Работа является итогом поисковой деятельности на тему "Дети - защитники Отечества". Реферат отвечает на вопрос: "Могут и дети быть героями?" в работе показаны факты героизма детей в годы ВОВ, также в наши дни.
Вложение | Размер |
---|---|
Дети - защитники Отечества | 38.62 КБ |
ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования»
Реферат
Дети – защитники Отечества
Работу выполнила ученица
8б класса
Кочакова Анастасия
Руководитель: учитель МХК, русского
языка и литературы
Савинцева Н.А.
Йошкар-Ола
2014 г.
Содержание
1. Вступление……………………………………………………………….....3
1.1 Актуальность
1.2 Цели
1.3 Задачи
2. Основная часть……………………………………………………………
2.1 Определение понятий защитник, герой………………………………….4
2.2.1 Дети – защитники Брестской крепости………………………..5-7
2.2.4 Дети – труженики тыла. Тимуровцы……………………………..12-14
2.3 Героизм детей в наши дни………………………………………………14-15
2.4 Смелость наших сверстников - земляков………………………………15
3. Заключение…………………………………………………………………..16
4. Литература……………………………………………………………………17
1. Вступление.
Во все времена актуальным является вопрос способности людей быть патриотами своей страны, истинными ее защитниками. Часто героями являются дети. Отвага детей достойна признания, благодарности и подражания.
Цель данной работы – изучение вопроса героизма детей.
Задачи: 1) дать определение понятиям герой, защитник;
2) доказать, что дети могут быть защитниками, проявлять героизм;
3) воспитывать в себе и в своих сверстниках чувство патриотизма, веру в свои силы.
2. Основная часть
2.1 Определение слов герой, защитник.
Толковый словарь Ожегова дает такое определение слов герой, защитник.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Герой труда. Герой Советского Союза – почетное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм. Герой Социалистического Труда - почетное звание, присваивавшееся за заслуги в области народного хозяйства, политической деятельности и культуры. Город-герой – почетное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной воины. Крепость-герой – почетное звание, присвоенное Брестской крепости.
Защитник – тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-что-нибудь, слабых, обездоленных. Защитники страны, морали, веры.
Более полное определение дает словарь Ефремрвой.
Защитник а) Тот, кто охраняет, оберегает, ограждает от каких-либо враждебных действий, вредного воздействия, влияния и т.п. б) Тот, кто обороняет кого-либо, что-либо от неприятеля.
История знает много примеров, когда дети проявляли смелость, бесстрашие, отвагу. Наряду со взрослыми они начали проявлять беспримерный героизм с первых дней Великой Отечественной войны. Сразу отличились защитники Брестской крепости. Многие дети участвовали в партизанских отрядах, где использовались в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей. Это «сыновья и дочери полков». Дети становились юнгами на военных кораблях. В советском тылу трудились на заводах, заменяя ушедших на фронт взрослых, а также участвовали в гражданской обороне.
2.2.1 Защитники Брестской крепости
22 июня 1941 года началась ВОВ. В 4 часа утра фашистская Германия перешла рубежи нашей страны, начала бомбить города и села. Первым на себя принял удар город-герой Брест. Слава защитников крепости облетела весь мир. И среди тех, кто оборонял город, были и дети. В наши дни изданы воспоминания свидетелей этих событий.
В.И. Зенкина, одна из выживших в Бресте, вспоминает: « И я осталась в крепости. Меня отправили в подвал, где в одном углу находились женщины и дети, в том числе Нюра Кижеватова, Нелли Михайлова, мои одноклассники – Петя Клыпа и Коля Новиков, а в другом - раненые». В подвале 333-го стрелкового полка находились подростки, воспитанники музыкантских взводов: Петя Васильев, Петя Котельников, Коля Новиков, Володя Измайлов, Петя Клыпа.
Когда началась война, Пете Клыпе шел пятнадцатый год. Но он был маленького роста, худенький и щуплый и потому казался двенадцати-тринадцатилетним подростком. Петя уже несколько лет служил в армии как воспитанник полка и за это время стал заправским военным. Он был старательным, дисциплинированным бойцом. И в крепости все знали и любили этого маленького смышленого солдатика. Нечего и говорить о том, что Петя мечтал, когда вырастет, поступить в военное училище и стать командиром Красной Армии. Утром 22 июня, когда началась война, он оказался вместе с другими женщинами и детьми в подвале. Он вместе с воспитанниками музыкального взвода начал выполнять поручения командиров - защитников крепости. А потом мальчик стал ходить в разведку по крепости, выполняя поручения командиров. Для него не было запретных мест - он отважно и ловко пробирался на самые опасные участки, пролезал буквально всюду и приносил ценные сведения о противнике. Петя Клыпа показал себя таким храбрым, смышленым и находчивым бойцом, что старший лейтенант, принявший в первые часы войны командование над бойцами 333-го полка, вскоре сделал его своим связным, и Петя пулей носился по подвалам и полуразрушенным лестницам здания, выполняя его поручения. Жажда мучила раненых, плакали дети, просили пить. Не многие храбрецы осмеливались под перекрестным огнем немецких пулеметов подползти с котелком или фляжкой к берегу Буга. Оттуда редко удавалось вернуться. Но рассказывают, что стоило только раненому застонать и попросить воды, как Петя обращался к командиру: "Разрешите сходить на Буг? " Много раз отправлялся он на эти вылазки за водой. Он умел найти наименее рискованный путь к берегу, ужом проползти между камнями к реке и всегда возвращался благополучно - с наполненной флягой. Особенно трогательно заботился он о детях. Бывало, последний кусок сухаря, последний глоток воды, оставленный для себя, Петя отдавал измученным малышам. Однажды, когда детям совсем нечего было есть, он разыскал в развалинах продуктового склада всякую снедь и оделял голодных ребятишек кусочками раздобытого там шоколада, пока не роздал все до крошки. Многие женщины, застигнутые войной в постели, прибежали в подвал полуголыми, не успев одеться. Им нечего было надеть, нечем прикрыть наготу детей. И снова Петя Клыпа пришел им на помощь. Он помнил, где находился ларек Военторга, уже разрушенный бомбами и снарядами врага, и, хотя этот участок был под очень сильным обстрелом, мальчик пробрался туда. Час спустя он вернулся в подвалы, волоча за собой целую штуку материи, и тут же поделил ее между раздетыми женщинами и детьми.
Ежечасно рискуя жизнью, Петя выполнял трудные и опасные задания, участвовал в боях и в то же время был всегда весел, бодр, постоянно напевал какую-то песенку, и один вид этого удалого, неунывающего мальчика поднимал дух бойцов, прибавлял им силы. Он успевал и выполнять поручения командиров, и воевать вместе с бойцами. Он метко стрелял, и не один гитлеровец нашел свой конец там, в крепости, от его пуль. Он даже ходил в штыковые атаки с винтовкой, которая была больше его, или с маленьким пистолетом, добытым в обнаруженном им складе. Бойцы тоже берегли своего юного товарища и, заметив, что он идет вместе с ними в атаку, прогоняли его назад, в казармы, но Петя, чуть приотстав, тотчас же присоединялся к другой группе атакующих.
Когда оставаться в крепости уже не было возможности, дети и женщины вышли навстречу врагу с белым флагом. Петю Котельникова и Володю Измайлова отвели в группу раненых бойцов и погнали за реку Буг. Воспитанников музыкантских взводов: Петю Котельникова, Петю Клыпу, Володю Измайлова, Колю Новикова и Володю Казьмина - поместили в лагерь для военнопленных, затем их перевели в брестскую тюрьму. Петя Клыпа убедил одного немецкого офицера, что все подростки являются жителями ближайшей деревни и попали в тюрьму за то, что советским военнопленным дали хлеба. Их отпустили. Они укрылись у жителей Брестской области. Петя Клыпа оказался в Германии, после освобождения в 1945 году, он вернулся на свою родину в Брянск и там работал и жил вместе с матерью, пока в 1949 году не был осужден и реабилитирован в 1956 году.
Это история одного из героев – защитников крепости. Рядом с ним воевали Коля Новиков, Петя Котельников, Валя Зенкина и другие. Неоценим вклад каждого в победу над фашизмом.
