Исследовательская работа по направлению человек и мир искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita.docx | 692 КБ |
prezintatsiya.pptx | 1.52 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»
Верхнекетского района Томской области
Научно-практическая конференция, посвящённая году
истории Государства Российского
«В мир поиска, в мир творчества в мир науки»
Ученик четвёртого класса
Творогов Никита
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
По направлению человек и мир искусства.
На тему: КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ КИЖИ.
Научный руководитель: Преподаватель первой квалификационной категории
Лоскутова М.В.
Признать, что работа выполнена
и защищена с оценкой
Рекомендуется
Председатель
экспертной комиссии
(подпись) (дата)
Эксперты
(подпись) (дата)
(подпись) (дата)
Председатель
экспертного совета
(подпись) (дата)
р.п. Белый ЯР - 2012г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности деревянного зодчества в Кижах. Проблема сохранения памятника…..4
Глава 2. Образ деревянного зодчества через декоративно-прикладное искусство……………7
Глава 3.Технология изготовления миниатюры на бересте. …………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………………………………….11
Введение.
Проблема: Сохранение памятников деревянного зодчества.
Гипотеза: Возможно сохранение культурного наследия Кижи через образы в декоративно –прикладном искусстве
Цели и задачи работы
Предмет исследования
Архитектура острова Кижи
Актуальность
Сохранность деревянного зодчества
Методы исследования
Обоснование темы исследовательской работы:
Я занимаюсь на кружке «Маленький мастер» художественной обработкой дерева и бересты.
Мне попалась фотография работы на бересте с изображением красивого деревянного храма. Он имел двадцать два купола. Я решил узнать что это за храм и где он находится. Так я начал работать над проектом «Культурное наследие России. Кижи».
Глава 1.
Особенности деревянного зодчества в Кижах. Проблема сохранения памятника.
Из интернета мы узнали, что первые упоминания о Кижском погосте встречаются в исторических документах уже в ХII веке, - тогда он входил в состав Обонежской пятины Новгородской земли. Упоминания о Преображенском и Покровском храмах впервые встречаются в летописях ХVII века. В целом Кижский ансамбль создавался в течение полутора веков.
Ки́жи— остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окруженных единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. Комплекс деревянных сооружений Кижского погоста (XVIII—XIX вв.). Живописные по силуэту 22-главая Преображенская церковь (1714), 9-главая Покровская церковь (1764), шатровая колокольня (1874) составляют редкий по красоте ансамбль. На Кижи перевезены деревянная Лазаревская церковь Муромского монастыря (XIV в.), жилые и хозяйственные постройки XVII — начала XIX вв. 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». Куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии. По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.
На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района (до 2004 года административно относился к городу Петрозаводску).
В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Мы сделали вывод, что кижский заповедник очень значимый памятник деревянного зодчества, построенный по уникальным старинным технологиям, но он сделан из дерева. Дерево, по сравнению с другими строительными материалами очень не долговечно. Это настоящая проблема для Кижей.
Среди деревьев наших лесов дуб живёт до 800 лет. Ель, сосна до 600 лет. Cамое короткоживущее дерево - айва около 50 лет.
Вот ещё несколько примеров: |
|
Кижский ансамбль мог быть построен из сосны или лиственницы. Мы задались вопросом: сколько он может еще простоять? Чтобы найти ответ, мы сравнили срок службы древесины сосны и лиственницы с фактическим возрастом построек в Кижах и вычислили, сколько ещё они смогут простоять.
№ | Порода древесины | Срок службы | Фактический возраст построек | Сколько еще могут простоять постройки | |
1 | сосна | 600 лет | Преображенская церковь (1714) Покровская церковь (1764) шатровая колокольня (1874) Муромского монастыря (XIV в.) Хозяйственные постройки XVII — начала XIX вв | 298 лет 248 лет 138 лет 612 лет | 302 года 352 года 462 года Уже в плачевном состоянии |
в среднем 324 года | 276 лет | ||||
2 | лиственница | 400-500 | Преображенская церковь (1714) Покровская церковь (1764) шатровая колокольня (1874) Муромского монастыря (XIV в.) Хозяйственные постройки XVII — начала XIX вв | 298 лет 248 лет 138 лет 612 лет | 202 года 252 года 362 года Уже в плачевном состоянии |
В среднем 324 года | 76 – 176 лет |
Конечно, полученные данные действительны для идеальных условий. Но в реальности таких условий нет, а значит и срок службы древесины гораздо меньше рассчитанного.
