Работа ученицы представляет собой проект, над которым девушка работала с интересои и надеждой на хороший результат. В описании работы чётко поставлена цель, определён круг задач. Работа имеет практический интерес как для школьников, так и для учителей. Обучающиеся по данному пособию могут самостоятельно изучить большую и сложную тему "Члены предложения". Учителя фрагменты данных презентаций могут использовать на уроках для объяснения новой темы или закрепления. Презентации привлекают своей яркостью, красочностью, эстетичностью, различными эффектами, несут в себе глубокое содержание, иногда выходящее за рамки школьного учебника, задания не только обучающего, но и развивающего характера. Очень обнадёживающе звучит гипотеза: "Предположим, что если я составлю по всему разделу презентации, то моим одноклассникам, а может быть, потом и другим ребятам откроются тайны русского языка, они начнут любить и ценить его, а на государственной итоговой аттестации моя работа им поможет сдать упешно экзамен, учителю она вдруг тоже сможет принести свою пользу".
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 37.45 КБ |
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ “ШАГ В БУДУЩЕЕ”
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ “ШАГ В БУДУЩЕЕ”
Проект
Электронное пособие
по русскому языку в 8 классе
по теме
«Члены предложения»
Автор: Федоровская Галина Геннадьевна,
учащаяся 9 класса МКОУ «Подъеланская СОШ»
Руководитель: Мойсеева Елена Иннокентьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории МКОУ «Подъеланская СОШ»
2013 - 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. с. 3
Работа над проектом………..…………………………………………………… с. 6
Отбор материала……..……………………………………………………..…… с. 6
Дизайн презентаций..……………………………………………………………с. 11
Заключение……………………………………………..……………………… с.12
Использованная литература……………………………………………..………с. 13
Введение
Для того чтобы любить русский язык,
нужно его хорошо знать. Тогда
откроется до конца его красота,
разящая сила, его юмор,
живописность и музыкальность.
К.Паустовский
В школе каждый день через определённые промежутки звенит звонок. Он зовет нас на уроки или перемены, но только один из них звучит для меня по-особенному. Звонок зовет меня на один из моих любимых предметов - русский язык.
Любовь к родному слову - это не пустой звук: для меня это, во-первых, патриотизм, ведь отношение к своей Родине передается через родную речь, во-вторых, стремление познать всю красоту русского языка, одного из самых мелодичных и сложных во всем мире.
Пусть для некоторых моих одноклассников кажутся скучными задания по разбору слов и предложений, по расстановке знаков препинания, по вставлению пропущенных букв, но я знаю, что это еще один шаг к тому, чтобы овладеть всеми тонкостями нашего могучего и великого языка.
Я понимаю, что более глубокое изучение русского языка поможет мне в будущем. Возможно, свяжу свою профессию именно с этим направлением. Но даже если не получится, я точно знаю, что мои знания пригодятся в жизни. Ведь по-настоящему образованный человек должен в совершенстве владеть не только несколькими иностранными языками, но в первую очередь полностью изучить родной.
Очень много писателей и поэтов посвящали свои творения русскому языку, они искренне восхищались и гордились тем, что говорят и пишут именно на этом языке. Русский язык - величайшее достояние всех времён.
Как не любить язык, на котором впервые ты сказала слова "мама", "солнце", "трава", "облако". Слушала первые сказки и стихи, училась понимать, что такое добро и зло. Ты думаешь на этом языке, растешь и становишься умнее.
Он так богат и выразителен, что для одного и того же явления существует десятки слов, которые называются синонимами, антонимами, омонимами…Русский язык дал миру огромное количество прекрасных писателей и поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого.
Поэтому нужно гордиться, что ты разговариваешь и учишь этот язык. И никогда не лениться, ведь быть образованным - это очень важно в наше время. Я по-настоящему люблю и восхищаюсь этим языком, ведь это самый сложный и самый красивый, интересный язык в мире…
И мне захотелось повернуть ребят лицом к родному языку. Я решила оформить скучные для моих сверстников правила в яркие и познавательные презентации. Что ещё подвигло меня к созданию этих презентаций?
