В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Поток информации в современном мире разнообразен и противоречив. У обычного человека зачастую срабатывает стереотип доверия средствам массовой информации, поэтому их воздействие зачастую продолжает оказывать решающую роль. Но всегда ли СМИ можно доверять?
Слайд 1
Механизмы эмоционально - психологического воздействия рекламы на человека Выполнила : Белозерова Анна 10 класс МОАУ СОШ №11 Руководитель : Назарук Нина Алексеевна учитель технологииСлайд 2
Возникают вопросы: • Используются ли научные знания в процессе создания рекламной продукции? • Каковы механизмы воздействия (какие психологические знания положены в основу создания рекламной продукции)? • Какой характер имеет это воздействие? • Какие ценностные категории в большей степени составляют основу современной рекламной продукции? Проблема
Слайд 3
Объект исследования : психология рекламного воздействия Предмет исследования : воздействие рекламы на человека Методы исследования : социологический опрос: анкетирование и интервью; сравнение и сопоставление; сбор и обработка полученных результатов Цель: раскрыть особенности психологии рекламного воздействия на человека
Слайд 4
Гипотеза исследования : каким может быть предположительный ответ ? В процессе создания рекламной продукции используются результаты научных исследований, а значит существуют особые психологические механизмы воздействия, основу которых составляют научные знания. 2 . Современная рекламная продукция, во многом имеет манипулятивный характер и оказывает, в большей степени, негативное влияние на мировоззрение людей .
Слайд 5
Задачи 1. Изучить творчество известных ученых- психологов по данной проблеме 2. Сопоставить научные результаты деятельности ученых – психологов с образцами телевизионной или цветной печатной рекламной продукцией 3. Подобрать конкретные примеры использования научных знаний в рекламе. 4. Используя анкетирование, сделать анализ некоторых качественных и количественных характеристик воздействия рекламы на мировоззрение людей.
Слайд 6
Главная задача любой рекламы- показать положительный образ жизни людей, употребляющих данный продукт, изобразить уют, передать положительные эмоции, в общем сделать всё, чтобы нам захотелось испытать то же самое!!!
Слайд 7
Реклама в наше время играет главную роль в распространении тех или иных товаров или услуг
Слайд 8
- 45 лет – высокий риск инфаркта - 40 лет – атеросклероз сосудов - 35 лет – гипертония - 32 лет – язва - 30 лет – гастрит - 28 лет – панкреатит - 25 лет – холестерин - 20 лет – ожирение - 15 лет – избыточный вес Эффект когнитивного диссонанса Леона Фестингера Выбор в пользу неправильного питания усиливается изображениями аппетитных бутербродов с лозунгами о наличии всех витаминов и необходимых питательных веществ
Слайд 9
Человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно. У него возникает когнитивный диссонанс, выйти из которого можно тремя путями: 1. Изменить своё поведение, то есть бросить курить 2. Изменить знание, то есть убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны 3. Игнорировать информацию о вреде курения.
Слайд 10
Эффект значимых понятий (Шпет Густав) Используя изображение счастливой семьи, ребенка, маленьких животных, солнца вместе с рекламируемым товаром или услугой, можно увеличить значимость, необходимость данного товара
Слайд 11
Эффект значимых понятий Сегодня важными и значимыми социальными ориентирами являются «успех», «лидерство».
Слайд 12
Эффект потребности в индивидуализации ( Фромм Эрих ) «Управляй мечтой!» « Добавь удовольствия!» «Ты этого достойна!» «Имеешь право!» «Потому что я люблю!» «Ты лучший!»
Слайд 13
Эффект воздействия цвета, звука ( Штумпф Карл ) Ц вет на рекламных баннерах является важным фактором влияния на выбор человеком продукции например: яркий синий цвет на баннере ювелирного магазина непроизвольно привлекает внимание покупателя
Слайд 14
С помощью цветовой палитры создается определенное настроение, происходит «настраивание» потребителя. Один и тот же товар может предлагаться в разной «цветовой упаковке»
Слайд 15
Красный цвет в сочетании с желтым создадут настроение праздника, веселья, легкости
Слайд 17
Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; http://www.consultant.ru/popular/advert/26_1.html#p197 © Консультант Плюс, 1992-2014
Слайд 18
Социальная реклама - призыв к добру
Слайд 19
Акция по безопасности дорожного движения «Засветись!»
Слайд 20
Частота различных видов рекламы на каналах ТВ
Слайд 21
Как вы относитесь к такому явлению в нашей жизни, как количество рекламы на телевизионных каналах ? Социологический опрос
Слайд 22
Какое влияние, по вашему мнению, оказывает реклама на нравственные качества людей, на процесс воспитания?
Слайд 23
Механизм психологического воздействия рекламы на потребителя Привлечение внимания Поддерживание интереса Принятие решения Убеждение Действие (покупка) Проявление эмоций
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Механизмы
эмоционально - психологического
воздействия рекламы на человека
Исследовательская работа
Автор работы: Белозерова Анна
10 класс
Руководитель: Назарук
Нина Алексеевна
учитель технологии
г. Белогорск 2014
Содержание
Введение ................................................................................................. 3- 4
2. Основная часть
2.1 Немного истории ................................................................................ 5
2.2 Цель рекламы ....................................................................................... 6
2.3 Психологический аспект рекламы ..................................................... 7
2.4 Основы психологического воздействия на человека ...................... 8
2.5 Механизмы рекламного воздействия ................................................ 9-10
2.5.1 Эффект когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) ....................11
2.5.2 Эффект значимых понятий (Шпет Густав) ............................... 12
2.5.3 Эффект потребности в индивидуализации ( Фромм Эрих ) .....12
2.5.4 Эффект воздействия цвета, звука ( Штумпф Карл ) ................ 13
2.6 Виды рекламного воздействия ..............................................................14-15
2.7 Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном
законе ...............................................................................................16
2.8 Реклама в городе Белогорске ...............................................................17
2.9 Реклама в школе .................................................................................17
2.10 Положительное и отрицательное воздействие рекламы
на общество ..................................................................................... 18
2.11 Исследование .........................................................................................19
3. Заключение .............................................................................................. 20
4. Список информационных источников ................................................. 21
Приложения
1. Ученые - исследователи .................................................................................................. 22
2. Анкета ................................................................................................................................ 23
3. Результаты анкетирования .............................................................................................. 24
Изучение использования учащимися различных источников
информации........................................................................................................................ 25
4. Реклама в Белогорске .........................................................................................................26
5. Реклама в школе .................................................................................................................
Введение
«Есть факт, а есть мнение о нем.
Не всегда мнение о факте соответствует факту»
В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Поток информации в современном мире разнообразен и противоречив. У обычного человека зачастую срабатывает стереотип доверия средствам массовой информации, поэтому их воздействие зачастую продолжает оказывать решающую роль. Но всегда ли СМИ можно доверять?
Западными психологами и социологами давно доказано, что за четыре года можно кардинально изменить мировоззрение человека, если средства массовой информации в своих действиях придерживаются единой политики. Еще совсем недавно газеты, радио и телевидение рассказывали и показывали разнообразный материал о каких-либо аспектах нашей жизни и мало занимались рекламой порошков, чупа-чупсов, детских подгузников и т.д.
Сегодня же ситуация кардинально изменилась: колоссальное количество информационного пространства или телевизионного времени отдано под рекламу.
Формулировка проблемы
Возникают вопросы:
• Используются ли научные знания в процессе создания рекламной
продукции?
• Каковы механизмы воздействия (какие психологические знания положены
в основу создания рекламной продукции)?
• Какой характер имеет это воздействие?
• Какие ценностные категории в большей степени составляют основу
современной рекламной продукции?
Объект исследования: психология рекламного воздействия
Предмет исследования: воздействие рекламы на человека
Методы исследования:
Цель: раскрыть особенности психологии рекламного воздействия на человека
Гипотеза исследования: каким может быть предположительный ответ?
1. В процессе создания рекламной продукции используются результаты научных исследований, а значит существуют особые психологические механизмы воздействия, основу которых составляют научные знания.
2. Современная рекламная продукция, во многом имеет манипулятивный характер и оказывает, в большей степени, негативное влияние на мировоззрение людей.
Задачи
1. Изучить творчество известных ученых- психологов по данной проблеме
2. Сопоставить научные результаты деятельности ученых - психологов с
образцами телевизионной или цветной печатной рекламной продукцией
3. Подобрать конкретные примеры использования научных знаний в
рекламе.
4. Используя анкетирование, сделать анализ некоторых качественных и
количественных характеристик воздействия рекламы на мировоззрение
людей.
2. Основная часть
2.1 Немного истории
В середине двадцатого века началось серьезное изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь — рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой повсюду: сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути в школу… Везде, где бы мы не находились, мы видим и слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах и услугах. Изучение эффективности рекламной деятельности является одним из самых актуальных направлений в современном менеджменте.
