Данная краеведческая работа посвящена "жемчужине" русской оперной сцены Елене Яковлевне Барсовой (по мужу Цветковой), её родному брату, присяжному поверенному Константину Яковлевичу Барсову и их сетсре Марии Яковлевне Барсовой (по мужу Падейской). Все они являлись активными участниками Уфимского общества пения, музыки и драматического искусства, где начинал свою певческую карьеру Федор Иванович Шаляпин. Барсова Е.Я. три года была партнершой Шаляпина Ф.И.
Вложение | Размер |
---|---|
zhemchuzhina_rodilas_v_glumilino.doc | 79 КБ |
zhemchuzhina_rodilas_v_glumilno1.ppt | 1.65 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №88
Октябрьского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Жемчужина родилась в Глумилино
Работа Афанасьева Данила
ученика 7Б класса
МБОУ СОШ №88 Октябрьского района
городского округа город Уфа РБ
Руководитель: Зайдуллина Лидия Ярисовна,
учитель истории и культуры Башкортостана
Уфа 2014
Содержание
Введение стр. 3
Барсовы стр. 4
Жемчужина русской оперной сцены стр. 5-6
Партнер Цветковой Е.Я. стр. 7-8
Заключение стр. 9
Список использованных источников и литературы стр. 10
Введение
Понятие «родной край» закладывается в человеке с рождения. Вроде ничего особенного в той местности и нет, а вот все близкое, родное. Родной край всегда ассоциируется с домом, с матерью, семьей, друзьями. Именно отсюда начинается освоение и познание мира, здесь проходят первые шаги в обучении, первое чувство и другие первые сильные впечатления. Поэтому таким дорогим он является для каждого человека – как воспоминание о детстве, как связь с прошлым. «Подлинная история начинается с исследования малой Родины, своей семьи, усадьбы, улицы, села, города. Любовь к истории начинается с отеческого порога, она конкретна и осязаема. Это подлинная история, а не чёрно-белая схема, которой грешат наши многие исторические публикации». Так писали известные краеведы Гудковы в одной из своих многочисленных книг. И с этим нельзя не согласиться.
В прошлом году мы начали изучать историю нашего микрорайона Глумилино и познакомились с краеведами Гудковыми, которые внесли большой вклад в уфаведение. Продолжая работу в этом году, мы решили особое внимание уделить знаменитым выходцам из Глумилино Барсовым.
Цель работы: собрать сведения об известной уфимской семье Барсовых и их окружения, узнать, какую роль они сыграли в развитии культуры города.
Актуальность работы заключается в том, что изучение истории родного края и знакомство с людьми, внесшими большой вклад в его развитие всегда интересны и современны.
Для начала мы изучили литературу. Больше всего сведений о Барсовых содержится в статье Флюры Давлетхановны Ахмеровой «Общество любителей пения, музыки, драматического искусства» в краеведческом сборнике «Ты сам свой высший суд: какой оставишь след ты на земле?». Очень интересные сведения об отце Е.Я.Барсовой мы узнали из статей Тамары Нефедовой, член Союза журналистов России, обозревателя редакции газеты «Вечерняя Уфа» по проблемам краеведения «Глумилино» и «Тужиловка» из книги «Уфа прошлая и настоящая». В журнале «Уфа» №09 (118) за сентябрь 2011 г. помещена статья известного краеведа Рашиды Красновой «Девочка пела в церковном хоре».
Кроме того, мы побеседовали с известным уфимским краеведом Воеводиной Валентиной Александровной. Она подсказала нам, где находился городской дом Барсовых. Как оказалось, он был недалеко от женского епархиального училища, где получила образование Елена Яковлевна Барсова.
К сожалению, практически нет сведений о сестре Елены Яковлевны Марии.
Наша работа не претендует на научную новизну. Мы постарались собрать как можно больше сведений о наших земляках, которые прославили нашу Уфу, Глумилино в российском масштабе и рассказать о них своим сверстникам.
Данную работу можно использовать на классных часах, краеведческих мероприятиях, что и было нами сделано.
