Вложение | Размер |
---|---|
iskazhenie_norm_russkogo_yazyka_v_virtualnom_prostranstve_seti_internet.doc | 74 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» г.Альметьевска Республики Татарстан
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ИСКАЖЕНИЕ НОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Работу выполнил:
ученик 7а класса Борисов Всеволод
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Абдуллина Эльвира Дамировна
"___"_________ 2014г.
Альметьевск – 2014
ВВЕДЕНИЕ
Интернет – неотъемлемая часть повседневной жизни граждан. Вместе с его появлением, общение на расстоянии стало гораздо проще и быстрее. Одновременно с появлением всемирной сети Интернет возникли и проблемы, связанные с нормами языка общения. Данная проблема вызывает интерес у современных филологов. Интерес к данной проблеме объясняется частотностью употребления Интернет-сленга и озабоченностью общества в неизменности, усилении богатого «могучего» русского языка.
Поэтому тема данной исследовательской работы не случайна: нами предпринимается попытка изучения и системного описания ряда случаев искажения норм русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет.
Актуальность исследования феномена Интернет-сленга в общении современной молодежи бесспорна и связана с тем, что:
- во-первых, феномен Интернет-сленга вызывает повышенный интерес исследователей-филологов и носит междисциплинарный характер, поскольку представляет синтез нескольких современных гуманитарных дисциплин, таких как русский язык, обществознание, культурология и других;
- во-вторых, несмотря на большое количество статей, посвященных проблемам искажения норм русского языка, имеются «белые пятна» в изучении норм в сити Интернет;
- в-третьих, сеть Интернет, а так же общение в сети интересны для изучения.
Поэтому объектом исследования стало многообразие примеров искажения литературных норм русского языка.
Предметом изучения данной исследовательской работы явились типологические характеристики искаженных норм и особенности их функционирования.
Цель настоящего исследования – проанализировать и описать искажение норм русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет.
Для достижения поставленной цели требуется решить несколько конкретных задач:
Основные методы работы:
Материалом для исследования послужили 95 примеров искажения норм русского языка, собранных на просторах сети Интернет.
Структура работы традиционна: она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет исследования, формулируются цель, задачи исследовательской работы.
Первая глава «Теоретические аспекты норм русского языка» посвящена описанию существующих норм русского языка, где «правильность» общения рассматривается как неотъемлемая часть речевого действия..
Во второй главе «Типология искаженных норм русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет» рассматриваются типы и функции «неправильных» норм, их семантических потенциал, структурные и грамматические аспекты.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с установленными целью и задачами.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиографический список насчитывает 4 источника.
В приложении содержится фактологический материал, представляющий собой выдержки из Интернет-сообщений или Интернет-статей.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА
Современный русский язык - это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей, используемых в различных сферах общения.
Нормы литературного языка обеспечивают единообразное понимание текста и преемственность культуры. В ряду множества типологий норм русского языка можно выделить:
В следующей главе мы рассмотрим примеры несоответствия норм литературного языка в виртуальном пространстве сети Интернет.
ГЛАВА II. ТИПОЛОГИЯ ИСКАЖЕННЫХ НОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Общение в интернете – дело простое, сел за компьютер или ноутбук, напечатал слова, отправил собеседнику – дело сделано. Но вся проблема в том, что вследствие такого «общения», люди часто забывают нормы русского языка. Рассмотрим несколько случаев искажения русского языка в современном обществе:
Первый случай – искажение общеизвестных слов и превращение их в нечто из ряда вон выходящее. Например, недавно в сети появилось некое «узбагойся». Если призадуматься, становиться понятно, что это «слово» произошло от русского слова «успокоиться». Данный пример можно отнести к искажению словообразовательной нормы. Продолжить данный рад можно примерами типа: «кросавчег», «красаффчег», «медвед», «здарофф» и другие.
Подобные «словечки», чаще всего распространяются, благодаря юмористическим сообществам, на которые люди заходят, чтобы прочитать новые анекдоты. Какому-то человеку в голову приходит изменить одно слово. Он добавляет его в свой анекдот и выставляет на всеобщий показ. Всеизвестно, что разные юмористические сообщества копируют друг у друга шутки и приколы. Таким образом, слово, придуманное одним человеком, вскоре звучит на устах миллионов. Но, чаще всего, такие слова быстро выветриваются из умов людей и не запоминаются надолго.
