Исследовательская работа была создана ученицей 3 класса и представлена на муниципальном конкурсе исследовательских работ младших школьников «Мой первый доклад» в номинации «Мир филологии». Заняла 2 место
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 40
Исследовательская работа на тему:
«Традиция семейного чтения»
Выполнила: Кузнецова Юлия,
ученица 3а класса МБОУ СОШ № 40
Руководитель: Кузнецова С. Г.,
учитель начальных классов
г. Сатка
2014 год
Содержание
Всем лучшим во мне я обязан книгам.
М.Горький.
Введение
Однажды на уроке окружающего мира во втором классе мы изучали тему «Наша дружная семья». Тогда мы очень много говорили о семейных традициях. Самая любимая традиция в нашей семье – это чтение книг перед сном. Ещё тогда мне стало любопытно, почему никто из ребят кроме меня не назвал традицию семейного чтения книг, ведь это так интересно.
И я решила узнать: откуда эта традиция пришла в нашу семью, почему чтение книг в наше время не вызывает интереса в семьях? Чтобы понять это была создана анкета для учащихся нашей школы. Кроме этого, необходимо было изучить литературу по этому вопросу.
Итак, тема исследования: «Традиция семейного чтения».
Цель исследования - изучить, что такое семейное чтение.
Задачи:
Что же такое семейные традиции?
В одной статье интернета говориться о том, что семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Это означает, что в каждой отдельной семье существуют самые разные традиции.
Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, например, в одних семьях принято рано вставать, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные обеды, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.
Семейные чтения перед сном в моей семье
Я хочу познакомить вас с семейной традицией моей семьи. Тихим вечером, когда все дела остались позади и все члены семьи собрались вместе, после трудного рабочего дня, мама берёт книжку и открывает новую главу. Для меня нет ничего лучше и интересней этого момента. Мы все погружаемся в волшебный мир, созданный писателем. Вместе с героями книг мы путешествуем по разным уголкам планеты, помогаем им справляться с трудностями, волнуемся и переживаем за них. А потом обсуждаем и обмениваемся мнениями о прочитанном. Каждая книга учит нас чему-то новому, так необходимому в жизни.
Когда я была маленькая, то я больше любила слушать стихотворные произведения и запоминала их наизусть. Например, мне нравились стихи С. Маршака и сказки К. Чуковского. А потом рассказывала их всем желающим послушать.
Когда я подросла, мне стало интересней слушать книги с продолжением. Каждый вечер мы читаем новую главу книги. У меня много любимых книг: А. Волков «Волшебник изумрудного города», Т. Янсон «Муми-тролль», Л. Пантелеев «Про Белочку и Тамарочку», Д. Родари «Путешествие Голубой стрелы», Э. Успенский «Про Веру и Анфису», «Дядя Федор, пес и кот», «Меховой интернат», Л. Давыдычев «Лелишна из третьего подъезда».
Одной из самых запоминающихся, стала книга норвежской писательницы Анне-Катарине Вестли «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик». Герои этой книги – простые люди, но очень добрые, честные и трудолюбивые. Конечно, в такой большой семье жилось не просто, но зато никогда не было скучно. Мне очень нравилось, как мама и папа в любой ситуации всегда находили общий язык с детьми. В книге всегда чувствовалось, как автор любит своих героев и мне хотелось им подражать.
Кроме того, я завела читательский дневник, где описываю свои мысли после прочтения книги. Я думаю, это очень полезно, потому что книги учат поступать правильно, честно, помогать друг другу.
Мне стало интересно, откуда взялась традиция семейного чтения книг. Для того чтобы это узнать, обратилась к интернету. Там, в статье об истории возникновения традиций говориться, что традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная примерно с IX века, с процесса воспитания в семьях древних восточных славян. Воспитанию в семье придавалось всё большее значение, так как требовался сильный и умелый работник (пахарь, охотник, воин). К древнейшим видам устного народного творчества относят заговоры, в которых переплетались сказки, реальность и мечты; использовались пословицы, поговорки, сказания, рассказы о мифических персонажах (волхвах, летучих змеях), где говорилось о героях, которым следовало подражать.
Постепенно семейное чтение входит в быт русской семьи. Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина-мать, которая чётко улавливала общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно сказать, что именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитания гражданина.
XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Вот как описывает вечер семейных чтений И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».
Подобные семейные чтения проходили в семье Л. Н. Толстого. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера».
Я заинтересовалась, почему в нашей семье принято читать книги, и спросила об этом у мамы. Оказывается, моя мама тоже слушала книги перед сном от бабушки (её мамы). И то, какое удовольствие она получала от этого процесса, так ей запомнилось, что все это она привнесла и в нашу семью. Ведь когда кто-то читает книгу, через голос, интонацию, темп чтения он передает свое отношение к событиям или поступкам героев. Эти эмоции передаются слушателю, и он учится воспринимать жизнь. И это общение приносит радость и удовольствие.
