Учащиеся 3-б класса пытаются выяснить,как простой школьный ранец влияет на здоровье детей и на формирование правильной осанки.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_ranets_i_zdorove_shkolnika.docx | 131.61 КБ |
buklet_vybiraem_ranets_shkolniku.docx | 101.92 КБ |
Департамент образования
Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №149
Исследовательский проект
«Ранец и здоровье школьника»
Авторы:
учащиеся 3 –б класса
Кашина Анастасия,
Седышева Анастасия
Руководитель: Рябова М.Г.,
учитель начальных классов
г. Нижний Новгород
2014 г.
Содержание
1.Введение ………………………………………………………………………. 3-4
2.Основная часть
2.1 Школьный ранец и правильная осанка ребёнка…………………….. 4-5
2.2 Сколько должен весить школьный ранец?.......................................... 5-6
2.3 Результаты исследований и выводы………………………………… 7-10
3.Заключение…………………………………………………………………….. 10
4.Список литературы……………………………………………………………. 11
Введение
Правильная осанка - залог твоего здоровья».
И.П. Павлов
На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя, она беспокоит самих детей и их родителей. Проблема рассматривается широко на телевидении и в печати. Частично изучается в школе, но мы считаем, что этого не достаточно, чтобы знать о том, как сохранить свое здоровье и красивую фигуру на долгие годы.
Одной из причин формирования неправильной осанки является наш школьный портфель. Вес школьных ранцев часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч.
Извечный вопрос школьной системы: «Сколько должен весить школьный ранец?»
На этот вопрос взрослые отвечают обычно себе сами, определяя вес рюкзака на вскидку. Если ребёнок не скорчился, поднимая его с пола, а взрослый человек поднял его как пушинку – ещё не значит, что вес школьного портфеля приемлем для ребёнка.
Нам хотелось выяснить, как простой школьный ранец влияет на здоровье детей и на формирование красивой фигуры и правильной осанки.
Для своих исследований мы взяли первоклассников и учеников 4 класса. Мы проверили умение пользоваться портфелем и соответствие веса портфеля и его содержимого по норме согласно возрасту ребёнка.
Проблема: как влияет выбор школьного портфеля на формирование правильной осанки тела.
Объект: школьный ранец
Гипотеза : существует прямая связь между школьным ранцем и здоровьем
Чтобы подтвердить своё предположение, мы провели опрос среди обучающихся начальных классов школы № 149. Предлагалось ответить на вопрос: Если ли прямая связь между школьным ранцем и здоровьем ученика? Были получены следующие результаты: 48% обучающихся считают, что существует связь, 39% считают, что нет связи, 23% затруднились ответить.
Результат опроса подтвердил наше предположение наполовину. Нам захотелось узнать, верно ли наше предположение.
Цель: изучение вопроса о том, влияет ли школьный ранец на здоровье учеников
Задачи:
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроке окружающего мира и в повседневной жизни.
2.1 Школьный ранец и правильная осанка ребёнка.
Что же такое портфель, ранец? Нам пришлось обратиться к словарю.
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома – на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель, книги, тетради).
Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинается с этого порт- : портсигар («сигаронос»), портмоне («деньгонос»), портфель («листонос»).
Слово портфель образовано от двух французских: potter – «носить» и feulle – «лист».
Теперь можно догадаться, что портфель назвали так потому, что в нём носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще в него можно положить всё что угодно, но от этого название, когда-то данное ему, уже не изменится.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я – школьный … Ранец
Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150—200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.
Специалисты в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка или портфель дают ассиметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребёнка неправильную осанку. В этом возрасте формируется скелет, и малейшие оплошности позднее исправить будет практически невозможно – а это на всю жизнь. Позвоночник несёт на себе весь наш организм и его правильное развитие отразиться на общем здоровье.
Главное отличие ранца – это фиксированная спинка, которая поддерживает спину ребёнка во время нагрузки в прямом состоянии. А это очень важно для предотвращения развития искривления неокрепшего детского позвоночника. Врачи не советуют переходить на мягкие рюкзаки раньше четвёртого класса.
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем сильнее становились боли в спине. Начиная с 20% , давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое -110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
2.2 Как правильно выбрать ранец
Прежде чем купить ранец, положите в него что-нибудь и примерьте его на ребенка. Ранец должен плотно прилегать к спине и не давить на бедра. Ребенку должно быть удобно в ранце, он ни в коем случае не должен тянуть ему спину, а ремни не должны врезаться и давить. Они должны быть не менее 8 см шириной. По размеру ширина ранца не должна быть больше ширины плеч ребенка, верх не должен быть выше плеч, низ находиться ниже бёдер. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой.
Хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Очень удобно, если в ранце будет много отделений: большое отделение для книг, отделение поменьше для тетрадей, несколько карманов для ручек, блокнотов. Это позволит более равномерно распределять нагрузку.
Вес пустого ранца для учащихся начальных классов должен быть не более 600 г (Санитарные правила и нормы 2.4. 16-26 – 2005 «Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученическим»), а нагруженного тетрадками и книжками - двух килограммов.
Правильно надетый ранец – на оба плеча – позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная, не устает. Если же носить ранец на одном плече, нагрузка будет ложиться на одну сторону позвоночника. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиоза. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он будет жаловаться на усталость, головокружение…
По статистике ВОЗ, если среди первоклассников 78-80% малышей имеют проблемы с осанкой, то к окончанию школы это число вырастает до 97%. Для школьника рекомендуется специальный ученический ранец.
Нельзя заменять его сумкой, портфелем, дипломатом или столь модным сегодня рюкзаком с одной лямкой, который носится на одном плече. Желательно приобрести ранец с двумя лямками и поясом на талии. Ведь именно в период начальной школы позвоночник ребёнка особенно восприимчив ко всяким ненормированным нагрузкам.
Американские врачи, проводившие исследования в начальных и средних классах, пришли к выводу, что вес портфеля не должен превышать 10% массы тела ребёнка. Если ребёнок, допустим, весит 27 кг, то вес ранца с содержимым не должен быть больше 2,7 кг! В противном случае, ребёнок будет страдать от болей в спине, испортит осанку и походку.
Опыт показывает, что собирая учебники, тетрадки и другие школьные принадлежности для очередного учебного дня, ребенок забывает выложить из ранца принадлежности, которые были необходимы для учебного дня предыдущего; в конце концов, ранец становится для него почти что неподъемным - ребенок носит в школу практически все учебники и тетрадки, что у него есть.
Наши специалисты подсчитали, что ученик ежедневно может носить в школу тяжести согласно возрасту, а именно:
Возрастная категория | Вес школьного портфеля |
начальные классы | 2 – 2,5 кг |
4 – 5 классы | 2,5 – 3,2 кг |
6 – 7 классы | 3,5 – 4,2 кг |
8 – 11 классы | 4,5 – 5,2 кг |
2.3.Результаты исследований и выводы. Изучаем содержимое портфеля.
Изучив литературу по теме, мы решили провести эксперимент, проверить, как воплотимы эти «идеальные» цифры в жизнь в нашей начальной школе?
В эксперименте участвовали 10 человек из 1 класса и 10 человек из 4 класса.
Цель: проверить
Время проведения исследования: 5 февраля 2014 года.
В этот день расписание уроков следующее:
1.Изобразительное искусство
2. Русский язык
3. Математика
4. Физическая культура
5. Литературное чтение
Следовательно, в этот день в портфеле должны находиться вещи: учебники по русскому языку, по математике, по чтению, цветные карандаши, 4 тетради, альбом для рисования, акварельные краски, ёмкость для воды. А также пенал, дневник, физкультурная форма и сменная обувь. И всё это должно весить не более 2 – 2,5 кг!
Что показывают цифры данных взвешивания?
Имя ученика | Общая масса портфеля | Масса пустого портфеля | Масса лишних вещей |
Даниил | 2кг600г | 600г | 200г бутылка с водой |
Арина | 3кг 100г | 500г | 500г игрушки |
Настя | 3 кг | 550г | 400г лишние учебники |
Катя | 2 кг300г | 800г | - |
Даниил | 2кг | 500г | - |
Алёша | 2кг200г | 500г | 200г бутылка с водой |
Таня | 2кг300г | 500г | 300г лишние учебники |
Вадим | 2кг800г | 500г | 200г планшет |
Оксана | 2кг800г | 700г | 300г игрушки |
Денис | 2кг 900г | 600г | 300г бутылка с водой 0,5л |
Средние показатели | 2кг600г | 600г | 200г |
Вывод:
Только у 4 учеников вес ранца соответствует норме, у 5 учеников конструкция ранцев не соответствует требованиям, не отрегулированы ремни.
У детей, превышающий норму вес ранца, мы рассмотрели внутреннее содержание. Мы увидели, что помимо необходимых вещей в нём находится куча дополнительных. В ранце лежат раскраски, игрушки, с которыми можно играть на перемене, бутылки с водой, ненужные учебники и тетради с печатной основой, прошедшего учебного дня.
Мы рассмотрели самые тяжёлые ранцы, ранцы Арины и Кати. Общий вес 3 кг, при росте 1м17см. Затем отобрали в одну сторону самые необходимые к урокам вещи, а в другую - ненужные вещи для уроков.
Взвесили обе кучки. Ранец с самыми необходимыми вещами весил 2кг. А вес ненужных вещей оказался равным 1кг. Вес пустого ранца составил 600г, вполне с допустимой нормой.
Хочется отметить, что учащиеся начальной школы все принадлежности необходимые для уроков технологии, изобразительного искусства оставляют в классе.
Мы проанализировали перспективы облегчения ранца первоклассника и предложили:
Цель: проверить
Время проведения акции: 6 февраля 2014 года.
В этот день расписание уроков следующее:
1. Русский язык
2. Музыка
3. Окружающий мир
4. Математика
5. Физическая культура
Следовательно, в этот день в портфеле должны находиться вещи: учебники по русскому языку, математике, окружающему миру, 3 обычные тетради и 3 тетради с печатной основой. А также пенал, дневник, физкультурная форма и сменная обувь. И всё это должно весить не более 2,5 кг!
Что показывают цифры данных взвешивания?
Имя ученика | Общая масса портфеля | Масса пустого портфеля | Масса лишних вещей |
Даша | 2кг200г | 750г | - |
Полина | 2кг500г | 500г | 200г книги, лишние тетради |
Женя | 2кг800г | 600г | 400г планшет |
Саша | 1кг700г | 400г | - |
Валерия | 2кг500г | 650г | 200г бутылка с водой 0,3л |
Юля | 2кг600г | 500г | 200г игрушки |
Максим | 2кг400г | 700г | - |
Никита | 2кг 200г | 750г | - |
Артём | 2кг 900г | 500г | 500г планшет, лишние учебники |
Средние показатели | 2кг200г | 700г | 200г |
Вывод:
Мы увидели, что у 4 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,5 кг. Нашёлся победитель-легковес весом 0,4 кг. Однако у 6 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
У детей, превышающий норму вес ранца, мы тоже рассмотрели внутреннее содержание. Помимо необходимых вещей в ранце лежали ненужные учебники и тетради, прошедшего учебного дня, планшеты, бутылки с водой.
Мы проанализировали перспективы облегчения ранца и предложили:
Цель: Узнать у медицинского работника информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке ребят 1 и 4 классов и нашего класса.
Вывод: проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником, мы увидели, что у 32% детей младшего школьного возраста в нашей школе имеется нарушение осанки.
Всё эти нарушения связаны с малоподвижным образом жизни, дети много времени проводят за компьютером или телевизором, с неправильным выбором и пользованием школьного портфеля, с неправильной посадкой за партой.
4.Заключение
Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между школьным ранцем и здоровьем существует прямая связь.
Красивая фигура и правильная осанка тела – это необходимое условие для нормального развития организма.
Для того чтобы иметь правильную осанку, необходимо заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Одной из причин нарушения осанки является школьный ранец.
В ходе решения поставленной перед нами проблемы были сделаны следующие выводы:
О результатах исследовательской работы рассказали одноклассникам на классном часе и дали рекомендации ученикам:
Рекомендации оформили в виде буклета.
5.Список литературы
1. Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007
2. Вилков А.С. «Глазами ортопеда» газета «Здоровье» 2005г.
3.Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). — М., 2002.
4.Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе: методические рекомендации / К.С. Фарино [и др.]. — Мн., 2003.
5. Касаткина «Педагогика здоровья» - М., 1999
6. Коростелев Н.Б. «Воспитание здорового школьника» М., 1986
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии
и типология здоровья в школе. — М., 2005.
8. Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.
9. Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2008г.
10. «Этимологический словарь слов»
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома - на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель или ранец)
Ранец нужно выбирать только с ребенком! Он должен обязательно примерить ранец (причем не пустым, а с книжками).
Каким должен быть размер школьного ранца?
Сколько должен весить школьный ранец?
Для сохранения здоровья маленького школьника, очень важно обратить внимание на вес портфеля. Чем он легче, тем легче будет Вашему ребенку.
Какие нормативы веса школьного ранца?
для учеников 1-2 классов – не более 1,5 кг;
для учащихся 3-4 классов – не более 2,5 кг.
.
Советы школьнику
Это интересно!
А знаете ли вы?
В России существует, единственный во всем мире,
памятник Портфелю - Ранцу!
Автор этой скульптуры – Александр Беликов,
учитель изобразительного искусства.
Помогали ему его ученики - шестиклассники Венгеровской сельской школы Ракитянского района.
ЖЕЛАЕМ ВАМ ЗДОРОВЬЯ!
Учащиеся 3-б класса МБОУ СОШ №149
Правильная осанка - залог твоего здоровья».
И.П. Павлов
ВЫБИРАЕМ РАНЕЦ
ШКОЛЬНИКУ
Нижний Новгород
2014
Госпожа Метелица
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
На берегу Байкала
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Снегири и коты