Данная ислледовательская работа выполнена в соответствии с тематическим планом по программе внеурочной деятельности для младших школьников "Мозаика времён".
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 937.8 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Торопецкий Дом детского творчества»
Исследовательская работа на тему:
«Тверской пастушковый рожок»
Автор: Жаворонкова Екатерина, МОУДОД Торопецкий ДДТ, объединение «Мозаика времён».
Руководитель: Зайцева Светлана Ивановна, педагог дополнительного образования объединения «Мозаика времён».
2013 г.
г. Торопец
2
Содержание
2.1. Происхождение рожка и его назначение……………. 4
2.2. Тверской рожок…………………………………………4
2.3. Рожок в фольклоре……………………………………...6
3
Введение
В музее русского быта на одном занятии меня заинтересовал старинный предмет, о котором я ничего не знала, это оказался рожок, изготовленный из коровьего рога.
Гипотеза: я предположила, что это старинный народный музыкальный инструмент, который имел широкое распространение в Торопецком районе Тверской области в давние времена, в настоящее время не используется в быту торопчан.
Объект исследования: тверской рожок из коровьего рога.
Предмет исследования: история происхождения и назначение рожка в жизни жителей Тверской области.
Мною был проведен опрос одноклассников, учителей, родственников и соседей, прохожих (Приложение 1). Результат показал, что у большей части опрошенных людей дома нет рожка из коровьего рога, сведения об истории и назначении этого предмета у них сводятся к тому, что он возник давно как музыкальный инструмент и используется в настоящее время в качестве настенного украшения, на Кавказе у горцев как сосуд для вина. Моё предположение о том, что в настоящий момент рожок из коровьего рога не используется в быту торопчан, большей частью оказалось верным.
«Оживление» предметов старины в наше время необходимо, потому что с ними связана история нашего народа и страны, традиции и обычаи которые нужно знать и помнить. Забытые предметы старины хранят в себе много интересной и полезной информации и представляют особую ценность для возрождения народных промыслов, традиций и обрядов и фольклора.
Цель исследования: изучить историю возникновения и назначения тверского рожка, его использования в настоящее время жителями Торопецкого района.
Задачи:
4
Методы исследования:
2. Основная часть.
2.1 Происхождение рожка и его назначение.
В глубокой древности первобытные люди умели извлекать звуки из пустотелых рогов, убитых на охоте животных. Они дудели сигналы, которые являлись «передатчиком» информации роду, племени о различных событиях (хищник, добыча, опасность и т.д.). Рожок у славянских народов насчитывает не одну тысячу лет, но точных данных о дате его происхождения нет. В Древней Руси рог также использовался в качестве сигнального инструмента, звуком рога гонцы собирали народ для сообщения важных известий, извещали о прибытии почты. Под его звуки проходила охота, военные сражения или торжественные церемонии, скоморошьи представления и игрища. Пастухи подавали сигналы во время выпаса скота и исполняли короткие и простые наигрыши во время отдыха. Под звуки рожка в старину просыпалась русская деревня.
Постепенно рожки из сигнальных становились музыкальными инструментами. Овладение игрой на рожке требовало большой затраты сил и времени, что было доступнее всего пастухам. Именно в среде пастухов зародилось творческое и исполнительское мастерство рожечников.
2.2. Тверской рожок.
Рожок – русский духовой музыкальный или сигнальный инструмент в виде трубки с расширяющимся конусовидным концом, в узкий конец которого вставляется мундштук, который крестьяне называют свистулькой.
5
Тверской рожок из коровьего рога является традиционным русским пастушьим язычковым духовым инструментом, сохранившийся до настоящего времени. Есть версия, что он берет свое начало в верховьях реки Волги вблизи старинного города Тверской области Зубцова и его окрестных деревень. Зубцы – так называли пастухов, выходцев из этого города. Пастушество являлось главным промыслом у мужчин тверского региона. В дружине тверского князя это был сигнальный рожок в военное время, а в мирное время дружинники-сигналисты занимались пастушьим промыслом. Сигнальный рожок вместе с воинами-пастухами перешел в промысловую, обрядовую и бытовую культуру и вышел за пределы Тверской области вплоть до северо-запада Московской области.
Тверской рожок, который относится к разновидности жалеек как духовой музыкальный инструмент (рис.1), состоит из трёх частей: пищика с язычком, колеблющемся при вдувании воздуха, жалейки – трубки, с проделанными в ней отверстиями (игрового ствола) и коровьего рога. Обычно инструмент изготавливался из трубчатых кустарников – жалейка из бузины, а пищик из веточек волчьей ягоды. Сердцевина в стволе растений выталкивалась или выжигалась раскаленным прутом. На жалейке выжигалось 5 отверстий, на пищике делался скол и вырезался язычок, рог одевался на окончание игрового ствола и служил раструбом для усиления звука.
Другой разновидностью тверского рожка является сигнальный рожок (рис.2).
На сигнальном рожке игровых отверстий не было, поэтому звук извлекался особым положением губ
.
6
Рожок, который меня заинтересовал, относится к простому сигнальному рожку (рис.3) (Приложение 2), сделанному из коровьего рога чёрно-бежевого цвета.
Рожок имеет длину – 14 см 6 мм.
Самая широкая часть конуса составляет в диаметре 5 см 3мм, самая узкая часть – 0,9 см.
Мундштук имеет упрощенный вид, язычок отсутствует, следовательно, это сигнальный рожок, который использовался пастухом при выпасе животных.
В верхней части рожка имеются небольшие сколы – отломы, не оказывающие существенного влияния на звучание.
Звук рожка оказался очень громкий, яркий, в то же время резкий, мощный и призывный. В зависимости от силы сжатия губ звук изменяется. При усилении струи воздуха, подаваемой в рожок, усиливается высота и сила звука. Звук рожка слышен на расстоянии 480 м в пределах города и 940 м на открытом пространстве за городом.
Пастухи, которые умели играть на рожке, зарабатывали вдвое больше своего напарника, у которого был только кнут. Оказывается, стадо лучше подчиняется звуку рожка, чем «щелчкам» кнута, и удой молока, отмечали жители, повышается.
На рожке пастух играет,
Льётся песенка легко,
И от песен прибывает
У бурёнок молоко.
(А.С.Пушкин)
2.3. Рожок в фольклоре.
«…Пастух обходит неспешными кругами стадо. Он смотрит в заречную даль. Прислушивается, как умолкает к вечеру природа. Ветер растаял. Пахнет клевером, кувшинками над водной гладью. Облака медленно плывут к иному берегу. Тишина. Откуда-то, так не близко, донеслось, как в деревне звякнуло колодезное ведро, заныла жалобно калитка... И залился пастуший рожок.»
7
Пастуший рожок – знак сугубо мирной крестьянской жизни. Пастух, играющий на рожке, - это символ лада и покоя в сознании русских людей, издревле занимающихся земледелием и оседлым скотоводством.
Пастухи славились сольной игрой на рожках и с древних времен были «штатными музыкантами» своего села или деревни. Протяжная многоголосная песня рожечника неотделима от фольклора.
В рожке, гудящем на просторе,
И в дудочке из камыша
Поёт о радости и горе
Народа светлая душа!
Под аккомпанемент пастушьего рожка пели, плясали, водили хороводы. Хорошо знакомые с искусством распева пастухи нередко выступали как певцы, опираясь на народное песенное творчество, создавали свои наигрыши. Жители деревень устраивали конкурсы среди рожечников-пастухов во время сельских праздников и выступлений на ярмарках.
Во второй половине 19 века популярность приобретают артели (ансамбли) рожечников – «хоры». В середине 50-х годов прошлого столетия в Ковровском уезде Владимирской губернии крестьянином Н. В. Кондратьевым был создан оркестр рожечников, состоящий из крепостных музыкантов. Первые выступления хора рожечников были ограничены и проходили в основном на праздниках и гуляньях в соседних губерниях. Широкую известность крестьяне-музыканты получили на Нижегородской ярмарке в 1865 году. Успешное выступление хора было отмечено в печати. По свидетельству очевидцев, на ярмарке особым вниманием пользовалась «рожковая музыка, в своем роде прекрасная, исполняемая несколькими хорами крестьян Владимирской губернии, славящихся своим мастерством». Но наибольший успех пришел к музыкантам в Петербурге в 1883 году. Хор рожечников получил всеобщее признание. Оркестр рожечников просуществовал около сорока лет, почти до конца 90-х годов, разъезжая с концертами по городам России вместе с певцами и танцорами. Владимирские крестьяне-рожечники своим творчеством способствовали развитию народной музыки.
Искусство рожечников в настоящее время возрождается профессиональными исполнителями
8
и участниками художественной самодеятельности в различных городах России. В Тверской области игру, последнего из фольклорных (народных) музыкантов, существовавших в устной традиции, успел сохранить для истории известный фольклорист Сергей Старостин на видео, и аудио записях в начале 90-х годов 20 века. Житель села Столыпино Тверской области, пастух Сергей Красильщиков оставил сигналы, наигрыши, распевы и своё видение игры на тверском рожке.
3. Выводы.
В настоящее время на территории Торопецкого района Тверской области рожок полностью вышел из употребления как музыкальный и сигнальный инструмент даже в сельской местности. Местные жители имеют скудные сведения об одном из самых старинных народных инструментов – рожке. Забыты и практически утрачены технология изготовления рожка из коровьего рога, музыкальные умения игры на рожке, репертуар, ранее существовавший в среде пастухов нашего района.
Я считаю, что тверской музыкальный и сигнальный рожки нельзя забывать, так как они являются настоящим культурным достоянием народа. Для этого необходимо хорошо знать историю происхождения рожка, основные особенности звучания и приёмы игры. Также важно доносить информацию до жителей Торопецкого района о важности возрождения русской традиции игры в рожок и технологии его изготовления.
9
4. Информационные источники.
1. Российский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и д.р. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – с.182.
2. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. _ СПб.: «Паритет», 2005.
10
Приложение 1.
Опросник.
Дополнительные вопросы:
Было опрошено 23 одноклассника, 8 учителей, 5 родственников, 18 соседей и знакомых, 16 случайных прохожих.
Анализ ответов:
Приложение 2.
Приложение 3.
Это я изучаю рожок.
А теперь — мультфильм
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Горячо - холодно
Рисуем крокусы акварелью
В поисках капитана Гранта