В настоящее время состояние живой природы Нижегородской области является остро критическим. Быстрыми темпами идёт обеднение биологического разнообразия: сокращают численность и исчезают виды животных и растений, практически не сохранились естественные, ненарушенные деятельностью человека природные сообщества
На землях Ардатовского района созданы следующие ООПТ: заказники: Мухтоловский, Личадеевский; памятники природы: парк - сад д. Четвёртово, парк у пос. Мыза, участки леса и лугов по р. Ломовке, участок хвойно-широколиственного леса около с. Сиязьма, участки хвойно-широколиственных лесов около с. Берёзовка, участок хвойно-широколиственного леса около с.Туркуши, болото светлое, парк р.п.Ардатов.
Ценность этих заказников и памятников природы исключительно велика. Но, к сожалению, режим охраны на территории некоторых из них полностью не соблюдается.
Всё это и привело нас, учащихся Ардатовской средней общеобразовательной школы №1, выполнить учебно-исследовательскую работу по теме: «Исследование парка р.п. Ардатов - памятника природы».
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_parka.doc | 828.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»
учебно-исследовательская работа
Исследование парка
р.п. Ардатов –
памятника природы
Выполнили
Воробьева Ирина,
Елышев Константин,
учащиеся 9 «б» класса
Руководитель
Староверова Светлана
Владимировна,
учитель биологии
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение 3 стр.
1. История парка 5 стр.
2. Место расположение парка. Значение парка 6 стр.
3. Методика исследования 7 стр.
4. Результаты исследования 10стр.
5. Обсуждение результатов 14 стр.
6. Выводы 16стр.
7. Приложение 17 стр.
8.Тезисы 23 стр.
9.Литература 24 стр.
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время состояние живой природы Нижегородской области является остро критическим. Быстрыми темпами идёт обеднение биологического разнообразия: сокращают численность и исчезают виды животных и растений, практически не сохранились естественные, ненарушенные деятельностью человека природные сообщества. За последние пятьдесят лет почти полностью уничтожены все коренные сообщества - вырублены высоковозрастные леса, распаханы степи. Всё это служит показателями экологического неблагополучия.
В Нижегородской области лабораторией охраны биоразнообразия совместно с Нижегородским отделением Социально-экологического Союза разработана Программа сохранения биологического разнообразия и средообразующей роли живой природы. На основе данной Программы в настоящее время ведутся работы по созданию системы особо охраняемых природных территорий в районах нашей области.
На землях Ардатовского района созданы следующие ООПТ: заказники: Мухтоловский, Личадеевский; памятники природы: парк - сад д. Четвёртово, парк у пос. Мыза, участки леса и лугов по р. Ломовке, участок хвойно-широколиственного леса около с. Сиязьма, участки хвойно-широколиственных лесов около с. Берёзовка, участок хвойно-широколиственного леса около с.Туркуши, болото светлое, парк р.п.Ардатов.
Все перечисленные ООПТ являются местами обитания многих видов животных, на их территории произрастают различные виды растений (в том числе и редкие виды). Они играют существенную роль в поддержании параметров окружающей среды, жизненно важных для человека: воздушного и водного бассейнов, температурного режима, влажности и т.д. Одним словом, ценность этих заказников и памятников природы исключительно велика. Но, к сожалению, режим охраны на территории некоторых из них полностью не соблюдается.
Всё это и привело нас, учащихся Ардатовской средней общеобразовательной школы №1, выполнить учебно-исследовательскую работу по теме: «Исследование парка р.п. Ардатов - памятника природы».
Мы, школьники АСОШ № 1, осознавая всю значимость парка для жителей нашего посёлка, заинтересованы в том, чтобы этот уголок природы, находился в хорошем, здоровом состоянии, чтобы он еще очень долго
служил поколениям, которые придут после нас.
Поэтому главной целью данной учебно-исследовательской работы
было исследование экологического состояния парка.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи;
1. Изучить видовой состав растительности парка.
2. Изучить видовой состав птиц парка.
3. Провести инвентаризацию древесно-кустарниковой растительности.
4. Изучить реакционную нагрузку на данной территории.
5. Выявить и описать виды антропогенных воздействий на территорию.
6. Изучить их влияние на компоненты природной среды.
7. Разработать меры по сохранению парка р.п. Ардатов – памятник природы.
