В данной работе автор, ученица 11 класса, попыталась выяснить, учитывают ли страшеклассники свои психологические особенности при выборе профессии.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_2015_khandazhapova_a.doc | 140 КБ |
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее 2015»
Россия, Забайкальский край, Могойтуйский район, село Ортуй
Секция: Психология
Исследование личностных особенностей старшеклассников
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
на этапе выбора профессии
Выполнила: Хандажапова Арюна, 11 класс
Руководитель: Цыденжапова Оюна Будажаповна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»
2014 год
Исследование личностных особенностей старшеклассников на этапе выбора профессии
Хандажапова Арюна, 11 класс
Забайкальский край, Могойтуйский район, село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»,11 класс
Секция: Психология
Аннотация
Цель работы: Выявить, учитывают ли старшеклассники свои психологические особенности, при выборе профессий.
Задачи:
1) изучить литературу по данной теме;
2) выбрать оптимальную методику;
2) изучить психологические особенности 11 класса и сопоставить их с профессиональным выбором учащихся;
3) проанализировать полученные результаты;
4) сделать выводы по проделанной работе.
Методы: наблюдение, сравнение, опрос, анкетирование, анализ.
Объект исследования: личностные особенности старшеклассников на этапе выбора профессии.
Предмет исследования: учащиеся 11 класса МОУ «Ортуйская СОШ»
Гипотеза: при выборе профессии не все подростки учитывают свои личностные особенности.
Выводы:
- не все подростки учитывают свои личностные особенности;
- не все учащиеся определились с профессиональным выбором.
Исследование личностных особенностей старшеклассников на этапе выбора профессии
Хандажапова Арюна, 11 класс
Забайкальский край, Могойтуйский район, село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»,11 класс
Секция: Психология
План исследований
Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Учёные доказали, что неправильный выбор профессии увеличивает текучесть кадров в 2 – 2,5 раза, на 10 – 15 % уменьшает производительность труда. Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Существуют факторы, которые влияют на формирование профессионального самоопределения личности, к ним относятся общественно-экономические, региональные, а также индивидуальные, включающие в себя качества человека. Немаловажную роль играют в выборе профессии индивидуальные особенности. Ученые считают, если профессия выбрана без учёта индивидуальных особенностей, то у человека увеличивается частота физических и психических проблем, связанных со здоровьем, снижается удовлетворенность жизнью и самооценка.
Исходя, из выше сказанного целью работы является: выявить, учитывают ли старшеклассники свои психологические особенности, при выборе профессий.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
1) изучить литературу по данной теме;
2) выбрать оптимальную методику;
2) изучить психологические особенности 11 класса и сопоставить их с профессиональным выбором учащихся;
3) проанализировать полученные результаты,
4) сделать выводы по проделанной работе.
Выдвигалась рабочая гипотеза: при выборе профессии не все подростки учитывают свои личностные особенности.
Практическая значимость работы заключается в предоставлении рекомендаций при выборе профессий.
Исследование личностных особенностей старшеклассников на этапе выбора профессии
Хандажапова Арюна, 11 класс
Забайкальский край, Могойтуйский район, село Ортуй
МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа»,11 класс
Научная статья
Юность – замечательная пора в жизни человека. Это время размышлений о будущем, построение планов и определение перспектив своей жизни. Что ждет парня или девушку за порогом юности? От чего зависит жизненный успех? Как найти себя в этом мире? Это вопросы, которые задает себе каждый выпускник школы. Свое будущее выпускники связывают с интересной, престижной работой, которая поможет состояться им как личности, добиться материального благополучия, экономической независимости. Для этого необходимо, прежде правильно выбрать профессию. Выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи, причем задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов.
Факторы, которые влияют на формирование профессионального самоопределения личности, включают наличие общих, особенных и единичных условий, существующих в рамках целого общества, отдельного региона, предприятия, а также индивидуальных черт каждого человека. Выявлены следующие группы определяющих факторов:
К первой группе относятся факторы макросреды, содержание которых зависит от общественно-экономического строя общества (социально-экономические условия жизни людей, общественные организации, духовная культура общества, средства массовой информации и пропаганды и др.);
ко второй – специфические особенности экономического и демографического развития какого-либо региона страны:
а) сеть высших, средних и профессионально-технических учебных заведений;
б) культурно-образовательный и профессиональный уровень семьи;
в) формы проведения досуга и т.д.;
к третьей группе – индивидуальные психологические и физиологические особенности человека – внутренние, субъективные (пол, степень развития индивидуального сознания, способности, интересы, идеалы, знания и т.д.). Все эти факторы оказывают влияние на выбор профессии школьниками.
Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Другими словами, профпригодность – эта гармония человека и его дела.
Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда; в понятие «профессиональная пригодность» входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. Профессиональная пригодность – не врожденное качество, она формируется в самой трудовой деятельности человека.
