Повышенные эмоциональные нагрузки, спешка и стрессы вызывает в нашем организме ряд физических, психических и эмоциональных напряжений. В решении этих проблем немалую помощь могут оказать эфирные масла. Экспериментально доказано, что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует умственному труду, повышает работоспособность .Многие авторы говорят о стимулирующем воздействии эфирных масел на сердечно-сосудистую систему, также ими подтверждается целесообразность использования эфирных масел для коррекции функционального состояния спортсменов .
Актуальность исследования обусловлена тем,что образование предъявляет высокие требования к умственной работоспособности обучающихся. Изучение возможностей стимуляции умственной деятельности приобретает особую значимость.
Вложение | Размер |
---|---|
zapakhi_i_zhizn_cheloveka.docx | 41.12 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением
отдельных предметов»г.Нефтекумск
«Запахи и жизнь человека»
Работу выполнила
Галкина Валерия , 10«б» класс
детское объединение «Родник», МКОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов Нефтекумского муниципального района СК.
Руководитель работы:
Булыщенко Елена Викторовна, учитель химии высшей категории МКОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов Нефтекумского муниципального района СК,
2014год
Оглавление
Стр
I.Введение 3
1.1.Актуальность исследования
1.2 Практическая значимость работы
1.3.Цель исследования
1.4.Задачи
II.Исследование : 4-7
2.2 Запахи в жизни человека
III. Заключение и предложения8
IV. Список используемой литературы 9
V. Приложения 10-12
I . Введение
1.1.Актуальность исследования
Повышенные эмоциональные нагрузки, спешка и стрессы вызывает в нашем организме ряд физических, психических и эмоциональных напряжений. В решении этих проблем немалую помощь могут оказать эфирные масла. Экспериментально доказано, что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует умственному труду, повышает работоспособность [1].Многие авторы говорят о стимулирующем воздействии эфирных масел на сердечно-сосудистую систему, также ими подтверждается целесообразность использования эфирных масел для коррекции функционального состояния спортсменов [2; 3; 4].
Актуальность исследования обусловлена тем,что образование предъявляет высокие требования к умственной работоспособности обучающихся. Изучение возможностей стимуляции умственной деятельности приобретает особую значимость.
1.2 Практическая значимость работы
Все исследования были проведены на базе МКОУ СОШ №3 города Нефтекумска в период сентябрь 2014 года –октябрь 2014 года.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по составлению ароматических композиций в классных помещениях с цельюстимуляцииумственной деятельности учащихся.
1.3.Цель исследования
Выяснить, как влияют различные запахи на работоспособность школьников
1.4.Задачи
II. . Исследование
Для проведения исследований выделен следующий ряд последовательных этапов:
1. Подготовительный - изучение соответствующей литературы, подбор материалов и оборудования, выбор методики исследований.
2. Экспериментальный - проведение опытов и наблюдений.
3. Камеральный - обработка полученных данных эксперимента.
4. Аналитический - выявление закономерностей, составление рекомендаций и предложений.
5. Информационно-практический - ознакомление администрации и ответственных за кабинеты с полученными результатами. Подготовка доклада и представление исследовательской работы на олимпиаде по экологии.
2.2 Запахи в жизни человека
С самого рождения человека окружает мир запахов. И все они по-своему влияют на человека, на его настроение, работоспособность, на жизнедеятельность его организма [7].
Приятные запахи способствуют улучшению самочувствия человека, а неприятные могут оказывать угнетающее влияние .[6].
Ароматерапия нормализует психическое состояние человека, уравновешивает процессы, протекающие в организме, что в настоящее время является необходимым условием для здоровья каждого человека [5].
По характеру влияния на человека специалисты разделили запахи на пять групп: освежающие или успокаивающие; стимулирующие положительные эмоции; притупляющие восприятие; вызывающие отвращение; вызывающие состояние нервной возбудимости.
Умственная активность и работоспособность тоже во многом зависит от окружающих запахов.
Наблюдение распространения запаха в воздухе.
Запах является свойством какого-либо вещества. В воздухе различные запахи распространяются за счёт явления под названием диффузия (подобно распространению, смешению одной жидкости в другой). (см.приложение 1).Ощущение запахов человеком непосредственно связано с частицами веществ, которые испускают данные запахи.
Человек может воспринимать до 400 тысяч различных запахов. Запахи не классифицируют, а называют их именем того вещества, которое их испускает (например: “запах духов”, “запах цветов”, “запах еды” и т.д.).
Орган обоняния располагается в самой верхней части полости носа и площадь его поверхности, практически у каждого человека, не превышает 5-ти квадратных сантиметров. Если вы изъявляете желание хорошо почувствовать конкретный запах, то сделайте несколько подряд коротких, однако резких вдохов. Это связано с тем, что при таких вдохах воздух вихревыми движениями хорошо доходит до органа обоняния и запах который он в себе несёт, ощущается в достаточной степени сильно.
Изучение индивидуальности восприятия запаха.
Эксперимент проводился с сентября по октябрь 2014 г. Для организации экспериментального исследования была сформированаэкспериментальная группа из числа 16 учащихся 10в класса. С целью выявления аллергической переносимости в начале эксперимента проводилось письменное тестирование на переносимость запаха.
С целью выяснения предпочитаемых запахов аромамасел проводился эксперимент, где испытуемым было предложено путём вдыхания запаха масел провести ранжирование по приятности запаха.(см.приложение 2).
Из этой таблицы можно увидеть, что восприятие запахов строго индивидуально, но заметны определённые закономерности. Например, цветочный запах является приятным для большинства участников эксперимента, а шалфейный, напротив, вызвал негативную реакцию.