В 1910 году земский агроном Жилинский Павел Васильевич (дворянин) начал разбивать липовый парк на пустыре, согласно генеральному плану ивтечение трёх лет парк был обустроен. После революции в 1950 году сделали футбольное поле. Он был насыщен аттракционами, что говорилось об эстетической и композиционной этого зелёного участка.
В настоящее время на территории парк находится мемориальный комплекс, посвященный героям Великой Отечественной Войны, разбита кустарниковая аллея, имеется детская спортивная площадка.
взят, под охрану решением облисполкома № 166 от 18.04. 56 г.
Парк расположен в центре посёлка Ардатов, площадь которого два гектара (приложение № 1). Парк ограничен с одной стороны автомагистралью с интенсивным движением всех видов транспорта. С северной стороны находится дом культуры, западно-южной стороны парк окружают жилые дома. Рядом с парком расположена автостоянка.
Он имеет большое эстетическое значение. Парк весьма живописен в любое время года: рано весной - от появления молодой ажурной листвы; летом - от зелёного наряда деревьев и кустарников; осенью - от золотистой и
багряной окраски листвы. Растения парка, поглощая углекислый газ, выделяют необходимый человеку кислород. Известно что, дерево средней величины может обеспечить дыхание трёх человек.
Насаждения зеленого уголка природы способны очищать воздух, тем самым, выполняя роль живых фильтров. Листья деревьев поглощают огромное количество токсичных газов, а часть их накапливается в побегах и корнях. Также все растения можно назвать своеобразными пылесосами, так как они очень эффективно очищают воздух от пыли, особенно летом. Как оказалось, запылённость в парке под деревьями значительно меньше, чем на открытой площади. Одним из самых лучших пылеуловителем, который есть в нашем зелёном уголке, считается вяз. Он задерживает пыль в шесть раз интенсивнее. Также растения, которые наиболее выносливые к загрязнению,
это тополь, клён американский, берёза бородавчатая и некоторые виды яблонь. Липа мелколистная, клён остролистный и рябина обыкновенная, напротив, очень чувствительны к газу и дыму. Немало важно и то, что
накапливающийся в придорожных растениях свинец, является одним из тяжёлых металлов. Его поглощают липа и берёза. Летом воздух парка содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц. Известно более 500 растений, которые обладают фитонцидными свойствами. Среди растений парка - липа мелколистная, тополь серебристый
и другие. Растительность парка способствует повышению ионизации воздуха - явлению, благотворному для человека. По данным специалистов, содержание лёгких ионов в парке около 800 - 1200 тысяч куб. см. Наибольшим эффектом в ионизации воздуха отличаются рябина обыкновенная, некоторые виды.
Как известно, шум оказывает неблагоприятное влияние на здоровье человека, вызывая сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства. Он нарушает обмен веществ, негативно воздействует на органы слуха и повышает артериальное давление. Одним из способов снижения шума является посадка деревьев. Противошумовой эффект парка зависит от возраста, плотности, конструкции посадок и различных видов деревьев и возраста, плотности, кустарников. Надо отметить, что хорошо защищают от шума только правильно посаженные деревья и кустарники. Хорошо поглощает шум в парке вертикальное озеленение. Такое озеленение уменьшает поверхность отражения звука, увеличивая тем самым звукопоглощение стены в шесть - семь раз.
Зелёные насаждения оказывают благоприятное влияние и на температурные условия рабочего посёлка. Растения понижают температуру, увеличивают скорость движения воздуха. Это благоприятно действует на организм человека, особенно в условиях жаркого лета. В парке лучше снижают температуру деревья с крупными листьями: клён остролистный, тополь серебристый. Посадки деревьев улучшают проветривания всей населённой территории и её отдельных частей. Также защищают от неблагоприятных ветров, регулируют движение воздуха, ослабляют или увеличивают скорость его перемещения и меняют направление ветра.
3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
3.1. Методика измерения высоты и диаметр ствола дерева.
Растительность парка изучили при помощи школьного атласа-определителя высших растений. Высоту древесных пород: липы, берёзы, вязы, клёны, тополя, рябины, американского клёна, дикой яблони измерили таким способом: Один человек встал под деревом. Другой встал неподалёку от него и взял в руку прямую палочку, а руку вытянул. На этой палочке отложил рост первого человека так, что кончик палочки совместился с макушкой, а большой палец - со ступнями его ног. На месте своего большого пальца он сделал отметку. Теперь измеряли высоту дерева. Встали на ту же точку. Взяли ту же палочку и подсчитали, сколько раз этот отрезок уложится в высоте дерева. Получившийся ответ умножили на рост первого человека (приложение № 2).
