучающихся
в МБОУ Белавская ООШ за последние 5 лет
Проанализировав статистические данные, полученные у администрации школы, я составила динамику численности школьников за последние пять лет.
Таблица 1
Численность обучающихся в МБОУ Белавская ООШ
Учебные годы | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
Численность обучающихся, всего | 48 | 48 | 49 | 53 | 52 |
Численность обучающихся в 1 классе | 5 | 4 | 10 | 5 | 7 |
Рис. 1. График динамики численности обучающихся
МБОУ Белавская ООШ с 2008 по 2013 гг.
Как видно из таблицы 1 и диаграммы, численность обучающихся школы с 2008 по 2013 гг. увеличилась на 4 человека, что составляет 1,09%.
Количество первоклассников сокращалось в 2008, 2009 и 2011 уч.гг. А в 2010 и 2012 гг. наоборот – возросло. Если в 2008-2009 учебном году обучались 5 первоклассников, то в 2010-2011 учебном году их стало 10, увеличилось на 5 учеников – 50%, а в 2012 – 7 учеников, сократилось на 3 ученика, что составляет 30%.
Причины сокращения:
1. Миграции сельской молодежи, наиболее образованной и перспективной части сельского социума, в город.
2. Нестабильность работы сельхозпредприятия «Волгарь» и переезд молодых семей с детьми в другие населенные пункты.
3. Сокращение рождаемости в селе, как и во всей стране.
2.2. Прогноз численности обучающихся в
МБОУ Белавская ООШ на 5 лет вперед
В перспективе наблюдается повышение численности обучающихся. По году рождения не сложно посчитать, сколько детей придет в первый класс в будущие 5 лет. За информацией я обратилась в администрацию Белавского сельсовета. В первый класс принимают детей 6,6 летнем возрасте.
Таблица 2.
Года | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Численность детей | 5 | 3 | 7 | 4 | 9 |
В этом учебном году в школе обучается 52 обучающихся, выпускников 6, а на следующий учебный год должны прийти 5 первоклассников. Тогда в 2013-2014 учебном году будет: 52-6+5=51 человек. Таким же методом я подсчитала количество школьников на 5 лет вперед.
Прогноз численности обучающихся в
МБОУ Белавская ООШ на пять лет вперед.
Таблица 3.
Учебные годы | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
Численность обучающихся, всего | 51 | 49 | 51 | 51 | 56 |
Количество выпускников | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 |
Количество первоклассников | 5 | 3 | 7 | 4 | 9 |
Рис. 2. График динамики численности обучающихся
МБОУ Белавская ООШ с 2013 по 2018 гг.
Как видно из таблицы 3, количество обучающихся в МБОУ Белавская ООШ только к 2018 г. увеличиться. Если в 2013-2014 гг. в школе будет обучаться 51 ученик, то в 2017-2018 учебном году будет уже 56 учеников, численность обучающихся увеличится на 5 детей (на 1, 09%). А в остальные годы численность детей останется практически постоянной. Разница в количестве первоклассников с 2013 по 2018 гг. останется незначительной, но к 2015 г. их будет 7, а к 2018 г. увеличиться до 9 человек (1,4%). Иная ситуация с количеством выпускников. К 2015 г. их увеличиться до 5, а потом наблюдается опять небольшое сокращение. Но следует иметь в виду, что прогноз количества первоклассников сделан не по прописке детей с. Белавки, микрорайона школы, а по реальному проживанию.
2.3.Основные причины повышения численности обучающихся в
МБОУ Белавская ООШ.
Село Белавка Воротынского района находится на востоке Нижегородской области, в 4 км от границы с Чувашской республикой, справа от автодороги М-7 «Волга» («Москва-Казань»). Село является центром Белавской сельской администрации. На территории села находится:
1. Сельскохозяйственное предприятие ООО СХПК «Волгарь» с количеством работающих - 20 человек, на сегодняшний день данное предприятие находится на грани банкротства.
2. Молокоприемный пункт «Княгининское сухое молоко» на 12 рабочих мест.
3. Центр дорожного сервиса «ТАН» - 30 рабочих мест.
4. Открылась новая автозаправка в конце декабря 2012 года на 10 рабочих мест.
Каковы же перспективы развития села? Проанализировав все перечисленные факторы, я считаю, что перспективы развития у села есть, и они будут связаны с Федеральной дорогой, которая в настоящее время расширяется. Есть надежда, что в скором будущем будет построен еще один центр дорожного сервиса с автозаправкой, гостиницей, автосервисом, баром и магазином на 60 рабочих мест. Поэтому основное социально-экономического развитие села Белавка связываем с Федеральной трассой М-7 «Волга», где будут сосредоточены основные места занятости местного населения. А если есть работа, значит будет повышаться и рождаемость и будет жить школа. Поэтому в ближайшее время ожидается приток молодых семей, а соответственно появятся и школьники. Будем надеяться, что Белавская школа приобретёт свое былое величие, и выпускники будут оставаться в своём родном селе.
