Автор, ученик 5 класса, проанализировал имена всех детей из бурятских семей. В результате проведенных исследований изучено происхождение бурятских личных имен, выявлены часто использхуемые имена, их значение. Сделана попытка группировки наиболее употребительных имен - пожеланий,проведено сопоставление имен - пожеланий с монгольскими имнеми. В ходе данной работы автор приобщается к национальной культуре.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_narechene_detey_v_buryatskikh_semyakh.doc | 107.5 КБ |
npk_narechene_detey_v_buryatskikh_semyakh.doc | 107.5 КБ |
Научно – практическая конференция «Шаг в науку - 2014»
Российская Федерация
Забайкальский край
село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
Современные тенденции наречения детей
в бурятских семьях села Ортуй
Выполнил: Цыденжапов Доржи Баярович,
ученик 5 класса
Научный руководитель: Цыденжапова
Оюна Будажаповна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Ортуйская средняя
общеобразовательная средняя школа»
2014
Содержание
стр
Аннотация ______________________________________________________________ 3
План исследований _______________________________________________________ 4
Глава I. Личные имена бурят
1.2. Влияние имени на жизнь и судьбу человека ______________________________8
Глава II. Употребление личных имен у бурят.
2.1. Современные тенденции наречения детей в бурятских семьях _______________10
2.2. Имена - пожелания и их группировка ____________________________________13
Заключение _____________________________________________________________15
Литература _____________________________________________________________ 16
«Современные тенденции наречения детей в бурятских семьях села Ортуй»
Цыденжапов Доржи
Российская Федерация
Забайкальский край
село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
5 класс
Краткая аннотация.
Автор исследовательской работы, ученик 5 класса, проанализировал имена всех детей из бурятских семей за 10 лет – с 1997 по 2007 год включительно. В результате проведенных исследований изучено происхождение бурятских личных имен, выявлены наиболее часто используемые имена, их значение. Сделана попытка группировки наиболее употребительных имен – пожеланий, проведено сопоставление имен - пожеланий с монгольскими именами.
Данная работа дала возможность автору раскрыть смысл бурятских имен. В ходе работы автор приобщается к национальной культуре.
«Современные тенденции наречения детей в бурятских семьях села Ортуй»
Цыденжапов Доржи
Российская Федерация
Забайкальский край
село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
5 класс
Аннотация
Цель: выявить современные тенденции наречения детей в бурятских семьях села Ортуй, изучить значения наиболее употребляемых имен и сгруппировать их.
Задачи: 1. Изучить личные имена бурят и их происхождение.
2. Исследовать тенденции наречения детей в бурятских семьях села Ортуй и выявить наиболее употребляемые имена.
3. Анализировать современные тенденции в развитии антропонимии бурят.
4. Вызвать интерес сверстников к изучению родного языка, национальным традициям и обычаям нашего народа.
Объект исследования: современные тенденции в антропонимии бурят.
Предмет исследования: личные имена бурят.
Методы и приемы исследования: статистический метод,
наблюдение,
сравнение,
анализ,
опрос.
Выводы:
– при выборе имени выбираются слова, в которых выражаются мотивы пожелания своему ребенку благополучия, силы, благородства т. е имена, в которых выражена уверенность в положительном влиянии имени на будущее ребенка.
- большинство имен – пожеланий произошли в результате «аффиксального имятворчества» от имен, бытующих в бурятском языке с нарицательным значением.
«Современные тенденции наречения детей в бурятских семьях села Ортуй»
Цыденжапов Доржи
Российская Федерация
Забайкальский край
село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
5 класс
План исследований
О значении и влиянии имени на характер человека пишут и в настоящее время.
Во всяком случае, имя, данное нам при рождении, становится полноправным участником нашей жизни. Не напрасно всех нас волнует заданный некогда поэтом вопрос: «Что в имени тебе моем?»
На этот вопрос попытались ответить и мы. В результате анкетирования выявили, что большинство наших сверстников (62%) знают, что означает их имя. Остальные, которые не знают значения своего имени, хотели бы знать об их значении. А вот о происхождении имен знают всего 25%.
Исходя из этих противоречий, назрела проблема, которую мы могли разрешить в ходе нашего исследования.
В истории ономастики имеется ряд трудов, касающихся истории происхождения личных имен бурят, их дифференциации. Среди них наиболее известны исследования, например, Н.Б. Алдаровой «Дифференциация исконных личных имен бурят», «О магии имени. Дезидеративные имена бурят», «Из охранных имен бурят», А.Г. Митрошкиной «Морфологическая структура исконно бурятских личных имен и семантика их апеллятивов», Бураева И.Д. , Шагдарова Л.Д. «О бурятских личных именах», Эти исследования сыграли свою роль в развитии языкознания, значительно обогатили изучение бурятской лексикологии. Но несмотря на это, все же не выявлены наиболее употребляемые имена, нет группировки имен по значениям.
Нами была поставлена цель: выявить современные тенденции наречения детей в бурятских семьях, изучить значения наиболее употребляемых имен в сравнении с монгольскими и сгруппировать их. Исходя из цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить личные имена бурят и их происхождение
2. Исследовать тенденции наречения детей в бурятских семьях и выявить наиболее употребляемые имена.
3. Анализировать современные тенденции в развитии антропонимии бурят.
4. Вызвать интерес сверстников к изучению родного языка, национальным традициям и обычаям нашего народа.
Выдвинута рабочая гипотеза исследования: наречение детей в бурятских семьях от желания родителей быть уверенным в положительном влиянии имени на будущее ребенка;
Методы и приемы, применяемые в ходе исследования: статистический метод, наблюдение, сравнение, анализ, опрос.
Практическая значимость работы в том, что данная работа дает возможность повысить интерес к своему имени, именам родственников, сверстников, т.е. к бурятским именам, их значению и происхождению, к родословной своей семьи, к родному языку. Она в очередной раз доказывает, что ресурсы бурятского языка достаточно богаты и разнообразны, чтобы каждый мог выбрать имя по своему вкусу и желанию.
Новизна данной работы заключается в том, что впервые проведен системный анализ антропонимии детей школьного возраста.
«Современные тенденции наречения детей в бурятских семьях села Ортуй»
Цыденжапов Доржи
Российская Федерация
Забайкальский край
село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
5 класс
Научная статья
Глава I. Личные имена бурят
1.1. О происхождении бурятских личных имен.
