Отдел образования администрации городского округа г. Шахунья
МБОУ «Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина»
секция «Экология и здоровье человека»
Учебно – исследовательская работа
«Сколько весит здоровье ученика?»
Выполнили Катютина Лидия Сергеевна – 11 лет
и Бажина Алена Сергеевна – 10 лет
Руководитель: учитель начальных классов
Чупина Галина Николаевна
2013 год, г. Шахунья
Оглавление.
I. Введение. страницы
1. Выбор темы. Актуальность. 3
2. Цели. 3
3. Задачи. 3
II. Основная часть.
1. Объект и предмет исследования. 3
2. Гипотеза. 3
3. Методы исследования. 3
4. «Выбираем ранец». 4
5. «На все есть свои нормы». 5
6. «Угроза за спиной. 5
7. Эксперимент. 6
III. Заключение.
1. Выводы. 7
2. Рекомендации ученикам. 8
3. Рекомендации родителям. 8
4. Рекомендации работникам школы. 8
I. Введение.
1. Выбор темы.
Нас волнует здоровье школьника- здоровье будущего поколения. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
2. Цель.
Обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
3. Задачи.
ü Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
ü Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
ü Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
ü Предложить свои способы решения проблемы.
II. Основная часть.
1.Объект, предмет и база исследования.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника- основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 4б класса.
2. Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
3. Методы исследования.
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
4. Результаты исследования.
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?» Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период- с 4 до 11 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно- портфели. Регулярная ассимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец.
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
На все есть свои нормы.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных дисциплин и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 2010 года введены в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
-1-4 классов-300 г;
-5-6 классов-400 г;
-7-8 классов-500 г;
-10-11 классов-600 г.
Угроза за спиной.
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившие 10, 20, 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое- 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушению осанки.
Наш эксперимент.
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент на себе.
План эксперимента.
1. Узнать у медработника школы информацию о состоянии нашей опорно- двигательной системы.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
· Самый тяжелый учебник
· Самый «тяжелый» учебный день
· Самый «легкий» учебный день
6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Проанализировав личные карточки учеников с медработником школы, мы увидели, что проблема с опорно- двигательной системой у нас есть.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, то есть вес ученика (в кг) надо умножить на 10 и разделить на 100, данные записали в таблицу 1.
Ф.И.О. ученика | Год рождения | Вес тела (кг) | Диагноз | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца (кг) |
Бажина Алена | 2002 | 29 |
| 2,9 | 3,5 |
Катютина Лида | 2001 | 31 |
| 3,1 | 4 |
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки- в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили ранцы без школьных принадлежностей. Результаты в таблице.
Ф.И.О. ученика | Вес ранца (кг) | Выводы |
Бажина Алена | 0,45 | норма |
Катютина Лида | 1 | Слишком тяжелый |
III. Заключение.
Выводы:
Мы увидели, что вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно- двигательной и сердечно-сосудистой систем.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их: «Литературное чтение»-200 г, «Математика»-230 г, «Русский язык»-300 г, «Окружающий мир»-50 г, дневник-100 г, «Английский язык»-250 г.
Все книги соответствовали гигиеническим нормам-300 г для учеников начальной школы.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в среду и в пятницу: 4,45 кг (без сменной обуви и дополнительной книги). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым легким ранец оказался в четверг. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3,42 кг, причем не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Рекомендации ученикам:
· Не носите лишнего в ранцах;
· Проверяйте ранец ежедневно м не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям:
· Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы-300 г.
· У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
· Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье.
Рекомендации работникам школы:
Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно- сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
· Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
· Найти возможность использовать 2 комплекта учебников;
· При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
· Организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, ИЗО в помещении школы;
· Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительно чтения.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Отдел образования администрации городского округа г. Шахунья
МБОУ «Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина»
секция «Экология и здоровье человека»
Учебно – исследовательская работа
«Сколько весит здоровье ученика?»
Выполнили Катютина Лидия Сергеевна – 11 лет
и Бажина Алена Сергеевна – 10 лет
Руководитель: учитель начальных классов
Чупина Галина Николаевна
2013 год, г. Шахунья
Оглавление.
I. Введение. страницы
1. Выбор темы. Актуальность. 3
2. Цели. 3
3. Задачи. 3
II. Основная часть.
1. Объект и предмет исследования. 3
2. Гипотеза. 3
3. Методы исследования. 3
4. «Выбираем ранец». 4
5. «На все есть свои нормы». 5
6. «Угроза за спиной. 5
7. Эксперимент. 6
III. Заключение.
1. Выводы. 7
2. Рекомендации ученикам. 8
3. Рекомендации родителям. 8
4. Рекомендации работникам школы. 8
I. Введение.
1. Выбор темы.
Нас волнует здоровье школьника- здоровье будущего поколения. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
2. Цель.
Обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
3. Задачи.
ü Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
ü Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
ü Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
ü Предложить свои способы решения проблемы.
II. Основная часть.
1.Объект, предмет и база исследования.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника- основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 4б класса.
2. Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
3. Методы исследования.
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
4. Результаты исследования.
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?» Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период- с 4 до 11 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно- портфели. Регулярная ассимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец.
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
На все есть свои нормы.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных дисциплин и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 2010 года введены в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
-1-4 классов-300 г;
-5-6 классов-400 г;
-7-8 классов-500 г;
-10-11 классов-600 г.
Угроза за спиной.
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившие 10, 20, 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое- 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушению осанки.
Наш эксперимент.
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент на себе.
План эксперимента.
1. Узнать у медработника школы информацию о состоянии нашей опорно- двигательной системы.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
· Самый тяжелый учебник
· Самый «тяжелый» учебный день
· Самый «легкий» учебный день
6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Проанализировав личные карточки учеников с медработником школы, мы увидели, что проблема с опорно- двигательной системой у нас есть.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, то есть вес ученика (в кг) надо умножить на 10 и разделить на 100, данные записали в таблицу 1.
Ф.И.О. ученика | Год рождения | Вес тела (кг) | Диагноз | Правильный вес ранца (кг) | Реальный вес ранца (кг) |
Бажина Алена | 2002 | 29 |
| 2,9 | 3,5 |
Катютина Лида | 2001 | 31 |
| 3,1 | 4 |
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки- в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили ранцы без школьных принадлежностей. Результаты в таблице.
Ф.И.О. ученика | Вес ранца (кг) | Выводы |
Бажина Алена | 0,45 | норма |
Катютина Лида | 1 | Слишком тяжелый |
III. Заключение.
Выводы:
Мы увидели, что вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно- двигательной и сердечно-сосудистой систем.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их: «Литературное чтение»-200 г, «Математика»-230 г, «Русский язык»-300 г, «Окружающий мир»-50 г, дневник-100 г, «Английский язык»-250 г.
Все книги соответствовали гигиеническим нормам-300 г для учеников начальной школы.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в среду и в пятницу: 4,45 кг (без сменной обуви и дополнительной книги). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым легким ранец оказался в четверг. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3,42 кг, причем не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Рекомендации ученикам:
· Не носите лишнего в ранцах;
· Проверяйте ранец ежедневно м не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям:
· Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы-300 г.
· У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
· Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье.
Рекомендации работникам школы:
Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно- сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
· Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
· Найти возможность использовать 2 комплекта учебников;
· При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
· Организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, ИЗО в помещении школы;
· Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительно чтения.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Вложение | Размер |
---|---|
lida_i_alena.ppt | 1.3 МБ |
Сказка "Узнай-зеркала"
Мост из бумаги для Киры и Вики
Без сердца что поймём?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Сказочные цветы за 15 минут