В данной работе представлена попытка изучить организацию инклюзивного образования. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Процесс внедрения инклюзивного образования в России на данный момент сталкивается с рядом трудностей и проблем, связанных как с трудностями организации школы, так и с препятствиями социального свойства.
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie._tolkunova_alina._soshno7.docx | 125.52 КБ |
«Шаг в будущее»
Секция «Психология»
Инклюзивное образование
Автор: Толкунова Алина Сергеевна
ученица 10 «Б» класса
МБОУ «СОШ № 7»
Руководитель: педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 7»
Останина Наталья Александровна
Когалым
2014 г.
Содержание
Введение................................................................................................................................. 3
1. Принципы инклюзивного образования.......................................................................... 4
2. Внедрение инклюзивного образования в России ......................................................... 6
3. Проблемы инклюзивного образования .......................................................................... 8
4. «Готовы ли мы к внедрению инклюзивного образования» Результаты исследования на примере МБОУ «СОШ№7» ……………………………………………………………… 11
Заключение .......................................................................................................................... 15
Литература.............................................................................................................................. 16
Приложение........................................................................................................................... 17
Введение
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье «Из глубины»
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Актуальность темы заключается в том, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования также становится одним из главных в российской образовательной политике.
Цель:
Изучить организацию инклюзивного образования.
Задачи:
Предмет исследования: организация инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
Объект исследования: готовность участников образовательного процесса к внедрению инклюзивного образования.
При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы и Интернет-источников, анкетирование, собеседование.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Принципы инклюзивного образования:
Инклюзивное образование распространено в ряде стран, таких как Саламанка, Испания, Англия, США.
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):
Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:
Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процессом снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями. Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
В ряде стран мира, начиная примерно с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию {wideningparticipation), мэйнстриминг, интеграция, инклюзия, т.е. включение.
Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах; если же они и включены в классы массовой школы, то прежде всего для того, чтобы расширить возможности социальных контактов, а не для достижения образовательных целей.
Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них; ученики с инвалидностью посещают массовую школу, но не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети.
"Включение", или инклюзия" - наиболее подходящий термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным Законом «Об образовании», Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Для Российской Федерации вопрос внедрения инклюзивного образования актуальный и сложный. Это обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, по оценкам ВОЗ 2011 года, почти 15 % населения несовершеннолетнего возраста в России имеет инвалидность. Система образования в современной России переживает глубокие изменения. Различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом актуализируются ценности инклюзивного образования детей с инвалидностью, хотя общественное мнение по данному сложному вопросу далеко не однородно. Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. Социальная роль таких учреждений, как школы-интернаты для детей с нарушениями развития, подвергается переоценке. На практике специальное образование, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в медицинских и педагогических услугах, а, с другой, - препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47. В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Центр инклюзивного образования «Я слышу мир!» открылся в Гимназии №56 Петроградского района Санкт-Петербурга. На базе школы № 232 Адмиралтейского района реализуется социальный проект "Подари свет".
Тем не менее, по мнению Российского общественного совета развития образования в настоящее время Россия, как цивилизованная страна, трагически отстаёт в реализации конституционного права на образование и социальную интеграцию детей (лиц) с ОВЗ.
Процесс внедрения инклюзивного образования на данный момент сталкивается с рядом трудностей и проблем, связанных как с трудностями организации школы, так и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.
Рассмотрим основные проблемы, которые возникают при введении инклюзивного образования.
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Прежде всего, они испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, несмотря ни на что. Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы.
Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.
Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.
Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность). По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них формируется заниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства. Кроме того, родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
На недостаточном уровне находится и оборудование социально значимых объектов техническими средствами, обеспечивающих беспрепятственное перемещение детей с ограниченными физическими возможностями. В первую очередь, следует оснастить пандусами школы.
Также серьезной проблемой является предвзятое отношение к инклюзивному образованию в современном обществе. В связи с этим необходимо проведение значительного объема работ в данном направлении с широким привлечением средств массовой информации, педагогов и общественности.
В течение последних нескольких лет наблюдается изменение ситуации с внедрением инклюзивного образования в лучшую сторону. Министерство образования РФ приступило к формированию в регионах страны сети базовых учреждений для детей с особыми потребностями. Также правительству РФ рекомендовано рассмотреть вопросы по развитию законодательной базы в отношении соблюдения прав детей с ограниченными возможностями. А принятие новых образовательных стандартов должно позволить детям получить право на «безбарьерное» образование.
Результаты исследования на примере МБОУ «СОШ№7»
В ходе работы мы провели анкетирование среди учащихся и родителей 7-11 классов нашей школы, в результате, которого мы хотели узнать мнение учащихся по теме «Готовы ли мы к внедрению инклюзивного образования».
Вопрос 1. Как вы относитесь к детям с ограниченными возможностями здоровья?