Личные имена вместе с другими собственными именами представляют особый раздел в лексике языка. О них и их значении написано много научных трудов. По происхождению бурятские имена весьма разнообразны. Многие имена, переходя из поколения в поколение, дошли до наших дней. В настоящее время встречаются люди, называющие имена своих предков до 15 поколения по мужской линии. Кроме того, мы встречаем имена наших предков в родословных записях - угай бэшэг.
Современный состав имен у бурят «свидетельствует о том, что они в значительном большинстве заимствованы». С проникновением буддизма религия повлияла на происхождение личных имен, постепенно вытеснив большинство исконно бурятских имен, утвердила имена тибетско-санскритского происхождения.
Из имен буддийского культа наибольшее распространение получили имена тибетского происхождения. Тибетскими по происхождению являются такие имена как Доржо «алмаз», Галсан «счастье», Еши «разум», Ринчин «драгоценность», Самбу «хороший», Дулма «спасительница-мать», Ханда «спасительница-дева» и т.д...
К санскритским по происхождению именам относятся следующие распространенные среди бурят имена: Базар «алмаз», Буда «Будда», Радна «драгоценность», Гарма «звезда, созвездие».
Наряду с тибетско-санскритскими именами имеется много имен, бытующих в бурятском языке с нарицательным значением. Причем выбираются слова, в которых выражаются мотивы пожелания своему ребенку благополучия, силы, благородства, а также охрана его от злых сил. Например: Жаргал «счастье», Эрдэм «наука», Бато «твердый, крепкий, прочный и надежный», Оюна «ум, разум», Туяна «луч, лучезарная».
Раньше широко бытовали двойные или сложные имена: Цыден-Еши, Цырен-Дулма, Буда- Ханда, Цырен-Доржо и т.д., в которых один из элементов, а иногда и оба выражали совершенно определенные понятия, такие как разум (Еши), алмаз (Доржо), или второй элемент имени усиливал значение первого.
С распространением фамилий и отчеств двойные имена усложнили их употребление и в настоящее время реже стали даваться сложные, двойные имена. Также в настоящее время по сравнению с семидесятыми, восьмидесятыми годами реже стали давать русские имена, в основном имя для ребенка «просят» у духовного лица (найжи).
Об источниках, из которых берутся бурятские личные имена, подробно пишут в своей работе «О бурятских личных именах» И.Д.Бураев и Л.Д.Шагдаров. Они называют следующие источники бурятских личных имен:
1.2. Влияние имени на жизнь и судьбу человека
С незапамятных времен люди верили, что имя человека каким – то таинственным образом влияет на его судьбу, характер, властно вмешивается в ход жизненных событий. И поэтому все осознают, что выбор имени для ребенка - это очень серьезно, потому что имя дается человеку на всю жизнь. Ученый психоаналитик Борис Хигир, изучающий проблемы связи имени с характером описывает характер и судьбу человека, зная только его имя, отчество и дату рождения. Он считает, что «в имени заложен важный код, формирующий всю жизнь человека. Отчество закладывает в генофонд дополнительную информацию о человеке. Месяц конкретизирует те или иные качества».[10] Имя дается каждому человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь. Это своеобразная визитная карточка носителя имени, в нем воплощается духовная сущность человека, мысли и надежды тех, кто выбирал его; находят в нем отражение и национальные, социальные, религиозные мотивы.
В рамках традиционной науки вопрос о влиянии на жизнь и судьбу человека принято относить к разряду гипотез. Сколько бы ни отвергалась возможность влияния имени на жизнь и судьбу человека, огромное значение придают вопросу выбора имени своему ребенку, что доказывает, что имя не воспринимается человеком как простой набор звуков. Можно с уверенностью утверждать, что представители всех народов во все времена верили и верят в способность имени в той или иной степени влиять на жизнь и благополучие человека, на формирование его характера.
О значении имени, влиянии его на характер, судьбу и жизнь человека написано много научных трудов философами, логиками и лингвистами. Например, в любом обществе предподчение отдается тем именам звучание, которых не вызывает напряженности. Общепринятой нормой считается выбор при имянаречении такого имени, которое не выбивалось бы из общего национального ряда данного социума. Так, в советское время это было небольшое количество наиболее популярных бурятских имен и имена русские, причем в городах русские имена преобладали. В условиях современного общества предпочтение отдается национальным именам – монгольского, тибетского и санскритского происхождения. Родители порой дают своим детям достаточно редкие в недавнем прошлом имена: Ганжуур, Бадараа и т.д.
Человек живет со своим именем и, каким бы оно ни было – традиционным национальным или иноязычным, популярным или редким – человек не представляет себе своей жизни без него. И окружающие также воспринимают человека, в первую очередь, через его имя. Различные ассоциации, возникающие в сознании людей, либо чаще на сознательном уровне, в связи с тем или иным конкретным именем: исторические, смысловые, звуковые, вызывают определенное отношение к его носителю.
Можно не верить в магию имени, которой полны философские и религиозные учения всех времен и народов и, следовательно, в саму возможность влияния имени на судьбу человека. Но мы не можем отрицать наличия в имени почти магической совокупности звуковых, смысловых ассоциаций и ассоциаций с прежними известными нам носителями, которая и заставляет переносить отношение к имени на конкретного его обладателя, что в конечном счете, вполне может повлиять на его самосознание, формирование его характера и, в конечном счете, на то, как будет складываться его судьба.
Теории влияния имени на человека
Социальная. Имя – сгусток социальной информации об его носителе. По имени мы судим о национальности, происхождении, вероятном вероисповедании. Социальность имени была сильнее выражена во времена, когда имена давали по святцам, и за каждым именем стояла история жизни святого с вполне конкретными чертами характера и формами поведения.
Эмоциональная. Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат нежно, ласково, вызывая у окружающих чувство приятности и возвышенного. Другие вызывают неприятные ощущения, звучат резко и даже враждебно. И когда неприятно звучащее имя у тысяч людей вызывает негативную реакцию, конечно, это не может не сказаться на жизни, характере человека, который это имя носит.
Звуковая. Имя – это набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена – разные наборы звуков. А это неодинаковые для мозга звуковые раздражители и, следовательно, при произнесении имени в возбуждение приходят и разные структуры мозга. В младенческом периоде жизни это играет огромную роль для ребенка, который постоянно слышит от окружающих свое имя. У ребенка с именем Баяр возбуждаются совсем иные структуры мозга, чем, к примеру, у Тумэр. А это не может не сказаться на формировании различий в психике у детей.
