Психологическое здоровье относится к личности и представляет собой совокупность психических свойств человека, которые постоянно развиваются. Психологическое здоровье есть предпосылка физического здоровья, т. е. психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически. Многие современные исследователи психологии личности утверждают, что показателями психологического здоровья выпускников школы является их социальная зрелость: успешное прохождение возрастных кризисов, развитое чувство собственного достоинства, высокий уровень адаптации и мотивации достижения, жизнеутверждающих стремлений, способность к самопознанию и рефлексии, саморегуляции, саморазвитию и самореализации, готовность преодолевать трудности в изменяющемся мире.
Цель исследования: создания условий для осознания старшеклассниками своей социальной зрелости и актуализации их стремления к самовоспитанию, саморазвитию и самореализации в будущей профессиональной деятельности. Объект исследования: социальная зрелость обучающихся 10-х классов. Предмет исследования: процесс формирования социальной зрелости старшеклассников. Задачи исследования: 1.Изучить теоретические подходы к пониманию проблемы психологического здоровья. 2.Проанализировать факторы, влияющие на психику человека и критерии психологического здоровья. 3.Изучить процесс формирования и показатели социальной зрелости старшеклассников: социальную ответственность, мотивацию достижения, систему отношений к себе и миру, способность к рефлексии. Исследование показало, что сформированные показатели: высокий уровень мотивации достижения, позитивная система отношения к себе и миру, способность к рефлексии и саморазвитию способствует полноценности психологического функционирования старшеклассника, формированию его социальной зрелости и психического здоровья в целом, гипотеза подтвердилась. Каждому из нас необходимо стремиться быть здоровым не только телесно, но и психологически. Мы уверенны, что человек, который имеет позитивную систему отношения к себе и миру, высокий уровень мотивации достижения и рефлексии, тот является творцом собственной жизни, жизненного успеха! Успешные люди – психологически здоровы!
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskoe_zdorove_microsoft_word_3.docx | 76.73 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34 имени
Амелина Станислава Александровича»
«Социальная зрелость старшеклассников
как показатель их психологического здоровья»
Авторы работы: | Руднева Ксения Игоревна, Ушакова Алёна Олегоана, уч-ся 11 класс «Б» МБОУ «СОШ № 34», г. Кемерово. |
Научный руководитель: | Киселёва Екатерина Николаевна, педагог-психолог, учитель технологии МБОУ «СОШ № 34». |
Кемерово 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к пониманию проблемы здоровья……5-14
Глава 2. Исследование степени социальной зрелости старшеклассников как показателя психологического здоровья………………………………15-19
2.1. Результаты исследования адаптации старшеклассников в новом коллективе……………………………………………………………………….....15
2.2. Оценка уровня мотивации достижения и рефлексивных способностей обучающихся 10 «Б» класса…………………………………………………….....18
2.3. Выводы…………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………..20
Использованная литература и источники……………………………………21
Приложения……………………………………………………………………22-31
Психологический инструментарий………………………………………………22
Введение
Вашему вниманию предоставляется работа по теме: «Социальная зрелость старшеклассников как показатель их психологического здоровья». Прежде чем, сформулировать тему исследования, я ознакомилась с понятиями: «здоровье», «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровый образ жизни»; психологическими особенностями и психическими новообразованиями юношеского возраста, принципами социальной зрелости, показателями успешности и критериями психологического здоровья человека.
На сегодняшний день проблема здоровья в современном обществе является очень актуальной, вызывает обоснованную общественную тревогу. Актуальность проблемы определяется самой жизнью, психологическим состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Прежде всего, это проблема того, каким должен быть «идеал» воспитания. Первичная профилактика психологических проблем личности может быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью (физическому и психологическому) как базовой жизненной ценности, как условию самореализации в будущей профессиональной деятельности. Воспитание должно давать оптимизм, веру в жизнь и глубокомысленное отношение к жизни: себе и своему здоровью.
Многие современные исследователи психологии личности утверждают, что показателями психологического здоровья выпускников школы является их социальная зрелость: развитое чувство собственного достоинства ребёнка, высокий уровень адаптации и мотивации достижения, жизнеутверждающих стремлений (к здоровью, свободе и самостоятельности, сотрудничеству с людьми), способность к самопознанию и рефлексии, саморегуляции, саморазвитию и самореализации, готовность преодолевать трудности в изменяющемся мире.