Из этого мы сделали вывод, дерево не может сохраняться долго и даже реставрация, которая сейчас проводится в Кижах, не убережет от утрат. Так неужели этот памятник будет неизбежно утрачен, и что можно сделать, чтобы наши потомки тоже могли увидеть и оценить грандиозность ансамбля?
Глава 2.
Образ деревянного зодчества через декоративно-прикладное искусство.
Мы задались вопросом, ткали необходимо сохранять этот памятник. Мы составили анкету и предложили её заполнить ученикам школы. На вопросы отвечали 17 человек. Вот результаты анкетирования.
№ | Вопрс | ответ |
1 | Что вы знаете о Кижах? | «Ничего»-15, 2- знают что – это памятник с моих слов. |
2 | Видели вы памятники зодчества в Кижах? | «да» ответил – 1 человек, |
3 | Хотите ли вы чтобы их сохранили для потомков? | Все ответили «да» |
Мы подумали, что можно сохранить образ знаменитого памятника через декоративно прикладное искусство. Это миниатюра на бересте, которую при помощи грамотного руководства может изготовить любой человек. В процессе работы мастер подробно изучит особенности архитектуры ансамбля в Кижах, ближе познакомится с его красотой и уникальностью. Мы считаем, что такой способ творческого знакомства с образами памятника будет способствовать сохранению культурного наследия в образах декоративно прикладного искусства. Чтобы доказать свою точку зрения, мы решили сами изготовить на занятиях кружка по художественной обработке дерева и бересты миниатюру с образом одного из ансамблей кижского заповедника, разработать подробную технологию изготовления и описать её так чтобы руководствуясь ею можно было самостоятельно сделать картину для интерьера.
Глава 3.
Технология изготовления миниатюры на бересте.
Подобрали материалы, инструменты и оборудование. Нам потребовались: ножницы, линейка, простой карандаш, ластик, кисть капроновая флейц №7, кисть круглая колонковая №4, кисть круглая беличья №2, мастихин, электровыжигатель, краски акварельные, акриловые белила, баночка с водой.
Изучил технику безопасности при работе с электровыжигателем.
Подобрали бересту и обработали её, т.е. сняли поверхностный белый слой, оставляя сучки: они будут создавать естественный рельеф на пейзаже. Подготовленную бересту промыли проточной водой, убрали лишнюю воду хлопчатобумажной тряпочкой и просушили под прессом, чтобы береста не свернулась.
С помощью кальки скопировали изображение храма с распечатанной фотографии из интернета. Перевели изображение на подготовленную бересту, карандашом дорисовали элементы пейзажа: деревья, кусты, облака, реку, берега.
Выполнили работу в технике выжигания. Акварелью нарисовали дальний лес и реку. Акриловыми белилами изобразили сугробы, снег на крышах храма и деревьях, облака.
Рамку для картины можно взять в фотосалоне готовую по размеру картины или заказать в столярной мастерскй. Важно учесть цвет рамки, чтобы он сочетался с цветовой гаммой картины и выгодно подчёркивал композицию.
Это наша работа.
Заключение
Я считаю, что моя работа подробно знакомит детей с памятником деревянного зодчества Кижи.
Поставленные нами цели и задачи выполнены. Разработанная нами технология изготовления миниатюры на бересте поможет создать своё произведение искусства для вашего интерьера, ознакомиться с культурным наследием России. Созданные таким способом работы помогают сохранить образ деревянного зодчества Кижей через декоративно прикладное искусство.
Список литературы:
Сайт: poznaimir. hut1. ru/ derevo.html
Сайт: ru. Wikipedia.orq
Сайт: muzeimira. ru
Сайт: Kizhi. Kfrelia. ru
Слайд 1
Выполнил: Творогов Никита, 4 «а» класс Руководитель: Лоскутова Майя Васильевна КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ России КижиСлайд 2
Сохранение памятников деревянного зодчества Проблема
Слайд 3
Возможно сохранение культурного наследия Кижи через образы в декоративно –прикладном искусстве. Гипотеза
Слайд 4
Сохранение памятников культуры в Кижи Изучить особенности деревянного зодчества в Кижах Сохранить образ деревянного зодчества Кижей через декоративно прикладное искусство Изготовить миниатюру на бересте с образом архитектуры Кижей Приблизить учащихся к культурному наследию России Цели и задачи работы
Слайд 5
Предмет исследования Архитектура острова Кижи
Слайд 6
Сохранность деревянного зодчества Актуальность
Слайд 7
Анкетирование Изучение справочной и другой литературы Работа в Internet Методы исследования
Слайд 8
Я занимаюсь на кружке «Маленький мастер» художественной обработкой дерева и бересты. Мне попалась фотография работы на бересте с изображением красивого деревянного храма. Он имел двадцать два купола. Я решил узнать что это за храм и где он находится. Так я начал работать над проектом «Культурное наследие России. Кижи». Обоснование темы исследовательской работы:
Слайд 9
Введение Глава 1. Особенности деревянного зодчества в Кижах. Проблема сохранения памятника. Глава 2. Образ деревянного зодчества через декоративно-прикладное искусство. Глава 3.Технология изготовления миниатюры на бересте. Глава 4. Создание подробного руководства по изготовлению миниатюр с видом на храмы Кижей. Заключение. План исследовательской работы
Слайд 10
Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это — уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания —ансамбль Кижского погоста— объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Реставрация памятников Кижского погоста происходит «на глазах у всего мира». Глава 1. Особенности деревянного зодчества в Кижах. Проблема сохранения памятника .
Слайд 11
Порода древесины Срок службы Возраст построек в среднем Сколько еще простоят здания сосна 600 лет 324 года 276 лет Лиственница 400-500 лет 324 года 76 – 176 лет сколько может еще простоять кижский ансамбль?
Слайд 12
Так как дерево не может сохраняться долго и даже реставрация, которая сейчас проводится в Кижах не убережет от утрат. Я думаю что можно сохранить образ знаменитого памятника через декоративно прикладное искусство. Это миниатюра на бересте, которую при помощи грамотного руководства может изготовить любой человек. В процессе работы мастер подробно изучит особенности архитектуры ансамбля в Кижах. Глава 2. Образ деревянного зодчества через декоративно-прикладное искусство.
Слайд 13
На вопросы анкеты отвечали 17 человек. 1. Что вы знаете о Кижах? «Ничего»-15, 2- знают что – это памятник деревянного зодчества, с моих слов. 2. Видели ли вы архитектурный ансамбль в Кижах? «да» ответил – 1 человек, 3.Хотите ли вы чтобы Кижи сохранили для потомков? Все ответили «да» Анкетирование
Слайд 14
Подобрали инструменты и оборудование, изучил технику безопасности при работе с электровыжигателем. Глава 3.Технология изготовления миниатюры на бересте.
Слайд 15
Подобрали бересту и обработали её
Слайд 16
С помощью кальки скопировали изображение храма с распечатанной фотографии из интернета.
Слайд 17
Выполнили работу в технике выжигания. Акварелью нарисовали дальний лес и реку. Акриловыми белилами изобразили сугробы, снег на крышах храма и деревьях, облака.
Слайд 18
Книга: География России . Москва Научное издательство :Большая Российская Энциклопедия 1998 стр. 256 http://kizhi.karelia.ru/library/kizhi-40 электронная библиотека, Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет // Издательство «Скандинавия». Петрозаводск. 2006. Председатель редакционной коллегии – Э.В.АверьяноваРедактор-составитель – И.В.Мельников Сайт: poznaimir . hut1. ru / derevo.html Сайт: ru . Wikipedia.orq Сайт: muzeimira . ru Сайт: Kizhi . Kfrelia . ru Сайт: www. Manorama.ru http://kizhi.karelia.ru/ Официальный сайт музея « КИЖИ » http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B6%D0%B8 «Кижи» http://www.zaonego.ru/objects/kizhi.html Музей-заповедник “Кижи”, История и архитектура Кижского погоста http://delostroika.ru/org/dreved/obr-drev/4126-sroki-sluzhby-i-primenenie-propitannoy-drevesiny.html , Сроки службы и применение пропитанной древесины Литература
Слайд 19
Спасибо за внимание.
Любимое яичко
Рисуем "Осенний дождь"
Лупленый бочок
Разлука
Снег своими руками