Глава II. Употребление личных имен у бурят.
2.1. Современные тенденции наречения детей в бурятских семьях.
Каковы конкретные данные этого процесса, каковы тенденции в употреблении личных имен в настоящее время у бурят – на эти вопросы мы попытаемся ответить на основе анализа наречения детей в бурятских семьях нашего села Ортуй. Была использована домовая книга сельского поселения «Ортуй». Для анализа были взяты имена всех детей школьного возраста с бурятскими именами из бурятских семей за 10 лет – с 1997 года по 2007 год включительно. Общее число детей, родившихся в указанные годы, составляет 168.
Бурятскими именами названо всего 75 девочек, количество использованных имён составляет 38. Самыми излюбленными оказались имена: Оюна, Баира, Долгор, Саяна, Бальжит, Бэлигма, Бутит, Туяна, Аягма, Дулма, Арюна, Мэдэг, Цырегма, Соёлма, Сэсэгма, Дулмажаб, Баирма, Сарюна, Дари, Бальжин, Эржена.
Список наглядно отражает отход от двойных имен, их всего два: Цыржинлхама и Цырендулма.
При знакомстве со списком имен сразу бросается в глаза, что используемые имена - это наиболее красивые и благозвучные из традиционных бурятских и имена, созданные в последние десятилетия и ставшие чрезвычайно популярными. Наиболее часто используемые имена Оюна (ум,разум), Баира ( радость), Саяна (в честь Саянских гор), Туяна (форма от туяа- заря, лучи света, сияние ) произошли в результате «аффиксального имятворчества» т.е. посредством суффикса -а от мужского имени образуется женское имя.
«В 50-х годах среди городской интеллигенции бурят стали появляться русифицированные формы женских имен типа Саяана, Баира, Туяана, образованных от мужских Саяан, Баир, Туяан (Туяа), восходящих к топониму Саяан, апеллятивам баяр «радость, веселье, праздник, торжество», туяа(н) «луч, лучи света, сияние». Как видно, здесь наблюдается влияние и аналогия с такими моделями, как Александр – Александра, Валентин- Валентина» - отмечает Н.Б.Алдарова в своей работе «Дифференциация исконных личных имен у бурят». [3]
Также наиболее употребительные имена Бальжит (стремящийся к процветанию), Долгор (Белая освободительница), Бутит (ведущая сына, имя дается дочери в надежде, что родится сын) – имена тибетского происхождения.
Из традиционных имен наиболее употребительны имена с суффиксом - маа, который восходит тибетскому слову маа «мать»: Бэлигма, Баярма, Мэдэгма, Гэрэлма, Аягма, Насагма. Ныне аффикс является одним из продуктивных компонентов при образовании оригинальных женских имен от мужских: например, Баярма, Баяр - радость, веселье, праздник, торжество.
Однако суффикс употребляется в именах, которые по семантическим показателям заведомо известны как женские: Цырегма, Сэсэгма, Бальжина.
Количество мужских бурятских имен, которыми названы 93 мальчика, составляет 37. Самыми популярными являются имена: Даба, Алдар, Зоригто, Согто, Аюша, Дамдин, Аюр, Баяр, Батор, Мэргэн, Амгалан, Бэлигто, Жаргал, Доржо, Дамба, Дугар, Цырен, Бимба, Энхэ, Нима, Чингис, Хэшэгтэ, Пурбо, Баясхалан, Арсалан, Батор.
Среди мужских бурятских имен двойные имена уже не встречаются.
Исходя из этого, можно сказать, что у родителей вызывают интерес мужские имена, в которых выражена уверенность в положительном влиянии имени на человека: Алдар от алдар – известность, популярность, известный, например.
Наиболее употребительны имена, взятые из словарного состава самого бурятского языка. Обычно используются слова высокого стиля; слова, в которых выражаются значения силы, мощи, отваги- Батор, Зоригто; бодрость, энергию- Согто; радость- Баяа, Баясхалан, Жаргал; слова, обозначающие «покой», «спокойствие» - Амгалан, Энхэ. Часто встречаются имена тибетского происхождения: Аюша, Дамдин, Доржо, Дамба, Дугар, Цырен. Нужно отметить, что в структуре наиболее употребительных мужских личных имен часто употребляется суффикс – та (-то, -тэ): Согто, Зоригто, Хэшэгтэ. В современном бурятском языке суффикс – та является одним из самых продуктивных, с его помощью от основ имен образуются главным образом относительные, а также качественные прилагательные.
Также мы выявили, что в нашем сельском поселении «Ортуй» много детей с именами названий дней недели по лунному календарю: Даба, Бимба, Пурбо, Нима, Мягмар. Они стали именами. Опрос детей с данными именами показал, что родители нарекают их так потому, что они родились именно в этот день недели (возможно, это были благоприятные дни – Бальжинима и Дашинима) или данные имена даны ламами, который также учитывает дату и день недели, в который родился ребенок. Мы считаем, что одной из причин частых обращений к ламам- астрологам с просьбой выбора имени можно назвать то, что среди бурятских имен выделяются так называемые хүндэ нэрэ – «тяжелые имена» давать их своим детям можно только с особого разрешения ламы. Известны многочисленные случаи, когда хүндэ нэрэ отрицательно сказывалось на здоровье и судьбе ребенка. «Тяжелые» имена способны стать причиной бедствий и болезней. Именно поэтому сейчас родители при имянаречении чаще всего обращаются в дацан к ламам- астрологам с просьбой выбрать для ребенка наиболее подходящее имя, которое поможет ему не только сохранить здоровье, принести счастье и удачу, но и реализовать лучшие качества, заложенные в нем с рождения.
Изучив личные имена бурят, и их происхождение путем исследования и анализа современных тенденций в развитии антропонимии детей - бурят школьного возраста, мы пришли к выводу, что в настоящее время присвоение имени ребенку определяется личными желаниями и вкусом родителей и большое распространение получают оригинальные бурятские имена, представляющие собой нарицательные существительные с положительным значением, а также наиболее звучные имена тибетско-санскритского происхождения. При выборе имени ребенку родители отдают предпочтение именам – пожеланиям. Тем самым интересны имена бурят, в которых выражена уверенность в положительном влиянии имени на будущее ребенка.
