Одной из важнейших проблем для народов Севера на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. Предметы быта при внимательном их изучении могут рассказать об истории народа. Традиционное жилище - чум занимает в этом ряду особое место.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_serotetto_t.docx | 51.62 КБ |
Исследовательская работа
Чум – жилище предков
Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ
Ямальский район, село Панаевск
Автор: Сэротэтто Татьяна Семёновна, 6 класс
МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
с. Панаевск Ямальский район
Тюменская область ЯНАО
Российская Федерация
Руководитель: Няруй Раиса Тахановна
МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Панаевск Ямальский район
Тюменская область ЯНАО
Российская Федерация
с. Панаевск 2014
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1 Чум - жилище предков
Глава 2 Исследование особенностей традиционного жилища – чум
2.1. Жилища народов Севера...…………………………………....7
2.2. Особенности ненецкого чума…………………………………8
Заключение………………………………………………………9
Список литературы…………………………………………...10
Приложение
Чум – жилище предков
Сэротэтто Татьяна Семёновна
Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ
Ямальский район, село Панаевск
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
6 класс
Введение
Сотни лет на просторах Арктики живут люди. Они смогли не только приспособиться к суровым условиям, но и стать полноправными хозяевами этой земли. Живя по законам предков даже в двадцать первом веке, им удалось сохранить свою самобытность.
Одной из важнейших проблем для народов Севера на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. Предметы быта при внимательном их изучении могут рассказать об истории народа. Традиционное жилище - чум занимает в этом ряду особое место.
По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Все путешественники и исследователи отмечают, что чум является жилищем, хорошо приспособленным к условиям кочевой жизни в тундре. В.Н.Чернецов, Л.В.Хомич подробно описали устройство и порядок установки ненецкого чума. Ими написано достаточное количество научных статей и монографий. Однако – вопросы традиционного жилища северных народов, требуют дальнейшего, углублённого изучения.
Актуальность данного вопроса в том, что тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано. Единственным видом жилища в прошлом и настоящее время для ненцев является чум.
Гипотеза исследования – опыт проживания в суровых условиях севера помог коренным жителям создать такое жилище, оптимальная и удобная конструкция
которого (его форма и функции) позволяют жить в регионе с суровыми климатическими условиями.
Объектом исследования является традиционные жилища коренных жителей Севера.
Предмет исследования чум- жилище предков.
Цель:
Задачи:
Основными методами данного исследования являются:
Ожидаемые результаты: изучение и выяснение особенностей жилища народов
Севера, владение навыками элементарной исследовательской деятельности.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
наблюдениями;
Практическая значимость исследовательского проекта:
Глава 1. Чум - жилище предков
1.1. Виды чумов
Уже в ранней этнографической литературе имеются описания ненецкого чума:
«Самоеды…не имеют у себя узаконенного им жилища, к которому бы по времени съезжались…, почти ежедневно на оленях перекочевывают с места на место, сколько для звериного промыслу и своего пропитания, столь зимою и для своего скота на разные места переезжают»[1]
Мои предки с давних времён занимаются традиционной отраслью – оленеводством. И сегодня многие оленеводы, и мои родители не имеют постоянного жилья. И чум для нас является единственным жильём.
Существуют разные варианты чума в зависимости от времени года, назначения, особенностей конструкции. /Приложение 1/
Зимний чум – сырей мя”. Это традиционный чум. Каркас составлен из легких шестов (25 – 50 шт.), которые можно очень быстро разобрать и собрать. Зимой покрывается сшитыми в полотнища шкурами оленей. / Приложение 1; 1, 2/
Летний чум – таны мя” (та – лето). Имеет такую же конструкцию, что и зимний чум, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат мюйко – старые зимние покрытия или брезент. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия.[2] В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани (ситца). Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. / Приложение 1; 3/
Легкий чум – мяпой мя”. Его берут с собой при поездке на большие расстояния при перегонах оленей. Это скорее половина чума, его ставят из минимального количества шестов и одного покрытия.
Отельный чум – сую” мя” (олененка чум). Во время отела важенок и телят отделяют от большого стада, которое продолжает кочевать. Для пастухов, оставшихся с телятами, ставят отельный чум. По конструкции и покрытию – это зимний чум.
Итак, можно сделать следующий вывод: до сегодняшнего дня для большинства кочующих оленеводов чум является единственным жильём. С изменением времён года используются все виды чумов, в котором наш народ, ведущий кочевой образ жизни, спасается от летнего зноя и согревается в зимнюю стужу.
1.2. Конструкция (установка) чума
Чум похож на простой шалаш, он конический формы. На ровном месте устанавливается 25-50 шестов. В центре чума размещается очаг. Вокруг него укладывают доски пола. Место, расположенное за очагом, считается священным. Там помещаются изображения святых и ценные предметы семейного обихода. Затем устанавливают два основных шеста (нижние концы втыкают в землю под углом 45 градусов, а верхние связывают гибкой петлей).
После устанавливается шест (симзы), находящийся внутри чума и являющийся составной частью приспособления для подвешивания котла над костром. На уровне примерно 1.5 м укрепляют два горизонтальных шеста, причём задние концы их просовываются в петлю, привязанную к шесту для подвешивания котла, а передние – в петли, привязанные к шестам, образующим вход. Поперёк этих шестов над костром кладётся стержень (обычно железный), который продевается в отверстия, имеющиеся в крюке для подвешивания котла. Таких отверстий в крюке бывает несколько, благодаря чему можно поднимать основания котёл выше или спускать ниже к огню.[3] /Приложение 2/
Когда остов чума поставлен, начинают натягивать нюки. Зимой покрывается сшитыми в полотнища шкурами оленей, летом брезентовым материалом. Покрышки должны заходить одна за другую и крепиться к шестам веревками. Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест.
Справа и слева от очага расположены спальные места. Над спальными местами вешается полог из ситца, который разделяет чум на разные зоны. Спальные места устраивают следующим образом. На землю укладывают циновки, сплетенные из прутьев и травы. Циновки покрывают матрасом набитым гусиным или утиным пухом и оленьими шкурами. Подушки также покрываются оленьими шкурами. Так происходит защита от холода спальных мест.[4]
Установка и разборка чума занимают около часа, в зависимости от количества участвующих в процессе.
Просматривая труды видных исследователей, где подробно описаны устройства чума и сравнивая с родительским чумом, жилище моих предков по сей день почти не изменилось. Мы живём в чуме, родители занимаются традиционной отраслью – оленеводством. С ранних лет родители обучают нас навыкам жизни в природе.
Глава 2. Исследование особенностей традиционного жилища - чум
2.1. Жилища народов Севера
Жилища народов Севера появились в глубокой древности, но существуют и сейчас, соответствуют образу жизни и видам деятельности каждого народа. Каждый кочевой народ сумел приспособиться к жизни в тундре.
Ненцы, ханты, коми, кеты, эвенки строят конический чум, а чукчи и коряки более сложную - ярангу. /Приложение 3;1./ В чуме и яранге, в кочевых условиях, можно жить достаточно комфортно, но нужно выяснить какой тип жилища лучше подходит для проживания в тундре на Севере. На первом этапе работы мы выяснили, что чум прост по строению и приспособлен к условиям жизни в тундре, к сезонным изменениям природы.
Яранга, конечно, немного похожа на чум, но конструкция и форма строения жилища сложна. Снаружи имеет форму усеченного конуса (диаметр по полу 7-8 м., высота 3,5м.). Она гораздо шире чума, у неё более сложный деревянный каркас. Сначала ставятся восемь, двенадцать треног, треноги связываются горизонтальными жердями, потом к ним крепятся основные наклонные скатные жерди. Изнутри всё это укрепляется несколькими «швабрами» распорками. Самый венец подпирают ещё две-три жерди, играющие роль мебели: на них вешают вещи, поперечные перекладины [5]
/Приложение 3; 2,3./ Внутри выделяют два помещения – холодное у входа (здесь готовят пищу, и занимаются хозяйственными делами) и тёплое заднее. Заднюю часть целиком занимает полог - сшитый из шкур, подвешенный у задней стенки (от 2 до 4 м.) Когда полог опущен, под ним внутри тепло. В пологе спят. Если становится душно, доступ воздуха регулируют с помощью кожаного рукава наверху полога, он играет роль форточки. /Приложение 3;4,5./ Полог шьют из шкур крупных оленей. Собирают и разбирают ярангу в течение часа и более.[6]
Сравнив жилища северных народов - чум и ярангу я пришла к выводу: что изменения погодных условий в разное время года на Севере требует простоты устройства жилищ. Сложная конструкция яранги усложняет весь процесс установки, транспортировки, разборки жилища. Чум идеально подходит для кочевого образа жизни в тундре. Оленеводы меняют место выпаса оленей иногда по два - три раза в неделю,
поэтому жилище и вся утварь приспособлена к тому, чтобы их можно было быстро собрать, уложить на нарты и в течение получаса развернуть стойбище на новом месте.
2.2. Особенности ненецкого чума
Мы проживаем на Крайнем Севере - в регионе с суровыми климатическими условиями. Суров наш край, бесконечно долго тянется холодная зима, осенние проливные дожди, а летом многочисленная армия комаров и мошкары. Мы вынуждены жить в чумах, так как ещё не придумали жилище, приспособленное для нашего климата. /Приложение 4/
Меня заинтересовало, что думают по этому поводу члены моей семьи. Нас в группе-семье №7 30 человек. Я задала следующие вопросы:
- Почему наши предки живут в чумах?
- Как климат влияет на жилище?
- В чем преимущество чума?
Вот, что получилось. Диаграммы результатов опроса приведены в /Приложение 5/.
Проанализировав результаты, я пришла к выводу, что ответы ребят разнообразные. Мне захотелось подробнее узнать о жилище наших предков.
В чуме мудро продумана каждая деталь. Взять хотя бы его внешний облик. Благодаря обтекающей форме, во время сильных буранов его не заносит снегом. Поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков.[7]
С давних времен олений волос на покрышках – нюках подстригают. Объясняется это тем, что зимой снег набивается в длинный мех, затем подтаивает и образует ледяную корку, которая утяжеляет мех, давит на шесты, не дает покрытию «дышать». И этим нарушается тепловой режим.
В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум: они испаряются от большой температуры. В летнее время возить печь тяжело, поэтому вместо неё используется небольшой костер, дым которого также отпугивает комаров.
От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяев и от численности членов семьи. [8]
Летом чум ставится на возвышенности в продуваемых ветром местах (от комаров и мошкары), а зимой на укрытых от ветра равнинах, на утрамбованном снегу.
Хорошим местом считается такое, где рядом есть река для ловли рыбы, где много ягеля и олени далеко от чума не уйдут, и где есть заросли тальника и ольхи: топливо для очага. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью.
До недавнего времени жилище наше освещалось керосиновой лампой, в настоящее время для освещения используют генератор. В чуме горят электрические лампочки, также мы можем смотреть видео и DVD- фильмы. Сейчас можно слушать музыку, разговаривать по сотовому телефону.
Заключение
Из-за того, что нам, коренным жителям, приходится жить в суровых условиях Севера, человек тундры создал в далёком прошлом чум, удобный для кочевого образа жизни. Чум - совершенное по всем позициям строение. /Приложение 6/
Таким образом, в ходе исследования я подтвердила свою гипотезу о том, что опыт проживания в суровых условиях севера помог коренным жителям создать такое жилище, оптимальная и удобная конструкция которого (его форма и функции) позволяют жить в регионе с суровыми климатическими условиями.
Список литературы:
[1] Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII в. (1771-1772)// Труды института этнографии Н.с. М.;Л.: АН СССР, 1947.Т.5. 21с.
[2] Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатенбург: УРО РАН, 1995.с.204
[3] Чернецов В.Н. Чум// Сов. Этнография. 1937 85с.
[4] Хомич Л.В. ненцы. Историко-этнографические очерки. М.; Л.: Наука, 1966. 101 – 112…
[5] http://ru.wikipedia.org
[6] © 2010-2013 infozium.ru - История Жилища и Архитектуры
[8] Харючи Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса/ Под ред. Н. В. Лукиной. – Томск, Изд-во Том. Ун-та, 2001. - 31-33с.
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Сочинение
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Как зима кончилась
Прекрасное далёко