Целью сследования по литературе на тему "Проблема детей-инвалидов в мировой литературе" является раскрытие особенностей отражения проблемы детей-инвалидов в мировой художественной литературе
Вложение | Размер |
---|---|
problema_detey_invalidov_v_mirovoy_literature.docx | 315.3 КБ |
Отдел народного образования Тулунского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Икейская средняя общеобразовательная школа»
Оглавление
Введение
Глава 1.Дети инвалиды -одна из проблем современности.
Глава 2.Проблема детей инвалидов в мировой художественной литературе.
2. Особенности отражения проблемы детей инвалидов в рассказах
Т.Крюковой « Костя+Ника», А. Лиханова «Солнечное затмение»,
А. Маршалла « Я умею прыгать через лужи».
Заключение
Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование темы
Проблема детей-инвалидов в наши дни, когда наша параолимпийская сборная одержала свою триумфальную победу, становится как никогда актуальной. Пример наших спортсменов очень ценен для подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Тему данной научно-практической работы определило и то, что проблема детей-инвалидов затрагивается в достаточно большом количестве произведений русских и зарубежных писателей.
Один из этапов исследовательской деятельности включал в себя анкетирование. Респондентами стали педагоги, мои сверстники и их родители, всего 56 человек. На вопрос, считают ли они проблему детей-инвалидов актуальной для нашего времени «да» ответили 51 человек, «нет» - 5. Такие результаты анкетирования говорят сами за себя и подтверждают актуальность выбранной темы.
В своём небольшом исследовании я хочу показать, насколько эта тема волнует человечество. Кроме этого, для меня немаловажно знать, как относятся к проблеме детей-инвалидов мои сверстники.
Новизна решаемой задачи заключается в стремлении через сопоставительный анализ рассказов Т. Крюковой «Костя + Ника», А. Лиханова «Солнечное затмение», А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи»» рассмотреть особенности отражения проблемы детей-инвалидов в мировой художественной литературе.
Краткая аннотация.
В своей работе я постаралась показать, насколько актуальна тема детей-инвалидов для современного человека. А анализ произведений Т. Крюковой «Костя + Ника», А. Лиханова «Солнечное затмение», А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи» помог мне выявить особенности решения этой проблемы в мировой литературе. Кроме этого, я выяснила отношение моих сверстников к проблеме детей-инвалидов. Опрос подтвердил мои размышления об актуальности данной темы для большей части живущих на земле людей.
Цели и задачи исследования
Цель:
Рассмотреть особенности отражения проблемы детей-инвалидов, исследовать отношение общественности к данной проблеме.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
3)выявить отношение к проблеме детей-инвалидов у учащихся МОУ «Икейская СОШ».
Этапы исследования.
1. Поиск и изучение материала, связанного с выбранной темой, с использованием фонда школьной библиотеки и сети Internet.
2. Проведение опроса социального педагога, психолога, школьников.
3. Обработка и систематизация материалов.
4. Формулирование выводов, оформление результатов исследования.
5. Подведение итогов и подготовка к выступлению на научно-практической конференции.
Методы исследования
Дети инвалиды - одна из проблем современности
Проблема инвалидности является актуальной проблемой, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению.
В наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов в современном социальном обществе. Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все больше. Этому способствует множество факторов: невысокий уровень медицины в России, нехватка финансирования, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д. К детям инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению ,трудовой деятельности и т.д.
В нашей стране официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек. И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.
Проблема социальной адаптации детей инвалидов очень актуальна сейчас. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояла сто пятьдесят одна тысяча таких детей, сегодня же детей-инвалидов насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых – особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна, и другие). Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а еще тяжелее быть им с самого рождения, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к постижению нового.
Дети-инвалиды - часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов — люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…
В проведенном нами социологическом опросе приняли участие педагоги, обучающиеся МОУ «Икейская СОШ» и их родители, всего 56 человек. Мы выяснили их мнение по следующим вопросам:
Положительно (с состраданием) - 53 человека (94,6%).
Мне все равно - 3 человека (5,4%).
100% опрошенных ответили, что рады за них и гордятся их успехами.
Да – 46 человек (82%).
