Актуальность такой темы как, «Социальные проблемы и пути их решения в Пермском крае», объясняется в первую очередь тем, что каждый день в СМИ мы слышим о проблемах жилья, образования, здравоохранения и т.д.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 57.5 КБ |
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации
Реферат
Социальные проблемы Пермского края и пути их решения
выполнила студентка
2-го курса, группа Б – 21 – 13
Соловьёва Юлия Анатольевна
2014
Введение
Актуальность такой темы как, «Социальные проблемы и пути их решения в Пермском крае», объясняется в первую очередь тем, что каждый день в СМИ мы слышим о проблемах жилья, образования, здравоохранения и т.д.
Эти проблемы очень серьёзны по своему характеру.
Проблема образования ведёт к снижению квалифицированных специалистов, что впоследствии скажется на развитии государства.
Здравоохранение страдает не меньше, и это является в какой-то степени одним из факторов, влияющих на сокращение населения.
Недоступность жилья приводит в ужас не только население Пермского края, страны, но и социологов и экономистов зарубежных стран.
С каждым днем эти проблемы ставятся все острее, а пути решения становится все труднее найти.
Тем интереснее узнать и разобраться, какие социальные проблемы существуют, именно, в Пермском крае, и каковы пути их решения.
Часть I. Общая характеристика социальных проблем
Социальная проблема — это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам.
Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение.
Выявление и поиск решения проблемы ложится на различные социальные службы и организации по решению подобных вопросов.
Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы. С помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария, и средств, своевременном корректировании действий социального работника, и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи.
Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.
Для решения социальных проблем необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение.
1.2 Виды и уровни социальных проблем
Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества.
Так демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты.
Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общности, ассоциации, блоки или группировки.
Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей.
Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей.
Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды.
К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.
Практическая потребность и значимость социальной проблемы не только активизируют деятельность специалистов социальных служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный и физический потенциал, но и придают поиску технологических решений творческий, иновационный характер.
Применительно к практике социальной работы, понятие «социальная проблема» может быть определено следующим образом: это несовпадение ожиданий, потребностей, интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.
В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рассматривать как существующие на следующих уровнях организации:
- на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одновременно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, например, проблема переходности экономической жизни;
- на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем проблемы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резкого снижения уровня жизни среднего класса;
- на уровне личности, когда носителем проблемы является конкретный человек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окружающими.
В сферу компетентности социальных работников входят, прежде всего, проблемы второго и третьего уровней организации. Решение социальных проблем на макроуровне - это задача социальной политики.
Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы.
Часть II Социально- экономическое развитие Пермского края
2.1 Характеристика региона
Совсем недавно на карте появился новый российский край, объединивший Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ. Примеру Прикамья уже последовали в Сибири и на Дальнем Востоке.
Субъекты объединяются не ради самого объединения, а ради оптимизации управления, более эффективной социально-экономической политики.
В конечном счете — ради роста благосостояния людей.
Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года, в ходе которого более 83 % населения обеих территорий высказались за объединение.
Край образован на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года №1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»
Пермский край разделен на 48 муниципальных образований первого уровня - 42 муниципальных района и 6 городских округов. В состав Пермского края также входит территория с особым статусом - Коми-Пермяцкий округ.
Пермский край занимает площадь 160236,5 кв. км на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света - Европы и Азии.
В Перми за 2013 год продолжила сохраняться положительная демографическая ситуация.
Она сложилась за счёт роста числа новорожденных и снижения смертности.
В результате этого по итогам анализируемого периода в краевом центре сложился естественный прирост населения, на 427 человек превысивший показатель 2012 г.
Число новорожденных в столице Пермского края за рассматриваемый период, в сравнении с прошлым годом, увеличилось на 1,3%.
Рост рождаемости зарегистрирован в большинстве районов города, наибольший – в Кировском (на 3,5%) и Дзержинском районах (на 3,2%).
Снижение рождаемости наблюдалось в Индустриальном районе – на 2,5%.
Число умерших, в целом по краевому центру, снизилось на 2%.
Наиболее позитивно ситуация складывалась в Кировском и Индустриальном районах, где смертность снизилась на 7%, при этом в Ленинском районе число умерших в истекшем году увеличилось на 14,2%.
Причинная структура смертности населения города в общем виде существенно не изменилась.
На первом месте, по-прежнему, находятся болезни системы кровообращения, их удельный вес в общем числе умерших составил 57,2%, на втором месте – смертность от новообразований (16,3%), на третьем – от несчастных случаев, отравлений и травм (9,5%).