2.4. Кто будет жить на селе?
Результаты опроса среди обучающихся 9 класса
МБОУ Белавская ООШ
Будущее население нашей местности сегодня учиться в школе. Все мы хотим побыстрее окончить школу и стать самостоятельными, взрослыми и устроить свою жизнь. Каждый видит свое будущее по-разному. Вернуться ли обучающиеся нашей школы в родные края? Чтобы ответить на этот вопрос я провела опрос среди обучающихся 9-го класса нашей школы. Меня интересовали такие вопросы:
В опросе участвовали 6 обучающихся школы. На классном часе было проведено анкетирование. Ответы были разные у кого длинные развернутые, а кто-то ответил коротко и ясно. В таблице 1 в приложении приведены их короткие, обобщенные ответы.
Все 6 обучающихся, после окончания учебы в школе собираются продолжить учебу в различных учебных заведениях: кто в средней школе, кто в колледже, а кто уже после 9 классе собирается получить среднее специальное образование в техникуме п. Воротынец.
На второй вопрос анкеты 50% обучающихся (3 ученика из 6) ответили, что планируют возвращаться в родное село. А остальные 50% - ещё не определились. В таблице 2 в приложении дана сводная таблица ответов.
Согласно полученным ответам, большинство молодых ребят очень любят свою малую родину, но они хотят выбрать профессии, для которых на селе практически нет работы. Большинство обучающих волнует вопросы, связанные в основном жильем и работой. Никто из опрошенных не ответил, что в сельской местности скучно, нет развлечений или мало молодежи. Вполне возможно, что их жизненные пути сложатся совсем по другому. И может быть, кто-то передумает и останется в селе. Но из проведенного мной опроса можно сделать вывод, что желающих остаться в селе крайне мало. Молодежь уезжает из деревни с согласия родителей, иногда и с напутствия. Тогда кто же будет жить в деревне через 10-15 лет? Чьи дети будут ходит в школу?
Заключение
Мои исследования показали, что хотя для нашего села и характерны те процессы, которые наблюдаются во всех сельских поселениях (сокращение рождаемости, миграция, старение населения), но они проявляются не настолько остро. В перспективе наблюдается пусть не большое, но всё - таки повышение численности обучающихся. Это с учётом только прописки по месту жительства.
Я считаю, что на проблемы сокращения обучающихся в сельских школах, должны обратить внимание не только мы, жители и обучающиеся этих исчезающих сёл, но и правительство и местная власть.
Надо стимулировать приток молодежи в деревню, дать им работу, организовать хозяйство, может, открыть новые предприятия, тогда и дети в школе появятся, и жизнь наладится на селе.
Результаты моей работы можно использовать на уроках географического краеведения, географии при изучении населения России и своей области. Администрация школы и сельсовета могут использовать графики, показывающие перспективы роста численности детей.
В настоящее время местная администрация много внимания уделяет благоустройству села. Село полностью газифицировано, люди живут в благоустроенных домах практически со всеми удобствами. Есть центр досуга – Белавский ДК, где работают интересные и любящие своё дело люди. Для жителей села, они организовывают концерты местной самодеятельности и праздничные народные гулянья. В них принимают участие как дети (воспитанники детского сада и школьники) так и взрослые (пенсионеры, учителя, поселковая администрация). Так же имеется библиотека, где можно найти много интересных книг для любого возраста. Близость районного посёлка Воротынец и регулярное автобусное сообщение.
Жильё, работа, досуг – это то, что позволяет людям остаться на селе.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы
Приложение 1.
Таблица проведения опроса среди обучающихся 9 класса.
№ | Ф. И. О. | Год рождения | Чем будут заниматься после окончания школы? | Вернуться ли в своё село? | Если да, то чем займутся? Если нет, почему? |
1. | Багров Сергей | 1996 | Учиться в техникуме | Не знаю | Нет работы, жилья |
2. | Елагина Татьяна | 1997 | Учиться в колледже | Нет | Нет работы, жилья |
3. | Киселёва Любовь | 1997 | Учиться в средней школе | Нет | Нет работы, жилья |
4. | Махаев Александр | 1998 | Учиться в техникуме | Не знаю | Нет работы, жилья |
5. | Сорокина Елена | 1997 | Учиться в средней школе | Нет | Нет работы, жилья |
6. | Сухорукова Валентина | 1997 | Учиться в техникуме | Не знаю | Нет работы, жилья |
Приложение 2.
Сводная таблица ответов среди обучающихся 9-го класса
МБОУ Белавская ООШ
Количество участников в опросе | Желают поступить | После учебы останутся в: | Не вернуться в деревню, потому что: | ||||||
Нет работы или жилья | Нет условий, развлечений. | Скучно, мало молодежи | |||||||
Средняя школа | Колледж | Училище | городе | селе | не знаю ещё | ||||
6 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 6 | - | - |
Сказочные цветы за 15 минут
Колумбово яйцо
Бабочка
Как я избавился от обидчивости
Юрий Алексеевич Гагарин