Нет - 7 человек (12,6%).
Не знаю - 3человека (5,4%).
Глава I. Проблема детей-инвалидов в мировой художественной литературе
Тамара Крюкова
Литературные критики называют детскую писательницу Тамару КРЮКОВУ российской Астрид Линдгрен. Наверное, это потому, что она хорошо знает современных детей, часто встречается с ними, разделяет их заботы и тревоги. Умеет заставить задуматься над собственными недостатками.
Родилась 14 октября 1953 г. в городе Владикавказ. Закончила факультет иностранных языков Северо-Осетинскогогосударственного университета. После окончания университета работала переводчиком в Египте, некоторое время преподавала английский язык в Московском институте Геодезии, Картографии и Аэрофотосъемки.
Серьезно работать на писательском поприще начала в Египте. Там были написаны книги "Хрустальный ключ", "Дом вверх дном" и "Чудеса не понарошку". Началом литературной карьеры считает 1 апреля 1996 года - день, когда в трех разных издательствах одновременно вышли три книги.
"Сказки дремучего леса" были переведены и изданы на шести европейских языках. "Хрустальный ключ" удостоился издания по Брайлю в рамках Федеральной программы книгоиздания для слепых и слабовидящих детей.
Член Союза писателей с 1997 года. Автор двадцати четырех романов, фантастических повестей, повестей-сказок, а также многочисленных сборников рассказов, сказок и стихов. Общий тираж ее книг превысил 1,5 млн. экземпляров.
Лауреат Международного фестиваля "Счастливые дети". Член Оргкомитета Международного молодежного проекта "Мы пишем Книгу Мира". Лауреат первой премии Международного общественного фонда "Русская культура" за возрождение литературы для подростков России. Лауреат первой премии конкурса на лучшую книгу о подростках, проводимого Издательским советом Русской православной церкви.
По произведениям Тамары Крюковой сняты два полнометражных художественных фильма: молодежная романтическая история по повести "Костя + Ника" и кинокомедия "Потапов, к доске!".
Фильм "Костя+Ника. Время лета" завоевал многочисленные награды, в том числе Гран-при XIV Международного кинофестиваля "Артек", X Всероссийского фестиваля "Орленок", VI Международного детского фестиваля искусств "Кинотаврик" и IV Международного фестиваля стран АТР "Pacific Meridian".
Ее книги переведены на иностранные языки. На Международном фестивале "БиблиОбраз" в программе "Открывая друг друга", цель которой познакомить читателей разных страх с современными авторами, пишущими для подростков, Тамара Крюкова представляет Россию.
В 2007 году Тамара Крюкова стала лауреатом IY всероссийского конкурса "Алые паруса", проводимого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Книги Т. Крюковой с удовольствием читают взрослые и дети. Это тонкий, добрый и умный писатель. А те, кому посчастливилось познакомиться с Тамарой лично, сразу понимают, что этот человек, как лучшие герои её книжек, сострадателен, мудр, бескорыстен, открыт и готов спешить на помощь ближнему.
Альберт Лиханов
Альберт Анатольевич Лиханов — детский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда. Академик Российской академии образования (2001), академик Российской академии естественных наук (1993), почетный профессор Вятского государственного педагогического университета (1995) (ныне Вятский государственный гуманитарный университет), почётный профессор Белгородского государственного университета (2001)
Родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове. Отец - Анатолий Николаевич, слесарь, был внуком полковника из обедневших дворян. Мама - Милица Алексеевна - медицинский лаборант. В 1958 году окончил Уральский государственный университет им. М.Горького (г. Свердловск), филологический факультет, отделение журналистики.
1958-1961 гг. - литсотрудник газеты «Кировская правда», 1961-1964 гг. - главный редактор газеты «Комсомольское племя», 1964-1966 гг. - собственный корреспондент «Комсомольской правды» по Западной Сибири (Новосибирск), 1966-1968 гг. - инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ, 1968-1987 гг. - журнал ЦК ВЛКСМ «Смена»: ответственный секретарь (1968-1975), главный редактор (1975-1988), 1987-1991 гг. - Председатель Правления Советского детского фонда им. В.И.Ленина, с 1991 - Председатель Правления Российского детского фонда Председатель правления Российского Детского фонда - крупнейшей общественной благотворительной организации в нашей стране.