Оказывается, если до 90-х годов XX века 50 % родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают только 7%, а 37% населения не читают совсем. Самые читающие страны сегодня - это Индия, Таиланд, Китай, а Россия только на 7 месте. По технике чтения наши старшеклассники занимают лишь 43 место из 45 стран мира.
Я подумала, почему сейчас стали так мало уделять времени для чтения книг? Наверное, что причина вот в чем. В настоящее время появились дополнительные источники информации, такие как телевизоры, компьютеры, интернет. Это очень удобно. Можно быстро найти нужную информацию. Кроме того, родители много работают и устают, а книга требует много времени и усилий. Чтобы проверить свои предположения я создала анкету, где задала интересующие меня вопросы учащимся 2-4 классов нашей школы.
А теперь посмотрим на результаты анкетирования.
В анкете для учащихся 2-4 классов приняло участие 175 учеников.
Таблица 1. Результаты анкетирования младших школьников.
№ п/п | Вопросы | Варианты ответов | Результат в процентном выражении |
1. | Любишь ли ты читать книги? | Да | 78 % |
Нет | 22 % | ||
2. | У тебя есть свободное время. Чем ты займешься? | Почитаю книгу | 30 % |
Посмотрю телевизор | 24 % | ||
Поиграю в компьютер | 27 % | ||
Выбрали несколько вариантов ответов | 19 % | ||
3. | Как часто ты читаешь книги? | Каждый день | 32 % |
Иногда | 53 % | ||
Редко | 15 % | ||
4. | Какая твоя любимая книга (книги)? | Художественная книга | 77 % |
Энциклопедия | 8 % | ||
Комиксы | 5 % | ||
Нет любимой книги | 10 % | ||
5. | У вас дома много книг? | Да | 81 % |
Нет | 19 % | ||
6. | Много ли читают твои родители? | Да | 43 % |
Нет | 24 % | ||
Не знаю | 33 % | ||
7. | Читают ли они тебе вслух? | Да | 27 % |
Нет | 41 % | ||
Иногда | 32 % | ||
8. | Читаешь ли ты им вслух? | Да | 66 % |
Нет | 17 % | ||
Иногда | 17 % | ||
9. | Обсуждают ли с тобой родители, прочитанные книги? | Да | 51 % |
Нет | 27 % | ||
Иногда | 22 % | ||
10. | Хочешь ли ты, чтобы в твоей семье появилась традиция семейного чтения книг? | Да | 49 % |
Нет | 39 % | ||
У нас в семье есть такая традиция | 12 % |
Выводы:
Заключение
В ходе исследования я изучила литературу и узнала, что такое семейное чтение, узнала, откуда взялась традиция семейного чтения книг, в том числе и в моей семье. Провела анкетирование, чтобы выяснить, почему сейчас стали так мало уделять времени для чтения книг.
В результате исследовательской работы сделала следующий вывод, что традиция семейного чтения книг утрачивается.
Ответы учащихся по анкетированию говорят о том, что большинство ребят любят читать сами, обсуждают с родителями прочитанные книги и хотят, чтобы в их семьях появилась традиция семейного чтения книг.
В связи с этим, я предлагаю классным руководителям познакомить родителей учащихся 2-4 классов с результатами моего исследования.
Предложить список литературы, которая будет интересна для чтения учащимся 2-4 классов для семейных чтений, составленный мною (приложение 2).
Предложить проводить в школе различные праздники, конкурсы и мероприятия с участием родителей, библиотекаря, связанные с семейным чтением книг (литературные викторины, конкурс на лучший читательский дневник, конкурс чтения стихов, чтение произведений собственного сочинения и т.д.).
Список литературы:
http://volna-lubvi.ru/semya/semya-i-semejnie-tradiczii/
2) Федосеева В.В. Роль семейного чтения в развитии личности ребёнка как составляющая повышения качества образования.
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/23/traditsii-semeynogo-chteniya
3) Перепелицына Л.В. К традициям семейного чтения
http://semyarossii.ru/component/k2/item/380
Приложение 1
Анкета
Выбери и обведи ответ.
___________________________________________________________________________________
Приложение 2
Список книг для семейного чтения (для 7-10 лет):
1). А. К. Вестли «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик»
2). О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»
3). И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»
4). Н. Носов «Фантазёры» и «Приключения Незнайки и его друзей»
5). Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
6). А. Волков «Волшебник Изумрудного Города»
7). Д. Родари «Путешествие Голубой стрелы»
8). А. Усачёв «Дед Мороз из Дедморозовки»
9). Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»
10). А. Иванов «Все о Хоме и Суслике»
11). Т. Янсон «Муми-Тролль»
12). С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
13).А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Рони- дочь разбойника», «Пеппи Длинныйчулок»
14). Л. Давыдычев «Лёлишна из третьего подъезда»
15). А. Семенов «Ябеда-Корябеда, её проделки и каверзы»
16). И. Хмелевская «Пафнутий»
17). А.А.Милн «Винни-Пух и все, все, все»
18). Э. Успенский «Про Веру и Анфису», «Дядя Федор, кот и пёс», «Меховой интернат» и др.
Кроме этого, мама хочет добавить в этот список следующие книги:
19). Э. Рауд. «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»
20). Р Киплинг «Маугли»
21). С. Баруздин «Рави, Шаши и Снежок»
22). А.К. Вестли «Аврора из корпуса «Ц»
23). А. Линдгрен «Мы все из Бюллербю», «Эмиль из Лённеберги»
26). О. Пройслер «Маленький водяной», «Маленькое привидение»
Слайд 1
Исследовательская работа Выполнила ученица 3 а класса МБОУ СОШ №40 Кузнецова Юлия Руководитель: Кузнецова С.Г. учитель начальных классов «Традиция семейного чтения»Слайд 2
Цель моего исследования: Изучить, что такое семейное чтение
Слайд 3
Задачи: Рассказать о семейном чтении, как традиции семьи. Провести анкетирование учащихся школы о значении чтения в их семьях. Сделать вывод, существует ли традиция семейного чтения в современных семьях.
Слайд 4
Семейные традиции — это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Слайд 5
Наши семейные чтения
Слайд 7
Мои любимые книги
Слайд 8
Анне-Катерине Вестли «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик»
Слайд 9
Читательский дневник
Слайд 10
1. Индия 2. Таиланд 3. Китай 4. Филиппины 5. Египет 6. Чехия 7. Россия 8. Швеция 9. Франция 10.Венгрия Самые читающие страны
Слайд 11
По технике чтения российские старшеклассники занимают 43 место из 45 стран мира
Слайд 12
№ п / п Вопросы Варианты ответов Результат в % 1. Любишь ли ты читать книги? Да 78 % Нет 22 % 2. У тебя есть свободное время. Чем ты займешься? Почитаю книгу 30 % Посмотрю телевизор 24 % Поиграю в компьютер 27 % Выбрали несколько вариантов ответов 19 % 3. Как часто ты читаешь книги? Каждый день 32 % Иногда 53 % Редко 15 % 4. Какая твоя любимая книга (книги)? Художественная книга 77 % Энциклопедия 8 % Комиксы 5 % Нет любимой книги 10 % 5. У вас дома много книг? Да 81 % Нет 19 %
Слайд 13
6. Много ли читают твои родители? Да 43 % Нет 24 % Не знаю 33 % 7. Читают ли они тебе вслух? Да 27 % Нет 41 % Иногда 32 % 8. Читаешь ли ты им вслух? Да 66 % Нет 17 % Иногда 17 % 9. Обсуждают ли с тобой родители, прочитанные книги? Да 51 % Нет 27 % Иногда 22 % 10. Хочешь ли ты, чтобы в твоей семье появилась традиция семейного чтения книг? Да 49 % Нет 39 % У нас в семье есть такая традиция 12 %
Слайд 14
Выводы: большинство учащихся 2-4 классов любят читать, при этом только 30 % из них предпочитают чтение книги в свободное время. Нет любимой книги у 10 % учащихся родители только 27 % учащихся постоянно читают книги своим детям 51 % детей обсуждают прочитанные книги с родителями Только в 12 % семей существует традиция семейного чтения книг, зато 49 % учащихся выразили желание появления этой традиции в их семьях
Слайд 15
Заключение изучила, что такое семейное чтение узнала, откуда взялась традиция семейного чтения книг, в том числе и в моей семье провела анкетирование, чтобы выяснить почему сейчас стали так мало уделять времени для совместного чтения книг
Слайд 16
Традиция семейного чтения книг утрачивается!
Слайд 17
Предложения Познакомить родителей учащихся 2-4 классов с результатами исследования Предлагаю проводить в школе различные праздники, конкурсы и мероприятия с участием родителей, библиотекаря, связанные с семейным чтением книг (литературные викторины, конкурс на лучший читательский дневник, конкурс чтения стихов, чтение произведений собственного сочинения и т.д.) Предлагаю список литературы для семейного чтения, который составила сама.
Слайд 18
Список литературы 1). А. К. Вестли «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик» 2). О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга» 3). И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А» 4). Н. Носов «Фантазёры» и «Приключения Незнайки и его друзей» 5). Г. Х. Андерсен «Снежная королева» 6). А. Волков «Волшебник Изумрудного Города» 7). Д. Родари «Путешествие Голубой стрелы» 8). А. Усачёв «Дед Мороз из Дедморозовки » 9). Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса » 10). А. Иванов «Все о Хоме и Суслике»
Слайд 19
Список литературы 11). Т. Янсон «Муми-Тролль» 12). С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 13).А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Рони- дочь разбойника», «Пеппи Длинныйчулок» 14). Л. Давыдычев «Лёлишна из третьего подъезда» 15). А. Семенов «Ябеда-Корябеда, её проделки и каверзы» 16). И. Хмелевская «Пафнутий» 17). А.А.Милн «Винни-Пух и все, все, все» 18). Э. Успенский «Про Веру и Анфису», «Дядя Федор, кот и пёс», «Меховой интернат» и др.
Есть в осени первоначальной...
Почта
Упрямый зяблик
Рисуем осенние листья
«Течет река Волга»