2.2.2 Пионеры – герои
В борьбе с фашистами огромную роль сыграли дети-пионеры. Это советские пионеры, совершившие подвиги в годы становления Советской власти, коллективизации, Великой Отечественной войны. В 1954 году был сформирован официальный список «пионеров-героев». Среди них – Алёша Кузнецов, Альберт Купша, Аркадий Каманин Валерий Волков, Валя Зенкина, Валя Котик, Ваня Андрианов, Ваня Васильченко, Ваня Гриценко, Вася Коробко, Володя Дубинин, Володя Казначеев, Володя Колядов, Володя Саморуха, Володя Щербацевич, Зина Портнова, Костя Кравчук, Костя Янин, Лара Михеенко, Лёня Анкинович, Лёня Голиков, Лида Вашкевич, Марат Казей, Павлик Морозов, Петр Клыпа, Толя Шумов, Шура Кобер, Шура Ефремов. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:
Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Кравчук Костя;
Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;
Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».
Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова. Голикову — непосредственно во время войны, остальным по окончанию войны.
Леонид Александрович Голиков— подросток-партизан, Герой Советского Союза.
Родился в деревне Лукино Новгородской области в семье рабочего. Окончил 7 классов. Работал на фанерном заводе № 2 посёлка Парфино. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени. 13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «Луга—Псков» неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В донесении командира отряда указывалось, что Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Впоследствии был внесён в список пионеров-героев, хотя уже к началу войны ему исполнилось 15 лет.
Марат Казей – пионер-герой, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза. Родился 10 октября 1929 в деревне Станьково Дзержинского района, погиб 11 мая 1944 в деревне Хоромецкие Узденского района Минской области (ныне Белоруссия).
Отец — Иван Казей — коммунист, активист, прослужил 10 лет на Балтфлоте, затем работал на МТС, возглавлял курсы подготовки трактористов, был председателем товарищеского суда. Мать — Анна Казей — также была активисткой, входила в избирательную комиссию по выборам в Верховный Совет СССР. Во время Великой Отечественной войны прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.
Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки, окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1965 году — через 21 год после гибели. За смелость и героизм удостоен высоких наград: Орден Ленина, Орден Отечественной войны I степени, Медаль «За отвагу», Медаль «За боевые заслуги».
Портнова Зинаида Мартыновна родилась 20 февраля 1926 в Ленинграде, погибла в январь 1944 в деревне Горяны Витебской области (ныне Белоруссия). Родилась в семье рабочего. В начале июня 1941 приехала на школьные каникулы в деревню Зуя, близ станции Оболь Витебской области, здесь ее застала война. С 1942 стала членом Обольской подпольной комсомольско-молодёжной организации "Юные мстители", руководителем которой была Е. С. Зенькова. Распространяла листовки среди населения, участвовала в диверсиях. С августа 1943 стала разведчицей партизанского отряда. В декабре 1943, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации "Юные мстители", арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена и зверски замучена. Валентин Александрович Котик родился 11 февраля 1930 в селе Хмелёвка Шепетовского района (ныне Украина), погиб 17 февраля 1944.
Валя Котик – пионер-герой, юный партизан-разведчик, самый молодой Герой Советского Союза. На момент совершения подвига ему было 14 лет. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно. К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года — в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу. В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Юным ленинградцам-детям блокадного города - пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым. Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы. Вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.
Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников.
Они были герои - каждый по-своему, своим отдельным, неповторимым поведением. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на рабочие плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!”
Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты и за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942 года, 17 марта - Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Леша, мама - 15 мая". А дальше - без даты: "Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей.
Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Но учеба шла. Шла и пионерская работа. В том числе сбор подарков - папирос, мыла, карандашей, блокнотов для бойцов Ленинградского фронта. А весной у школьников началась "огородная жизнь”. Даже в самые трудные дни дети продолжали кормить птиц, ухаживать за садом. Стойкость и каждодневный, ежечасный героизм детей приближали победу, помогли одолеть врага, стали образцом несокрушимой воли нашего народа.
«Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого. Труженики тыла внесли свой вклад в общую победу. Труженики тыла – это люди, работавшие во временя Великой Отечественной Войны на полях, заводах и т.д. большинством из которых были дети. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников края. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам. Известен трудовой подвиг детей блокадного Ленинграда. К станкам становились дети и в других уголках нашей страны. Они ковали победу на своем фронте – трудовом.
Пионеры –тимуровцы оказали большую помощь нуждающимся в годы Великой Отечественной войны.
Тимуровское движение – массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло оно в СССР в начале 40-х гг. ХХ века под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.
Главное стремление тимуровцев - быть полезным Родине не после окончания школы, а теперь, немедленно. Слово «тимуровец» давало положительную характеристику школьнику. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам.
Деятельность тимуровцев имела огромное значение. Они дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки. В августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.
Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие.
Могут ли дети стать героями в наши дни? Как оказалось, можно. Интернет ресурсы, СМИ позволяют утверждать, что и в наши дни дети в экстремальных ситуациях проявляют стойкость, выдержку, героизм.
Вот заголовки статей или выдержки из газетных статей. «Героический поступок школьника из Чаплыгинского района. 12-летний мальчик спас тонувшего ребенка.
http://lipetsk.rfn.ru/rnews.html?id=611331&cid=8&date=15-11-2011 .
«В школе села Лихобора Турковского района Львовской области сотрудники управления МЧС в присутствии учащихся и педагогов торжественно вручили девятилетней Марии Мельникович грамоту «За личное мужество и отвагу, проявленные во время спасения человека». http://www.yaplakal.com/forum3/topic530914.html
«Жить худенькой 11-летней девчушке оставалось всего 15 минут. Но 8-летний брат так отчаянно вступился за сестру, что смог отбить ее у неизбежной смерти!»
http://www.facenews.ua/news/2011/49834/
«Маленький герой Бурятии – так в республике окрестили 5-летнего Данилу Зайцева. Этот малыш спас от смерти свою старшую сестренку Валю. Когда девочка провалилась в полынью, брат целых полчаса держал ее, чтобы течение не затянуло Валю под лед. Когда руки у мальчика замерзли и устали, он схватил сестру за капюшон зубами и не отпускал, пока на помощь не подоспел сосед».
http://www.beriki.ru/2012/12/25/pyatiletnii-malchik-spas-starshuyu-sestru-provalivshuyusya-v-polynyu
2.4. Смелость наших земляков.
Девятилетняя девочка, Карина Бирюкова, жительница деревни Лажъял Сернурского района, спасла из горящего дома троих малышей.
Заглянув в гости к соседям, третьеклассница Карина увидела, что квартира, в которой её братишка играл с двумя хозяйскими малышами,
наполнена едким дымом. Зная, что взрослых нет дома, девочка не растерялась, не испугалась, просто велела им одеваться. Помогла курточки и шапки надеть, валенки натянуть на ножки. Потом вывела всех по очереди на улицу. Маргарита Михайловна, мама соседских детей, уже на следующий день сходила в школу, где рассказала одноклассникам Карины о её смелом поступке. Зашла и в сельскую администрацию с просьбой отблагодарить девочку, сама принесла ей подарки. Девочка представлена к высокой награде.
3. Заключение.
Как часто, говоря о детях, мы думаем, что они слабые, беззащитные, нуждаются в защите. Но, как показывает наше исследование, дети в трагические дни для страны, трудные, экстремальные минуты мирной жизни могут стать истинными защитниками, проявить героизм и отвагу. Их жизнь и героизм – для нас пример подражания. Вечная память и признательность героям –защитникам Брестской крепости, детям, выжившим в блокадном Ленинграде, труженикам тыла, тимуровцам, партизанам – тем, кому мы обязаны жизнью. Достойны подражания и наши современники, которые рискуя собственной жизнью, помогают другим, порой спасая их от гибели. Они достойные образцы для подражания, нравственные ориентиры в жизни.
4. Литература.
Пионеры –герои
«Отважная Карина»// «Марийская правда», 2013. - №9. – с. 15.
Интернет ресурсы:
http://www.yaplakal.com/forum3/topic530914.html
http://lipetsk.rfn.ru/rnews.html?id=611331&cid=8&date=15-11-2011 .
http://www.beriki.ru/2012/12/25/pyatiletnii-malchik-spas-starshuyu-sestru-provalivshuyusya-v-polynyu
http://voina-cccp-germaniya.narod.ru/brestskaya_krepost.html
Финист - Ясный сокол
"Разделите так, как делили работу..."
Загадочная система из шести экзопланет
Пятёрки
Прекрасное далёко