Писатель, общественный деятель. В 1986-1987 гг. вышло его собрание сочинений в 4-х томах. В 2000 году вышло собрание сочинений в 6-ти томах. В 2005 году вышло в свет уникально изданное собрание сочинений Альберта Лиханова в виде библиотеки из 20 книг. Более 100 его книг вышли за рубежом. Семь произведений писателя экранизированы, три - инсценированы.
Основные литературные произведения - повести "Чистые камушки", "Обман", "Лабиринт" (трилогия "Семейный обстоятельства"), "Благие намерения", "Голгофа", "Невинные тайны", "Высшая мера", "Паводок", "Никто", "Сломанная кукла". Роман в повестях "Русские мальчики" и роман "Мужская школа" составляют дилогию о военных действиях.
Награжден двумя медалями СССР, медалью К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, Л.Толстого, орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, грузинским "Орденом Чести", медалями Белоруссии и Армении.
Сфера научных интересов А.А.Лиханова - права ребенка, защита отечественного обездоленного детства. Основные публикации по данной "тематике: «Права ребенка», «Социальный портрет детства в России», «Охрана детей-сирот». Словарь-справочник «Детство», «Белая книга детства в России», «Недетские заботы Детского фонда», «Драматическая педагогика», «Письма в защиту детства», «Страна детства: диалоги», «Философия детства».
Алан Маршалл.
Алан Маршалл родился в 1902 году в семье бедного фермера в Австралии. Когда Алану было шесть лет, он заболел и после этого не мог работать. Когда мальчик учился ходить на костылях, он гулял много часов каждый день на полях. Он научился плавать и очень хорошо ездил верхом. Алан любил лошадей и собак, писатьрассказы.
Когда Алан Маршалл окончил школу, он захотел увидеть свою страну. Он путешествовал по Австралии и выучил очень многое из истории этой страны. В своих рассказах он писал о людях, которых встречал, и местах, которые он видел в своих путешествиях. Он написал много хороших рассказов о детях.
Во время второй мировой войны Алан Маршалл был военным корреспондентом. В течение многих лет Алан Маршалл был хорошим другом нашей страны, Советского Союза. В 1978 году Советский союз вручил ему орден Дружбы народов. Алан Маршалл умер в 1984 году. Люди из многих стран знают его книги и любят их.
2. Особенности отражения проблемы детей инвалидов в рассказах
Т.Крюковой « Костя+Ника», А. Лиханова «Солнечное затмение»,
А. Маршалла « Я умею прыгать через лужи».
Писатель Владимир Амлинский в своей повести "Жизнь Эрнста Шаталова" сказал: «Бедные здоровые люди, они не понимают, что весь покой и здоровье их условны, что одно мгновение, одна беда — и все перевернулось, и они сами уже вынуждены ждать помощи и просить о сострадании».
Конечно же, проблемы людей, мир которых перевернулся, не могли не найти отображения в произведениях мировой литературы.
Образ "особого ребенка" появился в мировой литературе давно, он встречается уже в произведениях графини де Сегюр, урожденной Ростопчиной (родилась 1 августа 1799, Санкт-Петербург, умерла 9 февраля 1874, Париж). Сегодня эти произведения наконец стали доступны и нашим читателям, ее "Бесенок, или Славный малый" — о любви милой слепой девочки и мальчишки-сироты; "Маленький Горбун" — название само говорит о заявленной теме. В зарубежной литературе эта проблематика активно начала осваиваться после второй мировой войны, но в отечественной литературе после 1917 г. дети с особыми потребностями исчезли со страниц книг, и вернулись только недавно.
Повесть Тамары Крюковой «Костя+Ника» - светлая, добрая, легкая, наивно-трогательная книга. Жизнь в маленьком дачной поселке, где каждый знает все обо всех, а тайна остается тайной лишь тогда, когда ты держишь ее при себе, да и то не всегда. Книга трогает своей наивностью и чистотой, оглядываясь вокруг себя, я с грустью понимаю, что не верю, что есть еще в мире такой вот Костя, который, возможно, спас свою Нику.
