Работа по филологии и психологии учеников 4 класса, где проведено теоретическое изучение способов запоминания иностранных слов, проведена исследовательская работа среди одноклассников и выделены наилучшие для младшего школьного возраста способы запоминания иностранных слов.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_starkova_e.v.docx | 58.96 КБ |
Окружная научно – практическая конференция младших школьников
Лучшие способы запоминания иностранных слов
Авторы: Абалымов Кирилл,
ученик 4б класса ГБОУ НШ с. Красноармейское,
Наумов Денис,
ученик 4а класса ГБОУ НШ с. Красноармейское
Руководитель: Старкова Елена Владиленовна,
учитель иностранного языка высшей категории
ГБОУ НШ с. Красноармейское
с. Красноармейское, 2014 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………….2 стр.
Глава 1. Результаты нашего исследования…………………………..4 стр. Глава 2. Процесс запоминания иностранных слов…………...……....5 стр.
Глава 3. Современные методы и способы запоминания иностранных слов
…………………………………………………………………………..8 стр.
Глава 4. Лучшие способы запоминания иностранных слов…………10 стр.
Заключение ……………………………………………………………13 стр.
Список литературы и Интернет - источников………………………...15 стр.
Приложение…………………………………………………………….16 стр.
Введение
Для познания нравов какого ни есть народа
старайся прежде всего изучить его язык.
Пифагор
Со второго класса мы изучаем иностранный язык – учимся читать, писать, слушать, переводить, говорить. Но человек может научиться всему этому лишь при условии запоминания отдельных слов, ведь в Энциклопедическом словаре понятие «слово» определяется так: «Слово - одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств» (6, 1225). Понятно, что изучить язык невозможно без запоминания его слов.
В сети Интернет и на полках книжных магазинов много работ, посвящённых этой проблеме. В основном речь в них идёт об изучении английского языка, и почти нет рекомендаций для немецкого. К тому же это чаще всего или реклама языковых курсов, или почти все статьи ориентированы на взрослых людей, а не на детей младшего школьного возраста – таких, как мы, и из-за этого многие методы слишком сложны для понимания и освоения. Поэтому поиск лучших, то есть понятных и простых в освоении детьми 8 - 10 лет способов запоминания иностранных слов – это очень актуально.
Цель представленной работы – найти способы запоминания иностранных слов для детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели поставлены задачи:
- провести опрос среди одноклассников и выяснить, какими способами для запоминания иностранных слов пользуются они;
- проанализировать предложенные в различных источниках способы запоминания иностранных слов;
- выбрать способы, подходящие для детей 8 – 10 лет – простые в освоении и позволяющие экономить время;
- подготовить памятки для всех учеников с рекомендациями о том, какие способы запоминания иностранных слов можно применять;
- оценить результативность нашей работы, опираясь на отзывы четвероклассников.
Гипотеза нашей работы – предположение о том, что существуют подходящие младшему школьному возрасту методы быстрого и прочного запоминания слов иностранного языка.
Методы исследования:
- поисковый (направленный на работу с предлагаемыми в разных источниках методами);
- анкетирование;
- теоретический анализ.
Значимость данной работы состоит в том, что ученики начальной школы, познакомившись со способами быстрого запоминания иностранных слов, будут их применять на практике, что улучшит и успеваемость, и повысит интерес к изучению иностранного языка. Овладение техникой запоминания иностранных слов позволит существенно сократить время, необходимое для изучения немецкого или английского языка.
Источники информации: психологический и энциклопедический словари, книги и научные статьи о техниках запоминания иностранных слов, различные Интернет – источники, в том числе материалы Википедии и электронных словарей.
Глава 1
Результаты нашего исследования
Для того чтобы выбрать самые эффективные способы и приёмы запоминания слов, мы составили анкету и провели опрос среди одноклассников. На наши вопросы ответили 48 учеников 4а и 4б классов ГБОУ НШ с. Красноармейское, изучающих немецкий и английский языки. Были заданы три вопроса: 1. Сколько примерно времени тебе нужно для запоминания 10 иностранных слов? 2.Как ты запоминаешь иностранные слова? Какие способы ты используешь? 3. Хочешь ли ты узнать новые способы запоминания иностранных слов?
Выяснилось, что на запоминание 10 иностранных слов только один ученик тратит минут 10, 75% тратят около получаса, 17 % - почти час, и ещё один учащийся (4%) – больше часа. Может быть, так много времени на запоминание всего лишь 10 иностранных слов уходит так много потому, что школьники используют малоэффективные способы запоминания? Мы попросили ребят описать, как же происходит процесс заучивания новых слов. Вот какие ответы мы получили: «Читаю слово много раз и произношу до тех пор, пока не запомню», «Учу по словарю», «Читаю слова на немецком, потом на русском, потом списываю на немецком и перевожу», «Повторяю много раз». Таким образом, все наши одноклассники применяют два способа заучивания слов: зубрёжка (то есть многократное повторение слова) и заучивание по словарю, когда записанное своей рукой слово повторяется по-немецки или по-английски (при этом перевод закрывается), затем по русскому переводу припоминается иностранное слово. Мы сделали вывод, что оба эти способа запоминания недостаточно удобны, так как ученики вынуждены тратить много времени на заучивание слов. И 98% опрошенных хотят узнать новые способы запоминания иностранных слов. Поэтому мы решили познакомиться с новыми способами заучивания иностранных слов, выбрать те, которые подходят нам и предложить их нашим одноклассникам.
Глава 2
Процесс запоминания иностранных слов
Запоминание – это процессы, обеспечивающие удержание материала в памяти. Запоминание – важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний (4, 62). Процесс запоминания любой информации подчиняется следующим законам памяти (12):
| |
Закон памяти | Практические приёмы реализации |
Закон интереса | Интересное запоминается легче. |
Закон осмысления | Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. |
Закон установки | Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. |
Закон действия | Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. |
Закон контекста | При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. |
Закон торможения | При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. |
Закон оптимальной длины ряда | Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. |
Закон края | Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. |
Закон повторения | Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. |
Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. |
Зиганов М. А., Козаренко В.А., Семин А.Н в своей книге "Техника запоминания иностранных слов" считают, что запомнить новое слово - значит образовать устойчивую связь между зрительным образом и словом, его обозначающим. «Под активным запоминанием слова понимается образование четырех устойчивых связей: между слышимым словом и образом, между написанным словом и образом, между образом и произнесением слова, между образом и написанием слова» (3,24).
Изучение человеческой памяти и многочисленные опыты по запоминанию, поставленные учеными во многих странах мира, позволяют выделить основные особенности, имеющие значение при заучивании иностранных слов. Так, при процессе обучения иностранному языку в первую очередь задействуется кратковременная память. Она устроена таким образом, что для эффективной работы с новыми словами необходимо (7):
1. Дозировать количество информации, запоминаемой за один раз. Увеличение объема приводит к тому, что материал "наслаивается", что приводит к потере информации.
2. Устраивать во время заучивания паузы, в течение которых нужно постараться дать мозгу передышку. Ученые считают, что в такие периоды отдыха происходит неосознанное повторение новых слов, что приводит к успешному запоминанию. Однако стоит обратить внимание, что длительное повторение слов, их зубрежка, не дают положительного эффекта - мозг занят обработкой проговариваемой вами информации и не может осуществлять необходимое неосознанное повторение! В целом, схема повторений должна выглядеть таким образом – повтор новых слов через 10 минут, а затем обязательное повторение через 24 часа. Это позволит новым словам остаться в нашей памяти надолго.
3. Запоминать слова блоками или учить группы словосочетаний. В среднем человек способен без труда запоминать блоки информации, состоящие из семи слов.
4. Распределять слова по блокам таким образом, чтобы они были максимально неоднородны. Слова, имеющие характерные признаки, создающие яркие картинки, запоминаются гораздо легче (7). Наверняка каждый замечал, что лучше всего запоминается именно тот момент, день, случай, встреча, на которой произошло что-то необычное и яркое. Метод ярких образов и необычных ассоциаций положен в основу эффективного запоминания иностранных слов. Связав в своем сознании какое-то слово с красочным образом, желательно необычным, можно значительно облегчить запоминание слов. Это может быть не неподвижная картинка, а небольшое событие, по ходу которого герой предпринимает какие-то действия, испытывает влияние чего-то. Воссоздавая потом в памяти небольшие "фильмы", гораздо легче запомнить группу слов, и чем необычнее будет картинка, тем легче мозг ее запомнит.
Глава 3
Современные методы и способы запоминания иностранных слов
Сегодня существует много способов и методов запоминания иностранных слов. Мы познакомились с некоторыми из них.
Като Ломб, профессиональная переводчица из Венгрии, овладевшая самостоятельно 16 языками, в своей книге «Как я изучаю языки» приводит общепринятый способ заучивания слов: «в левый столбец пишем в тетрадку иностранные слова, в правый — соответствующие им слова родного языка. Закрываем ладонью по очереди то одну, то другую сторону: глаза смотрят, губы шевелятся, — и таким образом можно заучить слова» (5, 46). Другой способ можно бы назвать «словарным». Приверженцами его оказываются люди с самыми противоположными индивидуальностями. Речь идет о выучивании слов прямо из словаря. Одни слова запоминаются легче, а другие - почему-то труднее. Первая причина этого очень проста: легче запоминается то слово, с которым мы часто общаемся в родном языке, к тому же знания, приобретенные в результате какого-то усилия, куда более прочны, чем полученные в готовом виде. Вторая причина кроется в самом слове, в его содержании. Легче всего запоминаются те существительные, которые обозначают какой-либо конкретный предмет (5, 62).
Екатерина Васильева в своей книге «2000 английских слов за 1 неделю. Уникальная техника запоминаний» считает, что ускорение процесса запоминания происходит за счет «ключей», которые подобраны к каждому слову, то есть 500 самых нужных слов иностранного языка - 500 ключей для запоминания. Способ этот заключается в следующем: к иностранному слову нужно подобрать ключевое слово из родного языка, которое будет похоже на него по звучанию (3, 248).
Существует ещё много различных теорий и методик, которые призваны облегчить запоминание иностранных слов. От традиционных мнемонических схем, структурного метода до совсем экзотических, вроде 25-го кадра или заучивания во сне.
Известен также ритмический метод запоминания, в котором главной целью является не осмысление слова, а его повторение в определенном ритме. В результате возникает эффект, сродни тому, при котором любители иностранной музыки легко запоминают слова десятков песен на чужом языке, зачастую не догадываясь об их смысле. Или имитационный метод, при котором обучаемые должны изображать определенное действо и называть слова, связанные с ним. Однако это требует большой фантазии и определенного актерского мастерства, поэтому этот метод доступен далеко не всем.
Технические возможности позволяют сегодня установить на компьютер специальные программы – тренажёры для заучивания слов. Зачастую такие программы идут вместе с учебником иностранного языка. Выполняя несложные упражнения, любой человек может овладеть иностранными словами – было бы желание и время!
Какой бы метод ни выбрал человек, простых путей для изучения иностранного языка не существует. Проведенные учеными опыты наглядно показали, что любой метод запоминания без активной работы обучаемого не дает результатов. Развешенные повсюду листы с новыми словами, если на них не обращать внимания и не работать с ними, никак не увеличат словарный запас. Любая самая лучшая компьютерная программа, если по ней не заниматься регулярно, не даст никаких результатов.
Глава 4
Лучшие способы запоминания иностранных слов
Познакомившись с множеством методов запоминания иностранных слов, мы выбрали те, которые больше всего подходят школьникам нашего возраста. Выбранные советы мы оформили в виде памяток, которые раздали нашим одноклассникам (см. Приложение 1).
Итак, выбранные нами пособы запоминания иностранных слов:
№1: Ключевое слово
Новые слова можно запомнить с помощью метода ключевого слова. Способ этот очень простой и заключается он в следующем: к иностранному слову нужно подобрать ключевое слово из родного языка, которое будет похоже на него по звучанию.
Например, тебе нужно запомнить слово «Brille» (в переводе – очки). Воспользуемся методом ключевого слова. Для этого делаем несколько шагов:
1. Ищем ключевое слово. Для этого закрываем глаза и несколько раз повторяем слово Brille. Какое слово из русского языка оно напоминает? Кажется, очень похоже на «бриллиант». Это слово у нас и будет ключевым.
2. Представляем ситуацию. Это значит, нужно придумать мини-историю, в которой будут взаимодействовать ключевое слово (в нашем случае - бриллиант) и слово-перевод (в нашем случае - очки). Например: тебе сделали подарок: ОЧКИ, но не простые и даже не золотые, а БРИЛЛиантовые. Точнее, вместо стекол стоит два огромных бриллианта. Мысленно создаем картинку, которая отображает придуманную ситуацию (8).
№2: Запоминалка
Очень похож на первый способ. Использование образов и ассоциаций для запоминания этих слов позволяет увеличить как скорость, так и надежность запоминания. Основная идея проста. На основе звучания иностранного слова создается образ.
Полученный образ с помощью метода ассоциаций связывается со значением этого слова. Если нужно использовать запомненное таким образом слово вы с помощью ассоциации извлекаете нужный образ из памяти и восстанавливаете его звучание. Например: К немецкому «bunt» (пёстрый) – русское «бунт». К английскому слову «all» (всё) - Оливка (9).
№3: Карточки
Этот метод очень прост и популярен. Учишь слова по карточкам, на которых с разных сторон подписано слово и его перевод. Положительным моментом является возможность учить слова не только дома, но и далеко за его пределами, используя свободное время с пользой для себя. Можно разделить слова по тематикам, что позволит не носить все карточки сразу.
№4: Стикеры
Одним из самых старых способов запоминания слов является наклеивание стикеров с записанными на них иностранными словами на соответствующие предметы. По мере использования этих предметов ты автоматически запоминаешь новые слова, не прилагая особых усилий. Главным недостатком этого метода является ограниченное количество слов, определенной тематики (в большинстве случаев это «Дом») (10).
№5: Действия
Удобен для запоминания глаголов. Учишь глагол на иностранном языке – выполняй действие, которое он обозначает, и произноси его вслух.
№6: Диктофон
Наговариваем и записываем на диктофон (а он есть в каждом телефоне) с переводом несколько слов, слушаем их в любое удобное время и повторяем.
№7: Практика
Практика – самое главное! Попробуй посмотреть хорошо знакомый мультик или фильм со звуком на изучаемом иностранном языке!
№8: Используй силу своих эмоций
Эмоции - это реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний (4, 289). Чтобы быстро и легко запомнить новые иностранные слова, постарайся связывать их с чем-то, что для тебя важно, вызывает чувства (11).
№9: Нужно только захотеть!
Всякое дело будет более успешным, если для этого есть какая-то цель, причина, мотивация. Поэтому для начала поставь перед собой цель, найди, для чего тебе нужно изучение иностранного языка. И всё у тебя получится!
Итак, чётко поставленная цель, вера в свои силы и тщательная работа над собой обязательно дадут положительный результат, и однажды ты поймёшь, что выучить иностранный язык - это реально и интересно!
Заключение
Итак, изучив некоторые методы и приёмы запоминания иностранных слов, мы выбрали самые подходящие, на наш взгляд, для возраста младшего школьника. Эти советы мы предложили своим одноклассникам в виде памятки. Чтобы оценить результативность нашей работы, через три недели после вручения нашим одноклассникам памяток мы снова опросили 47 четвероклассников, чтобы узнать, понравились и пригодились ли наши советы. 96% ответили, что с интересом познакомились с новыми способами запоминания иностранных слов. Уже применили предложенные методы на практике 38 человек (это 80%), остальные планируют использовать некоторые советы в дальнейшем. В результате 31 четвероклассник стал тратить на запоминание слов меньше времени: число тех, кому нужен был час и больше, сократилось с 21% до 8%. Особенно удобными для ребят оказались способы «Ключевое слово» и «Запоминалка».
