Папка содержит материал регионального конкурса "Отечество".
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya.docx | 14.61 КБ |
zdravstvuyte.docx | 27.47 КБ |
otechestvo.docx | 39.4 КБ |
prezent_otechestvo.pptx | 2.8 МБ |
Аннотация
Работа «Народные промыслы и ремесла Батайска» является интересным материалом для углубленного изучения в школе. Автор выдвигает версию о возрождении ремесел в города. Гипотеза интересная, требующая большой доказательной базы. Конечно, автор ещё не готов к такому подходу, но сама попытка заслуживает уважения и внимания.
В работе обоснована актуальность проблемы.
Цели работы –
1.Изучить и систематизировать материалы о народных промыслах и ремеслах Батайска.
2.Проследить прошлое и настоящее городских ремесел.
3.Познакомить учащихся школы со своей работой.
Для достижения целей использовались следующие методики исследования:
1.Сбор и обработка информации.
2.Анализ и обобщение.
3.Использование интернет-сайтов.
Гипотеза исследования: если в моем городе есть люди, которые владеют секретами традиционных донских ремёсел, значит возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.
Особую ценность представляет раздел «Кузнечное дело. Ковка». Автор провел большую поисковую работу с архивами библиотеки им. Горького, работал с интернет- ресурсами.
Считаю, что цели работы достигнуты.
В итоге проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1.Действительно, возрождение и сохранение ремесел в городе возможно.
2.В нашем городе живут и работают настоящие мастера своего дела.
3.Народное творение способно сделать человека лучше.
В работе соблюдена четкая структура написания, правильно составлен список литературы.
Работа может быть использована во внеклассной работе.
Здравствуйте, меня зовут Запрудская Анастасия. Я – ученица 9 класса МБОУ СОШ № 8 (Слайд №1)
Моя работа «Народные промыслы и ремесла Батайска» посвящена народным промыслам и ремеслам нашего города. Для меня это исследование первое по этой тематике. (Слайд №2). Каждый народ силен своими корнями. Сила дерева в его корнях, даже когда обламываются ветви, обмерзает крона в лютый мороз, а дерево все равно живет, радуя нас зелеными листьями весной и летом, пока не погибает корень. Так и человек силен не физической силой, интеллектом, хотя это важно, а своими “корнями”, которые дают нам силу духа, помогают выстоять, терпеть, просто жить. Мы должны знать о том, кто наши предки, какие они были, что ценили, чем занимались, как относились к Родине, семье. При написании работы использовались материалы библиотеки им. Горького, интернет-ресурсы, личные наблюдения.
(Слайд №3)
Цели моей работы –
1.Изучить и систематизировать материалы о народных промыслах и ремеслах Батайска.
2.Проследить прошлое и настоящее городских ремесел.
3.Познакомить учащихся школы со своей работой.
(Слайд №4)
Для достижения целей использовались следующие методы исследования:
1.Сбор и обработка информации.
2.Анализ и обобщение.
3.Использование интернет-сайтов.
Гипотеза моего исследования: если в моем городе есть люди, которые владеют секретами традиционных донских ремёсел, значит возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.
(Слайд №5-9)
«Народные ремесла и промыслы Дона» - это подлинная материальная летопись истории народа. Культура Дона самобытна и многообразна. Дон – это и донские казаки, и многонациональный край, в котором проживают представители 104 национальностей. Этим во многом обусловлено своеобразие культуры Дона.
Донской край, донское казачество... В расхожем представлении сразу возникает образ Дикого поля и былого лихого воинства со сложной историей и трагической судьбой. На его необозримых просторах сложилось Всевеликое Войско Донское, старейшее из всех казачьих образовании Российской Империи, с особым военно-демократическим укладом жизни и культурными традициями, бережно передававшимися из поколения в поколение.
Как уже известно, пахать землю и сеять хлеб казаку запрещалось. Считалось, что занятие земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности - воина. Но уже в начале XVIII в. казаки начинают заниматься земледелием. А к концу XIX в. весь Дон был уже распахан. Сельское хозяйство становится основой экономической жизни казаков. Сущность его идеологии составляет два понятия - воля и земля. Нередко само казачество определялось так: «вольные люди на вольной земле». Особенность землепользования на Дону заключалась в том, что земля являлась собственностью всего Войска. Казак мог пользоваться землей, но владеть ею имело право лишь Войско в целом.
Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой.
Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных "креста" или "жаворонка", которых обычно пекли на праздник "40 Святых", прогоняли борозду, "кресты" и "жаворонки" съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали "святой водой". Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.
Следует заметить, что наши предки славно трудились, и результатом их труда явились излишки хлеба, которые в конце XIX в. составляли 10 млн пудов ежегодно. Отборное донское зерно шло за границу через южные порты Азовского и Черного морей.
(Слайд №10-13).До сегодняшнего дня жители нашего города, особенно его западной части, остаются верными традициям и обычаям своих дедов и отцов. Из поколения в поколение передаются знания по выращиванию овощей и фруктов. До сих пор на ростовских рынках лучшая зелень – это зелень из Батайска. Объяснить это очень просто – наши земляки вкладывают в свою работу всю душу, передавая каждому стебельку, каждой веточке тепло своих рук и сердец. «Это занятие придаёт нам силы, не даёт стареть», - призналась в разговоре со мной одна из старейших жительниц города Соловьёва Полина Ивановна.
(Слайд №14-19). Одним из самых древних занятий жителей нашего города являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые рыбу ловили круглый год. Частъ рыбы продавали, остальную перерабатывали на "спетых" заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.
Засолка производилась в солилах - длинных четырехугольных коробах, сделанных из толстых деревянных досок. Рыбу не только солили, но и коптили. Коптильни представляли собой мазанки, крытые камышом. При отсутствии печей рылись канавы, в которых дымились деревянные опилки. Коптили обычно рыбец и сельдь. Отправляясь на ловлю сельди, казаки брали с собой бочки с рассолом, куда бросали еще живую рыбу. Она напивалась соленой воды, бочки закапывали, и рыба хорошо хранилась в течение долгого времени. Готовая рыба содержалась в складских помещениях, балыки - в длинных решетчатых балычницах, икру хранили в бочках, а судаков - в ямах, выложенных свежим камышом.
Рыбы на Дону было в изобилии. Блюдом, приготовленным из осетрины, белуги, стерляди, гостя могли угостить в каждом доме.
Сшили рыбу обычно "в корень", т. е. пластовали со спины, такая рыба могла долго находиться в рассоле. Рыбу, помещенную в бочки, засыпали солью, а через три дня, надев резиновые сапоги, ее топтали и клали гнет. Перед вывеской на просушку рыбу вымачивали, а затем выветривали на палатах, старались выбирать такое время года, когда не было мух. Жизнь рыболова никогда не была легкой.
Живет рыбное дело в нашем городе и сегодня. Конечно, нет такого размаха как ранее, но по-прежнему рыба, приготовленная по рецептам нашим мастеров радует каждого человека, откуда бы он к нам ни приехал.
(Слайд №20-27). С древнейших времен сотни кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц, резчиков, ювелиров трудились в донских городах, станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и соломки. С незапамятных времен на Руси кузнецы славились секретами кузнечного ремесла. Востребованность в то время кованых изделий диктовалась прежде всего их оружейной спецификой. Бесконечные феодальные междоусобицы, охотничий промысел – оружие было обычным атрибутом любого воина и необходимым предметом быта простого жителя. Но с укреплением и монополизацией власти в государстве несколько поменялся и ассортимент производимых кузнечными мастерами изделий. Все больше нужно было бытовых металлических изделий, кованых элементов украшений зданий и стен, механизмов и инструментов из металла. С этого времени в нашем государстве и начался расцвет художественного промысла ручной ковки.
В древние времена кузнечное дело считалось крайне нужным и полезным ремеслом. Конец 20 века и в особенности начало 21 века стало временем нового расцвета старинного кузнечного искусства. В нашем веке людей этой профессии встретить уже сложно. Но уж если повстречали, то это наверняка мастера своего дела. В век штампованного производства товаров и современных технологий художественная ковка – это одно из оставшихся «живых» ремесел.
В Батайске живет и работает семья Вартана Оганесяна, занимающаяся художественной ковкой. «Я начал свое обучение еще в Армении в 1986 году. Мой отец занимался и занимается по сей день кузнечным делом, вот и меня обучил», – рассказывал батайский кузнец. Переехав в Батайск, они открыли фирму художественной ковки сначала в Ростове, затем и в Батайске: 70% кованых заборов, которые мы видим на улицах нашего города, сделаны руками Вартана.
Технология изготовления металлических изделий с древних времен практически не поменялась. Металл раскаляют, потом кладут на наковальню, молотом придается форма, а дальше все вручную. Готовые детали собирают, маляры красят их в нужный цвет, и дело остается только за монтажом.
Из металла можно сделать практически все: ворота, решетки, оградки, столы, стулья, перила, качели, лавочки, двери, любые предметы интерьера. Самым запоминающимся заказом для Вартана была голова горного козла. Пришлось повозиться со сложными закрученными рогами. Был также интересный заказ на букет роз из металла. Правда, он оказался весьма тяжелым для женских рук. Зато оригинальностью девушка была поражена. Самые необычные и уникальные идеи заказчика с удовольствием воплотит в жизнь современный мастер по обработке металлов.
Самое сложное для Вартана – это все успевать. Есть идея открыть магазин, где все желающие могли бы ознакомиться с готовыми работами, но времени катастрофически не хватает. Только на один заказ уходит месяц. В планах у кузнеца создать кованую карету. Не для продажи, для себя, для души.
Ни для кого не секрет, что одним из первостепенных элементов архитектуры здания является художественное оформление террас и балконов. Балконы являются отличительным атрибутом любого здания. Неповторимые формы узоров, созданных талантливым мастером художественной ковки, декорируют и выделяют дом из большинства, наличие кованого балкона придаёт дому фантастический вид. Кованое ограждение балкона, невольно будет останавливать восхищенные взгляды проходящих мимо дома людей.
С давних времен, камины зачаровывают людей своей роскошью, изяществом и теплотой. На открытый огонь камина можно смотреть практически вечно. Камин - это не только прекрасное украшение интерьера, но и мягкое тепло, согревающее тело и душу. От камина будет еще теплее, ведь мастер вложил в него свою душу.
Ничто так не будет соответствовать с классическим оформлением интерьера, как камин с изящными элементами ковки. Неповторимость элементов, строгость и элегантность художественной ковки делает абсолютно любой камин самым настоящим произведением искусства. Никто не может устоять, чтобы не полюбоваться как сквозь надежные кованые решетки танцуют языки пламени, кружат хороводы искры и ласково струится живой огонь. Кованые камины ещё не одно столетии будут восхищать, согревать и радовать человека.
Неотъемлемым элементом многоуровневых помещений конечно же является лестница. А каких только лестниц не увидишь у мастера – изящная, тонкая работа!
Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведением искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.
(Слайд №28-32).Сегодня в нашем городе развивается еще одно ремесло – вышивка. Мастерицы одним только прикосновением иголки создают настоящие произведения искусства, на которые можно смотреть не отрывая глаз. Одну из таких выставок я увидела, побывав на городской площади в День народного единства. Представитель детского Дома творчества с удовольствием рассказывала о своих воспитанниках и их работах.
В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет!» В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. И сейчас, когда возрастает интерес к народной культуре, когда, возвращаясь к истокам, мы ищем в опыте прошлого ответы на насущные вопросы сегодняшнего дня – возрождающиеся народные промыслы являют собой прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства.
Стало традицией на Дону проведение праздников мастеров-умельцев, выставок изделий народного творчества, ярмарок талантов, дней детского творчества. Министерство культуры уделяет особое внимание декоративно-прикладному творчеству, сохранению традиций и преемственности.
Областная выставка декоративно-прикладного искусства «Донское ремесло» традиционно проводится в начале каждого года и представляет различные работы авторов из многих территорий Ростовской области.
В итоге проведенного исследования можно сделать некоторые выводы:
В заключение своего исследования я хотела бы подчеркнуть актуальность темы: сегодня наша область – это современный процветающий край, устремлённый в будущее. Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое. В результате исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что традиционное ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Я сумела заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Гипотеза подтвердилась. Существуют все предпосылки для возрождения ремёсел.
Цели достигнуты. В будущем работа будет продолжена. Мне интересно будет узнать о народных ремеслах родного города.
Спасибо за внимание!
«Отечество 2014»
Исследовательская работа
НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА БАТАЙСКА
(номинация «Народные ремесла и промыслы Дона» )
Запрудская Анастасия
9 «А» кл.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№8» г. Батайска
Паспорт выдан ОВД г. Батайска
прописана по адресу: г. Батайск,
ул. Каштановая 49
Руководитель:
Иванова Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
Паспорт выдан ОВД г. Батайска
прописана по адресу:
г. Батайск, ул. Кемеровская, д.9
контактный телефон
г. Батайск
Содержание
І. Введение.