1.Теоретическая часть
1.1.Барсовы
Изучение истории личности, его семьи и окружения следует начинать с имени и фамилии человека. Очень интересные данные нам удалось найти о происхождении фамилии Барсовых.
Фамилия Барсов в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% - украинское, в 10% - белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии. Фамилия Барсов в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% - украинское, в 10% - белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков.
В древнерусском языке слово барс обозначало санную полость, покрывало которое накидывалось на колени седокам, чтобы защитить их от холода. Может носитель прозвища Барс был осень угодливый или заботливый человек, а может, выделывал эти полости. В словаре Даля барсенок, кроме животного, бревно на весу для выколачивания подпорок под судном при спуске на воду.
В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.
Мы решили написать о наших земляках-уфимцах Барсовых: Елене Яковлевне Барсовой-Цветковой – «жемчужине оперной сцены», Марии Яковлевне Барсовой (по мужу Падейской) – талантливой пианистке и Константине Яковлевиче Барсове – прекрасном певце, аккомпаниаторе и не менее талантливом присяжном поверенном. Все трое в течение десятка лет были самыми активными членами Уфимского общества музыки, пения и драматического искусства.
1.2.Жемчужина русской оперной сцены
Елена Яковлевна Барсова
Дата рождения: 10 (22) февраля 1871
Место рождения: Глумилино, Российская империя
Дата смерти: 1929
Место смерти: Москва, СССР
Страна: Российская империя, СССР
Профессии: оперная певица, педагог
Певческий голос: сопрано
Жанры: классическая музыка
Коллективы: Московская частная русская опера; Оперный театр Зимина
Вот такие скудные данные о нашей землячке, «жемчужине русской оперной сцены», приведены на одном из Интернет – сайтов.
Но далее в журнале «Уфа» за 2011 год мы находим следующее: «В 1866-м на Воскресенской улице обосновалось Уфимское епархиальное женское училище. До этого в здании, известном сейчас как Городской госпиталь ветеранов войн, находилась Оренбургская удельная контора. В газете «Уфимские губернские ведомости» была помещена заметка о том, что в Ильинской церкви организован новый хор под управлением П.П. Суханова, а на левом клиросе песнопения за литургией исполняют воспитанницы епархиального училища.
Если новый, то был, значит, и старый хор, где на клиросе, быть может, стояла некогда Леночка Барсова. В девять лет, в 1881-м, она поступила в училище, а в 1886-м девица Барсова закончила его с «правом на звание домашней учительницы», как написано в свидетельстве. Еще три года прожила в отеческом доме, находившемся в четырех верстах от центра - городской почтовой конторы, между деревнями Глумилино и Дубовка. Отец Елены, родовитый дворянин Яков Павлович Барсов слыл большим оригиналом и «возмутителем спокойствия». Дослужившись до высокого офицерского чина, Барсов решил податься в священники. Власти пошли ему навстречу: и воинское звание сохранили, и сан священника присвоили. Яков Павлович миссионерствовал, ездил по мусульманским деревням и проповедовал слово Божие.
Дом Барсова был хлебосольным, там перебывало немало знаменитостей, усадьба на окраине была привлекательным местом для сходок у уфимских революционеров. Здесь было много молодого смеха, веселья и музыки. Сыновья и дочери Якова Павловича росли жизнерадостными, талантливыми и внутренне свободными. Одна из дочерей, Мария, была превосходной пианисткой. Потом она вышла замуж за г-на Падейского, и они эмигрировали в Америку».
А вот что писала наш краевед Флюра Давлетхановна Ахмерова в своей книге о Елене Барсовой: «В первой половине сезона 1887-1888 года в зале Дворянского собрания был устроен большой благотворительный концерт в пользу ученицы Московской консерватории Елены Яковлевны Барсовой. Она пленяла уфимцев своим чудесным голосом и врожденным артистизмом. У Е.Я.Барсовой было нежное бархатное контральто. Ей было послано 141 рубль 25 копеек. В ответном послании молодая певица, поступившая в пятнадцатилетнем возрасте в Московскую консерваторию, написала сердечные слова благодарности: «Буду счастлива, если хотя когда-нибудь мне удастся свою очередь отслужить тому обществу, которое теперь так участливо ко мне отнеслось».
Елена Яковлевна Барсова закончила Московскую консерваторию в 1892 году с большой серебряной медалью. Впервые выступила на сцене московского Большого театра в 1891 в партии Марцелины ("Фиделио" Л. Бетховена) в консерваторском спектакле под управлением В. И. Сафонова. В 1892—93 пела в Москве в составе Русского оперного товарищества под управлением И. П. Прянишникова. 2 апреля 1893 дебютировала в партиях Маргариты ("Фауст" Ш. Гуно) (Критик Н.Д. Кашкин отмечал: "Несмотря на робость, вполне естественную, Цветкова исполнила свою партию очень удачно, а местами просто очень хорошо") и Наташи ("Русалка" А. Даргомыжского) на сцене московского Большого театра. Несмотря на большой успех в этой партии, в труппу не была принята. В 1893 пела в Житомире и других городах. Выйдя замуж за B.A. Цветкова, солиста Большого театра, она с 1892 выступает в частных московских операх Прянишникова, Мамонтова. В первый же сезон в театре Прянишникова она спела партию Маргариты в опере Ш. Гуно "Фауст", партию Тамары в «Демоне» А.Г. Рубинштейна, Татьяны в опере П.И. Чайковского "Евгений Онегин". (Спектаклем дирижировал сам композитор). «Цветкова едва ли не лучшая в настоящее время исполнительница роли Татьяны»,- писал критик Юрий Энгель в «Московских ведомостях». В 1894-1899х годах Цветкова блистает в русской частной опере Саввы Ивановича Мамонтова. Широко образованный, одаренный человек, С.И. Мамонтов со сцены своей частной оперы пропагандировал произведения отечественной классики, воспитал ряд замечательных певцов и певиц, таких, как Е.Я Цветкова, Н.И. Забела-Врубель, А.В. Секар-Рожанский и, наконец, Ф.И.Шаляпина.
Двадцать лет Цветкова отдала оперной сцене. В 1912 году пo семейным обстоятельствам оставила сцену. Занималась преподавательской деятельностью в Киеве, Москве. Часто приезжала в Уфу, навещала родных. Наш известный краевед Воеводина В.А. поведала нам, что Цветковы воспитали двух сыновей.
После революции 1917 года Елена Яковлевна жила в Москве, преподавала в музыкальном училище.
Скончалась в 1929 году в возрасте пятидесяти семи лет.
1.3.Партнер Цветковой Е.Я.
В течение трех лет (1896-1899) Елена Яковлевна Цвeткова была постоянной партнершей Ф.И Шаляпина. В «Фаусте» Ш. Гуно Цветкова пeла партию Маргариты, а Шаляпин - Мефистофеля. В oпeре М.И.Глинки Цветкова пела Антониду, Шаляпин – Сусанина. Возможно, помимо любви замечательных певцов к оперному искусству, их сближали воспоминания об Уфе. Ведь Уфа - родной город Цветковой, где впервые был оценен певческий талант ее, город, в котором началась артистическая деятельность Ф.И.Шаляпина, приведшая его к вершине мирового искусства».
Как известно, Ф. И. Шаляпин тоже был членом Уфимского общества музыки, пения и драматического искусства. После отъезда труппы Семенова-Самарского, оставшись в Уфе, молодой Шаляпин участвует в собраниях Уфимского общества, поет в хоре, дважды за сезон 1890 – 1891 годов выступает в драматических спектаклях под псевдонимом Прозоров (девичья фамилия матери Евдокии Михайловны).
После Уфы Шаляпин в поисках заработка ездит по многим городам России в составе различных театральных трупп. В апреле 1892 года он – в Тифлисе. В газете «Тифлисский листок» (№891 от 18 апреля 1892 г.) появляется объявление: «В непродолжительном времени в Тифлисском казенном театре проездом через город Тифлис, труппою оперных театров, под управлением Рискганье дано будет несколько опер». Главный администратор труппы – С. Я. Семенов-Самарский, под руководством которого Федор Иванович Шаляпин начал свою сценическую деятельность в Уфе в сезон 1890 – 1891 гг.
В списке состава труппы, данном в этом объявлении, Шаляпин не упоминается. В числе артистов назван «г. Барсов – 2 бас». 24 апреля 1892 года «г. Барсов в спектакле «Жизнь за царя» М.И.Глинки (Иван Сусанин) исполняет партию начальника польского отряда…» («Летопись жизни и творчества Ф.И.Шаляпина. Книга 1-я, Л., «Музыка», 1984, с.55). Откуда появился в труппе Барсов? И куда делся Шаляпин? На этот вопрос отвечает тот же «Тифлисский листок». В №213 газеты от 19 сентября 1910 года после гастролей Шаляпина в Тифлисе была опубликована статья Ю.Кобякова «Шаляпин в Тифлисе», а в №219 той же газеты от 26 сентября – дополнение «Еще о Шаляпине», где, между прочим, говорится, что «в труппе Ключарева Шаляпин пел под псевдонимом Барсов…» («Летопись», книга 1-я, с.55). «Эта важная биографическая деталь подтверждается, когда мы обнаружили фамилию Барсова – второго баса в списочном составе труппы в газете «Тифлисский листок» от 18 апреля 1892 года». (Там же, с.55). Мы знаем, что во время первых в жизни гастролей в Уфе Шаляпин был знаком и дружил со многими членами Уфимского общества любителей пения, музыки и драматического искусства. Какое место в жизни общества занимал Константин Яковлевич Барсов, нам тоже известно. Константин Яковлевич – кандидат прав, обладая широким диапазоном творческих возможностей, в течение восьми лет (с 1887 по 1895 г.) до переезда с семьей в Сарапул, выступал на музыкальных вечерах общества как солист хора (второй бас) и как аккомпаниатор (фортепиано). Начиная с 1883 года до последних дней своих, К.Я.Барсов находился под надзором полиции за связь «с политически неблагонадежными лицами» – с революционером-эмигрантом В. Л. Бурцевым, на сестре которого, – Вере Львовне – он был женат. Без сомнения, Федор Иванович и Константин Яковлевич хорошо знали друг друга, возможно, успели подружиться. Жили в Уфе недалеко друг от друга. Шаляпин – на улице Павлунова, 6, затем на Гоголя, 1, Барсовы – на улице Воскресенской, рядом с женским епархиальным училищем в районе уфимской Архиерейки (адрес-календарь Уфимской губернии за 1883 год). Выступая под псевдонимом «Барсов», молодой артист, возможно, отдал дань уважения нашему земляку.
1.Практическая часть
1.1.Опрос
Для того чтобы узнать, насколько наши сверстники осведомлены об истории своего микрорайона и известных его выходцах, мы провели небольшой опрос среди обучающихся 7А и 7Б классов. Были предложены следующие вопросы:
В опросе приняли участие 51 человек из двух классов. На первый вопрос верно ответили 43 обучающихся, т.е.84%;
На второй вопрос верно ответили 29 обучающихся, т.е. около 57%;
При ответе на третий вопрос назвали фамилию Гудковых 27 обучающихся (преимущественно 7Б класс), т.е. около 53%;
Четвертый вопрос вызвал затруднения. Как оказалось, ребята никого и не знают. Правда, в 7Б классе назвали фамилию хоккеиста Н.А. Шаяхметова. И то лишь потому, что его сын учится с нами в одном классе.
Имя Барсовой или Цветковой кто-то, где-то слышал, но, по какому поводу и кто она – не знает никто.
1.2.Выводы
Таким образом, мы выяснили, что ребята знают происхождение топонимов своего микрорайона, но, к сожалению, почти ничего не знают о прославивших Уфу и Глумилино людях. Поэтому на классном часе была проведена беседа по теме нашего исследования. Для одноклассников было большим открытием, что в «нашей деревне» выросла такая великолепная оперная певица, которая выступала не только на одной сцене с самим Ф.И.Шаляпиным, но и была его партнершей в течение трех лет. Что наряду с Еленой Яковлевной стоит назвать и её родных – сестру Марию, замечательную пианистку и брата Константина, который не только был хорошим присяжным поверенным, но и прекрасно исполнял оперные партии. Все они были участниками Уфимского городского общества любителей музыки, пения и драматического искусства.
Заключение
Изучив труды известных краеведов Ф.Д.Ахмеровой, Р.Красновой, журналиста Т.Нефедовой, Интернет – источники мы узнали много интересного о наших земляках, которые прославили свой город и свой край. Поделились своим знаниями с одноклассниками.
Много было в Уфе известных семей, которые занимались музыкой, искусством. Было образовано Уфимское городское общество любителей музыки, пения и драматического искусства, где раскрылся талант Барсовой Е.Я. Это общество поддержало юную воспитанницу консерватории и материально. Активное участие в деятельности Общества принимали и сестра Барсовой Мария, и брат Константин. Именно Уфимское городское общество любителей музыки, пения и драматического искусства стало для Ф.И.Шаляпина началом его большой артистической карьеры, о чём он писал и в своих воспоминаниях.
Барсовы, одна из талантливых семей, дали нашему краю не только «жемчужину русской оперы», но и известного краеведа Николая Николаевича Барсова, рассказ о котором будет в следующий раз.
Использованные источники и литература
1.Ахмерова Ф.Д. Ты сам свой высший суд: какой оставишь след ты на земле? Краеведческий сборник - Уфа, 1999
2. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Тужиловка //«Уфа. Страницы истории» - Уфа, 2006
3.Краснова Рашида «Девочка пела в церковном хоре» // Уфа, №09 (118)
сентябрь 2011 г.
4.Нефедова Тамара «Возмутитель спокойствия» //«Уфа. Страницы истории» - Уфа, 2006
5.wikepedia.ru
6.kraeved-ufa.ru
7.ross-foto.ru
Тезисы
Номинация «Уфаведение»
«Жемчужина родилась в Глумилино»
Работа Афанасьева Данила, ученика 7Б класса МБОУ СОШ №88 Октябрьского района городского округа город Уфа РБ
Руководитель: Зайдуллина Лидия Ярисовна, учитель истории и культуры Башкортостана, МБОУ СОШ №88 Октябрьского района.
Актуальность работы заключается в том, что изучение истории родного края и знакомство с людьми, внесшими большой вклад в его развитие всегда интересны и современны.
Цель работы: собрать сведения об известной уфимской семье Барсовых и их окружения, узнать, какую роль они сыграли в развитии культуры города.
Наша работа не претендует на научную новизну. Мы постарались собрать как можно больше сведений о наших земляках, которые прославили нашу Уфу, Глумилино в российском масштабе и рассказать о них своим сверстникам.
Для начала мы изучили литературу. Больше всего сведений о Барсовых содержится в статье Ф.Д.Ахмеровой «Общество любителей пения, музыки, драматического искусства» в краеведческом сборнике «Ты сам свой высший суд: какой оставишь след ты на земле?». Очень интересные сведения об отце Е.Я.Барсовой мы узнали из статей Тамары Нефедовой, члена Союза журналистов России «Глумилино» и «Тужиловка» из книги «Уфа прошлая и настоящая». В журнале «Уфа» №09 (118) за сентябрь 2011 г. помещена статья известного краеведа Рашиды Красновой «Девочка пела в церковном хоре».
Кроме того, мы побеседовали с известным уфимским краеведом Воеводиной В. А. Она подсказала нам, где находился городской дом Барсовых.
Проведя опрос, мы выяснили, что ребята знают происхождение топонимов своего микрорайона, но, к сожалению, почти ничего не знают о прославивших Уфу и Глумилино людях. Поэтому на классном часе была проведена беседа по теме нашего исследования. Для одноклассников было большим открытием, что в «нашей деревне» выросла такая великолепная оперная певица - Елена Яковлевна Барсова (Цветкова), которая выступала не только на одной сцене с самим Ф.И.Шаляпиным, но и была его партнершей в течение трех лет. Что наряду с Еленой Яковлевной стоит назвать и её родных – сестру Марию, замечательную пианистку и брата Константина, который не только был хорошим присяжным поверенным, но и прекрасно исполнял оперные партии.
Спасибо тебе, дедушка!
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Северное сияние
Упрямый зяблик
Растрёпанный воробей