Главное, любить свое дело, тогда ученики с легкостью и желанием станут «вашими» учениками, а вы, «их» учителем.
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_amosova.docx | 19.26 КБ |
Первый урок в роли учителя
«Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»
А.С. Макаренко
За каждым великим правителем, в свое время, стояла не менее значимая фигура – фигура наставника, именно поэтому, обучение и образование детей было важным делом, для реализации которого искали и приглашали лучше умы. Образование высоко ценилось, от него на прямую зависела будущая жизнь и «место под солнцем» человека, а иной раз - судьбы могущественных держав, и личностей, которые вершили историю.
Вокруг существует большое количество рекомендаций о том, как стоит подготавливать ребенка к первым дням в школе, к новому коллективу, к незнакомой обстановке. То есть, как подготовить чадо физически нравственно и морально.
К сожалению, редко можно встретить похожие рекомендации к молодым учителям, которые переживают не меньше детей. Для педагога крайне важно уметь адаптироваться и создавать атмосферу благоприятную для приема и передачи знаний, ведь перечень профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен и включает: умственные; дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т.д.); перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность); организаторские качества; волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.); коммуникативные; тактичность; педагогическое воображение, способность к распределению внимания; динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональная устойчивость (способность владеть собой); оптимистическое прогнозирование; креативность. И все это нужно развивать и прививать в себе, ведь - «… учитель должен быть, талантливым популяризатором знаний; талантливым методистом; талантливым педагогом и психологом, умеющим устанавливать и поддерживать должный педагогический контакт с учениками» - считает Н.С. Яковлев
Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов, училищ испытывают страх перед ученической аудиторией неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в способности установления контакта с классом и умении позиционировать себя как учителя. Не умение справится с волнением, грозит срывом урока, а робость учителя может быть истолкована учениками как недостаток профессионализма.
Для того чтобы справится с волнением и стрессом в период начала педагогической практики нужно как можно тщательнее подготовить план урока, попробовать предугадать возможные вопросы, при этом план должен быть легким и интересным, подходящим для возвратной группы детей, которым будет дан материал. Волнение естественно. Возможно, стоит попробовать поработать в детском лагере, оказаться в среде, где дети чувствуют себя непринужденно. А для преодоления страха публичных выступлений и отработки культуры речи можно участвовать в студенческой самодеятельности, читать стихи в слух, не обходить стороной научные конференции.
Урок является основной частью, причиной и целью. Чтобы составить план хорошего урока, нужно время, старание и понимание того, чего хотят ваши обучаемые и что они могут. На первую позицию выходит знание своего предмета (или, в крайнем случае, хорошее владение темой урока). Согласно исследованиям, ученики уважают педагогов, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и предпочитают учителей, которые обладают широким кругозором и дополняют материал из учебника интересными фактами. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока поможет не растеряться, и дать львиную долю уверенности в себе. Рекомендуется рассчитывать время, отведенное на каждый этап и продумывать все этапы урока (включая предполагаемые ответы учащихся). Помимо всего вышесказанного, важно уделить внимание своему внешнему виду, который должен быть продуман задолго до появления в классе. Не следует забывать про данный пункт, так как ученики всегда оценивают внешний вид учителя и достаточно критично относятся к имеющимся недостаткам. Правильно подобранные комбинации в одежде помогут не шокировать учащихся, а даже напротив, вызвать доверие, и, что очень важно, не отвлекать от материала урока.
Когда подготовка к уроку закончена, наступает этап проведения урока, который начинается с появления преподавателя в классе. Этот этап очень важен, ведь, излишняя суетливость, спешка не прибавят вам веса в глазах учащихся. Нужно войти с чувством собственного достоинства, кивком поприветствовать учащихся, представится (рекомендуют писать свое имя на доске, разборчивым подчерком), попросить представиться учеников (немаловажно суметь называть детей по имени). После начала работы не стоит забывать о паузах в работе, моментах, когда дети смогут отдохнуть, а учитель развлечь их интересными фактами (важно, чтоб тематика совпадала с темой урока). Когда урок будет подходить к концу, нужно дать домашнее задание.
«Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими»
Раль Эмерсон
Молодой преподаватель – это неопытный специалист. Это не плохо, так как многие начинающие педагоги больше готовятся к своим занятиям и относятся намного ответственней к своему делу. Каждый из именитых педагогов прошел этап становления, период, когда он, так же, как и вы, входил в аудиторию или класс впервые. Было и первое впечатление, и отработка стиля работы. Ведь самый лучший способ обучения - практика. Главное, любить свое дело, тогда ученики с легкостью и желанием станут «вашими» учениками, а вы, «их» учителем.
Список литературы
1. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
2. Кузин В. С. Психология / Под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. М.: Высшая школа, 1982.
3. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993 – 1999.
4. Сто советов учителю / Василий Александрович Сухомлинский. – Ижевск : Удмуртия, 1981.
5. Хрестоматия по истории педагогики: В 3х т. Т. 3. Новейшее время. / Под общ.ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
Компас своими руками
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Как нарисовать зайчика
Как нарисовать китайскую розу
Загадочная система из шести экзопланет