Костя - верный, добрый, преданный. Старается держать слово и отвечать за свои поступки. "Маленький принц" может им гордится, он оберегает ту, которую приручил. Способен на необдуманные, безбашенные поступки, будь то яблоки на березе, спонтанная поездка в лес на тачке для навоза или высаженное поздней ночью окно. С ним не заскучаешь. Он верил в Нику больше, чем она верила в себя, поэтому ему и удалось сотворить чудо, поставить девочку на ноги. Но самым важным фактором, несомненно, были внимание, дружба и любовь. Любовь подкралась к нему так незаметно, что он осознал ее лишь тогда, когда потерял.
Слезы катились по щекам. Беззвучные рыдания душили его, но он не думал о том, что его могут увидеть. Сейчас он существовал вне мира, вне людей. Он впервые со всей горечью осознал, что так и не успел сказать ей самые важные слова. Это была не жалость и не порыв "благородного целителя". Он любил ее.
Ника - девочка из золоченой клетки, которая не может не то что взлететь, а даже встать. Озлобленная, обиженная на весь мир, закрытая от него не только забором, но и стенами, которые сама же и взгромоздила вокруг себя. Лишь один человек смог за них проникнуть, потому что попросту не догадывался о их существовании. Мне нравилось наблюдать за метаморфозами девчонки, которые начали происходить с ней после появления в ее жизни кости. Правду ведь говорят, что любовь творит чудеса. А первая любовь, наверное, и вовсе самая чудодейственная.
Нисколько не жаль потраченного на книгу времени. Возможно, когда-нибудь прочту ее еще раз, уже со своим ребенком.
Книга о первой любви и о нормальных отношениях людей - сочувствии, взаимопонимании, дружбе, конфликтах и примирениях родителей и детей. Поэтому книга мне понравилась. Тем более в ней так свежо и радостно описывается природа, в общем-то довольно достоверно - особенности отдыха в деревне городских детей. Грустный образ Полины - сиделки как бы дает нам представление, в кого, хоть и по другим причинам, могла бы превратиться сама Ника, если бы не маленькое летнее чудо и первая любовь.
Финал впечатление, тем не менее, портит: соглашусь с другими рецензентами в том, что как-то все быстро и скомканно. То есть, ужас от того, что героиня, кажется, совершила непоправимое, испытываешь по полной, а вот радости, когда узнаешь, что произошло на самом деле, как-то недостаточно. Но, может быть, это сознательный такой прием - чтобы показать, как даже намерение такое накладывает отпечаток на жизнь задумавшего и его близких?
Очень добрая, светлая книга о любви и о том, что чудо - это не гром среди ясного неба, чудо рождается в душе человека, оно дело рук человеческих. И первый шаг стать "чудесным" человеком, "волшебником" - отказаться от прочно въевшихся в нашу повседневность равнодушия, черствости и безучастности. Главный герой Костя - хороший мальчик, как и многие в его годы. Подростки "ведут себя соответственно возрасту", как написано в аннотации к книге, не сволочи и не ангелы. И вот в привычный быт ворвалась девочка со сложным характером и судьбой, каждому нужно решить: как к ней отнестись? Да как проще всего - так, чтобы не тревожить себя. Пусть все останется как есть. Мы почти всегда так поступаем, стараемся не выделяться, это раз, и избавляем себя от лишних хлопот, это два. Ведь наши дела очень-очень важные! Нужно спешить, нестись по жизни, не замечая ничего вокруг и не останавливаясь.
А Костя замедлил шаг, присмотрелся, сначала нехотя стал совершать поступки, которые подсказывала совесть, хотя ему было ужасно в тягость. Не пожадничал на свое время, внимание, на прощение (Ника оказалась не подарок), чувства. А в итоге сотворил Чудо.
Самое главное, что такое чудо во власти каждого человека, нужно только справиться с эгоизмом.
"Не родись красивой, а родись счастливой"... Это вот про нее, про Лену. Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица. А еще у Лены замечательные родители — красавица-мамуля и папа-геолог Петр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит. И очень много читает. Но у Лены нет ног. Вернее они есть, но их на самом деле нет — это просто две повисшие плети, бесполезные и никчемные. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же как она больных детей — инвалидов-колясочников. А ей так хочется дружить и со здоровыми ребятами! Вот наблюдает она из своего окошка за соседским пареньком Федором и так хочется ей вместе с ним забраться на голубятню и погонять голубей! Как же завидует она здоровым ногам Федора!
«Родителей не выбирают»... А это вот про него, про Федора. Разве выбрал бы он себе такого отца — местного алкаша с нелепым именем Джон Иванович? Или вечно усталую, забитую мать? Он их любит, очень любит! Но ведь стыдно, как же стыдно ему за родителей! Ведь бывают же родители и другие. Как же завидует он этой девушке с косой!
Пронзительная, горькая повесть о первой любви. Герои еще почти совсем дети, но много бед и боли они узнали за свою жизнь. А впереди — неизвестность. Есть ли у них будущее? Смогут ли они сохранить и сберечь то чувство, которое зарождается между ними?
«Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»
Очень непростая повесть. Вот так читаешь - и думаешь порой, что автор перестарался, что такого не бывает, чтобы подростки - сколько им там лет? - были такими. Такими мудрыми, такими глубоко чувствующими, такими неюными. А с другой стороны, разве не было такого у многих в 14-15 лет - ощущения, что ты старше многих взрослых, ярких периодов понимания и осознания, всплесков глубоких чувств, проникновения в какие-то глубины. Подростков нечасто принимают всерьёз. Даже если кто-то потрудится ненадолго остановиться, прислушаться, вчувствоваться в то, что происходит с ними, всё равно во многом давит груз всякого наносного. Школьники должны ходить в школу и учиться, выполнять какие-то свои обязанности, приходить вовремя, делать уроки - и всё такое. Но всё это не может отменить взросления души.
Нет, конечно, есть много подростков, которые и правда, словно пустоголовые куклы порой, которым ни до чего нет дела, и даже собственные чувства они слышать не умеют, боятся их. Но есть и другие, которых сама жизнь заставляет острее всё прочувствовать, обдумывать, расти над собой - и над взрослыми тоже. Юная душа, еще не придавленная грузом всякой жизненной шелухи, может взлететь выше и увидеть дальше многих взрослых.
В автобиографической повести известного австралийского писателя Алана Маршалла "Я умею прыгать через лужи" раскрывается картина жизни Австралии начала XX века. Герой повести Алан - сын смелого объездчика диких лошадей. С раннего возраста Алан мечтает стать таким же, как отец, но после тяжелой болезни его ноги перестают служить ему. Это яркий пример того, как может человек добиться того, чего он желает, если он умеет рассчитывать свои силы и находить пригодные способы и средства для достижения желаемых целей. Чем-то этот мальчик-подросток-юноша напомнил мне историю Алексея Маресьева, который, лишившись ступней обеих ног, сумел не только восстановить лётные навыки, но и освоить новый по тем временам самолёт-истребитель Ла 5 и успешно вести воздушные бои, сбивая вражеские мессершмитты и фокке-вульфы не только в составе группы, но и в личном противоборстве. Да-да, они очень похожи, эти два совершенно разных человека, принадлежащие двум совершенно разным народам и двум разным поколениям. Я долго, минут пять, думал над тем, почему у меня в голове всплыл образ Маресьева? И вот что я понял: они оба страстно и горячо любят жизнь. Но жизнь не саму по себе (как способ существования белковых тел), а жизнь, наполненную смыслом и содержанием, жизнь, в которой они могли бы делать то, что им хочется и не быть зависимыми ни от кого — ни от людей, ни от обстоятельств. И Маресьев, и Алан стараются вести себя так, чтобы никому и в голову не пришло замечать их инвалидность — Алексей страстно учится танцевать, уступает в трамвае сидячее место раненым, и, будучи уже в полку, не афиширует своё особое состояние и не требует никаких поблажек и привилегий, оставляя за собой только одну привилегию — быть таким, как все, и так же как все громить врага силой своего оружия и своего мужества и доблести. Точно так же и Алан всячески пресекает все поползновения как сверстников, так и взрослых вести себя по отношению к нему как-то особенно, он смело участвует во всех мальчишеских забавах и развлечениях, начиная с рыбалки и заканчивая походами в горы и спусками на дно старого кратера, он дерётся со своими противниками на палках, не только оказывая достойное им сопротивление, но и побеждая их и физически и морально, он самостоятельно учится плавать, чего не умеют делать большинство жителей городка, он осваивает даже то, во что не верил его отец — верховую езду на пони!