Отмечен рост (на 10,4%) смертности детей в возрасте до одного года
По данным Пермь стата, в январе-сентябре 2013 года совокупные денежные доходы населения Пермского края составили 580,86 млрд, рублей. За год они выросли на 13,8%. Но реальные располагаемые доходы, из которых вычтены инфляция и обязательные платежи, увеличились лишь на 4,8%.
Стоимость всех товаров и платных услуг в крае возросла на 6,5% к декабрю 2012 года.
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по Пермскому краю в конце декабря 2013 года на 1-го человека составила 2792,1 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость возросла на 1,9%.
В Пермском крае самый высокий показатель стоимости минимального набора продуктов питания среди регионов ПФО.
Также Пермский край обладает огромным запасом различных природных ресурсов.
Плюсы и минусы Пермского края:
Минусы:
Уральский экономический регион, к которому относится Пермский край, долгое время считался «индустриальным сердцем страны». Природно-климатические условия объективно сдерживали здесь развитие сельского хозяйства.
Кроме того, по существовавшим в советское время схемам размещения производительных сил, зона Урала оказалась без развитого производства товаров народного потребления.
Есть немало проблем и в социальной жизни региона:
высокая преступность, плохое состояние здоровья населения, общее невысокое качество инфраструктуры, как коммунальной, так и транспортной.
Жилищные проблемы, проблемы связанные с обустройством жизни людей с ограниченными возможностями и развитие спорта и молодёжной политики.
Значительная удаленность от государственных границ России.
В прошлом этот фактор позволял развивать здесь крупные оборонные производства. В условиях активизации международного сотрудничества расположенность в глубине материка, вдали от потенциальных потребителей его товаров и услуг, играет для Прикамья сдерживающую роль.
Значительная часть городов и районов Пермского края монопрофильны. Здесь успех или крах градообразующего предприятия вызывает немедленную цепную реакцию во всем городе или районе.
Именно так, в связи с падением угледобычи, в глубоком кризисе оказались обширные территории на востоке Прикамья.
К началу XXI века пермские эксперты в качестве слаборазвитых территорий называли, помимо проблемного Коми-Пермяцкого автономного округа, сельскохозяйственные районы запада, юга и юго-востока области. К депрессивным территориям ими отнесены крупные северные районы — Красновишерский и Чердынский.
Площадь проблемных территорий превышает половину всего пространства Пермского края.
В экстремальной социальной ситуации постоянно проживают десятки тысяч наших земляков.
Особенно заметна социально-экономическая деградация в сельской местности. Промышленное производство края и его экономика в целом находятся на стадии, так называемого индустриального общества, характерной для середины прошлого века. Такая структура входит в противоречие с требованиями постиндустриального общества, в которое развитые страны мира уже вступили.
Плюсы:
Пермский край расположен на стыке трех федеральных округов, в центре России, на пути из Европы в Сибирь.
В состав края входит большое число муниципальных образований различного уровня, статуса, с разным потенциалом роста.
Богатство и разнообразие полезных ископаемых
Водные ресурсы Пермского края весьма значительны и в большей части расположены благоприятно для нужд народного хозяйства и населения.
Пермский край имеет на своей территории существенные пространственные диспропорции.
Надежды на то, что «жизнь заметно улучшится через 5–7 лет», питает в крае лишь один из восьми опрошенных респондентов.
Кризисной территорией эксперты считают зону Кизеловского угольного бассейна.
Членство России в ВТО и создание общеевропейского экономического пространства приведут к тому, что экономике Пермского края придется развиваться в более острой конкурентной среде.
Сложившаяся транспортная схема Прикамья возникла в ходе ускоренной индустриализации советского периода, в условиях директивной, плановой, жестко централизованной экономики.
2.2 Социальные проблемы Пермского края
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае - Татьяна Марголина.
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков.
А теперь подробнее о социальных проблемах в Пермском крае.
Вот некоторые из них:
- проблема бедности;
- высокий уровень преступности;
- плохое состояние здоровья населения;
-общее невысокое качество инфраструктуры, как коммунальной, так и транспортной;
- обустройство жизни людей с ограниченными возможностями;
- развитие спорта и молодёжной политики.
Проблема бедности
Согласно данным Пермстата, несмотря на рост естественной убыли населения, численность бедных в крае за последние годы выросла, откинув край по уровню малоимущих семей назад - в начало 2006 года.