Российский исследователь рекламы М. А. Мануйлов в 1925 году писал, что «Цель рекламы — это повлиять на мысль других, выявить их интерес и побудить купить товар. Реклама, таким образом, занимается чтением мыслей людей, к которым она обращается, то есть на нас с вами
У человека, конечно, существует сознательное критическое отношение ко всему происходящему. Но есть и другая сфера личности - бессознательное; и, когда человек не обращает внимания на экран, умело подобранная информация все-таки где-то «застревает». Существует много способов, с помощью которых можно воздействовать на бессознательное: «записать» туда нужную информацию или активизировать «болевую» зону - эмоциональное переживание или желание, в которых человек не может себе признаться и которые вытесняются из сознания, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Именно такие «забытые» эмоциональные переживания могут составлять основу психологических проблем человека. В науке были разработаны методы, способы помощи людям в подобных ситуациях.
Основу таких способов воздействия составляют глубокие теоретические исследования видных ученых прошлого и современности. ( приложение 1)
Адлер, Юнг, Курт Левин, Павлов, Бехтерев: вот неполный список имен великих ученых, каждый из которых создавал свою теорию с целью помощи людям. [1]
Изучение трудов ученых дало возможность выделить некоторые научные данные, которые используются при создании рекламной продукции. Были найдены примеры такой рекламы. В дальнейшем описании будут выделены четыре эффекта, которые удалось найти при изучении теоретического материала и сопоставления его с конкретными примерами рекламной продукции.
___________________________________________________________________________
[1] Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский «50 выдающихся психологов
мира», Москва, Международная педагогическая академия, 1995
2.2 Цель рекламы
История рекламы уходит в далекое прошлое, к эпохе появления первых СМИ — газет. Именно в них впервые был опробован и получил дальнейшее распространение новый — заочный — способ привлечения клиента. Купец, расхваливающий свой товар, держит его в руках и предлагает покупателю самостоятельно убедиться в его замечательных свойствах, в то время как газетная реклама выступает в роли посредника между продавцом и покупателем. Ее задача — привлечь внимание покупателя одним лишь описанием достоинств товара, сформировать у него потребность в этом товаре с тем, чтобы к продавцу он отправился уже не за раздумьями, а за покупкой. Именно поэтому и отношение к рекламе сначала было чисто утилитарным — в ней видели только средство рассказать потребителю о новых услугах или товарах.
Однако к началу 50-х гг. XX в., когда начали зарождаться основы рекламного бизнеса, была сформулирована главная цель рекламы — эксплуатировать и контролировать общественное сознание, манипулировать им, создавая у людей состояние информационной зависимости. [2]
_____________________________________________________________
[2] В.В. Учёнова, Н.В.Старых «История рекламы: детство и отрочество»,
Москва «Смысл»,1994 год
2.3 Психологический аспект рекламы
Как правило, в рекламе кроме основного информационного сообщения имеется и психологический подтекст. Рекламное сообщение всегда шире простого описания товара или услуги. Покупателя привлекает не столько сама новинка, сколько эффект, который она приносит. Например, реклама косметических средств обещает вечную молодость и красоту, а реклама шоколадных батончиков сулит море удовольствия и счастья. Дорогой автомобиль не только удобен и надежен, но и престижен, а новое лекарство мгновенно возвращает здоровье и радость жизни.
Специалисты в области психологии рекламы подчеркивают, что современная реклама — это не столько информация, сколько психологическое программирование людей. Так и нужно относиться к рекламе, в противном случае всегда будет существовать опасность, что она станет управлять нами не только в экономической, но и в нравственной сфере. Практически все рекламные тексты содержат в себе «подкрепляющие» фразы: «Имеешь право!», «Ты этого достойна», «Все в восторге от тебя!», «Все правильно сделал», «Добавь удовольствия», «Управляй мечтой!», «Позволь себе лучшее» и т. п. Многократное повторение этих лозунгов выполняет функцию психологического внушения, препятствуя критическому осмыслению самого рекламного текста. Опасность заключается еще и в том, что эти короткие призывы, на самом деле не имеющие никакого отношения к рекламируемому товару, фиксируются сознанием телезрителей легче, чем длинный и не всегда внятный текст самого рекламного сообщения. В результате у наиболее внушаемой части аудитории (а к ней относятся в первую очередь дети) может сформироваться некритичное отношение к себе как к человеку, имеющему право на все самое лучшее просто потому, что «все в восторге от тебя ».
Кроме того, не секрет, что телевизионная реклама демонстрирует уровень жизни, преувеличенный по сравнению с реальным уровнем жизни населения. Поэтому и запросы телезрителей становятся преувеличенными и побуждают людей к новым и новым покупкам.
2.4 Основы психологического воздействия на человека
В середине двадцатого века началось серьезное изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь - рекламы и более широко средств массовой информации (СМИ).
Некоторых людей раздражают постоянные рекламные ролики, появляющиеся посреди любимой телепередачи или повторяемые 100 раз за час по радио. Однако стоит обратить внимание на то, что как бы нам не нравилось это “засилие рекламы” - мы постоянно следуем ей - выбираем “Pepsi”, читаем “ТВ-парк”, покупаем телевизоры “SONY”, пользуемся услугами Банка Сбережений - да мало ли что еще. Не приходится говорить о том, что выбираем мы исключительно “отрекламированных” президентов - никто не поставит на “темную лошадку”. Причем одна реклама действует на нас более эффективно, чем другая.
Каждый человек объясняет этот парадокс по-своему. Но существует также и научная точка зрения, основанная на многолетних исследованиях, что делает ее более предпочтительной перед ненаучными, хотя нельзя с уверенностью сказать, что она является правильной.
Реклама в США играет жизненно важную роль как стимулятор экономического роста. Ее можно считать так же развлекательной стороной американской жизни, а многие из творений специалистов по рекламе относятся к подлинным произведениям искусства.
Психологическое воздействие на потребителей.
Журнал "Бизнес уик", комментируя кажущееся часто неразумным поведение покупателей, писал: "Люди действуют как будто неблагоразумно, в действительности же целесообразно. Их поведение приобретает смысл, если рассмотреть его именно с точки зрения их потребностей, целей и побуждений. В этом, кажется, и состоит секрет понимания людей и воздействия на них".
На пути увеличения спроса на товары стояли два сильнейших препятствия: первое - как будто полная удовлетворенность населения прежними приобретениями и второе - все возраставшая стандартизация продуктов, лишавшая их индивидуальных признаков.
Именно в то время забрезжили две новые идеи, подсказанные психологами: пропагандировать среди населения чувство недовольства тем, что у него есть, и все мерно побуждать ко все новым и новым покупкам; обратиться к стимулам, хранящимся в подсознании потребителей и энергично их эксплуатировать.
2.5 Механизмы рекламного воздействия
Хорошо сделанная реклама учитывает все особенности психологии человека и ищет слабое место в сфере его потребностей, чтобы «втолкнуть» туда мысль о покупке того или иного товара.
Общим психологическим принципом любого рекламного воздействия является его обращенность к потребности человека сделать свою жизнь лучше, легче и приятнее. Реклама создает иллюзию, что достичь этого можно очень просто — стоит только приобрести тот или иной товар, воспользоваться предлагаемой услугой. За примерами далеко ходить не придется — рекламные ролики сопровождают всю нашу жизнь. Вспомните счастливое семейство, наслаждающееся супом из пакетика, хозяйку, танцующую вокруг стиральной машины, глуповатых супругов, скупающих упаковки китайской лапши в надежде выиграть автомобиль, веселых и умных детей, съевших «полезные» печенье, творог или пищевую добавку «Йодомарин» и превратившихся в круглых отличников — гордость семьи.
Реклама предлагает самый простой способ решения житейских проблем: зачем прилагать усилия, тратить время и нервы, работать над собой, когда достаточно купить «чудесный» товар — и счастье наступит само собой. Такую позицию еще называют «психологией простых решений». Если же вас одолели более серьезные проблемы — разлад в семье, неудачи в работе, тяжелые болезни — не отчаивайтесь, вашу беду «руками разведут» бесчисленные ясновидящие и потомственные маги всех мастей.
Бороться за счастье и благополучие нелегко, и люди охотно передоверяют свою судьбу «специалистам», обещающим в одночасье решить все проблемы. Психологическая привлекательность подобного рода рекламы обусловлена ее нацеленностью на негативное эмоциональное состояние человека, попавшего в сложную ситуацию. Человеку порой трудно признать, что причиной случившегося являются его собственные ошибки, особенности характера, некомпетентность, т. к. это наносит ущерб его самооценке, его представлению о себе. Гораздо легче и безопаснее для самолюбия считать, что виноват кто-то другой, тот, кто тебя «сглазил», «напустил порчу», «околдовал». Обращение к магу можно рассматривать как способ психологической защиты собственного «Я», попытку сохранить благоприятное представление о себе. Если ситуация вдруг налаживается, человек считает, что маг помог ему, а если все остается по-прежнему, то утешением становится статус жертвы чужого коварства.
В различных исследованиях выявлены и другие механизмы рекламного воздействия. Так, установлено, что товары, рекламируемые в солидных или дорогих журналах, воспринимаются потребителями как более качественные, чем те, реклама которых помещена в дешевых изданиях.
Реакция человека на телерекламу в значительной степени зависит от того настроения, которое создается просмотром конкретной передачи. Реклама с эмоциональным фоном, соответствующим тону всей передачи, оценивается зрителями выше, чем реклама, расходящаяся с их настроением. Например, реклама косметики, которую демонстрируют эффектные, яркие модели, будет восприниматься лучше, если ее покажут во время какого-либо шоу или кинокомедии. Показ такой рекламы посреди грустной или тяжелой передачи, посвященной борьбе человека за нормальную жизнь после несчастного случая, приведшего к увечьям, может вызвать отрицательное отношение к ролику, герои которого кажутся слишком счастливыми и благополучными. Это явление в психологии называется когнитивным диссонансом, т. е. несовпадением ожидаемого и реального содержания информации.
Имеет значение и частота повторений рекламного ролика. Обнаружено, что продолжительное повторение одних и тех же рекламных сюжетов вызывает у потребителя чувство раздражения и протеста. Такой феномен называется износом рекламы. Меньшему износу подвержена реклама новых или малоизвестных марок, а товары известных фирм не нуждаются в часто повторяемой рекламе. В то же время узнаваемость и запоминаемость рекламы еще не гарантирует роста продаж.
Важную роль играет понимание потребителем рекламного сообщения. Иногда рекламные сюжеты оказываются столь абстрактными и образными, что люди с трудом улавливают смысл сообщения. Непонимание сильно снижает убеждающую силу рекламы. В дальнейшем мы подробно проанализируем психологические условия эффективности рекламы.
2.5.1. Эффект когнитивного диссонанса (Л. Фестингер)
Согласно этой теории, в сознании человека часто возникает познавательный диссонанс, вследствие противоречия между «двумя знаниями». Этот диссонанс приводит к выбору альтернатив, близких по привлекательности. Когда человек делает такой выбор, то, в силу стремления поддержать самого себя в правильности выбора, он завышает ценность выбранной альтернативы и дискредитирует отвергнутую.
Использование данного феномена особенно очевидно на примере рекламы бутербродов, ходдогов и т.д.
С одной стороны каждый человек понимает, что «кушать на ходу» вредно, с другой стороны - это или приятно, или быстро, или удобно.
Выбор в пользу неправильного питания усиливают изображениями аппетитных громадных бутербродов с лозунгами о наличии всех витаминов и необходимых питательных веществ.
Говоря о теории диссонанса Леона Фестингера, принято приводить пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно. У него возникает когнитивный диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:
1. Изменить своё поведение, то есть бросить курить;
2. Изменить знание, то есть убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;
3. Игнорировать информацию о вреде курения.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях.
2.5.2. Эффект значимых понятий (Шпет Густав)
Одной из центральных проблем в психологических исследованиях Шпета была проблема языка в его соотношении с мышлением, и, главным образом, самосознанием субъекта. Он считал, что внутренняя форма слова есть правило, по которому образовывается понятие. Таким образом, автор приходит к выводу о том, что сознание индивида носит культурно-исторический характер, важнейшим элементом которого является понятие, данное через слово, открывающееся нам при восприятии предмета или явления, первая интерпретация которого происходит в процессе социального общения. Семья, солнце, мир, надежда, защита: вот малый перечень тех значимых понятий, которые провозглашает социум на протяжении десятилетий.
Сегодня важными и значимыми социальными ориентирами являются «успех», «лидерство». И так в процессе исторического развития дополняется, меняется система социальных значимых понятий.
Определяя свою систему ценностных ориентаций, личность, в первую очередь, выявляет степень осознания ценности явлений материальной и духовной культуры общества. И если степень осознания социальных ориентиров невелика, то личность воспринимает их автоматически, считая данные ориентиры и значимыми для себя.
Таким образом, используя изображение счастливой семьи, солнца, успешного человека вместе с рекламируемым товаром или услугой, можно увеличить значимость, необходимость данного товара.
2.5.3. Эффект потребности в индивидуализации ( Фромм Эрих )
Фромм по праву считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение является не просто условием, но важнейшим фактором развития личности.
