Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» реализуется на базе ГОБПОУ «Усманского педагогического колледжа» города Усмани Липецкой области и направлен на разработку и создание условий для подготовки этапа перехода к инклюзивному обучению, а также создание условий организации инклюзивного образования в колледже.
ГОБ ПОУ «Усманский педагогический колледж»
Конкурс «Студент года – 2014»
Конкурс проектов «Студенческая инициатива»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая аннотация проекта……………………………………….3
2. Основное содержание проекта……………………………………7
3. Ожидаемые результаты проекта…………………………………15
4. Примерный план мероприятий проекта………………………...18
5. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………..24
Наименование Проекта | «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» |
Направление проекта | Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» реализуется на базе ГОБПОУ «Усманского педагогического колледжа» города Усмани Липецкой области и направлен на разработку и создание условий для подготовки этапа перехода к инклюзивному обучению, а также создание условий организации инклюзивного образования в колледже. |
Разработчики Проекта | Студентка 4-Б группы ГОБПОУ «Усманский педагогический колледж» города Усмани Липецкой области |
Участники проекта | Студенты с ограниченными возможностями, их здоровые сверстники, педагогический состав колледжа, администрация колледжа и района, сотрудники ПДД, медицинские работники, социальная служба и родители. |
Цели Проекта | - Разработка и создание условий перехода к инклюзивному образованию в ГОБПОУ «Усманского педагогического колледжа» города Усмани путем выявления правовых, методических, психолого-педагогических проблем и информирования родителей и общественности, а также создание условий организации инклюзивного образования в колледже. - Улучшение образовательных результатов детей с особыми потребностями путем предоставления им равных возможностей и полноправного участия в образовательном процессе, которое в будущем приведет их к независимому существованию и экономической самодостаточности. |
Задачи | 1. Совершенствовать внутреннюю среду колледжа, создать безбарьерную среду. 2. Обеспечить образовательные программы технологиями инклюзивного образования. 3. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования. 4. Обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе среднего профессионального обучения. 5. Создать систему развития толерантных отношений между работниками колледжа и учащимися, а также между семьей и сообществом. Организовать для детей с ограниченными возможностями (далее – дети с ОВЗ) принимающую и понимающую среду, способную подкреплять их социальное и познавательное развитие. 6. Включить родителей в процесс развития инклюзивного образования в колледже. 7. Разработать систему мониторинга процессов развития инклюзивного образования в колледже. |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта | - Наличие нормативно-правового, программно-методического обеспечения и кадрового ресурса. - Соблюденных санитарно-гигиенического, теплового, светового и противопожарного режимов, правил техники безопасности. - Наличие специального оборудования для логопедических и психологических занятий. - Наличие системы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. - Наличие пройденной курсовой подготовки у участников проекта по проблемам инклюзивного образования. - Наличие программно-методических материалов для работы в разноуровневых инклюзивных образовательных средах. |
- Участие педагогов и специалистов сопровождения в консультациях, тематических педагогических советах, семинарах, круглых столах, мастер-классах по реализации инклюзивного образования (на разных уровнях). - Участие педагогов и специалистов сопровождения в сетевых сообществах учителей, работающих со студентами с ОВЗ. | |
- Успешность овладения учащимися с ОВЗ рекомендованной образовательной программой. - Отсутствие пропусков занятий у учащихся с ОВЗ без причины. - Положительная динамика учащихся с ОВЗ в психическом развитии и обучаемости. | |
- Учащиеся с ОВЗ активно и постоянно участвуют в совместной деятельности мероприятий общеобразовательного процесса (социально-значимых событиях, различных видах социальной деятельности, интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах), в то числе, в коллективных видах деятельности. - Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья вовлечены в разнообразные кружки, секции. - Наличие активной поведенческой установки у студентов с ОВЗ на уверенное позиционирование себя в обществе. | |
- Наличие благоприятного психологического климата в колледже (в коллективе учащихся и в коллективе педагогов) - Наличие системы общеколледжных мероприятий по формированию толерантных отношений (проведение информационных конференций, семинаров, тренингов, участие в конкурсах в рамках Декады инвалидов и т.д.). - Наличие доступной информации на сайте колледжа. - Наличие систематических публикаций о реализации инклюзивного образования в колледже в средствах массовой информации. | |
- Наличие согласованного плана действий с родителями. - Родители участвуют в оценке образовательных условий и принятии решений. - Наличие регулярного контакта с семьей. - Семьи активно участвуют в жизни колледжа. | |
- Наличие критериев измерения особенностей развития студента с ОВЗ и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим показателям:
| |
Сроки реализации Проекта | В течение 5 лет |