Второй случай – грамматические ошибки – нарушение орфографических норм. Такие ошибки, чаще всего, допускают люди необразованные, неразбирающиеся в правилах и нормах русского языка. Тексты сообщений так и пестрят различными «жЫвеш», «пишЕш», «йА думаЙю» и т.д. К сожалению, указание на ошибки анным субъектам вызывает бурную реакцию, в том числе и ярость. Словно стая голодных волков, бойцы безграмотности набрасываются на защитников русского языка и задавливают их своими «жЫ-шЫ», «чЯ-щЯ», «чЮ-щЮ» и подобными несоблюдениями норм русского языка. Что печально, безграмотных людей в интернете гораздо больше, чем образованных и не все из них принимают адекватную критику.
Третий случай – использование нецензурной лексики. Использование жаргонизмов является нарушением стилистических норм литературного языка. Примерно, в 70% процентах интернет сообществ, ни один пост, ни одно предложение не обходится без мата. Как раз из постов, содержащих мат, молодёжь и узнает многие «нехорошие» слова. Причем, в своём большинстве, мат в своих словах используют школьники, не достигшие 14-летнего возраста, которые даже не осознают, о чём они говорят. Жаргонизмы используются везде: в Интернет-играх, в Интернет-сообществах, на Интернет-форумах.
Случай четвёртый – отсутствие знаков препинания – нарушение пунктуационных норм. Когда заходишь на многие интернет сообщества, удивляешься, когда замечаешь запятую. Ведь в большинстве своём, люди просто о них забывают. Факт, казалось бы, незначительный, но многие предложения из-за этого получаются непонятными и несвязанными между собой. Также, печалит отсутствие знаков на конце предложения и часто долго думаешь, утверждает тот или иной человек, или спрашивает? Безусловно, отсутствие знаков препинания, намного усложняет жизнь и высказывателей своих мыслей и их читателей. Примерами могут служить сообщения типа: «привет как дела», «жду на Набережной одевайся теплее», «Алена дай списать на контрольной» и т.д.
Искажение морфологических норм тоже является достаточно частотным примером: то и дело в Интернет-общении прослеживаются фразы типа «библиотекарша», «в пальте холодно», «пара насок» и др.
Лексические нормы, к сожалению, тоже искажаются, но процент на общем фоне выглядит довольно скромно: 5% изучаемого материала. Это примеры употребления слов «абонемент» вместо «абонента» - 1 случай.
Искажение орфоэпических норм не прослеживается в силу «неумения» сообщений передавать ударение и интонацию.
Вот, думаю, самые распространенные в Интернете искажения норм русского языка.
Таким образом, мы рассмотрели примеры искажения литературных норм, распределили их по представленной типологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение отметим, что настоящая работа велась в соответствии с поставленными целью и задачами. В данной исследовательской работе была предпринята попытка изучения и системного описания искажения литературных норм русского языка
Основные результаты проведенного анализа нам представляется целесообразным изложить в виде тезисов:
- в ряду множества типологий норм русского языка выделена основная, которая насчитывает семь видов норм русского языка: словообразовательные, орфографические, стилистические, пунктуационные, морфологические, лексические, орфоэпические.
- на основе выделенной типологии систематизировали примеры искажения норм русского языка по этим семи видам.
Количественный анализ заголовков позволил установить «популярность/непопулярность» искажения отдельных норм русского языка.
Весьма перспективным и интересным для дальнейшего исследования представляется более глубокое изучение искажения норм русского языка в сети Интернет. Это, на наш взгляд, заслуживает внимания и, конечно, существенно расширит представления о современном «популярном» языке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2002
2. Бондалетов В.И. Искажение норм русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет. // «Русский язык». - №6, 2009
3. Зализняк А., Микаэлян И. Переписка по электронной почте как лингвистический объект. - М., 2005 www.qramota.ru
4. Кронгауз М. Новый русский: коллективное остроумие//Ведомости, 14.12.2006, № 236
Приложение 1.
№ п/п | Пример искажения норм русского языка | Частотность употребления |
1 | узбагойся | 7 |
2 | кросавчег | 9 |
3 | красаффчег | 5 |
4 | медвед | 8 |
5 | здарофф | 11 |
6 | жЫвеш | 4 |
7 | пишЕш | 12 |
8 | йА думаЙю | 3 |
9 | Жаргонизмы | 23 |
10 | привет как дела | 4 |
11 | Алена дай списать на контрольной | 1 |
12 | жду на Набережной одевайся теплее | 1 |
13 | библиотекарша | 1 |
14 | в пальте холодно | 1 |
15 | пара насок | 4 |
16 | «абонемент» вместо «абонента | 1 |
Мастер-класс "Корзиночка"
Финист - Ясный сокол
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Почему люди кричат, когда ссорятся?