Тема положения сибирских детей в годы Великой Отечественной войны изучена фрагментарно. Нет обобщающей работы о жизни, труде, отдыхе, учебе детей Новосибирска и Новосибирской области в этот период времени. Поэтому научная новизна проведенного нами исследования состоит в том, что оно является одной из первых попыток на основе вновь вовлекаемых в научный оборот архивных материалов осуществить новое прочтение истории тыла, условий существования и роли детей в одном из крупнейших регионов страны. Обобщённый вклад сибирских детей в помощь фронту в достижении победы над фашизмом намного весомее, чем считалось ранее.
Вложение | Размер |
---|---|
deti_novosibirska.doc | 166 КБ |
Муниципальная гимназия №11 «Гармония»
Дети Новосибирска и Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны.
Научно-исследовательская работа по истории
Работа выполнена учащимися 11 г класса
Ворониной Евгенией и Ибрагимовой Региной
Руководитель:
Учитель истории Гимназии №11
Андрейченко Олеся Николаевна.
План.
I. Введение.
II. Дети Новосибирска и Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
1.Школа в годы войны.
2.Борьба с беспризорностью и смертностью детей.
3.Помощь фронту детей города и села.
4.Отдых детей.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
V. Приложения.
Введение
В лихие дни нам было мало лет,
Не все дождались радостной весны,
Мы не участники былых побед,
Но мы свидетели великой той войны.
М.С.Агрэ (Киселёва) [1]
Великая Отечественная война… Когда произносишь эти слова, сердце сжимается от боли и ужаса. Сколько было пролито слез, сломано людских судеб, сколько сирот и не родившихся детей! Бомбёжки. Дымящиеся стены разрушенных городов. Пепелища уничтоженных деревень. Блокадный Ленинград с его огромными очередями за кусочком хлеба. Сотни тысяч изможденных, замученных узников концлагерей. Безысходность в глазах матерей, потерявших самое дорогое на свете – детей, и он, воин германской армии, принесший на нашу землю столько горя, слез и страданий…
В воскресенье 22 июня 1941 года по радио прозвучало известие о вероломном нападение фашистской Германии на нашу страну и о мобилизации всех сил на борьбу с врагом. Населенные пункты, как встревоженные ульи, сначала загудели, а потом улицы опустели. Военнообязанные стали готовиться к отправке на фронт. Все были уверены в скорой победе над коварным врагом. Повсюду звучали слова: «Наше дело правое. Победа будет за нами». Победа. Ценой огромных лишений и жертв досталась она. Жертв тех, кто сражался на фронте, жертв тех, кто трудился в тылу. Нельзя забывать трудовой подвиг людей того времени. О жизни и труде людей в тылу написано много книг, статей, снято кино- и документальных фильмов. Гораздо меньше освещена тема о жизни детей в годы Великой Отечественной войны. И если мы знаем о детях-героях, которые проживали в годы войны на оккупированных фашистами территориях, о подвигах многих из них, то о жизни сибирских детей известно очень мало. А ведь дети Сибири, как и всё население страны, жили мыслями о фронте, где сражались их отцы и матери, трудились, забывая об отдыхе и сне, как могли, приближали конец войны.
Тема, связанная с жизнью сибирских детей в годы войны, актуальна и в наши дни. Она имеет большое воспитательное значение. Нынешние дети говорят о войне как о факте давным-давно свершившемся. А ведь ещё живы те, пусть уже немногие, кто добывал победу. В мире по-прежнему неспокойно, военные угрозы видоизменились, но не ушли в прошлое. Остро стоит вопрос о войне в Ираке. Важность изучения этой темы состоит в том, что нынешнее поколение детей должно знать, какой ценой заплатил советский народ за победу над врагом, какое влияние оказывает война на жизнь людей, знать, что жертвами войн становятся не только взрослые, но и дети. Именно дети больше всего страдают от войны. Тема труда, быта, отдыха детей в годы войны заслуживает внимания и в связи с вопросом об усилиях общества, направленных на выживание государства в условиях войны.
Целью данного исследования является изучение влияния Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. на жизнь детей города Новосибирска и Новосибирской области, выявление изменений в их жизни - быту, учёбе, отдыхе, обобщение сведений, касающихся этого вопроса.
Поставленная цель реализована посредством решения следующих задач:
∙ охарактеризовать положение школ в годы войны;
∙проследить, как происходила эвакуация детей из европейской части страны в Новосибирск и Новосибирскую область;
∙ выяснить, какую материальную помощь и духовную поддержку оказывали дети фронту;
∙ раскрыть проблемы безнадзорности и беспризорности и показать, как решались эти проблемы;
∙ затронуть вопрос о детской смертности;
∙ осветить организацию отдыха детей в Великую Отечественную войну, мероприятия по улучшения здоровья детей.
Объектом исследования являются дети в условиях Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: изменения в жизни, быту, учебе, отдыхе детей – подростков под влиянием Великой Отечественной войны, проблемы, связанные с эвакуацией, безнадзорностью, и беспризорностью, смертностью детей, помощь детей фронту.
Хронологические рамки работы охватывают период со времени начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года. Конечная временная грань определена окончанием войны - 1945 годом.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию города Новосибирска и Новосибирской области. В 1941г. Новосибирская область занимала площадь 587,7 тыс. кв. км. В её состав входили 10 городов областного подчинения, 62 административных района и Нарымский округ. На 1 января 1941г. общая численность населения составляла около 4 млн. человек, из них около половины - дети.
Методологические основы работы. Важнейшими методологическими основами исследования являются принципы научно - объективного исторического исследования, исторического анализа. При обработке используемых материалов и их анализе мы исходили из необходимости изучения отдельных фактов жизни и деятельности детей, сопоставления различных исторических источников, проверки отдельных выводов и оценок и определения на этой основе самостоятельных обобщающих выводов и суждений.
Источниковая база. Наибольшую ценность в работе над данной темой приобрели материалы Государственного архива Новосибирской области.
Это, в первую очередь, местная периодическая печать – подшивка газет “Советская Сибирь” [2] за 1941-1945 г.г. В этих материалах отразилась динамика жизни и деятельности детей сибирского региона за годы Великой Отечественной войны. Были изучены также статьи из газет более поздних лет издания.
В исследовании широко представлены фотоматериалы из фондов Государственного архива Новосибирской области и на основе этих материалов составлена фотогазета «Дети той страшной войны».
Тем не менее, этих сведений было бы не достаточно, для того, чтобы воссоздать духовную атмосферу тех лет, выявить многие факты, имевшие место в решении проблем организации тыла. Большую помощь оказали статьи [3] и сборники документов [4], дающие представление о характере принимаемых в военный период решений центральных и местных органов управления, о работе коллективов ряда предприятий оборонной промышленности. Эти материалы и другие источники[5] позволяют восстановить ряд деталей исторических событий, раскрыть трудности [6], с которыми сталкивались дети в быту, учебе, повседневной жизни. В качестве источников по теме были использованы письма и воспоминания детей военной поры, живших в Новосибирске в годы войны. Это Ушакова Р.Б., Воронина Т.А. и Ушаков А.И. [7]
Конечно, условия того времени, жёсткая цензура и идеология наложили отпечаток на публикуемую информацию о событиях в тылу. Однако сравнительный анализ различных исторических источников позволяет выявить такие совокупности фактов, которые помогают воспроизвести объективную картину событий, проникнуть в дух того времени.