Диаметр дерева измеряли на высоте груди: один человек, взял в руку конец бечевки, а другой конец отдал своему помощнику. Со своим концом бечевки первый обошёл вокруг дерева и принял у помощника другой конец.
Теперь измерили длину бечевки, опоясывавшей дерево - это и будет обхват.
3.2. Реакционная нагрузка.
Рекреационную нагрузку на парк изучили так. Летом, в течение одной недели июля (с 14 по 20) вели подсчёт количества людей, посещающих парк.
В эти дни были благоприятные метеоусловия. На данной территории выбрали четыре контрольные точки:
Первая контрольная точка - вход в парк около здания районной администрации.
Вторая - вход в парк около здания Дома культуры.
Третья - вход в парк около здания Аграрного техникума.
Четвёртая - вход в парк со стороны жилых домов.
Группа наблюдателей состояла из 16 человек. Считали людей только входящих в парк. В выбранных контрольных точках в один и тот же день, в одно и то же время стояло по одному наблюдателю. Наблюдатели сменяли
друг друга через три часа. Первые четыре наблюдателя учитывали количество посетителей с 9.00 до 12.00; вторые четыре человека - с 12.00 до 15.00; третье - с 15.00 до 18.00; четвёртые - с 18.00 до 21.00.Количество людей, сосчитанных каждой группой наблюдателей в течение дня – суммировали.
3.3. Учёт вытоптанной территории.
Для этого подсчитали число сильно - вытоптанных тропинок без растительности («неофициальных», то есть таких, которые люди протоптали в не предназначенных для этого местах). Площадь каждой тропинки высчитали так. Металлическим метром измеряли их ширину и длину. Длину умножили на ширину. Затем определили их суммарную площадь, т.е. площади всех тропинок сложили. Также на территории парка выявили средне - вытоптанные участки, то есть такие которые имеют разреженную травянистую растительность.
3.3. Метод наблюдения.
Характеристика комочков почвы. | Механический состав почвы. |
Не скатывается в шарик. | Песок, глинистый песок. |
Скатывается в шарик. | Супесь. |
Скатывается в колбаску с толстым кончиком, легко ломается при изгибе. | Легкий суглинок. |
Скатывается в колбаску с толстым, острым кончиком, при сгибе ломается. | Суглинок. |
Скатывается в колбаску с тонким, острым кончиком, легко сгибается в подкову. | Тяжелый суглинок. |
Легко сгибается в кольцо. | Глина |
Влажность почвы определили по таблице:
Определение влажности почвы.
Характеристика комочков почвы | Влажность почвы |
Почва рассыпается на мелкие частицы, не оставляет ощущение прохлады | Сухая |
Почва слегка холодит руку | Свежая |
Почва заметно холодит руку | Увлажненная |
В трещинах и порах заметно присутствие влажности, почва сильно холодит руку | Влажная |
При сжатии комочка почвы выделяется капля воды | Сырая |
Из комочков почвы или из стенки почвенной прикопки выделяется вода | Мокрая |
Способность почвы впитывать воду определили так. Пластмассовую бутылку без горлышка наполнили до половины почвой. На почве укрепили консервную банку, без обоих торцов. В эту банку налили 100 мл воды и отмечали время, за которое вода полностью впитается в почву.
Почву размешали с водой. Опустили в этот раствор лакмусовую бумажку. Она стала синей. По шкале определили среду.
Содержание воздуха в почве определили следующим образом. В ведро с водой опустили земляной цилиндр. Отбор такого образца произвели с помощью обыкновенной консервной банки (из-под сгущённого молока, у которой вырезали обе крышки). Опустив земляной цилиндр в воду, замечали как долго и интенсивно выделялись из образца пузырьки воздуха. Записали время выделение пузырьков и оценили интенсивность в баллах:
Птиц, обитающих в парке, определили с помощью определителя.
4. Результаты исследования.
4.1.
На территории парка встречаются следующие виды деревьев и кустарников: липа мелколистная, берёза бородавчатая, тополь серебристый, вяз, клён остролистный, американский клён, дикая яблоня, рябина обыкновенная.
Проведя инвентаризацию древесно-кустарниковой растительности парка выяснили, что на территории данного памятника природы встречаются следующие виды деревьев и кустарников:
Видовое название деревьев или кустарников. | Общее количество | Средняя высота деревьев. (в м.) | Средний диаметр стволов (в см.) |
Берёза бородавчатая | 152 | 7-13 | 6-38 |
Липа мелколистная | 135 | 7-12 | 11-56 |
Дикая яблоня | 15 | 5-7 | 8-14 |
Вяз гладкий | 13 | 5-8,5 | 6-16 |
Клён американский | 11 | 3-8,5 | 13-29 |
Тополь серебристый | 10 | 8,5-13 | 16-45 |
Рябина Обыкновенная | 9 | 3-8,5 | 5-23 |
Клён остролистный | 7 | 3-7 | 9-13 |
Спирея | 112 | 1,5-1,8 | - |
Большая часть деревьев в парке не имеет признаков ослабления, то есть, в кроне нет сухих веток, кора не повреждена. Но встречаются и ослабленные деревья, в их кроне есть сухие ветки и незначительные повреждения коры.
Среди травянистой растительности парка встречаются:
1. Чистотел большой
2. Подорожник большой 21. Тимофеевка луговая
3. Подорожник средний 22. Ежа сборная
4. Одуванчик лекарственный 23. Мятлик луговой
5. Осока пальчатая 24. Костёр безостый
6. Крапива двудомная 25. Дрёма белая
7. Пустырник пятилопастый 26. Мерингия трёхжилковая
8. Лопух паутинистый 27. Лютик кашубский
9. Клевер гибридный 28. Редька дикая
10. Клевер луговой 29. Икотник серо-зелёный
11. Клевер ползучий 30. Манжетка обыкновенная
12. Полынь горькая 31. Герань луговая
13. Полынь обыкновенная 32. Сныть обыкновенная
14. Щавель конский 33. Повой заборный
15. Лапчатка прямостоячая 34. Мать-и-мачеха обыкновенная
16. Левзея сафлоровидная 35. Тысячелистник обыкновенный
17. Тмин обыкновенный 36. Ромашка лекарственная
18. Череда трёхраздельная 37. Цикорий обыкновенный
19. Горец птичий 38. Кульбаба шершавая
20. Пырей ползучий 39. Малина обыкновенная
40. Бархатцы
41. Лилии
42. Ястребилла волосистая
Лишайники:
1.Пельтигера 2. Гипогимния
В парке встречаются различные виды птиц:
1.Сизый голубь 9.Обыкновенная горихвостка
2.Белая трясогузка 10. Лазоревка
3.Скворец 11.Большая синица
4.Сорока 12.Домовый воробей
5.Галка 13.Полевой воробей
6.Грач 14.Щегол
7. Серая ворона 15. Снегирь
8.Свиристель
Особо оживляют парк грачи. Они гнездятся колониями. На старых липах расположено 104 гнезда. Они располагаются близко друг к другу, иногда до нескольких гнезд на одном дереве.
4.2
В результате исследования изучили рекреационную нагрузку на парк:
Учёт посещаемости парка в летний период (июль).
Дата, день недели | Количество, людей посещающих парк в день (с 9.00 до 21.00) |
14.07.03 понедельник | 500 человек |
15.07.03 вторник | 553 человек |
16.07.03 среда | 580 человек |
17.07.03 четверг | 635 человек |
18.07.03 пятница | 523 человек |
19.07.03 суббота – выходной день | 631 человек |
20.07.03 воскресенье- выходной день | 592 человека |
По таблице видно, что рекреационная нагрузка на парк в летний период довольно большая, поэтому на некоторых участках наблюдается изменение почвы в результате вытаптывания.
4.3.
Происходит её уплотнение, почва изменяется по механическому составу, уменьшается её водопроницаемость, нарушается воздушный режим почвы, усиливается испарение почвенной влаги. Обо всём этом можно судить по полученным нами результатам.
Нами выявлено, что в настоящее время на территории парка встречаются сильно - вытоптанные тропинки, то есть те которые ни имеют растительности (приложение № 5).
№ тропинки | Площадь каждой (в кв. м.) |
Первая тропинка | 432 |
Вторая тропинка | 11 |
Третья тропинка | 48 |
Общая площадь | 491 |
Почва, взятая с сильно - вытоптанных тропинок не скатывается в шарик, значит, по механическому составу она глинистый песок. Почва с сильно -вытоптанных тропинок рассыпается на мелкие частицы, не оставляет ощущения прохлады, значит, по влажности она сухая.
Почва сильно - вытоптанных тропинок впитала 100 мл воды за 2мин.