По итогам 2011 года доля малоимущих семей в крае составила 15,3%, что на 1,5% больше показателей 2010 года и на 2,5% выше средне российского значения.
Официальная статистика, как правило, выделяет лишь малоимущих граждан, чей среднедушевой доход не превышает размера установленного прожиточного минимума.
Вместе с тем, в крае отсутствует анализ структуры бедности, остаются незамеченными бедные слои населения, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в два и более раз.
Принимая во внимание, что размер прожиточного минимума в Пермском крае, составляющий 6690 рублей, не менялся на протяжении последних двух лет и вновь утвержден без повышения, несмотря на рост стоимости товаров составляющих потребительские корзины.
Можно предположить, что доля малоимущих семей была бы еще больше в случае установления адекватного размера прожиточного минимума.
Очевидно, что размер прожиточного минимума требует пересмотра.
Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что в крае отсутствует целенаправленная политика по минимизации (сокращению) бедности.
Не исследуется структура бедности, не выделяется категория бедных и малообеспеченных семей, в том числе имеющих детей.
Не стимулируется работа по выходу (выведению) семей из состояния бедности.
Все чаще вызывает сомнение вопрос об эффективности государственной помощи в виде социальных пособий.
В 2012 году на предоставление государственной социальной помощи в форме социального пособия и натуральной помощи выделено более 26 млн. руб. (в 2011 году - 25,4 млн. руб.).
Поскольку меры социальной помощи в виде пособия, как правило, носят разовый характер и не решают проблемы малоимущих граждан в целом, получив социальное пособие, семья не может самостоятельно преодолеть чрезвычайную ситуацию, в которой она оказалась, число малоимущих семей только увеличивается.
Так, например, детально проанализировав реализацию технологии "Самообеспечение", следует отметить, что на территории Пермского края отсутствует информация об эффективности данной технологии.
С одной стороны, технология "Самообеспечение" должна быть направлена на снижение уровня бедности, повышение доходов отдельных категорий малоимущих семей с несовершеннолетними детьми, проживающих в городских и сельских поселениях, в городских округах Пермского края.
Путем выплаты социального семейного пособия в целях развития личного подсобного хозяйства или осуществления предпринимательской деятельности для вывода семей на самообеспечение.
С другой стороны, официально утвержденные показатели:
не позволяют отследить главное - достижение желаемого результата - выход семьи из состояния бедности.
Результаты реализации технологии представлены на краевом уровне лишь количеством лиц, принявших участие в технологии.
Особенно актуальной становится проблема получения временного жилья лицами, оставшимися вообще без крыши над головой:
- в связи с насилием в семье,
- утратой единственного жилья, в том числе в связи с пожаром, выселением по судебным решениям, по возвращению из мест лишения свободы, в результате мошеннических действий с их жильем либо по иным основаниям.
По данным органов местного самоуправления на 01.08.2012, в 13 из 47 муниципальных образований отсутствует муниципальный маневренный жилищный фонд, по-прежнему остаются не обеспеченными жилыми помещения 788 семей, или 55,7% от общего количества семей, утративших единственное жилье в результате пожара, из-за отсутствия в муниципалитетах достаточного объема маневренного фонда.
Государственная услуга по предоставлению временного приюта гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, краевыми социальными учреждениями, также остается для большинства населения Пермского края недоступной по причине значительной территориальной удаленности соответствующих краевых учреждений от места постоянного проживания пострадавших граждан. По данным Агентства по управлению социальными учреждениями Пермского края, на территории Пермского края по состоянию на 01.06.2012 действовало всего два государственных учреждения на 315 койко-мест в г. Перми и г. Березниках. Размещение проживающих на территории Пермского края жителей в учреждениях социального обслуживания, расположенных в краевом центре и г. Березниках, сопровождается разрывом долголетних социальных связей, утратой работы и наступлением других негативных социальных последствий, в связи с чем, граждане отказываются от получения временного приюта в этих городах. Да и возможности размещения семей в этих социальных центрах не предусмотрено. Справедливости ради необходимо отметить, что начиная с конца 2011 года в связи с многочисленными просьбами отдельных территорий Пермского края, был сформирован государственный заказ на оказание услуги по предоставлению временного приюта гражданам, оказавшимся в трудной ситуации. Данной возможностью в 2012 году воспользовалось сразу несколько территорий Пермского края, таких как Чайковский, Кунгурский, Лысьвенский, Краснокамский и Кишертский муниципальные районы. Именно в этих районах организации, в том числе общественные, получили материальную поддержку на предоставление временного приюта 118 гражданам. При наличии подобных инициатив, казалось бы, данную проблему можно было бы и не обсуждать, но, к сожалению, пока данные инициативы единичны и не носят массовый и постоянный характер, поэтому не обеспечивают гарантии своевременного получения гражданами временного приюта. Очевидно, что на данном этапе таким гарантом пока может выступить только государство.
