Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 96 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Теоретические исследования фольклора народов ханты и манси.4
2.2.. Практическая направленность при изучении темы……………….8
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….10
4. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………… .11
5. ПРИЛОЖЕНИЯ……………….…………………………………………….
1. ВВЕДЕНИЕ
В нашем городе Нижневартовске проживают люди разных национальностей и культур. Живут мирно. Вместе добывают нефть, строят город. В Нижневартовске много праздников, где жители могут познакомиться с культурой разных народов. А ведь знакомство с культурой формирует чувство уважения и развивает интерес к другим народам. Чувственное, образное восприятие окружающего мира способствует всестороннему развитию и гармоничному существованию личности, воспитывает эмоциональную чуткость, способность сопереживать, создает настроение радости и душевного подъема. Велико значение культуры в формировании любви к малой родине. Фольклор, как часть духовной культуры, является для людей источником познания мира.
Изучение фольклора ханты и манси сегодня очень актуально. Эти маленькие по численности народы испытывают на себе влияние других народов, населяющих территорию ХМАО - Югры. Происходит утрата его самобытности и изменение его культуры, поэтому сохранение и пропаганда культуры малых народов - это важная составная сохранения культуры в целом, поэтому тема моей работы «Влияние фольклора народов ханты и манси на воспитание детей».
Гипотеза. Мы предположили, что устное народное творчество ханты и манси в нашей стране слабо изучено, ученики нашей школы плохо знают фольклор коренных народов Югры и что его использование окажет позитивное влияние на воспитание детей.
Объект исследования: фольклор коренных народов Югры.
Предмет исследования: влияние устного народного творчества на воспитание детей.
Цель – изучение влияния фольклора исчезающей самобытной культуры малых народов Югры на воспитание детей.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Выбрали мы духовную культуру народов ханты и манси, а именно фольклор, так как практически ничего о нем не знаем.
Затем появилась гипотеза, что ученики нашей школы плохо знают фольклор коренных народов Югры и что использование устного народного творчества народов Югры окажет позитивное влияние на воспитание детей. Для подтверждения своей гипотезы мы проводили опрос, анкетирование. Беседовали с работником библиотеки нашей школы. Нас интересовало, есть ли книги по фольклору коренных народов в нашей школе и как активно их читают ребята. Нашли по фольклору 9 книг. Выяснили, что книги берут учителя начальной школы и дети только с 1 по 4 классы.
У учителей начальной школы спросили, как часто они знакомят детей с фольклором коренных народов. Они ответили, что достаточно часто на уроках «Окружающего мира».
Продавцы книжных магазинов города на вопрос - есть ли у них в продаже литература о фольклоре коренных народов и как хорошо ее покупают, ответили, что такой литературы у них нет, так как нет спроса на нее.
Далее мы провели анкету на параллели 6 классов. Мы задали ребятам вопросы:
1. Знаете ли вы сказы, легенды, пословицы и поговорки ханты и манси? (Из78 опрошенных человек «Да»- сказали11 человек, «Нет»-67 человек).
2. Если знаете, то назовите их. (Ни один человек не знает названия угорских сказок.)
3. Хотели бы вы лучше узнать фольклор коренных народов Югры? («Да» - ответили 26).
4. Как вы думаете, где и для чего могут вам в жизни пригодиться эти знания.
Ребята ответили следующее - для участия в конкурсах, олимпиадах, викторинах; для того, чтобы лучше знать культуру разных народов; чтобы рассказывать своим детям и внукам; пригодятся на уроках по географии ХМАО - Югры. 53 человека не знают для чего им нужны сказки, но познакомились бы с ними.
Мы думаем, что слабое знания фольклора народов, на чьей земле мы живем, не только у ребят нашей школы. Сами народы сетуют на то, что забываются фольклор, песенное искусство, народные костюмы со своеобразием их орнамента, национальные традиции. Необходимо его изучение, широкая пропаганда в школах.
2.2. Теоретические исследования фольклора народов ханты и манси.
Изучая и сопоставляя книги разных авторов по данному вопросу, мы узнали, что выделяют два основных периода изучения фольклора ханты и манси.
Первый период - это XIX в. Процесс сбора фольклора в этот период преобладает над процессами публикации и изучения.
Второй период охватывает XX век - как продолжение изучения фольклора. Здесь важной особенностью является то, что в исследования включаются представители коренного народа, наблюдается рост национального самосознания ханты и манси. Это связано с желанием современного поколения сохранить богатство родного языка, через фольклор донести потомкам духовные сокровища своего народа.
Все духовные богатства народа отражены в фольклоре. Через мифы, легенды, сказки, песни, предания, загадки, пословицы, проявляется душа народа, его многовековая мудрость, его язык и история. Фольклорное наследие - это мощная энергия, наполняющая наш внутренний мир образами и светом многих и многих предшествующих поколений. В тех, кто воспитан и живет в фольклорной традиции, - истинное и достойное продолжение жизни народа.
У народа манси не было письменности до 30-х годов XX века. История народа, его прошлое отразилось в устном народном творчестве – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе, в обрядах и обычаях. Устное народное творчество играло большую роль в быту и служило, можно сказать, школой жизни, прививало понятие о нравственных ценностях и этике, воссоздавало картину исторического прошлого. Фольклор отражает духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи. Устное народное творчество народа манси чрезвычайно богато и разнообразно.
В настоящее время функционирует не только бытовой, но и обрядовый фольклор. Сказки, загадки, пословицы, поговорки, приметы никогда не уходили из культуры народа. Обрядовый фольклор сохранился частично благодаря тому, что он исполнялся на медвежьих праздниках.
Классификация фольклора, его основные жанры: эпическая поэзия ,мифологическая поэзия, медвежьи песни, сказки, древние рассказы, былички. К малым жанрам в мансийском фольклоре относятся: загадки, пословицы и поговорки, нравоучения и запреты, игровые считалочки.
Функции фольклора:
1. Научная функция. Фольклорные данные использовались различными авторами для определения уровня жизни угров в разное время.
2. Мировоззренческая функция. Фольклор отражает представления о миропонимании человека, происхождении земли, созвездий, явлений природы, животных, взаимосвязях человека в обществе, богов и духов, воссоздает представления об историческом прошлом
3. Воспитательная функция. В мифах и священных песнях даются подробные описания - это своего рода инструкции правильного поведения. В фольклоре нет резкой грани между человеком, животными, душами, духами, божествами.
4. Социализирующая функция. Знакомство с многочисленными запретами, отраженными в сказках, быличках позволяет благополучно влиться в общество и обучиться безопасному (учитывая природные условия) образу жизни.
5. Коммуникативная функция. Фольклор - не только носитель разнообразной эстетической и другой информации, но и чрезвычайно эффективный способ передачи этой информации, своеобразная форма социальных контактов и социального взаимодействия.
6. Творческая функция. В процессе передачи фольклорного наследия, будь то устное творчество, изобразительное искусство или танец, человек имеет важный источник для самореализации.
7. Компенсаторная функция. Фольклор, влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что фольклорное творчество ханты и манси не являлось просто эстетической ценностью, а органически связанно с системой верований и с насущными потребностями людей. В мифах и священных песнях даются указания, как поступать будущему человеку, а подробные описания обрядов являются своего рода инструкциями по их проведению. Частично регулирует жизнь коллектива и выступает как важный социализирующий фактор. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа. Воспевалось в них мужество и героизм, добро и справедливость. Фольклорные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме, знакомят детей с обычаями, бытом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Народное творчество не только вызывает у детей интерес, но и приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие, душевный комфорт. Фольклор, прививает понятия о нравственных ценностях и этике, воссоздает картину исторического прошлого. В фольклоре проступают представления об отсутствии резкой грани между человеком, животными, душами, духами, божествами. Таким образом, хантыйский и мансийский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – занимает важное место в выполнении задач социально – педагогического направления, нравственного и эстетического воспитания детей.
Сказка - универсальный язык, способный в доступной форме донести нужную информацию. Сказки - это душа народа, в них наблюдения за жизнью, природой, стремление познать окружающий мир, мечта и надежда о лучшей жизни. Большинство сказок ханты и манси посвящено животным, которые наделяются человеческими качествами, помогают людям. Много сказок о богатырях. Героические сказания или сказки можно было услышать вечерами, когда все отдыхали. По некоторым сведениям, рассказывать сказки днем было запрещено, но все-таки это делалось. Например, их рассказывали, чтобы «укоротить» путь во время длинных переездов на лодке. Детям рассказывали сокращенные варианты больших произведений, либо специальные детские сказки.
Мифология ханты отражена в их произведениях устного народного творчества. В мифах и священных песнях даются указания, как поступать будущему человеку, а подробные описания обрядов являются своего рода инструкциями по их проведению. Сами исполнители называют следующие категории: моньсь (сказка, сказание), ар (песня), путар (рассказ), моньсюпты (загадка). Исполнение героических песен требовало особого воодушевления, поэтому они звучали лишь несколько дней в году: на культовых празднествах, свадьбах. Исполнение некоторых произведений сопровождалось особым церемониалом. При исполнении священных мифологических сказаний на стол выкладывались священные предметы, сказитель одевался в нарядную одежду. Мифы повествуют о происхождении земли, созвездий, человека, животных. Основные темы героических сказаний и песен - военные походы богатырей с целью сватовства либо кровной мести, сражение с другими богатырями либо с мифологическими существами. Мифы рассказывались довольно редко, обычно на общественных празднествах, поэтому на сегодняшний день мало тех людей кто знает мифические сказания.
2.3. Практическая направленность при изучении темы
Сказки хантыйского и мансийского народов в полной мере раскрывают национальный дух, обычаи, характер и силу своего народа. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Развитие личности может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней.
мы прочитали много угорских сказок. Свои рекомендации для ребят мы объединили в таблицу. (Приложение 1).
Живая природа всегда была для коренных жителей не только источником их существования, но и источником творчества, вдохновения, центром мировоззрения. Народные приметы, помогают познать природу, развивают у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям. Для проведения спортивного – этнографического праздника «Дня вороны» в начальной школе, нами был написан сценарий его подготовки и проведения. (Приложение 2).
Легенды, мифы - поэтическое повествование о былом, о фантастических и чудесных событиях. В мифах часто говориться о Верховном Боге Нули – Торуме, Богине Земли – Калтащ – Эква, Боге подземного мира - Куль-Отыр, о Менквы- лесных великанах-людоедах и др. К мифам относятся медвежьи песни, сюжеты о Мось - Пор и тексты о самом популярном персонаже - культурном герое - трикстере, носящем имена Ими-хиты, Альви и др.
Были у коренных жителей и особо почитаемые растения. Береза давала бересту для покрытия летнего чумаи разной берестяной посуды. В бересту даже заворачивали покойников. Березовый сок считался вкусным и полезным напитком. Березовый гриб – чага считался универсальным лечебным средством. Белый цвет березы связывался с чистым, светлым и добрым началом. Об этом есть легенда. «Было время. Забыли люди о доброте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в головах зарождаются. Черные чувства в сердцах их рождаются. Земля стонет, коркой зависти и лжи покрывается. Великий стон дошел до неба. Содрогнулась небесная девушка. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут - человек очищается. В дерево попадут - дерево белеет. Так появились на нашей земле березы..». В честь берез устраивали праздники, украшали их лентами, приносили им жертвы. Когда в семье рождались девочки - высаживали березы.
Существуют легенды и о кедрах. Вот одна из них: «Жили на земле люди и кедры. Кедры росли до неба. Люди совсем не росли. Холод на людей шел. Болезнь на людей шла. Это Северный Старик Болезней зло рассылал. Больно деревьям на людей смотреть. Оставили они свою жизнь. Корни из земли вытащили. В сторону Севера на защиту людей пошли. Холод их бьет - не шелохнуться. С каждым разом крепче становятся. Не выдержал Северный Старик Болезней, отступил. Но кедрам отомстил. Заколдовал их. С тех пор, если человеку холодно - кедр чувствует. Если человеку больно - кедр чувствует. Вот и тяжело ему не за себя, а за других».
Нами были написаны сценарии к трём сказкам – легендам. (Приложение 3)
Интересны поговорки и пословицы коренных народов севера.
Двуязычные ханты, знающие особенности своей и русской культуры, подчеркивают, что основное отличие хантыйского мировоззрения заключается в неразрывной связи человека со всем окружающим миром: животными, растениями, водой, землей, сторонами горизонта, небесными светилами, космосом. При помощи вещей представляют будущее, излечивают недуги, насылают порчу, изменяют погоду, устанавливают добрососедские отношения и т.д.
Через отношение к животным так же просматривается мировоззрение ханты и манси. Есть легенда о том, что медведь был богом и у него были дети. Нам очень нравится такое отношение к природе. Если бы все люди так же берегли природу, то сегодня мы бы не говорили об экологической катастрофе. Мы считаем, что в мировоззрении ханты и манси много интересного и полезного, что можно перенять и использовать в современной жизни.
Вывод этой части нашей работы заключается в следующем: устное народное творчество народов ханты и манси самобытно, многогранно, очень значимо в формировании мировоззрения людей, во влиянии на их жизненный уклад, на воспитание детей. В 21 веке, когда оно находится на грани исчезновения, особенно важно его изучать и пропагандировать в обществе.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы много узнали интересного о фольклоре ханты и манси. Мы узнали о этапах и периодах изучения фольклора народов Югры, классификацию фольклора по жанрам и познакомились этими жанрами. Фольклор народов ханты и манси очень похож, так как эти народы долгое время проживают на одной территории в одних условиях. Но образ жизни, быт, жизненный уклад немного отличается, поэтому есть различия и в культуре. Культура этих народов с середины 20 века испытала большое влияние культур пришлых народов, стала изменяться и постепенно исчезать. Те крупицы, которые от нее остались, бесценны.
Материала по теме мало, особенно мало иллюстраций. Написание и оформление работы было достаточно сложным. Подтвердилась гипотеза, что устное народное творчество ханты и манси в нашей стране слабо изучено, ученики нашей школы плохо знают фольклор коренных народов Югры. Считаем, что через фольклор, прежде всего через чтение, инсценировки сказок, дети начнут думать, находить решения проблем, развивать воображение, фантазию, творчество и интуицию, накапливать опыт самопознания и познания мира, что окажет позитивное влияние на воспитание детей.
Результатами своей работы мы поделились с одноклассниками на классном часе. Для
ребят начальной школы мы подарили сценарии к трем сказкам, подборку сказок народов
Севера, разработку классного часа «Вороний день» и разработку мероприятия для всей
начальной школы «День здоровья», где включены элементы устного народного
творчества народов ханты и манси. Положительную оценку нашей работе дали учителя
начальной школы и специалист по фольклору коренных
малочисленных народов ханты и манси МБУ «Центр национальных культур» И.С.
Антонова. Свою работу по теме планируем продолжить.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Рисуют дети водопад
Басня "Две подруги"
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Девятая загадочная планета Солнечной системы