Исследуя развития личности, Фромм приходит к выводу, что движущими силами этого развития являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма – это потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества.
Этот эффект широко используется в рекламе через лозунги: «Ты лучший!», «Потому что я люблю!»
2.5.4. Эффект воздействия цвета, звука ( Штумпф Карл )
Собственным предметом психологии он считал функции (или акты). Среди функций Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание. Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы «чувственными ощущениями»- цвет, звук. Психологией цвета, звука, движения занимались и другие учение. Так, красный цвет ассоциируется с энергией, агрессивностью, желтый - с оптимизмом, синий -с спокойствием и т.д. Звук также влияет на восприятие. Так, звуки флейты вызывают умиротворенное, спокойное состояние, а звуки барабана настраивают на активные действия, могут вызвать тревогу. Данные эффекты широко используются в рекламе.
Цвет и звук на рекламных баннерах является важным фактором влияния на выбор человеком продукции. Например: яркий синий цвет на баннере ювелирного магазина непроизвольно привлекает внимание покупателя
По мнению психологов: синий цвет – потеря реальности, мечтание, фанатизм. В синий цвет одеты маги и волшебники. В средневековье, люди, ходившие в голубом, знали истину. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом.У этого цвета “нет дна”, он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет.
2.6 Виды рекламного воздействия
Виды рекламного воздействия весьма разнообразны, но чаще всего мы слышим о таких видах, как:
Мягкая реклама умело актуализирует у человека значимую для него потребность, создает вокруг своего товара благоприятную эмоциональную атмосферу, окружая его ореолом привлекательности. В качестве примера можно привести рекламу детских товаров, трогательно и забавно показывающую веселых малышей, с аппетитом поглощающих фруктовые пюре и йогурты, без всяких огорчительных неожиданностей играющих на полу и на диване и подолгу гуляющих на морозе. Здесь может и не быть прямого призыва купить товары конкретных марок, однако счастливый вид здорового ребенка убедит любую маму, что именно они являются наилучшими средствами ухода за малышом.
Как жесткая, так и мягкая реклама могут оказаться недобросовестными, недостоверными или вовсе ложными.
Недобросовестная реклама, согласно Закону о рекламе, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других марок, вводит потребителя в заблуждение посредством имитации или прямого копирования идеи, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных и звуковых эффектов рекламы других товаров, злоупотребляет недостатком опыта и знаний у потребителей, скрывает часть существенной информации.
Если, например, в рекламе расхваливаются фильтры для воды и при этом ни слова не упоминается о необходимости ежемесячной замены дорогостоящих очистных кассет, то мы имеем дело с недобросовестной рекламой.
Сюда же относится реклама низкопробных подделок под изделия известных фирм, которая наносит миллиардный ущерб таким гигантам, как Sony, Panasonic, Parker, IBM, TDK и другим лидерам в производстве высококачественных товаров. Изготовители фальшивок уходят от ответственности за счет изменения одной буквы в написании названия фирмы-изготовителя, справедливо полагая, что покупатели в большинстве своем ненаблюдательны, невнимательны, а то и вовсе не слишком грамотны. Нам всем доводилось видеть товары с чуть измененным логотипом известных марок: «Versani» вместо «Versaci», «Kenko» вместо «Kenzo», «Soni» вместо «Sony» и т. п.
К этому же типу относится реклама лекарств, не упоминающая о наличии у них побочных эффектов. Например, реклама лекарственных средств «Колдрекс», «Фервекс» уверяет, что они мгновенно излечивают от простуды и гриппа. Герои рекламных роликов, тяжко страдающие от высокой температуры, кашля и насморка, выпивают чашку чудесного снадобья и, полные сил и здоровья, отправляются на каток. Средства эти очень сильные и действительно на время снимают симптомы заболевания, улучшая самочувствие и создавая иллюзию выздоровления. Через несколько часов, когда действие лекарства заканчивается, самочувствие вновь ухудшается, провоцируя больного на прием новой порции тяжелого для организма препарата. Главный удар такое «излечение» наносит по сердцу, почкам и печени, но люди, далекие от медицины, об этом не подозревают. Подобные средства можно принимать лишь изредка, разово, когда по каким-либо веским причинам человек действительно не может себе позволить пропустить важное мероприятие, но об этом в рекламе нет ни слова.
Почему люди верят ложной рекламе? Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно, но можно предположить, что в основе такой доверчивости лежит все то же стремление к поиску легких решений жизненных проблем. Именно поэтому люди не дают себе труда внимательно вчитаться в текст объявления, заметить его нелепость или нелогичность. Хотя надо отдать должное мошенникам, иногда рекламный текст составлен очень умело, и даже искушенные люди порой попадают впросак.
Итак, реклама воздействует на психику человека не только непосредственным произношением текста и показом картинок, но и скрытым каналом, который корнями уходит в коллективное бессознательное, управляющее общением людей друг с другом, их поведением, реакцией и т. д. Получается своего рода программирование психики человека.
Таким образом, реклама – это не просто информация о товаре, как может иногда показаться. Реклама является психологическим программированием людей. Ведь цель рекламы – не только сообщить о товаре, но и убедить людей его купить. В противном случае никто из рекламодателей не станет тратить огромные деньги на рекламу.
Люди обычно считают, что их покупки продиктованы потребностями. Это верно только отчасти. Да и сам вопрос потребностей очень скользкий. Зачастую реклама сама создает потребности у потребителей. Предложение покупателю самому сделать выбор в соответствии со своими собственными желаниями является иллюзорным. В какой-то степени можно сказать, что реклама формирует определенные желания у людей, используя различные психологические рычаги.
2.7 Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ
Статья 3.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
2) объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
(в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 89-ФЗ)
3) товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
4) ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
5) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
6) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
7) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
8) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;
9) спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;
10) спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;
11) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;
2.8 Реклама в городе Белогорске
- сфотографировать банеры с рекламой в городе и вставить в приложение;
- предновогодние скидки , показать на крупных магазинах (например где продают золото)
-обязательно показать рекламу магазина по продаже обуви (Кей....)
покупаешь вторую пару - скидка 50 %, третья пара обуви - подарок бесплатно)
-
-
-.........
2.9. Реклама в школе
- акция по безопасности дорожного движения "Засветись";
- школьная форма (рекламный проспект)
2.9. Положительное и отрицательное воздействие рекламы на общество
Плюсы рекламы | Минусы рекламы |
Благодаря рекламным роликам общество участвует в программах защиты дикой природы, которая ведётся сейчас по всему миру. | Существует мнение, что реклама воздействует на потребителя на подсознательном уровне, тем самым манипулируя его поведением, вопреки его желаниям |
Приобщение населения к здоровому образу жизни через рекламу использования натуральных добавок в пищу и витаминных препаратов, рекламу фитнес-клубов, тренажёров. | Не всегда вызывает понимание эмоциональная реклама, т.е. практика обращения рекламы к эмоциям потребителя. |
Реклама говорит о той дополнительной пользе, которую покупатель приобретает, покупая товар | Существует миф, о неограниченном могуществе рекламы, с помощью которой якобы можно продать всё, что угодно. |
Реклама генерирует потребность к лучшему уровню жизни. | Отдельные рекламные обращения кажутся раздражающими. |
Реклама стимулирует трудовую деятельность: если заработаешь, то сможешь получить что хочешь. | В обществе не существует полного доверия к рекламному объявлению, что связано недобросовестной рекламой. |
Рекламирую самое современное оборудование, бытовую технику и т. д., тем самым она пропагандирует научно-технические достижения. | Общество волнует: не слишком ли возвышенные эпитеты используются в рекламе о пользе пищевых продуктов; действительно ли настолько сильны те или иные лекарственные препараты, как о том говорит реклама |
Реклама помогает обществу концентрировать внимание на определённых социальных программах |
Анкетирование
вставить свои результаты анкетирования
Для реализации второй части исследования была разработана анкета. В исследовании приняли участие 116 человек.
Среди респондентов 45 подростков в возрасте 14-15 лет, 35 юношей и девушек в возрасте 16- 17 лет и 36 взрослых людей в возрасте от 30 до 45 лет.
1. «Как Вы относитесь к такому явлению в нашей жизни, как количеств о рекламы на телевизионных каналах»?
Все три группы респондентов в большей степени выбирают 8 баллов и выше по 10-ти балльной шкале
(где 1- очень мало рекламы, а 10- огромное количество рекламы), то есть большинство людей считает, что в наше время на телевизионных каналах присутствует очень большое количество рекламы.
2. «Какое влияние, по Вашему мнению, оказывает реклама на нравственные качества людей, на процесс воспитания?"
Оцените уровень влияния по 10-бальной шкале (где 10-очень плохое, отрицательное влияние, 1-очень хорошее, положительное влияние)» респонденты в основном отмечают 6-7 баллов по 10-ти бальной шкале, что можно интерпретировать как достаточно сильное отрицательное влияние.
Все три группы респондентов единодушны во мнении, что такие качества как агрессия и хитрость занимают ведущие позиции в рекламе (1- 2 места).
Такие качества как ответственность и воспитанность занимают одни из последних мест по ранговой шкале.
Все три группы респондентов ставят на первое место рекламу, ориентированную на базовые потребности человека: еда, питье, одежда, отдых. Все респондентов поставили на последнее место рекламу, ориентированную на духовные потребности.
3. Заключение
Обилие экспансивной, во многом агрессивной, навязчивой, раздражающе яркой информации, которая обрушивается на нас в различных шоу- передачах, в фильмах западных и русских западного образца, в колоссальном количестве рекламы на телевидении, искусственно будоражит инстинкты, скрытые желания и дает всему этому возможность «разрядиться» без всякого душевного напряжения. Разумеется, все это увлекательно, приятно, интересно и провоцирует - особенно подростков - жить так же: упрощенно и без комплексов. Подражая некоторым «героям», человек становится как бы сильным, независимым, хитрым; он делает все, что хочет, нравится себе и чувствует себя счастливым. Но свои потребности за счет «быстрого эффекта», такого же быстрого, как и эффект от многих образцов рекламной продукции, подросток удовлетворяет без особых усилий, а что потом? Зачастую потом - вакуум, пустота и «некуда деваться». Заразившись дешевой потребительской культурой, люди утрачивают нечто тонкое, незаметное, то, что отличает человека от животного. «Тонкий слой», душа нации загрязняется. Но мы часто не осознаем этой зараженности, и всем пора проснуться и посмотреть, что происходит, что мы делаем. Вместо удовлетворения духовных потребностей мы устремляем свою активность на приобретение новой ВЕЩИ. А попробуем вспомнить, когда мы в последний раз покупали книгу известного литературного классика...
Наше общество провозгласило демократию, и самым главным достижением большинство людей считают свободу слова. Сегодня нельзя запретить средствам массовой информации показывать ту или иную продукцию - цензура запрещена. Но бездействовать в ситуации обеднения нравственной, социальной культуры общества нельзя. Необходима особая работа с подростками, и в первую очередь, в школе, по просвещению, профилактике и коррекции воздействия телевизионной продукции- лекции, дискуссии, игры, тренинги. Пора осознать, что только сам человек должен решать, что ему покупать, куда ходить, что смотреть или слушать, с кем дружить, кого любить!
Люди все более скептически относятся к рекламе. Порой им кажется, что на них никакая психологическая атака уже не действуют. Люди не дают себя убеждать, но и психологи не останавливаются, создавая все более и более совершенные системы воздействия на человека
4. Список информационных источников
1. Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский «50 выдающихся психологов
мира», Москва, Международная педагогическая академия, 1995
2. В.В.Учёнова, Н.В.Старых «История рекламы: детство и отрочество»,
Москва «Смысл»,1994 год
3. Г.Р. Громов Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.
4. Д. Майерс Социальная психология. С.-П., 1997.
5. И.В.Дубровина Психология , М,. «МОДЭК», 2005.с. 130-170.
6. А.И. Ракитов Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.
7. Л.Н. Хромов “Рекламная деятельность: искусство, теория, практика”,
Петрозаводск АО “Фолиум”, 1994.
• http://amalker.org.ru
• http://vrn.comlink.ru
Приложение 1
Ученые - исследователи
Карл Штумпф Фромм Эрих Леон Фестингер
Курт Левин Шпет Густав Бехтерев В.М.
Иван Петрович Павлов Вольфред Адлер
Приложение 2
Анкета
1. «Как Вы относитесь к такому явлению в нашей жизни, как
количество рекламы на телевизионных каналах»?
Оцените количество рекламы по 10-бальной шкале
"1" - очень мало рекламы,
"10"- огромное количество рекламы),
2. «Какое влияние, по Вашему мнению, оказывает реклама на
нравственные качества людей, на процесс воспитания?"
Оцените уровень влияния по 10-бальной шкале
(где 1-очень хорошее, положительное влияние)»
10- очень плохое, отрицательное влияние)»
Приложение 3
Результаты анкетирования
Диаграмма Изучение использования респондентами различных источников информации.
Приложение 4
Реклама в городе Белогорск
Приложение 5
Реклама в школе
Акция по безопасности дорожного движения "Засветись"
Модели школьной формы (предлагаемые поставщиками)
Три коробки с орехами
Бабочка
Ворона
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Филимоновская игрушка