Вложение | Размер |
---|---|
prilozheniya.doc | 98 КБ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мы прочитали много угорских сказок. Свои рекомендации для ребят мы объединили в таблицу.( часть ее)
Название книги | Главные герои | Краткое содержание | Чему учит сказка |
Почему у бурундука спина полосатой стала. | Бурундук, Медведь | О том, как медведь и бурундук поспорили: кто из них первый увидит восход солнца | Не обманывать в жизни, не ссорится |
Откуда северное сияние пошло. | Муж, жена, их дочь Вечерина, Комполэн - болотный дух, олешек | Как стали друзьями люди и олени, как олени спасали людей в трудную минуту и как появилось северное сияние. | Умению дружить и ценить дружбу |
Три мудрых слова. | Муж, жена, купец, старик | О том, как муж поехал на заработки в чужие земли и от купца узнал о трёх мудрых словах, которые в жизни ему пригодились | Мудрости |
Младшая дочь солнца | Муж, жена, сын, Мужчина в шубе из Рыбьей кожи, Мужчина в Медвежьей шубе, Мужчина с Большим Животом. Мужчина с Длинными ногами. Семь Пологов, Большой Полог,Выдра,Щука | Сын поехал свататься туда, где небо с землей сливается, на край земли за младшей дочерью Солнца. По дороге встретил мужчин - богов | Дружбе |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ
Цель: способствовать формированию мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности. Популяризация спортивного – этнографического праздника «Дня вороны».
Для достижения цели необходимо решить задачи:
Инвентарь: свисток; протоколы; маршрутные листы, два мяча, 10 кегли, две палки, канат для перетягивания, 6 скамеек для хантыйской эстафеты – прыжки через нарты, два халата с одинаковым количеством пуговиц, два колпака, два ватмана, две пачки фломастеров, два стола, два одинаковых набора – 15 цветных геометрических фигур из бумаги, связки калачей, ленточки и т.д.
Ведущий: Сегодня всемирный день здоровья. ЗДОРОВЬЕ - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, энергию и достичь долголетия.
Народы всего мира знают эти простые истины. Во всем мире люди пропагандируют сегодня здоровый образ жизни. Но и наши предки понимали значимость здоровья. Так, например, ханты, в этот день традиционно отмечают праздник «День вороны». Это спортивно- этнографический праздник. В прошлом году губернатор Югры Наталья Комарова и Дума округа узаконили этот праздник. И сегодня мы отметим два праздника - Всемирный день здоровья и спортивно- этнографический праздник «День вороны». Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, прогоняет зиму- смерть и приносит саму жизнь- весну.
Хантыйская легенда гласит: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!" С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона — предвестница весны.
Согласно традиционным представлениям обских угров, весну приносит на крыльях Небесная Дева – Калтащ - прародительница, которая определяет судьбы людей, благословляет деторождение, благополучие в семье. Она – то и принимает облик вороны “со связкой калачей». ( Выбегает ворона со связкой калачей и раздает их детям)
В этот день развешивают на березах калачи - символы солнца. Давайте и мы повесим несколько калачей на ветки деревьев, чтобы и у нас на празднике было солнечно. (дети развешивают калачи на деревьях)
«Вороний день» – это древний хантыйский праздник, смысл его заключается в общении родных и близких людей, в почитании священной птицы, которая пробудила природу.
В этот день принято дома и сараи украшать ветками березы, чтобы защитится от нечистой силы. Для народов ханты береза – священное дерево. Люди приходят к березе, водят хороводы, заплетают ей в косы ленты, загадывают желания. Давайте и мы украсим наши березки лентами. Чтобы все, что мы задумали - исполнилось, надо повернуться по солнцу 3 раза вокруг себя.
А сейчас ворона подарит вам бумажных птиц на счастье (сделать заранее). После пиршества ханты устраивают национальные игры, соревнования в силе и ловкости. Мы сегодня также будем состязаться и в силе, и в ловкости, и в знаниях. На нашем празднике будут и традиционные хантыйские конкурсы.
Итак, приглашаем, дети, вас. Праздник спорта и здоровья начинается сейчас.
4 -5 –е классы – в актовом зале конкурс физминуток. (Предпочтение текстам, где упоминаются птицы).
6-7-е классы- спортивные состязания.
Затем просмотр фильмов, мультфильмов о здоровье, вредных привычках, (Мойдодыр и т.д.)..
А для ребят не совсем спортивных проводится школьный КВН. Таким образом, не один ребенок не окажется лишним в этот интересный и запоминающийся день. После окончания мероприятий - чаепития с баранками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МАЛЬЧИК- КОРЕШОК. (Хантыйская сказка)
Время действия-30 минут
Действующие лица: Автор, Маньсь Нэ, Корешок, Лесная Колдунья, девочка Нэнь, две куклы, два сына колдуньи.
Сцена 1
Автор: Жила на берегу озера одинокая женщина Маньсь Нэ. Ловила она рыбу, собирала ягоды. Однажды спустилась к озеру искать корни водяных растений. Собирала их долго, хотела уж домой возвращаться.
Маньсь Нэ: Дай вырву ещё корешок.
Автор: Вытянула корешок из ила, видит, похож он на маленького мальчика.
(Маньсь Нэ рассматривает куколку внимательно. Качает на руках, приговаривает.)
Маньсь Нэ: Как он похож на маленького мальчика. Сейчас я тебя вымою, дома сплету из бересты люльку, сошью рубашку, уложу в постельку и покачаю, как куклу.
Автор: Качала она, качала люльку и вдруг услышала, плачь ребёнка.
Маньсь Нэ: Ты ожил. Какая радость!!! Я буду заботиться и любить тебя, как сына. Скоро ты вырастишь и будешь мне самым хорошим помощником. А назову я тебя Корешок.
(Уходит, унося с собой куколку.)
Сцена 2
(Лесная полянка. Недалеко от озера. Маньсь Нэ с удочкой и Корешок с лукошком.)
Автор: Стал Корешок быстро расти. Не налюбуется Маньсь Нэ на сына.
Маньсь Нэ: У нас закончилась рыба, Корешок, придётся мне идти на озеро ловить рыбу.
Корешок: А я сбегаю в лес, пособираю ягоды. Не волнуйся, мама.
(Маньсь Нэ уходит к озеру, а Корешок остается один и начинает ягоды искать. Заглядывает под каждый кустик, под каждое деревце. Ягод много. Собирает Корешок их весело, да песенки себе под нос напевает).
Сцена 3
(Звуки леса. Из-за дерева выглядывает колдунья, следит, как Корешок ягоды собирает.)
Автор: Тут подкараулила Корешка лесная колдунья, заколдовала его, сама обернулась его матерью и говорит.
Лесная колдунья: Пойдём, Корешок, домой. Ты уже много ягод насобирал, а я много рыбы наловила.
(Корешок, ничего плохого не подозревая, уходит вслед за колдуньей.)
Сцена 4
(Домик, где живут Маньсь Нэ и Корешок. На пороге сидит девочка)
Автор: Вернулась Маньсь Нэ с озера- никто её не встречает.
(Маньсь Нэ ставит у двери дома удочку , корзину с рыбой и обращается к девочке).
Маньсь Нэ: Кто ты, девочка? И где мой сыночек Корешок?
Девочка: Я Нэнь, а твоего сына забрала моя мать- лесная колдунья. Будет он кормить её, да и моих братьев. А ты мне есть давай! Я голодная.
Автор: Заплакала Маньсь Нэ, но слезами горю не поможешь.
(Утирая глаза, обращается к девочке).
Маньсь Нэ: Не хочешь ли ты научиться шить, Нэнь?
Девочка Нэнь: Не хочу, я ничего не хочу делать!
Маньсь Нэ: Прибери в доме тогда.
Девочка Нэнь: Не буду!
Маньсь Нэ: Принеси воды, Нэнь!
Девочка Нэнь: А я в воду упаду.
Маньсь Нэ: А ты за куст держись.
Девочка Нэнь: Я руки поцарапаю.
Автор: Так и стали они жить. Нэнь совсем разленилась, изнежилась. Ходит нечесаная, грязная, капризная. А Маньсь Нэ от непосильного труда состарилась, сгорбилась. Не может больше ни рыбу ловить, ни охотиться.
Сцена 5
(Маньсь Нэ , еле передвигаясь , несет тарелку с рыбой).
Маньсь Нэ: Нэнь, иди кушать.
Девочка Нэнь (кричит, капризничает): Покорми меня, я не хочу сама. Я ручки свои рыбой испачкаю. Рыбьи косточки мне губы уколят.
(Маньсь Нэ садится возле Нэнь и начинает ее кормить рыбой).
Сцена 6
(Возле дерева в лесу сидит лесная колдунья, а два ее сына играют в кости. Корешок поодаль собирает ветки для костра.)
Автор: Зато лесная колдунья живёт припеваючи. Сыновья её тоже бездельники. Лесная колдунья лучшие куски отдаёт родным сыновьям, сама ест, Корешку оставляет что похуже. А Корешок ставит капканы, силки на зверей, рыбу ловит.
Лесная колдунья( кричит грубо Корешку): У нас в доме есть нечего, иди и принеси чего- нибудь, иди, работай!
Корешок( печально): Почему моя мать со мной такая грубая? Ведь любит же она братьев Лесная колдунья( развалясь под деревом): Ха-ха-ха!!! Сын Маньсь Нэ нас кормит, поит, а сама Маньсь Нэ уже не может прокормить одну мою дочь Нэнь.
(Корешок, как очнувшись ото сна, трясет головой и говорит).
Корешок: Вот в чём дело! Она мне не мать! Что же мне делать? Куда идти? Где искать свою мать?
(Корешок убегает).
Сцена 7
(Корешок сидит возле связки сухих веток.)
Автор: Долго шёл Корешок и проголодался. Решил костер развести и покушать сварить, но вспомнил, что нет у него котелка.
Корешок: Волшебная серьга! (снял серьгу с уха и стал её крутить и приговаривать). Если потомки наши услышат про меня сказку, пусть серьга превратится в котелок! (кидает серьгу в кусты.) Получилось! (Достает из кустов котелок волшебный, полный еды. Радостный кушает. Подходят к нему две куколки).
Первая куколка: Здравствуй, Корешок! Вкусно ли ты поел?
Корешок: Вкусно.
Вторая куколка: А вот мы голодные, и твоя мать Маньсь Нэ тоже хочет есть. Она стала стара, и никто ей не помогает.
Корешок: Но где она?
Первая куколка: Отдай нам волшебный котелок с едой - мы путь укажем.
Корешок: Берите, берите! (обрадовался).
Вторая куколка: Добрый ты, Корешок. Не станем мы забирать твой котелок. Ты толкни его, куда он покатится, туда и иди, он тебя к родному чуму выведет.
Корешок: Спасибо вам , куколки! Я так и сделаю.
(Куколки берутся за руки и уходят. Корешок сильно толкает котелок и бежит вслед за ним).
Сцена 8
(Чум. Возле него стоят Нэнь и Маньсь Нэ, разговаривают. Корешок стоит за деревом, слушает их разговор.)
Девочка Нэнь (кричит МаньсьНэ ):. Иди на охоту! Я есть хочу!
Маньсь Нэ: Ох, не могу. Болею я. Потеряла я милого сыночка Корешка. Он бы мне помог в старости.
(Корешок выбегает из-за дерева, обнимает мать)
Корешок: Я твой сын, Корешок, мама! Я никогда больше тебя не оставлю! А ты, ленивая Нэнь, уходи к своей матери.
Нэнь испуганно убегает.
Автор: Берегите своих матерей. Храните тепло их рук, доброту их глаз. Отведите от них беду.
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Что общего у травы и собаки?
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Денис-изобретатель (отрывок)
Эта весёлая планета