25сек. и интенсивность выделения пузырьков воздуха мы оценили как слабое кратковременное.
В результате исследования также выявили, что почва около спортивных сооружений, качелей, детских песочниц средне - вытоптана (приложение № 4). Она имеет разреженную растительность.
Почва, взятая со средне - вытоптанных участков по механическому составу она супесь. Почва скатывается в шарик.
Почва слегка холодит руку, значит, по влажности она свежая.
Почва со средне - вытоптанных участков впитала 100 мл воды за 1мин.
25сек. и интенсивность выделения пузырьков воздуха мы оценили как
среднее кратковременное.
Определили рН почвы с помощью лакмусовой бумаги.
рН = 8 - среда слабощелочная.
В настоящее время парк испытывает антропогенное воздействие.
Происходит механическое загрязнение парка твёрдыми бытовыми отходами, Особенно сильно он замусорен в летний и осенний периоды (приложение № 5). Мусор, хлам: пластмассовые и стеклянные бутылки, одноразовая посуда, полиэтиленовые пакеты, бумага, обрывки ткани нарушают эстетический вид парка. На некоторых участках парка не убирается валежник (приложение № 5).
Один из антропогенных факторов, оказывающих влияние на растительность парка, является транспорт. С одной стороны (со стороны здания Аграрного техникума) автомобильная дорога находится в 4 метрах от парка; с другой стороны (со стороны здания районной администрации) дорога - в 8 метрах. Рядом с парком расположена небольшая автомобильная стоянка. Как известно, выхлопные газы автомобилей содержат около 200 вредных компонентов: диоксид и оксид углерода, окислы азота, альдегиды, сернистые соединения, свинец, сажа и другие вредные вещества. Выхлопные газы автомобилей, несомненно, оказывают влияние на растительность парка. В нём есть деревья, которые перестали выглядеть живописно, так как в их кроне имеются усохшие ветви.
5. Обсуждение результатов.
В парке произрастают разные виды деревьев, два вида кустарника – спирея и малина, травянистые растения, значит, парк – это ботанический объект.
Растительность данного уголка природы имеет большое значение в оздоровлении окружающей среды посёлка. Среди деревьев преобладают липа мелколистная и берёза бородавчатая. Их больше всего. Этим деревьям принадлежит особо важная роль. Они улучшают воздушную среду посёлка.
Например, липа хорошо очищает воздух от примесей, поглощает вредные выбросы в несколько раз больше, чем другие древесные породы. Берёза выделяет летучие вещества – фитонциды, которые способны умертвить простейшие микробы за 20-25 минут. Среди травянистой растительности преобладает чистотел большой, осока пальчатая, крапива двудомная, лопух паутинистый, клевер луговой.
На растительность парка губительное влияние оказывает транспорт. Об этом можно судить по ослабленным деревьям, которые встречаются в парке.
Например, берёза очень сильно страдает от дыма и газов.
Птицы, встречающиеся в парке, украшают его, защищают древесные насаждения от вредителей – насекомых.
Люди разных возрастов посещают парк во все времена года. Здесь отдыхают, занимаются спортом, одним словом, парк имеет большое реакционное назначение. Рекреационная нагрузка на парк особенно высока в летний период. В это время года число посетителей особенно возрастает в выходные дни – субботу и воскресенье. Это связано с тем, что в Доме культуры, расположенном около парка, проводится дискотека для молодёжи. А также в эти дни в парке больше отдыхающих. Данный природный объект испытывает довольно высокую рекреационную нагрузку. В результате вытаптывания появились сильно – вытоптанные тропинки и средне-вытоптанные участки. Почва на этих тропинках и участках уплотняется, поэтому она плохо впитывает воду, содержит мало воздуха. По механическому составу она глинистый песок и супесь, то есть по механическому составу – ухудшается.
Многие жители посёлка не знают о том, что данный природный объект- это памятник природы.
В наши дни территория парка очень сильно замусоривается.
В летнее время эту проблему решают созданием трудовых отрядов, которые ежедневно проводят уборку в парке. Осенью, трудовые экологические отряды не работают, поэтому парк находится в неприглядном, унылом состоянии, кругом ТБО. Они влияют на эстетическое восприятие человеком парка. Конечно же нельзя запретить людям посещать парк, но повлиять на экологическое сознание жителей посёлка можно, поэтому мы разработали меры по охране парка:
1. Разработать и установить аншлаг на территории парка (приложение №6).
