Проектная работа содержит информацию о деятельности Саратовского этнографического музея. В течение многих лет наш лицей ведёт с ним тесное сотрудничество.
Целью данной работы является изучить историческое прошлое музея и его современные формы работы с учениками.
Актуальность темы заключается в том, что дети и взрослые проявляют большой интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Соприкосновение с народным искусством, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Вложение | Размер |
---|---|
etnograficheskiy_muzey2.pptx | 2.84 МБ |
etnograficheskiy_muzey._versiya_bez_foto.doc | 44.5 КБ |
Слайд 1
Этнографический музей Исследовательская работа Ученицы 1 «В» класса МАОУ «Лицей № 37» Касаткиной Алисы Руслановны Руководитель: учитель начальных классов Кузнецова Наталия ЮрьевнаСлайд 2
Недалеко от нашего лицея на улице Ульяновской находится Саратовский этнографический музей. В течение многих лет наш лицей ведёт с ним тесное сотрудничество.
Слайд 3
Цель работы: изучить историческое прошлое музея и его современные формы работы с учениками. Актуальность: изучение народного искусства, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Слайд 4
Историческая справка Открыт как «Музей - квартира семьи Ульяновых» в 1969 году В 1993 году преобразован в Саратовский этнографический музей.
Слайд 5
Располагается в двухэтажном здании постройки конца XIX - начала XX веков, обложенном кирпичом, являющемся памятником истории и культуры - объектом культурного наследия.
Слайд 6
В советские годы строение длительное время было многоквартирным жилым домом. В одной из квартир второго этажа в восточной части этого дома с весны 1911 по август 1912 года жили мать и сестры Владимира Ильича Ульянова-Ленина .
Слайд 7
В музее выставлены экспонаты из фондов Саратовского областного музея краеведения. Две постоянные выставки, действующие в настоящее время в музее, рассказывают о народной культуре саратовского края и городском быте.
Слайд 8
Выставка «Народы Саратовского Поволжья » Представлены: русские, украинцы, поволжские немцы, мордва, калмыки, татары, чуваши и башкиры. Выставка знакомит с национальной одеждой, орудиями труда, предметами декоративно-прикладного искусства, занятиями, культурой и бытом. Интерес представляют воссозданные фрагменты убранства традиционных жилищ и жанровые экспозиции.
Слайд 9
Часть экспозиции - выставка «Листая страницы альбома» - посвящена жизни и быту саратовской интеллигенции. В залах музея представлены интерьеры столовой, гостиной, кабинета, спальни.
Слайд 10
Обучающие программы: для учащихся начальных классов разработана программа «Музей этнографии – детям», рассчитанная на один учебный год, для учащихся 6-7 классов - программа «Наследие».
Слайд 11
Мероприятия для учеников начальной школы.
Слайд 12
1. Обзорная экскурсия На выставке были представлены земледельческие орудия труда: борона, серп, коса с граблями, цеп. Также мы увидели плоды работы различных ремесленников: ткани, посуду, украшения.
Слайд 13
2. Праздник урожая Этот праздник отмечали 23 сентября на день осеннего Равноденствия , когда весь урожай уже собран, а природа готовится к зимнему сну. Устраивался большой праздник с угощениями и народными играми.
Слайд 14
Нам захотелось оказаться на месте наших предков и поучаствовать в таком празднике. Работники музея показали нам древние обряды, связанные со сбором урожая. Такие, как украшение последнего снопа.
Слайд 15
И народные игры. Мы водили хороводы, ручейки, пели песни и танцевали.
Слайд 16
3. Уроки этикета Каждый ребёнок должен расти не только здоровым и умным, но и воспитанным. Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда. Правила этикета просты и разумны. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно.
Слайд 17
4. Святки После Нового года мы побывали на святочных посиделках. В этот раз мы услышали рассказ о гаданиях. И, конечно же, попробовали некоторые из них.
Слайд 18
5. Масленица А в последний день зимы мы отпраздновали Масленицу. Нам рассказали о днях масленичной недели: какие проводились посиделки и игры. И показали игры, проводимые раньше в этот праздник на главных площадях городов .
Слайд 19
Празднование Масленицы закончилось традиционным угощением – блинами.
Слайд 20
Заключение . В музее используются различные формы работы с детьми: занятия, посиделки, экскурсии , игры с использованием экспонатов музея, фольклорные мероприятия. На занятиях и экскурсиях для детей всегда звучат новые слова и понятия, рассказывается о различных обычаях народов Поволжья.
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Администрация Фрунзенского района муниципального образования
«Город Саратов»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 37» Фрунзенского района г. Саратова
Этнографический музей г. Саратова
Работу подготовил:
ученица 1 «В» класса
Касаткина Алиса Руслановна
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Кузнецова Наталия Юрьевна
Саратов
2014
Содержание
Введение
Недалеко от нашего лицея на улице Ульяновской находится Саратовский этнографический музей. В течение многих лет наш лицей ведёт с ним тесное сотрудничество.
Целью данной работы является изучить историческое прошлое музея и его современные формы работы с учениками.
Актуальность темы заключается в том, что дети и взрослые проявляют большой интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Соприкосновение с народным искусством, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
2. Историческая справка
Открыт как «Музей - квартира семьи Ульяновых» в 1969 году в качестве филиала Саратовского областного музея краеведения. В 1993 году этот филиал преобразован в Саратовский этнографический музей.