Конечный результат | Наличие условий для качественного и доступного образования, успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности студентов с ОВЗ, максимально полное предоставление образовательных услуг студентам в вариативных формах обучения по месту их жительства. |
Идеология проекта | 1. Создание целостной и вариативной системы образования студентов с ОВЗ с преимущественной ориентацией на их инклюзивное обучение непосредственно по месту проживания с целью полноценной социализации и включения их в учебную, учебно-профессиональную, досуговую, общественную и трудовую деятельность. 2. Повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг и позиционирование колледжа как ресурса для общеобразовательных учреждений Липецкого района, осуществляющих инклюзивное, индивидуальное и надомное обучение. |
Понятие и значение инклюзивного образования
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения студентов с особыми потребностями в средне профессиональных учебных заведениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию студентов, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для студентов, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех людей, что обеспечивает доступ к образованию для студентов с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Особую актуальность сегодня приобретают исследования общественного мнения о проблемах доступности высшего образования и способах их решения. Исследователи ставят задачу выяснить, каковы представления школьников, студентов, их родителей, учителей, работодателей, руководителей и преподавателей государственных и негосударственных вузов, работников государственных и негосударственных служб по трудоустройству о различиях в качестве высшего образования (в том числе бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в государственных и негосударственных вузах) и в возможностях получения разного по качеству образования
Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть студентов выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей такихстудентов в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа студентов в учебных заведениях и, таким образом, выбывшие студенты становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не сами студенты терпят неудачу, а система исключает их. Инклюзивные подходы могут поддержать таких студентов в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.
Большинство учебных заведений не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья). Лишь в некоторых учебных заведениях существуют центры по обучению студентов-инвалидов.
Сегодня существуют различные формы содействия в получении среднего профессионального и высшего образования для различных социально-уязвимых групп населения: законодательное регулирование условий получения образования, финансовая поддержка, информационное обеспечение, социальная реабилитация, позитивная дискриминация. Все эти формы находятся на разной ступени своего развития и обладают различной степенью эффективности.
Получение студентами с ограниченными возможностями (далее – студенты с ОВЗ) и студентами-инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах профессиональной и социальной деятельности. Согласно «Закону об образовании» РФ эти студенты обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закрепленными в статьях 2, 5,16, 29, 31.
Таким образом, за последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния:
- общий рост количества студентов с отклонениями в развитии;
- увеличение общего количества образовательных учреждений для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Главная задача конвенции заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации. Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (статья 1).
Руководящие принципы Конвенции:
- Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц;
- Недопущение дискриминации;
- Полная и эффективная интеграция в общество;
- Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности;
- Равенство возможностей;
- Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Наш педагогический колледж может заниматься проблемой обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Решением данной проблемы будет организовать мониторинг психологического здоровья студентов с ограниченными возможностями здоровья, основываясь на результаты которого в системе проводится коррекционно-развивающая работа: реализуются индивидуально-ориентированные программы, проводится консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями по вопросам оказания помощи учащимся, в результате чего, снизилось количество учащихся с высоким уровнем, стабильно увеличивается число учащихся с положительным отношением к учению, с осознанной мотивацией.
На первом этапе проводить активную деятельность по принятию идеи инклюзивного образования, и поэтому в этом направлении осуществляется планомерная целенаправленная работа в форме консультаций, лекториев, семинаров, встреч с узкими специалистами, которые на сегодняшний день имеют опыт в области инклюзивного образования. Планомерная работа с учительским коллективом позволит создать творческую группу учителей, готовых взять на себя ответственность за реализацию идеи инклюзивного образования в нашей колледже.
Вместе с тем, как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования в нашем колледже сопровождается определёнными трудностями. Кроме подготовки персонала и подбора новых сотрудников, готовых работать в рамках данного проекта, мы выявили и другие трудности.
