Школьная адаптация – это сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Поступление в школы вносит большие изменения в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть шумными, крикливыми, без удержу носиться по коридорам, отвлекаться на уроках, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам для маленьких детей. Адаптация к школе — это перестройка познавательной, мотивационной, эмоционально — волевых сфер ребенка при переходе к системному организованному школьному обучению [4].
Проблема: изучить взаимосвязь между уровнем адаптации к 1 классу и профилем обучения.
В настоящее время часто встречаются дети с различными уровнями дезадаптации, а что бы формировать классы по профилям для улучшения адаптации необходимо знать их взаимосвязь. Этим проблема актуальна в наше время.
Объект исследования: уровни адаптации учащихся 1 классов.
Предмет исследования: взаимосвязь уровней адаптации учащихся к 1 классу и профилей обучения.
Цель исследования: изучить зависит ли уровень адаптации учащихся к 1 классу в зависимости от профилей обучения.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал об адаптации учащихся к 1 классу.
2. Изучить взаимосвязь уровней адаптации учащихся к 1 классу от профилей обучения.
Гипотеза: высокий уровень адаптации учащихся к 1 классу встречается чаще всего в классах с музыкальным профилем.
По данным исследования самый высокий уровень адаптации встречается в 1а классе, а самый низкий в 1в и 1г классах.
С детьми с признаками дезадаптации работа должна строиться исходя из следующих принципов: развитие на уроках регулятивных учебных универсальных действий, развитие объема и концентрации внимания на уроках и в домашних условиях, развитие мелкой моторики родителями и учителями, соблюдение режима дня и отдыха.
Гипотеза не нашла своего подтверждения.
Итак, уровень адаптации зависит от многих факторов, в первую очередь от подготовки к школе, т.е. развития мелкой моторики, познавательных процессов.
Изучение взаимосвязи уровней адаптации и организованности ребенка в дошкольном возрасте является перспективой на будущее.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_2.docx | 45.9 КБ |
Научно – практическая конференция «Наука – дело молодых»
Научно – исследовательская работа
Взаимосвязь уровней адаптации к 1 классу
и профиля обучения
Выполнила:
Ученица СОШ №161
Советского района
Г. Казани
Нурутдинова Разина 8а
Научная руководитель:
Педагог – психолог
Шишкина О. В.
Казань 2014
Содержание
Введение
Школьная адаптация – это сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Поступление в школы вносит большие изменения в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть шумными, крикливыми, без удержу носиться по коридорам, отвлекаться на уроках, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам для маленьких детей. Адаптация к школе — это перестройка познавательной, мотивационной, эмоционально — волевых сфер ребенка при переходе к системному организованному школьному обучению [4].
Проблема: изучить взаимосвязь между уровнем адаптации к 1 классу и профилем обучения.
В настоящее время часто встречаются дети с различными уровнями дезадаптации, а что бы формировать классы по профилям для улучшения адаптации необходимо знать их взаимосвязь. Этим проблема актуальна в наше время.
Объект исследования: уровни адаптации учащихся 1 классов.
Предмет исследования: взаимосвязь уровней адаптации учащихся к 1 классу и профилей обучения.
Цель исследования: изучить зависит ли уровень адаптации учащихся к 1 классу в зависимости от профилей обучения.
Задачи:
Гипотеза: высокий уровень адаптации учащихся к 1 классу встречается чаще всего в классах с музыкальным профилем.
Настоящая работа состоит из: введения, 2 глав, практических рекомендаций, выводов и предложений, заключения и списка использованной литературы.
Школьная адаптация – это сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Поступление в школы вносит большие изменения в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть шумными, крикливыми, без удержу носиться по коридорам, отвлекаться на уроках, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам для маленьких детей. Адаптация к школе — это перестройка познавательной, мотивационной, эмоционально — волевых сфер ребенка при переходе к системному организованному школьному обучению [5].
Уровни адаптации:
Высокий уровень
Занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень
Низкий уровень
Формы адаптации
Этапы адаптации
Степени школьной дезадаптации
Признаки школьной дезадаптации:
2.Эксперементальное изучение уровней адаптации первоклассников
2.1 Изучение адаптации учащихся 1 классов
В начале 2014-2015 учебного года была проведена диагностика особенностей адаптации первоклассников к школе. В результате анализа отмечаются следующие особенности:
Классы | Количество учащихся | Общее количество баллов | Уровни | |||||||||||||
РО | НГШ | Л | НС | И | ГС | ИНС | НП | ИМ | АС | НИД | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1А | 27 | 2 | 2 | 9 | 3 | 1 | 1 | 27 100% | ||||||||
1Б | 28 | 7 | 27 | 5 | 16 | 19 | 27 | 15 | 20 | 15 | 18 | 16 | 23 82% | 4 14% | 1 4% | |
1В | 26 | 1 | 2 | 11 | 42 | 26 | 27 | 27 | 24 | 12 | 20 77% | 3 11% | 1 4% | 2 8% | ||
1г | 22 | 2 | 16 | 2 | 5 | 24 | 23 | 29 | 15 | 15 | 20 | 57 | 14 64% | 6 27% | 1 4,5% | 1 4,5% |
Всего | 103 | 9 | 45 | 17 | 32 | 57 | 92 | 70 | 63 | 58 | 62 | 85 | 84 82% | 13 13% | 2 2% | 4 4% |
1а – на родном языке обучения
1б – музыкальный профиль
1в и 1г – обычные общеобразовательные классы
Самый высокий уровень адаптации отмечается в 1а классе, с татарским языком обучения. В 1б отмечается средний уровень адаптации. Что можно объяснить следующим образом, в эти классы пришли наиболее сильные учащиеся, но в1б – классе постепенно происходит адаптация не только к общеобразовательной школе, но и к музыкальной. В связи с этим можно предположить уровень адаптации самый высокий в 1а классе.
Практические рекомендации
Для повышения успеваемости в школе можно использовать следующее:
По своей внутренней структуре процесс усвоения знаний включает: восприятие учебного материала, его осмысливание, запоминание и практическое применение полученных знаний [1].
Вычеркни гласные буквы «А», «о», «и» из произвольно набранных букв 600 знаков. за 5 мин вычеркивается одна буква. Каждый день проходить по 1 букве.
Найди как можно больше отличий между рисунками.
Например: жук – кресло, компас – клей, колокольчик – стрела, синица – сестра, лейка – трамвай, ботинки – самовар, спичка – графин, шляпа – пчела, рыба – пожар, пила – яичница.
1.Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным и позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения от неудач [2].
2. Инструкции содержащие не более 10 слов. Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполнимой, количество запретов должно быть сведено до минимума. Давать позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Занятия с включением физминуток [3, 11].
3. Работа строиться исходя из следующих принципов:
8. обучение психотерапевтическим методикам:
- визуализация – для восстановления умственного и физического равновесия
- медитация – погружение в состояние сосредоточенности
- аутогенная тренировка [10].
Выводы и предложения
Школьная адаптация – это сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Поступление в школы вносит большие изменения в жизнь ребенка [5]
Школьная дезадаптация — отклонения в учебной деятельности школьника, проявляющиеся в виде затруднений в учении, нарушений дисциплины, конфликтов с одноклассниками [5].
По данным исследования самый высокий уровень адаптации встречается в 1а классе, а самый низкий в 1в и 1г классах.
С детьми с признаками дезадаптации работа должна строиться исходя из следующих принципов:
Гипотеза не нашла своего подтверждения.
Заключение
Итак, уровень адаптации зависит от многих факторов, в первую очередь от подготовки к школе, т.е. развития мелкой моторики, познавательных процессов.
Изучение взаимосвязи уровней адаптации и организованности ребенка в дошкольном возрасте является перспективой на будущее.
Список использованной литературы:
Груз обид
Компас своими руками
Как нарисовать лимон акварелью
Северное сияние
Акварельные гвоздики