Работа посвящена легендарному штурмовику ИЛ-2. Рассмотрены следующие вопросы:
1.Создание штурмовика Ил-2.
2. Почему фашисты назвали ИЛ-2 «чёрная смерть»
3.Производство самолёта Ил-2 в городе Куйбышев.
4. История памятника самолету Ил-2 в Самаре.
Данная работа особенно актуальна в преддверии 70 годовщины победы в Великой Отечественной Войне.
Вложение | Размер |
---|---|
il-2.doc | 438.5 КБ |
Учебно-исследовательская работа
Тема «Самарские крылья победы»
Выполнил:
ученик 2 «Б» класса
МБОУ СОШ №175
г.о. Самара
Промышленного района
Бочкарёв Артём.
Научный руководитель:
Костюшко С.В.,
учитель начальных классов
Самара, 2014г.
Содержание.
I. Введение. 3
II. Основная часть 4
1.Создание штурмовика Ил-2. 4
2. Почему фашисты назвали ИЛ-2 «чёрная смерть» 5
3.Производство самолёта Ил-2 в городе Куйбышев. 6 4. История памятника самолету Ил-2 в Самаре. 7
5.Анализ анкетных данных. 9
III. Заключение. 11
Список использованных источников. 12
I. Введение.
Я с родителями часто проезжаю мимо памятника «Самолёт ИЛ -2». На мой вопрос: «Почему памятник посвящён самолёту и почему он стоит в городе Самаре?», папа ответил, что это самый знаменитый самолёт Великой Отечественной войны ИЛ-2, который немцы назвали «Чёрная смерть». Ответ папы меня очень заинтересовал и мне захотелось больше узнать об этом памятнике.
Цель исследования: узнать о штурмовике Ил-2
Задачи исследования:
1. Узнать, кто сконструировал самолёт ИЛ-2.
2. Изучить, как устроен самолёт ИЛ-2.
3. Узнать, почему фашисты назвали Ил-2 «Чёрная смерть».
4.Узнать, как связан город Самара с историей самолёта Ил-2.
5. Рассказать о своей работе одноклассникам и всем заинтересованным людям.
Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:
- сбор информации, анализ, обобщение;
- анкетирование.
Объект исследования: история штурмовика Ил-2.
Предмет исследования: создание и участие штурмовика Ил-2 в Великой Отечественной войне.
Гипотеза исследования: если памятник штурмовику Ил-2 поставили в Самаре, значит именно в Самаре в годы войны выпускали штурмовики ИЛ-2.
Актуальность: в преддверии 70 годовщины победы в Великой Отечественной Войне важно знать, какой вклад внесла Самара в победу 1945 года.
II. Основная часть
1.Создание штурмовика Ил-2.
Идея создания самолёта-штурмовика для поражения живой силы и военной техники противника на поле боя возникла ещё в начале 20-х годов. Работу над созданием технических требований для такого самолёта в 1932 году поручили первой секции Научно-технического комитета управления ВВС, которую возглавлял Сергей Владимирович Илюшин ("Ил"). Именно с этого времени деятельность Илюшина стала связана с историей создания и совершенствования бронированных штурмовиков "Ил".
Сергей Владимирович Ильюшин — выдающийся советский авиаконструктор. Он родился 18 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии в семье бедного крестьянина. Сергей Владимирович выделялся среди товарищей по работе своей исключительной энергией, стремлением к знаниям. Самостоятельно изучил математику, физику, химию. В 1917 г. он успешно сдал экзамены на звание пилота. Ильюшин был направлен на учебу в Московский институт инженеров Красного воздушного флота. Ильюшин не только успешно учился, но и строил учебные планеры. В 1926 г. он окончил академию. Позади годы настойчивой учебы. В 1931 г. Сергеи Владимирович создал и возглавил одно из конструкторских бюро.
В мае 1938 года КБ Ильюшина приступило к созданию принципиально нового самолёта-штурмовика, сочетающего в себе броневую защиту и сильное вооружение. И уже в 1939 году были построены два экземпляра опытного самолёта-штурмовика под обозначением ЦКБ-55, ставшего прототипом знаменитого Ил-2. Главной особенностью ЦКБ-55 стал обтекаемый бронекорпус, который был полностью включён в фюзеляж самолёта. Бронекорпус обеспечивал защиту двигателя, бензо- и маслосистемы, а также экипажа самолёта, состоявшего из двух человек (пилота и воздушного стрелка), от огня из наземных видов оружия и авиации противника. После проведённых испытаний было принято решение о доработке самолёта и сокращении экипажа до одного человека. Благодаря сокращению численности экипажа и соответствующему снижению массы машины предполагалось увеличить скорость и дальность полёта, а также усилить вооружение и броневую защиту самолёта. В соответствии с новыми требованиями в 1940 году на базе ЦКБ-55 был разработан новый самолёт-штурмовик ЦКБ-57. Модернизированный штурмовик имел вместо кабины стрелка металлический обтекатель, а на месте воздушного стрелка был размещён бензобак. После успешно проведённых испытании было принято решение о доработке самолёта и запуске его в серийное производство. Прототипом для серии стал второй экземпляр опытного самолёта, получивший название ЦКБ-55П, в конструкцию которого внесли все ранее полученные замечания. Для улучшения обзора из кабины пилота был спроектирован и изготовлен новый бронекорпус, в котором изменили обводы капота и положение двигателя. В соответствии с новой одноместной кабиной был спроектирован новый фонарь. Бронекорпус укоротили и увеличили толщину его брони. В такой компоновке под обозначением Ил-2 самолёт был запущен в серийное производство.