Важным вопросом была разработка критериев оценки эффективности реализации инклюзивного образования. В инклюзивном образовательном пространстве трудно найти единые и всеобъемлющие критерии оценки. В соответствии с изученным теоретическим материалом и собственной практикой мы определили проблемы, которые, являются важными при организации инклюзивного образования и в соответствии с которыми был разработан мониторинг по следующим критериям оценки:
- Атмосфера в колледже;
- Содержание образования;
- Связи с общественностью и родителями.
Под «атмосферой в колледже» подразумевается рассмотрение вопросов материально-технического оснащения, гигиены, комфортные условия работы, питание, психологическая атмосфера, эстетика и др.
«Содержание образования» - уроки, методики, технологии инклюзивного образования.
«Связи с общественностью и родителями» - связи с различными организациями, структурами (то есть связи окружающей социальной средой).
В процессе работы над проектом были выделены основные проблемы, отражающие разные стороны образовательного пространства:
Проблема № 1 «Совершенствование внутренней среды колледжа».
Проблема № 2 «Формирование толерантных отношений между студентами, а также между работниками колледжа (педагогическими работниками, техническими работниками и т.д.) и учащимися (психологический климат)».
Проблема № 3 «Стимулирование роста самоуважения студентов».
Проблема № 4 «Развитие толерантных отношений между колледжом, семьей и сообществом (в широком смысле – «микрорайон», все, что окружает колледж)».
Проблема № 5 «Стремление к тому, чтобы педагоги колледжа были примером толерантного поведения».
Проблема № 6 «Обеспечение образовательных программ технологиями инклюзивного образования».
Поэтому по каждой проблеме была составлена такая система вопросов, которая, с одной стороны, отражала существенные характеристики, с другой – давала возможность балльной оценки. Мониторинг лучше провести при участии четырех групп респондентов: администрации колледжа, преподавателей, родителей и студентов. Подсчитать общее количество участников мониторинга и включить студентов с ОВЗ и их родителей.
После обработать анкетные данные и показать различные категории субъектов образовательного и воспитательного процессов, где оценивают гигиеническую и психологическую обстановку образовательного пространства колледжа. Таким образом, проведенный мониторинг позволит выделить ряд конкретных проблемы нашего колледжа, решение которых будет способствовать построению инклюзивного образовательного пространства, созданию оптимальных условий для развития, обучения и воспитания студентов с особыми образовательными потребностями. Проведенный анализ позволит выявить проблемные зоны, наметить пути их решения совместными усилиями педагогического коллектива и родителей, с привлечением общественности.
Методологической основой проекта являются теоретические положения, разработанные такими учеными, как: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Я. Басов, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, а также работы Л.И. Божович, B.C. Мухиной и других, изучавших личность ребенка и ее формирование . Все проблемы, включенные в настоящий проект, рассматриваются с позиций единства деятельностного и личностного подходов, сформировавшихся в отечественной психологии.
Деятельностный подход в сопровождении студентов с ОВЗ предполагает развитие и коррекцию студента с ограниченными возможностями здоровья только в процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого учащийся овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью. Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через «внутренние» закономерности, то есть внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. В качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.
Личностный подход ориентирует специалистов сопровождения на работу с конкретным студентом с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными возможностями жизнедеятельности, на развитие его как личности, устойчивой к социальным невзгодам. Благодаря такому подходу студент постепенно становится хозяином собственного «Я», субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию. Чтобы достичь цели сопровождения, необходимо сформировать личность студента как субъекта деятельности и общения.
Названные подходы, рассматриваемые в единстве, определяют роль специалистов сопровождения студентов с ОВЗ в общей системе колледжа, задача которых состоит в том, чтобы, используя различные подходы, обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения создание внутренних и внешних условий для продвижения студента с ограниченными возможностями в развитии.
При разработке проекта нами широко использовались работы, посвященные проблемам аномалий развития психики и личности: Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, В.В. Лебединского, М.А. Власовой, М.В. Певзнер, Г.Е. Сухаревой, А.Е. Личко и многих других, утверждающих индивидуальный гуманистический подход в обучении студентов с ограничениями жизнедеятельности.