2.2. Имена – пожелания и их группировка
Имена – пожелания связаны с верой в магическую силу слова, имени. Их можно разделить на группы:
- имена, предрекающие радостный веселый характер, радость, веселье, счастье: Баяр (Баир), Баярто (Баирто), Баярма (Баирма). Баяр – радость, жизнерадостный; Баясхалан- радость, веселье, благодарность; Жаргал, Жаргалма от жаргал- счастье. Имена Баярма, Жаргалма - одни из наиболее употребительных традиционных имен с суффиксом – маа.
3.Третья группа имен – имена – пожелания физической силы, стойкости, мужества: Бата – от нарицательного бата – крепкий, твердый, прочный, надежный; Баатар – богатырь, герой, смелый, мужественный; Зориг, производные Зоригто, Зоригмаа от зориг – смелый, волевой.
К ним примыкают имена с пожеланием живости, стремительности, ловкости: Солбон – бойкий, живой, энергичный; Согто, Сокто от согто – с огоньком, с искоркой, Арсалан-лев, он также символизирует силу и смелость.
- ума, учености: Оюун, Оюуна- ум, разум,одаренность, талант; Бэлиг, Бэлигто, Бэлигмаа – ум, мудрость, способность, дарование; Эрдэм от слова эрдэм – наука, знание, ученость;
-честности, надежности: Этигэл – доверие, вера; Амгалан – мирный, спокойный; Энхэ – спокойный, мирный, благополучный; Арюуна – чистый, ясный;
-популярности, известности и доброты: Алдар от слова алдар – известность, популярность, славность; Ашата – благодетельный, полезный.
5. Выделяется еще одна группа имен, в которых выявляются пожелания красоты и обаяния. К этой группе относим имена, выраженные существительными, обозначающими небесные тела, драгоценности, цветы, которые олицетворяют неотразимые свойства красоты: Туяана от туяа – луч, сияние; Оюуна – бирюза, бирюзовый; Эржена – перламутр; Сэсэгма – цветок.
Как известно, буряты в историческом прошлом имели более длительные контакты с монгольскими племенами и с древних времен исповедовали исконную религию – шаманизм. В 16-м столетии в Монголии стала распространяться буддийская религия. Затем с начала XVIIв. буддизм стал проникать Бурятию. Следовательно, у монголов и бурят имена (особенно верхних поколений родословных) в значительной степени должны совпадать. Различия могут быть объяснены диалектным разнобоем. Распространение буддизма среди монголов и бурят привело к утверждению тибетско-санскритских имен, постепенно вытеснивших исконные монгольские и бурятские имена.
В монгольском языке имена – пожелания в преобладающем большинстве совпадают с бурятскими именами. Это можно объяснить либо генетической близостью древних родов, либо длительным контактированием, в результате чего могли быть заимствования. Но монгольские имена ярче и разнообразнее, хотя и их можно разделить на такие же группы.
Для сравнения можно привести один пример: общемонгольское Билиг (монг.), Бэлиг (бур.)- талант, дар, способность, ум, мудрость в современном монгольском дает Баян- билиг- богатый + ум, талант, способность; Наранбилиг- солнце + ум. Способность, талант; Оюунбилиг- разум, способность; Цэцэнбилиг- умный, мудрый + ум, способность; Цогтбилиг- пламенный, великолепный, жизнерадостный + ум, способность, дарование.
Такая разветвленность свойственна преобладающему большинству популярных имен, с помощью которых образуются сложные, по своей семантике более яркие и выразительные имена. Как мы выяснили сложные имена имеются и в бурятском языке, но по сравнению с монгольскими составляют незначительную группу, употребительность которой ослабевает с каждым днем.
Заключение
Имянаречение всегда считалось очень ответственным и важным делом. И у каждого народа существуют определенные традиции выбора имени.
Имена звучащие вокруг нас сегодня, стали такими не сразу. В прошлом некоторых имен вовсе не было, а иные пришли к нам от других народов. Следует заметить, что родители дают детям наиболее красивые и благозвучные из традиционных исконно бурятских и имена, созданные в последние десятилетия и ставшие чрезвычайно популярными.
Но какое бы имя не дали человеку, только он сам должен раскрывать в себе благие черты своего имени и следовать им в течение жизни. Так что в наших интересах заботиться о том, чтобы наше имя было не просто звуком и звуковой волной, а мощной духовной силой, которая будет служить нам верой и правдой.
Таким образом, изучив личные имена бурят и их происхождение путем исследования и анализа современных тенденций в развитии антропонимии детей- бурят школьного возраста, мы пришли к выводу:
- в настоящее время присвоение имени ребенку определяется личными желаниями и вкусом родителей и большое распространение получают оригинальные бурятские имена, представляющие собой нарицательные существительные с положительным значением, а также наиболее звучные имена тибетско-санскритского происхождения.
- большинство имен – пожеланий произошли в результате «аффиксального имятворчества» от имен, бытующих в бурятском языке с нарицательным значением. Причем выбираются слова, в которых выражаются мотивы пожелания своему ребенку благополучия, силы, благородства т. е имена, в которых выражена уверенность в положительном влиянии имени на будущее ребенка.
При выборе имени ребенку – этого самого дорогого подарка, подарка на всю жизнь родители стараются учесть различные стороны, подходят обдуманно, желая своему ребенку благополучия, счастья и долгой жизни.
Литература
1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах. Улан –Удэ. 2006.
2. Алдарова Н.Б. О магии имени. Дезидеративные имена бурят. Филологический сборник. Улан-Удэ. 1998.
3. Алдарова Н.Б. Дифференциация исконных личных имен бурят. Улан-Удэ. 1979.
4. Бабуев С.Д. Из антропонимии закаменцев. Филологический сборник. Улан-Удэ. 1998.
5. Бураев И.Д. , Шагдаров Л.Д. О бурятских личных именах. К изучению бурятского языка. Улан-Удэ. 1979.
6. Бурятские имена. Улан-Удэ. 1999.
7. Дугаржапова Г.С., Загдаева Л.Б. Мүнхын дуhал. п. Агинское. 2001.
8. Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. – Л., Лениздат, 1991.
9. Цырендоржиева БХ.Ж. Хүн болохо багаhаа. Улан- Удэ. 2001.