Его родители — это особый пункт размышлений. Потому что таких заботливых и мудрых родителей поискать надо не только на австралийском континенте, но и у нас, в Евразии, и в обеих Америках. Да и не сразу ещё найдёшь. В книге об этом есть ключевой момент, когда отец говорит своей жене:
"Мы должны закалять его, Мэри. Пусть он учится принимать удары в лицо, как бы это ни было больно. А если ограждать его от них, то кончится тем, что его будут бить по затылку, да ещё как! Всё это очень невесело. Но что поделаешь? Сейчас мы должны уже думать не о ребёнке, а о мужчине и его будущем... Ведь ограждая его голову от ударов, мы можем разбить ему сердце. Так я думаю. Быть может, я ошибаюсь, но готов прозакладывать всё, что имею — мне кажется, я прав"
В этом коротком и совершенно ненаучном высказывании простого и не очень грамотного объездчика лошадей и заключена вся педагогическая мудрость, сформированная за тысячелетия существования человечества. Не оградить от опасностей и трудностей, а научить их преодолевать.
Особый интерес книги состоит и в описаниях австралийских колоритов начала 20 века. Простой и незамысловатый быт австралийских фермеров показан без прикрас и слюнтяйства, смерть здесь составляет такую же часть и правду жизни, как и бесхитростные описания природы или картинки жизни людей.
"Я умею прыгать через лужи" - автобиографическая повесть о детстве австралийского писателя, перенесшего полиомиелит. То, что это реальная история, не выдуманная, не сочиненная автором, делает ее лишь сильнее, не так ли?
Книга, несмотря на тематику, очень и очень светлая и позитивная. Ее невозможно читать и не улыбаться, она очень летняя, вся пропитана австралийским солнцем и любовью к жизни мальчишки по имени Алан. Очень приятно было сознавать насколько мудры родители Алана, ведь до того как он заболел, отец мечтал, чтобы сын продолжил его дело - стал объездчиком лошадей. Но после того как случилась беда, никакого отчаяния, никакой озлобленности. Отец и мать помогли сыну найти свое место в жизни, чувствовать себя уверенно, встать на ноги (во всех смыслах) и ни от кого не зависеть.
В книге есть одна трогательная фраза, я ее помню еще с 10 лет, когда впервые взяла в руки повертеть эту книжку, запала она мне тогда как-то в душу:
— Говорят, что микроб попадает внутрь при вдохе: он носится по воздуху всюду, И нельзя узнать заранее, где он появится. Он, наверно, как раз пролетал мимо носа моего сынишки; тот вдохнул воздух — а тут все было кончено. Он упал как подкошенный. Если бы в ту минуту, когда пролетал микроб, он сделал бы не вдох, а выдох, ничего бы не случилось. — Он помолчал и грустно добавил: — А теперь вы молитесь за него.
Так бесхитростно, просто, но почему-то эта фраза не отпускала меня с детства.
Вообще у книги есть очень правильный посыл: все происходит так, как ты это воспринимаешь для себя сам, если ты считаешь себя полноценным человеком, то и жизнь проживешь такую.
Алан, будто бы подстегиваемый болезнью, делает то же что и другие. Учится плавать, едет с работником в поездку, и даже смог научиться верховой езде на пони, а на это не рассчитывал даже его отец, что уж говорить об остальных.
Конечно, мир не без глупых людей, есть они и в этой книге. Но никакие их замечания или взгляды не смогли сломить дух и жизнестойкость Алана.