2. Установить щит, который будет иметь следующее содержание (приложение № 6).
3. Заниматься пропагандой экологических знаний среди местного населения.
4. Создавать экологические отряды среди учащихся.
5. Привлекать насекомоядных птиц в парк, зимой развешивать кормушки, весной – синички, скворечники и другие искусственные гнездовья.
ВЫВОДЫ:
По результатам проделанных исследований мы можем сделать следующие выводы:
1. Парк р.п. Ардатова - ботанический объект. Здесь встречается разнообразный видовой состав растительности. Из деревьев преобладают берёзы бородавчатые и липы мелколистные. Вековые липы - ценность данного памятника природы.
2. Необходимо усилить пропаганду охраны полезных видов птиц, обитающих в парке.
3. Парк испытывает достаточно сильную антропогенную нагрузку, поэтому его территория сильно загрязнена бытовым мусором.
4. Памятник природы испытывает высокую рекреационную нагрузку, поэтому происходит вытаптывание территории.
5. Санитарное состояние парка удовлетворительное, так как выпас скота не ведётся, не осуществляется рубка древесно-кустарниковой растительности, частично ведётся сенокошение.
6. Парк имеет не только рекреационно-оздоровительное, но и историко-мемориальное назначение.
7. Необходимо усилить практическую работу учащихся на территории памятника природы, направленную на обеспечения его охраны и на улучшение экологического состояния.
Таким образом, в настоящее время состояние памятника природы оценено
как относительно благоприятное.
ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ ПАРК р.п. АРДАТОВА | ||
Разрешается:
| Запрещается:
| |
ОХРАНЯЕТСЯ |
ЛЮДИ, ЗАПОМНИТЕ РАЗ И НАВСЕГДА, МУСОР И ХЛАМ ДЛЯ ПАРКА БЕДА! УВИДЕЛ МУСОР МИМО – НЕ ПРОХОДИ НЕ РАЗДУМЫВАЯ СОГНИСЬ И В УРНУ СОБЕРИ. |
ТЕЗИСЫ
Данная тема, в настоящее время, является актуальной. Поэтому главная цель учебно-исследовательской работы - исследование экологического состояния парка.
При подготовке работы учащихся познакомились с историей парка, описали место расположения и значение парка.
В своей работе учащиеся провели инвентаризацию древесно-кустарниковой растительности.
Выяснили, что на территории парка преобладают берёза бородавчатая, липа мелколистная, спирея.
Дети использовали методику измерения высоты и диаметра ствола деревьев.
Изучили травянистую растительность и птиц парка при помощи школьного атласа - определителя.
Учащиеся изучили рекреационную нагрузку, выяснив, что она особенно высока в летний период.
Дети провели учёт вытоптанной территории в парке.
Методом наблюдения изучили свойства почвы, а также исследовали почву на сильно - и средне - вытоптанных участках. Почва на тропинках уплотняется ухудшается по механическому составу, плохо впитывает воду, содержит мало воздуха.
Учащиеся выявили, описали виды антропогенного воздействия на парк и разработали меры по сохранению памятника природы.
По результатам проделанных исследований были сделаны выводы.
Учащиеся оценили, в настоящее время состояние памятника природы как относительно благоприятное.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баканина Ф. M. «Экологические тропы» Н. Новгород.
2. Журнал « Биология в школе» № 1, 1996 г. Москва «Школа - Пресс»
3. Журнал «Биология в школе» № 5, 1995 г. Москва «Школа - Пресс»
4. Журнал «Биология в школе» № 6, 1995 г. Москва «Школа - Пресс»
5. Бакка А.И., Бакка СВ. «Особо охраняемые природные территории
Нижегородской области» Н. Новгород 1997 г.
6. Морева О.А., Заплатина О.А. Лаборатория «Экорегион» МИПК ННГАСУ Областной центр развития творчества детей и молодёжи. «Особо охраняемые территории рядом с вашей школы». Методические рекомендации по работе со школьниками ООПТ. Н. Новгород 2002 г.
7. Новиков B.C., Губаков И.А. Школьный атлас - определитель высших растений. Москва «Просвещение» 1985 г.
8. Ингрид Селберг, Маргарет Стефенс «Деревья и листья» Москва «АСТ - пресс» 1997 г.
9. Храбрый В.М. Школьный атлас - определитель птиц. Москва «Просвещение» 1988 г.
Ветер и Солнце
Голубая лягушка
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Ручей и камень
Ласточка. Корейская народная сказка