Исследовательская работа на тему о позитивных отношениях между девочками и мальчиками.Как общаться и не ссориться?
Вложение | Размер |
---|---|
azovskaya_m_gendernye_osobennosti.docx | 95.4 КБ |
Содержание
Введение………………………………………………………..….…с.3-4
Глава 1. Основные различия противоположных полов.........с.5-6
1.1 Отличительные особенности мышления.............................с.6-7
1.2 Отличительные особенности чувств.....................................с.7-8
1.3 Отличия в восприятии мира..................................................с.8-9
1.4 Обидчивость противоположных полов..............................с..9
Выводы по первой главе..............................................................с.9
Глава 2. Практическая часть.......................................................с.9-10
Глава 3. Пути формирования позитивного общения?...........с.10-11
Литература ..........................................................................................с. 12
Приложения ....................................................................................с.13-16
Введение
"…в жизни конфликты разрешаются совсем не так, как это бывает в кино. В жизни они вообще не разрешаются, а просто тянутся и тянутся, пока тихо не исчерпываются сами собой… Они просто-напросто высыхают, как грязные лужи на солнце."
из книги Стивена Кинга " Бессонница".
Все психологические разногласия между мужчиной и женщиной базируются, прежде всего, на генетических и социально-исторических различиях мужской и женской сущностей. С точки зрения природы, мужчины и женщины устроены по-разному. Гормональный фон, физическая сила, способность к продолжению рода, мозговая активность - все это, безусловно, накладывает прямой отпечаток на психологические стороны их противоположностей.[1]
Очень часто мужской и женский пол не могут понять друг друга, мелкие и бытовые «нестыковки» становятся камнем преткновения для всей совместной или трудовой жизни, а различные взгляды на серьезные вопросы порой вообще разрушают взаимопонимание , как в личной жизни так и в карьере. В этом заключается общественная значимость работы.
Ведь самое маловероятное это то, что можно изменить основные характеристики другого пола. Поэтому очень важно понять и принять тот факт, что основные психологические различия, которые существуют между мальчиком и девочкой – реальны и неизменны. Для того чтобы иметь полноценные и благополучные отношения, нужно, прежде всего, научиться понимать своего друга, одноклассника, соседа, приятеля не только как личность с уникальными убеждениями ,а хотя бы как представителя пола (мужского) со своими тонкими нюансами и проявлениями. И в этом мы видим общественную и культурную актуальность данной работы.
Личная актуальность нашей работы заключается в том, что для нас важно и интересно понять, в чем заключаются психологические различия между мальчиками и девочками, в чем их различия, как научиться избегать конфликтов с противоположным полом.
Цель работы: выяснить, о чем нужно задумываться, когда поведение, мысли или эмоции вашего собеседника противоположного пола провоцирует возникновение конфликта, а также узнать пути формирования позитивного общения в семье, школе, социуме.
Задачи:
раскрыть основные психологические различия мальчиков и девочек?
выяснить, что знают современные подростки о психологических различиях противоположного пола.
выяснить и показать пути формирования позитивного общения с противоположным полом.
Чтобы ответить на третий вопрос ,мы выдвинули три гипотезы:
1) чтобы позитивно общаться достаточно знать особенности психологии мальчика и девочки;
2) не нужно обращать внимание на непонятную реакцию противоположного пола на ситуации;
При работе над темой мной были изучены следующие материалы:
1.«Мужчины с Марса, женщины с Венеры» — книга психолога Джона Грэя, опубликованная в мае 1992 года. Издавалась на многих языках и была бестселлером. В основе подхода к отношениям полов в книге используется, как метафора, предположение, что мужчины и женщины настолько различны, что их можно считать выходцами с двух разных планет. В противоположность многим психологам, которые больше обращают внимание на схожесть между полами, Грэй акцентирует внимание именно на различиях.
2.«Здоровый образ жизни», пособие для учащихся 7 классов, М. Ю. Михайлина, М. В. Лысогорская, М. А. Павлова. Семьеведческий блок знакомит нас с женскими и мужскими особенностями: мужественность и женственность; показывает различия мужчин и женщин: физиологические, психологические, социальные; дает понятие мужественности в различные исторические эпохи; освещает современные отношения мужчин и женщин. А также: что такое знакомство, виды и формы знакомств, особенности современных форм знакомств, проявление мужской и женской инициативы при знакомстве, взаимоотношения юношей и девушек.
3. http://www.myjane.ru/articles/text/?id=5996-- сайт для женщин , рассматривающий многие психологические вопросы общения в социуме.
4. giuv.ru/psixologiya/1211-top-10-otlichij-zhenskoj-psixologii-ot-muzhskoj.html- информационный портал о здоровье.
5. http://adalin.mospsy.ru/r_03_00/r_03_04b.shtml--сайт о семейной психологии.
Глава 1. Основные различия противоположных полов.
1.1 Отличительные особенности мышления.
Как утверждают психологи[2], мальчикам больше свойственно мыслить более логично, абстрактно и пространственно. Женщина же, наоборот, думает более конкретно и зачастую опирается на интуицию, больше действуют творчески, интегрально. Мальчики намного больше переносят трудности касательно своих собственных чувств, и могут вести себя угрожающе при выражении чувств в их присутствии. Это может заставить их реагировать, уходить или пытаться управлять ситуацией посредством показа контроля или власти. В результате этого любая ситуация или проблема может легко превратиться в серьезную ссору, т.к. смотрят на нее оба пола по-разному.
Психологическая наука заявляет: «Уже в начале прошлого века было определено: у мужчин логика прямолинейна, сконцентрирована на чем-то конкретном, а у женщин – интуитивна и связана с учетом тысяч нужных и ненужных подробностей».
Например, ситуация: «мужчина учит девушку водить машину». Мужской пол срывается через пять минут, начинает кричать и критиковать каждое движение и никак не может понять, как можно путать движения!? Женский пол путает скорости и поворотники, не запоминает улицы и начинает думать, что ее мужчина рядом - чудовище, хам и психопат.
А на самом деле все просто: женщине на первых порах трудно одновременно анализировать обстановку и выполнять механические движения. Ей нужно побольше потренироваться, все проговорить, получить доброе слово поддержки и вскоре все будет получаться хорошо. В таких ситуациях мужчинам нужно постараться сдерживать себя, ведь женщина ведет себя так не от сознательной халатности или невнимательности, просто так происходит в силу ее устройства. В подобной ситуации психологи советуют проявить чувство юмора и смотреть на разгневанного мужчину как на злого учителя , подыгрывая ему: «Есть, начальник», «Был неправ, товарищ командир», чтобы обстановку разрядить, и нервы сберечь.
Мальчики, как правило, более функциональны в подходе к решению проблем; девочки эстетически ориентированы в дополнение к функциональности. Именно из-за этого отличия между мальчиками и девочками возникает непонимание. Однако часто именно это отличие делает женское мышление более выгодным и полезным чем мужское, когда нужно обдумать не только саму ситуацию, но и всё что напрямую или косвенно касается её.
Нейрофизиологи также заметили существенные различия между мозгом мужчины и мозгом женщины. У женщин гораздо больше связей между полушариями мозга, что ведет к более сильной интеграции определенных зон коры. Например, за речь у большинства мужчин отвечает преимущественно одно полушарие - левое. У женщин речевые зоны одинаково сильно активируются в обоих полушариях. Эта особенность может проявляться на поведенческом уровне в том, что мужчины лучше способны концентрироваться на одной задаче, а женщины - более интуитивны. и предпочитают синтетический, а не аналитический, тип мышления.
1.2 Отличительные особенности чувств.
Девочки имеют намного более широкий диапазон чувств, чем мальчики, и интенсивность их чувств намного больше, чем у мальчиков. Для женщины на первом месте семья, дети и отношения со своим кругом, больше их интересуют отношения между людьми, дружба, позитивное общение, взаимоподдержка и взаимопонимание . [3]Для мальчиков на первом месте стоят карьера и успех, лидерство в компании друзей, в классе, во дворе. В результате этого, кажется, что женские чувства изменчивы; мальчикам трудно это понять, они считают это иррациональным. Именно поэтому на телевидении есть специальные программы для женской аудитории, например,"Пусть говорят", "Дом-2" ,мелодрамы и т.д. На мужскую аудитории рассчитаны спортивные каналы, РБК, Новости 24, об экономике, политике, спорте и т.д.