1. Обоснование выбора темы, актуальность. 3
2.Цели и задачи. 3-4
3.Методы исследования.
II. Основная часть. Ремесла и народные промыслы г. Батайска.
1.Земледелие. 4
2.Рыболовство.
3. Кузнечное дело. Ковка.
4. Вышивка.
ІIІ. Заключение. 12
Iv. Литература. 13
Введение.
Проблема, которой я посветила свою исследовательскую работу, звучит так – «Народные промыслы и ремесла г. Батайска». На мой взгляд, сегодня очень важно и актуально говорить о самых простых, но очень талантливых людях, любящих свою малую родину, живущих ее бедами и радостями, победами и неудачами. Поэтому, поэзия «золотых рук» наших земляков и стала предметом моего исследования, объектом моего изучения. И чего только не умели донские мастера! Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, роспись и гончарное дело, ковка…
При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства.
Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.
Цель работы: формирование представления о народных ремёслах города Батайска, развитие интереса к народному ремеслу Дона.
Задачи:
Методы исследования:
Основной вопрос, который возникает при обсуждении этой темы - живут ли в наше время ремёсла или они уже давно забыты?
Чтобы ответить на этот вопрос, я провела наблюдения, изучила различную литературу, посетила музей, встретилась с интересными людьми.
Я выдвинула гипотезу: если в моем городе есть люди, которые владеют секретами традиционных донских ремёсел, значит возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.
В ходе своего исследования я хотела бы убедиться в том, что народное ремесло не забыто.
В своей работе использовала такие методы исследования, как сбор и обработка информации, анализ и обобщение, диагностика. Все это сделало работу над проблемой очень интересной и увлекательной. Желание узнать больше определило тему моего исследования: «Народные ремесла Батайска».
«Народные ремесла и промыслы Дона» - это подлинная материальная летопись истории народа. Культура Дона самобытна и многообразна. Дон – это и донские казаки, и многонациональный край, в котором проживают представители 104 национальностей. Этим во многом обусловлено своеобразие культуры Дона.
Донской край, донское казачество... В расхожем представлении сразу возникает образ Дикого поля и былого лихого воинства со сложной историей и трагической судьбой. На его необозримых просторах сложилось Всевеликое Войско Донское, старейшее из всех казачьих образовании Российской Империи, с особым военно-демократическим укладом жизни и культурными традициями, бережно передававшимися из поколения в поколение.
Как уже известно, пахать землю и сеять хлеб казаку запрещалось. Считалось, что занятие земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности - воина. Но уже в начале XVIII в. казаки начинают заниматься земледелием. А к концу XIX в. весь Дон был уже распахан. Сельское хозяйство становится основой экономической жизни казаков. Сущность его идеологии составляет два понятия - воля и земля. Нередко само казачество определялось так: «вольные люди на вольной земле». Особенность землепользования на Дону заключалась в том, что земля являлась собственностью всего Войска. Казак мог пользоваться землей, но владеть ею имело право лишь Войско в целом.
Из-за отдаленности пахотных земель казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли донцы в основном рожь, пшеницу, ячмень, овес, хотя выращивали и просо, гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. В некоторых хозяйствах пользовались сохой.
Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных "креста" или "жаворонка", которых обычно пекли на праздник "40 Святых", прогоняли борозду, "кресты" и "жаворонки" съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали "святой водой". Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.
Следует заметить, что наши предки славно трудились, и результатом их труда явились излишки хлеба, которые в конце XIX в. составляли 10 млн пудов ежегодно. Отборное донское зерно шло за границу через южные порты Азовского и Черного морей.
До сегодняшнего дня жители нашего города, особенно его западной части, остаются верными традициям и обычаям своих дедов и отцов. Из поколения в поколение передаются знания по выращиванию овощей и фруктов. До сих пор на ростовских рынках лучшая зелень – это зелень из Батайска. Объяснить это очень просто – наши земляки вкладывают в свою работу всю душу, передавая каждому стебельку, каждой веточке тепло своих рук и сердец. «Это занятие придаёт нам силы, не даёт стареть», - призналась в разговоре со мной одна из старейших жительниц города Соловьёва Полина Ивановна.
