Исследовательская работа. Каменные изваяния древних бийчесынцев.
Вложение | Размер |
---|---|
kamennye_izvayaniya.docx | 844.2 КБ |
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
КЧРГБУ «ЦДОД»
Секция: Историческое наследие (археология).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Каменные бабы древних бийчесынцев.
Автор работы:
Гочияев Даулет Мухтарович,09.09.1999 года
рождения, учащийся 10б класса
Муниципального казенного образовательного
учреждения «Лицей №1 г. Усть-Джегуты», проживающий по адресу: КЧР,
г.Усть-Джегута, ул.Курортная,384/2.
Научный руководитель:
Семенова Зухра Умаровна,
учитель истории
Муниципального казенного образовательного
учреждения «Лицей №1 г. Усть-Джегуты», проживающая по адресу: КЧР,
г.Усть-Джегута, ул. Морозова, 53 кв. 27. Тел. 89289234507
Черкесск
2014
Оглавление.
Введение.
Глава1. Общая характеристика каменных статуй
Глава2. Каменные бабы древних бийчесынцев на территории Карачаево-Черкесии.
Заключение.
Литература.
Введение
Стоит с улыбкою подвижной,
Забытая неведомым отцом,
И на груди ее булыжной
Блестит роса серебряным сосцом.
Актуальность.
Проблема познания древних каменных изваяний Карачаево-Черкесии в разные исторические эпохи продолжает привлекать внимание исследователей, в том числе – археологов, обычно имеющих дело с вещественными источниками и прямо заинтересованных в адекватном понимании исследуемых памятников.
В вопросе о том, «кого?» изображали изваяния, единого мнения в научной культуре нет. Большинство исследователей предполагают, что каменные изваяния являются изображениями умерших людей, которые ставили на их могилы, другие видят в них обобщённый образ предка, характеризованный не чертами его лица или особенностями фигуры, а обычными атрибутами; третьи, опираясь на широко представленную в фольклоре тюркских народов идею наказания, высказывают версию, что каменные изваяния есть олицетворение побеждённых знатных врагов, и, наконец, часть исследователей полагает, что в каменных бабах воплощен некий мифологический персонаж.
Тема каменных изваяний далеко не нова. В археологической науке существует немало работ, посвященной данной тематике. Их спектр разнообразен – были проанализированы и описаны каменные скульптуры из степной полосы России, Южной Сибири, Украины, Германии, Средней Азии и Монголии.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью реставрации, сохранения археологических памятников на территории КЧР. Возросшую актуальность имеют вопросы, связанные с проблемой отношения к наследию, разработкой методологии сохранения и достоверной реставрации объектов культуры региона, выработкой научных критериев при составлении свода памятников архитектуры Карачаево-Черкесии.
Объектом исследования являются древние каменные изваяния Карачаево-Черкесии, представленные в натурных и археологических объектах, а также в историко-архивных материалах.
Предметом исследования является археология Карачаево-Черкесии в контексте традиционных культур народов региона.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей древних каменных изваяний Карачаево-Черкесии как отражения процесса взаимодействия культур.
Основные задачи исследования:
- собрать и систематизировать корпус документально-фактографических материалов по памятникам древних каменных изваяний Карачаево-Черкесии.
- выявить особенности древних каменных изваяний;
Проблема исследования археологических памятников во многом состоит не столько в описании и введении в научный оборот новых памятников, сколько в интерпретации и теоретическом обобщении ранее введенного в научный оборот материала, представленного в различных областях знаний – археологии, этнографии, кавказоведении. В связи с этим, рассматривается проблема формирования особенностей древних каменных изваяний Карачаево-Черкесии.
Методы исследования:
изучение археологической, публицистической, краеведческой, научной литературы
проведение натурных обследований древних каменных изваяний Карачаево-Черкесии с фотофиксацией
анализ полученных материалов,
классификация древних каменных изваяний Карачаево-Черкесии,
сравнение и обобщение.
Структура работы:
Данная работа состоит из трех частей: включающая в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы.
Во введении обоснованы актуальность, представлены ее цели и задачи, рассмотрена история вопроса и методы исследования.
В основной части дана историческая справка о разновидностях древних каменных изваяний Карачаево-Черкесии, их классификация, значение.
В Заключении работы содержатся выводы. Приложения к текстовой части служат, фотографии древних каменных изваяний Карачаево-Черкесии.
Практическое применение:
Материалы данной работы можно использовать в качестве дополнительной литературы на уроках исторического и литературного краеведения, МХК, изобразительного искусства, во внеклассной работе.
Глава 1. Общая характеристика каменных статуй
Ка́менные ба́бы — антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другими. Найдены в больших количествах в степной полосе России, Южной Сибири, в Азербайджане[1], на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков[1]. В древние времена на Руси каменные статуи называли истуканами. В «Слове о полку Игореве» упоминается «тмутараканский истукан».Орхоно-енисейские рунические надписи, сделанные тюрками Сибири, сообщают о балбалах — каменных статуях, изображающих предков.
Каменные статуи делятся на несколько групп:
1.Антропоморфные стелы эпохи бронзы. ( Приложение №1) В степи между Дунаем и Доном выявлено более чем 330 стелоподобных монументальных скульптур. Значительное их количество найдено в Северном Причерноморье и Крыму. Массовость и разнообразие ранних каменных статуй вызвало в 1960-х годах необходимость их классификации. Появились объяснения иконографического и семантического смысла статуй.В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы: 1. стелы-плиты без антроподобности; 2.антропо- морфные стелы.
Первый тип — стелы-плиты без контуров головы, хотя их поверхность обработана. По своей форме они лишь условно приближаются к антропоморфности. Второй тип, антропоморфные стелы выполненные из плит, или столбоподобных глыб песчаника или кварцита с обязательным изображением головы.
2.Скифские статуи. ( Приложение №2)
Скифские скульптуры датируются 6-3 столетием до н. э. Ареал их распространения довольно значительный — от Румынии до Прикавказья. Преимущественно все изображения скифов передают бородатых мужчин. На стелоподобных корпусах скифских статуй по обыкновению изображены три-четыре предмета: рог, горит, кинжал или меч. Рог помещён в правую руку на уровне груди, горит — на левой стороне, кинжал или меч — в левой руке на уровне пояса. Подобные атрибуты встречаются и у тюркских каменных статуй, найденных в Сибири. Они держат в правой руке чашу, а в левой кинжал. Отсутствие бороды и, напротив, изображение усов также подчёркивает сходство скифских статуй с тюркскими.
3.Половецкие каменные бабы( Приложение №3)
.Половецкие каменные бабы, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы, являются памятниками сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Обычай возводить идолов зародился в VI—VII веке в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями.
На протяжении последующих столетий, в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб.
Глава2. Каменные бабы древних бийчесынцев на территории Карачаево-Черкесии.
Их около десятка, но мы остановимся на нескольких.
Каменное изваяние женщины. ( Приложение №4)
Находится километрах в 45 к юго-востоку от упомянутой выше стелы Бийчесын, километрах в 40 к северо-востоку от Эльбруса и в 500 метрах к юго-востоку от горы Тузлук-Тёпе, в местности Тузлук верховий Малки, у дороги Бийчесын - Джылы -Суу, над отвесной стеной скалы левой стороны ущелья речки Малки, на высоте около 600 м от водной глади речки. Высота памятника, от световой поверхности земли - 2,20 м, диаметр его основания - 0,55 м, диаметр у подбородка - 0,45 м. Порода камня - бийчесынский твердый абразив. Руки изваяния не изображены. Камень обработан способом отбивания от него мельчайших кусочков, так что одежда персонажа кажется ворсистой. На голове женщины - конусообразная шапочка, макушка которой отбита. Шейный обруч на изваянии имитирует, по-видимому, ожерелье. Глаза персонажа отмечены выемками, в которые, может быть, вставлялось соответствующее цвету глаз вещество. Нос прямой. Рот отмечен штрихом, имитирующим сжатые губы, при этом скобообразное утолщение нижней стороны штриха указывает на то, что нижняя губа толще верхней. Подбородок маленький, углы нижних челюстей несколько выступают. Уши изображены схематично. На висках, под шапочкой - подвески, имитирующие, может быть, пряди волос, кудри. По словам животноводов, работающих в верховьях поймы Малки, памятник известен здесь исстари, но никто из стариков не может сказать, кому именно он посвящен и когда поставлен. Он обращен лицом на восток, спиной к предполагаемому могильному кургану, ныне осевшему. Однако неизвестно, куда был обращен памятник лицом первоначально. Когда-то давно он свалился и долго лежал здесь, его установили в 1970 г. заново. У карачаевцев бытует легенда, согласно, которой в средневековье в этой местности погибла бийче («княгиня»), дочь владыки Бийчесына. Краткое содержание легенды следующее. Некий всадник, умыкнув княгиню, поскакал в сторону Малки. Преследовавший, хотя и был отменным стрелком, не стрелял, боялся, что попадет в княгиню. Когда преследующий прискакал до высокого обрывистого берега Малки, вор, с княгиней в руках, был уже на той стороне Малки. Обскакать весьма длинную пропасть - значит упустить вора. Тогда он, идя на риск, пустил стрелу, но, так как вор прикрылся княгиней, стрела пробила ее грудь. Следующая стрела поразила и вора. Парень поставил княгине памятник в том месте, откуда стрелял. Памятник этот по своим особенностям или по типу исполнения близок к тому изваянию, которое стоит на Бийчесыне, на хребте между речками Джалан-Кол и Шайлык-Сырты. Оно не имеет рук, представляет собой круглый каменный столб с изображением головы персонажа, обработанный способом отбивания от него мельчайших кусочков. Это характерно и для памятника Бийчесын, упоминавшегося выше.
В арсенале художественных средств древних ваятелей существовало несколько изобразительных приемов передачи позы в условном варианте (без натуралистического воспроизведения ног). Прежде всего пропорция скульптуры. Не вызывает сомнения, что признаки, связанные с физическими особенностями изображаемого человека или с позой, вполне вероятно учитывались уже на стадии подборки монолита в каменоломне, где определялось и внутреннее членение будущего произведения в зависимости от положения фигуры. Если возникала необходимость, естественным контурам каменной глыбы придавались нужные очертания дополнительными сколами, условными линиями, чтобы подчеркнуть эти особенности фигуры в материале.
Должному восприятию способствовала и изображенная одежда. Так, длиннополый кафтан, воспроизведенный на статуе с необозначенными ногами, подчеркивает именно стоящую позу изваяния. На сидящих скульптурах наряду с характерным утолщением монолита в нижней части нередко подчеркивались линии, условно передающие сложенные ноги. Видимо, чтобы показать сидящую позу, иногда высекали уступ с задней части статуи, как на некоторых известных образцах. Все изваяния, вероятно, портретны. Подтверждением этому служит неповторимость воспроизведённых лиц и фигур. Сходство достигалось за счёт выделения главных качеств человека. При этом учитывался не только пол, возраст, физические особенности конкретного лица, но в какой-то степени его душевный настрой.
Половецкая статуя «Держатель чаши» на правом берегу Большого Зеленчука; ( Приложение №5)
Менгир из Нижне-Архызского городища на реке Большой Зеленчук. На территории городища, гостеприимными древними Аланами, был установлен бюст воина с чашей, наполненной водой, для пришедших с миром.
Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией фигур или совсем без неё, причём характерной особенностью было абсолютное преобладание последних. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде башлыка вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углуб- лений. Такие фигуры впервые появились в половецкой степи приблизительно в первые десятилетия XI века. Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.
XII век — век расцвета половецкой скульптуры и её распространения в половецкой степи. Огромное количество заказов стимулировало рост производства, его развитие и усовершенствование, увеличение числа камнерезов и скульпторов. В половецких мастерских изготовлялись тысячи статуй. Мужчины и женщины изображались стоя и сидя, всегда с канонизированным положением рук с чашами для жертвоприношения или «угощения». Благодаря очень полным изображениям можно точно представить костюмы, украшения, оружие, материальную и даже духовную жизнь половцев. Мужские лица всегда изобража- лись с усами и даже с бородой; женские — полные, круглые, как правило, с маленькими рыхлыми губами. Женщины, как впрочем, и мужчины изображались с голой грудью, подчёркивая основное назначение этого органа — кормление рода. Это очевидно имело ритуальный характер.
Каменное изваяние воина на хребте Борсуклу-Сырт ( Приложение №6).
В километрах 6 км западу от Штаба бийчесынских отгонных пастбищ имеется ферма. От нее на юго-запад, в сторону ущелья Джалан-Кол, тянется узкий хребет, ограничен ный с обеих сторон глубокими лесистыми балками. На хребте этом встречаются четыре значительных возвышения, отделяющиеся друг от друга узкими, шириной 100 метров, перешейками. На этих возвышениях, судя по сохранившимся остаткам фундаментов, были поселения. На юго-западном склоне предпоследнего возвышения (селища) лежат несколько памятников: изваяние воина с кинжалом у пояса и с рогом в руке, а метрах в 30 северо-восточнее и на 20 м выше этого памятника лежат несколько менгиров. Все эти памятники, судя по сохранившимся следам, стояли на вершине возвышения, метрах в 60 северо-восточнее нынешнего их местонахождения. Кто-то спускал их по склону вниз. При этом менгиры частично повреждены, а скульптурное изваяние разломано. По словам чабанов, работающих на Борсуклу-Сырты, скульптурный памятник поломан, а менгиры повреждены бульдозеристом, который делал дорогу с возвышения вниз, к кошаре. Длина памятника, без достающих кусков,- 2,70 м, максимальная ширина - 0,40 м, толщина - 0,30 м. Ширина шейной части - 0,25, толщина -0 м. Порода камня, как и описанных выше,- бийчесынский твердый абразив. Как уже отмечено, у пояса персонажа- кинжал, а в правой руке - рог. Длина кинжала - 0,40 м, ширина кобуры кинжала- 0,08 м. Высота рога - 0,21 м, максимальная его ширина - 0,08 м. Изображения лица нет.
Еще известны второе каменное изваяние воина на хребте Борсуклу-Сырт, остаток третьего каменного изваяния хребта Борсуклу-Сырт, а также каменное изваяние воина в ущелье Баба-Езен.
Итак, в конце XII века происходит заметное упрощение и примитивизация статуй. Перестали декорировать спины и изображать детали причесок и нарядов, убрали детализацию костю- мов и с лицевой стороны. Нередко даже лица статуй оставляли гладкими без необходимого, казалось бы, рисунка лица. Вполне вероятно, что статуи раскрашивали. Очень редко, но можно увидеть в особенно глубоких вырезах орнамента следы чёрной или красной красок. На хорошо отшлифованной поверхности можно было нарисовать сложный и красивый рисунок, дать большую выразительность[4]. В данный момент важно наметить общие закономерности развития монументальной скульптуры. Очевидно, поза фигур прочно связана с атрибуцией памятников и в данном случае является одним из существенным датирующих признаков. Наличие и отсутствие тех или иных предметов на изваяниях определялось смыслом, постепенно изменяющимся под воздействием новых экономических, политических и идеологических факторов.
Несмотря на дотошность этнографического реализма, средневековые тюркские статуи не являются реалистическими портретами людей. Это – обобщенные образы героизированных прародителей – подателей жизни, благополучия. Отсюда, подчеркнуто объемные, тучные тела, большая обнаженная грудь у женских изваяний, руки, сложенные в ритуальном жесте.
Средневековая тюркская монументальная скульптура, как и предшествующая сакральная пластика курганных народов, продолжала сохранять связь с более древними мифологическими представлениями.
Сакральный характер изваяний подтверждают святилища, в которых они устанавливались. По традициям курганных культур, с эпохи раннего металла, святилища устраивались на кургане или вблизи от могильника. Там совершался переход в иные миры, утверждалась победа жизни над смертью. Освящали эти глобальные моменты в жизни общества магические обряды и таинства.
Архитектура средневековых святилищ была идентична скифским и более древним, поминально-погребальным памятникам: та же простота и лаконизм, те же «оградки», ровики, вымостки и каменные изваяния. Здесь, в святилищах у подножия статуй предков, совершались поминальные обряды, приносились жертвы, делались возлияния (кумысом, аракой – молочной водкой), звучали заклинания. Шкуры жертвенных животных затем вывешивались на ветвях священных деревьев, по стволам которых дух, энергетика жертвы, поднимался в небо. Можно закрыть глаза и представить: купол неба, острый запах полыни, степная ширь и «вырастающие из земли» величественные каменные фигуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Выводы.
В рамках данной работы сделана попытка на основе изучения археолого-этнографических данных очертить принципы тюркских статуарных изображений, выявить дальнейшие пути исследования знаковых систем духовной культуры тюрков, а также рассказать о различных изобразительных приемах и способах передачи позы каменных изваяний средневековья.
Статуи изображали конкретных лиц, которым воздвигались памятники после их смерти, и становились предметом почитания и преклонения. Мужские статуи принадлежали представителям половецкой военной аристократии, главам богатых семей, родов; женские статуи - женам военной знати, которые, отмечает С.А. Плетнева, "... в отсутствие мужей исполняли функции не только хозяек, но и реальных охранителей очага и дома, защищавших вежи от нападения врагов" (Плетнева С.А. Половецкие каменные изваяния // Свод археологических источников. Е4-2. М., 1974. С. 6.) Половецкие каменные статуи являются ярким свидетельством существования культа предков в религии половцев. Вероятно, с этим значение и связано русское название статуй - "баба", от тюркского слова "вава" (предок).
Было выяснено, что «каменные бабы» чаще всего устанавливались в долинах рек и в межгорных котловинах, открывающих лучшие панорамы на заснеженные хребты. Это говорит о том, что важными показателями для выбора мест установки были легкодоступность территории, ее красота (что пересекается с отождествлением красоты и признаков священности), а также достаточно комфортный климат, позволяющий посещать каменные столбы в любое время.
Они — бесценный материал для историка, позволяющий судить об одежде, украшениях, оружии, бытовых предметах, внешности, верованиях, обычаях как давно ушедших в небытие, так и ныне здравствующих народов. Они и величественные памятники искусства этих народов.
Литература
Приложение.
( Приложение №1) Антропоморфные стелы эпохи бронзы
Скифские статуи( Приложение №2)
Половецкие каменные бабы( Приложение №3)
Каменное изваяние женщины. ( Приложение №4)
Половецкая статуя «Держатель чаши» на правом берегу Большого Зеленчука; ( Приложение №2) Памятник средневековья (период 8-12 в., точная дата неизвестна).
Адрес: п. Нижний Архыз, на березу реки Б.Зеленчук
Изваяние установлено в Нижнеархызском городище.
Каменное изваяние воина на хребте Борсуклу-Сырт ( Приложение №5).
Про пингвинов
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Новогодние гирлянды
Астрономический календарь. Февраль, 2019
У меня в портфеле