У истоков создания Древнерусского государства стоят самые яркие личности: политики и ученые, деятели искусства и военачальники - все те, кто наложил свой индивидуальный отпечаток на ход истории. А по каким критериям народ, творец истории, выбирает своего национального героя? Нам всем прекрасно известен тот факт, что у русского народа есть одна интересная черта: способность давать всем прозвища и характеристики, используя меткий, бойкий и острый русский язык. Князь Владимир Всеволодович вошел в историю как Владимир Красное Солнышко.
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnyy_chelovek_sredi_velikikh_i_neobychnyy_svyatoy_sredi_svyatykh.doc | 66.5 КБ |
Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Новоюрьево
Староюрьевского района Тамбовской области
«Необычный человек среди великих, и необычный святой среди святых».
исследовательская работа ученика 6 класса Сутормина Данилы
Руководитель: Сутормина Наталия Ивановна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
филиала МБОУ Староюрьевской СОШ
в с. Новоюрьево
Новоюрьево, 2014 г.
Содержание
I.Введение
II.Жизнь и дела великого князя Владимира.
III.Выбор веры.
IV.Крещение киевлян.
V.Заключение.
VI.Список литературы.
I.Введение
У истоков создания Древнерусского государства стоят самые яркие личности: политики и ученые, деятели искусства и военачальники - все те, кто наложил свой индивидуальный отпечаток на ход истории. А по каким критериям народ, творец истории, выбирает своего национального героя? Нам всем прекрасно известен тот факт, что у русского народа есть одна интересная черта: способность давать всем прозвища и характеристики, используя меткий, бойкий и острый русский язык. Князь Владимир Всеволодович вошел в историю как Владимир Красное Солнышко.
Князь Владимир I Святославович (?-1015) – великий князь киевский, один из самых загадочных правителей Древней Руси. C одной стороны – язычник, с другой - образцовый христианин, князь Владимир внёс большой вклад в укрепление
древнерусского государства. Он стал великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком "крестившим Русь", за свои многочисленные заслуги причисленный к Лику Святых.
Объект исследования: образ князя Владимира.
Предмет: внутренняя и внешняя политика князя Владимира.
Гипотеза: князь Владимир великий реформатор Древней Руси.
Цель моего исследования - выяснить, какое влияние оказало правление князя Владимира на становление русского государства.
Задачи исследования:
-найти исторические источники, отражающие государственную деятельность князя;
- изучить историческую эпоху правления и все, что происходило в данный период в таких областях, как внутренняя и внешняя политика, экономика;
2.Выяснение причины возникновения его прозвища – Красное Солнышко.
Методы исследования:
Практическая ценность работы: возможность использования на уроках истории, литературы, во внеклассной работе.
II. Жизнь и дела великого князя Владимира
Князь Владимир был внебрачным сыном князя Святослава и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. Мне не удалось найти информации о воспитателях Владимира, но могу предположить, что молодого князя также окружали воины, например его дядя Добрыня, поэтому, скорее всего, ему готовили военное будущее. Владимир как бы постоянно отстранялся от своих братьев, Олега и Ярополка, но вместе с тем, благодаря брату Малуши Добрыне, он стал править в новгородских землях.
После смерти Святослава его сыновья образовали союз: Ярополк I Святославович - старший сын князя Святослава правил в Киеве, Олег – в Искоростене у древлян, Владимир - в Новгороде. Смерть отца породила междоусобицу. Сначала столкнулись Олег и Ярополк. Войско Олега было разбито и сам он погиб. Владимир собрал большое войско, нанял отряд варягов и выступил против Ярополка. Несмотря на добровольную сдачу, Ярополк был убит Владимиром.
Во время усобиц княжеская власть ослабла. Князю Владимиру Святославовичу пришлось покорять вятичей, радимичей и ятвягов. Так же он воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей.
Именно во времена его правления, Русь стала сильным государством. Владимир большое внимание уделял внутренней политике страны. Во-первых, русский князь укрепил систему управления, разделив земли между сыновьями-наместниками. Во-вторых, Владимир организовал оборону южных границ Руси от печенегов, сооружая города-крепости. Защищая южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир построил крепости на левобережье Днепра. Здесь появились четыре линии обороны. Были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула.