Суждение о психологическом здоровье личности должно соотноситься со стадией его психического развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Исследование вопросов психологического здоровья позволит, с нашей точки зрения, не только более корректно подойти к изучению некоторых результатов психологического развития школьников юношеского возраста, но и возможность решить некоторые их проблемы социализации, ценностно-смысловой саморегуляции поведения.
Цель исследования: создания условий для осознания старшеклассниками своей социальной зрелости и актуализации их стремления к самовоспитанию, саморазвитию и самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Объект исследования: социальная зрелость обучающихся 10-х классов.
Предмет исследования: процесс формирования социальной зрелости старшеклассников.
Гипотеза: предполагаем, что сформированные показатели: высокий уровень мотивации достижения, позитивная система отношения к себе и миру, способность к рефлексии и саморазвитию способствует полноценности психологического функционирования старшеклассника, формированию его социальной зрелости и психического здоровья в целом.
Задачи исследования:
Общая структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к пониманию проблемы здоровья
Актуальность проблемы здоровья обусловлена множеством факторов. Так, перейдя грань XXI века, человечество достигло небывалых высот в научно-технической сфере, промышленной, медицинской. Но одновременно с этим человечество потеряло свое поистине «человеческое» лицо. Современная ситуация в России продолжает свидетельствовать о множестве нерешенных проблем социального характера. Наблюдается кризис физического, психического, нравственного и психологического здоровья практически всех возрастных групп: очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения, наблюдается рост жестокости, насилия, экстремизма, преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств и прочее. Снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей. «Болезни поведения» становятся ведущей формой патологии современного человека. Основные психотерапевтические школы едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым и иметь психологическое здоровье.
На сегодняшний день существует множество определений понятия здоровья. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (1948), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» (С.И. Ожегов, 1988). Здоровье – это комплексное и, при этом, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции (Г.А. Калачев, 1996). В.П. Казначеев (1994г.) определяет здоровье «как динамический процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни». Разнообразие трактовок понятия здоровья характеризует его как сложное, многозначное и многокомпонентное явление.
О.Л. Трещева (1999) предлагает целостный взгляд на здоровье и представляет его в виде четырехкомпонентной модели, в которой подчеркнуты взаимосвязи различных его компонентов, таких как: духовный (психологический) – определяющий его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, убеждениями, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу; физический - характеризующийся уровнем физиологического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение). Это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение); психический - определяется, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферы. А так же, это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение); социальный - характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания устной и физической работы. Психическое здоровье - собирательное понятие, которое состоит из нескольких составляющих: психика и здоровья – создавая, таким образом, синтетический объект для изучения. Психическое здоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Из данного определения следует одна важная мысль о том, что если физическое состояние здоровье это здоровье чего-либо вещественного, то психическое здоровье это нормальное функционирование фактически всех психических процессов в человеке. Поведение человека, с нарушениями психического здоровья, как правило, наносит вред окружающим его людям. Решением данной проблемы занимаются психиатры.
Приводить «эталоны» психического здоровья в данной работе мы не будем по причине минимума объема работы. Обратим лишь внимание на то, что в теоретическом отношении понятие психической нормы достаточно расплывчато, относительно и представления о психических болезнях различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры.
Одним из основных понятий психологии здоровья является понятие психологическое здоровье, которое, в отличие от психического здоровья встречается пока нечасто. Современная наука разводит понятия психическое здоровье и психологическое здоровье. Введение в науку и практику термина психологическое здоровье связано с приоритетом гуманистических ценностей в современном образовании. Психологическое (духовное) здоровье личности - важное звено в понимании здоровья. Психологическое здоровье тесно взаимосвязано с физическим здоровьем. В человеке плотно связано телесное и психическое. И то и другое необходимо для полноценной работы организма. Это подчеркнуто в самом термине «психологическое здоровье». Ориентируясь на некоторые факторы психологии здоровья, можно представить, что психологическое здоровье есть предпосылка физического здоровья, т. е. психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.
1.2. Психологическое здоровье как норма
В психологии термин психологическое здоровье употребляется при рассмотрении вопросов, связанных с формированием психологически здоровой личности и рассматривается как «самоактуализация» личности (А. Маслоу); удовлетворение экзистенциональных потребностей личности (В. Франкл); овладение смыслом собственной жизни (Ш. Бюллер); удовлетворение возрастных потребностей на каждом этапе личностного развития (Л.С. Выготский).
Психологическое здоровье – это стандартный фактор полного функционирования и развития человека. С одной стороны, это условие выполнения человеком своих возрастных и нравственных целей, а с другой стороны, это дает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Психологическое здоровье относится к личности и представляет собой совокупность психических свойств человека, которые постоянно развиваются. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа. Здесь нужно отметить, что проблемы психологического характера поддаются позитивным изменениям гораздо легче, чем психические. Решением данной проблемы занимаются психологи. Главное не просто получить результаты диагностик психической деятельности человека, а в использовании их для дальнейшего его развития и саморазвития. Важно помочь человеку научиться жить, правильно мыслить, т.е. понять себя, определить свои достоинства характера, отношение к себе и к окружающему миру, найти своё место в жизни.
Основные психотерапевтические школы едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым и иметь психологическое здоровье.
Современные теоретические, экспериментальные и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психологическое здоровье как социальную зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека выступать активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире. Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Таким образом, суждение о психологическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его психического развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением.
Американский психолог Кельберг изложил семь основных признаков социальной зрелости личности:
1. Приобретение личного опыта и расширения способностей для усвоения и анализа предлагаемых жизненных событий и ситуаций.
2. Приобретение способности разрешать конфликтные ситуации мирным и безболезненным путем.
3. Человек демонстрирует все большую независимость мыслей и суждений.
4. Человек испытывает все возрастающее чувства доброты и сострадания ко всему живому.
5. Растет вера в собственные силы, и ясность осознания стоящих перед ним задач.
6. Рост осознание им права окружающих на свободу самовыражения и личное счастье.
7. Человек испытывает все меньше страха перед неизвестным.
Этот перечень основных принципов социальной зрелости может показаться очень коротким, зато он применим для подавляющего большинства жизненных ситуаций [7].
«Эталон» психологического здоровья: адекватное и позитивное самоощущение, восприятие окружающего мира; высокий уровень развития рефлексии и мотивации достижения; успешное прохождение возрастных кризисов; адаптированность к социуму, ориентация на саморазвитие. «Факторы, способствующие здоровью: оптимизм, труд, творчество, любовь, радость жизни, стремление к искусству, красоте и самосовершенствование сознания. Единственно здоровое состояние человека: 1) человек получает удовольствие от жизни; 2) воспринимает проблемы как интересные задачи; 3) считает, что естественные отношения между людьми – это любовь, радость общения и сотрудничество [5].
По словам известного философа Ральфа Эмерсона, мерой психологического здоровья служит оптимизм, склонность во всем искать положительное, мыслить светлыми категориями, категориями успеха. Мы за здоровый оптимизм и готовность преодолевать трудности! Оптимизм и пессимизм (от лат. - optimus - наилучший upessimus - наихудший) - это понятия, характеризующие ту или иную положительную или негативную систему взглядов человека о мире, о происходящих и ожидаемых событиях и т. д. У оптимиста это светлый, радостный тон восприятия жизни и ожидания будущего, у пессимиста - настроение безысходности.
Полноценный, зрелый, здоровый человек демонстрирует (по Дж. Стивенсу):
- безусловное принятие самого себя и окружающих во всём многообразии отличительных черт,
- способность признать свои ошибки как форму обучения и мужественно признавать критику как направление для дальнейшего роста и приобретения знаний,
- способность принимать решения, принятие ситуаций, которые невозможно изменить,
- смелость быть честным перед самим собой и окружающими,
- способность сказать «да», всему, что предлагает жизнь,
- способность сказать «нет», когда это необходимо,
- способность простить себя и окружающих, смелость принести извинения,
- уверенность в своих силах, настойчивость и готовность пойти на разумный риск ради какого-то открытия, исследований или познания чего-то нового,
- способность к сотрудничеству с окружающими людьми,
- смелость обратиться за помощью, когда она необходима,
- ответственность за свои мысли и поступки без вынесения обвинений себе и окружающим, гибкость в сознании и манере поведения [7].
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психологического здоровья:
1.3. Психические новообразования и психологические особенности юношеского возраста
Психические новообразования: интенсивная форма личности (оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения), активная форма самосознания, самоопределения, стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию, критическое отношение к взрослым, философско-романтический возраст,
Это кризис ценностно-смысловой саморегуляции поведения. Если человек научается объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить своё поведение волей - неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Юность – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают его когнитивные и его эмоционально – личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличение объема знаний, но громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появление у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Молодые люди этого возраста обладают способностью к сложному и развитому абстрактному мышлению. Они достигают полного в функциональном отношении развития мыслительных способностей и приобретают философский взгляд на вещи. Ценностями молодого человека в основном, являются: проверка и соперничество с окружающими авторитетами, идеалистическое реформирование, идеалистический взгляд на окружающих.
Психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации, то есть потребности быть в обществе других людей, в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Они в полной мере обладают способностью формирования собственной точки зрения и все чаще вступают в противоречие с родителями, чтобы завоевать еще большую независимость. Мысли молодых людей в этом возрасте зачастую направлены на попытку разобраться в эмоциях окружающих и своих собственных. В сложных ситуациях они теперь чаще обращаются за советом не к родителям, а к другим людям более взрослого возраста. Сознание молодых людей переполняют мировые проблемы, и они ощущают внутреннюю ответственность за их решение, реформирование и переориентирование условий жизни на благо окружающих [4].
Способность к осознанному выбору жизненного пути, образ жизни в настоящем в этом возрасте тесно связаны с формированием такого психологического качества, как «образ «я». «Образ «я» - это система представлений личности о себе как субъекте деятельности. Представления старшеклассника о своём будущем обеспечивают смысловую и временную перспективы личности. Основным акцентом является дальнейшее эмоциональное развитие, синтезированное с рациональным мышлением. Когда это будет достигнуто, юноша поднимается на уровень развития взрослого человека.
В отечественной педагогике в качестве показателей социальной успешности, И.Д. Демакова предлагает рассматривать физическое и психологическое здоровье ребёнка, его психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, оптимизм при преодолении трудностей, осознания выпускником школьных лет как события в жизни, как успешное и радостное начало биографии.
1.4. Выводы
Современные теоретические, экспериментальные и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психологическое здоровье как социальную зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека выступать активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире. Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Таким образом, суждение о психологическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его психического развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Кроме того, вклад свойств личности в психологическое здоровье определяется их адаптивной ценностью в культурной группе и конкретными социальными условиями.
Большинство современных исследователей психологии личности утверждают, что показателями психологического здоровья выпускников школы является их социальная зрелость: развитое чувство собственного достоинства ребёнка, высокий уровень адаптации и мотивации достижения, жизнеутверждающих стремлений (к здоровью, свободе и самостоятельности, сотрудничеству с людьми), способность к самопознанию и рефлексии, саморегуляции, саморазвитию и самореализации, готовность преодолевать трудности в изменяющемся мире.
ГЛАВА 2. Исследование степени социальной зрелости старшеклассников как показателя их психологического здоровья
Психологу важно не только понять сущность здоровья, психологического здоровья, социальной зрелости как показателя психологического здоровья, но и научиться измерять эти характеристики. Результатом попытки решения этой задачи является подбор методик диагностики личности (См. приложение «Психологический инструментарий для изучения социальной зрелости старшеклассника»).
2.1. Результаты исследования адаптации обучающихся старшеклассников в новом коллективе (октябрь, 2013 год)
Вклад свойств личности в психологическое здоровье определяется их адаптивной ценностью в культурной группе и конкретными социальными условиями.
Обследовано: 25 человек. Представлены результаты психологического исследования обучающихся 10 «Б» класса, которые дают представления о:
- социальной ответственности и мотивации достижений старшеклассников;
- удовлетворённости выбором профиля обучения;
- согласованности выбора профиля обучения интересам, склонностям и возможностям;
- причинах, мешающих их успешному обучению;
- взаимоотношения с одноклассниками, классным руководителем и учителями-предметниками.
