С развитием медицинской науки и совершенствованием медицинских технологий, условий и методов оказания лечебно- профилактической помощи населению, растёт роль и значение деятельности медицинской сестры в системе здравоохранения. От её знания и умения, профессионального отношения к делу во многом будет зависеть слаженная работа служб и подразделений лечебных учреждений. Особое значение имеет высокий профессионализм медицинской сестры при работе с детьми. Потребность в сестринском уходе сопровождает человека на протяжении всей жизни, независимо от того болен он или здоров. Поэтому знание всех тонкостей сестринского дела очень необходимо медицинским работникам, так как их роль в лечебном процессе в огромной степени определяется качественным уходом. В свою очередь сестринское дело является динамической профессией, всегда находящей новые пути удовлетворения меняющихся потребностей в области здравоохранения страны. Для этого понадобится база специальных знаний разработанных для медицинских сестёр. Одной из таких баз является педиатрия.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_khodzhamkulovoy_aliny.ppt | 1.52 МБ |
issledovatelskaya_rabota_khodzhamkulovoy_aliny.doc | 109.5 КБ |
МБОУ г.Астрахани «СОШ №18 имени 28 Армии»
Исследовательская работа
«Математика в педиатрии»
Выполнила
ученица 8 класса
Ходжамкулова Алина
Руководитель
Фролова Елена Павловна.
2013 год
Цели исследовательской работы
Задачи исследовательской работы
введение
С развитием медицинской науки и совершенствованием медицинских технологий, условий и методов оказания лечебно- профилактической помощи населению, растёт роль и значение деятельности медицинской сестры в системе здравоохранения. От её знания и умения, профессионального отношения к делу во многом будет зависеть слаженная работа служб и подразделений лечебных учреждений. Особое значение имеет высокий профессионализм медицинской сестры при работе с детьми. Потребность в сестринском уходе сопровождает человека на протяжении всей жизни, независимо от того болен он или здоров. Поэтому знание всех тонкостей сестринского дела очень необходимо медицинским работникам, так как их роль в лечебном процессе в огромной степени определяется качественным уходом. В свою очередь сестринское дело является динамической профессией, всегда находящей новые пути удовлетворения меняющихся потребностей в области здравоохранения страны. Для этого понадобится база специальных знаний разработанных для медицинских сестёр. Одной из таких баз является педиатрия.
Педиатрия (греч. Paid-ребёнок и iatria – лечение), есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма, и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей.
Организация медицинской помощи новорождённым
Медицинскую помощь женщинам в родах оказывают родильные дома. Для госпитализации беременных, страдающих не вынашиванием, тяжёлыми сердечно–сосудистыми и другими заболеваниями, организованны специализированные акушерские стационары или отделения.
Родовспомогательное учреждение имеет физиологическое и обсервационное отделение для новорождённых.
В физиологическом отделении для здоровых, доношенных детей предусматривается площадь не менее 2,5 м2 на одну койку, в обсервационном – 4,5м2.
В течение всего периода пребывания новорождённых в родильном доме используется только стерильное бельё. Его суточный запас на одного новорождённого составляет не менее 12 пелёнок, 5 распашонок для 5-7 кратной смены. На всё время пребывания в родильном доме новорожденному выделяют 1 матрац, 2 одеяла, 3 конверта.
Вопрос: Сколько потребуется сменного белья на отделение в 52 ребёнка на неделю?
Решение: За неделю бельё успевают поменять 3 раза
Смены белья | Кол-во новорождённых | Пелёнки | Распашонки | Матрац | Одеяло | Конверт |
1 смена 2смена 3смена | 1 52 52 52 | 12 624 624 624 | 5 125 125 125 | 1 52 52 52 | 2 104 104 104 | 3 156 156 156 |
итого: | 52 | 1872 | 375 | 52 | 104 | 156 |
Расчёт количества молока
При грудном вскармливании ребёнок сам регулирует количество необходимой пищи. Тем не менее, чтобы знать его ориентировочную потребность, проводят расчёты.
Первые 7-8 дней количество молока можно рассчитать по формуле: суточный объём молока ( в мл.) равен 70п (при массе тела при рождении ниже 3200г.) или 80п ( при массе выше 3200г.), где п – дни жизни ребёнка.