Презентация – это лёгкий способ донести до человека информацию в качественном, доступном и интересном виде. Некоторые ребята в классе не воспринимают информацию, услышанную из уст учителя. Поэтому я решила сделать презентации на некоторые из тем по русскому языку 8 класса. Кроме этого,к созданию пособия меня подвиг интерес, получится ли у меня? Просто практически каждый раз на наш увлекательный урок Елена Иннокентьевна делала красочные, легкодоступные презентации - и мне тоже захотелось: ученик хочет быть похожим на своего учителя. Однажды учитель мне предложила составить презентацию по теме “Подлежащее” и объяснить правила ребятам. Мне это сделать удалось, конечно, здесь помогло ещё и то, что эти сведения ребятам в большей степени были известны, но слабо успевающим одноклассникам моя презентация помогла вспомнить хорошо забытое старое.
Потом на других уроках я поняла, что тема “Члены предложения” не так проста, как кажется на первый взгляд, в ней очень много своих трудностей.
Гипотеза:предположим, что если я составлю по всему разделу презентации, то моим одноклассникам, а может быть, потом и другим ребятам откроются тайны русского языка, они начнут любить и ценить его, а на государственной итоговой аттестации моя работа им поможет сдать успешно экзамен, учителю она вдруг тоже сможет принести свою пользу.
Исходя из выше сказанного, я поставила перед собой следующую цель: создание электронного пособия по русскому языку в 8 классе по теме “Члены предложения”.
Чтобы добиться цели, мне надо решить ряд задач:
Предмет исследования: дополнительная литература по русскому языку.
Объект исследования: использование электронного пособия по русскому языку на отношение обучающихся к предмету.
Методы исследования: анализ литературы, отбор материала, наблюдение.
Работа над проектом
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
(китайская пословица)
Отбор материала
Всегда самое сложное – это приступить к работе, особенно если она плохо знакома или ты боишься допустить ошибки. Как сказал С.Герасимов: “Если страшно приступать к теме – не берись, если страшно бриться – ходи бородатым”. Вот я и отбросила все сомнения, подумав, что рядом со мной всегда учитель, к которому я смогу обратиться за помощью.
Итак, проект “Электронное пособие по русскому языку в 8 классе по теме «Члены предложения»” состоит из 7 презентаций: 1 – “Подлежащее”, 2 – “Сказуемое”, 3 – “Тире между подлежащим и сказуемым”, 4 – “Дополнение”, 5 – “Определение”, 6 – “Приложение”, 7 – “Обстоятельство”.
1 этап. Начала я свою работу с того, что внимательно прочитывала параграф и старалась в нём выделить самое главное. Потом подумала, что этот путь очень простой и решила сопоставить правила, которые даны в нашем учебнике (Русский язык.8 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.: “Просвещение”, 2010), с изложением этих же данных другими авторами: обратилась к справочнику В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой. Русский язык. Теория, 5-9[1]. В итоге работы пришла к выводу, что материалы мало чем отличаются, но всё же в некоторые презентации, например, в презентацию “Приложение”, взяла материал В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой. Потом начала выбирать примеры-предложения, чтобы легче было различать данную информацию на письме. Когда внесла всё на слайды, посмотрела на свою работу со стороны и подумала, что одноклассникам она будет скучна и неинтересна, тем более что у каждого есть свой учебник, где они могут всё это прочесть самостоятельно. А у меня цель - привлечь их внимание и вовлечь в мыслительный процесс. Поэтому, как делала на уроках наша учительница, я не стала давать знания в готовом виде. Например, презентация по подлежащему начинается с эпиграфа, который ребята должны и прочесть и над которым должны поразмышлять. Это же пособие содержит главный вопрос всей темы: Зачем нужно знать члены предложения и уметь их определять?[2] Если ребята не ответят на этот вопрос сразу, их к нему вернёт последняя презентация из данного цикла “Обстоятельство” на слайде 18 – после клика мышки проблема исчезает, и на её месте возникает ответ. Так с помощью кольцевой композиции объединены все презентации. После самого главного вопроса в презентации “Подлежащее” идёт проблемный вопрос данной темы: На чём держится предложение? Этот же вопрос стоит в начале презентации о сказуемом. Или, например, в презентации “Тире между подлежащим и сказуемым” вначале даны два предложения, в одном из них есть тире между подлежащим и сказуемым, а в другом нет. Почему? Если у ребят нет ответа, они идут дальше по слайдам и выполняют задания, только после этого они могут найти теоретическое объяснение всем неясностям.А чтобы легче было запомнить теорию по вопросу “На чём держится предложение?”, я предложила ребятам рисунок из книги В.М.Бурмако “Русский язык в рисунках”[2].
В начале презентации «Сказуемое» я поместила слайд об Алексее Александровиче Шахматове – учёном-лингвисте. Эти сведения есть в учебнике, но, как говорится, повторение - мать учения, да и, зная ребят, я подумала, что здесь-то они этот материал не обойдут, не пропустят легкомысленно.
2 этап. Часть предложений, которые я использовала в качестве примеров, я брала из книги Л.А.Поникаровой“Русский язык. Синтаксис в таблицах и заданиях”[3]: В прозрачном воздухе звенела музыка. Завершилась первая четверть. Какой-то чудак каждое утро приносил мне цветы. Я живу в доме с колоннами. Её лицо сияло (Презентация “Определение”, слайд 4). В этих предложениях одноклассники должны найти определение и сказать, какой частью речи оно выражено. Проделав такую работу с каждым предложением (а их девять), ребята сделают определённый вывод и одновременно вспомнят ранее изученное и узнают новое. После клика мышки предложения исчезают со слайда, а вниманию учеников представляется перечень частей речи, которыми выражается определение.
Позже подумала о том, что примеры можно выбирать из книги какого-то одного автора, наверняка, у каждого из классиков можно найти предложения, подтверждающие весь теоретический материал по теме “Члены предложения”. Но это уже совсем другая история, я постараюсь поступить именно так при составлении презентаций следующего цикла.
В преподнесении нового материала мне не всегда удавалось проблемно показать тему, поэтому в некоторых презентациях теория всё же представлена в готовом виде, например, в пособии “Тире между подлежащим и сказуемым” на слайде 9, который так и называется “Трудные случаи постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым”:
1) Перед сказуемым, кроме тире, ставится запятая, если за подлежащим следует обособленное определение: Дом, построенный моим дедом, - настоящая крепость.
2. Перед НЕ ставится тире, если эта частица открывает конструкции не что иное, как…, не кто иной, как…: Вкус – не что иное, как искусство знать толк в мелких вещах (Ж.Ж.Руссо).
А в презентации “Приложение” на слайде 10 под заголовком “Запомни!!!”:
От приложений необходимо отличать
1) сложные слова: изба-читальня.
2) сочетания-синонимы: друг-приятель.
3) сочетания-антонимы: купля-продажа.
4) фразеологические сочетания: хлеб-соль.
Пришла к выводу, что мне самой очень трудно было постичь данный материал, поэтому я и преподнесла его именно таким образом.
3 этап. В дальнейшем внесла в презентации ещё одно новшество: задания для более сильных учеников, ведь им будет неинтересно делать простые задания и выводы. Из книги А.Т.Арсирия“Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2”[4]я внесла на слайды задания под рубрикой “Давайте подумаем”или “Как вы думаете?”, например, в презентации “Обстоятельство” на слайде 8:
Какими членами предложения являются выделенные слова тут и здесь?
Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости!
либо в презентации “Сказуемое” на слайде 18:
Чем интересно в смысле выражения сказуемого предложение:
Я стал на первую попавшуюся валежину и стал переобуваться.
Такие вопросы не будут лишними и для слабых, а если они будут сомневаться в ответе или вообще не будут его знать, надо просто кликнуть мышкой и ответ появится.
4 этап. А ещё позже решила вставить в конце каждой презентации из книги Н.А.Сениной, С.В.Гармаша, С.А.Диденко и др. “Русский язык. Тематические тесты. 8-й класс”[5] тестовые задания, которые помогут ребятам осознать, до конца ли они поняли тему, например, в презентации “Сказуемое” на слайде 23 дана таблица:
А. У книги, безусловно, есть множество достоинств. Б. Не красна сказка письмом, а красна вымыслом. В. Смею ли смеяться? Г. Дело это обстояло именно так. Д. Никто меня не хотел понять. Е. Ей было тогда двадцать три года. |
|
А к ней задание: Укажите вариант ответа, в котором правильно соединены предложения и тип сказуемого в них. Ответ появляется после клика мышки.
В презентации “Дополнение” на слайде 12 задание немного другого формата:
1. Какое(-ие) из утверждений являет(-ют)ся неверным(-и)?
А) Дополнение обозначает предмет.
Б) Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
В) Дополнение может быть выражено неопределённой формой глагола.
Г) Дополнение как зависимое слово в словосочетании связывается при помощи управления или примыкания.