Крепости располагались в 15-20 км друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегу рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В глубине этих линий князь построил город-крепость Белгород. Для предупреждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения, первую на Руси. На высоких холмах или специально насыпанных курганах стояли сигнальные башни. Сигналы о приближении врага предавались от одной башни к другой. Укреплена и застроена каменными зданиями была столица Руси.[1]
В южные города-крепости Владимир созвал богатырей, смелых и опытных воинов со всей Руси. Здесь появился тип былинных богатырей, таких, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, о которых на Руси складывались легенды, о них слагались песни и былины.
III.Великий князь Владимир выбирает веру
Князь Владимира вошел в историю не только как мудрый правитель, но и как человек, крестивший Русь. Распространив свою власть практически на все славянские земли, Владимир должен был объединить Русь с помощью религии. Стоит отметить то, что Владимир делал попытки укрепить власть с помощью язычества: по его приказу на холме у княжеского дворца были поставлены идолы Перуна, бога грома и молнии, Макоши, богини плодородия, Стрибогга, бога ветра, Даждьбога, богах плодородия и солнечного света[2]. Но эта попытка не принесла должного влияния на народ. Среди населения был раскол.
Как Владимир выбирал веру изложено в «Повести временных лет». Нестор пишет, что князь, желая понять разные вероисповеданья, отправил своих посланцев в соседние земли и затем принял представителей всех тогдашних учений. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. И мы можем видеть, как православная церковь постепенно распространяла свое благотворное влияние: строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи.
Прежде всего, князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов. Главного идола — Перуна приказал сбросить в Днепр, а духовенству — проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
IV.Крещение киевлян
«На следующий же день, — говорит летописец, — вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошедши в воду, и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись, расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу».[3]
Вслед за столицей постепенно христианство приходит в другие города Древней Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире большинство русского населения приняло христианскую веру, и Древняя Русь стала христианской страной.
Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры». «И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам»[4]. С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный), и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги.
Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, «умыкание» (похищение) девиц; возрос материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.
Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, появлению богатой переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи он велел «собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
С крещением Древней Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы.
988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии.
V.Заключение
Таким образом, изучив литературу, описывающую жизнь и деятельность великого князя Владимира, исторические источники, отражающие государственную деятельность князя, историческую эпоху правления, я пришел к выводу, что Владимир воевал всегда с хитростью, смекалкой и интуицией, он и не воевал бы, если бы не опасность и необходимость в защите от набегов кочевников.
Князь видел решение всех вопросов и проблем, касающихся безопасности Руси, именно в силе ума. Дипломатичность и продуманные до мелочей действия – вот, что свойственно политике Владимира.
Важным оказалось и то, что принятие христианских норм морали не было насилием для принявших веру. Выбор веры, проповедовавшей неизбежность победы добра над злом не только на небе, но и на земле, справедливое отношение к женщине, матери и детям, способствовали укреплению авторитета князя. Поклонение жестоким богам, требовавшим жертв, уходило в прошлое. Именно христианская вера открыла Русь для стран Запада, поставила ее в один ряд с великими христианскими державами. Поэтому именно в русском эпосе Владимир слывет Святым, Красным Солнышком и Первокрестителем.
Прочитав русские былины, я сделал вывод, что в былинах Владимир — идеальный князь и правитель, собравший вокруг себя всё лучшее. Он организует защиту Руси от внешней угрозы: печенегов или чудовищных существ - Змея Горыныча, Тугарина, Идолища. Двор князя — положительный центр, которому противопоставлены и чистое поле, и тёмные леса, и высокие горы, и быстрые реки, которые вызывают чувство тревоги, страха. Князь Владимир — хозяин, который ставит богатырям задачи для их осуществления, поэтому в былинах он - «красное солнышко» и «ласковый князь».
Владимир, несомненно, оказал большое влияние на культурное развитие Древней Руси. Введение христианства имело огромное значение для развития архитектуры, строительства каменных храмов, распространения других видов искусства.
Занимаясь данным исследованием, я пришёл к выводу: князь Владимир - и необычный человек среди великих людей, и необычный святой среди святых.
С этого державного святителя начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура.
Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
VI.Список литературы
7.http://www.magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec10.htm
8.http://www.magister.msk.ru/library/history/kostomar/kostom01.htm
[1]Школьная энциклопедия « Руссика». История России. 9-17 вв.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.-784с.,стр.126
[2] Школьная энциклопедия « Руссика». История России. 9-17 вв.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.-784с.,стр.126
Можно от Солнца уйти...
Воздух - музыкант
У меня в портфеле
Ручей и камень
"Разделите так, как делили работу..."