В работе раскрываютя вопросы: 1.Учение Конфуция. 2.Конфуцианство как религия. 3. Отношение конфуцианства к культу предков 4.Сущность конфуцианства.
Вложение | Размер |
---|---|
konfutsianstvo.doc | 151 КБ |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новодевичье
м.р. Шигонский Самарской области
КОНФУЦИАНСТВО
Выполнил: ученица 8 класса
Демидова Ольга
Руководитель:
учитель обществознания
Чеглинцева И.А.
С. Новодевичье -2014г.
Учение Кун Цзы (Конфуция)
Самым знаменитым мудрецом Китая был младший современник Лао Цзы - Конфуций (по-китайски его имя звучит “Кун Цзы”). Он жил в 6-5 в. до н.э. До сих пор многие китайцы следуют его наставлениям. Учение Конфуция называется конфуцианством.
Конфуций учил четырем вещам: пониманию книг, правильному и честному поведению, преданности правителю и правдивости. Своим ученикам он пересказывал содержание старинных книг, чтобы они знали и помнили древнюю мудрость. Конфуций был знатоком календаря. По движению небесных светил и приметам он старался угадать волю Неба.
Философия Конфуция и школа, ведущего от него своё происхождение, отражали взгляды и интересы служилого чиновничества. Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» («У-цзин») и «Четверокнижие» («Сы-щу»).
Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Некоторые из них к религии не имеют никакого отношения. Классическое «Пятикнижие»- ещё и сейчас основной канон конфуцианской религии- состоит из следующих сочинений: древнейшая книга- «И-цзин» («Книга перемен»)- сборник магических формул, заклинаний; «Шу-цзин» («Древняя история»)- история легендарных императоров (религиозного содержания в ней мало); «Ши-цзин» («Книга песнопений»)- сборник древней поэзии, отчасти космогонического и мифологического содержания; «Ли-цзи» («Книга церемоний»)- описание многочисленных обрядов, далеко не все из которых, впрочем, имеют религиозное значение; последняя книга, «Чун-цю» («Книга весны и осени»),- это хроника одного из китайских княжеств, очень краткая, сухая, ни каких религиозных элементов не заключающая.
«Сы-шу» («Четверокнижие») состоит из следующих книг: «Да-сюе» («Великое учение»)- учение о самоусовершенствовании человека. Изложенное по Конфуцию одним из учеников; «Чжун-юн» («Книга о середине»)- учение о необходимости соблюдать во всём гармонию и не вдаваться в крайности; «Лун-юн»- книга изречений и афоризмов Конфуция и его ученикрв; «Мэн Цзы»- учение философа Мэн Цзы, самого выдающегося из позднейших учеников Конфуция.
Основное содержание учения Конфуция- это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это система политической и частной этики. Конфуций сам мало интересовался вопросами метафизики, космогонии, мистики и основное внимание направлял на практическую сторону учения. Конфуцианство – это о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как и о правильном порядке в семейном быту.
Конфуцианство как религия.
Сложилось мнение, что конфуцианство это философская система и кодекс государственной частной морали.
Это мнение, конечно, неправильно. В числе конфуцианских книг есть такие, которые несомненно содержат в себе представление о сверхъестественном, о духах, учение о потустороннем мире и т.д. С другой стороны, сам Конфуций исполнял весьма добросовестно религиозные обряды и учил неуклонному их исполнению. Сам он по смерти был обожествлён, и в честь его сам император совершал религиозные обряды.
Однако нельзя отрицать существенного своеобразия конфуцианства как религии. Не только то, что учение Конфуция было чисто практически ориентировано, но и самая организация конфуцианства представляет собой очень много специфического и резко отличается от других известных нам религий. Достаточно сказать, что ни в древнем, ни в новейшем конфуцианстве не существовало профессионального жречества как особого общественного строя. Исполнение обрядов, узаконенных в конфуцианством, ложились на плечи государственных чиновников, глав семей и родов.
По содержанию своему конфуцианский культ представляет собой простое узаконенное традиционных семейно-родовых обрядов. Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только строгого соблюдения древних законов и установлений.
