В работе описывается исследование о простом карандаше с целью изучения истории возникновения карандаша, какими карандашами пользуются учащиеся нашей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
isledovatelskaya_rabota_karandash_-_prostoy_i_takoy_raznyy.docx | 127.56 КБ |
prezentatsiya_karandash_-_prostoy_i_takoy_raznyy.ppt | 2.38 МБ |
Региональный конкурс исследовательских
и творческих работ
«Наше наследие»
Исследовательская работа
Карандаш – «простой»
и такой разный
Работу выполнила: Панькина Анна Александровна ученица 4 класса
МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» Елабужского муниципального района
Научный руководитель:
Мамбетова Рушания Талгатовна учитель начальных классов первой квалификационной категории
Елабуга, 2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Основная часть
2.1. История создания карандаша
2.2. Как делали карандаш?
2.3. Практическая часть
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложени
1. Введение
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)
Казалось бы, чего только не придумано для письма или рисунка! Гусиные и металлические перья, чернила и тушь, шариковая ручка, фломастер. Но все равно и в рюкзачке первоклассницы, у художника и чертежника, бухгалтера и плотника, и на столе председателя правления банка всегда найдется несколько простых карандашей. Поистине универсальная вещь – пишет всегда и везде: и в перевернутом виде, и на морозе, и под водой, и в космосе. Карандаш в рекламе не нуждается. Статистика утверждает, что человеку в год нужно не менее 10 штук простых карандашей.
Интересно, что:
Мне было интересно узнать, какие карандаши предпочитают ученики нашей школы, как их используют, знают ли, из чего сделаны карандаши. С этой целью было проведено анкетирование среди учащихся 3, 4 и 11 классов нашей школы. (см. Приложение № 1) Ученики отвечали на ряд вопросов, касающихся использования ими простых карандашей. Нас удивило, что не все учащиеся знают, из чего сделан карандаш. Исходя из недостаточной осведомленности учащихся в этом вопросе, я решила выполнить данную работу.
Исходя из цели мы поставили следующие задачи.
Задачи:
Объект исследования: простой карандаш.
Практическая значимость данный материал можно использовать на уроке окружающего мира по теме «Полезные ископаемые», ИЗО по теме «История создания карандаша», классном часе «О бережном использовании леса» и др.
Карандаш - такой обыденный предмет. Первый пишущий инструмент, который нам доверили взрослые. Он прост и уж совсем не загадочен. В самом деле?
А сколько, например, ему лет? И не занимал ли вас когда-нибудь вопрос: а как же в него запихивают грифель? И что было, когда карандаша не было? С этого, пожалуй, и начнем.
2. Основная часть.
2.1 История создания карандаша.
Давным-давно, в старину, не было таких карандашей, как сейчас. Художники тогда рисовали серебряной проволочкой, а школьники писали свинцовой палочкой, которую, для удобства, вкладывали в трубочку из кожи. До сих пор, по-немецки, карандаш так и называется: «свинцовая палочка». История карандаша началась приблизительно триста лет назад, когда вместо свинца стали использовать новый минерал – графит. Но он очень мягкий и поэтому в графитную массу стали добавлять глину. От этого графитный стерженёк становился твёрже и прочнее. Чем больше глины, тем твёрже карандаш. Поэтому и бывают карандаши разных видов: твёрдый, средний и мягкий.
Условные знаки на грифельных карандашах.
Если на карандаше стоят знаки:
М - карандаш мягкий
2М - в 2 раза мягче
Т – карандаш твёрдый
2Т – в 2 раза твёрже
ТМ – твёрдо-мягкий
Вывод: разное обозначение зависит от количества жира добавленного в графит при изготовлении карандашей.
Конечно, пользоваться графитом было очень неудобно - руки пачкались! Приходилось обматывать графит веревкой, бумагой, а то и просто зажимать между дощечек, поэтому у него появилась «одежда». Она стала деревянной.
Оказывается, не каждое дерево подойдёт для изготовления корпуса карандаша. Нужно дерево, которое легко строгать и резать, но оно не должно лохматиться. Идеальным оказался для этой цели сибирский кедр.
2.2. Как делали карандаши?
Изготавливали карандаши тогда вручную. Разбавленную водой смесь графита, глины, жира, сажи и клея заливали в отверстие в деревянной палочке и специальным образом выпаривали. Один карандаш изготавливали около пяти дней, и стоил он очень дорого. В России производство карандаша организовал Михаил Ломоносов в Архангельской губернии.
Карандаш постоянно совершенствовался. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным, а есть трех- и восьмигранные. Изготовляют даже плоские карандаши. Есть карандаши - стиралки — с ластиком на конце, есть карандаши-подсказки — с таблицей умножения и алфавитом. Есть «веселые» карандаши — к ним прикреплен бубенчик, который весело позванивает. Бывают карандаши с кисточкой — нарисовал и тут же раскрасил. Выпускают даже карандаши ароматические — рисуешь розу и, вдруг, чувствуешь ее тонкий аромат. А для тех, кто грызет не переставая кончик карандаша, придумали карандаши витаминизированные.
Люди продолжали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.
Надежные карандаши выручат вас тогда, когда ручка может закапризничать и отказаться работать. Их берут с собой аквалангисты, чтобы делать зарисовки под водой. На них не оказывает губительного влияния даже невесомость и мороз! Так что в космосе и на полярных станциях без них никак не обойтись.
Подсчитано, что одна буква, написанная карандашом, весит 0,00033 г. Сколько же будет весить ваше имя, написанное карандашом?
2.3. Практическая часть
Эксперимент по определению наличия жира в графите.
Цель: Подтвердить или опровергнуть, что след оставляемого карандаша зависит от содержания жира в грифеле.
Чтобы подтвердить или опровергнуть, что грифельный карандаш оставляет разный след из-за различного количества жира, добавленного в карандаш, мною был проведён эксперимент.
Условия эксперимента: Были взяты кусочки шёлковой ткани, грифельные стержни из карандашей с разными обозначениями на корпусе карандаша.
В течение 1 минуты, по очереди, стержни протирали тканью. После этого кусочки ткани были постираны обычным стиральным порошком и разглажены утюгом.
В результате этого эксперимента я пришла к следующему выводу, мне удалось увидеть следующее: лучше всего след на ткани оставляли те грифельные стержни, у которых по условным знакам на корпусе карандаша были обозначения М, 2М. После стирки на ткани остались жирные пятна и особенно они были чётко видны после использования стержней с обозначением М,2М.
Вывод: в результате эксперимента мне удалось подтвердить, что разный след грифельные карандаши оставляют из-за разного содержания жира.
Выбор карандашей при покупке (мнение продавца).
Беседа с продавцом
Цель: Выяснить, как обычно происходит выбор карандашей при покупке?
Из беседы с продавцом магазина канцелярских товаров я узнала, что чаще всего при покупке карандашей люди смотрят на красивую упаковку, в которой находятся карандаши или по их яркой окраске не задумываясь о том, какого они качества или для какого вида изобразительного творчества они нужны.
Вывод: выбор карандаша происходит по внешнему виду.
Выбор карандаша при покупке (мнение учащихся).
Анкетирование учащихся
Цель: Выяснить, как обычно происходит выбор карандашей при покупке?
В целях выяснения способа выбора карандашей, мною было проведено анкетирование учеников нашей школы, среди 3, 4, 11 классов.
Учащимся было предложено ответить на вопросы, по которым можно было бы судить, как дети выбирают карандаши для своего использования.
В результате проведённого анкетирования мне удалось выяснить, что выбор карандашей происходит главным образом по качеству рисования, по цене, по необычной форме, красоте, совету продавца.
Результаты анкетирования:
Из анкет 109 учеников школы № 2, которые были мной опрошены (выбор карандаша при покупке). (См. Приложение )
Вывод: выбор карандашей чаще всего происходит по качеству рисования, по цене, необычной форме и красочной упаковке, следовательно, выбор происходит обдуманно.
ВЫВОД
В результате проведённой исследовательской работы я выяснила, что
1. Существует взаимосвязь оставляемого следа карандаша
на бумаге от его состава;
2. Что есть способ, по которому можно выбрать подходящий
карандаш для работы, если он не подстроган.
3. Составить памятку:
«Как правильно выбрать карандаш?»
Моя гипотеза о том, что существует взаимосвязь оставляемого следа карандаша от его состава подтвердилась.
Заключение
В результате исследовательской работы, я выяснила:
Эта исследовательская работа была для меня очень интересна и имеет практическое значение для меня и моих одноклассников. Теперь я могу сама правильно выбирать карандаши и поделиться опытом, как правильно их выбрать для разного вида работы, чтобы не затрачивать время и дополнительные денежные средства на их покупку.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. На что обращают внимание при покупке карандашей:
2. Почему пользуешься этим карандашом?
3. Для чего используют карандаш:
4. Используют виды карандашей:
5. Форма карандаша:
6. Наличие резинки:
7. Причина долгого использования:
8. Грызёшь ли ты карандаш?
9. Из чего сделан карандаш? Из графита и дерева.
Что общего у травы и собаки?
Лупленый бочок
Сказка об осеннем ветре
Пейзаж
Сладость для сердца