Цель проекта: показать богатство и могущество русского языка на примере односоставных предложений.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_klochkovoy_olgi.docx | 40.86 КБ |
На районную филологическую научно-практическую конференцию
НОМИНАЦИЯ:
Проект по русскому языку
«Употребление односоставных предложений в речи»
Клочкова Ольга Владимировна,
учащаяся МБОУ «Новосельская ООШ», 8 класс, 14 лет.
Дом. адрес: 607358 Нижегородская область,
Вознесенский район,
с. Новосёлки,
ул. Кооперативная, д. 8
тел: 8-831-78-72-3-48
руководитель:
Первушкина Антонина Васильевна,
учитель русского языка и литературы 1категории
МБОУ «Новосельская ООШ»
Адрес ОУ: 607358 Нижегородская область, Вознесенский район,
с. Новосёлки, ул. Школьная, д. 1а
МБОУ «Новосельская ООШ»
Новосёлки, 2014
Проект по русскому языку
«Употребление односоставных предложений в речи»
Язык народа – лучший,
никогда не увядающий
и вечно вновь распускающийся
цвет всей его духовной жизни…
К.Д. Ушинский
Цель: показать все богатство и могущество русского языка на примере односоставных предложений;
Задачи: научиться работать с дополнительной литературой, со справочным материалом, не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике, выражать свои собственные идеи в удобной для меня творчески продуманной форме, наглядно увидеть, какую роль играют односоставные предложения в речи .
План работы:
Исследование «Роль односоставных предложений в речи»
Сценарий эпизода фильма по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Представление картины В.Серова «Девочка с персиками»
Анализ стихотворений А. С. Пушкина, Б. Л. Пастернака, А. А. Фета
Исследование «Употребление односоставных предложений в речи» . В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть.
Например: Без четверти четыре. Четыре. Ждем. Половина пятого… Пять… Тишина… Шесть, семь… Светает. Н.Некрасов
Все предложения в этом тексте односоставные.
По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы:с главным членом – сказуемым,с главным членом – подлежащим.
Определенно-личные предложения . Определенно-личными называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения (иду, идешь, идем, идете; пойду, пойдешь, пойдем, пойдемте; иди, идите). Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определенно указывают на подлежащее (я, ты, мы, вы), то подлежащее необязательно.
Например: Бесконечная Россия. Что вьешься, ласточка, к окну, Словно вечность на земле! Что, вольная, поешь? Едешь, едешь, едешь, едешь,
А.А. Дельвиг
Дни и версты нипочем! Люблю грозу в начале мая… П.А.Вяземский Ф.И.Тютчев
Употребление определенно-личных односоставных предложений придает повествованию большую динамичность, энергичность, яркость, точность, делает его более лаконичным, тогда как предложения с местоимениями являют собой «речь более вялую, спокойную, но ничем не более ясную».
Неопределенно-личные предложения. Неопределенно – личными называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В одно тихое, теплое утро в больницу принесли письмо. (А. П. Чехов)Что новенького в газетах пишут? (М.А.Шолохов)Потом его в степи без чувств нашли. (М.Ю. Лермонтов) На берегу разожгли костер, начали варить уху, затянули песню. Возле этой осинки летом стог поставили. (М.Пришвин)
В неопределенно-личных предложениях внимание сосредоточивается на факте, событии, действии. Действующее лицо остается либо необозначенным, либо оно неопределенно или неизвестно, и потому указание на него невозможно. В любом случае предложение лишено грамматического подлежащего. В неопределенно-личных предложениях действия автора не так важны, как то, что происходит в окружающем мире. Сведения о действующем лице (или лицах) мы можем понять только из контекста или из ситуации.
Обобщенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения без подлежащего с таким сказуемым-глаголом, который называет действие, имеющее отношение к любому лицу. Этот тип предложений носит обобщенный характер. Такое значение передается формами глагола 2-го лица единственного или множественного числа. Обобщенно-личные предложения типичны для пословиц, афоризмов, для повествования с обобщенным смыслом. Особенностью является действие, происходящее в любое время без каких-либо ограничений.