Невозможно реально помочь в преодолении ТЖС следующим категориям граждан: семьям с детьми, выселенным из жилья по решениям судов, погорельцам, жертвам насилия, лицам, освободившимся из мест лишения свободы, лицам "БОМЖ", малоимущим семьям с детьми, чей совокупный доход ненамного превышает установленный уровень прожиточного минимума.
Пермский край традиционно выделяется на фоне других регионов высоким уровнем преступности, превосходя среднероссийский уровень по числу преступлений на 10 тыс. населения, по данным 2007 г. - в 1,6 раза. Этот уровень сложился давно и практически не меняется.
Основные причины кроются не в деятельности правоохранительных органов, а в сложившейся социально-экономической системе, в среде, которая «воспроизводит» преступность. Добиться снижения преступности можно, только искоренив эту среду
Питательной средой для преступности является неблагоприятная социальная среда и, в первую очередь, социально-опасные семьи. Но устройство в детский дом ребенка не гарантирует ему будущее. Каждый 4-й выпускник детского дома совершает преступление. В замещающих семьях - уже каждый 9-й. В среднем - каждый 30-й. Самая высокая группа риска формируется среди подростков.
Также способствуют ухудшению ситуации различные интернет сайты, и географическое положение края.
Проблемы здравоохранения в Перми имеет несколько пунктов:
- трудность в записи на прием;
- нехватка квалифицированных кадров;
- неправильность или не полнота лечения;
- отсутствие современного оборудования;
- в целом качество оказания медицинских услуг.
Решение вопросов реабилитации инвалидов органами социальной защиты населения не соответствует требованиям времени, так как база для ее реализации - комплексные центры социального обслуживания населения, для взрослого населения и несовершеннолетних не имеют соответствующего оснащения, специального оборудования, специально приспособленного транспорта.
Инфраструктура города не приспособлена к нормальной жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями. Это показал впервые проведенный в 1999 году городской конкурс среди предприятий и организаций разных форм собственности на лучший построенный или реконструированный объект социальной инфраструктуры, имеющий беспрепятственный доступ для людей с ограниченными физическими возможностями. Из 55 объектов, заявленных районными конкурсными комиссиями, победителями стали только два - здание администрации Свердловского района и аптека по ул. Кировоградская, 56.
По статистике лишь менее 10% из 13 млн. российских инвалидов имеют работу.
Во многих странах этот показатель превышает 20-30% и рассматривается как важнейший критерий отношения государства и общества к инвалидам.
Из 1,5 млн. российских детей-инвалидов (а это 5% от общего числа юных россиян) 90% обучаются в интернатах, 300 тыс. детей носят "клеймо" — необучаемы.
Это изначально не дает им шанса на развитие и обучение только усугубляет их инвалидность.
Ситуацию необходимо менять, поскольку даже такие дети могут быть самостоятельными и полезными обществу.
ООН настоятельно рекомендует обучать детей с ограниченными возможностями не в специнтернатах, а в так называемых интегрированных школах.
В развитых странах это давно стало нормой, однако в России подобная практика пока отсутствует.
Проблемы молодёжи:
- ухудшение материального положения (почти четверть среди молодежи составляет доля тех, кто, оценивая материальное положение своей семьи, полагает, что живут "беднее других");
- криминализация молодежной среды;
- отсутствие помещений для работы общественных организаций;
- отсутствие системы налоговых и иных льгот для детских и молодежных организаций;
- нет системы в подготовке кадров руководителей молодежных общественных организаций;
- рост токсикомании, наркомании в среде молодежи, ухудшение здоровья подростков и молодежи (по данным городской наркологической службы в г. Перми употребляют наркотики 13% школьников, 30% студентов вузов, более 40% учащихся средних специальных учебных заведений);
2.3 Пути решения проблем
Реализации адресных программ, носящих комплексный характер, улучшение качества жизни населения - только в результате последовательной политики Пермского края по преодолению бедности.
Меры, планируемые по программе в части повышения заработной платы бюджетникам, должны сократить количество малоимущих семей из числа бюджетников, но отсутствие конкретных целевых показателей не позволит отследить реализацию данного направления, а также то, каким образом это повлияет на уровень бедности в Пермском крае.
Очевидно, что приоритетом социальной политики Пермского края на ближайшие годы должно стать преодоление (минимизация) бедности с установлением в программе конкретных показателей, таких как снижение уровня абсолютной и относительной бедности, увеличение количества семей, преодолевших состояние бедности в результате участия в целевых программах; % охвата бедного населения государственными социальными программами и другие.
Для урегулирования жилищного вопроса представляется необходимым предложить рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Пермского края.
Предлагаемая в настоящее время программа стимулирования жилищного строительства в Пермском крае направлена в первую очередь на привлечение застройщиков на уже подготовленные строительные площадки и как следствие - рост количества введенных в эксплуатацию квадратных метров жилья эконом - класса, то есть жилья доступного и по площади, и по стоимости так называемому среднему классу.
Что касается снижения уровня преступности, меры следующие.
Задача состоит в недопущении совершения правонарушений и преступлений подучетной категорией подростков.
Планируемые мероприятия в рамках проекта:
Необходимо также изменить саму систему работы с молодежью и подростками, усилить ответственность социальных институтов, школы и семьи.
Для этого законом Пермского края от 30.04.2008 № 224-ПК введена в закон Пермского края от 01.11.2007 № 139-ПК «Об административных правонарушениях»
статья «допущение нахождения несовершеннолетних в местах развлечений (досуга) в ночное время», которая предусматривает ответственность лиц, допустивших нахождение несовершеннолетних до 16 лет в период с 23.00 до 06.00 без сопровождения родителей либо иных законных представителей в развлекательных заведениях.
02.07.2008 принят закон Пермского края № 262-ПК «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции на территории Пермского края», который запрещает розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции с 23.00 до 08.00.
Здравоохранение:
- ужесточение закона о здравоохранении;
- внедрение современных технологий для сокращения очередей;
- увеличение числа платных и коммерческих клиник;
- решение проблемы - дистанционное высшее обучение.
Общеобразовательные и специальные (коррекционные) образовательные учреждения выделяют безвозмездно на период обучения на дому компьютерную технику детям-инвалидам, которые по решению образовательного учреждения обучаются с использованием технологий дистанционного обучения. При этом расходы на электроэнергию и ремонт компьютерной техники оплачиваются за счет средств родителей (законных представителей). Компьютерная техника передается на основании договора. Родители (законные представители) обеспечивают сохранность выделенной техники и оборудования, гарантируют его возврат в сроки, установленные договором. Финансирование при организации обучения детей-инвалидов на дому осуществляется за счет фонда компенсации из областного бюджета, предусмотренного для реализации государственного стандарта общего образования.
Переоборудование улиц и транспортных средств.
Различные субсидии при приеме на работу.
Вопросы молодёжи.
Список используемых источников:
литература:
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2008.
Слагода В.Г. Основы экономической теории. М., ФОРУМ – ИНФРА, 2009.
интернет-ресурсы
Заключение
Изложенный материал позволит сделать выводы о том, что социальные проблемы имеют много различных форм, видов и уровней.
Различаются они и по способам и методам решения.
Общее то, что любые социальные проблемы напрямую касаются жизни общества в целом и каждого человека в отдельности
Множество социальных проблем существует и в Пермском крае, несмотря на то, что он образовался не так давно и пытается решать эти проблемы.
Но главное заключается в том, что все эти проблемы постепенно находят пути решения правительством нашей страны и Пермского края.
Это требует принятие законов, поправок к работающим законам и выполнения программ, как экономического, так и социального характера. Организация новых производств и внедрение ресурсосберегающих технологий, различных вложений и других способ и методов позволит, в какой-то мере, решить проблему бедности.
Пермский край находится на верном пути решения социальных вопросов, на стадии экономического развития и поддержки малого бизнеса.
И, на данный момент, решая проблемы социального характера, улучшается качество жизни жителей края.
Будет развиваться экономика края, значит, достойными будут детство и старость.
Желаю удачи в решении различного рода проблем. А также процветания, как всему Пермскому краю, так и городу Перми.
Используемые источники и литература
Почта
Рождественский венок
Как нарисовать портрет?
Соленая снежинка
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись