Издревле Арктика привлекала многочисленных путешественников, желавших исследовать бескрайние просторы, купцов, желавших найти коротки морской путь из Европы в Азию, людей, желавших развиться пушниной, и просто «искателей приключений». Но далеко немногим удавалось осуществить задуманное. Но почему всех этих людей тянуло именно в Арктику? Целью моего проекта является исследование этого явления и рассмотрение Арктики как полезной для мира и России в частности природной зоны.
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nam_nuzhna_arktika.pptx | 1.1 МБ |
zachem_nam_nuzhna_arktika.docx | 34.47 КБ |
Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г. ПУШКИНО Клуб «НАША АРКТИКА» Информационно-исследовательский проект Зачем нам нужна Арктика? г . Пушкино , 2014г Выполнил: Шумаков Андрей, ученик 9 «В» класса Руководитель: Салин А. А., учитель ОБЖ , руководитель клуба «Наша Арктика»Слайд 2
С самых древних времён Арктика привлекала различных людей, ставивших перед собой абсолютно разные цели.
Слайд 3
Россия являлась одним из основных исследователей Арктического региона.
Слайд 4
В арктической зоне сосредоточена большая часть российских запасов золота, хрома и марганца, платиновых металлов, коренных алмазов, угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита.
Слайд 5
В Арктике в меньшем количестве развиты остальные виды ресурсов и транспорт.
Слайд 6
Добыча ресурсов в Арктике осложнена экологическими проблемами.
Слайд 7
Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.
Слайд 8
Россия продолжает активное обустройство военной инфраструктуры Арктики, начатое в последние годы.
Слайд 9
Выводы. Арктика – важный для России регион добычи различного рода ресурсов, как полезных ископаемых, так и биологических ресурсов. Арктический регион – это огромный плацдарм для базирования войск и военной техники с целью сохранения российских границ с севера. Это перспективное поле для практической деятельности: научных исследований, разведки и добычи природных ресурсов, оборонных мероприятий и туризма.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Пушкино
Клуб «Наша Арктика»
Информационно - исследовательский проект
«Зачем нам нужна Арктика?»
Выполнил: Шумаков Андрей, ученик 9 «В» класса
Руководитель: САЛИН Андрей Александрович,
учитель ОБЖ, руководитель клуба "Наша Арктика"
2014г.
Введение
Арктика – северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.
Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн человек.
Издревле Арктика привлекала многочисленных путешественников, желавших исследовать бескрайние просторы, купцов, желавших найти коротки морской путь из Европы в Азию, людей, желавших развиться пушниной, и просто «искателей приключений». Но далеко немногим удавалось осуществить задуманное.
Но почему всех этих людей тянуло именно в Арктику? Целью моего проекта является исследование этого явления и рассмотрение Арктики как полезной для мира и России в частности природной зоны.
В Арктике широко распространены такие ресурсы, как: минеральные, энергетические и водные; в малом количестве распространены биологические и почвенные ресурсы. Также Арктика является источником большого количества пищевых ресурсов, и масштабной площадкой для использования транспорта.
В своей работе я постараюсь рассмотреть особенности использования этих ресурсов Арктики и проблемы, связанные с их добычей. Также я попробую предложить различные пути для упрощения разработки этих ресурсов.
Цель исследования:
- Осветить роль Арктики в жизни людей.
Задачи исследования:
- Рассмотрение Арктики как источника различных ресурсов.
- Рассказ об Арктике и её роли в жизни людей.
- Поднятие проблем, связанных с выработкой ресурсов.
- Дать конкретные предложения по добыче и использованию ресурсов Арктики.
Глава 1. Арктика: история и перспективы освоения
Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали арктические острова и архипелаги.
Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с "торговым человеком" Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.
В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.
В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. Благодаря ей на карте России обозначилось побережье Ледовитого океана от устья Печоры до Камчатки.
Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин.
В 1741-1742 гг. он описал побережье полуострова Таймыр. Его открытия были увековечены через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.
В 1820-1824 гг. были обследованы и нанесены на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы.
Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря.
В 1826 г. Литке на шлюпе "Сенявин" отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. В результате в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.
В 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.
14 (27) августа 1912 г. судно "Святой Фока" под руководством Георгия Седова вышло из Архангельска. 2 (15) февраля 1914 г. Георгий Седов и сопровождавшие его матросы на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на этом острове. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.
Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.
10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
Начиная с 1923 г. в течение десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.
Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.
В 1929 г. Была выдвинута идея создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным "белым пятном". И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.
В августе 1977г. Советский атомный ледокол «Арктика» доказал возможность плавания в самых тяжелых условиях и достойно завершил труд тысяч людей – достиг Полюса, тем самым доказав статус СССР, как исследователя Арктики, и повысив его мировой престиж.
Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах «Г. Седов», «Красин», «Сибиряков», «Литке». Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.
Арктика чрезвычайно богата практически всеми видами природных ресурсов.
В 2009 г. журнал Science опубликовал исследование природных богатств Арктики. По мнению исследовательской группы подо льдами Арктики залегает около 83 млрд баррелей нефти (примерно 10 млрд т), что составляет 13% от мировых неразведанных запасов.
Природного газа в Арктике, по данным ученых, около 1550 трлн кубометров. При этом большая часть неразведанных запасов нефти залегает вблизи берегов Аляски, а почти все арктические запасы природного газа – у берегов России. Ученые отмечают, что большая часть ресурсов находится на глубине менее 500 м.
В Баренцевом, Печорском и Карском морях не только выявлено более 200 нефтегазоперспективных объектов, но и открыто несколько десятков месторождений.
В Арктической зоне сконцентрирована добыча 91 % природного газа и 80 % (от общероссийских разведанных запасов) газа промышленных категорий.
В пределах материковой части Арктики располагаются уникальные запасы и прогнозные ресурсы медно никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней.
В арктической зоне сосредоточена большая часть российских запасов золота (40%), хрома и марганца (90%), платиновых металлов (47%), коренных алмазов (100%), вермикулита (100%), угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита (50%), флогопита (60-90%).
Общие кондиционные прогнозные ресурсы залегающих здесь углей оцениваются как минимум в 780 млрд т, из них 599 млрд т – энергетических и более 81 млрд т – коксующихся.
Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 трлн долларов, причем, две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей. А общая стоимость разведанных запасов – 1,5-2 трлн. долларов. Это говорит о низкой степени разведанности, а тем более освоения недр, и не позволяет в полной мере реализовать потенциал региона.
В меньшей мере в Арктике распространены пищевые ресурсы (рыбный промысел), энергетические ресурсы (приливно-отливные электростанции, нефть, газ, уголь), биологические (уникальные виды флоры и фауны). Также Арктический регион является достаточно обширной площадкой для использования водного транспорта (Северный морской путь), однако существует целый ряд проблем, связанных с рациональной добычей ресурсов и использования транспорта.
Арктика – это один из двух «холодильников» нашей планеты, не позволяющих ей перегреться. В Арктике сосредоточено огромное количество пресной воды. Арктика – это очень красивый регион нашей страны. Эти огромные ледяные просторы не могут не завораживать смотрящего на них. Арктика является пристанищем для многих уникальных видов животных и растений. Также Арктика – это очень важное для России и мира историческое достояние.
Глава 2. Российская Арктика сегодня.
2.1. Проблемы, связанные с добычей и использованием ресурсов Арктики.
Добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций возрастает в разы. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также её эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом. Если авария произойдет во время полярной ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте, практически наугад. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы.
Эксперты убеждены, что последствия крупного нефтяного разлива можно устранить лишь частично. Так, отставной адмирал службы береговой охраны Роджер Руф заявил следующее: «Разлившаяся нефть бесповоротно загрязняет воду. Нигде в мире не удаётся очистить поражённую воду более, чем на 3, 5 или 10 процентов, а тем более во льдах.»