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).Слезами горю не поможешь (пословица). В лес дров не возят (пословица) Обобщенно-личные предложения употребляются, когда автор хочет подчеркнуть закономерную картину с медленной сменой действий. Также они отражают чувства мысли автора, его мнение к окружающему миру. Читатель сопереживает вместе с героем, так как полностью стал участником действий произведения благодаря употреблению обобщенно-личных предложений.
Безличные предложения. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Утром долго не светало. (А. Платонов) И в роще не слышно теперь соловья! (И.И. Козлов) Под вечер подморозило.
Безличные предложения передают состояние природы (явления), физическое, внутреннее состояние человека (знобит, нездоровится). В таких предложениях не нужно подлежащее, оно даже не подразумевается. На главном месте стоит только глагол, выражающий состояние, явление. Очень часто такие предложения встречаются в разговорной речи для того, чтобы придать беседе просторечие, особенно при употреблении инфинитива, который несет эмоциональную окраску. Поэтому такие безличные предложения часто встречаются в лозунгах, в публицистической речи, чтобы придать тексту точность, лаконичность и побудить к активному действию. Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями.
Назывные предложения. Назывные предложения – это безглагольные односоставные предложения, у которых главный член выражен существительным. Например: Лес. Палатка. Плеск речной волны. (Яшин) Дым костра. Сырых шинелей груда. (Сурков) Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? В.А.Жуковский
Назывные предложения употребляются в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках, статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений ( или глав, частей) очень лаконично и ярко рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку. Умелый подбор существительных у автора помогает четко представить нарисованный словами пейзаж. Например, перечисление мелькающих перед глазами предметов дает возможность представить картину как бы в движении, напоминающую быстро сменяющие друг друга кинокадры.
Заключение: На протяжении всего исследования я пытался показать роль односоставных предложений в разговорной и письменной речи. Значимость таких предложений велика, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая тексту лаконичность, эмоциональность, краткость, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений. Обобщенно-личные предложения подчеркивают общность всех людей в мире в целом, так как объединяют их как равных, обращаясь к ним с поучениями, пословицами, афоризмами. Самыми распространенными являются безличные предложения, без которых мы просто не можем выразить свои мысли, чувства. Такие предложения ярко характеризуют состояние природы или человека, описывают пейзаж понятно и просто, конкретно, лаконично указывают на то, что есть или чего нет. Назывные предложения помогают довести замысел автора до самой глубины нашей души, выделяя какие-то конкретные объекты из окружающей картины, именно при помощи них мы представляем действие в виде кинофильма со сменяющимися кадрами. Без односоставных предложений речь была бы слишком скучна, проста и некрасива. А они придают образность, выразительность и эмоциональность, что помогает понять замысел автора в книгах или в разговоре.
Сценарий эпизода фильма по главе из произведенияА.С.Пушкина «Капитанская дочка»Глава IIВожатый1 действие Дорога. Едет кибитка сквозь густой туман, в темноте ничего не было видно. Снег повсюду. На облучке сидит Савельич, изредка покрякивая. Гринев. Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся.Савельич. Эх, батюшка Петр Андреич! Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме. Беда да и только!.. Как покажусь я на глаза господам? что скажут они, как узнают, что дитя пьет и играет. Печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто снегом. Солнце на закате. Кибитка ехала по узкой дороге, проложенной крестьянскими санями…
«Девочка с персиками»… Известная картина В.Серова… Веселое, радостное настроение… Яркое, светлое утро… Завтрак… Абрамцево. Местечко под Москвой. Художник в гостях у Саввы Ивановича Мамонтова, человека богатого, глубоко понимавшего и любившего искусство. Хозяин дома выслушал причину приезда живописца и дал совет: рисуй Верушку, доченьку мою. Девочка была непоседой. Она никогда не желала позировать, то есть долго сидеть в одном положении. - Попробуй, - уверял Савва Иванович, - у тебя получится. Верушка, веселая, светящаяся влетела в комнату, рассказывая быстро, торопясь какую-то забавную историю. Она сидела напротив Серова. Свежее румяное лицо. Загорелые руки. Черные глаза-угольки. Девочка намиг перестала разговаривать, только смотрела на художника. В таком состоянии Серов и изобразил ее.