В детстве бездействующая, ставшая бесполезной нога не вызывает стыда; лишь когда научаешься распознавать взгляды людей, не умеющих скрывать свои чувства, появляется желание избегать их общества. И — странная вещь — такие откровенно презрительные взгляды исходят только от людей со слабым телом, всегда помнящих о собственной физической неполноценности. Сильные и здоровые люди не сторонятся калеки — его состояние слишком далеко от их собственного. Только те, кому грозит болезнь, содрогаются, видя ее у других.
История-автобиография. История о настоящем человеке - мальчике, который в шесть лет перенес полиомиелит и навсегда остался с парализованными ногами. Но не опустившем руки и в прямом, и в переносном смысле - для того, кому отказали ноги, руки становятся главным инструментом, славой и гордостью; не сдавшемся на милость судьбы и общества, несмотря на все их попытки пожалеть обделенного малыша. Люди потому и смотрят на калек с пугливой жалостливостью, что просто боятся сами оказаться на их месте, и тем самым лишь мешают этим людям. Ведь умение жить не зависит от того, можешь ли ты стоять на своих ногах: оно зависит от настроя самого человека, от его веры в свои силы и настойчивости в достижении целей - для того человеку и нужна поддержка окружающих, в которой общество зачастую отказывает калекам.
- Осторожней!.. Не сделайте ему больно: он хромой!
Это восклицание матери заставило меня опомниться. Слово "хромой" в моем представлении могло относиться только к хромым лошадям, оно означало полную бесполезность. Лежа в канаве, я приподнялся на локте и посмотрел на мать с изумлением.
- Хромой, мама? - воскликнул я возмущенно. - Почему ты говоришь, что я хромой?..
Алан не считает себя хромым или калекой - ведь это означает беспомощность, бесполезность, бессмысленность существования. Просто ноги отказывают ему служить - ну так у него есть сильные руки, умеющие не только держать костыли и двигать рычаги коляски, но и удить рыбу, охотиться на кроликов и разводить костер. Алан ни в чем не желает уступать другим мальчишкам - ни в играх, ни в драках. Не желает он и подчиняться Другому мальчику - тому, который вечно нашептывает: "Зачем ввязываться в это дело? Посиди, отдохни, я ведь так устал..." Он не только ему не уступает, он его побеждает - мало кто из ребят умеет плавать? Что ж, он сумеет этому научиться, сколько бы времени это не заняло. Отец сказал, что он не сумеет ездить на лошади? Нет, он сможет, даже если для того, чтобы научиться этому, ему понадобится несколько лет. А как же костыли? "Кто думает о костылях!" Не нужно думать, как радоваться жизни - эта радость приходит с самой жизнью: "Хорошо быть счастливым, правда?"
И не нужно слушать тех взрослых, что с грустью и болью смотрят на мальчика с костылями. Они готовы оградить его от всех тягот жизни - но это значит отгородиться и от самой жизни, которая никогда не бывает абсолютно беззаботной и безопасной. Алану очень повезло с родителями - они во всем поддерживают сына, к месту дают мудрый совет, что особенно ценно, когда понимаешь, что больше всего им хочется взвыть в небо и спрятать родную кровинку от страшного мира. Отец Алана напомнил мне моего собственного папу - он тоже никогда не дает нам с братом сдаваться, что бы ни встало на нашем пути - внешние ли невзгоды или внутренняя лень.
Когда ты будешь смотреть на других, то в это время и сам ты старайся вместе с ними драться, и бегать, и состязаться, и скакать верхом, и орать благим матом. А о ногах своих забудь. Во всяком случае, я с этой минуты намерен о них забыть.
И все же без целеустремленности, силы воли, жизнерадостности самого Алана ничего бы не вышло. Даже совсем малышом, когда ему в больнице неправильно наложили гипс и его мучали страшные боли в ноге, он старался не выдать своих страданий, потому что ему не верили. И нужно иметь недюжинную храбрость и силу, чтобы суметь стать таким человеком, как Алан Маршалл:
Если храбростью этого парнишки подбить башмаки, им износа не будет.
И еще - эта книга адресована в первую очередь детям: и языком своим, и построением текста она всячески об этом напоминает. Но мне кажется, это оттого, что именно в детстве ты легко примеряешь на себя чужие роли, чувствуешь, как тяжело взбираться по круче, как трудно идти, когда скользит на гладких камнях костыль. Не ощущаешь это полностью, но и не отгораживаешься: только бы такое не произошло с моими родными. Поэтому сейчас я перед сном попробую забыть о том, что у меня есть ноги. Пусть мне хотя бы один раз приснится такая жизнь - я надолго запомню, что перед этим все мои неприятности - пыль.
Мудрая, трогательная, позитивная и жизнеутверждающая книга. О детстве ребенка-инвалида, который искренне не знает о своем несчастье, не верит что никогда не сможет ходить (это самое подкупающее и главное в книге). Он просто живет и преодолевает препятствия, встающие у него на пути, достигает целей: учится передвигаться, достигать дна кратера вулкана, плавать, ездить верхом… Чудесно и правильно, когда человек не озлобляется, не жалеет себя, а все свои силы направляет на достижение цели.
Алан видит мир позитивным, добрым и считает себя абсолютно полноценным, в отличие от взрослых, которые почему-то грустят и жалеют его. Таких он старается избегать. Ему больше нравятся люди, которые никак не реагируют на его костыли, коляску, «плохую» ногу. Доброта, наивность мальчика, умение дружить делают свое дело – у него много друзей, которые помогают всегда в трудную минуту, хотя Алан не нуждается в помощи и никогда не просит ее: сам спускается по крутому склону, залезает на лошадь и на дроги, изобретает различные способы компенсации своего физического недостатка.
Отец у мальчика – самый умный и мудрый человек на свете, которого никто не может «раскусить». Хотя он совсем не образован, но понимает сердцем многие вещи в жизни так, как не понял бы человек с научными степенями:
- Когда ты станешь писателем, - сказал он [отец], - будь таким, как Роберт Блэчфорд, человек, который написал "Невиновен"; это замечательная книга. Она была написана, чтобы помочь людям. Видишь ли, - продолжал он, - писать книгу ради денег не стоит. Лучше уж быть объездчиком лошадей. Когда объезжаешь лошадей, то делаешь что-то хорошее из того, что могло бы стать плохим. Легко сделать из лошади никчемную, вредную тварь, но трудно придать лошади, ну... характер, что ли, заставить ее помогать тебе, а не противиться. Когда я впервые познакомился с Питером, он дал мне почитать книгу "Моя блестящая карьера". По его словам, эту книгу написала женщина; но она себя называет Майлс Франклин. Это лучшая книга из всех, что я прочитал. Эта писательница Майлс Франклин не боится брать барьер, не уклоняется в сторону. Это настоящий человек и сердце у нее есть... Не знаю... писать книги - не забава... Думаю, ты себе это дело неправильно представляешь. Тебе кажется, что ты будешь черт знает как хорошо и весело проводить время, когда станешь писать книги. Видишь ли, когда тебя хорошо тряхнут разок-другой, ты, может быть, поймешь меня. [...]
- Если кто-нибудь даст тебе сотню фунтов за книгу, можешь об заклад биться, что это ему выгодно, но если все бедные и обездоленные люди снимут перед тобой шапки за то, что ты написал ее, - это другое дело; это всего дороже. Но тебе прежде надо пожить среди народа. Ты полюбишь его. Эта страна принадлежит нам, и мы делаем ее раем. Люди здесь равны. Во всяком случае, желаю тебе удачи. - И добавил: - Пиши книги.
Именно благодаря отцу, Алан живет полноценной жизнью, ему не чужды все мальчишеские проказы и радости, он охотится, ловит рыбу, ездит по лесам и полям, и постепенно становится настоящим человеком – с открытым, добрым, сильным сердцем, который ничего не боится и способен все преодолеть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировая художественная литература еще раз подтверждает, что жизнь человека с отклонениями в физическом и психическом развитии очень нелегка, и нелегка жизнь его близких. Но как бы ни складывалась жизнь человека с особыми потребностями, ему, прежде всего, необходимы поддержка и понимание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сайт в сети Internetwww.krugosvet.ru.
2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия 2013 года.
.
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Петушок из русских сказок
Снежная книга
Волшебные звуки ноктюрна
Как нарисовать зайчика