Одним из самых древних занятий жителей нашего города являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые рыбу ловили круглый год. Частъ рыбы продавали, остальную перерабатывали на "спетых" заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.
Засолка производилась в солилах - длинных четырехугольных коробах, сделанных из толстых деревянных досок. Рыбу не только солили, но и коптили. Коптильни представляли собой мазанки, крытые камышом. При отсутствии печей рылись канавы, в которых дымились деревянные опилки. Коптили обычно рыбец и сельдь. Отправляясь на ловлю сельди, казаки брали с собой бочки с рассолом, куда бросали еще живую рыбу. Она напивалась соленой воды, бочки закапывали, и рыба хорошо хранилась в течение долгого времени. Готовая рыба содержалась в складских помещениях, балыки - в длинных решетчатых балычницах, икру хранили в бочках, а судаков - в ямах, выложенных свежим камышом.
Рыбы на Дону было в изобилии. Блюдом, приготовленным из осетрины, белуги, стерляди, гостя могли угостить в каждом доме.
Сшили рыбу обычно "в корень", т. е. пластовали со спины, такая рыба могла долго находиться в рассоле. Рыбу, помещенную в бочки, засыпали солью, а через три дня, надев резиновые сапоги, ее топтали и клали гнет. Перед вывеской на просушку рыбу вымачивали, а затем выветривали на палатах, старались выбирать такое время года, когда не было мух. Жизнь рыболова никогда не была легкой.
Живет рыбное дело в нашем городе и сегодня. Конечно, нет такого размаха как ранее, но по-прежнему рыба, приготовленная по рецептам нашим мастеров радует каждого человека, откуда бы он к нам ни приехал.
С древнейших времен сотни кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц, резчиков, ювелиров трудились в донских городах, станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и соломки. С незапамятных времен на Руси кузнецы славились секретами кузнечного ремесла. Востребованность в то время кованых изделий диктовалась прежде всего их оружейной спецификой. Бесконечные феодальные междоусобицы, охотничий промысел – оружие было обычным атрибутом любого воина и необходимым предметом быта простого жителя. Но с укреплением и монополизацией власти в государстве несколько поменялся и ассортимент производимых кузнечными мастерами изделий. Все больше нужно было бытовых металлических изделий, кованых элементов украшений зданий и стен, механизмов и инструментов из металла. С этого времени в нашем государстве и начался расцвет художественного промысла ручной ковки.
В древние времена кузнечное дело считалось крайне нужным и полезным ремеслом. Конец 20 века и в особенности начало 21 века стало временем нового расцвета старинного кузнечного искусства. В нашем веке людей этой профессии встретить уже сложно. Но уж если повстречали, то это наверняка мастера своего дела. В век штампованного производства товаров и современных технологий художественная ковка – это одно из оставшихся «живых» ремесел.
В Батайске живет и работает семья Вартана Оганесяна, занимающаяся художественной ковкой. «Я начал свое обучение еще в Армении в 1986 году. Мой отец занимался и занимается по сей день кузнечным делом, вот и меня обучил», – рассказывал батайский кузнец. Переехав в Батайск, они открыли фирму художественной ковки сначала в Ростове, затем и в Батайске: 70% кованых заборов, которые мы видим на улицах нашего города, сделаны руками Вартана.
Технология изготовления металлических изделий с древних времен практически не поменялась. Металл раскаляют, потом кладут на наковальню, молотом придается форма, а дальше все вручную. Готовые детали собирают, маляры красят их в нужный цвет, и дело остается только за монтажом.
Из металла можно сделать практически все: ворота, решетки, оградки, столы, стулья, перила, качели, лавочки, двери, любые предметы интерьера. Самым запоминающимся заказом для Вартана была голова горного козла. Пришлось повозиться со сложными закрученными рогами. Был также интересный заказ на букет роз из металла. Правда, он оказался весьма тяжелым для женских рук. Зато оригинальностью девушка была поражена. Самые необычные и уникальные идеи заказчика с удовольствием воплотит в жизнь современный мастер по обработке металлов.
Самое сложное для Вартана – это все успевать. Есть идея открыть магазин, где все желающие могли бы ознакомиться с готовыми работами, но времени катастрофически не хватает. Только на один заказ уходит месяц. В планах у кузнеца создать кованую карету. Не для продажи, для себя, для души.
Ни для кого не секрет, что одним из первостепенных элементов архитектуры здания является художественное оформление террас и балконов. Балконы являются отличительным атрибутом любого здания. Неповторимые формы узоров, созданных талантливым мастером художественной ковки, декорируют и выделяют дом из большинства, наличие кованого балкона придаёт дому фантастический вид. Кованое ограждение балкона, невольно будет останавливать восхищенные взгляды проходящих мимо дома людей.
С давних времен, камины зачаровывают людей своей роскошью, изяществом и теплотой. На открытый огонь камина можно смотреть практически вечно. Камин - это не только прекрасное украшение интерьера, но и мягкое тепло, согревающее тело и душу. От камина будет еще теплее, ведь мастер вложил в него свою душу.
Ничто так не будет соответствовать с классическим оформлением интерьера, как камин с изящными элементами ковки. Неповторимость элементов, строгость и элегантность художественной ковки делает абсолютно любой камин самым настоящим произведением искусства. Никто не может устоять, чтобы не полюбоваться как сквозь надежные кованые решетки танцуют языки пламени, кружат хороводы искры и ласково струится живой огонь. Кованые камины ещё не одно столетии будут восхищать, согревать и радовать человека.
Неотъемлемым элементом многоуровневых помещений конечно же является лестница. А каких только лестниц не увидишь у мастера – изящная, тонкая работа!
Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведением искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.
Сегодня в нашем городе развивается еще одно ремесло – вышивка. Мастерицы одним только прикосновением иголки создают настоящие произведения искусства, на которые можно смотреть не отрывая глаз. Одну из таких выставок я увидела, побывав на городской площади в День народного единства. Представитель детского Дома творчества с удовольствием рассказывала о своих воспитанниках и их работах.
Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, его подлинности, духовности. Но найти путь к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».
Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.
В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет!» В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. И сейчас, когда возрастает интерес к народной культуре, когда, возвращаясь к истокам, мы ищем в опыте прошлого ответы на насущные вопросы сегодняшнего дня – возрождающиеся народные промыслы являют собой прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства.
Стало традицией на Дону проведение праздников мастеров-умельцев, выставок изделий народного творчества, ярмарок талантов, дней детского творчества. Министерство культуры уделяет особое внимание декоративно-прикладному творчеству, сохранению традиций и преемственности.
Областная выставка декоративно-прикладного искусства «Донское ремесло» традиционно проводится в начале каждого года и представляет различные работы авторов из многих территорий Ростовской области.
В результате исследования я пришла к выводу:
1.Действительно, в нашем городе развиваются народные ремесла и промыслы.
2.Сохранение народных ремесел необходимо для каждого из нас. Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ, его обычаи и традиции.
Заключение.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что поставленные задачи выполнены. Практическая значимость работы заключается в возможности её использования во внеклассной работе школы, на классных часах. В перспективе хотелось бы использовать собранный материал в экспозиции будущего школьного музея.
Список литературы
1.Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков – 2002г.
2.Станицкий А.В. Народные художественные промыслы. – М.: 1993г.
3.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы – М.: 1992г.
4.Фоняков В.В. Край, где мы живем. //Историко-краеведческие очерки. 1998г.
5.Донские казаки в прошлом и настоящем. – Изд. Ростовского университета, 1998г.
6.Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь».
7.Научно-популярный журнал. «Народное творчество».
Слайд 1
Народные ремесла и промыслы г. Батайска Выполнила: у ченица 9 «А» класса МБОУ СОШ №8 Запрудская АнастасияСлайд 2
Каждый народ силен своими корнями. Сила дерева в его корнях, даже когда обламываются ветви, обмерзает крона в лютый мороз, а дерево все равно живет, радуя нас зелеными листьями весной и летом, пока не погибает корень. Так и человек силен не физической силой, интеллектом, хотя это важно, а своими “корнями”, которые дают нам силу духа, помогают выстоять, терпеть, просто жить.
Слайд 3
Цели моей работы 1.Изучить и систематизировать материалы о народных промыслах и ремеслах Батайска. 2.Проследить прошлое и настоящее городских ремесел. 3.Познакомить учащихся школы со своей работой.
Слайд 4
Методы исследования 1.Сбор и обработка информации. 2.Анализ и обобщение. 3.Использованиематериалов интернет-сайтов.
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Учимся ткать миленький коврик
Невидимое письмо
Какая бывает зима
Горячо - холодно
Два петушка