Исследовательская работа о культуре казахского народа и жителей села была представлена на конгурс исследовательских работ "Оренбургские таланты", посвящённый 270-летию Оренбургской губернии
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota.doc | 1018 КБ |
Работа Касаевой Жанны, ученицы 9 класса МБОУ «Белоусовская средняя общеобразовательная школа» Сакмарского района Оренбургской области. Руководитель: Иванова Валентина Ивановна
Содержание стр.
1.Введение 2-4
2. История казахской культуры 4-
2.1. Строительная культура 5-9
2.2 Казахское народное прикладное искусство 9- 13
2.3 Народный костюм 13-18
2.4 Современный казахский концертный костюм 19-20
2.5 Детские казахские игры 21-22
2.6 Домашние ремёсла 23
3 Заключение. Традиции живут 24
4. Список используемой литературы 25
1. Введение
Актуальность исследования. Культура является одной из составляющих духовной жизни человека. Знание её обогащает и поднимает человека на более высокий культурный уровень. Еще Толстой Л.Н. говорил:
«….народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
Фольклор - это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе. Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: Народное искусство казахов.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казахов, их быт и особенности костюма;
- провести сбор или фотографирование предметов казахского быта;
- обновить материалы школьного музея по истории культуры моего народа.
Гипотеза: изучение народного искусства казахского народа повысит значимость моего народа в развитии общей культуры моего села.
Методы исследования. Для доказательства выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач используем методы:
- анализ предметов быта семьи казахов;
- синтез;
- абстрагирование;
- конкретизация;
- сравнение;
- измерение;
- наблюдение;
- опрос, анкетирование, беседы, интервью;
- классификация.
База исследования: быт жителей села Белоусовка, библиотека школы и кабинета ИЗО, школьный музей.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:
2. История казахской культуры.
Казахстан — земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад. Историко-культурные объединения древних племен, существовавшие на территории страны на протяжении многих веков, являлись основой становления казахского этноса (саки, усуни, гунны, канглы, тюрки, кыпчаки, Казахское ханство).
Казахи, қазақ.алаш (само название). Этническая родина Казахстан. В российской историографии и дореволюционной литературе – киргиз-кайсаки, татары. Чтобы разделить народы, для последних были введены названия кара-киргиз, бурут, а также дикокаменные киргизы. В 1925 году было восстановлено историческое название- қазак. В 1936 году была установлена форма казах.
Земля, на которой родились и живут тюрко-язычные народы Евразии, в т.ч. и Казахстан, в соответствии каждому временному периоду называлась по разному: Туран, Степь огузов, Дешт-и-Кыпчак, Туркестан. В 20 в. казахи получили исторический шанс создания своего независимого государства. Идеи возрождения старинных традиций, обрядов и обычаев, историко-культурных ценностей вновь стали особо актуальны и значимы для молодого государства.
Казахская культура как форма кочевой культуры представляет собой своеобразное философское осмысление мира, и она по своей глубине не уступала так называемым оседлым культурам. Она не нуждалась ни в поощрении, ни в осуждении, замкнутая в мире собственных представлений, но открытая всем, кто захотел бы ее понять.
Более того, казахи не придавали большого значения тому, чем владели, ибо философское отношение к миру было для них нормой жизни.
2.1 Строительная культура
С древности племена, жившие на территории Казахстана, развивали строительную культуру. Наиболее ранние постройки из камня – дольмены, цисты, загоны для скота, башенные сооружения – дын, дынгек, древнейший тип казахского стационарного жилища шошала – круглые однокамерные помещения с коническим и сферическим сводом, которые были срубные, плетёные, дерновые, из камня или сырцового кирпича, отражают в целом процесс становления строительных конструкций – несущих стен, вертикальных опор, перекрытий.
Её развитие дальнейшем можно проследить по памятникам, сохранившимся в местах первых поселений, ставших впоследствии центрами племенных союзов. Особенности строительной культуры можно проследить и по конструктивным особенностям построек в городах Туркестана, Сайраме, Таразе, стоявших на древнем караванном пути.
Уровень её развития в средние века могут характеризовать мавзолеи Бабаджи-Хатун, Айша-Биби близ Джамбула, подземная мечеть Шакпак-Ата на Мангышлаке, башня Сарман Косы, мавзолей Сырлы Там на Сырдарье, мавзолей Аяккамыр, ,Жошы-хана, Алаша-хана в Центральном Казахстане и другие памятники архитектуры X – XIV веков.
Казахи, связанные с подвижным скотоводством, а их было большинство в дореволюционном Казахстане, жили в юртах. По сравнению со срубным или глинобитным домом юрта является относительно поздним типом жилища, в котором трансформированы основные элементы его ранних прототипов, в частности войлочных, с жёстким деревянным каркасом домов на повозках, встречавшихся в Казахстане вплоть до XVIII века. В отличие от юрты эти дома при переездах не разбирались.
Казахская юрта – кииз уй относится к тюркскому (кипчакскому) типу разборно-решётчатых построек. Юрта «с точки зрения конструктивной не превзойдена ни одним из кочевых народов и является самым совершенным из переносных жилищ»
Каркас юрты состоит из кереге – складных решётчатых стенок, уыков – жердей, составляющих её свод, и шанырака – полусферического навершия. Все эти части каркаса оедимяются при помощи верёвок, тканых ремней – тангыш, опоясываются ткаными полосами – керебас, баскур, свод юрты украшается подвесными лентами – шанырак бау, желбау, уыкбау с несколькими рядами узлов и кистей из разноцветных шерстяных нитей.
Снаружи юрта покрывается четырьмя войлочными полотнищами – туырлыками, поверх них ещё двумя – узуками, украшенными у основания свода нашивками – додеге. Верх юрты, включая отверстие, также покрывается выкроенным войлоком – тундуком.
Войлочные покрытия юрты создают прохладу, когда жарко, и сохраняют тепло в жилище, когда холодно. Кереге (цилиндрическая часть) юрты под войлочным покрытием зачастую обкладываются циновками.
В национальной деревне в Оренбурге. У юрты.
Двери юрты двухстворчатые. Створки вставляются в углубления перекладины и порога дверного проёма, а косяки привязываются с боков к решёткам. При открывании и закрывании двери издают скрип, отсюда и их название «сыкырлауык» - скрипучие. Они украшаются резьбой и росписью, иногда инкрустируются костью. Сверху двери прикрываются войлочной завесой – кииз есик.
Размеры и убранство юрты в прошлом зависели от имущественного положения хозяев. У состоятельных степняков юрты были большие, покрытые белым войлоком. Назывались они а куй (дословно – белый дом). Отау уй – такие же юрты, но меньшего размера ставились для новобрачных. Для хозяйственных нужд пользовались юртами из тёмного войлока, их называли кара уй (дословно – чёрный дом). У бедноты были небольшие трёх - четырёхканатные юрты или шатры – курке из связанных вверху шестов, прикрытых с подветренной стороны кошмой или циновкой – чием.
Такую же конусообразную форму имели походные юрты – жол уй, абылайша, жилище пастухов – кос. Для них использовались прямые жерди, воткнутые в землю и связанные вверху волосяной верёвкой.
В степях Сарыарки у входа в юрту устанавливали найзу – пику как оберег благополучия жившей в ней семьи.
В наши дни юртами пользуются чабаны, которым приходится длительное время перекочёвывать с отарами овец с места на место. Каркасы и войлочные покрытия юрты выпускают специальные фабрики.
Кроме юрты, в которой в основном жили летом, у казахов было стационарное жилище. Наиболее распространённый тип стационарного жилища на зимовки – кыстау.
Жильё на зимовках – это постройки из нескольких комнат с плоской крышей. В разных регионах Казахстана они различались только составом и назначением помещений, зависящими от особенностей уклада жизни их обитателей. Непосредственно к жилому дому примыкали объединённые с ним в одно строение кладовые для копчения мяса, хранения зерна и других продуктов, крытые загоны для скота, помещения для содержания молодняка – ауыз уй, через которые шёл вход в жилые комнаты. Строили такие дома из глины, дерна или камня-плитняка, что обусловлено безлесностью степей.
Для постройки их обычно выбирали участок в долине реки или у озера, где было много тугайных зарослей, травы, камыша для тебеневки скота и где можно было укрываться от пронизывающих степных ветров.
Дома богатых казахов строились из жженого кирпича, украшались фигурной кладкой, иногда имели фризы.
Но время идёт. И сейчас в современном мире казахи живут в домах из кирпича. Обустраивают комнаты модными вещами, мебелью.
На подворье казахов в Национальной деревне Оренбурга.
2.2 Казахское народное прикладное искусство
Трудно назвать какое-либо изделие казахского народного прикладного искусства, не украшенное национальным орнаментом, истоки которого, по данным археологических исследований, уходят в глубокую древность.
Основу казахского орнамента составляют знаки-символы, узорные мотивы, для разработки которых источником послужили явления и предметы окружающего мира, трансформированные творческой мыслью и фантазией многих поколений народных мастеров в соответствии с их представлениями о красоте и гармонии.
Танец в казахском костюме.
Развиваясь на протяжении веков в логической преемственности художественного мышления и его пластического эквивалента – формы, казахский орнамент дошёл до нас, сохранив свою самобытность и своеобразие. В нём чётко прослеживаются зооморфные, растительные, космогонические, геометрические и другие мотивы.
К зооморфным мотивам в казахском орнаменте относятся рогообразный узор, широко известный в искусствоведческой литературе под формально-типологическим названием кошкар муйиз – бараньи рога, и его вариации: кос муйиз – двойные рога, кыныр муйиз – кривые рога, сынык муйиз – сломанные рога и т.д. Зооморфными являются также табан – след, узор сердцевидной формы, оркеш – горб, узор, напоминающий шею и горб верблюда, каз мойин – гусиные шейки и другие. Эти узоры как самостоятельно, так и в сочетании с другими наиболее часто встречаются на изделиях из войлока, кожи, дерева и кости.
Фрагмент комзола из школьного музея (бараньи рога).
Некоторые исследователи (Р. Карутц, Е.Шнейдер и другие) считали, что среди зооморфных мотивов и в целом в казахском орнаменте доминирует узор кошкар муйиз – бараньи рога и его вариации. Действительно, при орнаментации изделий из войлока использовался, как правило, этот зооморфный узор. В резьбе по дереву, камню, вышивке, изделиях из металла преобладают дуговые линии, всевозможные завитки, которые в своей основе являются растительными.
Так же неверно было считать стилизацией узора кошкар муйиз древнейший космогонический мотив шимай – спираль (Е.Шнейдер), который символизирует мировое пространство, Вселенную. Шимай идентичен во многом мотиву битпес – нескончаемый, который в свою очередь является символом вечного движения не только у казахов, но и у некоторых других народов.
Мы обращаем на это внимание потому, что сохраняющаяся инерция не видеть в казахском орнаменте других мотивов, кроме узора кошкар муйиз, может привести к сужению его образности и выразительных возможностей.
Определённые смысл и значения заложены в растительных мотивах казахского орнамента. Все они, как в отдельности, так и в сочетании друг с другом, например, переплетение цветка и бутона, раскрывают «понятия единства, причинно-следственной обусловленности и вечности бытия».
Растительные мотивы жапырак – листья, уш жапырак – трилистники, шиыршык – бутон, гуль – цветок характерны для вышивок тамбуром, гладью, золотом, серебряной канителью. Они вышивались на настенных коврах, головных уборах, деталях костюмов и т.д.
Казахские девушки были искусными вышивальщицами. Задолго до свадьбы они готовили себе приданое: вышивали одежду, головные уборы, постельное бельё, скатерти, полотенца и т.д.
Сумка для свадебных подарков невесты (подарок моей бабушки).
Казахи в прошлом не имели понятия о существовании компаса, не пользовались часами, но по солнцу, луне, движению звёзд безошибочно ориентировались в степи, определяли днём и ночью точное время, могли предсказывать те или иные явления природы. Эти знания, а также представления о строении мира, Вселенной легли в основу космогонических мотивов казахского орнамента, сформировавшихся, по всей вероятности, в толще тысячелетних напластований культур древних племён и народов.
По мнению народных мастеров, солнце, небо символизирует донгелек – круг, четыре стороны света – торт кулак – крестовина.
2.3 Народный костюм.
Казахский народный костюм складывался веками, становясь выразителем красоты, доблести и благосостояния народа.
Вся жизнь казахов с давних времен связана с разведением домашнего скота. Вместе со стадами они кочевали по степи. Из шерсти верблюдов и овец валяли войлок для юрт, в недалеком прошлом основного жилища казахов.
На празднике сабантуй.
Обувь, одежду, головные уборы шили из шерсти и кожи. Шёлковые, хлопковые ткани привозили из Средней Азии, а позже из России. В 19 веке казахи переняли у русских полушубки, валенки, сапоги.
Вековой опыт народа, накопленный в условиях сурового кочевого быта, отразился в лаконичности кроя костюма.
И женский и мужской костюмы представляли собой законченную композицию, состоящую из нескольких предметов подчиненных единому художественному замыслу. Костюм состоял из нижней рубахи, верхней распашной одежды, штанов. Верхняя одежда включала в себя камзолы с рукавами и без них, плащи, халаты, шубы. Завершал ансамбль головной убор. Большую роль в костюме играли украшения из металла: накладные пластины на поясах, массивные нагрудные украшения, подвески, браслеты, перстни.
Девичье платье и платье молодой женщины украшались воланами и оборками.
Фото моей подруги в казахских одеждах.
Отделывали платья вышивкой, разрезы и края окантовывались тканью другого цвета. В некоторых областях Казахстана на платье нашивались металлические бляшки и монетки. Для перекочевок, которые всегда становились праздником, девушки шили брюки. Женский камзол мало отличался от мужского, был более приталенным. Как и платье, он украшался вышивкой и мехом. Застежкой служили разъемные металлические или серебряные пряжки. Камзолы были с длинными и короткими рукавами или совсем без них, длиной чуть ниже талии или почти до колен, теплые на подкладке или тонкие, с воротниками и без них.
В Джамбульской области и Семиречье девушки носили широкую полоску ткани, плотно охватывающую шею, с застежкой сзади.
Пояс был такой же необходимой деталью женского костюма, как и мужского.
Головные уборы - маленькие шапочки для девушек и кишиляки, закрывающие голову и грудь.
В народном костюме казахов широко использовались хлопчатобумажные ткани: ситец, бязь, кумач, коленкор, плис, а также более дорогие: бархат, парча, шелк.
Современные головные уборы моих родителей.
В целом казахский костюм был празднично декоративным, но эта декоративность органично сочеталась с функциональностью. Края одежды обшивались тесьмой и позументом не только потому, что это было красиво, но и предохраняло полы от изнашивания. Шлицы обеспечивали движению большую свободу и в тоже время являлись элементом украшения. Меховую шубу покрывали бархатом, чтобы сделать её праздничной и чтобы сохранить мех. Кожаные пояса украшали, а заодно и укрепляли металлическими пластинами. Всё было целесообразно и служило удобству, красоте и сохранности костюма.
В колористическим решении сочетание белого с красным в костюме воспринималось как выражение праздника и счастья, белого с чёрным выражало строгость.
Кожа и металл – древние, традиционные материалы дополнение казахского народного костюма. Грубый кожаный пояс был необходимой принадлежностью мужского старинного костюма. Его украшали пряжками, накладными бляхами из серебра, к нему подвешивались фигурные сумки для огнива и пороха. Подвески тоже отделывались серебряными пластинами и мелкими гвоздиками с выпуклыми шляпками.
Девичий головной убор. Разработка Л. Игошин на основе казахских традиций. Из книги Дженибекова У.Д.
Перстень из серебра и кольцо «спаси и сохрани». Подарок бабушки.
Почему же в элементы декора были введены украшения из серебра?
Что определяет облик Казахстана?
Можно ответить коротко: степи покрытые весной ковром цветущего ковыля – серебра степи, степи, переходящие в пустыни и полупустыни у берегов Каспийского моря, имеющие оттенок серебр
2.4 Современные казахские концертные костюмы.
На празднике сабантуй.
Женский костюм. Платье из белого капрона, на чехле из хлопчатобумажной ткани, отрезное ниже талии на 5-6 сантиметров, сильно' приталенное, юбка из шести клиньев, длиной до пола. На подоле платья три оборки: одна шириной 20 сантиметров, другая - 15 сантиметров и третья - 10 сантиметров. Оборки расположены близко друг к другу и по линии пришива сильно присборены. Рукав длинный, расширенный к низу до 70 сантиметров, на конце три ряда оборок - рюшей. Ворот платья глухой, с застежкой на спине, на груди у ворота нашиты три ряда оборок - рюшей, также расположенных близко друг к другу. Камзол из синего хлопчатобумажного бархата, на подкладке из синей саржи, открытый до талии, длиной ниже бедер. Вырез, полы и низ камзола отделаны вышивкой разноцветными нитями, блестками, бусинами и окантованы цветной тесьмой. Камзол застегивается спереди на талии и украшается на месте застежки большой металлической декоративной пряжкой. Штаны из белого тюля, узкие, на манжете, пояс на резинке. По длине они немного ниже подола платья.
Танец в казахском костюме на празднике казахской культуры в школе.
Головной убор - высокая тюбетейка из синего бархата на подкладке. Султан из мелко нарезанного белого капрона, наклеенного на проволочный каркас. Тюбетейка расшита жемчугом, золотистыми блестками, красными бусинами и окантована цветной тесьмой. Прическа -две черные косы. Обувь - вышитые сафьяновые сапожки или красные туфли с загнутыми носами, на каблуке, можно заменить черными туфлями на каблуке.
Мужской костюм состоит из короткого халата-кафтана длиной ниже бедер из шерстяной ткани или бархата темно-вишневого, темно-синего, коричневого или серого цвета, с длинным рукавом, на подкладке. Халат так же богато украшен, как и женский камзол. Он подпоясывается кожаным поясом, отделанным металлом. Рубаха из тонкой хлопчатобумажной ткани или вискозной ткани розового цвета, с отложным воротником, с застежкой по центру. Штаны из светло-бежевой шерстяной ткани, широкие, с разрезами внизу, у талии собираются на шнурок. Передняя часть штанов, низ и разрезы вышиты яркими шелковыми нитями, отделаны тесьмой и сутажом, расшиты яркими блестками.
Головной убор - шапка с верхом из синего бархата украшена шнуром, сутажом, с вышивкой золотистыми блестками и бортам из коричневого искусственного меха. Обувь - цветные кожаные мягкие сапоги с загнутыми носами, на небольшом каблуке.
2.5 Детские игры.
1.Айголек.
Дети делятся на две команды. Игроки берутся за руки и встают друг против друга на расстоянии 20 шагов. Первая команда начинает игру:
Айголек, айголек, луна белая как снег.
Выше гор, выше рек начинает свой разбег.
Выше гор, выше рек, кто тот нужный человек?
На это вторая команда отвечает:
Айголек, айголек, луна белая, как снег
Выше гор, выше рек тот (называют имя одного из игроков)
Нужный человек.
Игрок, имя которого назвали, должен разбежаться и разорвать цепь второй команды. Если это удаётся, он уводит одного из команды противника. Если не удаётся, то остаётся в команде противника. Побеждает команда, где оказывается большинство играющих.
2. Котермек (подними-ка).
На середину выходят два игрока. Они встают спинами друг к другу, соединяются локтями. После сигнала каждый игрок старается поднять соперника к себе на спину. Побеждает тот, кто первым сможет поднять противника. Победитель выбирает себе следующего игрока. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.
3. Игра в платок (туилген орамал –завязанный платок).
Разучиваем игру.
Берётся любой платок, завязывается узлом, так, чтобы он был похож на мяч. Один из игроков встаёт в центре, остальные его окружают. Сразу после сигнала игроки разбегаются в круг или произвольно и начинают перебрасывать друг другу платок, не давая поймать его центровому. А центровой игрок должен перехватить мяч. Тот игрок, у которого отобран мяч, занимает место в центре. Игра начинается заново.
4.Собери монетки.
Все детские игры очень похожи на народные игры русского народа. В нашем селе правила этих игр «переплелись» и проводятся каждый праздник или выходной день как просто детская игра. И нет разделения игр по национальностям.
Кочевой и полукочевой уклад жизни большинства казахов дал направлению
развития таких ремёсел, как изготовление ковров, обработка металла, резьба по дереву, камню и кости.
3. Заключение. Традиции живут.
В ХХ веке значимость бесценного наследия казахской культуры — юрты — снизилась. Вместо добротных сооружений появились кое-как изготовленные, некачественные, покрытые черным хромом, служащие не более двух лет подобия казахских юрт. Со временем стало стираться из памяти и само понятие «святой очаг».
Начиная с 90-х годов ХХ века, после того как Казахстан стал суверенным государством, появилась возможность вновь обратится к истокам национальной культуры, возродить юрту как национальный символ в жизни казахов.
На праздниках стали выставлять не лозунги, флаги и портреты, а юрты во всей своей красе, украшенные работами мастеров искусств и организовывать спортивные соревнования.
В школах проводятся праздники казахской культуры.
Фото со школьного праздника:
В нашем областном центре Оренбурге создан музей под открытым небом «Национальная деревня», где воссозданы основные образы жизни и культуры казахов. На казахском подворье - юрта, построен ресторан, где можно отведать основные блюда казахской кухни.
В завершении моей работы привожу слова Е.Вахтангова: «Не всё, что современно, вечно, но то, что вечно, - всегда современно.
Литература
В работе использованы фотоработы Ивановой Валентины Ивановны со школьных мероприятий.
- -
Пчёлки на разведках
Загадка Бабы-Яги
Волшебная фортепианная музыка
Солдатская шинель
Где спят снеговики?