Отношение конфуцианства к культу предков.
Главным объектом конфуцианского культа были духи предков. Но значительно, что Конфуций требовал совершение обрядов и жертв в честь предков не ради самих духов, не ради того, чтобы удовлетворить их потребности или снискать их милость, а исключительно потому, что обряды эти были установлены с древних времён. Сами по себе духи не интересовали Конфуция. Отношение к ним в конфуцианской религии чисто формальное. На вопрос одного из своих учеников, сознают ли умершие, что им приносят жертвы и поклоняются, Конфуций сказал: «Если я скажу, что сознают, то можно бояться, что те, которые исполнены сыновнего благочестия, пренебрегут всеми земными интересами, чтобы служить усопшим родителям так же, как служили живым; если я скажу, что не сознают, то можно опасаться, что дети будут оставлять умерших родителей без погребения. Для тебя не представляется необходимости в непременном решении вопроса, а придёт время – сам всё узнаешь».
Главным правилом жизни, опорой всего существовавшего
строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов.
Конфуций особо считал, что надо следовать тем правилам, которые установлены с давних пор. Дети должны слушаться родителей и уважать их. "Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его - уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и учиться у человеколюбивых людей. А свободное время можно тратить на чтение книг" – учил мудрец.
“С особым почтением, – говорил он, - следует относиться к старикам, помогать им во всем. Долголетие - это благословение небес. В старости человек становится мудрым. Мудрость стариков защищает людей от ошибок”. Конфуций настаивал на почитании предков. Каждая семья должна была иметь домашний храм, где размещались таблички с именами предков. Перед ними совершались религиозные обряды, приносились жертвы.
Конфуций учил, что человек не должен бояться того, что угрожает ему извне. Самое страшное - это зло и зависть в душе, побороть которые можно с помощью соблюдения правил поведения и образования. "Я не родился со знаниями, - говорил он. - Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе".
Сущность конфуцианства.
Незыблемость существовавшего строя - основной принцип конфуцианства. Это идеология патриархальной монархии, ставшая основной идеологией китайского феодализма. В Чжун-юн весь традиционный уклад жизни сведён к «пяти отношениям»: это отношение между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями. Иерархические и патриархальные отношения положены в основу всего.
Но своей главной заслугой Конфуций считал все же то, что ему удалось установить правила поведения людей. Мудрец учил, что в мире существует незыблемый порядок, в котором каждый человек должен найти свое место и наилучшим образом исполнять свои обязанности. "Правитель должен быть правителем, отец - отцом, сын - сыном", - говорил Конфуций. Таким образом, не только в семье, но и в государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Государство, по мнению Конфуция, – это большая семья. Подданные должны уважать правителя, как отца. А он должен относиться к ним, как к своим детям. Мудрый правитель не будет мучить людей суровыми наказаниями, а будет терпеливо воспитывать их своим примером.
Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам исполнения обрядов учил отец своего сына. Исполнителями обрядов являлись или чиновники, или особые должностные лица, так называемые «профессора церемоний», которые состояли на государственной службе и не образовывали особого сословия.
Одним из существенных факторов, поддерживающих в действии этот государственный культ, служила система государственных экзаменов, которые до недавнего времени в Китае была единственным средством получения государственных должностей. Для сдачи государственного экзамена нужно было в совершенстве обладать знанием классических конфуцианских книг. Одним из основных правил неписаной конституции старого Китая было то, что император должен управлять через конфуциански образованных чиновников.
Совершенно ясна политическая роль этой религии. Если вообще религия является консервативной и реакционной силой, то для Китая это сугубо консервативная религия, весь смысл которой состоял в соблюдении традиций, в религиозном отношении к государственным обязанностям, к обязанностям чиновника, в освящении феодально-деспотического государственного строя.
Список литературы:
Издательство политической литературы, М. 1964г.
Невидимое письмо
Ночная стрельба
Рисуем пшеничное поле гуашью
Крутильный маятник своими руками
Хитрый коврик