Тема положения сибирских детей в годы Великой Отечественной войны, как уже сообщалось, изучена фрагментарно. Нет обобщающей работы о жизни, труде, отдыхе, учебе детей Новосибирска и Новосибирской области в этот период времени. Поэтому научная новизна проведенного нами исследования состоит в том, что оно является одной из первых попыток на основе вновь вовлекаемых в научный оборот архивных материалов осуществить новое прочтение истории тыла, условий существования и роли детей в одном из крупнейших регионов страны. Обобщенный вклад сибирских детей в помощь фронту в достижении победы над фашизмом намного весомее, чем считалось ранее.
Авторами выявлены новые интересные факты из учебы, труда детей и системы взаимодействия с детьми местных и центральных органов государства при решении проблем тыла. Проанализированы проблемы личностного фактора детей в достижении положительных результатов на фронте. С новых позиций изучены вопросы здоровья детей в условиях войны, проблемы материально-бытовой области тех лет.
Практическая значимость. Использованные в данной работе сведения, факты и цифры могут помочь решению задач патриотического воспитания молодежи. Публикуемый материал желательно использовать в школе на уроках истории и занятиях по краеведению, в музейной работе.
Данное исследование было представлено авторами на научно-практической конференции школ Октябрьского района (секция “Краеведение”) в 2002 году и было удостоено I места.
Структура работы. Работа состоит из плана, введения, трёх глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы, фотогазеты.
Дети Новосибирска и Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
Война внесла большие коррективы в жизнь сибирского города. И тем не менее, первое сентября 1941года, как всегда, стало началом нового учебного года. 55 тысяч новосибирских школьников вошли в чистые, уютные здания. В школах было празднично, уютно, чисто, пахло свежей краской. До последнего дня августа учителя, родители и старшеклассники белили, красили, заканчивали ремонт. В школе № 35 г. Новосибирска накануне 1 сентября матери школьников, учителя вместе с директором Радько мыли пол, прибивали расписание. А в школе № 50 учителя и старшеклассники ушли домой незадолго до начала линейки, в 5 часов утра. И так было во многих школах.
Из газет известно, как проходила торжественная линейка, посвящённая 1 сентября, в школе № 12 г. Новосибирска. Десятиклассница Маковлева от имени школьников обратилась к первоклассникам с такими словами: «Ребята, вы знаете, что наши братья, наши отцы защищают Родину на фронтах от фашистских бандитов. И мы здесь в школе должны вести себя, как на фронте, быть дисциплинированными, беречь школьное имущество». Володя Еремеев от имени малышей ответил девушке, что они, первоклассники, будут учиться так, чтобы отцы и братья на фронте гордились успехами советских школьников.[8]
Первый учебный год войны начался как всегда. Число учеников пополнилось за счет детей, эвакуированных из Белоруссии, Курской и Ленинградской областей. В школах каждый день перед началом занятий все ученики после утренней зарядки строились на линейку, и дежурный по школе учитель зачитывал сообщение Совинформбюро о положении на фронтах, на карте СССР отмечал линию фронта, зачитывались письма, полученные от бывших учеников, или извещения о смерти.[9]
Большие трудности переживала школа в годы войны. За первые месяцы войны с июля по сентябрь 1941 года на территории Сибири и Дальнего Востока закрылось 738 школ, из них 259 семилетних и средних.[10]
Тем не менее, только в Новосибирской области продолжало работать 5 тыс. школ, в т. ч. начальных 3.800, неполных средних – 888 и средних – 248. Учащимися в этих школах было 642 тыс. человек. Занятия проводились в 3 – 4 смены. В Новосибирске из 74 школ 53 были заняты под хозяйственные и военные нужды. Поэтому для отдельных групп учащихся организовывали занятия на квартирах родителей. Многие учащиеся, особенно в сельской местности, не посещали школы. В Венгеровском районе не посещало школы 645 детей, в Маслянинском – 474, в Усть-Тарском – 300, в Чановском – 347. Всего по области не посещало школы 28 тыс. детей.[11]
В ходе войны, после наступления коренного перелома, были изысканы дополнительные возможности для расширения сети школ. Уже к началу 1942/1943 учебного года число школ в Сибири и на Дальнем Востоке было увеличено на 359 единиц. В 1943/1944 г.г.– на 968. Этот рост осуществился в основном за счет мелких начальных школ. Численность семилетних и средних школ, резко сократившаяся в первые годы войны, оставалась почти без изменений. Однако, в целом за годы войны количество школ в Сибири и на Дальнем Востоке не только не снизилось, но и возросло на 1.086 единиц по сравнению с 1940/41 учебным годом. Это значит, что в среднем в течение последних трех лет войны открывалось более 360 новых школ в год. Это позволило к 1944-1945 учебному году довести общее количество школ на территории Сибири и Дальнего Востока до 25.232 против 24.146 в 1940-1941 учебном году. Однако, несмотря на рост количества школ, полностью ликвидировать 2-х и 3-хсменные занятия до конца войны так и не удалось.
В работах советского периода даны цифры, которые не дают реального представления о политике советского правительства в области просвещения. Современные работы историков, опирающиеся на данные архивов, ранее недоступные, отражают реальную обстановку того времени.
В годы войны в системе образования произошли значительные изменения. С 1941/1942 учебного года была введена обязательная военно-физкультурная подготовка во всех училищах и школах по 110-часовой программе. Занятия проходили во внеурочное время и в выходные дни. Особое внимание обращалось на изучение основ местной противовоздушной обороны. По окончании курса учащиеся должны были сдать на значок противовоздушной химической обороны.
Военно-физкультурная подготовка молодежи трудовых резервов проводилась в первые годы войны при огромных трудностях в организации учебно-производственного процесса. Учебные заведения имели серьезные недостатки в обучении учащихся военным дисциплинам и в развитии оборонно-спортивной работы. Слабой была учебная база, не хватало наглядных пособий, учебного оружия.
Разумеется, что усиление внимания к вопросам учебно-воспитательной работы должно означать также и более широкую материальную организационную помощь школе. Уже к началу учебного 1941 – 42 г.г. в Новосибирск было завезено на 85 тысяч рублей новых учебников и много детской литературы для чтения. Дети проявляли огромный интерес к военным рассказам. Такие книги, как “Часовые” Ю.Германа, “Боевая хитрость” Н.Григорьева и “У озера Хасан” Машляка буквально расхватывались детьми. Очень популярны были новые произведения Ванды Василевской “Верба и мостовая” и “Комната на чердаке”, а также книга Н. Кальма “Чёрная Салли”, рисующая быт негритянской детворы.[12]
Рабочих рук не хватало. Большое внимание уделялось подготовке квалифицированных кадров в системе профессионального образования. Почти каждый год из школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) в Новосибирске выпускалось 200 тыс. человек. Взамен выпущенных учеников в школы ФЗО призывалась новая большая группа молодежи. По решению правительства с 15. 01. 1942 г. по 01. 02. 1942 г. школы ФЗО как путем призыва, так и в порядке добровольного набора были приняты 200 тыс. человек из числа городской, колхозной и другой сельской молодежи мужского пола в возрасте 16-17 лет и женской молодежи 16-18 лет. Опыт предыдущих наборов показал, что молодежь в школах ФЗО усваивает программу обучения значительно быстрее намеченных сроков. Вот почему срок обучения учащихся установлен в 4-5 месяцев.[13]
В 14 районах области и городе Новосибирске было организовано 97 учебных и учебно-производственных мастерских, 12 новосибирских школ организовывали производственную работу при 22 предприятиях. В 1942 году около 200 учеников ушли на завод из мужской средней школы № 55. В школе были организованы «заводские классы». Более 100 учеников закончили школу и пошли работать на заводы. Работа на заводе не только не отражалась на успеваемости учащихся, но и наоборот дисциплинировала их. Предприятия города оказывали помощь школам. В городе распространилось движение «В помощь школе». Коллектив завода им. Кирова выделил полностью материалы для капитального ремонта школы. На предприятиях города изготавливали чернильницы, ремонтировали школьные наглядные пособия, делали новые парты.
Большую помощь школам оказывали и в сельских районах области. Ещё в 1939 году в Черепановском районе Новосибирской области возникло движение широкой помощи школе и учителям. Здесь начинали с родительских собраний – попросили родителей принять участие в ремонте школ. Просьба нашла живой отклик. Одни брались отремонтировать парты, другие – произвести покраску, исправить печи. Большую помощь оказали совхозы и колхозы. Школы были приведены в образцовое состояние.³ Своей инициативой черепановцы прославились тогда на всю страну. В годы войны «Черепановское движение» возродилось. Организации, предприятия взяли над школами шефство. 45 человек партийного советского актива были командированы в школы для оказания помощи. В каждой школе был организован пришкольный участок, заготовлены на зиму дрова, уголь, торф; отремонтированы школьные здания. При школах создавались «комнаты-копилки», в которые приносили вещи, обувь, мануфактуру. [14] Так, например на 20 июня 1944 года в подобной «комнате-копилке» райцентра Черепаново имелось 27 полушубков, 60 пар валенок, 18 пар сапог, 177 пар детской обуви, 400 метров мануфактуры, 50 детских сорочек, 101 пара тапочек, 400 тёплых носков и т.д. Эти вещи собрались для детей фронтовиков и учителей. Для многих школ Черепановского района на зиму было заготовлено топливо.
Положение школы в течение всех лет войны оставалось тяжелым - голод, нехватка топлива и учителей.
Вот что вспоминает о годах учебы в школе тех лет, теперь пенсионерка, а тогда школьница, жительница г. Новосибирска Ушакова Раиса Бореевна: «Когда я училась, положение школы было нелегким. Наша учительница сама возила дрова на санках из леса (лошадей не было). В классе было холодно, поэтому сидели в верхней одежде. Бумаги не было, писали на старых книгах между строчек, на черном картоне, который нам давали, и белой глиной на нем писали, делали уроки. Чернила изготавливали сами из сажи: из печки выскабливали, а учительница из свеклы готовила чернила для проверки тетрадей. Одно сделаем, учительница проверит, потом другое задает. Все уроки делали в классе, дома делали только по чтению: наизусть выучивали стихи; но книг не было, только две книги на класс. Учительница читала, а мы повторяли за ней».[15]
За годы войны советская школа оставалась в центре внимания правительства и местных органов власти. Страна требовала повышения качества образования и воспитания. Школа была призвана воспитать поколение, хорошо владеющее знаниями, обладающее широким кругозором, горячо преданное Советской Родине.
Шла война, а учителя обсуждали проблемы повышения культуры устной и письменной речи учащихся, спорили об основах методики повторения.[16] Система школьного образования подверглась за несколько военных лет значительным изменениям. Были введены:
В 1945 году с 20 мая начались в школах Новосибирска выпускные и переводные экзамены. Учащимся 10-х классов предлагались следующие темы для сочинений: «Чем дорог Чехов советскому читателю?», «Смысл названия поэмы Гоголя «Мёртвые души», «Всем хорошим во мне я обязан книгам». В 7-х классах была проведена письменная работа по алгебре и арифметике. Учащимся 4-х классов вместо обычного диктанта писали изложение по рассказу Толстого “Воробей и ласточка”. Первый день экзаменов в большинстве школ города показал образцовую дисциплину и серьёзную подготовку учащихся.[18]
Несмотря на существующие в тылу проблемы, каждую минуту школьники помнили о своих защитниках, которые воевали на фронте.
Чем могли дети помочь воюющим взрослым? Прежде всего, они собирали посылки для фронтовиков, в которые упаковывали самые необходимые вещи. Так, в Новосибирске, в дом № 27 по улице Потанинской дети приносили самые разные предметы: чернильницы, спички, папиросы, перочинные ножи, полотенца, носки, зубную пасту, одеколон и другое. Набралась большая груда. Ребята разыскали огромный фанерный ящик, уложили в него вещи, упаковали их и написали: «Действующая армия, боевое подразделение от детской бригады г. Новосибирска». В ящик было вложено письмо, его подписали 18 ребят в возрасте от 9 до 15 лет. «Дорогие товарищи бойцы! – говорилось в письме, - мы шлем вам наш горячий привет из Новосибирска и желаем вам полной победы над фашистскими захватчиками. Мы ребята с Романовой и Потанинской улиц обязуемся помогать в тылу, чтобы скорее разгромить врага. Мы уже собрали около 2 тонн лома металла, а также посылаем вам эту скромную посылку». Известно, что посылка дошла до места назначения. Ее получила ведущая бои часть подполковника Соловьева.[19]
В один из воскресных дней августа 1941 г. ученики ремесленного училища г. Новосибирска, тщательно очищая чердаки, подвалы, сараи, кладовые собрали 6.500 тонн чугунного и железного сырья и 5 тонн лома цветных металлов.[20] Всего за годы войны учащиеся Новосибирска собрали 4.592 тонн лома металла, 75.380 бутылок для горючей жидкости. Отправили на фронт 11.298 посылок, 170 тыс. кисетов и носовых платков, десятки тысяч конвертов. Девочки вязали шерстяные перчатки, носки, а мальчишки приносили спички, газеты, папиросы. В каждую посылку вкладывалось составленное коллективно письмо.[21]
Дети города оказывали большую помощь фронту, работая на промышленных предприятиях, в артелях, производственных мастерских после окончания занятий в школе. Многим из ребят было по 14 – 15 лет. Работа шла без выходных по 12 – 16 часов. У станочников была пересмена через неделю, когда они трудились по 16 часов в день. «Сколько тогда было несчастных случаев, сколько травм и аварий! А сколько девчонок пострадало! Выпадут косы из-под косынки, затянет их в расточной станок, и скальп долой! В штамповочном цехе, у штамповщиц пальцы нередко резало. Сказывались и усталость, и неопытность» - так вспоминает трудовое время молодежи Т. Иванова.[22]
Учились прямо у рабочего места. Более глубокой учебой заниматься не было времени. Среди рабочих – подростков наиболее известным было имя рабочего Николая Габайдулина. В марте 1943 года, выступая на Первом областном съезде молодых рабочих Николай Габайдулин, рабочий Новосибирской фабрики имени Кирова, сказал: «Мне 14 лет, но я вместе со взрослыми для армии выпускаю вот такие большие сапоги. Вы не удивляйтесь, что сапоги немного меньше меня. Я хоть и маленький, но умею делать обтяжку. Все это мы делаем на машинах, которые имеются на фабрике. Я хочу научиться работать на всех машинах. Я очень жалею, что маловат ростом, а машины больше меня, и мне приходится пользоваться подставкой. Я надеюсь, что скоро я подрасту и буду доставать до каждой машины. Недавно у нас на фабрике создан цех детской обуви. Это комсомольско-молодежный цех, где работают одни ребята. Меня привели в этот цех, где я затягиваю пятки. Вот моя работа. Они немного полегче больших сапог. Пусть наши маленькие братишки бегают в этих маленьких ботиночках, а в сапогах пусть наши бойцы быстрее громят захватчиков.