Вопрос 2. Есть ли у вас в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья?
Вопрос 3. Как Вы ведете себя по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья?
Вопрос 4. Знаете ли Вы, что такое инклюзивное образование?
Вопрос 5. Как бы Вы отнеслись к тому, если с вами в классе (вашим ребенком) обучались дети с ограниченными возможностями здоровья?
Вопрос 6. Считаете ли Вы необходимым развивать систему инклюзивного образования в России?
Кроме того, проведено анкетирование учителей школы, в ходе, которого мы узнали их мнение по вопросу: «Готовы ли учителя работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья?»
Вопрос 1. Как Вы считаете, смогут ли современные подростки учиться с ребенком с ограниченными возможностями здоровья?
Вопрос 2. Готовы ли Вы работать в системе инклюзивного образования?
Вопрос 3. Готова ли наша школа принять детей с ограниченными возможностями здоровья?
Вопрос 4. В чем, на Ваш взгляд заключаются трудности внедрения инклюзивного образования в нашей школе?
- психологические проблемы учителей – 58%
- проблема организации «безбарьерной» среды – 23%
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- 66% учащихся и родителей знают, что такое инклюзивное образование,
- 52% опрошенных, считают возможным обучение обычных детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами,
- 93% согласны с тем, что необходимо развивать данную образовательную систему,
- 36% учителей, на настоящий момент, готовы работать в системе инклюзивного образования.
Кроме того, большая часть учителей считает, что пока наша школа не готова принять детей с ограниченными возможностями здоровья. Причем 58% опрошенных педагогов видят психологическую проблему учителей при внедрении инклюзивного образования, а 23% в организации «безбарьерной» среды для детей-инвалидов.
Из беседы с заместителем директора по УВР нашей школы Фокиной Н.И. стало известно, что в МБОУ «СОШ№7» обучается 15 детей-инвалидов и 3 ребенка с ОВЗ, что составляет 1,3% от общего числа обучающихся. Из них, 8 человек обучаются по основным общеобразовательным программам в обычных классах вместе со всеми учащимися, 8 человек по индивидуальным учебным планам на дому (по медицинским показаниям). Все учащиеся успевают по всем предметам.
Беседа с педагогом-психологом МБОУ «СОШ№7» Бахаревой С.Ю. показала, что все учащиеся данной категории имеют положительную школьную мотивацию, благоприятный социометрический статус, их индивидуальные психические способности - память, внимание, мышление - соответствуют возрастным особенностям. Со всеми учащимися систематически проводится индивидуальная работа – коррекционные и(или) развивающие занятия.
Заключение
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Но, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.
Некоторые образовательные организации уже начали внедрение инклюзивного образования. Однако до сих пор не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. В связи существующими проблемами в данном вопросе, предстоит утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей - специалистов инклюзивного обучения. Подобные меры могут способствовать расширению доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Изучение мнения участников образовательного процесса в ходе работы показало, что большая часть учащихся, родителей и учителей знают, что такое инклюзивное образование, считают возможным обучение обычных детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, и согласны с тем, что необходимо развивать данную образовательную систему.
Но вместе с тем, мнение опрашиваемых таково, что для внедрения инклюзивного образования необходима специальная подготовка учителей и школы. Возможно в настоящий момент, образовательные организации нашего города не совсем готовы принять детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключение хочется привести слова Министра образования и занятости британского правительства Дэвида Бланкетта, который не понаслышке знаком с проблемами детей-инвалидов, т.к. сам от рождения был слепой: «Образование дет ей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
Литература
Приложение 1
Анкета для учащихся по теме
«Готовы ли мы к внедрению инклюзивного образования»
1. Как вы относитесь к детям с ограниченными возможностями здоровья?
2. Есть ли у вас в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья?
3. Как Вы ведете себя по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья?
4. Знаете ли Вы, что такое инклюзивное образование?
5. как бы Вы отнеслись к тому, если с вами в классе (с вашим ребенком) обучались дети с ограниченными возможностями здоровья?
6. Считаете ли Вы необходимым развивать систему инклюзивного образования в России?
Анкета для учителей
«Готовы ли мы к внедрению инклюзивного образования»
1. Как Вы считаете, смогут ли современные подростки учиться с ребенком с ограниченными возможностями здоровья?
2. Готовы ли вы работать в системе инклюзивного образования?
3. Готова ли наша школа принять детей с ограниченными возможностями здоровья?
4. В чем, на Ваш взгляд, заключаются трудности внедрения инклюзивного образования в нашей школе?
- психологические проблемы учителей
- проблема организации «безбарьерной» среды?
Проказы старухи-зимы
Лиса Лариска и белка Ленка
Твёрдое - мягкое
Самый главный и трудный вопрос
Домик зимней ночью