Стихотворение Б. Пастернака
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей,
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Февраль. Назывное.
Достать чернил и плакать! Безличное.
Писать о феврале навзрыд… Безличное в составе сложного.
Достать пролетку. Безличное.
За шесть гривен, / Чрез благовест, чрез клик колес / Перенестись туда… Безличное в составе сложного.
Какова роль односоставных предложений в этом поэтическом тексте?
Назывное предложение, как обычно, начинает текст и тем самым вводит читателя в атмосферу конца зимы и начала весны.
Безличные предложения сами по себе и в составе сложных взаимосвязанно выражают внутреннее состояние человека и состояние природы, помогают автору создать особый эмоциональный настрой текста, а также передать неразрывную слитность природы, жизни, окружающего мира с поэзией.
Какие выводы мы можем сделать, подводя итоги нашей работы?
Односоставные предложения занимают важное место как в художественной, так и в разговорной речи, являются ярким изобразительно-выразительным средством языка.
А. С. Пушкин «Дорожные жалобы»
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?(безличное)
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,
На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.(опр.-лич.)
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?(безличное)
То ли дело быть на месте,(безличное)
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять! (безличное)
То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;(назывное)
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..(опред-лич.)
Сопоставляя стихотворения, интересно отметить, что поэт передаёт движение. Но если в элегии "Брожу ли я…" это движение поэтической мысли, путь к вечности через смерть, то в "Дорожных жалобах" мы находим подчёркнуто-обыденное движение. Если в первом стихотворении оно "бытийное", то во втором - бытовое. Хотя нельзя отрицать, что в "Дорожных жалобах" обыденность "возвышена" обращением к теме жизни и смерти. Именно благодаря наличию своеобразного ("бытийного" или бытового) движения можно понять, какое именно идейное содержание вкладывает поэт в своё стихотворение. Представление об этом может дать сравнение отобранных Пушкиным глаголов. В "Брожу ли я…" это глаголы "брожу", "сижу", "хожу", "предаюсь", "гляжу", "мыслю", "уступаю", "сойдём" и т. п. Все они стоят в первом лице, что подчёркивает субъективность, замкнутость, индивидуальность мысли поэта. А в "Дорожных жалобах" мы находим совсем иное: "гулять", "разъезжать", "пошёл же", "погоняй", "помышлять". Движение здесь более динамичное, экспрессивное, яркое. Глаголы как бы открыты вовне, доступны читателю, просторечны, они стоят в неопределённой форме или во втором лице и повелительном наклонении, что само по себе обуславливает эту открытость, незамкнутость.
А. А. Фет. Шепот, робкое дыханье…
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Нельзя представить фольклор без односоставных предложений. Это и пословицы : « Любишь кататься – люби и саночки возить» , Клин клином вышибают, Рыбе дождь не страшен, Соль едят во всем мире, Огонь маслом не заливают, Два медведя в одной берлоге не уживутся. Цыплят по осени считают.
и загадки («Не сломав горшочка, не поешь кашки» - орех).
Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении односоставных предложений в восьмом классе. Я считаю, что в своем проекте я показала, какую роль играют односоставные предложения в разговорной речи и в произведениях писателей и поэтов, придавая им образность, эмоциональность и выразительность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Поэзия Серебряного века. 1880–1925. М.: Художественная литература, 1991. С. 455.
2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. М.: Просвещение, 1987. 43–45 с.
Как Снегурочке раскатать тесто?
Привередница
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца