Нас, учеников, волнует наше здоровье – здоровье будущего поколения.
В данном проекте мы рассматривали такие вопросы:
1.Как тяжёлый ранец влияет на осанку школьника?
2.Сколько должен весить ранец?
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 127.5 КБ |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Заволжский»
Исследовательская работа
на тему:
«Сколько весит здоровье ученика?»
Доклад с презентацией.
Номинация – ОБЖ и здоровье человека
Работу выполнили: Ефремова Екатерина и Кожакина Виктория
ученицы 4 класса
Руководитель проекта: Ханина Светлана Николаевна
учитель начальных классов МОУ «СОШ п. Заволжский»
2010г.
Содержание
I. Введение.
II. Основная часть.
2. Наши исследования:
1) Анкетирование, опрос;
2) Результаты;
3) Рекомендации.
III. Заключение.
Наши выводы.
Проект «Сколько весит здоровье ученика?»
I. Введение.
Выбор темы: Нас, учеников, волнует наше здоровье – здоровье будущего поколения.
В данном проекте мы рассматривали такие вопросы:
1.Как тяжёлый ранец влияет на осанку школьника?
2.Сколько должен весить ранец?
Задачи.
1). Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2) Ознакомиться нормативами СанПиН 2.4.2. 1178-02 «О введении санитарно – эпидемиологических правил и нормативов».
3). Проанализировать и описать, как влияет тяжёлые ранцы на растущий организм школьника, к каким последствиям это приведет.
4). Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
5). Предложить свои способы решения проблемы.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника.
Участники исследования: учащиеся 2 класса и 4 класса.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
Методы исследования проекта: сбор информации из книг, журналов, газет, анализ, опрос, наблюдение, эксперимент.
План проекта.
1) Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят двух классов.
2) Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников 2 и 4 классов.
3)Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе. И сравнить их с гигиеническими нормами.
4)В течение нескольких дней наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
Учитель. А началось всё это так: (выходит ученик)
Счастливая потеря
Однажды я из школы
с портфелем возвращался.
Портфель мой по дороге
Вдруг взял и потерялся
Я очень был обрадован
Такой большой удаче:
Держи покрепче я портфель-
Всё вышло бы иначе.
Как вовремя я от него
Вдруг взял и оторвался,
Иначе б точно вместе с ним
Вдруг взял и потерялся! (Появляются дети)
-Вот и мой бы портфель потерялся… (бросает)
-И мой!
-И мой тоже! (бросают)
-Нет, терять портфели мы не будем. Здесь нужен научный подход.
-Какой, какой подход?
- Мы создадим проект на тему: «Сколько весит школьный портфель?».
- Ты, Катя, изучи литературу по этому вопросу.
-Ты, Илья, взвесишь все портфели учеников нашего класса в разные дни недели.
А я узнаю у медицинского работника о состоянии опорно-двигательной системы учащихся нашего и 2 класса.
Мы трудились в течение трёх четвертей, и вот к каким результатам пришли.
II. Основная часть.
Не следует считать нарушение осанки «мелочью», не требующей внимания. Нарушение осанки - это очень серьёзно. Мы растём, и исправить её становится всё труднее. Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается и растёт организм. Что же такое осанка? Это привычное положение тела человека во время движения и покоя, умение держать своё тело. На формирование неправильной осанки оказывают влияние:
В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, с заболеванием органов дыхания, нервной системы пищеварения. Но самое главное, на что хотим обратить ваше внимание - осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели.
2. Наши исследования.
Давно замечено, что с возрастом размер и вес школьной сумки уменьшается. С ней происходит волшебство: вроде бы сумочка маленькая, но помещается в ней очень много.
Мы решили проверить это, сравнив содержимое сумок Ирины (11 кл.) и Кати (1 кл.) И вот что получили.
Так что же выбрать? Врачи утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на неокрепший позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку.
На всё есть свои нормы. Год от года школьные ранцы становятся тяжелее, исследования учёных показали, что вес ранца у учеников начальной школы достигает 5-6 кг, что в 2,5- 3 раза превышает допустимые нормы. Это связано с увеличением учебных предметов, а также с большим разнообразием учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
А вес ранца с учебниками и письменными принадлежностями для учащихся:
Наш эксперимент. Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент. В нём участвовали 12 ч из 4 класса и 17 из 2 класса.
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы Натальей Петровной, мы увидели, что в нашем классе:
2008-2009 | 2009-2010 | Отклонения в опорно - двигательной системе |
2 | 2 | Человек с нарушением осанки |
1 | 1 | Человек со скалиозом |
9 | 9 | Человек здоровых |
Во 2 классе:
2008-2009 | 2009-2010 | Отклонения в опорно - двигательной системе |
2 | 2 | Человек с нарушением осанки |
- | - | Человек со скалиозом |
14 | 14 | Человек здоровых |
Как же сохранить здоровье, нося ежедневно тяжести за спиной? Мы придумали и заполнили такую таблицу.
Мы решили проанализировать, насколько вес портфелей у учеников нашего класса соответствует гигиеническим нормам. Взвешивать портфели в рабочем (полном) и пустом виде нам помогала Светлана Николаевна. У медсестры мы узнали вес каждого ученика класса, а дома мама научила меня рассчитывать правильный вес ранца.
Результаты нашей работы в таблице:
Изучение соответствия гигиеническим нормам веса портфеля учащихся 4 класса.
№ п/п | Имя, фамилия ученика | Вес ученика | Вес пустого ранца(в граммах) | Вес полного ранца(в граммах) | Допустимый вес ранца(в граммах) |
1 | Базылев Д | 34 | 482 | 2930 | 3400 |
2 | Бараева Ю | 33,7 | 606 | 3762 | 3370 |
3 | Егорова А | 24 | 520 | 3656 | 2400 |
4 | Ефремова Е | 41 | 520 | 3304 | 4100 |
5 | Кожакина В | 32 | 502 | 3096 | 3200 |
6 | Мисорин Д | 34 | 868 | 3498 | 3400 |
7 | Муратов И | 30 | 520 | 3278 | 3000 |
8 | Обухова В | 42 | 334 | 2856 | 4200 |
9 | Назарова Т | 32 | 430 | 2266 | 3200 |
10 | Сергеева И | 33 | 348 | 3138 | 3300 |
11 | Турков П | 34 | 714 | 3432 | 3400 |
12 | Хлопушина А | 31 | 338 | 2976 | 3100 |
Мы увидели, что у 5 учеников вес пустого ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает веса 500г. Нашлись и победители – легковесы весом всего 334 и 338г. Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцам и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка. Однако у семерых учащихся вес пустого портфеля превышает норму. Мы посоветовали этим ученикам на следующий год при покупке портфеля обратить внимание на вес пустого портфеля. Из таблицы видно, у пятерых наших одноклассников вес школьного портфеля превышает допустимые нормы. У Дениса это связано с тем, что вес пустого портфеля был выше нормы, а у Валерии, и Насти портфель весит выше нормы из- за того, что они носят лишние вещи.
Мы посоветовали им по возможности не носить в школу лишнего.
Аналогичные исследования проводились и во 2 классе.
№ п/п | Имя, фамилия ученика | Вес ученика | Вес пустого ранца(в граммах) | Вес полного ранца(в граммах) | Допустимый вес ранца(в граммах) |
1 | Богомолова А. | 27,9 | 682 | 2638 | 2790 |
2 | Ветренцева Н. | 30,1 | 694 | 2120 | 3010 |
3 | Демьянов С. | 30.2 | 1446 | 3982 | 3020 |
4 | Ёкшин Д. | 20,6 | 424 | 2448 | 2060 |
5 | Ёкшина О. | 20,3 | 378 | 1304 | 2030 |
6 | Иванченко Д. | 27,6 | 1286 | 4026 | 2760 |
7 | Камп Л. | 33,1 | 542 | 2206 | 3310 |
8 | Карпунин С. | 26,7 | 750 | 3960 | 2670 |
9 | Ларгин Д. | 31,7 | 900 | 2030 | 3170 |
10 | ЛасковскаяЮ | 30,4 | 690 | 4114 | 3040 |
11 | Литвинова Л. | 36,5 | 792 | 1108 | 3650 |
12 | Матыцына О. | 27,3 | 436 | 2670 | 2730 |
13 | Семикопов Д. | 35 | 1348 | 3344 | 3500 |
14 | Соколов С. | 24,7 | 1348 | 3344 | 2470 |
15 | Столярова И. | 20,1 | 432 | 2644 | 2010 |
16 | Фадеев В. | 27,1 | 718 | 2044 | 2710 |
-А может быть причина не только в ранцах, но и в учебниках? Для этого мы записали все учебные пособия и взвесили их:
Учебник и тетрадь | 2 класс | 4 класс | норма | перевес |
Лит.чтение | 494 | 452 | 300 | 194 152 |
математика | 426 | 366 | 300 | 126 66 |
Русский язык Окр. Мир Англ. язык | 542 396 470 | 338 416 900 | 300 300 300 | 242 38 96 116 170 800 |
Самый главный из нарушителей – учебник английского языка с тетрадью, перевес составил - 600 г.
Вика: - Понаблюдав в течение недели в своём классе за весом ранцев в, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает во вторник 4 кг и четверг – 4 кг 05 г (без спортивной формы и сменной обуви). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым лёгким ранец оказался в субботу, его вес составил 2 кг. 100 г. В остальные дни ранец не соответствовал гигиеническим нормам:
Понедельник - 3000 г.
Среда - 3500 г.
Пятница - 3000 г.
Вместе с нашим учителем мы разработали рекомендации.
Рекомендации ученикам.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него лишние учебники, ненужные вещи.
Рекомендации родителям:
Рекомендации руководителям, выпускающим школьные принадлежности (учебники, ранцы и др.), работникам школы.
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно - сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
1 ученик.
Почему идёт еле-еле
Этот хрупкий смешной малыш?
Дело всё в огромном портфеле
Что прижал его вниз, как мышь.
2 ученик
Про осанку забыл ребёнок-
Грустно груз науки влачит.
Если вовремя мер не примем –
Позвоночнику он навредит.
3 ученик.
Сколиоз, искривленье осанки –
Это всё не пустые слова,
Каждый школьник у нас в группе риска
А причина всего – одна.
4 ученик.
Лишний вес, что тяжёлым грузом
Лёг в обычный школьный портфель…
Может быть это очень серьёзно
Если всё не исправить теперь! Поверь‼!
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Швейня
Карандаши в пакете
Алые паруса
Сказка "Морозко"
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев