Проведена исследовательская работа на тему о далеких предках славян. Итогом работы стали следующие выводы.
Во-первых, скифы и сарматы были прямыми, физическими предками русских, и неудивительно, что потомки носили ту же одежду, строили такие же дома и лепили такие же горшки, как и их предки...
Во-вторых, разные названия этих племен тоже вполне объяснимы. Народы, жившие в Южной Руси, обозначаются в различные эпохи несхожими именами не потому что это сопряжено с миграцией целой этнической группы, а с тем что время от времени новые правящие роды захватывали контроль над страной и закрепляли своё имя.Так, например, после 1917 года появилась общность "Советский народ", но никому сегодня и в голову бы не пришло по этой причине утверждать, что россияне полностью прекратили свое существование в результате Октябрьской Революции. Поменялось только название народа, а российский народ - как существовал, так и будет существовать вне всякой зависимости от названий, которые у него были, есть или будут.
В-третьих, до сих пор главным препятствием для признания того простого факта, что предками русских являются скифы-сарматы-аланы, служили лингвистические соображения. Современные исследования "скифских" имен и топонимов показали, что сильные связи они обнаруживают не с иранскими языками, а... с "праиндийским" языком – санскритом. А санскрит, как утверждают многие ученые, представляет собой форму древнейшего русского, то есть "скифского" языка.
Вложение | Размер |
---|---|
Версия о том, что славяне произошли от скифов. | 587.62 КБ |
Презентация к исследовательской работе "Да, скифы мы..." | 2.82 МБ |
Содержание.
Введение.
"Да, скифы мы..." утверждает поэт Александр Блок. Ему вторит великий ученый М.В.Ломоносов "... русские – всё же скифы, пусть только отчасти".Кто мы,современные русские? Откуда взялись? Кто наши предки?
Во всех учебниках история южнорусских степей нам представляется как бессмысленный калейдоскоп: один неизвестно откуда взявшийся народ полностью истребляет или вытесняет другой, тоже неизвестно откуда взявшийся, и все повторяется снова и снова. Дескать, дикие "кочевники степей" не могли иметь связной, цивилизованной истории: внезапно появлялись и также внезапно исчезали, не оставляя никаких следов...
Столетиями нам навязывали ложные стереотипы, мешающие правильному пониманию древнего периода истории нашей страны. Я решил во всем разобраться сам.
Цельмоей исследовательской работы доказать, что русский народ с древнейших времен населял степи Южнорусской равнины, меняя с течением времени лишь своё имя.
Задачи моего исследования: 1) проследить историю племен, проживавших в южнорусских степях; 2) провести сравнительный анализвнешнего облика, культуры и языка народов южнорусских степей;3) доказать, что русская народность и культура имеют глубокие местные корни.
В своей работе я использовал материал книгН.И.Васильевой"Краткая история Великой Скифии", Г.В.Вернадского " Древняя Русь", В.Е.Максименко"Савроматы и сарматы на Нижнем Дону", П.Н.Третьякова "У истоков Древней Руси". Не раз обращался к трудам «отца истории»Геродота и другим древним авторам.
По мнению греческих историков на территории южнорусских степей сначала проживали киммерийцы, потом их вытеснили воинственные и кровожадные скифы, тех разгромили сарматы, а сарматов сменили аланы. И совершенно непонятно откуда тут появились славяне. А может это был один народ?
Самые ранние из доступных нам письменных источников утверждают, что древнейшим народом на территории России были киммерийцы. В Библии Гомер (то есть "киммериец") признается старшим сыном Япета, родоначальника тех народов, которые сейчас принято называть "индоевропейскими" (арийскими). Старшим сыном "Киммерийца", в свою очередь, считался "Скиф". Киммерийцы упоминаются и в древнейшем греческом памятнике - в "Илиаде". Кстати, имя автора "Илиады" - Гомер - как раз и значит: киммериец...
Киммерийцы обитали в южнорусских степях еще в начале железного века (1 тыс. до н.э.), но конечно, их культура сложилась намного раньше. Археологические исследования показывают, что в позднем бронзовом веке, в 1600-1000гг. до н.э., степную и лесостепную зону Восточной Европы занимала Срубная культура, принадлежавшая земледельческо-скотоводческим народам "индоевропейского" (арийского) типа. Поскольку именно в этих местах письменные источники и помещают "место жительства" киммерийцев, надо полагать, что Срубная культура и представляет собой реальный след "киммерийского царства".[1]
Учитывая данные археологии и исторической традиции многих народов, есть основания полагать, что киммерийцы были автохтонами, местными жителями с древнейших времен.
Откуда появились скифы?
"Отец истории" Геродот, описывая происхождение скифов, предложил две версии. Одна из них повествует о приходе скифов из Азии и разгроме ими киммерийского царства в Причерноморье. Вторая же, рассказывая о происхождение скифов от верхового божества и "богини географического места", дочери реки Борисфена (Днепра), что,по сути, утверждает автохтонность скифского народа в степях Причерноморья. Какая из версий правильная?..
Движение скифов в Причерноморье (Рис.2), о котором свидетельствуют древние историки, происходило вовсе не из "глубин Азии", но всего лишь от берегов Волги. Границей Европы и Азии в античные времена признавалась река Дон... Кроме того, считают, что скифы, пришедшие от берегов Волги и Дона к берегам Днепра, полностью вытеснили здешних киммерийцев. Но они были родственными народами: их археологические культуры обнаруживают большое сходство, такое, чтотрудно отличить одну от другой.[2]
А вот что писал по этому поводу выдающийся русский историк Г.В.Вернадский:"В то время как народы, осевшие в Южной Руси, обозначаются в различные эпохи несхожими именами, мы не можем быть уверены, что каждое изменение имени сопряжено с миграцией целой этнической группы. Оказывается, что время от времени новые правящие роды захватывали контроль над страной".[3]
Одним из важнейших показателей преемственности культур является обряд погребения. Скифы хоронили своих правителей в курганах. Но курганы, строились в южнорусских степях и прежде, в эпоху бронзы. Установлено, что в скифский период в Поднепровье не только возводились новые курганы, но использовались для погребения и старые, сохранившиеся еще с бронзового века. А это значит, что скифы считали эти курганы своими!
Таким образом, большинство населения Скифии железного века составляли все те же "киммерийцы", сменившие только свое называние. Недаром же Геродот замечал, что вообще народ скифов - весьма многочисленный, но настоящих скифов (то есть пришедших из "Азии", из-за Дона) - мало.[4]
Восточными соседями скифов были савроматы, позднее известные как сарматы. Около 600г. до н.э. савроматырасширили свою сферу влияния на запад, выйдя к Дону, а во 2в. до н.э. заняли и все северное Причерноморье, сокрушив скифское царство.
Согласно Геродоту, савроматы произошли от брака скифских юношей с амазонками, причем разговаривали они на скифском языке, но слегка "испорченном". Это значит, что скифы и сарматы были, в сущности, одним и тем же народом.
Иногда говорят о полном вытеснении или даже истреблении скифов сарматами, но это явное преувеличение. Не могла внезапно исчезнуть такая большая и могущественная народность.
Руководитель Тавро-скифской археологической экспедиции Института истории материальной культуры АН СССР П.Н.Шульц, ведшей с 1945г. Раскопки Неаполя Скифского утверждает:"...Раскопки советских археологов на Днепре, Буге, Днестре, на Дону, Кубани и в особенности раскопки Неаполя Скифского полностью опровергают эти неправильные, лженаучные представления о скифских племенах. Скифы никуда не исчезали и не пропадали...Скифы создали не только свое государство, но и свою городскую культуру.»[5]
Можно считать, что примерно с 400г. до н.э. вюжнорусских степях началась "сарматская эпоха", хотя ослабевшее скифское государство еще два века продержалось в Причерноморье, и еще несколько столетий - в Крыму.
Сарматское государство делились на три крупные территориальные объединения: роксаланов (Причерноморье), аорсов (Приазовье - нижний Дон) и сираков(восточное Приазовье, Кубань).
Судя по всему, поволжские сарматы носили имя аланов. Автор 1в. н.э. (Иосиф Флавий) отмечает, что аланы находятся вокруг Танаиса и "Меотийского озера", то есть в Приазовье, где ранее был союз аорсов. А это значит, чтосарматские владения в Причерноморье, за несколько столетий пришедшие в упадок и, видимо, порядком децентрализованные, вновь были объединены под эгидой донских аланов, чье имя с этого времени стали носить все их подданные.
Античные источники утверждают, что сарматы заселяли также и лесную зону, причем их владения простирались далеко к северу. Еще Страбон (География, II, 5; 7) отмечал, что есть сарматы-роксаланы, которые живут на севере вплоть до самой глухой тайги и бесплодной тундры Заполярья. Это значит, что лес и степь Восточноевропейской равнины заселял единый народ!
Античные источники сохранили предания о Зарине, царице саков, живших к северу от Кавказа (то есть, очевидно, сарматов) в 6-5вв. до н.э. Следует обратить внимание, что первое же известное из истории имя сарматской царицы - Зарина - звучит совершенно по-славянски, а название столицы, где она правила-Росканак - имеет корень "рос"...[6]
Аланы-сарматы, прямые потомки скифов, в раннем средневековье населяли тот же регион, что и восточные славяне, но... до недавних пор считалось, что в это самое время они "исчезли в неизвестном направлении"! Все дело в том, что это была "эпоха великого переселения народов" (нашествие тюркоязычных монголоидов – гуннов); вот аланы куда-то и "переселились", - так уверяли нас.
Куда же на самом деле "девались" скифы=сарматьг=аланы, многочисленный народ, который еще в 4-5в. населял огромные просторы Великой Скифии?..
...Разумеется, они никуда не "исчезли". Как утверждает академик В.П.Алексеев, "Несомненно, что большая часть населения, проживавшая в южнорусских степях в середине 1 тыс. до н.э. является физическими предками восточнославянских племен эпохи средневековья". А "скифский" антропологический тип, в свою очередь, обнаруживает преемственность, по крайней мере со времен бронзового века (3-2 тыс. до н.э.)...[7]
Этот вывод получен на основе современных научных методик, позволяющих различить антропологический тип не только двух разных народов, но и разных "племенных" групп внутри одного и того же народа. И все данные говорят об одном: современные русские - прямые потомки раннесредневековых аланов, "античных" сарматов, скифов железного века, киммерийцев эпохи поздней бронзы.
«Да, скифы мы, да, азиаты мы,
С раскосыми и жадными очами». Поэт Александр Блок, возможно, был прав, ставя знак равенства между скифами и их потомками — русскими. Но про «азиатов» и «раскосые» очи он явно переборщил.
Сходство древних "скифов" и современных русских бросается в глаза как на сохранившихся изображениях (Рис.2,3), так и в описаниях современников. Все эти описания говорят об одном: довольно высокий рост, стройное и крепкое сложение, светлые глаза и волосы русого оттенка.
Во время раскопок дворца в Нисе - древней столице Парфянского царства (совр. Туркмения) была найдена "голова воина в шлеме", представлявшая собой часть несохранившейся статуи. У него лицо русского богатыря из сказки - таким обычно рисуют Добрыню Никитича... На рельефном портрете скифского царя Скилура(Рис.4) и его сына, найденном на развалинах Неаполя в Крыму еще в 1827г. можно увидеть то же самое: русские, очень русские лица![8]
Одежда "скифов" не слишком сильно отличалась от той, которую носили русские чуть ли не доXX-го века. Мужской костюм, если судить по сохранившимся настенным фрескам, изображениям на золотых украшениях, вазах, состоял из длинной рубахи, кафтана с поясом и часто длинными откидными рукавами, плаща-накидки с застежкой на груди или одном плече, широких шароваров или, наоборот, узких штанов, заправлявшихся в мягкие кожаные сапоги. Мужская прическа: обязательная борода, довольно длинные волосы у причерноморских скифов, но короткая стрижка у сарматов и стрижка "под горшок" у среднеазиатских саков и парфян.
Женщины носили тоже "брючный костюм", как и мужчины (так изображали амазонок на греческих вазах). Но "для красоты" скифские и сарматские женщины одевались все же в длинные платья. Нотрадиционный русский женский костюм, как мы его себе представляем, не связан с сарматским платьем? На севере и западе Руси там "прижились" сарафан и юбка. А вот на юге, в казачьих регионах женский костюм представляет собой именно платье, украшенное вышивками, бисером, тесьмой и т.д.
Оказывается, древние скифы, и сарматы не только выглядели так же, как русские - они так же причесывались и одевались, причем "сарматский" тип одежды лучше сохранилась именно в южнорусских, степных областях.
3. Скифская культура.
Точно так же, как тип одежды, поразительную преемственность обнаруживают и другие бытовые предметы и произведения прикладного искусства. Совпадает то, что нельзя подделать, что нельзя заимствовать: не столько техника, сколько неповторимый стиль, узоры.
"В жилых помещениях скифской столицы Крыма - Неаполя находили красивые пластинки из резной кости, которыми украшались скифские ларцы. Узоры, с любовью выполненные скифскими народными резчиками, живо напоминают по своему характеру русскую резьбу по дереву".[9]
Женские украшения-височные кольца в Чернигово-Северском княжестве, в отличие от других регионов Киевской Руси, выполнялись в форме спирали. Известно, что спиралевидные украшения самых разных видов - кольца и браслеты широко использовались сарматскими "амазонками"...
Портретные рельефы, найденные на городище (Неаполя), в особенности изображение юного Палака (сына царя Скилура) на коне (Рис.5), отличаются самобытным характером. Они чем-то напоминают позднейшие изображения Георгия Победоносца в древнерусском искусстве....[10]
Важнейший "этнографический" критерий - это жилище. Его типнароды способны сохранять неизменным, даже переселившись в совершенно иные природные условия. Судя по раскопкам, в городах типа Неаполя - столицы крымского царства - скифы жили в добротных каменных домах с черепичной крышей. На коньке крыши вертикально поставлена стрела, по сторонам ее как бы вырезанные из дерева головы двух коней, обращенные мордами в разные стороны. (Рис.6) Все это живо напоминает нам русскую избу с такими же резными коньками на крыше".[11]
Традиции сарматской керамики уходят вглубь тысячелетий. Но даже сейчас, в русской глубинке, еще можно встретить ее наиболее распространенные типы: кувшин обыкновенный "глечик", горшок полусферический.
4. Язык скифов.
До сих пор главным препятствием для признания факта, что предками русских являются скифы-сарматы-аланы, служили лингвистические соображения. Еще в XIX-м столетии прочно утвердился миф, что скифы и сарматы говорили на языках так называемой "иранской" группы.
Этот миф прочно сохранял свои позиции и в советское время. Вот что писал по этому поводу П.Н.Третьяков, один из видных исследователей Древней Руси:"Скифы были объявлены чуть ли не главным предком славян, а скифская государственность - чуть ли не основой славянской государственности. В то же время уже давно известно, что скифы говорили на одном из древних иранских языков... При встрече со славянским языком языки этих племен (скифов и сарматов) потерпели поражение и исчезли, не оставив почти никаких следов". [12]
Современные исследования "скифских" имен и топонимов показали, что не менее сильные связи они обнаруживают не с иранскими языками, а... с "праиндийским" языком - санскритом, на котором были написаны знаменитые священные тексты "Веды". По мнению известного лингвиста О.Н.Трубачева"индоарийская принадлежность языка определенного слоя северопонтийского населения положительно свидетельствует о прежнем пребывании праиндийцев в этих краях".[13]
На основе санскрита многие древние и современные географические названия получают смысл. Например, Плиний Старший (Естественная история, VI, 20) сообщал, что скифы реку Дон именуют "Син", а Меотиду (Азовское море> "Темарунда". В древнеиндийском sindhu - "река", a tamas+ arna можно перевести как "темная пучина". "Санскритское" название Дона сохранялось еще в Средние века: в русских летописях он именовался "Синей водой". Наконец, название "роксаланы", "россомоны", которое справедливо связывают с именем "рос", Россия, имеет больше соответствия с древне-индийскимruksa, чем с иранским rauxsna (оба слова со значением "светлый").[14]Занятно, что один из древнейших славянских этнонимов, "анты", имеет хорошее объяснение из санскрита. Аnta в древнеиндийском - конец, край... В таком случае, "анты" в точности соответствует современному "украинцы" (если учесть, что древние анты обитали от Днестра до Днепра).
Благодаря серьезным лингвистическим исследованиям стало ясно, что отразившийся в южнорусских топонимах и личных именах скифский язык есть не что иное, как "протоарийский" язык, тот самый, от которого в свое время произошел и язык "вед".
В настоящее время антропологическую и культурную преемственность населения южной России можно установить вплоть до эпохи 20-30 тыс. лет назад, то есть до времени верхнепалеолитических кроманьонцев, которые расселились по Европе и значительной части Азии. Может быть,и многие географические названия в этих краях восходят к этой же эпохе - ведь какая-то часть "кроманьонцев" Костенковской культуры никуда не ушла, осталась на территории Русской равнины.
Есть еще одно лингвистическое доказательство происхождения славян от скифов. "Скифами" называли южнорусских степняков греки, в самой же "Скифии" это слово не применялось. У Геродота сказано ясно:"Общее же всех их (скифов) название - сколоты, скифами же называют их эллины".[15] Название "сколоты" образовано от древнего славянского слова "коло", круг. Это слово было связано с солнечным культом и имело смысл "солнечный круг"; этот смысл и отразился в этнониме. Хорошо известно, что древнейшие источники употребляют термин "славяне" в форме "склавены; такая форма сохранилась и в некоторых языках (например, в испанском - "эсклаво"). Отчетливо выявляется связь: сколо - скла (по закону, сохранившемуся и в современном русском языке), плюс замена древнего суффикса на новый. А это говорит о том, что название "скифов" то есть, сколоты, по сути, славяне.
Заключение.
Какой из всего этого следует вывод?..
Во-первых, скифы и сарматы были прямыми, физическими предками русских, и неудивительно, что потомки носили ту же одежду, строили такие же дома и лепили такие же горшки, как и их предки...
Во-вторых, разные названия этих племен тоже вполне объяснимы. Народы, жившие в Южной Руси, обозначаются в различные эпохи несхожими именами не потому что это сопряжено с миграцией целой этнической группы, а с тем что время от времени новые правящие роды захватывали контроль над страной и закрепляли своё имя.Так, например, после 1917 года появилась общность "Советский народ", но никому сегодня и в голову бы не пришло по этой причине утверждать, что россияне полностью прекратили свое существование в результате Октябрьской Революции. Поменялось только название народа, а российский народ - как существовал, так и будет существовать вне всякой зависимости от названий, которые у него были, есть или будут.
В-третьих, до сих пор главным препятствием для признания того простого факта, что предками русских являются скифы-сарматы-аланы, служили лингвистические соображения. Современные исследования "скифских" имен и топонимов показали, что сильные связи они обнаруживают не с иранскими языками, а... с "праиндийским" языком – санскритом. А санскрит, как утверждают многие ученые, представляет собой форму древнейшего русского, то есть "скифского" языка.
Таким образом, русская народность и культура имеют глубокие местные корни, уходящие вглубь веков, и тут уместно вспомнить слова М.В. Ломоносова о том, что среди "древних родоначальников нынешнего российского народа... Скифы не последнюю часть составляют".[16]
IV.Библиографический список.
1. В.П.Алексеев. Палеоантропология и история. Вопросы истории, 1985, №1
2. Н.И.Васильева, Краткая история Великой Скифии
3. Г.В.Вернадский. Древняя Русь. Тверь, ЛЕАН-АГРАФ, 1996, стр.69.
4. Геродот. История, 4, 81. См. в кн.: Историки Греции, сост. и коммент.
Т.Миллер, М. Гаспаров, М. Художественная литература, 1976
5. А.Г.Кузьмин, комментарии в кн.: Откуда есть пошла Русская земля, М., Молодая гвардия, 1986, т.1.
6. В.Е.Максименко. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов/н/Д,
изд. РГУ, 1983.
7. П.Н.Третьяков. У истоков Древней Руси / По следам древних культур.
Древняя Русь. 1953
8. О.Н.Трубачев. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье. Вопросы языкознания, 1977.
9. П.Н.Шульц, В.А.Головкина. Неаполь Скифский. По следам древних культур. М., 1951.
Источник | Сообщение | Тождество этнонимов | Трансформация имени |
Геродот IV,6. | Общее всех их название - сколоты... скифами же называют их эллины. | Сколоты = самоназвание "скифов" | сколо/ты = скла/вены= славяне |
1.Страбон | 1. Сарматы (также скифы)... расселены за Танаисом 2. Скифы составляют часть сарматов | 1. Сарматы = название Волгодонских скифов, 2. Скифы = "украинские" сарматы. И те и другие - один народ | Сарматы = савро/маты, савры= савиры= сабиры (сербы) = северы (северяне) |
Геродот, IV.6. | Массагеты суть народ скифский. Саки, массагеты, арнмаспы есть расселившиеся скифы. | Массагеты=саки = закаспийские и средне-азиатские скифы | Масса/геты (ср. геты с Дуная, фисса/геты с Волги), казачьи вожди-"гетманы |
АммианМарцеллин Иосиф Флавий | Аланы, прежние массагеты. Племя аланов есть часть скифов у Танаиса | Аланы = донские скифы + закаспийские масса-геты | Алан = ариан = арья |
Псевдо-Аристотель | Скифы, называемые гелонами... | Гелоны= скифы верхней Волги-Оки, Ильменя. | гелоны = гольтескифы = голядь (в Сред.века) |
Гекатей Милетский (фр. 115) | Меланхлены (черноризцы), народ скифский. Названы так по их одежде... | Меланхлены = греческое название скифов Белоруссии? | Самоназвание: вероятно, вельты (волоты) |
Помпеи Трог | Парфяне произошли от скифских изгнанников | Парфяне = скифский правящий слой в Иране |
|
Прокопнй из Кесарии | Готы, гепиды и вандалы - это те же савроматы; они назывались также и гетами. | Готы + вандалы= вендские династии, правившие сарматами |
|
Прокопнй из Кесарии | Гунны - это меланхлены и прочие скифы... | Гунны = угорские династии, правившие сарматами. |
|
Фотий; Лев Диакон | 1.Росы- народ скифский; 2.Росы= тавроскифы | Росы-аланы = роксаланы, сарматы, скифы | Росы-аланы = русские, арии |
Рис. 1
Карта расселения скифов.
Рис. 2
Серебряная позолоченная чаша с рельефными изображениями скифов.
Рис. 3
Рис.4
Скилур - царь скифов
Рис. 5
Скифское изображение царевича Палака.
Рис.6
Реконструкция русской избы.
[1]А.Г.Кузьмин, комментарии в кн.: Откуда есть пошла Русская земля, М., Молодая гвардия, 1986, т.1, стр. 686.
[2]В.Е.Максименко. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов/н/Д, изд. РГУ, 1983.
[3]Г.В.Вернадский. Древняя Русь. Тверь, ЛЕАН-АГРАФ, 1996, стр.69.
[4]Геродот. История, 4, 81. См. в кн.: Историки Греции, сост. и коммент. Т.Миллер, М. Гаспаров, М. Художественная литература, 1976, стр. 129.
[5]П.Н.Шульц, В.А.Головкина. Неаполь Скифский / По следам древних культур. М., 1951, стр. 154.
[6]Н.И.Васильева, Краткая история Великой Скифии
[7]В.П.Алексеев. Палеоантропология и история. Вопросы истории, 1985, №1, стр. 35, 38-39.
[8]Н.И.Васильева, Краткая история Великой Скифии
[9]П.Н.Шульц, В.А.Головкина. Неаполь Скифский / По следам древних культур. М., 1951, стр. 154.
[10]П.Н.Шульц, В.А.Головкина. Неаполь Скифский / По следам древних культур. М., 1951, стр.161
[11] Там же, с.164-165
[12]П.Н.Третьяков. У истоков Древней Руси / По следам древних культур. Древняя Русь. 1953, с. 16.
[13]О.Н.Трубачев. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье. Вопросы языкознания (далее ВЯ), 1977, №6, стр. 16, 25.
[14]Там же, стр. 26-27.
[15]Геродот, История, 4, 6. См.: Историки Греции..., стр.107.
[16]П.Н.Шульц, В.А.Головкина, цит. соч., стр. 167-168.
Слайд 1
Да, скифы мы…Слайд 2
Южнорусские степи киммерийцы скифы сарматы аланы
Слайд 7
Реконструкция М.М.Герасимова славяне скифы
Слайд 14
с кифы сколоты с колоты склавены Склавены славяне
Кто чем богат, тот тем и делится!
Лавовая лампа
10 осенних мастер-классов для детей
Алые паруса
Лист Мёбиуса