Разовый объём пищи равен суточному объёму молока, разделённому на количество кормлений. Ориентировочная частота кормлений здорового новорождённого (при частичном свободном вскармливании) составляет 6 раз в сутки с интервалом в 3,5 часа.
Рассчитать количество молока, требующиеся ребёнку в первую неделю жизни.
Разовый объём = суточный объём: количество кормлений
Дни жизни | Суточная доза для детей с массой менее 3200г | Суточная доза для детей с массой более 3200г | Разовая доза для детей с массой менее 3200г | Разовая доза для детей с массой более 3200г | количество кормлений |
1 2 3 4 5 6 7 | 70 138 210 276 348 420 486 | 80 156 240 318 396 480 558 | 11,6 23 35 46 58 70 81 | 13 26 40 53 66 80 93 | 6 6 6 6 6 6 6 |
Расчёт потребляемого молока можно произвести калорийным методом
Ребёнок в возрасте 2 месяца имеет массу тела 4кг. Какой объём пищи потребуется ему в сутки, если 1 литр женского молока содержит 700ккал.
В первую четверть года ребёнок должен получать 120 ккал/кг массы тела, во вторую – 115ккал/кг, в третью – 110ккал/кг, в четвёртую – 105ккал/кг
Решение: Суточный объём пищи равен (4кг*120ккал)*1000мл:700ккал = 685мл.
Расчёт количества молока
Количество пищи грудного ребенка в сутки рассчитывают объёмным методом:
От 2 недель до 2 месяцев – 1/5 массы тела,
От2 месяцев до 4 месяцев – 1/6 ,
От 4 месяцев до 6 – 1/7.
После 6 месяцев суточный объём составляет не более 1 литра.
Для определения разовой потребности в пище суточный объём пищи делят на число кормлений. Долженствующую массу тела можно определить по формуле: m(долж) =m0+ месячные прибавки, где m0 – масса при рождении. Месячные прибавки составляют за первый месяц 600г, за второй – 800г, третий – 800г, каждый последующий месяц на 50г меньше предыдущего.
Динамический процесс роста и биологического созревания ребёнка. Скорость роста и созревания различных органов и систем в основном запраграмированны наследственными механизмами. Неблагоприятные факторы, особенно в раннем возрасте могут нарушить последовательность этого процесса.
Для зрелого доношенного ребёнка характерны следующие средние показатели физического развития (ФР.): масса тела 3300г. для девочек и 3500г. для мальчиков, длинна тела 50-52см., окружность головы 34-35см., груди – 33-35см.
Ориентировочно можно рассчитать основные антропометрические показатели. Антропометрический метод исследования – изучает тело человека и его части путём измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и т.д.
Масса детей 1 года жизни равна массе тела ребёнка 6 месяцев (8200-8400) минус 800г. на каждый недостающий месяц или плюс 400г. на каждый последующий.
Масса детей после года равна массе ребёнка в пять лет (19кг.) минус 2кг. На каждый недостающий год, либо плюс три на каждый последующий.
Длина тела до года увеличивается ежемесячно в 1 квартале на 3-3,5см. во 2 – на 2,5см. в 3 - -на 1,5см., а в 4 - -на 1см. Длина тела после года равна длине тела в 8 лет(130см.) минус 7см. за каждый недостающий год либо плюс 5см. за каждый превышающий год.
Лучший способ оценки физического развития с помощью центильных таблиц, он прост в работе, так как исключаются расчеты. Центильные таблицы широко применяется за рубежом с конца 70-х годов XX века. Центильные таблицы позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Составляют эти таблицы следующим образом: антропометрические данные 100 человек (100%) одного возраста выстраивают в порядке возрастания. Затем показатели 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (или процент, или перцентиль, или просто центиль).
Если полученные результаты соответствуют 25 - 75 центилю, то рассматриваемый параметр соответствует среднему возрастному уровню развития. Если же показатель соответствует 10 центилю, это говорит о развитии ниже среднего; а если 3 - о низком развитии. Если показатель входит в пределы 90 центиля, развитие оценивают выше среднего; а если в 97 - как высокое.
