Тема нашей исследовательской работы « Частушка: её распространение среди жителей хутора Ветютнев» выбрана далеко не случайно. Я живу в своем родном селе, увлекаюсь вокалом, участвую в различных песенных конкурсах. И особенно мне нравится исполнение частушек.
Гипотеза исследования: частушка выражает различные черты человеческого характера.
Объект исследования: тематика частушек народного хора «Аксинья» Ветютневского сельского дома культуры
Предмет исследования: частушки: частушки-страдания, критические частушки на местные темы, исторические, военные, любовно-лирические, школьные частушки.
Цель нашей работы: знакомство с частушками, которые своими корнями уходят в наше прошлое и отражают его настоящее.
В ходе достижения поставленной цели мы решаем ряд задач:
1. Подобрать и изучить литературу о частушках.
2. Изучить виды частушек, особенности их исполнения.
3. Собрать частушки у односельчан, вместе с тем узнать о их
жизни и быте;
4. Оформить литературный альманах.
Хочется отметить, что частушки - единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведется почти с его зарождения. Известны имена собирателей частушек: Д.К.Зеленин, П.А.Флоринский, В.И.Симаков, Е.Н.Елеонская, братья Геннадий и Александр Заволокины (Приложение №1) . В настоящее время частушки получают вторую жизнь. Это один из способов сохранить народное творчество, историческую память народа, установить связь старшего и молодого поколения.
Актуальность нашей работы: заключается в том, что исследованы частушки, распространенные среди жителей хутора Ветютнев, в создании печатного, наглядного и электронного материала.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопросов распространения частушки.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования в подготовке и проведении внеклассных занятий, в работе краеведческого кружка, в художественной самодеятельности, в мероприятиях Дома культуры.
Изучив литературный материал, мы узнали, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины 19 века. Выяснили, что существуют разные виды частушек: скоморошины, приговоры, частрушки-жалобы, лирические, плясовые.
Проанализировали частушки, которые пели в нашем хуторе и пришли к выводу, что в Ветютнево пели два вида частушек: лирические и плясовые. Частушки для себя и про себя, о своем отношении к другому человеку, другим людям являются наиболее распространенными среди моих односельчан. По воспоминаниям собеседников, мы узнали, что частушки пелись в основном на праздниках.
Частушки - это один из способов сохранения народной песни, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и среднего поколений, жителей деревни и города.
Изучение и исследование нами распространения частушек показали, что они, как и другие жанры устного народного творчества, отражают быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края. Тематика их разнообразна: личные взаимоотношения людей, трудовые будни, культура, природа, подвиги и беды. Возвращаясь к проблеме исследовательской работы, мы убедились в том, что частушка выражает различные черты человеческого характера. Считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы решены успешно: подобрали и изучили научный материал о частушках; познакомились с частушками, распространенными среди жителей моего хутора; оформили собранные материалы в литературный альманах (Приложение № 6).
Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями хутора, узнавая новое для себя, я получил огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми. Многое узнали об их жизни, об их увлечениях.
Вложение | Размер |
---|---|
3-i_mezhmunitsipalnye_istoricheskie_chteniya.docx | 425.41 КБ |
Работу выполнил Панфилов
Константин Михайлович,
учащийся
МБОУ «Ветютневская СОШ».
Руководитель: Скачкова
Наталья Васильевна, учитель
истории и обществознания.
Тема исследовательской работы
«Частушка: её распространение среди жителей хутора Ветютнев».
Содержание.
2. Основная часть.
Глава 2.1. История возникновения частушек
Глава 2.2. Распространение частушек среди жителей
хутора Ветютнев.
3. Заключение.
4. Использованная литература.
5. Приложение.
Введение
Наша страна огромна и прекрасна. Богаты её леса и недра, полноводны реки и озёра, талантлив народ. Только узнав свою малую родину, полюбив её, в будущем мы можем стать настоящими хозяевами своей родины.
А начинается эта любовь с изучения своего родного края, родного языка, места, где ты родился и рос, с появления уважения к своим землякам, людям, которые тебя окружают, помогают тебе, поддерживают тебя в жизни.