Располагается в двухэтажном здании постройки конца XIX - начала XX веков, обложенном кирпичом, являющемся памятником истории и культуры - объектом культурного наследия. Дом, которым до 1917 г. владел немецкий инженер Ф.Я. Бузик, связан с жизнью и революционной деятельностью семьи Ульяновых.
В одной из квартир второго этажа в восточной части этого дома на бывшей Угодниковской улице с весны 1911 по август 1912 года жили мать и сестры В.И.Ульянова-Ленина.
В советские годы строение длительное время было многоквартирным жилым домом. Помимо историко-мемориального значения, он представляет ценность как памятник архитектуры, являющийся характерным образцом провинциальной жилой городской застройки. Дом выстроен в стиле русской эклектики с использованием характерных элементов архитектуры модерна.
Собственных фондов филиал не имеет. В музее выставлены экспонаты из фондов Саратовского областного музея краеведения. Две постоянные выставки, действующие в настоящее время в музее, рассказывают о народной культуре саратовского края и городском быте.
Выставка «Народы Саратовского Поволжья». Она построена по языковому принципу. На ней представлены народы, проживавшие до 1917 года на территории Саратовской губернии: русские, украинцы, поволжские немцы, мордва, калмыки, татары, чуваши и башкиры. Выставка знакомит с национальной одеждой, орудиями труда, предметами декоративно-прикладного искусства, занятиями, культурой и бытом. Интерес представляют воссозданные фрагменты убранства традиционных жилищ и жанровые экспозиции. Более 500 подлинных экспонатов рассказывают о культуре каждого народа и их взаимовлиянии.
Часть экспозиции - выставка «Листая страницы альбома» - посвящена жизни и быту саратовской интеллигенции. В залах музея представлены интерьеры столовой, гостиной, кабинета, спальни.
Интерес к народной культуре, ее обычаям и традициям дает широкое поле деятельности для научных сотрудников. Кроме привычных лекций проводятся театрализованные занятия: «Путешествие в далекое прошлое», «Загадки русского народа», «Игры наших прабабушек». Экскурсовод в традиционном костюме знакомит посетителей с жизнью, бытом, занятиями русских крестьян Саратовской губернии конца XIX - начала ХХ веков, обучает русским народным играм, а затем приглашает на чай с бубликами.
Постоянно действуют в музее обучающие программы: для учащихся начальных классов разработана программа «Музей этнографии – детям», рассчитанная на один учебный год, для учащихся 6-7 классов - программа «Наследие». Музей ежегодно посещают около 16 тысяч человек
Наш класс, постоянно посещает мероприятия в Этнографическом музее. И сейчас нам хотелось бы рассказать о некоторых из них.
3. Мероприятия для учеников.
1. Обзорная экскурсия
В сентябре мы пришли в музей в первый раз. Нас провели по всем залам музея и рассказали о народах, проживающих на территории нашей области, их традициях и обычаях.
Заселение Поволжья проходило с 17 века. Большую часть населения составляли русские крестьяне. Нам рассказали о ремёслах, которыми они занимались. И об их основном занятии – земледелии. На выставке были представлены земледельческие орудия труда: борона, серп, коса с граблями, цеп. Также мы увидели плоды работы различных ремесленников: ткани, посуду, украшения.
2. Праздник урожая
В следующий раз мы пришли не просто на лекцию, а на праздник. Праздник урожая. Этот праздник отмечали 23 сентября на день осеннего Равноденствия, когда весь урожай уже собран, а природа готовится к зимнему сну. Устраивался большой праздник с угощениями и народными играми.
Нам захотелось оказаться на месте наших предков и поучаствовать в таком празднике. Работники музея показали нам древние обряды, связанные со сбором урожая. Такие, как украшение последнего снопа.
И народные игры. Мы водили хороводы, ручейки, пели песни и танцевали.
3. Уроки этикета
После празднования Дня урожая нас пригласили в соседнюю комнату музея. А там… было уже приготовлено праздничное угощение! Мы все расселись за столом и, пока раздавали чашки с чаем, рассказали о правилах этикета. Ведь каждый ребёнок должен расти не только здоровым и умным, но и воспитанным. Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда. Правила этикета просты и разумны. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно.
4. Святки
После Нового года мы побывали на святочных посиделках. В этот раз мы услышали рассказ о гаданиях. И, конечно же, попробовали некоторые них.
5. Масленица
А в последний день зимы мы отпраздновали Масленицу. Нам рассказали о днях масленичной недели, какие проводились посиделки.
И показали игры, проводимые раньше в этот праздник на главных площадях городов.
Празднование Масленицы закончилось традиционным угощением – блинами.
Заключение.
В музее используются следующие формы работы с детьми: занятия, посиделки, встречи с интересными людьми, лекции, интерактивные экскурсии, концерт этнических инструментов, игры-драматизации с использованием экспонатов музея: предметов быта и одежды, фольклорно-этнографические мероприятия.
На занятиях и экскурсиях для детей всегда звучат новые слова и понятия, рассказывается о различных обычаях народов Поволжья.
Список литературы.
Выбери путь
Будьте как солнце!
Ах эта снежная зима
Как нарисовать небо акварелью
Снегири и коты