Для России, с её сырьевой экономикой, арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. Лицензии на разработку нефтяных месторождений получили компании «Газпром» и ОАО «Роснефть». На нефтегазовые ресурсы Арктики также претендуют нефтяные компании Shell, BP, EXXON.
Экологические организации, такие как Гринпис и Всемирный фонд дикой природы, протестуют против разработки нефтяных месторождений в Арктике. В 2012 году началась международная кампания Save the Arctic, которая призывает людей по всем миру подписать требование о моратории на добычу нефти в Арктике.
Проблемы транспорта заключаются в многометровых многолетних ледяных покровах, свободно плавающих по поверхности Северного Ледовитого океана. Такие льды могут преодолеть только огромные атомные ледоколы, и то с очень невысокой скоростью. Использование таких ледоколов для транспортных целей в Северном Ледовитом океане нерентабельно, поэтому оно сведено до минимума. При этом полёты над арктической территорией проходят практически беспрепятственно, что способствует большому числу как военных, так и гражданских перелётов. Также подо льдами Арктики регулярно проходят учения военных подводных лодок, как русских, так и американских.
2.2 Арктика сегодня.
С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию "Северный полюс 31" закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция "Северный полюс".
Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.
7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция "Северный полюс - 37". На СП-37 работают 16 человек – специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.
Стоит добавить, что добыча нефти и газа в Арктике всё-таки осуществляется, не смотря на всю тяжесть условий. Около 90% всей площади шельфа России, составляющего 5,2 - 6,2 млн км2, приходится на перспективные нефтегазоносные области. На шельфе Баренцева моря открыто 11 месторождений, в том числе 4 нефтяных, 3 газовых, 3 газоконденсатных и 1 нефтегазоконденсатное. Одно только Штокмановское месторождение — крупнейшее в мире, содержит около 4 000 млрд. м3 газа. Основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира является Ханты-Мансийский автономный округ. Несмотря на то, что округ занимает всего 3% территории России, он на протяжении многих лет обеспечивает 57% добычи нефти в стране. Здесь открыто более 500 нефтяных и газонефтяных месторождений, запасы которых составляют около 20 млрд. тонн. Также в Арктике добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98% платиноидов, 95% газа, 90% никеля и кобальта.
Россия продолжает активное обустройство военной инфраструктуры Арктики, начатое в последние годы. В том числе, как сообщает Минобороны, вертолетами Военно-воздушных сил производится доставка специалистов, продуктов питания, технических грузов и различной специальной техники на восстанавливаемый аэродром «Темп» (остров Котельный), расположенный на Новосибирских островах. А на архипелаге Новая Земля закончена модернизация взлетно-посадочной полосы (ВПП) на аэродроме двойного базирования «Рогачево» («Амдерма-2»). Не исключено, что в ближайшие годы силами военного ведомства будет также восстановлен самый северный в мире ледовый аэродром на острове Греэм-Белл, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Восстановление авиабазы «Темп», которая во времена СССР была аэродромом двойного назначения, – одно из самых приоритетных сегодня для России в Арктике направлений. «Темп» не эксплуатировался уже более 20 лет. Рядом с базой проходит Северный морской путь. Начало строительства в самом сердце Арктики, по сути, нового аэродрома, который сможет через несколько лет принимать практически все типы военных самолетов, свидетельствует о том, что Россия намерена значительно укрепить свои позиции в регионе. Но процесс этот проходит, как выясняется, не в простых условиях. На состоявшемся в сентябре в Минобороны совещании обустроить военный аэродром «Темп» планировалось еще до 1 октября 2013 года.
Выводы.
Все эти факты говорят о том, что нам всем по мере наших сил нужно пытаться сохранить Арктику в первозданном виде. Для этого и для решения остальных проблем я хочу сказать о необходимом повышении уровня знаний и просвещённости населения в вопросах Арктики, так как сейчас этот уровень оставляет желать лучшего.
Список источников
Солдатская шинель
Просто так
Астрономический календарь. Май, 2019
Агния Барто. Сережа учит уроки
Рисуем "Осенний дождь"