Изучение влияния запаха на сон человека
Во время эксперимента немецкие ученые из Гейдельбергского университета давали вдыхать заснувшим добровольцам запахи разной степени «приятности» и «неприятности» - от «розы» до «тухлых яиц». Оказалось, что неприятные запахи давали «отрицательную эмоциональную окраску снов», тогда как цветочные ароматы «стимулировали спокойный сон и почти все сны были радостными». Ученые считают, что неприятные ароматы раздражают слизистую носа, тем самым в мозг посылаются сигналы о внешних «помехах», которые, в конечном счете, ведут к пробуждению. А приятные запахи помогают поддерживать глубокую стадию сна.
С целью подтверждения данного опыта испытуемым было предложено в течении 3-х дней перед сном оставить у постели поочередно 3 предмета: грязный носок, чашку с недопитым кофе с осадком ,тарелочку с корками апельсина и лимона.(см.приложение 3).
Из этой таблицы можно увидеть, что восприятие запахов строго индивидуально, но заметны определённые закономерности. Например, запах грязного носка не дал заснуть большинству испытуемых, а запах кофе и цитрусовых является приятным для большинства участников эксперимента, сон был хорошим, некоторые отметили приятные сновидения.
Изучение влияния запаха на работоспособность.
Курс ароматерапии продолжительностью 6 учебных дней состоял из 6 ежедневных процедур, исключая выходные дни. Сеансы ароматерапии проводились во время уроков и предполагали внесение в класс перед уроком последовательнонебольших сосудов, в которые насыпана корица,ваз с осенними цветами,тарелок с разрезанными апельсинами и лимонами,распыления дезодоранта, растирания листьев герани, испарения запаха лежалых половых тряпок.(см.приложение 4)
Из этой таблицы можно сделать вывод:
III.Заключение
Благотворное действие приятных запахов на организм человека проверено тысячелетиями.
Данное исследование подтвердило гипотезу о том, что применение ароматерапии в учебной деятельности оказывает влияние на работоспособность обучающихся. После исследования были разработаны рекомендации по составлению ароматических композиций.
1. Под влиянием сеансов ароматерапии улучшались показатели устойчивости и концентрации внимания обучающихся.
2. Сеансы ароматерапии могут быть рекомендованы для применения педагогическими работниками на уроках и в неурочной деятельности в силу положительного влияния на организм обучающихся.
Список литературы
Приложение 2
Отображение индивидуальности восприятия запахов
№ | аромат | нравится | не нравится |
1 | цветочный | 7 | 0 |
2 | эвкалиптовый | 2 | 3 |
3 | гераневый | 2 | 2 |
4 | пихтовый | 1 | 5 |
5 | мятный | 6 | 0 |
6 | шалфейный | 0 | 9 |
Приложение 3
Влияние запахов на сон человека
предмет | реакция | реакция |
Грязный носок | 87,5 % (14 человек не уснули пока не убрали объект и не проветрили комнату) | 12,5 % (2 человека заснули, не заметив как) |
Оставили на ночь у постели – банку с кофе, чашку с выпитым натуральным кофе (с осадком) | 10 человек – 62,5 % сказали, что в целом спали неплохо, но просыпались и чувствовали запах кофе сквозь сон. Некоторые вставали и смотрели на часы, думали, что запах идёт с кухни и пора собираться в школу. | 6- 37,5 % человек спали, активно не замечая запаха. |
Очищенный апельсин, корки апельсина | Все испытуемые ответили, что сон был хорошим, некоторые отметили приятные сновидения. |
Приложение 4
Влияние запахов на работоспособность учащихся 10в класса МКОУ СОШ № 3
День недели | запах | эффект |
Понедельник | В классе поставлены небольшие сосуды, в которые насыпана корица. | По словам учителя класс был более работоспособен, чем обычно. Вывод: Запах корицы, позволяет усилить работоспособность. |
Вторник | В разных концах класса поставили вазы с осенними цветами. | Работоспосбностьнизкая, трудно собираются с мыслями при ответе. Вывод: Слишком много цветов, их запах мешает сосредоточению, отвлекает. По просьбе ребят эксперимент на этом уроке закончился через 15 минут. |
Среда | Поставили тарелки с разрезанными апельсинами и лимонами. | Класс был достаточно работоспособен, живо реагировал на вопросы учителя. Отмечено навязчивое желание съесть фрукты или хотя бы что-то. Вывод: запах цитрусовых увеличивает энергию, поднимает настроение, делает жизнерадостнее. Но и увеличивает аппетит. |
Четверг | В классе на перемене длительно распыляли дезодорант. | Запах стойко держался, урок практически был сорван. Учитель сама потребовала проветрить помещение. Кого-то происшедшее веселило, кому-то было «не по себе». Вывод: резкий запах дезодорантов крайне вреден всем. |
Пятница | В классе стоит герань. Но перед уроком её листья растёрли, распространяя запах. | Запах никому не мешал. Некоторые вообще не обратили внимание. Учитель отметил крайне спокойную обстановку, при этом выполненный объём работы за урок его приятно удивил. |
Суббота | Запах залежалых сырых тряпок | Запах залежалых сырых тряпок стойко держался, урок практически был сорван. Учитель сама потребовала проветрить помещение. Кого-то происшедшее веселило, кому-то было «не по себе». |
Акварель + трафарет = ?
Юрий Алексеевич Гагарин
Фильм "Золушка"
Шелковая горка
Нарисуем попугая цветными карандашами