Многое пережил мой народ на протяжении всей её истории. В разные времена народу помогала выжить песня. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Среди этих песен: бытовые, колыбельные, шуточные, лирические, песни – причитания, песни – сказки, песни – былины.
Особое внимание народа во все времена привлекала песня – частушка.
Тема нашей исследовательской работы « Частушка: её распространение среди жителей хутора Ветютнев» выбрана далеко не случайно. Я живу в своем родном селе, увлекаюсь вокалом, участвую в различных песенных конкурсах. И особенно мне нравится исполнение частушек.
Гипотеза исследования: частушка выражает различные черты человеческого характера.
Объект исследования: тематика частушек народного хора «Аксинья» Ветютневского сельского дома культуры
Предмет исследования: частушки: частушки-страдания, критические частушки на местные темы, исторические, военные, любовно-лирические, школьные частушки.
Цель нашей работы: знакомство с частушками, которые своими корнями уходят в наше прошлое и отражают его настоящее.
В ходе достижения поставленной цели мы решаем ряд задач:
1. Подобрать и изучить литературу о частушках.
2. Изучить виды частушек, особенности их исполнения.
3. Собрать частушки у односельчан, вместе с тем узнать о их
жизни и быте;
4. Оформить литературный альманах.
Хочется отметить, что частушки - единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведется почти с его зарождения. Известны имена собирателей частушек: Д.К.Зеленин, П.А.Флоринский, В.И.Симаков, Е.Н.Елеонская, братья Геннадий и Александр Заволокины (Приложение №1) . В настоящее время частушки получают вторую жизнь. Это один из способов сохранить народное творчество, историческую память народа, установить связь старшего и молодого поколения.
Актуальность нашей работы: заключается в том, что исследованы частушки, распространенные среди жителей хутора Ветютнев, в создании печатного, наглядного и электронного материала.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке вопросов распространения частушки.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования в подготовке и проведении внеклассных занятий, в работе краеведческого кружка, в художественной самодеятельности, в мероприятиях Дома культуры.
Глава 2.1. История возникновения частушек.
Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества, это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся в характерной звонкой манере. В словаре Ожегова частушка определяется как народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания. (Приложение №2)
«Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолётное переживание человека в данную минуту».
Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражены явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас, в данную минуту. Иначе говоря, частушки о вчерашнем дне уже не поют. Именно этим объясняется относительная недолговечность основной массы частушек.
Возникновение и формирование жанра частушки относится ко второй половине XIX в. Первые частушки были зафиксированы в центре России в 50 – 60-х годах XIX в. Затем они стали появляться и в других районах страны. Жанр частушки развивается очень быстро. Постепенно частушка оттеснила на второй план традиционную лирическую песню и стала самым массовым, самым популярным жанром русского фольклора.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Надо отметить, что первые частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца XIX века частушка становится, и по созданию, и по бытованию, преимущественно женским жанром фольклора.
Частушки необычайно разнообразны по своему идейно – тематическому содержанию. Во-первых, выделяются частушки-скоморошины. Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира. Во-вторых, особую группу образуют частушки-жалобы, содержащие в себе обращение к покойнику, посвященные сиротству и жизни на чужой сторонушке. В-третьих, самую большую и основную группу составляют тексты, взаимодействующие с протяжными лирическими песнями. Они названы лирическими миниатюрами. В-четвертых, выделяется группа, исторически восходящая к плясовым песням. В-пятых, группа мелодраматических частушек (Приложение № 3).
С течением времени функции подвидов могли меняться. Когда начинала формироваться новая жанровая разновидность частушек, тексты могли переходить из одной группы в другую. Главное, что позволяет говорить о многообразии "истоков" частушки - это художественный арсенал фольклора, из которого разные жанры берут то, что им в большей степени подходит.
Глава 2.2. Распространение частушек среди жителей хутора Ветютнев.
Для того чтобы получить полную картину бытования различных жанровых разновидностей частушек в нашем хуторе, мы провели анализ распространенности разных видов частушек. Анализ результатов опроса сверстников и жителей хутора (в опросе участвовало 38 человек) показал, что о частушках знают 100% опрашиваемых, 72% знают несколько частушек наизусть, 23 % знают разновидности частушек.
При исследовании и записи частушек учитывалось своеобразие жанра, выяснялись условия бытования жанра: в каких ситуациях обычно исполнялась или исполняется частушка, где исполнялись частушки , какой музыкальный инструмент использовался (гармонь, баян, балалайка)
есть ли в хуторе люди, известные как хорошие исполнители и сочинители частушки, давно ли они поют частушки, давно ли сочиняют, о чем сочиняемые частушки, чем определяется выбор темы?
При встречах с односельчанами (Приложение № 4) мы выяснили, что основные тематические группы частушек следующие:
- о любви, счастливой и неразделенной, о разлуке, об измене, о сватовстве, о замужней жизни, о неравном браке, о Великой Отечественной войне, о современной службе в армии и т.д.
В маленькой, чаще всего четырехстрочной частушке, можно увидеть отголоски многих жанров народной поэзии. Как и песня, частушка живет в народе по своим законам. Она раскрывает какую-то отдельную черту быта, характера человека, взаимоотношения между людьми, мысли и переживания.
Не все гармонично в мире, и поэтому частушка передает эти противоречия, особенно противоречия внутреннего мира человека.
Частушки – веселые, озорные куплеты, чаще сатирического содержания. Достается в них лодырям, лентяям и лежебокам, неряхам и обманщикам.
Частушка может собрать вместе людей разных профессий, что может заставить хотя бы на время забыть разногласия. Люди старшего поколения помнят: как только начинало смеркаться, жизнь в деревнях замирала. Но вот подавала голос гармонь, парни и девчата выходили на улицу. Гармонист важно усаживался на скамью, неторопливо перебирал кнопочки гармошки, и начиналось веселье. Частушки пелись на посиделках, вечерках, беседах зимними вечерами в откупленной избе или летними вечерами, а то и всю ночь за околицей деревни.
Частушки бывают разные: плясовые, шуточные любовные, бытовые, лирические, грустные и веселые, задиристые. Но у всех частушек есть одна общая черта — их сочинил народ. В нашем хуторе есть исполнители частушек, которые увлекаются частушкой с детства. Это Крюкова Н.А., Тяпкина Н.П., Амелина Е.В., Егорова С.А.
Русские люди всегда любили веселиться и сочинять песни во время праздников, прямо на ходу. Слова в частушке часто меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю, она поется.
Касаясь всех сторон жизни человека, частушка запечатлела основные этапы истории нашей Родины за последнее время. Она отображает и современную действительность. Как и прежде, чутко откликается и быстро реагирует на любое, незначительное событие. Немало острых критических частушек записано на местные темы. Такие частушки исполняет народный хор «Аксинья» Ветютневского дома культуры под руководством Егоровой С.А. Говоря о тематике частушек в нашем хуторе , надо отметить, что народ до сих пор хранит частушки о Великой Отечественной войне.
Частушечный репертуар послевоенного периода знакомит нас с мирной жизнью, наступившей после суровых военных лет.
Очень много имеется частушек на любовно-лирическую тематику. Кстати тема любви, можно сказать, - главная тема частушек. Любовь, брак, семья, положение женщины – это только внешняя сторона темы, главный смысл частушек – это переживания, психологическая реакция героя или героини.
В частушке вырабатывались «сюжеты», которые отражали ту или иную любовную ситуацию, а также много сравнений.
В своей школе на концертах художественной самодеятельности я с удовольствием с ребята исполняю частушки на школьную тему, на ,
В недавно прошедшем районном творческом конкурсе мы удивили всех присутствующих исполнением частушек на английском языке.
Чаще всего в нашей деревне исполнялись частушки о природе, культуре, жизни селян. 93 % опрошенных селян нравится исполнение частушек, они считают, что через частушку можно выразить свои переживания, эмоции, чувства. Есть в хуторе и те, кто сами сочиняют частушки. Они записывают их в специальные тетради. Люди в моем хуторе живут весёлые и счастливые. Песни - частушки звучат на всех праздниках. А какой деревенский праздник обходится без частушек и что особенно ценно собственного сочинения.(Приложение № 5)
Заключение
Изучив литературный материал, мы узнали, что частушка появилась и являлась самым распространенным жанром фольклора второй половины 19 века. Выяснили, что существуют разные виды частушек: скоморошины, приговоры, частрушки-жалобы, лирические, плясовые.
Проанализировали частушки, которые пели в нашем хуторе и пришли к выводу, что в Ветютнево пели два вида частушек: лирические и плясовые. Частушки для себя и про себя, о своем отношении к другому человеку, другим людям являются наиболее распространенными среди моих односельчан. По воспоминаниям собеседников, мы узнали, что частушки пелись в основном на праздниках.
Частушки - это один из способов сохранения народной песни, сохранения исторической памяти народа, связи старшего и среднего поколений, жителей деревни и города.
Изучение и исследование нами распространения частушек показали, что они, как и другие жанры устного народного творчества, отражают быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края. Тематика их разнообразна: личные взаимоотношения людей, трудовые будни, культура, природа, подвиги и беды. Возвращаясь к проблеме исследовательской работы, мы убедились в том, что частушка выражает различные черты человеческого характера. Считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы решены успешно: подобрали и изучили научный материал о частушках; познакомились с частушками, распространенными среди жителей моего хутора; оформили собранные материалы в литературный альманах (Приложение № 6).
Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями хутора, узнавая новое для себя, я получил огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми. Многое узнали об их жизни, об их увлечениях.
Использованная литература:
Приложение №1
Известные собиратели частушек
ДАНИЛОВ КИРША — рус. фольклорист, предполагаемый собиратель устного нар. творчества и составитель рукописного сборника, в к рый вошло 70 текстов: былины, казачьи и солдатские песни, ист., сатирич. и шуточные песни и др. стихотворения. Исследователи считают, что он составил самый ранний в России сборник произведений народного творчества.
Зеленин Д.К. – собиратель частушек его знаменитый "Сборник «Великорусские сказки Пермской губернии», уникальный памятник отечественной культуры, который содержит наиболее ранние точные записи сказок с сюжетами, не уступающими собранию А. Н. Афанасьева. В книгу вошли сказки о животных, волшебные сказки, легендарные, новеллистические, сказки об одураченном чёрте, а также сказки-анекдоты.
ФЛОРЕНСКИЙ П. А.
Филосов,искусствовед и собиратель частушек П. А. Флоренский писал: (… это шутливое в глубоком и глубокое в шутливом придают частушке дразнящую и задорную прелесть, постоянно напоминающую гейновскую музу. Как и у Гейне, в глубине частушки порою нетрудно разглядеть слезы и боль разбитого сердца; однако, как и у поэта, так и у народа, эти слезы и эта боль показаны более легкими, нежели они суть на деле"…
Симаков В.И.
известныйсобиратель русского фольклора, этнограф и филолог-самоучка
Александр и Геннадий Заволокины
Много лет они собирали и обрабатывали частушки своих земляков. Любители русской песни с интересом наблюдали за этими жизнерадостными людьми, когда они ещё почти мальчишками работали в посёлке Сузун в их прославленном народном хоре. Именно там они написали свои первые песни и частушки, принесшие им общенародную популярность.
Родители еще с раннего детства привили им любовь к музыке, народному творчеству, гармошке. С первой подаренной отцом гармошки и началась у Геннадия и его брата Александра Заволокиных большая дорога в музыкальный мир.
В 1986 году братьям Заволокиным было присвоено звание Заслуженных артистов РСФСР. В 1990 году за концертные программы Г.Д.Заволокин удостоен Государственной премии России, в 1995 году - звания «Народный артист России». В 1998 году вновь удостоен звания лауреата Государственной премии России за цикл телевизионных программ «Играй, гармонь».
В содружестве с братом Геннадий Заволокин и ансамбль «Частушка» выпустили свыше 10 компакт-дисков, около 10 аудио- и видеокассет с песнями и музыкой, несколько сборников нот для гармони, редких наигрышей, а также побасенок, шуток, частушек, собранных ими во всех регионах России. Геннадий Заволокин - автор книги «Играй, гармонь», посвященной популярной телепередаче, и книги рассказов о детстве, интересных встречах на съемках и концертах «Золотые планки».
В 1998 году Геннадий Заволокин создал и возглавил Российский центр «Играй, гармонь», который совместно с издательским домом «Сибирская горница» выпускает и одноименный журнал.