При рассмотрении вопросов, относящихся к проблеме сопровождения студентов с ОВЗ, мы учитывали не только особенности конкретных дефектов (ЗПР, умственной отсталости) и их влияние на психику, но и на закономерности развития личности студента, независимо от специфики дефекта. Такой подход обусловлен, тем, что развитие как нормального, так и аномального студента, согласно исследованиям многих современных ученых, подчиняется общим законам формирования психики и личности человека в онтогенезе.
Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволил нам при разработке проекта опираться на следующие принципы инклюзивного (включающего) образования:
- признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
- повышение степени участия студентов в культурной жизни колледжа и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общеколледжной жизни;
- устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в общеколледжной жизни для всех студентов, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
- анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности колледжа для отдельных студентов, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех студентов колледжа в целом.
Мы также использовали следующие подходы инклюзивного образования. Подход на основе конкретного студента с учетом его потребностей, специальных условий и поддержки (выделение группы «особых студентов», требующих специального обучения; определение методов обучения).
Подход на основе программы (любой студент может испытывать трудности в процессе обучения, которые могут указать пути совершенствования методики, что приведет к созданию лучших условий обучения для всех студентов). С помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям можно раскрытие каждого студента.
В ходе работы нами были выделены три основных аспекта инклюзивного образования: ценностный, организационный и содержательный.
Ценностный аспект – как наиболее «тонкий», предполагает собственно изменение отношения к студентам с ОВЗ и «инаковости» в целом. Это признание ценности каждого учащегося вне зависимости от его познавательных, академических и иных достижений. Это изменения на уровне мировоззрения людей, в первую очередь взрослых.
Организационный аспект рассматривается нами как необходимость определить последовательность шагов по организации собственно инклюзивного пространства обучения, воспитания и жизни студентов в колледже, группе с точки зрения управления и организации процесса.
Содержательный аспект самого процесса инклюзивного образования - основной. Для его реализации необходима разработка не только технологий психолого-педагогического сопровождения, но и значительная адаптация образовательных программ и построение адекватной возможностям студента последовательности и глубины подачи программного материала для различных категорий студентов с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
Содержание работы | Сроки | Исполнители, ответственные | Форма представления результата |
1 | 2 | 3 | 4 |
Организационно-управленческие аспекты | |||
Уточнение состава группы учителей и специалистов, реализующих проект | Сентябрь | Директор | Списки учителей и специалистов, реализующих проект |
Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта | Сентябрь | Директор | Приказы, положения, должностные обязанности |
Организация работы педагогического коллектива | Сентябрь | Координатор проекта (зам. директора по УВР) | Расписание проведения уроков, внеурочных занятий, коррекционно-развивающих занятий, создание команды взаимодействия участников |
Согласование с семьей студентов с ОВЗ и утверждение индивидуальных образовательных программ учащихся с ОВЗ | Октябрь | Координатор проекта Зам. директора по ВР | Утвержденные индивидуальные образовательные программы учащихся с ОВЗ на 2011 - 2012 учебный год |
Организация поддержки и сопровождения проекта:
| Сентябрь – | Координатор проекта | Разработанные направления проекта |
Соблюдение санитарно-гигиенического, теплового, светового и противопожарного режимов, правил техники безопасности | Сентябрь | Директор | Решение совещания при директоре |
Состояние программно-методического обеспечения образовательного процесса | Сентябрь | Координатор проекта | Решение совещания при директоре |
Состояние работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, занятости студентов группы «риска» | Сентябрь | Социальный педагог | Решение совещания при директоре |
Развитие творческих способностей учащихся в рамках внеурочной деятельности | Октябрь | Зам. директора по ВР | Решение совещания при директоре |
Использование педагогами современных технологий в учебном процессе | Ноябрь | Директор | Решение совещания при директоре |
Организация обучения сотрудников колледжа через курсы повышения квалификации | Ноябрь | Директор | Мероприятия в рамках проведения курсов повышения квалификации |
Контроль хода реализации проекта | Сентябрь – | Координатор проекта | Рабочие материалы |
Обеспечение колледжа необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды | Сентябрь – | Директор, координатор проекта | Оборудование кабинетов |
Научно-методическое сопровождение реализации проекта | |||
Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач проекта, планирование работы по его реализации | Август– | Директор, координатор проекта | Проект |
Консультирование участников студенческого образовательного пространства: преподавателей, специалистов, родителей | Постоянно | Координатор проекта, зам. директора по ВР | Групповые и индивидуальные консультации |
Разработка блоков образовательных программ для задач разноуровневого обучения студентов с ОВЗ в соответствии с их возможностями | Октябрь | Координатор проекта, зам. директора по ВР, педагоги | Индивидуальные образовательные программы |
Разработка форм проведения мониторинга готовности колледжа к реализации инклюзивного образования | Октябрь | Координатор проекта, участники проекта | Материалы мониторинга |
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников через курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования | Ноябрь | Координатор проекта | Наличие пройденной курсовой подготовки у заместителя директора по ВР, социального педагога, учителя технологии |
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников через курсы повышения квалификации по организации инклюзивного образования | Ноябрь | Директор | Наличие пройденной курсовой подготовки у директора, заместителя директора по УВР, педагога-психолога, воспитателя ГПД |
Подготовка и проведение анализа условий перехода к инклюзивному образованию | Декабрь | Координатор проекта, участники проекта | Материалы анализа работы |
Организация научно-методического семинара для участников реализации проекта "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного пространства" | Декабрь | Координатор проекта, участники проекта | Разработанные критерии эффективности |
Качество успеваемости обучающихся за 1 полугодие. | Январь | Координатор проекта | Материалы анализа |
Обучение и социализация студентов с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве | Январь | Директор, координатор проекта | Решение педсовета |
Состояние работы классных руководителей по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию студентов | Январь | Зам. директора по ВР | Решение совещания при директоре |
Система работы с колледжнымсайтом | Январь | Координатор проекта, учитель информатики, педагоги | Решение совещания при директоре |
Интеграция воспитательных усилий колледжа, семьи и общества | Март | Зам. директора по ВР | Решение педсовета |
Состояние работы колледжа по укреплению здоровья студентов | Март | Координатор проекта | Материалы анализа |
Выполнение образовательных программ | Май | Координатор проекта | Решение педсовета |
Качество успеваемости учащихся за 2 полугодие | Май 2012 г. | Координатор проекта | Материалы анализа |
Результаты работы колледжа | Июнь | Директор | Решение совещания при директоре |
Организация индивидуального обучения на дому студентов с ограниченными возможностями здоровья | Июнь | Координатор проекта | Решение совещания при директоре |
Психолого-педагогическое сопровождение перехода к инклюзивному образованию | |||
Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения проекта | Сентябрь – | Педагоги-психологи | Концепция, план работы психологической службы |
Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работ с учащимися | Сентябрь – | Педагоги-психологи, учитель-логопед | Материалы диагностики, программы |
Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения экспериментального воздействия:
| Сентябрь, | Педагоги-психологи, классные руководители, социальный педагог | Заключения диагностических исследований, материалы анализа, карты сопровождения, рабочие материалы |
Разработка индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ | Сентябрь – | Координатор проекта | Разработанные программы в соответствии с решением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальным образовательным маршрутом |
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий | Сентябрь – | Психологи, учитель-логопед | Диагностика результативности |
Исследование социальной среды студентов и их семей | Сентябрь, | Социальный педагог | Анкеты и результаты анкетирования, материалы анализа |
Экспериментальная работа учителей | |||
Индивидуальное планирование работы учителями | Октябрь | Координатор проекта | Индивидуальные планы |
Проведение диагностики по усвоению ЗУН студентов с ОВЗ | Сентябрь, | Координатор проекта, учителя | Рабочие материалы |
Адаптирование тематических блоков в индивидуальной образовательной программе | Сентябрь - | Координатор проекта, учителя | Материалы уроков |
Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений | Сентябрь - | Учителя | Рабочие материалы |
Методический анализ результатов и хода осуществления экспериментальной деятельности | Декабрь | Координатор проекта, учителя | Самоанализ, анализ деятельности |
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Если проект удастся, будет иметь удачную реализацию, то велика возможность расширения контингента во всех спектрах и диапазонах, либо представление проекта в качестве удавшегося опыта или использование его как материала исследовательских работ и т.д.
Сказка "Узнай-зеркала"
Рисуем домики зимой
Волшебная фортепианная музыка
Четыре художника. Осень
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна