Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
zemnoe_sluzhenie_svyatitelya_ioasafa_belgorodskogo.doc | 61.5 КБ |
Земное служение святителя Иоасафа Белгородского
Калугина Анастасия Алексеевна,
ученица 7 А класса
МБОУ «ООШ № 6»
Гаранина Ольга Михайловна,
учитель православной культуры
МБОУ «ООШ № 6» г. Старый Оскол
Аннотация: в данной статье изложены факты из жизни Святителя Иоасафа Белгородского и связанной с ним истории чудесного обретения чудотворного образа Песчанской Божией Матери и прославление святителя в лике святых.
На Белгородской земле жили и прославились исповедники и новомученики архиепископ Онуфрий и епископ Никодим. Но из всех архипастырей, в разное время служивших на Белгородской кафедре, самой большой известностью, неувядаемой славой в лике святых и всенародной любовью пользовался епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф.
Будущий святитель, в миру Иоаким Горленко, родился 8 сентября 1705 года в селе Замостье, недалеко от городка Прилуки Полтавской губернии, в родовитой благочестивой семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко. Когда мальчику было девять лет, его отправили в духовную школу Киево-Братского монастыря. Свое образование юноша продолжил в Киевской Духовной академии. Вдали от родительского дома юный избранник Господень не чувствовал одиночества: его сердце переполняла любовь к Небесному Отцу, его душа согревалась под Материнским Покровом Госпожи Богородицы [1, с. 4].
Учеба в Киево-Братской Академии имела оттенок монастырский: преподавателями были только иноки, а воспитанники носили послушнические одежды. В автобиографическом «Путешествии в свете сем грешника Иоасафа» Белгородский святитель вспоминает о себе: В год 1716 (то есть в 11 лет) возлюбил монашество, намерение быть монахом возымел с 1721 года и то в себе хранил даже до года 1723-го [1, с. 8].
Стремление к иночеству Иоаким вынужден был утаивать, хранить в себе, потому что родители не позволяли ему идти в монастырь. Не желая огорчать отца и мать непослушанием, Иоаким прибег к «благословной хитрости». Он удалился в Межигорский монастырь, где проходил послушнический искус, а в Киеве оставил слугу: тот доставлял ему письма от родителей, думающих, что сын продолжает учебу в Академии, и отвозил в имение Горленко его ответные письма, якобы из Киева. Только уже приняв постриг в рясофор, восемнадцатилетний Боголюбец решился сознаться родителям во всем: те погоревали, но смирились и благословили сына на иноческое житие. Через два года он был пострижен в мантию с именем Иоасаф [1, с. 12].
В течение долгих лет будущий епископ занимался преподавательской деятельностью, выполнял игуменское и наместническое послушание в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре и Свято-Троицкой Лавре.
По указанию императрицы Елизаветы Петровны и в ее присутствии летом 1948 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга отец Иоасаф был рукоположен во епископа Белгородского и Обоянского.
В том же году в праздник Преображения Господня епископ Иоасаф приехал в Белгород. Встреча нового архипастыря в кафедральном Белгороде не отличалась торжественностью. Еще в пригороде попался ему на пути местный юродивый Иаков, приветствовавший святителя предупреждением: Церкви бедные, паны вредные, а губернатор казюля (гадюка), – это предостережение юродивый повторял многократно. Еще в Санкт-Петербурге святителю Иоасафу говорили, что ему вверяется очень трудная епархия. Теперь он убедился в этом воочию. Взору его открылись развалины колокольни кафедрального храма, сам Троицкий собор с прохудившейся деревянной крышей, с закопченным покосившимся иконостасом... В самый день приезда святитель Иоасаф, не отдохнув с дороги, совершил в этом ветхом храме Божественную Литургию [1, с. 14].
От великой любви к Богу Правосудному рождалась в душе святого Иоасафа суровая ревностность в деле церковном. От той же великой любви к Всемилостивому Создателю и Спасителю рождалось его трогательное милосердие. Прозорливец, он издалека чувствовал, где вопиет к Небесам человеческая нужда, и не только раздачей милостыни, но и трудом рук своих старался помочь. В бедные жилища, из которых мужчина-кормилец уходил на заработки или в дома вдов он приходил тайно и трудился ночами напролет, рубил дрова, чтобы немощные женщины и дети не мерзли в зимнюю стужу. Стремление одеть нагого, обогреть зябнущего особенно заметно в благодеяниях святого Иоасафа: в его работе безмездного дровосека, в шитье теплых тулупов и рукавиц, которые раздавались бедным. Смиренный святитель добрые дела свои старался хранить в тайне, но это не всегда удавалось: когда он послал в дар от «неизвестного благодетеля» воз дров бедствующей вдове с тремя детьми, эта женщина подняла полные слез благодарности глаза ввысь и увидела в небе образ своего благодетеля, святого архипастыря [1, с. 18].
Деньги и одежду неимущим, больным и узникам святой Иоасаф посылал через своего келейника, чтобы так сохранить тайну своих благотворений. Но однажды келейник заболел, и святитель, переодевшись в его подрясник, сам отправился на раздачу милостыни. Возвращался он в архиерейский дом тоже тайком. Когда святой Иоасаф перелезал через забор, его заметил строгий привратник и стал бить палкой, думая, что это какой-то инок, который в нарушение монастырского устава бродит невесть, где по ночам. На следующий день святитель тяжко занемог от побоев, но всем сказал, что споткнулся на лестнице и ушиб спину. Привратника же, избившего его, он потом призвал в архиерейские покои, щедро наделил деньгами, подарил ему шубу – за ревностность [1, с. 19].
Святитель Иоасаф являлся стереть слезы несчастных и не узнанный, как тать, бит был за доброе дело... Святитель Божий не гнушался принять образ раба для того, чтобы накормить голодного, одеть нагого, согреть холодного. Какой незабываемый образ, какой пример для нас! – восхищенно говорил о святителе священномученик Философ Орнатский [1, с. 20].
Слабого здоровьем святителя в огромных его трудах укрепляла молитва, близость к Богу Всемогущему. Божественную литургию он всегда совершал с теплыми слезами. Келейник, в какое бы время дня или ночи ни случалось ему зайти в покои святителя Иоасафа, заставал его за совершением молитвы. При каждом бое часов святой Иоасаф вставал и молился такими словами: Буди благословен день и час, в онь же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков, аминь. Тот же келейник однажды в сонном видении узрел святого Иоасафа в величественном храме, исполненном благоухания, среди дивного сияния, преподающим наставление: Непрестанно молитеся [1, с. 22].
Шесть с половиной лет епископ Иоасаф прослужил в Белгородской епархии. Он пользовался огромным уважением всех прихожан за скромный, практически аскетический образ жизни, молитвенные подвиги, твердую веру и сострадание к ближнему. Предчувствуя свою близкую кончину, епископ Иоасаф поручил построить при Троицком соборе склеп, совершил свою последнюю в Белгороде Божественную литургию, сердечно попрощался с народом и уехал на родину, чтобы увидеться с родителями
Жизнеописатель рисует по-земному трогательную встречу святителя Иоасафа с отцом: Глубоко благоговея перед высоким архиерейским саном, родитель хотел земным поклоном воздать честь Тому, Кого сын своим служением изображал, – Пастыреначальнику Христу. Но вместе с тем ему казалось нужным соблюсти права, отцу приличествующие. При самом выходе святителя из кареты он как бы нечаянно уронил свою трость и, поднимая ее, хотел поклониться до земли. Заметив то, Иоасаф, со слезами бросившись к нему, поспешил поднять упавшую трость. Сыновняя почтительность одного и благоговейное уважение другого слились в общем родственном объятии [1, с. 24].
Погостив у родителей, повидавшись с братьями и сестрами, святой Иоасаф поехал в восстановленный его трудами Лубенский Спасов монастырь – помолиться у мощей своего Небесного покровителя и друга святителя Цареградского Афанасия, некогда обетовавшего ему Любовь Сына Божия. Затем Белгородский архипастырь направился в пределы своей епархии, но смог доехать только до села Грайворон, где была архиерейская вотчина и монастырь: там его настигла предсмертная болезнь.
10 декабря 1754 года, причастившись Христовых Таин, святитель Иоасаф мирно отошел ко Господу. В тот же день и час игумен Хотмыжского монастыря Исаия увидел во сне святого Иоасафа в лучах утренней зари, говорящего: Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час Престолу Божию [1, с. 27].
Семнадцатого сентября 1911 года по определению Священного Синода состоялось обретение чудотворных мощей и прославление святителя Иоасафа в лике святых.
Официальное прославление Святителя состоялось лишь спустя полтора века после его кончины, всего за несколько лет до искалечившей жизнь России революционной катастрофы [2, с. 9].
Перед началом Русско-японской войны благоверный царь Николай II спускался в склеп святителя Иоасафа и молился у его гроба. Война была для России неудачна, но множество офицеров и солдат, призывавших в минуты страшнейшей опасности имя святого Иоасафа, свидетельствовали о своем чудесном избавлении от смерти. Все больше становилось адресованных Святейшему Синоду прошений от архиереев, благочестивых дворян, духовенства и паствы о прославлении Белгородского архипастыря в лике святых Русской Православной Церкви [2, с. 10].
В 1920 году по приказу советских властей мощи святителя вскрыли и отправили в музей религии и атеизма Казанского собора Санкт-Петербурга. Православные служащие музея спасли мощи, спрятав их в грунте на чердаке собора [2, с. 13].
Новое обретение и освидетельствование мощей святителя Иоасафа произошло 28 февраля 1991 года. Мощи перевезли из Петербургского Преображенского собора в Московский Богоявленский собор. Затем они были доставлены в Курск, потом в Белгород. Во время торжественного Крестного хода, возглавляемого Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, 16 сентября 1991 года мощи святителя Иоасафа были перенесены в Белгородский Преображенский кафедральный собор [2, с. 14].
А вскоре в Москве художница Галина Викторовна Воронова в квартире своей знакомой К.Е. Топилиной, умершей весной 1997 года, нашла бесценные реликвии – скуфью, параман и четки, принадлежавшие святителю. Подлинность находки подтвердили священнослужители Свято – Троицкой Сергиевой Лавры, и бесценные вещи были переданы Белгородской епархии [2, с. 15].
В год своей блаженной кончины (1754) святитель Иоасаф объезжал епархию, и накануне выезда из Белгорода ему был сон: будто бы он осматривал церкви и в одной из них в притворе на куче мусора увидел икону Богоматери с младенцем с светлым сиянием, от нее исходящим, и раздался глас: Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор [3, с. 214].
По прибытии в г. Изюм Харьковской губернии, епископ посетил Воскресенскую церковь и с изумлением обнаружил в ней икону, увиденную во сне. Икона находилась в небрежении и служила в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По святительскому повелению икона была помещена в большой киот и поставлена в подобающее место. Более трех дней прожил святитель Иоасаф в Изюме, и ежедневно утром и вечером приходил он в Воскресенскую церковь и молился перед образом Божией Матери [3, с. 217].
В 1792 году Воскресенская церковь была перенесена из Замостья в более высокую местность на Пески, куда была и отправлена икона, привлекавшая все более и более почитание и благовение прихожан и окрестных жителей.
Весь 19 век был ознаменован помощью и многими чудесными исцелениями, совершающимися у Песчанского чудотворного образа Матери Божией. Так в 1830 г. после молебна и крестного хода с Песчанской иконой была остановлена эпидемия холеры в г. Изюме и его окрестностях. Известны случаи прозрения слепых, исцеления тифозных и раковых больных, припадочных и параличных [3, с. 219].
Божия воля была на то, чтобы чудотворный Песчанский образ пришел на помощь России в один из тяжких моментов ее истории, в самый разгар Первой Мировой войны. Во время пребывания иконы в ставке поражений на фронте не было, а наоборот, одерживались одни победы [3, с. 220].
С состраданием взирает на нас с Небес сонм святых Господних, коим славна Земля Русская. Среди них ярко сияет святитель Иоасаф, чудотворец Белгородский, готовый оказать милосердие и дивную помощь каждому, кто внимает его учению, следует его наставлениям, обращается к нему с теплой молитвой [4, с. 52].
Призывая себе в заступники святителя Иоасафа и вознося горячие молитвы Богу, чтобы на Руси не оскудевали преподобные нашей земли, нашей истории, полной великими делами угодников и проявлением Божией благодати, дадим ли мы чуждым учениям и обаятельному влиянию чувственного мира лишить нас этой нравственной силы, обездушить нас? Да не будет сего [4, с. 53]!
Я верю в то, что страшные времена, когда варварски разрушали храмы, угрюмые мужики разрубали топорами иконостасы и во время перекуров тушили цигарки о лики святых остались далеко в прошлом. Благослови господи нашу Отчизну!
Литература
Сказка об одной Тайне
Два морехода
Рисуем тыкву
Самый богатый воробей на свете
Два Мороза