Трагически погиб в автомобильной катастрофе в июле 2001 года.
Приложение № 2 определение понятия «Частушка»
четверостишие-частушка — четверости/шие часту/шка, четверости/шия часту/шки, род. мн. четверости/ший часту/шек, с … Слитно. Раздельно. Через дефис.
ЧАСТУШКА — ЧАСТУШКА, частушки, жен. (лит.). Произведение устной народной поэзии четверостишие (или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе) лирического или злободневного и шутливого содержания, исполняемое на определенный напев. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
ЧАСТУШКА — ЧАСТУШКА, и, жен. Народная песенка четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно шутливого содержания. Петь, играть частушки. | прил. частушечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Частушка — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия
частушка — ЧАСТУ/ШКА и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. Произведение народной поэзии, короткая рифмованная песенка (обычно четверостишие) с лирическим или злободневным содержанием. Весёлая ч. Петь частушки. Излить душу в частушке. Частушки звучали за окном. ◁… … Энциклопедический словарь
Частушка — ж. Произведение народной поэзии лирического, злободневного или шутливого содержания, исполняющееся на определённый напев и представляющее собою четверостишие или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе. Толковый словарЕфремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Приложение № 3
Идейно – тематическое содержание частушек
1.Частушки о любви, любовных страданиях.
Задушевная подружка,
Как мы раньше жили-то.
Ты вздохнешь, а я подумаю,
Кого любили-то.
Задушевной-то подружке
Все я доверяла.
Задушевная подружка
Супостаткой стала
Ты не смейся, супостатка,
Сама охохочена.
Твоя белая фата
По полу волочена.
Супостатку угощу –
С высокой лестницы спущу.
Супостатка, не сердись,
В чужие сани не садись.
Ты не думай, супостатка,
Тебе дролю не завлечь.
На твои коленки сядет –
На мои будет глядеть.
У милого моего
Хитрая мамаша.
Где увидит, говорит:
«Идет невестка наша».
Я не буду из-под дуба
Ключевую воду пить.
Я милого не забуду,
Буду до смерти любить.
У оврага мы сидели,
Друг на дружку все глядели.
Он меня не целовал,
Все гармошку обнимал.
Полюбила-то какого,
Ничего не говорит.
Что скажу, так засмеется,
Ущипну, так заревит.
С неба звездочка упала
На прямую линию.
Скоро дроля перепишет
На свою фамилию.
Меня милый изменил,
А я и не охну.
Не зеленая трава,
В поле не засохну.
Говорят, что боевая,
Да и правда, атаман.
На горячий камень встану,
А залетку не отдам.
Глазки серы, глазки серы,
Где вы находилися?
Наужели столько время
На меня сердилися?
Картошку варить,
Надо переваривать.
Девчонку любить –
Надо уговаривать.
Раньше я его любила,
А теперь покончила.
Подружка гонится за ним,
Как собака гончая.
Есть любовь, есть любовь,
Надо знать, какая.
Есть пятиминутная,
Есть и вековая.
2 .Частушки о балалайке, гармошке, гармонисте, плясовые.
Балалаечник, играй,
Ты играй почаще.
Твои карие глаза
Очень подходяще.
Балалаечка мала,
Мала, не переделаешь.
Завлеку, любить не буду,
Ничего не сделаешь.
Уж я пела и плясала,
Пела, да и сбилася.
Балалаечник хороший,
Я в него влюбилася.
Мы с подругой боевые,
Обе северяночки.
Не полюбим мы тебя
Без этой балалаечки.
Балалаечка гудит –
Пойду милёночка будить.
Разбужу, не разбужу,
Хоть на сонного погляжу.
Балалайка, балалайка,
Балалайка - восемь струн.
Балалайка - восемь струн,
Да балалаечник – форсун.
Балалаечка – гитарочка,
Четыре струночки.
Я ни с кем не занимаюсь,
Дожидаюсь Шурочки.
Балалайка – струны медные
Пылятся от песку.
Балалаечник молоденький
Наводит на тоску.
Балалаечник весёлый,
То играет, то поёт
Ему новая знакомая
Покоя не даёт.
Гармонист, прибавь-ка шагу,
Ты играй, не подведи.
Мы впервые здесь в деревне,
Выше голову держи.
Наши дроли вас получше,
И игрок у нас хорош.
Цены пежемским ребятам –
По пяти парней на грош.
У гармониста вашего
Тренькает гармошка.
Убирайся восвояси,
Скатертью-дорожка.
Гармонист какой хороший,
Сердце беспокоится.
Разрешите, гармонист,
С вами познакомиться.
Пойду плясать,
Дайте круг пошире.
Не одна пойду плясать,
Нас пойдёт четыре.
Вот мы и вышли,
Четыре никудышны,
Четыре неумелых,
Зато девчонки смелые.
Говорят, что боевые,
Боевых-то только две.
Если было б нас четыре,
Не покинули б нигде.
Выходи, моя товарочка,
Сударушку плясать.
Как умеем, так и пляшем
Никому не указать.
В Верховажье мы гуляем,
А в поселочке живем.
Мы с тобой, моя сударушка,
Нигде не пропадем.
Ну и хватит, наплясались,
Нагляделися на нас.
Гармониста забираем,
Не надеемся на вас.
3. Частушки на военную тему, ветеранские частушки.
Перед вами ветераны,
Как один все на подбор.
Мы живем, не унываем,
Все мы пляшем и поём.
И на сцене в нашем клубе
Мы давно бессметные.
Мы не старые старухи,
Просто современные.
С репетиции идём,
Кажется, чему-то рад.
От того что, попоём,
Получаем мы заряд.
Ну, и что же нас ведет,
Ну, какая сила?
Это песня русская
Нас объединила.
Ах, мужчины, вы, мужчины,
Берегите зрение.
Телевизор смотрите
Вы до одурения.
Про войну и про Победу
Я частушки вам спою.
И про Гитлера и Сталина
В частушках пропою.
У германца силы много,
Он войной на нас пошел.
Но Победа-то осталась
За советской стороной.
На фронт отправила милого,
Ничего мне не сказал.
Я спросила, с кем знакомиться,
На камень показал.
Неужели пуля-дура
Ягодиночку убьет?
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот.
Ветераны дорогие,
Вот какая теперь жизнь,
На работушку не надо –
Постони да спать ложись.
Ветеран, шагай бодрее,
Неужели худо жить?
Есть картошка, хлеба корка,
Так о чем еще тужить?
День Победы отмечаем,
Очень грустно на душе.
Всех погибших поминаем,
Кто лежит в сырой земле.
4. Частушки о жизни в колхозе.
Оглянися ты, Россия,
Оглянись и посмотри.
Подкосило все деревни,
А в них живы пахари.
По заброшенным деревням
Стало некому ходить.
Помогите ради Бога
Все деревни возродить.
Мужики спились в деревне,
Им работать стало лень.
На пропой из дома тащат
Банки с мясом и ячмень.
Были колхозные поля,
Колхозные поляночки,
Теперь сеют очень мало,
Выросли бурьянчики.
Ах, подружки, сердцу больно,
Вам страданья не понять,
Полюбила тракториста,
Но не знаю, как сказать.
Посмотрели б наши деды,
Как тепере мы живем.
Сеять хлеба мы не стали,
Заросли поля травой.
Как у нас на ферме сторож
У коров в кормушке спал.
Знать за смену уморился,
Ох, бедняжечка, устал.
5. Прощальные и заключительные
Пойдем, девушки, домой
Пойдемте, ягодиночки,
Дадим хозяевам покой,
Закончим вечериночку
До чего мы доплясали,
Стали ноги уставать.
Постороннему народу
Стали мы надоедать.
Мы частушки вам пропели
И гармошку унесем.
Если нравятся частушки,
Мы вам снова пропоем.
Вам спасибо, гармонист,
Спасибо окончательно.
Вы сегодня для нас
Сыграли замечательно.
До свиданья, до свиданья,
Вам ни пуха, ни пера.
Мы немного утомились,
Да и вам домой пора.
Приложение № 4
Встречи с частушечниками
Сказка "Узнай-зеркала"
Прекрасная арфа
Астрономический календарь. Март, 2019
У меня в портфеле
Алые паруса