10. «Что в имени тебе моем?» ж. Мы. №11, 2006.
11. Ямар нэрэ һайхан бэ? «Толон» 2001 №17
Научно – практическая конференция «Шаг в науку - 2014»
Российская Федерация
Забайкальский край
село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
Современные тенденции наречения детей
в бурятских семьях села Ортуй
Выполнил: Цыденжапов Доржи Баярович,
ученик 5 класса
Научный руководитель: Цыденжапова
Оюна Будажаповна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Ортуйская средняя
общеобразовательная средняя школа»
2014
Содержание
стр
Аннотация ______________________________________________________________ 3
План исследований _______________________________________________________ 4
Глава I. Личные имена бурят
1.2. Влияние имени на жизнь и судьбу человека ______________________________8
Глава II. Употребление личных имен у бурят.
2.1. Современные тенденции наречения детей в бурятских семьях _______________10
2.2. Имена - пожелания и их группировка ____________________________________13
Заключение _____________________________________________________________15
Литература _____________________________________________________________ 16
«Современные тенденции наречения детей в бурятских семьях села Ортуй»
Цыденжапов Доржи
Российская Федерация
Забайкальский край
село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
5 класс
Краткая аннотация.
Автор исследовательской работы, ученик 5 класса, проанализировал имена всех детей из бурятских семей за 10 лет – с 1997 по 2007 год включительно. В результате проведенных исследований изучено происхождение бурятских личных имен, выявлены наиболее часто используемые имена, их значение. Сделана попытка группировки наиболее употребительных имен – пожеланий, проведено сопоставление имен - пожеланий с монгольскими именами.
Данная работа дала возможность автору раскрыть смысл бурятских имен. В ходе работы автор приобщается к национальной культуре.
«Современные тенденции наречения детей в бурятских семьях села Ортуй»
Цыденжапов Доржи
Российская Федерация
Забайкальский край
село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
5 класс
Аннотация
Цель: выявить современные тенденции наречения детей в бурятских семьях села Ортуй, изучить значения наиболее употребляемых имен и сгруппировать их.
Задачи: 1. Изучить личные имена бурят и их происхождение.
2. Исследовать тенденции наречения детей в бурятских семьях села Ортуй и выявить наиболее употребляемые имена.
3. Анализировать современные тенденции в развитии антропонимии бурят.
4. Вызвать интерес сверстников к изучению родного языка, национальным традициям и обычаям нашего народа.
Объект исследования: современные тенденции в антропонимии бурят.
Предмет исследования: личные имена бурят.
Методы и приемы исследования: статистический метод,
наблюдение,
сравнение,
анализ,
опрос.
Выводы:
– при выборе имени выбираются слова, в которых выражаются мотивы пожелания своему ребенку благополучия, силы, благородства т. е имена, в которых выражена уверенность в положительном влиянии имени на будущее ребенка.
- большинство имен – пожеланий произошли в результате «аффиксального имятворчества» от имен, бытующих в бурятском языке с нарицательным значением.
«Современные тенденции наречения детей в бурятских семьях села Ортуй»
Цыденжапов Доржи
Российская Федерация
Забайкальский край
село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
5 класс
План исследований
О значении и влиянии имени на характер человека пишут и в настоящее время.
Во всяком случае, имя, данное нам при рождении, становится полноправным участником нашей жизни. Не напрасно всех нас волнует заданный некогда поэтом вопрос: «Что в имени тебе моем?»
На этот вопрос попытались ответить и мы. В результате анкетирования выявили, что большинство наших сверстников (62%) знают, что означает их имя. Остальные, которые не знают значения своего имени, хотели бы знать об их значении. А вот о происхождении имен знают всего 25%.
Исходя из этих противоречий, назрела проблема, которую мы могли разрешить в ходе нашего исследования.
В истории ономастики имеется ряд трудов, касающихся истории происхождения личных имен бурят, их дифференциации. Среди них наиболее известны исследования, например, Н.Б. Алдаровой «Дифференциация исконных личных имен бурят», «О магии имени. Дезидеративные имена бурят», «Из охранных имен бурят», А.Г. Митрошкиной «Морфологическая структура исконно бурятских личных имен и семантика их апеллятивов», Бураева И.Д. , Шагдарова Л.Д. «О бурятских личных именах», Эти исследования сыграли свою роль в развитии языкознания, значительно обогатили изучение бурятской лексикологии. Но несмотря на это, все же не выявлены наиболее употребляемые имена, нет группировки имен по значениям.
Нами была поставлена цель: выявить современные тенденции наречения детей в бурятских семьях, изучить значения наиболее употребляемых имен в сравнении с монгольскими и сгруппировать их. Исходя из цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить личные имена бурят и их происхождение
2. Исследовать тенденции наречения детей в бурятских семьях и выявить наиболее употребляемые имена.
3. Анализировать современные тенденции в развитии антропонимии бурят.
4. Вызвать интерес сверстников к изучению родного языка, национальным традициям и обычаям нашего народа.
Выдвинута рабочая гипотеза исследования: наречение детей в бурятских семьях от желания родителей быть уверенным в положительном влиянии имени на будущее ребенка;
Методы и приемы, применяемые в ходе исследования: статистический метод, наблюдение, сравнение, анализ, опрос.
Практическая значимость работы в том, что данная работа дает возможность повысить интерес к своему имени, именам родственников, сверстников, т.е. к бурятским именам, их значению и происхождению, к родословной своей семьи, к родному языку. Она в очередной раз доказывает, что ресурсы бурятского языка достаточно богаты и разнообразны, чтобы каждый мог выбрать имя по своему вкусу и желанию.
Новизна данной работы заключается в том, что впервые проведен системный анализ антропонимии детей школьного возраста.
«Современные тенденции наречения детей в бурятских семьях села Ортуй»
Цыденжапов Доржи
Российская Федерация
Забайкальский край
село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
5 класс
Научная статья
Глава I. Личные имена бурят
1.1. О происхождении бурятских личных имен.
Личные имена вместе с другими собственными именами представляют особый раздел в лексике языка. О них и их значении написано много научных трудов. По происхождению бурятские имена весьма разнообразны. Многие имена, переходя из поколения в поколение, дошли до наших дней. В настоящее время встречаются люди, называющие имена своих предков до 15 поколения по мужской линии. Кроме того, мы встречаем имена наших предков в родословных записях - угай бэшэг.