Мальчики и девочки ищут разное для себя в общении с одноклассниками, друзьями. Девочка больше уделяет внимание тому, чтобы в своём коллективе или компании подруг иметь поддержку, наладить взаимопонимание. Мальчик же на уровне подсознания больше нацелен на то, чтобы быть первым и лучшим.
Девочки склонны быть намного более чувствительными к звукам и запахам, чем мальчики; и девочки склонны делать больший акцент на «атмосфере».
1.3 Различие в восприятии мира.
Мужчины и женщины по-разному входят в комнату.[4] Войдя, мужчина сначала выберет для себя определенное место, направится к нему, затем посмотрит на одну вещь, на другую, и так до тех пор, пока не составит для себя полную картину обстановки, в которую он попал (для этого ему может хватить всего нескольких мгновений). Врожденный рефлекс заставит его прежде сосредоточиться, а уж потом расширить свое внимание и раскрыться.
Войдя в ту же комнату, женщина, наоборот, окинет ее быстрым взглядом, примечая одновременно уйму разных вещей. Можно сказать, что она вбирает в себя всю комнату целиком, прежде чем решить, какое место она в ней займет. Она обратит внимание на цвет стен, проявит интерес к людям или картинам, обратит внимание на друзей или членов семьи, на обстановку комнаты и так далее. Потом, получив полное представление о среде своего пребывания, она найдет себе место, где бы расположиться.
Мужчины не любят, если с ними вступают в разговор в тот момент, когда они говорят по телефону. А женщины обычно недоумевают, почему их мужья бывают так недовольны, когда их отрывают от телефонной трубки. Женщинам трудно понять, почему мужчины так огорчаются и раздражаются по этому поводу. Они не сознают, что мужчинам тяжело делать два дела одновременно.[5]
Мужская энергия фокусируется на каком-то одном определенном предмете; посторонние помехи мешают мужчине сосредоточиться. Ну а женщина может говорить по телефону, одновременно следя за тем, чтобы у нее на плите не выкипел обед, утешая плачущего ребенка, успевая при этом понять, что говорит ей ее мужчина, - и все это в одно и то же время. "Расширенное сознание" женщины позволяет ей делать многие вещи одновременно. Конечно, мужчина тоже мог бы "позволить" своему сознанию делать множество дел сразу, но типичный мужской инстинкт заставляет его сосредоточиться всего на одной конкретной задаче.
1.4 Обидчивость противоположных полов.
Мальчики прощают и забывают, девочки прощают, но не забывают. Это качество роднит женщин с кошками. Многие хозяева знают, что кошки с трудом переносят мужчин, лучше они относятся к девушкам. И дело здесь не столько в том, что женский голос имеет более высокую тональность и по звучанию гораздо ближе к кошачьему, чем мужской. Главная причина - кошка никогда не забывает о причиненной боли. Достаточно мальчику дернуть ее за хвост или ветеринару сделать укол (а почти все ветеринары - мужчины), как вся сильная половина человечества становится ее кровными врагами. Поэтому часто кошки бросаются наутек, едва заслышав мужские шаги.[6]
И еще один любопытный момент. Хищники из отряда кошачьих - тигры, ягуары, пумы и особенно львы - нападают на мужчин значительно чаще, чем на женщин. Это объясняется особенностями их генетической памяти. Так что укрощать тигров женщинам легче, чем мужчинам.
Выводы по первой главе.
Итак, в первой части нашей работы для нас было важно понять, в чем заключаются различия между мальчиками и девочками. Мы выяснили, что мальчики и девочки имеют психологические разногласия , которые базируются, прежде всего, на генетических и социально-исторических различиях мужской и женской сущностей. С точки зрения природы, мужчины и женщины устроены по-разному. Гормональный фон, физическая сила, способность к продолжению рода, мозговая активность - все это, безусловно, накладывает прямой отпечаток . Различия между полами:
Есть существенная разница в мышлении : мальчики мыслят абстрактно и пространственно, девочки, наоборот, думают более конкретно и зачастую опирается на интуицию, больше действуют творчески, интегрально.
Мальчики, как правило, более функциональны в подходе к решению проблем; девочки эстетически ориентированы в дополнение к функциональности
Девочки имеют намного более широкий диапазон чувств, чем мальчики, и интенсивность их чувств намного больше, чем у мальчиков.
для девочек важна семья, дети и отношения со своим кругом, в коллективе, с подругами больше их интересуют отношения между людьми, дружба, позитивное общение, ,взаимоподдержка и взаимопонимание . Для мальчиков на первом месте стоят карьера и успех, лидерство в компании друзей, в классе, во дворе.
Девочки склонны быть намного более чувствительными к звукам и запахам, чем мальчики; и девочки склонны делать больший акцент на «атмосфере».
по-разному воспринимают пространство: мальчики сначала выбирают место в пространстве, потом сосредоточенно его осматривают, а девочки сперва осматривают и знакомятся с пространством, "оценивая обстановку", а затем выбирают себе место.
мальчикам тяжело делать два дела одновременно. У девочек "расширенное сознание",которое позволяет им сосредоточиться на нескольких делах одновременно.
Так же есть различия в обидчивости, мальчики прощают и забывают, а девочки прощают, но помнят.
за речь у большинства мальчиков отвечает преимущественно одно полушарие - левое. У женщин речевые зоны одинаково сильно активируются в обоих полушариях, что проявляется на поведенческом уровне в том, что мальчики лучше способны концентрироваться на одной задаче, а девочки мыслят более синтетически и могут говорить и делать что-то одновременно.
Таким, образом, гендерные различия (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе) очевидны и подвергаются изучению и исследованиям уже сотни лет. Однако эти различия нельзя использовать с целью осуждения друг друга. Мужчину и женщину нельзя сравнивать, они уникальны. Встреча двух уникальных существ порождает чудо и ,к сожалению, конфликты.
Глава 2. Практическая часть.
Мы предложили ученикам МОУ СОШ № 75 принять участие в исследовании, посвященном изучению взаимоотношению полов. Нами была разработана анкета-вопросник, которая включает в себя двенадцать вопросов. Исследование проводилось для возрастной группы 13-14 лет. Было опрошено 40 человек.
Первый ряд вопросов (№1-№3) касался понимания учениками различий между мальчиками и девочками. На вопрос «Есть ли психологические различия между мальчиками и девочками?» абсолютное большинство респондентов ответили, что да, есть. На вопрос «Какие вы знаете различия?» ответили только чуть больше половины учеников. (см.Приложение № 1)
Второй ряд вопросов (№4-№9) был составлен с целью узнать насколько наши исследования различий между полами уже можно подтвердить на примере девочек и мальчиков в подростковом возрасте.
Мы обнаружили, что на 2/3 ответы совпадают с типами мышления девочек и мальчиков. 13 человек не смогли ответить на все предложенные вопросы. Мы считаем, что, возможно, это связано с еще не сформировавшимся типом мышления.
Третий ряд вопросов (№10-№12) касался вопроса формирования позитивного общения между мальчиками и девочками.
37 человек считают, что конфликты между полами из-за различий в мышлении бывают; 32 человека назвали возможные причины их возникновения; и только 16 человек, из которых 80 % девочки, предполагают пути формирования позитивного общения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что подростки осведомлены о проблеме различий между полами, но как сформировать позитивное общение понимают немногие. Поэтому, мы считаем, очень важным в нашей работе показать эти пути с точки зрения понимания гендерных различий.
Глава 3. Какие есть пути формирования позитивного общения?
1) Конфликты, как правило, возникают из-за основных различий между мальчиком и девочкой. Юноши часто жалуются на то, что девушки всегда пытаются изменить их. Наиболее частые жалобы девушек, что мальчики их не слушают. Девочки ждут сочувствие, а мальчики готовы предложить решение[7]. Когда девушка делает попытки что-то изменить, усовершенствовать, исправить или что-то советует — юноши слышат, что им говорят, что они не компетентны или не знают, как сделать что-то или что они не в состоянии быть самостоятельными. Вывод : чтобы избежать конфликта ,не давайте совет мальчику ,когда он о нем не просит -это равносильно выражению недоверия к его собственным возможностям. Он должен попросить о нем.
Юноши имеют большие потребности в статусе и независимости, девочки имеют потребность в близости и связи.
2) Мальчики часто пытаются изменить настроение девочек, когда они расстроены, предлагая решения их проблем, которые они интерпретирует как дисконтирование и лишение законной силы их чувств. Девушки все время пытаются изменить юношу и его поведение, предлагая непрошеный совет или критикуя тот или иной вопрос.
Когда девочка расстроена, не стоит предлагать ей решение, это можно сделать, когда она будет спокойна. Юноша готов оценить совет и честную критику, когда это ему нужно. Говоря о своих проблемах, девочки это делают не для того, что бы им подсказали решение- они хотят ощутить близость и поддержку[8]. Вывод: чтобы избежать конфликта, мальчикам нужно научиться просто слушать и правильно истолковывать слова девочки.
3). Больше всего юноша боится быть не достаточно хорошим или не достаточно компетентным, хотя он никогда этого не выразит и не покажет.[9]
Мальчикам нужно иметь доверие, понимание, признательность, одобрение, уважение, поощрение. Девочки должны чувствовать заботу, доверие, взаимопонимание, уважение, любовь. Вывод : не стоит выражать жалость к мальчикам ,когда у них трудности. Не стоит спрашивать об их чувствах в этот момент. Дайте возможность ему побыть одному. Хвалите его.
4) Домашняя работа: мальчики ее избегают, пытаясь, любой ценой, переложить это на других, так как они чувствуют себя униженными, делая домашнюю работу. Для девочек уборка дома — проявление заботы о домашнем очаге. [10]
Девочки готовы на многое, если чувствуют себя нужными, особенными или обласканными. Вывод : мальчикам нужна свобода и одобрение их такими, какие они есть, не стоит стремиться держать их "под колпаком".Мальчикам не свойственна работа девочек , они ждут одобрения того, что они хотят делать.
Выводы по второй главе.
Таким образом, мы показали, что девочкам очень важно сочувствие и понимание, мальчикам важен статус и уважение, мальчики ценят только необходимую критику, а девочкам нужно, чтобы их выслушали. Мы также выяснили, что мальчиков не стоит загружать домашней работой, а девочка, наоборот, развивает вою женственность, прибираясь дома.
Мы также выяснили, что зная и понимаю различия в отношении к ситуации мальчиков и девочек можно выстроить позитивное общение, не прибегая к спорам и разногласиям, подтвердив первую гипотезу, выдвинутую нами.
Заключение.
Итак, в своей работе мы решили поставленные задачи, раскрыли основные психологические различия мальчиков и девочек, выяснили, что знают современные подростки о психологических различиях противоположного пола, и показали пути формирования позитивного общения с противоположным полом, тем самым достигнув поставленной цели .
А именно: выяснили, о чем нужно задумываться, когда поведение, мысли или эмоции вашего собеседника противоположного пола провоцирует возникновение конфликта. Мы также узнали некоторые пути формирования позитивного общения в семье, школе, социуме .
Современная наука никак не может дать внятного ответа на очень простой вопрос: «Почему мужчины отличаются от женщин, мальчики от девочек?». На эту тему написаны даже не тысячи — сотни тысяч работ. В своей работе мы попытались вкратце осветить вопросы и найти некоторые пути решения давнего гендерного конфликта. Безусловно, данные вопросы требуют дальнейшего исследования , ведь источников по этой теме очень и очень много.
Подводя итоги, хочется отметить , что разница на генетическом и социально-историческом уровне в мышлении, проявлении собственных чувств, восприятии пространства ,в расстановке жизненных приоритетов и реализации эмоциональных потребностей заставляет задуматься каждого , насколько хорошо он подготовлен, чтобы жить и общаться в социуме без конфликтов , и что именно нужно изучать и развивать в себе каждому из нас, что бы жить в гармонии друг с другом?
Литература:
Приложение № 1
За чашкой чая
Рисуем крокусы акварелью
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Тупое - острое
Упрямый зяблик