В ходе профессионального труда складываются отдельные функциональные системы и психические процессы человека, тип личности с ценностными ориентациями, нередко профессия накладывает отпечаток и на внешний облик человека.
Для правильного выбора профессии, необходимо ознакомиться с классификацией профессий (см. Приложение 1). Данная классификация предоставляет возможность выявить требования, предъявляемые профессией к личности работающего. Исходя из этого, подросток может наметить путь своего профессионального самоопределения, который можно представить в виде пирамиды (см. Приложение 2), состоящей из четырех ярусов: тип, класс, отдел, группа, профессия. Предполагается, что в каждом типе профессий есть классы, классы включают в себя отделы, отделы состоят из групп, вершина пирамиды – будущая профессия.
Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному определенному подразделению – типу, классу и пр. Практически же часто явной является принадлежность профессии к нескольким разновидностям. Ведь каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки и других. Весь вопрос в том, какие из них являются доминирующими, а какие отступают на второй план [6].
Выбирая профессию очень важно знать требования, которые предъявляет профессия к человеку. Профессии типа «человек - человек» необходимы: высокая дисциплина, аккуратность, точность. Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление.
Профессии типа «человек - человек»: главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, способность мысленно ставить себя на место другого человека.
Профессии типа «человек - знаковая система» требуют от человека аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, способность к логическому мышлению
Человек, работающий в сфере «человек - природа» должен быть спокойным и уравновешенным, инициативным, заботливым, терпеливым.
Для человека выбирающего профессию типа «человек - художественный образ» необходимы качества: настойчивость, сила воли, трудолюбие и огромное желание добиваться мастерства и совершенства в создании произведения искусства.
Нами было проведено психологическое исследование, направленное на изучение личностных особенностей учащихся. Исследовалось группа учащихся МОУ «Ортуйская средняя общеобразовательная школа» в количестве 12 человек, в возрасте 16-17 лет. Использовался личностный шестнадцатифакторный опросник Р. Кэттела. В ходе исследования получены данные, которые отражены в таблице (см. Приложение 3). В сводную таблицу нами были внесены названия профессий, выбираемые респондентами. По результатам исследования каждого учащегося можно построить профиль личности и сопоставить его с предъявляемыми требованиями к выбранной профессии (см. Приложение 4).
При изучении требований к профессии, мы согласно классификации Прощицкой Е.Н [6] выделили четыре основных признака профессии: предмет труда, цель труда, орудие труда, условия труда – и по их условным обозначениям записали формулу профессии из нескольких букв. Эти буквы соответствуют типу, классу, отделу, группе профессий. По формуле профессий можно скомпоновать перечень психологических качеств, требуемых для данной профессии.
Пример 1. Рассмотрим требования профессии художника-оформителя к личности. Для художника-оформителя необходимы следующие показатели: художественные способности (цветовая чувствительность, хороший глазомер), конструкторские способности, аккуратность, терпение, художественный вкус (см. Приложение 4). Сопоставим требования профессии с профилем личности конкретного респондента (на рисунке профиль личности обозначен синим цветом, а требования профессии - красным).
Из диаграммы видно, что показатели личностных качеств респондента, таких как художественный вкус, склонность к восприятию новых идей соответствует показателям требований профессии художника-оформителя.
Пример 2. Рассмотрим требования профессии врача. Для этой профессии необходимы следующие качества: собранность, выносливость, высокая нервно-психическая устойчивость, сочувствие, сопереживание, тактичность, организаторские способности (см. Приложение 5). Сопоставим требования профессии с личностными качествами респондента. По этим данным мы можем сделать вывод, что данному респонденту нежелательно выбирать данную профессию. Или рекомендуется провести дополнительную диагностику личности.
Проведённое исследование показало, что из 12 учащихся 15% исследуемых не определились с профессиональным выбором. Из 12 учащихся 16 % не учитывают свои психологические особенности при выборе профессии.
Выбор профессии правилен, если показатели личностных качеств соответствуют требуемым показателям выбранной профессии. Тогда работа доставляет человеку удовлетворение и приносит пользу обществу.
В проделанной работе можно сделать следующие выводы:
- не все подростки учитывают свои личностные особенности;
- не все учащиеся определились с профессиональным выбором.
Исходя из вышесказанного, можно дать рекомендации:
Терминологический словарь
Агроном – специалист по возделыванию с\х культур, который определяет последовательность полевых работ, ценность сортов, руководи механизаторами, полеводами и другими рабочими.
Бухгалтер – выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета, фиксирует состав и источники хозяйственных средств, их движение, осуществляет прием, контроль, обработку первичной документации.
Вакансия – незамещенная, занятая должность в учреждении, учебном заведении; свободное место в учебном заведении для учащегося.
Врач – занимается диагностикой и профилактикой заболеваний. Работа определяется специализацией врача: педиатр, терапевт, невропатолог, психиатр, диетолог, инфекционист, онколог, реаниматолог, хирург, стоматолог и др.
Дизайнер – художник-конструктор, который в промышленных изделиях, мебели, интерьерах квартир, офисов и других объектах творчески и гармонично совмещает пользу, удобство и красоту.
Должность – это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнений.
Инженер – руководит проектированием, строительством, эксплуатацией различных систем (в зависимости от вида работы), обеспечивает рабочих производственными заданиями и контролирует их выполнение.
Карьера – это: достижение наивысших результатов; род занятий; продвижение по служебной лестнице.
Квалификация – это: профессия, специальность; степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности.
Конструирование – это проектирование деталей и объектов для последующего их производства.
Механик – специалист, работающий на промышленных предприятиях, в проекторных, конструкторских и научных организациях. Занимается эксплуатацией механического оборудования, машин, аппаратуры, автоматических линий и т.п.
Образование – это процесс передачи знаний и навыков, формирования личности.
Обслуживание – это работа по удовлетворению чьих-то потребностей.
Призвание – наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы.
Продавец – обслуживает покупателей, производит отбор, взвешивание, демонстрацию, оценку, упаковку товара.
Производство – это изготовление какой-либо продукции.
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Профориентация – это определение человеком своего места в профессиональном мире.
Психолог-профконсультант – специалист, обучающий школьников самостоятельному планированию профессионального пути.
Социолог – составляет программы и проводит по ним социологические исследования, анализирует их: обрабатывает первичную информацию, обобщает полученные данные, разрабатывает рекомендации.
Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.
Творчество – это создание оригинальных произведений.
Управление – руководство чьей-то деятельностью.
Фармацевт – готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты, оказывает первую доврачебную помощь.
Цель профориентации – подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Список литературы
Приложение 1
Классификация профессий
Классификационный признак | Виды и характер труда | |||||||||||
Предмет труда (типы профессий) | Т Человек-техника | П Человек-природа | Ч Человек-человек | З Человек-знаковая система | Х Человек-художеств. образ | |||||||
Цель труда (классы профессий) | Г Распознать Различить Определить Оценить Разобраться Проверить | Пр Преобразовать Обработать Упорядочить Организовать Оказать влияние, Обслужить | И Изобрести Придумать Найти новый способ решения | |||||||||
Орудия труда (отделы профессий) | Р Ручные (непосредственное выполнение функции) | М Механизированные (управление машинами, механизмами) | А Автоматизированные (управление станками, устройствами) | Ф Использование функциональных средств организма | ||||||||
Условия труда (группа профессий) | м Условия с повышенным уровнем моральной ответственности | н Необычные условия труда | б Условия бытового типа | о Работа на открытом воздухе |
Приложение 2
Формула профессии
Приложение 3
Сводная таблица
фактор респондент | A | B | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | Профессия |
1 | 6 | 7 | 7 | 4 | 7 | 3 | 8 | 6 | 5 | 1 | 7 | 6 | 5 | 3 | 8 | 4 | Юрист |
2 | 7 | 8 | 4 | 4 | 5 | 7 | 2 | 7 | 6 | 5 | 5 | 6 | 9 | 2 | 5 | 7 | - |
3 | 4 | 7 | 4 | 4 | 7 | 4 | 4 | 5 | 7 | 1 | 5 | 6 | 9 | 3 | 9 | 7 | Фармацевт |
4 | 6 | 8 | 8 | 5 | 3 | 2 | 4 | 7 | 6 | 5 | 6 | 5 | 10 | 7 | 6 | 4 | Социолог |
5 | 5 | 4 | 3 | 7 | 5 | 4 | 4 | 6 | 10 | 3 | 7 | 7 | 8 | 3 | 7 | 5 | Агроном |
6 | 7 | 4 | 3 | 7 | 7 | 6 | 5 | 6 | 8 | 4 | 5 | 8 | 6 | 5 | 8 | 7 | - |
7 | 5 | 9 | 1 | 10 | 5 | 1 | 3 | 9 | 9 | 6 | 7 | 9 | 5 | 3 | 2 | 9 | Художник-оф. |
8 | 7 | 5 | 8 | 7 | 4 | 5 | 3 | 3 | 7 | 5 | 5 | 7 | 1 | 1 | 7 | 6 | Продавец |
9 | 7 | 7 | 8 | 8 | 6 | 3 | 7 | 4 | 10 | 1 | 10 | 1 | 7 | 8 | 8 | 4 | Провизор |
10 | 5 | 4 | 3 | 2 | 4 | 6 | 3 | 1 | 3 | 4 | 3 | 4 | 6 | 2 | 6 | 5 | Программист |
11 | 6 | 8 | 2 | 4 | 3 | 6 | 6 | 1 | 8 | 4 | 6 | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | Инженер |
12 | 5 | 5 | 6 | 5 | 4 | 6 | 3 | 1 | 3 | 4 | 3 | 4 | 6 | 2 | 6 | 5 | Механик |
Приложение 4
Приложение 5
Голубая лягушка
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Лиса-охотница
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Зимняя сказка