Современный состав имен у бурят «свидетельствует о том, что они в значительном большинстве заимствованы». С проникновением буддизма религия повлияла на происхождение личных имен, постепенно вытеснив большинство исконно бурятских имен, утвердила имена тибетско-санскритского происхождения.
Из имен буддийского культа наибольшее распространение получили имена тибетского происхождения. Тибетскими по происхождению являются такие имена как Доржо «алмаз», Галсан «счастье», Еши «разум», Ринчин «драгоценность», Самбу «хороший», Дулма «спасительница-мать», Ханда «спасительница-дева» и т.д...
К санскритским по происхождению именам относятся следующие распространенные среди бурят имена: Базар «алмаз», Буда «Будда», Радна «драгоценность», Гарма «звезда, созвездие».
Наряду с тибетско-санскритскими именами имеется много имен, бытующих в бурятском языке с нарицательным значением. Причем выбираются слова, в которых выражаются мотивы пожелания своему ребенку благополучия, силы, благородства, а также охрана его от злых сил. Например: Жаргал «счастье», Эрдэм «наука», Бато «твердый, крепкий, прочный и надежный», Оюна «ум, разум», Туяна «луч, лучезарная».
Раньше широко бытовали двойные или сложные имена: Цыден-Еши, Цырен-Дулма, Буда- Ханда, Цырен-Доржо и т.д., в которых один из элементов, а иногда и оба выражали совершенно определенные понятия, такие как разум (Еши), алмаз (Доржо), или второй элемент имени усиливал значение первого.
С распространением фамилий и отчеств двойные имена усложнили их употребление и в настоящее время реже стали даваться сложные, двойные имена. Также в настоящее время по сравнению с семидесятыми, восьмидесятыми годами реже стали давать русские имена, в основном имя для ребенка «просят» у духовного лица (найжи).
Об источниках, из которых берутся бурятские личные имена, подробно пишут в своей работе «О бурятских личных именах» И.Д.Бураев и Л.Д.Шагдаров. Они называют следующие источники бурятских личных имен:
1.2. Влияние имени на жизнь и судьбу человека
С незапамятных времен люди верили, что имя человека каким – то таинственным образом влияет на его судьбу, характер, властно вмешивается в ход жизненных событий. И поэтому все осознают, что выбор имени для ребенка - это очень серьезно, потому что имя дается человеку на всю жизнь. Ученый психоаналитик Борис Хигир, изучающий проблемы связи имени с характером описывает характер и судьбу человека, зная только его имя, отчество и дату рождения. Он считает, что «в имени заложен важный код, формирующий всю жизнь человека. Отчество закладывает в генофонд дополнительную информацию о человеке. Месяц конкретизирует те или иные качества».[10] Имя дается каждому человеку при рождении и сопровождает его всю жизнь. Это своеобразная визитная карточка носителя имени, в нем воплощается духовная сущность человека, мысли и надежды тех, кто выбирал его; находят в нем отражение и национальные, социальные, религиозные мотивы.
В рамках традиционной науки вопрос о влиянии на жизнь и судьбу человека принято относить к разряду гипотез. Сколько бы ни отвергалась возможность влияния имени на жизнь и судьбу человека, огромное значение придают вопросу выбора имени своему ребенку, что доказывает, что имя не воспринимается человеком как простой набор звуков. Можно с уверенностью утверждать, что представители всех народов во все времена верили и верят в способность имени в той или иной степени влиять на жизнь и благополучие человека, на формирование его характера.
О значении имени, влиянии его на характер, судьбу и жизнь человека написано много научных трудов философами, логиками и лингвистами. Например, в любом обществе предподчение отдается тем именам звучание, которых не вызывает напряженности. Общепринятой нормой считается выбор при имянаречении такого имени, которое не выбивалось бы из общего национального ряда данного социума. Так, в советское время это было небольшое количество наиболее популярных бурятских имен и имена русские, причем в городах русские имена преобладали. В условиях современного общества предпочтение отдается национальным именам – монгольского, тибетского и санскритского происхождения. Родители порой дают своим детям достаточно редкие в недавнем прошлом имена: Ганжуур, Бадараа и т.д.
Человек живет со своим именем и, каким бы оно ни было – традиционным национальным или иноязычным, популярным или редким – человек не представляет себе своей жизни без него. И окружающие также воспринимают человека, в первую очередь, через его имя. Различные ассоциации, возникающие в сознании людей, либо чаще на сознательном уровне, в связи с тем или иным конкретным именем: исторические, смысловые, звуковые, вызывают определенное отношение к его носителю.
Можно не верить в магию имени, которой полны философские и религиозные учения всех времен и народов и, следовательно, в саму возможность влияния имени на судьбу человека. Но мы не можем отрицать наличия в имени почти магической совокупности звуковых, смысловых ассоциаций и ассоциаций с прежними известными нам носителями, которая и заставляет переносить отношение к имени на конкретного его обладателя, что в конечном счете, вполне может повлиять на его самосознание, формирование его характера и, в конечном счете, на то, как будет складываться его судьба.
Теории влияния имени на человека
Социальная. Имя – сгусток социальной информации об его носителе. По имени мы судим о национальности, происхождении, вероятном вероисповедании. Социальность имени была сильнее выражена во времена, когда имена давали по святцам, и за каждым именем стояла история жизни святого с вполне конкретными чертами характера и формами поведения.
Эмоциональная. Согласно этой теории, имя человека рассматривается в качестве эмоционального раздражителя. Одни имена звучат нежно, ласково, вызывая у окружающих чувство приятности и возвышенного. Другие вызывают неприятные ощущения, звучат резко и даже враждебно. И когда неприятно звучащее имя у тысяч людей вызывает негативную реакцию, конечно, это не может не сказаться на жизни, характере человека, который это имя носит.
Звуковая. Имя – это набор звуков разной высоты и тембра. Разные имена – разные наборы звуков. А это неодинаковые для мозга звуковые раздражители и, следовательно, при произнесении имени в возбуждение приходят и разные структуры мозга. В младенческом периоде жизни это играет огромную роль для ребенка, который постоянно слышит от окружающих свое имя. У ребенка с именем Баяр возбуждаются совсем иные структуры мозга, чем, к примеру, у Тумэр. А это не может не сказаться на формировании различий в психике у детей.
Глава II. Употребление личных имен у бурят.
2.1. Современные тенденции наречения детей в бурятских семьях.
Каковы конкретные данные этого процесса, каковы тенденции в употреблении личных имен в настоящее время у бурят – на эти вопросы мы попытаемся ответить на основе анализа наречения детей в бурятских семьях нашего села Ортуй. Была использована домовая книга сельского поселения «Ортуй». Для анализа были взяты имена всех детей школьного возраста с бурятскими именами из бурятских семей за 10 лет – с 1997 года по 2007 год включительно. Общее число детей, родившихся в указанные годы, составляет 168.
Бурятскими именами названо всего 75 девочек, количество использованных имён составляет 38. Самыми излюбленными оказались имена: Оюна, Баира, Долгор, Саяна, Бальжит, Бэлигма, Бутит, Туяна, Аягма, Дулма, Арюна, Мэдэг, Цырегма, Соёлма, Сэсэгма, Дулмажаб, Баирма, Сарюна, Дари, Бальжин, Эржена.
Список наглядно отражает отход от двойных имен, их всего два: Цыржинлхама и Цырендулма.
При знакомстве со списком имен сразу бросается в глаза, что используемые имена - это наиболее красивые и благозвучные из традиционных бурятских и имена, созданные в последние десятилетия и ставшие чрезвычайно популярными. Наиболее часто используемые имена Оюна (ум,разум), Баира ( радость), Саяна (в честь Саянских гор), Туяна (форма от туяа- заря, лучи света, сияние ) произошли в результате «аффиксального имятворчества» т.е. посредством суффикса -а от мужского имени образуется женское имя.
«В 50-х годах среди городской интеллигенции бурят стали появляться русифицированные формы женских имен типа Саяана, Баира, Туяана, образованных от мужских Саяан, Баир, Туяан (Туяа), восходящих к топониму Саяан, апеллятивам баяр «радость, веселье, праздник, торжество», туяа(н) «луч, лучи света, сияние». Как видно, здесь наблюдается влияние и аналогия с такими моделями, как Александр – Александра, Валентин- Валентина» - отмечает Н.Б.Алдарова в своей работе «Дифференциация исконных личных имен у бурят». [3]
Также наиболее употребительные имена Бальжит (стремящийся к процветанию), Долгор (Белая освободительница), Бутит (ведущая сына, имя дается дочери в надежде, что родится сын) – имена тибетского происхождения.
Из традиционных имен наиболее употребительны имена с суффиксом - маа, который восходит тибетскому слову маа «мать»: Бэлигма, Баярма, Мэдэгма, Гэрэлма, Аягма, Насагма. Ныне аффикс является одним из продуктивных компонентов при образовании оригинальных женских имен от мужских: например, Баярма, Баяр - радость, веселье, праздник, торжество.
Однако суффикс употребляется в именах, которые по семантическим показателям заведомо известны как женские: Цырегма, Сэсэгма, Бальжина.
Количество мужских бурятских имен, которыми названы 93 мальчика, составляет 37. Самыми популярными являются имена: Даба, Алдар, Зоригто, Согто, Аюша, Дамдин, Аюр, Баяр, Батор, Мэргэн, Амгалан, Бэлигто, Жаргал, Доржо, Дамба, Дугар, Цырен, Бимба, Энхэ, Нима, Чингис, Хэшэгтэ, Пурбо, Баясхалан, Арсалан, Батор.
Среди мужских бурятских имен двойные имена уже не встречаются.
Исходя из этого, можно сказать, что у родителей вызывают интерес мужские имена, в которых выражена уверенность в положительном влиянии имени на человека: Алдар от алдар – известность, популярность, известный, например.
Наиболее употребительны имена, взятые из словарного состава самого бурятского языка. Обычно используются слова высокого стиля; слова, в которых выражаются значения силы, мощи, отваги- Батор, Зоригто; бодрость, энергию- Согто; радость- Баяа, Баясхалан, Жаргал; слова, обозначающие «покой», «спокойствие» - Амгалан, Энхэ. Часто встречаются имена тибетского происхождения: Аюша, Дамдин, Доржо, Дамба, Дугар, Цырен. Нужно отметить, что в структуре наиболее употребительных мужских личных имен часто употребляется суффикс – та (-то, -тэ): Согто, Зоригто, Хэшэгтэ. В современном бурятском языке суффикс – та является одним из самых продуктивных, с его помощью от основ имен образуются главным образом относительные, а также качественные прилагательные.
Также мы выявили, что в нашем сельском поселении «Ортуй» много детей с именами названий дней недели по лунному календарю: Даба, Бимба, Пурбо, Нима, Мягмар. Они стали именами. Опрос детей с данными именами показал, что родители нарекают их так потому, что они родились именно в этот день недели (возможно, это были благоприятные дни – Бальжинима и Дашинима) или данные имена даны ламами, который также учитывает дату и день недели, в который родился ребенок. Мы считаем, что одной из причин частых обращений к ламам- астрологам с просьбой выбора имени можно назвать то, что среди бурятских имен выделяются так называемые хүндэ нэрэ – «тяжелые имена» давать их своим детям можно только с особого разрешения ламы. Известны многочисленные случаи, когда хүндэ нэрэ отрицательно сказывалось на здоровье и судьбе ребенка. «Тяжелые» имена способны стать причиной бедствий и болезней. Именно поэтому сейчас родители при имянаречении чаще всего обращаются в дацан к ламам- астрологам с просьбой выбрать для ребенка наиболее подходящее имя, которое поможет ему не только сохранить здоровье, принести счастье и удачу, но и реализовать лучшие качества, заложенные в нем с рождения.
Изучив личные имена бурят, и их происхождение путем исследования и анализа современных тенденций в развитии антропонимии детей - бурят школьного возраста, мы пришли к выводу, что в настоящее время присвоение имени ребенку определяется личными желаниями и вкусом родителей и большое распространение получают оригинальные бурятские имена, представляющие собой нарицательные существительные с положительным значением, а также наиболее звучные имена тибетско-санскритского происхождения. При выборе имени ребенку родители отдают предпочтение именам – пожеланиям. Тем самым интересны имена бурят, в которых выражена уверенность в положительном влиянии имени на будущее ребенка.
2.2. Имена – пожелания и их группировка
Имена – пожелания связаны с верой в магическую силу слова, имени. Их можно разделить на группы:
- имена, предрекающие радостный веселый характер, радость, веселье, счастье: Баяр (Баир), Баярто (Баирто), Баярма (Баирма). Баяр – радость, жизнерадостный; Баясхалан- радость, веселье, благодарность; Жаргал, Жаргалма от жаргал- счастье. Имена Баярма, Жаргалма - одни из наиболее употребительных традиционных имен с суффиксом – маа.
3.Третья группа имен – имена – пожелания физической силы, стойкости, мужества: Бата – от нарицательного бата – крепкий, твердый, прочный, надежный; Баатар – богатырь, герой, смелый, мужественный; Зориг, производные Зоригто, Зоригмаа от зориг – смелый, волевой.
К ним примыкают имена с пожеланием живости, стремительности, ловкости: Солбон – бойкий, живой, энергичный; Согто, Сокто от согто – с огоньком, с искоркой, Арсалан-лев, он также символизирует силу и смелость.
- ума, учености: Оюун, Оюуна- ум, разум,одаренность, талант; Бэлиг, Бэлигто, Бэлигмаа – ум, мудрость, способность, дарование; Эрдэм от слова эрдэм – наука, знание, ученость;
-честности, надежности: Этигэл – доверие, вера; Амгалан – мирный, спокойный; Энхэ – спокойный, мирный, благополучный; Арюуна – чистый, ясный;
-популярности, известности и доброты: Алдар от слова алдар – известность, популярность, славность; Ашата – благодетельный, полезный.
5. Выделяется еще одна группа имен, в которых выявляются пожелания красоты и обаяния. К этой группе относим имена, выраженные существительными, обозначающими небесные тела, драгоценности, цветы, которые олицетворяют неотразимые свойства красоты: Туяана от туяа – луч, сияние; Оюуна – бирюза, бирюзовый; Эржена – перламутр; Сэсэгма – цветок.
Как известно, буряты в историческом прошлом имели более длительные контакты с монгольскими племенами и с древних времен исповедовали исконную религию – шаманизм. В 16-м столетии в Монголии стала распространяться буддийская религия. Затем с начала XVIIв. буддизм стал проникать Бурятию. Следовательно, у монголов и бурят имена (особенно верхних поколений родословных) в значительной степени должны совпадать. Различия могут быть объяснены диалектным разнобоем. Распространение буддизма среди монголов и бурят привело к утверждению тибетско-санскритских имен, постепенно вытеснивших исконные монгольские и бурятские имена.
В монгольском языке имена – пожелания в преобладающем большинстве совпадают с бурятскими именами. Это можно объяснить либо генетической близостью древних родов, либо длительным контактированием, в результате чего могли быть заимствования. Но монгольские имена ярче и разнообразнее, хотя и их можно разделить на такие же группы.
Для сравнения можно привести один пример: общемонгольское Билиг (монг.), Бэлиг (бур.)- талант, дар, способность, ум, мудрость в современном монгольском дает Баян- билиг- богатый + ум, талант, способность; Наранбилиг- солнце + ум. Способность, талант; Оюунбилиг- разум, способность; Цэцэнбилиг- умный, мудрый + ум, способность; Цогтбилиг- пламенный, великолепный, жизнерадостный + ум, способность, дарование.
Такая разветвленность свойственна преобладающему большинству популярных имен, с помощью которых образуются сложные, по своей семантике более яркие и выразительные имена. Как мы выяснили сложные имена имеются и в бурятском языке, но по сравнению с монгольскими составляют незначительную группу, употребительность которой ослабевает с каждым днем.
Заключение
Имянаречение всегда считалось очень ответственным и важным делом. И у каждого народа существуют определенные традиции выбора имени.
Имена звучащие вокруг нас сегодня, стали такими не сразу. В прошлом некоторых имен вовсе не было, а иные пришли к нам от других народов. Следует заметить, что родители дают детям наиболее красивые и благозвучные из традиционных исконно бурятских и имена, созданные в последние десятилетия и ставшие чрезвычайно популярными.
Но какое бы имя не дали человеку, только он сам должен раскрывать в себе благие черты своего имени и следовать им в течение жизни. Так что в наших интересах заботиться о том, чтобы наше имя было не просто звуком и звуковой волной, а мощной духовной силой, которая будет служить нам верой и правдой.
Таким образом, изучив личные имена бурят и их происхождение путем исследования и анализа современных тенденций в развитии антропонимии детей- бурят школьного возраста, мы пришли к выводу:
- в настоящее время присвоение имени ребенку определяется личными желаниями и вкусом родителей и большое распространение получают оригинальные бурятские имена, представляющие собой нарицательные существительные с положительным значением, а также наиболее звучные имена тибетско-санскритского происхождения.
- большинство имен – пожеланий произошли в результате «аффиксального имятворчества» от имен, бытующих в бурятском языке с нарицательным значением. Причем выбираются слова, в которых выражаются мотивы пожелания своему ребенку благополучия, силы, благородства т. е имена, в которых выражена уверенность в положительном влиянии имени на будущее ребенка.
При выборе имени ребенку – этого самого дорогого подарка, подарка на всю жизнь родители стараются учесть различные стороны, подходят обдуманно, желая своему ребенку благополучия, счастья и долгой жизни.
Литература
1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах. Улан –Удэ. 2006.
2. Алдарова Н.Б. О магии имени. Дезидеративные имена бурят. Филологический сборник. Улан-Удэ. 1998.
3. Алдарова Н.Б. Дифференциация исконных личных имен бурят. Улан-Удэ. 1979.
4. Бабуев С.Д. Из антропонимии закаменцев. Филологический сборник. Улан-Удэ. 1998.
5. Бураев И.Д. , Шагдаров Л.Д. О бурятских личных именах. К изучению бурятского языка. Улан-Удэ. 1979.
6. Бурятские имена. Улан-Удэ. 1999.
7. Дугаржапова Г.С., Загдаева Л.Б. Мүнхын дуhал. п. Агинское. 2001.
8. Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. – Л., Лениздат, 1991.
9. Цырендоржиева БХ.Ж. Хүн болохо багаhаа. Улан- Удэ. 2001.
10. «Что в имени тебе моем?» ж. Мы. №11, 2006.
11. Ямар нэрэ һайхан бэ? «Толон» 2001 №17
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
3 загадки Солнечной системы
"Портрет". Н.В. Гоголь
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Как нарисовать небо акварелью