Преимущества: Уникальный в своём роде самолёт-штурмовик второй мировой воины, обладающий высокими лётно-техническими характеристиками. Сильное бронирование и огневая мощь. Повышенная живучесть машины. Простота и доступность в управлении.
В мае-июне 1941 года первые серийные Ил-2 стали поступать в части штурмовой авиации ВВС. В первые же дни воины Ил-2 показал себя высокоэффективным оружием способным успешно наносить удары по моторизованным и танковым колоннам войск противника.
23декабря 1941г. в телеграмме И.В.Сталина директорам заводов, давалось указание о срочном выпуске штурмовиков, говорилось, что самолеты Ил-2 нужны Красной Армии теперь, как воздух, как хлеб. В ответ на телеграмму, развешанную во всех цехах заводов, темп производства самолетов быстро и резко вырос. Роль этих самолетов в истории Великой Отечественной войны трудно переоценить.
Наши солдаты назвали «летающий танк», а фашисты — «черная смерть».
2.Почему фашисты назвали ИЛ2 «чёрная смерть».
Началась Великая Отечественная война и мощь советских штурмовиков семейства «Ил-2» (-1, -2, -10, -10М) настолько потрясла немецких солдат, что они дали грозной и живучей машине название «черная смерть».
Самолет Ил-2.
Штурмовик, по существу, стал летающим танком, которому не страшен был огонь ни с земли, ни с воздуха.
Разнообразный состав вооружения (два пулемета, две пушки, восемь реактивных снарядов и 400-600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: пехоты, колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских и зенитных батарей, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и т.д.
Боевое применение Ил-2 выявило и крупный его недостаток, приводивший к большим потерям – уязвимость от огня истребителей противника, атаковавших штурмовик с задней незащищенной полусферы.
Необходимость во втором члене экипажа для защиты штурмовика сзади стала очевидной. В конструкторском бюро Ильюшина провели модификацию самолета, и осенью 1942 г. на фронте впервые появились Ил-2 в двухместном варианте (пилот +воздушный стрелок).
С 1943 г. Ил-2 выпускался с более мощным мотором.
В силу исключительно большой роли, которую сыграл Ил-2 в борьбе с войсками вермахта, он стал одним из самых знаменитых самолетов второй мировой войны. "Самолет-солдат" – так называли его фронтовики.
3.Производство самолёта Ил-2 в городе Куйбышев.
Ил-2 - самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук, из них в Куйбышеве 26888самолетов.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45г. в Куйбышев были эвакуированы правительственные учреждения из Москвы, посольства и представительства иностранных государств, промышленные предприятия, и их персонал с семьями, крупные учреждения культуры (например, Большой театр, Мосфильм). Самара была одним из арсеналов советских вооружённых сил - производство самолётов-штурмовиков Ил-2, Ил-10.
Осенью далекого 41-го враг активно наступал на Москву. На подступах к столице создалась критическая обстановка: участились бомбежки, воздушную тревогу объявляли практически каждую ночь. В этой сложной обстановке было принято решение о немедленной эвакуации высших органов власти СССР в город Куйбышев. Согласно соответствующему постановлению Государственного комитета обороны от 15 октября 1941 г. нынешняя Самара стала, по сути, «запасной столицей».
На вторые сутки после введения в Москве осадного положения, началась эвакуация из столицы оборонных предприятий, в том числе завода№1- в Куйбышев. Его переезд прошел всего за 10дней. Удалось вывезти всех рабочих и служащих завода, оборудование, инвентарь, документы и так далее. Как известно в 1958 году этот завод был переведен на ракетное производство, а с 1962года стал называться «Прогресс».
Основной и самой важной продукцией завода в течение всей войны был знаменитый штурмовик Ил-2.
4. История памятника самолету Ил-2 в Самаре.
В начале 1970-х годов, за несколько лет до празднования 30-летия Великой Победы руководство Куйбышевского авиационного завода №18, на котором в военные годы выпускался боевой самолет ИЛ-2, приняло решение увековечить память о легендарном штурмовике и установить его, как памятник, на заводе. Но где его взять? Найти целый самолет ИЛ-2 было невозможно, ведь его выпуск прекратился ещё в конце войны. Самолет давно был снят с вооружения в частях ВВС, разобран и пущен на металлолом. В стране не оказалось ни одного штурмовика ИЛ-2, в то время как в музеях США, Англии, Франции, Канады, Польши и даже Германии ИЛ-2 экспонировался как лучший образец мировой авиационной техники того времени.
Для этой цели в различных районах страны начались поиски самолетов, сбитых во время войны. Самолеты находились, но слишком сильно поврежденные. Неожиданно в газете "Труд" за октябрь 1972 года появилась небольшая заметка "Тайна озера Ориярви", в которой говорилось, что в Кандалакшском районе Мурманской области, недалеко от озера Ориярви, охотники обнаружены остатки легендарного штурмовика.
Сама история самолета - это целая легенда. Через министерство обороны по сохранившейся в кабине полетной планшетке узнали имена экипажа: Пилот К.КОТЛЯРЕВСИЙ, воздушный стрелок - Е.МУХИН. Найденный самолет был сбит в марте1943 года, его номер- 1872932. На Карельском фронте бомбы, которые он нес, превращали в огонь и груду металла фашистскую технику. В одном из боев самолет был подбит и упал вместе с экипажем в болото.
Начались поиски следов Котляревского, предстояло выяснить, как погиб и где похоронен. Каково же было удивление, когда на запросы отликнулся сам Константин Михайлович! Оказалось, что он чудом остался жив. Выброшенный при падении из кабины самолета Котляревский несколько суток пробирался по оккупированной территории к своим, пока его не подобрали наши разведчики. Вскоре летчик сел за штурвал нового Ила-2 и воевал до самой победы. На открытии памятника, как почетный гость куйбышевцев, он снова встретился со своей боевой машиной.
Самолет был доставлен в Куйбышев на авиационный завод, где старые рабочие по памяти собрали и отремонтировали корпус, вооружение и другие детали. Самолет установили на постамент около входа на завод.
Чуть позже городское руководство решило установить памятник в месте доступном для всех. Сразу было одобрено место на пересечении проспекта Кирова с Московским шоссе. Автор этого памятника- заслуженный архитектор России Алексей Григорьевич Моргун. В первые годы войны он участвовал в строительстве этих машин. С1965 по1987 годы работал Главным архитектором Куйбышева.
Памятник штурмовику «Ил-2» в Самаре.
Мемориальная доска на пьедестале памятника.
Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 1975 года, в тридцатую годовщину победы СССР в Великой Отечественной войне.[5] На митинге присутствовали все те, кто создавал ИЛ-2 и кто сражался на фронте на этом непревзойденном боевом самолете. В канун годовщины Победы букеты живых цветов снова лягут к подножию пьедестала, на котором установлено грозное оружие военных лет - знаменитый штурмовик ИЛ-2. Жители Самары в очередной раз выразят свою признательность тем, кто добывал победу на таких самолетах, прозванных «летающими танками», тем, кто строил их на Куйбышевском Авиационном заводе.
5.Анализ анкетных данных.
Мною был проведен анкетный опрос среди учеников моего класса об истории памятника самолету Ил-2 и его роли во время Великой Отечественной войны.
Был составлен перечень вопросов:
1.В каком году была Великая Отечественная война?
2.Какие памятники Великой Отечественной войны в г. Самара вы знаете?
3.В каком городе было производство штурмовиков ИЛ-2?
4. Как называли самолет Ил-2 наши враги фашисты?
5.Какое вооружение было на штурмовике Ил-2?
6.В каком году был установлен памятник штурмовику Ил-2 в г. Самара?
а) 1970,
б)1975,
в)1980.
На основании анкетных данных была составлена диаграмма.
В результате обработки анкетных данных стало понятно, что мои одноклассники очень мало знают о данной достопримечательности нашего города. В связи с этим данная работа очень важна, ведь это наша история, о героическом времени, которое выпало на долю нашего народа. Преодолевая голод и холод, тяжелый труд, кровопролитные бои, жертвуя собой во благо
своей Родины, наши люди ценой колоссальных жертв, смогли победить фашизм, отстоять свою свободу и право на жизнь. Я считаю, что об этом подвиге мы должны знать и помнить.
III. Заключение.
Таким образом, занимаясь исследовательской работой по данной теме, мы узнали:
- самолет Ил – 2 создал советский конструктор Сергей Владимирович Ильюшин;
- Ил - 2 очень хорошо показал себя в боях во время Великой Отечественной войны;
- Ил-2 - самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук, из них в Куйбышеве 26888самолетов;
- с 1941 года штурмовики Ил – 2 выпускались в Куйбышеве.
В результате обработки анкетных данных стало понятно, что мои одноклассники очень мало знают о данной достопримечательности нашего города.
Моя работа поможет всем узнать больше о самолетах Ил-2 и большом вкладе самарцев в его создание и производство.
Практическая значимость данной работы состоит в следующем:
Результат исследования:
Работа будет использована в школьном музее и на различных мероприятиях.
Список использованных источников:
1.Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Самара: ОАО «Издательство «Самарский Дом Печати»,2008.-168с.
2. «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии... как воздух, как хлеб»- http://www.arms-expo.ru
3.История создания ИЛ-2 КСС - http://legendary-aircraft.blogspot.ru
4.Сергей Кузнецов. Бронированный штурмовик Ил-2. — Экспринт, 2004г.
5.Алексушин Г. В. Самарские памятники: Научно-справочное пособие. — Самара, 2008. — 500 экз.
Браво, Феликс!
Сказка об одной Тайне
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Голубая лягушка