Цель, поставленная перед нами, – найти способы запоминания иностранных слов для детей младшего школьного возраста – достигнута.
Поставленные задачи выполнены:
- проведён опрос среди одноклассников и выяснено, что для заучивания иностранных слов наши сверстники пользуются зубрёжкой и заучиванием по словарику, поэтому большинство из них тратит на выполнение домашнего задания много времени, и почти все захотели узнать о новых способах запоминания;
- проанализированы предложенные в книгах Като Ломб и Екатерины Васильевой, а также на многочисленных Интернет - сайтах способы запоминания иностранных слов;
- выбраны способы, подходящие для детей 8 – 10 лет – простые в освоении и позволяющие экономить время;
- подготовлены и розданы памятки для всех учеников 4 классов с рекомендациями о том, какие способы запоминания иностранных слов можно применять;
- проведён опрос, который показал, что новые способы запоминания многим нашим одноклассникам понравились и уже используются ими.
Гипотеза нашей работы – предположение о том, что существуют подходящие младшему школьному возрасту методы быстрого и прочного запоминания слов иностранного языка – нашла своё подтверждение.
Список литературы
Интернет – ресурсы
Приложение 1
Материал подготовили: Абалымов Кирилл, Наумов Денис, Старкова Е.В. ГБОУ НШ с. Красноармейское, 2014 г. | |
Кроме хорошо известного многократного повторения и заучивания по словарю попробуй применить такие способы запоминания иностранных слов: №1: Ключевое слово К иностранному слову нужно подобрать ключевое слово из родного языка, которое будет похоже на него по звучанию. Например, Вам нужно запомнить слово «Brille» (в переводе – очки). Воспользуемся методом ключевого слова. Для этого делаем несколько шагов: Ищем ключевое слово. Для этого закрываем глаза и несколько раз повторяем слово Brille. Кажется, очень похоже на «бриллиант». Это слово у нас и будет ключевым. Представляем ситуацию. Например: тебе сделали подарок: ОЧКИ, но не простые, а БРИЛЛиантовые. Точнее, вместо стекол стоит два огромных бриллианта. Мысленно создаем картинку, которая отображает придуманную ситуацию. №2: Запоминалка Очень похож на первый способ. На основе звучания иностранного слова создается образ. Полученный образ с помощью метода ассоциаций связывается со значением этого слова. №3: Карточки Учи слова по карточкам, на которых с разных сторон напиши иностранное слово и его перевод. | №4: Стикеры Наклей стикеры с записанными на них иностранными словами на соответствующие предметы. По мере использования этих предметов ты автоматически запоминаешь новые слова. №5: Действия Удобен для запоминания глаголов. Учишь глагол на иностранном языке – выполняй действие, которое он обозначает, и произноси его вслух. №6: Диктофон Наговариваем и записываем на диктофон (а он есть в каждом телефоне) с переводом несколько слов, слушаем их в любое удобное время и повторяем. №7: Практика Практика – самое главное! Попробуй посмотреть хорошо знакомый мультик или фильм со звуком на изучаемом иностранном языке! №8: Используй силу своих эмоций Чтобы быстро и легко запомнить новые иностранные слова, постарайся связывать их с чем-то, что для тебя важно, вызывает чувства. №9: Нужно только захотеть! Всякое дело будет более успешным, если для этого есть какая-то цель, причина, мотивация. Поэтому для начала поставь перед собой цель, найди, для чего тебе нужно изучение иностранного языка. И всё у тебя получится! |
Рисуем белые грибы пастелью
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Крутильный маятник своими руками
Привередница
Два петушка