П о к а з а т е л и | (%) |
1. Мой выбор обучения в 10-ом классе состоялся согласно а) наставлению родителей, б) друзей, в) интересам, склонностям и намерениям, г) случайности. | 33 7 60 - |
2. Ваше отношение к школе? Я с радостью иду в школу: А) Да Б) Нет В) Сомневаюсь | 70 10 20 |
3. Ваше отношение к учёбе? а) моя жизнь начинается только тогда, когда я выхожу из школы, б) как учёба, так и труд для меня одинаково важны для будущего, в) без школы я себя не мыслю. | 20 70 10 |
4.Мне нравится учиться, сам процесс познания А) Да Б) Нет В) Сомневаюсь | 56 14 26 |
5.Что способствует Вашей успешности в учёбе? а) способность пожертвовать досугом и общением с друзьями, б) уверенность в том, что могу усвоить любой предложенный материал, в) умение находить общий язык с учителями, г) ничего не способствует. | 13 61 26 - |
6. Что, на Ваш взгляд, мешает Вашему успешному обучению? а) сам недостаточно прилагаю усилий, собственная лень б) не удовлетворён уровнем преподавания, в) неблагоприятные взаимоотношения с преподавателем, г) не чувствую себя комфортно в коллективе, д) здоровье е) пробелы в знаниях, ж) большая нагрузка, з) ничего не мешает. | 62 - 8 - - 49 - 51 |
7.У меня всегда хорошее самочувствие в течение всего учебного дня. А) Да Б) Нет В) Сомневаюсь | 85 15 - |
8.Удовлетворённость взаимоотношениями с одноклассниками. А) Да Б) Нет В) Сомневаюсь. | 75 15 10 |
9.Удовлетворённость взаимоотношениями с классным руководителем. А) Да Б) Нет В) Сомневаюсь. | 80 8 12 |
10.Удовлетворённость условиями, созданными в школе для самореализации. А) Да Б) Нет В) Сомневаюсь. | 56 19 25 |
У 60% учащиеся выбор обучения в 10-м классе состоялся согласно их интересам, склонностям и намерениям. Фактор «за компанию с друзьями - всего по 7%.
Учащиеся (70%) с радостью идут в школу и оценили важность образования лично для себя и для будущего. Практически все старшеклассники удовлетворены уровнем преподавания, взаимоотношениями с классным руководителем и одноклассниками. 25% ребят не удовлетворены взаимоотношениями с родителями, что иногда встречается (это закономерность исходя из возрастных особенностей).
Важно обратить внимание на то, что 33% наших одноклассников отмечают, что пошли учиться по наставлению родителей. Именно с этим связан ответ на вопрос «Нравится ли им учиться?»: только 56% учащихся отвечают, что им нравиться учиться, сам процесс познания. У 14% ребят ответ «нет» и 26% сомневались, как ответить. Таким образом, можно предположить, что у 40% одноклассников наблюдается отсутствие мотивации достижения.
На вопрос «Что способствует Вашей успешности в учёбе?», отвечают следующим образом: 61% учащихся уверенны в том, что смогут усвоить любой предложенный материал, 26% учащихся считают, что они способны находить общий язык с учителями и всего 13% учащихся способны пожертвовать досугом и общением с друзьями.
Следовательно, старшеклассники понимают, что успехи в обучении зависят, прежде всего, от них, а именно, от их желаний, стремлений и мотивов.
На вопрос: «Что, на Ваш взгляд, мешает Вашему успешному обучению?», одноклассники отмечают, что их успешности ничего не мешает (51%). Мешают успешности: пробелы в знаниях (у 49%) и собственная лень (62%).
А выдающиеся психологи мира заявляют, что от природы ленивых детей нет, есть отсутствие мотивов. Не здесь ли вы выявляется противоречие в воспитании подрастающего поколения: рассогласованность потребностей между личностью ребёнка и намерениями родителей? Именно, отсюда зарождается душевная лень, жить по «трафарету», отсутствие жизненного самоопределения из-за отсутствия собственного выбора у 33% наших одноклассников!
Предполагаем наличия высокого уровня самокритичности ребят к себе, результатам учебной деятельности. Старшеклассники недооценивают роль мотивации достижения в своей учебной деятельности и самообразовании.
Мотивация достижения - стремление к улучшению результатов, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиваться своего, во что бы то ни стало – является показателем социальной зрелости.
Рефлексия – это переосмысление и перестройка личного опыта, способность к анализу опыта и движения вперёд. У кого высокий уровень рефлексии, тот является творцом собственной жизни, жизненного успеха! Рефлексивность – это способность человека выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, анализировать свои чувства, мысли и действия. С точки зрения Карпова А.В., рефлексивность характеризует людей, которые, прежде действовать, внутренне просматривают все гипотезы, отбрасывая из них, которые кажутся им малоправдоподобными, принимают решения обдуманно, взвешенно, учитывая различные варианты решения «задачи».
2.2.Оценка уровня мотивации достижения и рефлексивных способностей обучающихся 10 «Б» класса (%)
Обследовано: 23 учащихся.
показатели | Уровень | ||
низкий | средний | высокий | |
Мотивация достижения | 15 | 26 | 59 |
Способность к рефлексии | 11 | 32 | 57 |
Для исследования данных показателей мы использовали психологический инструментарий (См. Приложение).
2.3. Выводы
1. 59% учащихся 10 «Б» класса имеют высокую, 26% - среднюю и 15% - низкую мотивацию достижения.
2. 57% учащихся 10 «Б» класса имеют высокую, 32% - среднюю и всего 11% - низкую способность к рефлексии.
3. Оценка уровня мотивации достижения и рефлексивных способностей совпадает с результатами исследования адаптации обучающихся старшеклассников в новом коллективе.
4. 40% учащихся недооценивают роль мотивации достижения, как показателя их социальной зрелости, как психологического свойства личности, оказывающего влияние на психологическое здоровье и всю человеческую жизнь в целом.
Заключение
Исследование показало, что сформированные показатели: высокий уровень мотивации достижения, позитивная система отношения к себе и миру, способность к рефлексии и саморазвитию способствует полноценности психологического функционирования старшеклассника, формированию его социальной зрелости и психического здоровья в целом, гипотеза подтвердилась.
Наши старшеклассники успешны, уверенны в себе, конкурентоспособны, с достаточно высоким уровнем самокритичности и самосознания. Уровень социальной зрелости и ответственности – удовлетворительный. Некоторые сомнения и раздумья, некоторая неудовлетворённость общением со взрослыми людьми и сверстниками мешают их активной деятельной позиции, что тормозит развитие их социальной зрелости. С целью развития позитивной системы отношения к себе, людям и миру рекомендуем своим одноклассникам: 1. Изучить свои психологические качества, такие как: толерантность и ассертивность - способность не действовать в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом, не позволять «вить из себя веревки» (См. Приложение). 2. Развивать самокритичность, мотивацию достижения, уверенность в себе и готовность преодолевать трудности, к самовоспитанию и саморазвитию. 3. Сохранять здоровье (физическое и психологическое), как условие успешной жизненной самореализации.
Мы сделали один шаг к тому, чтобы познать человеческую психологию и особенности личностного развития, вклад личности в своё осознанное отношение к себе и миру, т.е. в своё психологическое здоровье! Мы уверенны, что человек, который имеет позитивную систему отношения к себе и миру, высокий уровень мотивации достижения и рефлексии, тот является творцом собственной жизни, жизненного успеха! Успешные люди – психологически здоровы!
Список использованной литературы и источников
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3467
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5_%E7%E4%EE%F0%EE%E2%FC%E5
Приложение
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
«ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА»
Социологический опрос «Адаптация в новом коллективе»
Инструкция: Предлагаем Вам ответить на вопросы нашей анкеты. В каждом вопросе выбирайте только один вариант ответа. Благодарим за искренние и честные ответы!
1. Мой выбор обучения в 10-ом классе состоялся согласно
а) наставлению родителей,
б) друзей,
в) интересам, склонностям и намерениям,
г) случайности.
2.Ваше отношение к школе? Я с радостью иду в школу:
А) Да.
Б) Нет.
В) Сомневаюсь.
3. Ваше отношение к учёбе?
а) моя жизнь начинается только тогда, когда я выхожу из школы,
б) как учёба, так и труд для меня одинаково важны,
в) без школы я себя не мыслю.
4.Что больше всего Вас привлекает в школе?
а) общение с друзьями,
б) сам процесс учения, интерес к знаниям,
в) необходимость знаний для будущего.
5.Что способствует Вашей успешности в учёбе?
а) способность пожертвовать досугом и общением с друзьями,
б) уверенность в том, что могу усвоить любой предложенный материал,
в) умение находить общий язык с учителями.
6. Что, на Ваш взгляд, мешает Вашему успешному обучению?
а) сам недостаточно прилагаю усилий, лень
б) не удовлетворён уровнем преподавания,
в) неблагоприятные взаимоотношения с преподавателем,
г) не чувствую себя комфортно в коллективе,
д) здоровье
е) пробелы в знаниях,
ж) большая нагрузка,
з) ничего не мешает.
7.У меня всегда хорошее самочувствие в течение всего учебного дня.
А) Да
Б) Нет
В) Сомневаюсь.
8.Удовлетворённость взаимоотношениями с одноклассниками.
А) Да
Б) Нет
В) Сомневаюсь.
9.Удовлетворённость взаимоотношениями с классным руководителем.
А) Да
Б) Нет
В) Сомневаюсь.
10.Удовлетворённость условиями, созданными в школе для самореализации.
А) Да
Б) Нет
В) Сомневаюсь.
Тест на ассертивность
Данный тест предназначен для оценки ассертивности – способности не действовать в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом, не позволять «вить из себя веревки».
Инструкция: отметьте «+» и «-» в следующих позициях:
1.Меня раздражают ошибки других людей.
2. Я могу напомнить другу о долге.
3. Время от времени я говорю неправду.
4. Я в состоянии позаботиться о себе сам.
5. Мне случалось ездить «зайцем».
6. Соперничество лучше сотрудничества.
7. Я часто мучаю себя по пустякам.
8. Я человек самостоятельный и достаточно решительный.
9. Я люблю всех, кого знаю.
10. Я верю в себя. У меня хватит сил, чтобы справиться с текущими проблемами.
11. Ничего не поделаешь, человек всегда должен быть на
чеку, чтобы суметь защитить свои интересы.
12. Я никогда не смеюсь над неприличными шутками.
13. Я признаю авторитеты и уважаю их.
14. Я никогда не позволяю «вить из себя веревки».
15. Я поддерживаю всякое доброе начинание.
16. Я никогда не лгу.
17. Я практичный человек.
18. Меня угнетает лишь факт того, что я могу потерпеть
неудачу.
19. Я согласен с изречением: «Руку помощи ищи, прежде
всего, у собственного плеча».
20. Друзья имеют на меня большое влияние.
21. Я всегда прав, даже если другие считают иначе.
22. Я согласен с тем, что важна не победа, а участие.
23. Прежде чем что-либо предпринять, хорошенько поду
маю, как это воспримут другие.
24. Я никогда никому не завидую.
Обработка результатов. Следует подсчитать число положительных ответов в следующих позициях:
Счет А - 1, 6, 7, 11, 13, 18, 20, 23.
Счет Б - 2, 4, 8, 10, 14, 17, 19, 22.
Счет В-3,'5, 9, 12, 15, 16, 21, 24.
САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТИГНУТ В СЧЕТЕ А: Вы имеете представление об ассертивности, но не слишком-то пользуетесь ею в жизни. Вы часто испытываете недовольство собой и окружающими.
САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТИГНУТ В СЧЕТЕ Б: Вы на правильном пути и можете очень хорошо овладеть ассертивностыо. В принципе, вы уже сейчас способны действовать в нужном направлении. Временами ваши попытки действовать ассертивно выливаются в агрессивность. Но это неважно. Какой ученик не набивал себе шишек.
САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТИГНУТ В СЧЕТЕ В: Несмотря на результаты предыдущих двух подсчетов, у вас очень хорошие шансы овладеть ассертивностыо. Короче говоря, у вас сложилось мнение о себе и своем поведении, вы оцениваете себя реалистично, а это хорошая база для приобретения какого-либо навыка, необходимого при контактах с окружающими.
НАИМЕНЬШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТИГНУТ В СЧЕТЕ А: То, что вам не удается использовать многие шансы, которые дает жизнь, — не трагедия. Важно научиться жить в согласии с собой и знать, что нужно делать.
НАИМЕНЬШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТИГНУТ В СЧЕТЕ Б: Ассертивности можно научиться. Как сказал С. Лек: «Тренировка — это все, даже цветная капуста — всего-навсего хорошо вымуштрованная белокочанная».
НАИМЕНЬШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТИГНУТ В СЧЕТЕ В: Вот это уже проблема. Вы переоцениваете себя и ведете не вполне искренне. Речь идет даже не столько о самообмане, сколько о том, что вы видите себя в лучшем свете... Неплохо было бы поразмыслить над собой.
Психолого-педагогические требования к социальной зрелости выпускника ОУ
Параметры Психолого-педагогические требования
1.Познавательная сфера. 1. Способность к осознанному самоограничению
1.1.Произвольность в постановке и реализации определённых значимых целей.
психических процессов
2. Планирование деятельности в соответствии с
её объективной и субъективной значимостью.
3. Способность предвидеть последствия
достижения тех или иных целей.
4. Способность определять ресурсы,
необходимые для достижения цели и
оценивать их реальное наличие.
5. Использование рациональных способов
учебной и других видов деятельности.
1.2.Развитие 1.Освоение методов теоретического, творческого
мышления. мышления.
2.Использование исследовательских методов в
обучении.
1.3.Сформированность 1.Выделение существенных и несущественных
важнейших учебных признаков изучаемых понятий.
действий. 2.Оперирование всей системой данных учебной
задачи.
3.Ориетация на всю систему требований учебной
задачи.
4.Способность к рассмотрению изучаемого пред-
мета с разных сторон.
5.Способность к смене стратегии, гипотезы в
процессе решения учебной проблемы.
1.4.Развитие 1. Богатый опыт речевого общения.
речи. 2. Использование речи как инструмента
мышления (связное изложение своих идей,
использование доказательств).
3. Грамотность и богатый словарный запас устной
речи.
1.5.Развитие 1.Понятность письма.
тонкой 2.Аккуратность оформления письменных работ.
моторики. 3.Способность к различным видам труда.
1.6.Умственная 1.Сохранение учебной активности и
работоспособности в течение всего урока.
работоспособность 2.Предпочтение высокого темпа работы.
и темп учебной 3.Способность работать в едином темпе со всем
деятельности. классом.
4.Адаптация к учебной нагрузке.
2.Особенности поведения
и общения школьников.
2.1.Взаимодействие 1. Включённость в доверительные, эмоциональ-
со сверстниками. ные отношения со сверстниками.
2. Позитивное положение в группе сверстников,
способность к сотрудничеству со сверстниками
в учебной и внеучебной деятельности.
3. Способность к глубоким и продолжительным
эмоциональным привязанностям.
4. Включённость в широкую социальную
систему контактов (расширение социального
пространства), активность в формировании
нового социального пространства.
2.2.Взаимодействие 1. Включённость в личностное общение с
с педагогами. педагогами.
2. Способность к установлению деловых,
партнёрских отношений со взрослыми.
2.3.Соблюдение 1. Принятие и соблюдение классных и школьных
социальных и социальных и этических норм.
этических норм.
2.4.Поведенческая 1. Способность длительно подчинять поведение
саморегуляция. намеченной цели.
2. Умение сдерживать эмоции, придавать их
выражению преднамеренный характер.
3. Моральная регуляция поведения.
4. Способность к ответственному поведению.
5. Способность принимать ответственные
решения, касающиеся других людей.
2.5.Активность и 1. Уверенное автономное поведение.
независимость. 2. Активность и целенаправленность в познава-
тельной и социальной деятельности.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
3.Особенности 1. Интерес к основам наук, методам
теоретического мышления.
мотивационной 2. Развитый мотив самообразования, связанный с
жизненными перспективами и самовоспитанием.
сферы. 3. Стремление к анализу индивидуального
3.1.Наличие и стиля своей учебной деятельности.
характер 4. Мотивационная избирательность интересов,
учебной обусловленная выбором профессии.
мотивации.
3.2.Устойчивое 1. Отсутствие выраженных противоречий между:
эмоциональное - требованиями взрослых и возможностями
состояние. (потребностями) старшеклассника;
- требованиями семьи и референтной группы и
возможностями (потребностями) старшеклассника;
старшеклассника.
4.Особенности 1. Эмоционально-положительное восприятие
системы отношений старшеклассником системы своих отношений
старшеклассника к со сверстниками: субъективная включённость
миру и самому себе. в эмоциональные, доверительные отношения.
4.1.Отношения со 2. Восприятие своего статуса в группе как
сверстниками. положительного и удовлетворённость им.
3. Субъективная включённость в широкую
систему социальных отношений.
4.2.Отношения 1.Эмоционально-положительное восприятие
с педагогами. старшеклассника системы своих отношений
с педагогами и воспитателями: восприятие
этих отношений как уважительных,
доверительных, но сохраняющих его
автономность.
4.3.Отношение к 1. Обогащение личностным смыслом как
значимой социального, так и познавательного мотивов
деятельности. деятельности.
2. Включение учебной деятельности и
отношения к ней в более широкую систему
профессиональных отношений и предпоч-
тений.
4.4.Отношение 1. Позитивная «Я-концепция», устойчивая
к себе. адекватная самооценка.
2. Ориентация на будущее.
3. Субъективное ощущение адекватности своего
поведения и эмоциональных реакций.
Разлука
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Валентин Берестов. Аист и соловей
Заколдованная буква