Коллектив фабрики обязался выпустить обуви для шести полков. В дни годовщины Красной Армии мы встали на вахту. Дирекция объявила конкурс на лучшую работу. Я обязался затягивать 600 пар детских ботинок вместо 33 по норме.
Пусть Гитлер знает, что армия не одолеет наш народ. У нас свою Родину защищают не только взрослые, но и мы, подростки».[23]
Одним из молодых новосибирских рабочих тех лет был и Н. Н. Еременко, впоследствии известный актер, Народный артист СССР. Николай Еременко после окончания ремесленного училища работал токарем на заводе им.Чкалова. В годы Великой Отечественной войны по окончании курсов младших лейтенантов в Новосибирске (1942 г.) принимал участие в боевых действиях на фронте.
Дети города и области оказывали большую помощь взрослым, работая на селе. Сельское хозяйство страны, так же как и промышленность, столкнулось с острой нехваткой рабочих рук. Уже в конце июня 1941 года учителя новосибирских школ выдвинули лозунг “Станем во главе армии школьников!” Тысячи школьников - тоже армия, которая может выиграть большие сражения на фронте труда. И эту армию повели на фронт свои командиры – учителя. Комсомольцы, школьники новосибирских школ № 51 и № 74 выразили желание идти трудиться на колхозные поля. Учителя этих школ обратились к педагогам области с призывом вернуться из отпусков и идти работать на колхозные поля – полоть, собирать ягоды и грибы, убирать овощи, помочь на сенокосе.
В Черепановском районе около 7 тысяч учащихся 8-10 классов работало в начале июля 1941 года на прополке полей и сенокосе. Некоторые учащиеся, те, которые изучали трактор в кружках в школе, работали трактористами, заменив квалифицированных трактористов, ушедших на фронт. [24]
Активное участие пионеры и школьники приняли в сборе колосьев. Ученики всех классов во время сенокоса работали на лугах, старшеклассники под руководством военруков на конных сенокосилках и граблях, а пятиклассники и шестиклассники- пололи, окучивали картофель, собирали пшеницу с учителями-женщинами.
«Мне исполнилось 7 лет в 1943 году. Летом пололи, а картофельные поля окучивали вручную. Лошадей практически не было – забрали на фронт. Осенью собирали свеклу, колосья, дергали лён», ³ - так вспоминает свидетель и участник тех событий Ушакова Р. Б.
Урожай убирали комбайнами. Возвратившись с курсов, молодые трактористы и комбайнеры, учились у старых, опытных трактористов и комбайнеров. С государством рассчитывались по хлебопоставкам, колхозники получали 1,5 килограмма на трудодень. На уборке военного урожая 1942 года (по 10 городам и 50 районам) работали 142.961 школьник и 68.333 учителя. Трудились по 10-12 часов в день.
Комсомольцами, пионерами и школьниками заготовлено 2.366 тонн грибов, 3704 тонны ягод, 124 тонны шиповника, 40 тонн мха, 32 тонны горицветов и 600 тонн прочих дикорастущих растений и трав.[25]
Учащиеся являлись активными вкладчиками в фонд победы. В справке Новосибирского обкома комсомола о помощи школьников области фронту сообщается следующее: «Собрано средств на авиаэскадрильи – 197.462 руб., на постройку танков – 87.246 руб., отправлено 11.298 штук посылок, сшито и отправлено тысячи кисетов, отправлено 400 тыс. штук конвертов. Более 1.237 тимуровских команд помогали семьям фронтовиков».[26]
Каждый стремился оказать посильную помощь фронту. Куценко Людмила, ученица 5 класса Новосибирской школы № 51 накопила 32 рубля 50 копеек и внесла их в фонд обороны. «Прошу принять эти деньги и призываю всех последовать моему примеру для того, чтобы сделать столько самолётов, танков и снарядов, сколько нужно для полного уничтожения кровожадной собаки – Гитлера», - писала Людмила, её письмо было опубликовано в газете.[27] И примеры последовали.
На строительство танков «Юный сибиряк» учащиеся новосибирской школы № 67 внесли 2.500 рублей. Пионеры Бердской начальной школы только за один день собрали 1.600 рублей. Организованно прошел сбор средств на строительство авиаэскадрильи «Трудовые резервы» в ремесленном училище № 4. Ребята внесли 10 тысяч рублей. За один день учащиеся ремесленного и железнодорожного училищ и школ ФЗО области сдали в госбанк 44.565 рублей. В Мостовской неполной средней школе была проведена подписка на постройку танковой колонны “Новосибирский авиахимовец” на сумму 1090 рублей, и отчислены учащимися в фонд обороны 213 трудодней.[28] Пионеры и школьники области собрали свыше 300.000 рублей на постройку танка “Таня” имени героя Советского Союза Зои Космодемьянской.¹ Сбор средств для помощи фронту продолжался в течение всех лет войны.
Говоря о помощи детей фронту, стоит упомянуть ещё один аспект этого вопроса – психологический. Это письма. Детские письма фронтовикам. Одно из таких писем хранится в фондах Новосибирского областного архива. «Дорогой товарищ боец! – пишет Дерзаева Лира.- Шлю Вам привет из города Новосибирска. Учусь я в 4-м классе «А» в 8 школе. На каком вы фронте? Мой папа учится в Краснознамённом ордена Ленина инженерном училище. Дорогой боец, бейте фашистов без пощады!» [29]
Письма с фронта. Как мучительно долго шли они. И наконец, доходили, потому что их очень ждали. Ученики 3-го класса 4-й школы г. Новосибирска, написали 160 писем на фронт, получили много ответов, один из которых хранится в областном архиве. Ученице прислал письмо капитан гвардии Страхов: «Дорогая Виктория! Жаль, что нет тебя здесь, ты бы могла сама убедиться, сколько радости и вдохновения внесло твоё письмо в нашу жизнь. Мы выполним твою просьбу и прогоним с нашей земли врага». И дальше шло стихотворение, сочинённое капитаном. Вот несколько строк из него:
“Хотя здесь бугор, даже маленький кустик,
Врагом превращён в огневое гнездо,
Но тот, кого помнят, но тот, кого любят,
Тот будет жив, врагам всем назло.
Домой я, конечно с победой приеду.
Я знаю, что скоро то время придёт:
И как-нибудь вечером, греясь у печки,
Тебе, дорогая, дам полный отчёт.”[30]
Сколько чувств, нравственной силы в этих строчках!
Война изменила привычный уклад жизни детей, беспощадно отнимала у них семью, близких людей. Количество детей, оставшихся без родителей, за годы войны резко возросло. Много беспризорных детей появилось в связи с начавшейся эвакуацией в Сибирь. Вот только один пример. В конце 1942 г. в окружную больницу г.Новосибирска была доставлена Никитина Анна Дмитриевна, эвакуированная из Ленинграда. Её дети, Коля и Ваня, находились в детприёмнике и ничего не знали о своей матери. Обком комсомола обратился в больницу с просьбой сообщить, была ли выписана Никитина А.Д. Ответ главврача был таков: «Гражданка Никитина А.Д. поступила в I клиническую больницу 18 февраля 1943 года. 7 июня 1943 года умерла от общего истощения. Так как у больной в книге регистрации значилось “проездом”, а за время болезни её никто не посещал, похоронила умершую больница».[31]
Количество детей-сирот стремительно увеличивалось. Нависла угроза массовой детской беспризорности. Необходимо было срочно принимать решительные меры. Первоочередной задачей областных властей стали приём и размещение эвакуированных. Приходилось расселять приезжих, уплотняя квартиры новосибирцев, переоборудуя под жильё различные нежилые помещения - подвалы, чердаки. Быстрыми темпами велось строительство бараков, землянок, общежитий.
Вот что вспоминает один из участников эвакуации детей из Ленинграда в Новосибирск Ушаков А.И.: «31 марта нас, детей детского дома, посадили на машины и привезли на Финский вокзал, накормили. Затем нас посадили в вагоны и целую ночь везли до Ладожского озера. Там мы сели в автобусы и ночью отправились в путь. Было 1 апреля, тепло, вода заливала колёса машин, кругом можно было видеть воронки от бомб и снарядов, стоявшие солдаты указывали дорогу. Всё обошлось благополучно. А когда перебрались через озеро, на станцию налетели самолёты, и началась бомбёжка. Нас буквально закидывали в товарные вагоны. Места хватало только чтобы сидеть, подобрав под себя ноги. Состав в спешном порядке отправили. Немцы долго от нас не отставали, всё бомбили. Порой, когда близко разрывалась бомба, вагоны валились на бок, мы думали: “ Всё!” Но обошлось. Наш путь длился 17 суток. В Новосибирске нас поселили в детский дом. 3 месяца откармливали, так как мы ходили, качаясь от голода. Сначала нам давали только одну дольку шоколада в день, а потом стали хорошо кормить».[32]
Сохранившиеся документы свидетельствуют о многих проблемах, с которыми сталкивались эвакуированные дети. Из протокола заседания бюро Новосибирского обкома ВКП(б): «Установлены факты возмутительного отношения к детям. Недостаёт кроватей, столов, скамеек. Дети плохо одеты, место имеют массовые, серьёзные заболевания. Нет книг, топлива. В Барабинском детдоме дети едят стоя – нет скамеек, на 25 детей – 3 тарелки. В Ордынском детском доме едят из ржавых консервных банок, спят по 2-3 человека на одной койке, нет ламп, керосина. Имеются факты употребления негодных продуктов: так, в Бурлакском детдоме мясо с червями, в Куйбышевском – рыба с червями, кондитерские изделия с плесенью. В ордынском детдоме дети ходят босыми – нет обуви. Больные разными болезнями спят вместе, под одним одеялом».[33]
Большая работа проводилась в городе и области по оказанию помощи эвакуированному населению. Комсомольцы и молодежь, пионеры и школьники области приобрели, по неполным данным, на 10 тыс. рублей игрушек, собрали 325 тыс. разных вещей и обуви, создали фонд помощи детям, пострадавшим от немецких захватчиков.[34]
Теплой заботой окружают эвакуированных ребят комсомольцы и молодежь колхозов Новосибирской области. Для детских учреждений, в которых размещались эвакуированные ребята, по инициативе комсомольцев было собрано 36.117 кг мяса, 108 голов скота, 173 ц картофеля, 35.000 литров молока, 2 т муки, много масла, рыбы, овощей и других продуктов.
Среди эвакуированных детей было много детей фронтовиков. Излюбленной темой на занятиях по рисованию у этих детей была война. Многие дети, эвакуированные из районов оккупации, много говорили о Сталине, Рокоссовском, Жукове, Покрышкине.[35]
Беспризорность и безнадзорность стали глобальной проблемой того времени. Какие меры были предприняты для решения возникших проблем?
В январе 1942 года Совнарком СССР разработал меры по устройству детей, оставшихся без родителей. Было предусмотрено значительное увеличение количества детдомов, государство брало на своё полное обеспечение 366 тысяч ребят. При исполкомах советов депутатов трудящихся создавались детские комнаты. На работу в них были направлены опытные учителя, медработники; в первую очередь выделялись книги, продовольственные и промышленные товары. Созданная в Новосибирске по постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР детская комната по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью оказывала помощь в поисках родителей, в устройстве на работу, в определении детей-сирот в детские дома. Так, за первый год войны коллектив детской комнаты при Новосибирском горисполкоме провел обследование 24.900 семей, главным образом эвакуированных и фронтовиков; оказал материальную помощь 3.972 детям, отправил бесплатно в пионерские лагеря 425 человек, трудоустроил на предприятия 935 подростков, направил в детские дома сотни сирот, передал на патронат семьи трудящихся и под опеку 1265 детей, отдал на усыновление 404 человека. Всего за 4 года войны через детские комнаты Новосибирска прошли 18.765 детей и подростков, из них 13.049 детей фронтовиков.[36]
При исполкомах создавались комиссии, задачами которых являлись: помощь в розыске родителей, охрана прав несовершеннолетних, трудоустройство подростков на предприятия, в колхозы и совхозы, устройство беспризорных в детские учреждения. Местным органам предоставлялось право открывать детские дома сверх плана, в меру фактической потребности в них. В декабре 1943 года Наркомпрос РСФСР созвал расширенное всероссийское совещание секторами детских домов областных (краевых) отделов народного образования, на котором были обсуждены основные вопросы улучшения работы патронирования и опеки детей.[37]
15 июня 1943 года вышло постановление СНК СССР “Об усилении борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством”, согласно которому в дополнении к трудовым колониям для содержания детей и подростков, осуждённых судами, были организованы трудовые воспитательные колонии для содержания в них беспризорных детей, а также тех, кто замечен в мелком хулиганстве, доведя общее число мест во всех колониях НКВД в 1943 г. до 50.000 .[38]
Выполняя постановления советского правительства, партийные и советские организации Сибири усилили борьбу с беспризорностью и безнадзорностью. Учитывая постоянно увеличивающийся рост количества детей, оставшихся без родителей, на территории Западной Сибири было открыто большое количество детдомов. Если до войны здесь насчитывалось 178 детдомов с 17.175 воспитанниками, то к концу войны их стало 487 с количеством детей 53.000.[39] В Новосибирске было проведено 6 комсомольских рейдов по снятию беспризорных детей с улицы. В результате 710 детей были устроены в детские дома и в школы ФЗО, ремесленные училища, трудовые колонии и т.д.[40]
Многие колхозы различных областей Сибири выступили инициаторами создания межколхозных домов для детей фронтовиков. Такие дома были открыты в с.Кама Куйбышевского района Новосибирской области. Межколхозные дома содержались на средства колхозов. [41]
В центре внимания партийных, комсомольских, советских организаций стояли не только вопросы материального снабжения детских домов и состояние учебно-воспитательной работы, но и уровень медицинского обслуживания и подготовки подростков к трудовой деятельности, кадры педагогов-воспитателей. Партийные, комсомольские, советские организации добивались того, чтобы все воспитанники детдомов получали общее школьное образование и необходимую трудовую подготовку. Для этого при детских домах создавались производственные и подобные хозяйства, основные работы в которых выполняли сами ребята. Однако, несмотря на все принимаемые меры, положение детских домов в годы войны оставалось тяжелым.
В военное время широкое распространение получили такие формы общественной помощи в деле охраны детства и борьбы с беспризорностью, как патронат, усыновление, опека, попечительство. Инициатива работниц московского завода «Красный богатырь», взявших на воспитание детей-сирот, нашла отклик в Сибири. За годы войны в Новосибирске трудящиеся усыновили и взяли под опеку 388 детей.[42]
Эффективными мерами, направленными на предотвращение беспризорности детей являлись летние и зимние оздоровительные мероприятия, проводимые партийными советскими организациями и комсомолом. Подготовку к летней оздоровительной компании среди детей Новосибирской области 1943 года комитет комсомола начал с марта месяца. Всего летом 1943 года в области работало 64 пионерских лагеря, 120 оздоровительных площадок. По области в пионерские лагеря выезжало 20.380 пионеров вместо 16.000, предусмотренных постановлением СНК СССР, а на площадках отдыхало 22.700, вместо 15.000. [43] В основном оздоровительными мероприятиями были охвачены дети фронтовиков. Из 27.440 ребят городов области, отдыхавших в лагерях и на площадках, детей фронтовиков, инвалидов Великой Отечественной войны, было 16.464 что составляло 60 %.[44]
По неполным данным, в пионерских лагерях за все сезоны военного времени проведено 567 костров, 384 литературных вечера, 867 литературных игр, 192 вечера сказок 7.658 докладов на политические темы, бесед по знаменательным датам календаря – 1.158, просмотрено 292 картины. В лагерях работало 180 литературных, 192 драматических, 96 музыкальных и других кружков. Проведен 121 конкурс на лучшее исполнение песни, на лучший очерк, рассказ, рисунок, лепку. Во многих лагерях города Новосибирска проведены интернациональные карнавалы, встречи с колхозными ребятами. Отдых ребят в лагерях сочетался с трудовыми занятиями. Отдыхающие на площадках в лагерях ребята собрали около 150 тонн полезных растений разных сортов. Неотъемлемой частью работы лагерей была военно-физкультурная подготовка.
Немного о детской смертности в годы войны.
Младенческая смертность в Западной Сибири в период Великой Отечественной войны специально не изучалась. Эта проблема долгое время оставалась за рамками внимания ученых. Их молчание было вынужденным: на протяжении многих лет исследования тормозились цензурными запретами.
Детская смертность в нашей стране в довоенные годы носила ярко сезонный характер. В Сибири высший пик смертности приходился на летний период – июль и август, что связано с ростом инфекционных и желудочно-кишечных заболеваний. В частности, в июле 1939 г. превышение смертности над среднегодовым уровнем в регионе составляло 91%, а в августе 78%. Не менее резкие сезонные колебания были характерны и для военных лет. В 1940-1942 г.г. уровень детской смертности в Сибири оставался очень высоким, особенно в Новосибирской области. Критическим в этом плане был июль-август 1942 г. В августе 1942 г. уровень детской смертности в Западной Сибири, достигнув обычного пика, стал снижаться. Снижение младенческой смертности проходило медленнее, чем в мирный период. В результате её показатели в сентябре – декабре 1941 г. заметно превышали соответствующих месяцев 1940 г.
Главными причинами смерти детей были инфекционные и желудочно-кишечные заболевания, такие, как туберкулез, коклюш, корь, дизентерия, токсическая диспепсия, гастроэнтероколит, а также воспаление легких. Эти болезни отчетливо выраженного социального характера. Рост детской смертности в годы войны свидетельствует о значительном ухудшении материальной обеспеченности населения, недостаточного и некачественного питания, плохих жилищных условий, слабости здравоохранения, гигиены и санитарного контроля. Много детских жизней унесли специфические болезни грудного возраста, такие как врожденная слабость, преждевременное рождение, рожденные пороки развития. На их долю в структуре причин детской приходилось почти 3%. В 1942 г. в Западной Сибири удельный вес группы детей до года в совокупности умерших составлял почти 26%.
Уровень и структура питания с началом войны изменились в худшую сторону. В рационе недоставало белков и витаминов. Понизилась и калорийность питания. Жители тыловых районов испытывали острейший дефицит одежды, обуви, мыла, постельного белья, посуды. Это был не мелкий бытовой вопрос, а чрезвычайно серьезная проблема, поскольку педикулез (завшивленность) принял размеры национального бедствия. Строительство полноценного жилья практически прекратилось. Эвакуированных в восточные районы России беженцев размещали, уплотняя местных жителей, приспосабливая под жильё чердаки, подвалы, склады, недостроенные здания.
В крупнейшем городе Сибири – Новосибирске - почти половину жилых площадей составляли бараки и землянки. Только 6-7% жилых домов города имели водопровод, 4% - канализацию. На одного горожанина приходилось все го 30-50 л воды вместо 100 л по норме. Ассенизационные обозы возили лишь 15-20 % годового накопления отходов. Аналогичное положение с водоснабжением и санитарной очисткой сложилось по всей Западной Сибири. В течение 1941 – 1942 гг. число случаев таких опасных болезней как дифтерия, выросло на 86%, скарлатины - на 57%, дизентерии - на 30%. Увеличились и относительные показатели заболеваний.
Основным фактором повышения младенческой смертности было не столько ухудшение материальной обеспеченности населения и рост заболеваемости, сколько полная беспомощность государственной системы здравоохранения. Большинство эшелонов с эвакуированными и спецпереселенцами не проходило санитарную обработку. Так, через станцию Новосибирск-Главный в 1942 г. проследовало 322 эшелона с 742 тыс. пассажиров. Из них санобработку прошли всего 117 тыс. чел. (16%). Многие заводы и фабрики, выпускавшие лекарства и медицинское оборудование, оказались на территории, оккупированной врагом. Выпуск лекарств резко сократился. Число врачей в первые несколько месяцев войны в связи с мобилизацией в армию уменьшилось. В Новосибирской области, на фронт ушло 55% врачей. Убыль врачей в Западной Сибири, особенности в крупных городах, к началу 1942 г. была компенсирована за счет прибывших по эвакуации. Но в течение всего второго полугодия 1941 г. населения тыловых районов оставалось фактически без медиков.
В период зимы 1943 года, несмотря на продолжавшуюся войну, голод, сохраняющиеся антисанитарные условия (упрощение способов очистки воды, не -вывоз мусора и т.д.) происходит значительное снижение детской смертности как в городских, так и в сельских поселениях Сибири. Об этом факте учёные говорят как о “демографическом чуде”. Чем объясняется это чудо?
В военные годы был предельно ужесточён санитарный контроль на транспорте, на промышленных предприятиях, на бытовом уровне, кардинально реорганизована работа медико-санитарных служб, ограничены пассажирские перевозки. Но основная причина советского «демографического чуда» лежит, по мнению исследователей, в широком применении сульфаниламидотерапии. В годы Великой Отечественной войны (за 1942–1945 гг.) производство препаратов сульфаниламида в СССР возросло почти в 7 раз и было доведено до 214 тонн. По другим данным, в Советском Союзе в 1945 г. было изготовлено 237 тонн сульфаниламидных препаратов. Сульфаниламидотерапия сыграла решающую роль в преодолении детской инфекционной и желудочно-кишечной заболеваемости, а в конечном итоге, и в снижении детской смертности. «Решающая роль» — не означает единственная. Большое значение имело также расширение производства других лекарственных средств, но главное — напряженный, героический в полном смысле этого слова труд тысяч врачей, фельдшеров и медсестер.
Дети как наименее жизнеспособная группа тылового населения понесли самые большие потери. Это определялось не столько ухудшением среды обитания (этот фактор имел большое, но все же второстепенное значение), сколько неготовность государственного здравоохранения к работе в экстремальных условиях военного времени.[45]
Несмотря на проблемы связанные с войной, культурная жизнь населения продолжалась. Дети и подростки ходили в свободное время в театры и кино. Известно, что в дни зимних школьных каникул 1943 года в кинотеатрах города шли такие фильмы, как «Брат героя», «Тимур и его команда», «Клятва Тимура», «Наездник из Кабарды». В основном шёл показ фильмов на военно-патриотическую тематику. В городе работали театры, в том числе и эвакуированные из других городов СССР. ли постановки спектаклей «Кот в сапогах», «Волшебная лампа Алладина». Актеры Ленинградского академического театра драмы им. Пушкина проводили утренники для детей фронтовиков и работников театра. Шел показ спектакля «Накануне» для школьников с 5-го класса. Ленинградский Государственный новый ТЮЗ показывал сказки Пушкина и пользовался большим успехом у юных зрителей. В годы войны в Новосибирск был эвакуирован Государственный еврейский театр БССР, в нем зимой 1943 года шли спектакли «Заколдованный портной» и «Тэнье-портной». В Новосибирске на период зимних каникул в саду имени Сталина с 1 января 1943 года были открыты катки, горки, прокат спортивного инвентаря, лыжные базы для детей.[46] Подобные мероприятия организовывались и в последующие годы войны.
Чтобы немного отвлечь детей от военных проблем взрослые и сами дети организовывали различные концерты, праздники. Не совсем обычные концерты можно было увидеть на эстраде кинотеатра «Маяковский». Здесь выступали чтецы, танцоры, музыканты – только школьники. В дни школьных каникул участники школьных кружков самодеятельности выступали на утренних сеансах перед своими товарищами – юными зрителями.[47]
В 1944 году Наркомпрос РСФСР установил новый порядок посещения школьниками кино, театров и других зрелищ. Учащимся в возрасте до 16 лет было запрещено посещать в учебные дни развлекательные учреждения без разрешения руководства школы. Ребятам разрешали посещать театры во внеурочное время в сопровождении взрослых. При этом должны были строго учитываться успеваемость и поведение каждого ученика, его занятость учебной и домашней работой, а также соответствие репертуара воспитательным требованиям.[48]
В годы войны в Новосибирске было открыто несколько парков. Одним из них стал парк дома им. Ленина. Парк хорошо благоустроили, в нем размещалось много скульптурных украшений, были высажены новые молодые деревья.[49]
28 мая 1944 года школьники Новосибирска отмечали 20-летие со дня присвоения комсомолу имени Ленина. На площади им. Сталина прошел физкультурный парад. В этот же день состоялся кросс среди молодежи.[50]
Но лучше всего пытались отметить и встретить Новый год. Так, например, в Черепаново при встрече Нового 1945 года для детей города были организованы праздничные елки, новогодние вечера. В селе Болотном в эти дни проводились елки для детей фронтовиков. Ребят развозили по домам на лошадях. В большинстве других сел также организовывались новогодние праздники. Колхозы дарили детям на праздник подарки.[51]
Несмотря на то, что шла война, жизнь детей в тылу была наполнена яркими и радостными событиями.
Заключение.
В данной работе была сделана попытка, опираясь на архивные материалы военных лет, сборники документов послевоенной эпохи, публикации, воспоминания очевидцев, наиболее полно отразить изменения в учебе, труде и отдыхе сибирских детей, произошедшие в их жизни за годы войны. Установлено, что с первых дней войны правительство, местные органы власти проявляли особую заботу об охране детства. Перед органами народного образования, школами, учителями была поставлена задача беречь детей, заботиться о них. Все военные годы школа жила, и не просто жила, а развивалась. Дети по-прежнему ходили на занятия в школу, только теперь после занятий шли работать на заводы, поля, помогали взрослым всем, чем могли. За годы войны, в основном благодаря помощи промышленных предприятий и совхозов, укрепилась материально-техническая база городских и сельских школ. Организаторами оказания помощи школам, детям учителей и фронтовиков выступили жители Черепановского района. Их почин получил поддержку по всей Сибири.
Большое значение для последующего развития системы образования имела школьная реформа, в результате которой была введена пятибалльная система оценок, выпускники школ стали сдавать выпускные и переводные экзамены, учреждены золотые и серебряные медали за особые отличия в учебе, улучшилось материальное положение учителей. За годы войны были изысканы дополнительные возможности для расширения сети школ, общее количество школ в Сибири не только не сократилось, но даже возросло. Хотя были дети, не посещавшие школу. В тяжёлое для страны время всё делалось для того, чтобы поддержать школу, ведь именно школа должна была воспитать и обучить молодую смену строителей коммунизма.
Документальные источники подтверждают сведения о трудностях, с которыми столкнулось эвакуированное в Сибирь население. Воспоминания участников тех событий дополняют картину жизни детей, оставшихся без постоянного родительского контроля. Война увеличила число сирот. Беспризорность и безнадзорность стали глобальными проблемами военного времени. Для борьбы с этим злом местные органы власти предпринимали следующие меры: открывали детские дома; привлекали детей к труду на промышленных предприятиях и обучению в школах, при комсомольских организациях открывали детские комнаты. Большая работа проводилась по розыску родителей, осуществлялась забота о зимнем и летнем отдыхе детей. В дни школьных каникул организовывались спортивные и развлекательные мероприятия, в кинотеатрах шли кинофильмы для детей, выступали артисты с концертами. Частыми гостями детей были фронтовики.
В ходе работы над данной темой были рассмотрены сведения, содержащие данные о помощи детей Новосибирска и Новосибирской области фронту. Выявлено, что дети внесли свой посильный вклад, помогая взрослым, оставшимся в тылу, ковать победу. Они работали на полях, замещая тех, кто ушёл на фронт, они собирали грибы, ягоды, заготавливали на зиму полезные растения и травы. Дети заменили взрослых на промышленных предприятиях, усердно трудясь по 12-16 часов в сутки и не отходя ни на минуту от рабочих мест, забывая об отдыхе. Дети собирали металлолом. Они отдавали заработанные и скопленные деньги на оборонное строительство. Эти деньги шли также на оказание помощи семьям фронтовиков. Помощь выразилась и в отправке писем и посылок на фронт с самыми необходимыми для бойцов вещами и предметами. Масштабы помощи. В справке Новосибирского обкома комсомола о помощи школьников области фронту приводятся такие цифры: “Собрано средств на строительство авиаэскадрильи 1.974.626 рублей, на постройку танков 87.246 рублей, отправлено на фронт посылок 11.298 штук, отправлено на фронт конвертов 400.000 штук.[52]
Одним из положительных результатов, предпринятых государством в годы войны, стало значительное снижение детской смертности - «демографическое чудо».
Главные причины этого чуда исследователи видят в широком применении сульфаниламидотерапии и самоотверженном труде медицинского персонала.
Изученные источники позволяют представить воочию те изменения, которые внесла в жизнь, учёбу, труд и отдых детей война. Можно с уверенностью сделать вывод о том, что в годы Великой Отечественной войны дети не остались в стороне от забот, которыми были охвачены взрослые люди. Дети Сибири - тоже армия, воевавшая в тылу. Они сыграли большую роль в достижении победы над врагом.
Приложения.
Изменение сети общеобразовательных школ всех типов в Сибири и на Дальнем Востоке за годы Великой Отечественной войны. [53]
Учебный год | Всего школ | Начальные школы | Семилетние и средние школы |
1940/41 | 24146 | 18403 | 5743 |
1941/42 | 23408 | 17924 | 5483 |
1942/43 | 23767 | 18295 | 5472 |
1943/44 | 24246 | 18738 | 5508 |
1944/45 | 25232 | 19767 | 5465 |
Сеть общеобразовательных школ в годы войны по Западной Сибири. [54]
Учебный год | Всего школ | Начальные школы | Семилетние и средние школы |
1940/41 | 14577 | 11097 | 3480 |
1941/42 | 14123 | 10811 | 3312 |
1942/43 | 14264 | 10963 | 3301 |
1943/44 | 14514 | 11212 | 3302 |
1944/45 | 14590 | 11673 | 3277 |
Список использованной литературы:
[1] Ленинградская блокада. Сборник воспоминаний, Омск, 1998 г.
[2] Газета «Советская Сибирь» 1941-1945 гг.
[3] «Сибирики-фронту». Материалы научной конференции посвященной 25-летию победы Советского Союза над фашистской армией. Новосибирск, 1971г.
[4] Артёмов Е.Т., Борисов Б.А. «Культурное строительство в Сибири (1941-1945 гг.)». Сборник документов. Новосибирск, 1987 г.
[5] «Мой Новосибирск». Книга воспоминаний. Новосибирск, 1999 г.
[6] www.zaimka.ru/ Советская Сибирь. Печатный аналог: Исупов В.А. Демографическое «чудо»: сокращение детской смертности в Сибири в 1943–1945 гг. (на материалах Алтайского края) //Сибирь в XVII–XX веках: Проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999–2000 гг.; Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. В.И. Шишкина. Новосибирск, 2002 г.
₆ Письма- воспоминания (см. Приложения)
[7] Из письма –воспоминания. ( см. Приложеиия)
[8] «Советская Сибирь» 2.09.1941 г. № 207. С. 3
[9] «Культурное строительство в Сибири (1941 –1947 г. г.).С. 218
[10] «Сибиряки - фронту». С. 97
[11] «Проблемы истории местного самоуправления в Сибири XVII – XX веков» Савицкий И. М. «Деятельность Новосибирского совета по перестройке социально-бытовой сферы в первом первый период Великой Отечественной воины» С. 94-99
[12] «Советская Сибирь» 2. 09. 1941 г. №207.С. 3
[13] «Советская Сибирь» 3. 09. 1943 г. № 207. С. 2
³ «Культурное строительство в Сибири (1941 –1947 г. г.) М. В. Кулагин «Парторганизация и школа».
С. 55
[14] «Советская Сибирь» 21. 06. 1944 г. № 124. С.2
² Из письма-воспоминания Ушаковой Р. Б.
³ «Советская Сибирь» № 3, 1945 г.С. 2
[15] «Культурное строительство в Сибири (1941 –1947 г. г.) М. В. Кулагин «Парторганизация и школа».
С. 56
[17] «Культурное строительство в Сибири (1941 –1947 г. г.) М. В. Кулагин «Парторганизация и школа».
С. 54
[18] «Советская Сибирь» № 99, 1945 г.С. 2
[19] «Советская Сибирь» 6. 09. 1941 г. № 211. С.1
[20] «Советская Сибирь» 10. 08. 1941 г. № 190 . С.3
[21] «Культурное строительство в Сибири (1941 –1947 г. г. )». Из статьи секретаря Новосибирского обкома ВЛКСМ по школам А. Багиной. С.54
[22] «Мой Новосибирск» 1999. С.187
[23] «Советская Сибирь» 20. 06. 1944 г. № 122. С. 2
[24] «Советская Сибирь» 1. 07.1941 г. С.3
³ Из письма-воспоминания Ушаковой Р.Б.
[25] Сборник документов по истории ВЛКСМ (1919 – 78 г. г.).С. 134-135
[26] «Культурное строительство в Сибири (1941-1947 г. г.)». С.54
[27] См. фотогазету
[28] См. фотогазету
[29] См. фотогазету
[30] «Советская Сибирь» 23. 02. 1996 г. № 36 . С. 4
[31] «Советская Сибирь» 23. 02. 1996 г. № 36.С. 4
[32] Из письма-воспоминания Ушакова А. И.
[33] «Советская Сибирь» 23. 02. 1996 г. № 36. C. 4
[34] «Огненные годы» Силаева З.А., Шеханова Л.И.
[35] «Советская Сибирь» 1945 г., № 37. С.2
[36] «Огненные годы»
[37] «Сибиряки – фронту». С.100
[38] «Советская Сибирь» 23. 02. 1996 г. № 36 .С.4
[39] «Сибиряки – фронту».С.100
[40] «Сибиряки – фронту». С.101
[41] «Сибиряки – фронту». С.100-101
[42] «Сибиряки – фронту». С.102
[43] «Культурное строительство в Сибири (1941-1947 г. г.)». С. 151
[44]«Культурное строительство в Сибири (1941-1947 г. г.)». С. 151
[45] www.zaimka.ru./Сибирь Советская. Печатный аналог: Исупов В. А. Демографическое «чудо»: сокращение детской смертности в Сибири в 1943–1945 г.г.
[46] «Советская Сибирь» 01. 01. 1943 г.С.2
[47] «Советская Сибирь» 07. 01. 1944 г.С.2
[48] «Советская Сибирь» 09. 02. 1944 г.С.2
[49] «Советская Сибири» 25. 05. 1944 г. С.2
[50] «Советская Сибирь» 26. 05. 1944 г.С.2
[51] «Советская Сибирь» 02. 01. 1945 г.С.2
[52] «Советская Сибирь» 23. 02. 1996 г. № 36. С.4
[53] «Сибиряки – фронту».С.194
[54] «Сибиряки – фронту».С.195
Три загадки Солнца
Солнечная система. Взгляд со стороны
Как нарисовать китайскую розу
Сказочные цветы за 15 минут
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного