Элементарные навыки разработки учебных пособий для воспроизведения на экранах мониторов различных устройств в эпоху цифровых технологий являются необходимыми как для учителей так и для учащихся. В работе описана необходимость создания электронного учебника. Учебник рассчитан на учеников занимающихся в кружке «Юный издатель».
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа то теме "Создание электронного учебника" | 23.13 КБ |
Презентация к работе | 1.38 МБ |
Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся
«Шаг в науку»
РФ, Забайкальский край, Приаргунский район,
МБОУ Досатуйская СОШ
Тема: Создание электронного учебника.
Автор: Бояркин Александр
ученик 10 класса
МБОУ Досатуйской СОШ
Научный руководитель: Шестакова Е. Н.,
учитель информатики
Досатуй – 2014 год.
Краткая аннотация
В данной работе рассматривается необходимость в создание электронного учебника. Продуктом работы является презентация готового электронного учебника.
Аннотация
Элементарные навыки разработки учебных пособий для воспроизведения на экранах мониторов различных устройств в эпоху цифровых технологий являются необходимыми как для учителей так и для учащихся. В работе описана необходимость создания электронного учебника. Учебник рассчитан на учеников занимающихся в кружке «Юный издатель».
План исследования
Проблема: в нашей школе есть кружок «Юный издатель», учащиеся свои работы публикуют в свободно распространяемой программе Scribus. Литературы по изучению данной программы у нас в школе нет в интернете на сайты, содержащие необходимую информацию ограничен доступ. Поэтому возникла необходимость создать электронный учебник, содержащий всю необходимую информацию по данному курсу.
Цель: Создать электронный учебник по теме «Издательская деятельность в Scribus», который можно использовать на кружке по информатики, а также для самостоятельного изучения.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Структурировать информацию по разделам;
3. Создать электронный учебник.
Объект: создание электронного учебника.
Предмет: электронный учебник по информатике на тему «Издательская деятельность в Scribus».
Гипотеза: если применять электронный учебник на уроках информатики, то это будет способствовать повышению качеству визуальной информаций и самостоятельности учащихся.
Введение
На сегодняшний день разработано множество электронных учебников на совершенно разные темы, начиная от простеньких небольших программок, заканчивая сложными и серьезными проектами, которые создавались годами.
Причина такого большого количества электронных учебников - во всеобщей компьютеризации общества. Наряду с традиционными учебными пособиями стали использоваться, так называемые, электронные учебники, удобные и для домашнего обучения, и для использования в образовательных учреждениях.
Электронные учебники существенно повышают качество визуальной информации, она становится ярче, красочнее, а, как известно, чем интереснее представлен материал, тем интереснее его изучать. Поэтому возможности электронных учебников не ограничиваются только изложением и демонстрацией материала, они призваны заинтересовать ученика в этом, и состоит актуальность данной темы.
Глава 1. Общие сведения об электронных учебниках
Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:
– это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото - и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
– должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.
– это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.
Электронными образовательными ресурсами или электронными учебниками называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к электронным образовательным ресурсам относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования электронные образовательные ресурсы воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.
Электронные учебники классифицируем по степени отличия от традиционных полиграфических учебников.
Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.
В электронных учебниках это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне.
В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.
Глава 2. Технология создания электронных учебников.
Этапы создания электронных учебников.
1. Определение целей и задач разработки.
2. Разработка структуры электронного учебника.
3. Разработка содержания по разделам и темам учебника.
4. Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.
5. Программирование.
6. Апробация.
7. Корректировка содержания ЭУ по результатам апробации.
8. Подготовка методического пособия для пользователя.
Рассмотрим эти этапы.
Определение целей и задач разработки. Отправной точкой в создании электронных учебников являются дидактические цели, для достижения и решения которых используются информационные технологии.
В зависимости от целей обучения электронные учебники могут быть следующих типов:
• предметно- ориентированные ЭУ;
• для изучения отдельных предметов общеобразовательного цикла в конкретном классе;
• предметно-ориентированные электронные учебники для изучения отдельных разделов предметов общеобразовательного цикла при сквозном изучении учебного материала;
• предметно-ориентированные электронные тренажеры с наличием справочного учебного материала;
• электронные автоматизированные системы развития способностей.
Разработка структуры электронного учебника. Структура в общепринятом понимании (от лат. struktura - строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Исходя из этого определения, при разработке электронного учебника необходимо первоначально выработать его структуру, порядок следования учебного материала, вид навигации по разделам, сделать выбор основного опорного пункта будущего учебника.
Разработка содержания по разделам и темам ЭУ. Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей школьника.
При разработке содержания отдельных тем необходимо структурировать учебный материал:
• по степени сложности восприятия,
• по степени сложности подачи.
Программирование. В этой работе участвуют: постановщик курса, программисты, программисты – дизайнеры, психолог.
Эта работа начинается с создания основных шаблонов будущего ЭУ; они различаются в зависимости от назначения: разместить в нем познавательный материал, подкрепить его рисунком, анимацией графиком и т. П ЭУ необходимо апробировать в условиях реального школьного учебного процесса. Во время апробации выявляются отдельные незамеченные разработчиками ошибки: некорректность, неудобства в эксплуатации и.т.п.
Корректировка по результатам апробации. По результатам апробации проводится корректировка программ электронного учебника. Эта работа может касаться и сценарной линии учебника, его структуры; она касается неточностей при работе с заданиями и т.п.
В разработанном электронном образовательном ресурсе представлен теоретический и практический материал по элективному курсу «Основы издательской деятельности в Scribus», необходимый как для работы на уроке, так и для самостоятельной подготовки. Созданный ЭУ по классификации можно отнести к текстографическому типу.
При знакомстве с данным пособием учащиеся должны знать определение понятий по курсу издательская деятельность. Такие как издание, издательство, автор, редактор, корректор, издательский процесс, этапы процесса издания и т.д. Уметь работать с текстом, зная основные правила оформления, организовывать издательское дело.
При изучении тем «Основы работы в Scribus» учащиеся в итоге должны знать интерфейс программы. Уметь создавать публикации, состоящие из одиночных, парных и д.р. страниц, вставлять и редактировать изображения, работать с текстовыми блоками. Создавать печатную и полиграфическую продукцию.
Заключение
В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.
Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Программы по созданию ЭУ дают возможность каждому из учеников независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов.
Цель достигнута ЭУ создан и используется в образовательном процессе.
Слайд 1
Электронный учебник«Основы издательской деятельности в Scribus »Слайд 2
Цель: Создать электронный учебник по теме «Издательская деятельность в Scribus »
Слайд 3
Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме; 2. Структурировать информацию по разделам; 3. Создать электронный учебник. .
Слайд 4
Электронные образовательные ресурсы классифицируем по степени отличия от традиционных полиграфических учебников. 1. Простые электронные образовательные ресурсы – текстографические . Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. 2. Электронные образовательные ресурсы следующей группы тоже текстографические , но имеют существенные отличия в навигации по тексту.
Слайд 5
В разработанном электронном учебнике представлен теоретический и практический материал по теме «Основы издательской деятельности в Scribus» для учащихся , необходимый как для работы на уроке, так и для самостоятельной подготовки. Созданный ЭУ по классификации можно отнести к текстографическому типу.
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Снеговик
Ночная стрельба
О путнике
Хитрый коврик
Тигрёнок на подсолнухе