Ответ также появляется после клика мышки.
Подобные задания в конце каждой презентации представлены под рубрикой “Проверь себя”, их на слайдах расположено нечётное количество, для того чтобы не оставалось сомнений в оценивании своих заний.
Для меня наибольшие затруднения вызвали темы “Виды сказуемых” и “Приложение”, потому что различить составное именное и простое глагольное очень трудно, а приложение и вовсе абсолютно новое для меня. С помощью составления презентаций я разобралась, в каких ролях может выступать в предложении инфинитив, оказывается, не только в роли сказуемого. Это очень интересно.
Дизайн презентаций
5 этап. Над дизайном презентаций я работала сразу, мне это тоже очень нравится. В выборе шрифта, цвета, анимации я исходила из своих предпочтений, но и опиралась на то, что может заинтересовать моих сверстников.
В каждой презентации свой фон на слайдах, но я оставила везде один шрифт Comic Sans MS, он мягкий и закруглённый. В начале и конце каждой презентации я вставила картинку-символ русского языка – книгу в очках: русский язык – мудрая наука, требующая глубокой вдумчивости.
Цвет шрифта в каждой презентации тоже свой, чтобы как-то сочетался с фоном.
В последней презентации на предпоследнем слайде я вставила медаль, которую вручаю всем, кто дошёл до конца - значит победил.
Каждая презентация в конце содержит слова:“Надеюсь, что вы это запомните”и “Спасибо за внимание!” А самый последний слайд - это перечень источников, которыми я пользовалась при составлении презентаций.
Очень часто можно встретить на слайдах анимацию, которая помогает как раз и не давать знания в готовом виде, а хоть как-то будить мысль.
Так создавалась презентация для учеников 8 класса, которая была простая, но с изюминкой, в которой сочетались и лёгкость, и тепло, и вдумчивое понимание информации.
Заключение
В заключении хочется повторить то, что говорила во введении: презентация – это лёгкий способ донести до человека информацию в качественном, доступном и интересном виде. Я предлагала некоторым ученикам нашей школы поработать с данными презентациями, и вот какие отзывы получила. Шаманский Кирилл, ученик 8 класса: “Именно эти презентации помогли мне понять трудные и важные темы, глубже понять дополнения и обстоятельства, разобраться со сказуемыми и приложениями. Я считаю, если уроки проводить с презентациями такого типа, то многим будет более понятен тот или иной параграф. И у них останутся в памяти эти яркие слайды, весёлые анимации, увлекательные вопросы, тесты и, конечно, очень познавательная информация на них. Презентация - это и вправду лучший способ передачи информации подросткам… Мне понравилось побывать на слайдах этих презентаций, я даже стал больше интересоваться русским языком”.
Анастасия Ефимова, ученица 10 класса: “По моему мнению, презентации, представленные Федоровской Галей, могут быть полезны ученикам школы. Информация в них изложена доступно и понятно, а также легко запоминаема. Обращаясь к ним, школьники могут легко подготовиться как к обычным урокам, так и к контрольным работам по русскому языку. Я считаю, что данные презентации могут стать учебным пособием по русскому языку для подготовки к ГИА и ЕГЭ”.
Некоторые ребята в классе не воспринимают информацию, услышанную из уст учителя, потому что им скучно слушать старшего каждый день, на каждом уроке. Да и часто учитель для них выступает в роли того, кто всегда что-то запрещает, а запретного всегда хочется больше. Вот с помощью презентаций ребята смогут самостоятельно либо изучить, либо повторить темы русского языка. Данные темы с помощью презентаций можно изучать и повторять как дома самостоятельно, так и на уроке уже с учителем.
Использованная литература:
1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория, 5-9. – М.: «Просвещение», 2008.
2. В.М.Бурмако. Русский язык в рисунках. – М.: «Просвещение», 1991.
3. Л.А.Поникарова. Русский язык. Синтаксис в таблицах и заданиях. – М.: «Просвещение», 2008
4. А.Т.Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2. – М.: «Просвещение», 1967.
5. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко и др. Русский язык. Тематические тесты. 8-й класс. – Легион. Ростов-на-Дону. 2011.
6. ru.wikipedia.org›wiki/Член_предложения
7. dic.academic.ru›dic.nsf/bse/150487
Снегири и коты
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Пейзаж
Каргопольская игрушка
Астрономический календарь. Октябрь, 2018