Он прост, удобен и прочен. Стандартные таблицы периодически составляются на основании массовых региональных обследований определённых возрастно-половых групп детей. Используя центильные таблицы можно определить уровень и гармоничность развития физического развития.
Для оценки показателей физического развития необходимо:
Ребёнок родился ростом 53см. Какой рост должен быть у него в 5 месяцев, 3года?
Решение:
прирост за каждый месяц жизни составляет: в 1-ой четверти (1-3 месяца) по3 см на каждый месяц,
Во 2-ой четверти (4-6 мес.) – 2,5 см, в 3-ей четверти (7-9 мес.) – 1,5 см, в 4-ой четверти (10-12 мес.) – 1,0 см.
Рост ребёнка после года можно вычислить по формуле: 75+6n
Где 75 – средний рост ребёнка в 1 год, 6 – среднегодовая прибавка, n – возраст ребёнка
Ответ:
рост ребёнка в 5 месяцев: Х = 53+3 * 3+2 *2,5 = 67см
Рост ребёнка в 3 года Х = 75+(6*3) = 93 см
Ребёнок родился весом 3900г.
Какой вес должен быть у него в 6 месяцев, 6 лет, 12 лет?
Решение:
Увеличение массы тела ребёнка за каждый месяц первого года жизни:
месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
прибавка | 600 | 800 | 800 | 750 | 700 | 650 | 650 | 550 | 500 | 450 | 400 | 350 |
Массу тела ребёнка до 10 лет в кг можно вычислить по формуле: m = 10+2*n, где 10 – средний вес ребёнка в 1год, 2 – ежегодная прибавка веса, n – возраст ребёнка.
Массу тела ребёнка после 10 лет в кг можно вычислить по формуле: m = 30+4(n –10), где 30 – средний вес ребёнка в 10 лет, 4 – ежегодная прибавка веса, n – возраст ребёнка.
Вес ребёнка в 6 месяцев: m = 3900+600+2*800+750+700+650 = 8200
Вес ребёнка в 6 лет: m = 10+2*6 = 22кг.
Вес ребёнка в 12 лет: m = 03+4*(12-10) = 38кг.
Ребёнок родился ростом 53см. Какой рост должен быть у него в 5 месяцев, 3года?
Решение:
прирост за каждый месяц жизни составляет: в 1-ой четверти (1-3 месяца) по3 см на каждый месяц,
Во 2-ой четверти (4-6 мес.) – 2,5 см, в 3-ей четверти (7-9 мес.) – 1,5 см, в 4-ой четверти (10-12 мес.) – 1,0 см.
Рост ребёнка после года можно вычислить по формуле: 75+6n
Где 75 – средний рост ребёнка в 1 год, 6 – среднегодовая прибавка, n – возраст ребёнка
Ответ:
рост ребёнка в 5 месяцев:
Х = 53+3 * 3+2 *2,5 = 67см
Рост ребёнка в 3 года
Х = 75+(6*3) = 93 см
Питание детей с 1 года до 7 лет.
Питание детей после 1 года изменяется по сравнению с питанием ребёнка грудного возраста. Это связанно с развитием жевательного аппарата, увеличением объёма желудка, возросшими функциональными возможностями пищеварительного тракта. Однако во многом структура и функции органов пищеварения ещё не совершенны. По этому по-прежнему сохраняется необходимость щажения пищеварительных функции, строгий контроль качества продуктов и их кулинарной обработки.
При организации питания детей важное значение приобретает качественный и количественный состав рациона. Некоторые продукты должны входить в питание ежедневно (молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль), а также рыба, творог, яйца – через 1 – 2 дня.
Полноценный рацион предполагает обеспечение детей необходимым количеством белков животного происхождения: с 1 года до 3 лет – 75%, 4 – 6 лет – 65%, 7 лет и старше – 50% общего количества белков в пищевом рационе. Особое внимание следует обращать на достаточное обеспечение молоком (не менее 0,5 литров в сутки) и творогом (40 – 50 гр.), использование в питании кисломолочных продуктов. По количеству молока можно косвенно судить об обеспечении детей солями кальция.
В рационе используются мясные продукты из говядины, нежирной свинины, мяса кур, субпродуктов. Растительные масла должны составлять 10-15% от общего суточного количества жиров, часть его без термической обработки.
Рекомендуется включать в питание листовые овощи и корнеплоды, зелень, фрукты, ягоды и соки.
Крупяные изделия и блюда из макарон необходимо давать не чаще 1 раза в день. Набор блюд с возрастом обогащается, с 1,5 лет в питание вводят чёрный хлеб, с 2 лет немного сыра, селёдки, икры, колбас, квашеной капусты, солёных огурцов, помидор. Не желательно давать баранину, жирные сорта свинины, мясо гусей, уток, копчености, натуральный кофе, какао, горчицу, уксус, маргарин. Следует ограничить сладости.
В течение суток продукты должны быть правильно распределены: мясные, рыбные, бобовые блюда в первую половину дня, на ужин творожные, овощные, крупяные.
Важно разнообразить блюда, особенно завтраки и гарниры ко вторым блюдам. Следует принять за правило: ежедневно ребёнок должен получать 2 овощных блюда и только 2 раз кашу. Блюда необходимо рационально сочетать и чередовать. Если требуют интересы ребёнка, следует индивидуализировать питание.
Кулинарная обработка продуктов с возрастом изменяется: с 1,5 лет готовят блюда кашицеобразной консистенции (пюре, суфле, пудинги, паровые котлеты), с появлением коренных зубов дают пищу требующую активного жевания – мясо, нарезанное кусочками, винегреты, поджаренные котлеты, фрукты.
Определить суточный объём пищи по формуле: 1000 +100n(мл), где n – число лет
Для 3 и 5-ти летнего ребёнка.
Вопрос: какое артериальное давление должно быть у ребёнка в 7лет?
Решение: ориентировочно артериальное максимальное давление после года можно определить с помощью формулы В.И. Молчанова: Х = 80+2n, где 80 – среднее давление ребёнка 1 года составляет 1/2 -1/3 от максимального.
Ответ: максимальное давление у ребёнка 7 лет:
Х = 80+2*7 = 94мм.рт.ст.
Минимальное давление:
47-63 мм.рт.ст
Проследим за ростом детей до года и подсчитаем, какой у них должен быть идеальный рост
Вероники 2006 года рождения
Павла 1 2000 года рождения
Павла 2 2006 года рождения
Дарьи 2006 года рождения
Составим диаграммы роста:
Проследим за весом детей до года и рассчитаем, какой у них должен быть идеальный вес
Вероники 2006 года рождения
Павла 1 2000 года рождения
Павла 2 2006 года рождения
Дарьи 2006 года рождения
Составим диаграммы веса:
Заключение.
Ёще Галилеем было сказано, что книга природы написано на языке математики. Развивая эту мысль, Н. Бор писал: “Чистая математика является не отдельной областью знания, а скорее усовершенствованием общего языка, оснащением его удобными средствами для отображения таких зависимостей, для которых обычные словесные выражения оказались бы неточными”.
Математику следует назвать не языком науки, а скорее грамматикой (и поэтикой) этого языка - дисциплиной, изучающей правила обращения со своеобразным языком, словами которого являются символы, фразами - формулы, а литературным произведением – научные теории.
В своем исследовании я узнала, что математика в педиатрии играет роль прикладной дисциплины. С помощью математики медсестры рассчитывают суточный запас стерильного белья в родильном доме, рассчитывают объём пищи и количество молока, требуемое для питания детей, рассчитывают, какими должны быть в идеале рост и масса у ребёнка до года.
С помощью Интернет-следования по теме «Математика в педиатрии» я расширила свои знания по предмету.
Медсестра обязательно должна владеть математикой.
Список используемой литературы:
1.Сестринское дело, а педиатрии учебник авторы: Л.И. Захарова
Т.В. Рябчикова
С.И. Двойников
М.В. Чайковская
2. Сестринское дело журнал №5 2002г.
3. Педиатрия учебное пособие авторы: Н.В.Ежова
пособие Е.М.Русакова
Г.И.Кащеева
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Финист - Ясный сокол
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Девчата