Актуальность использования педагогической системы Виктора Николаевича Сороки-Росинского - работа с трудновоспитуемыми детьми в современной школе
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.doc.doc | 125.5 КБ |
Паспорт проекта
«Свой среди чужих, чужой среди своих…»
Методическое представление
Введение
«Учитель!
Перед именем твоим
Позволь смиренно
Преклонить колени»
Актуальность.
По богатству творческой мысли и результативности практической деятельности Виктор Николаевич Сорока- Росинский заслужил право стоять в одном ряду с такими выдающимися педагогами как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский. Долгое время его имя было мало известно педагогической общественности, не смотря на то, что книгу «Республика ШКИД» и ее одноименную экранизацию, читали и смотрели многие. Именно сегодня его идеи о путях развития школы, воспитания в духе гуманизма и подлинной духовности приобрели исключительную актуальность. Объективной потребностью общества становится возрождение системы работы по охране детства, важным функциональным звеном которой выступает предупреждение и преодоление трудновоспитуемости подростков. Очевидно, что результативность мер по предупреждению и преодолению детской трудновоспитуемости зависит от сохранения и укрепления исторической преемственности в данной сфере, от умения творчески использовать богатейший отечественный опыт подобной деятельности. Анализ всего ценного, что есть в данном опыте, позволит создать на его базе предупредительные теорию и практику, адекватные новой социальной реальности.
Обратимся к одному из самых драматических периодов в истории Российского государства - первой четверти XX в., который отмечен ростом преступности среди несовершеннолетних, увеличением числа подростков с отклонениями в поведении, распространением в школьной среде феномена трудновоспитуемости. Трудновоспитуемость сопровождалась отчуждением детей от основных институтов социализации - семьи и школы. Преодоление этого отчуждения, включение подростков в систему общественно значимых отношений, благодаря которым они могли бы успешно усваивать позитивный социальный опыт, было важной задачей, стоявшей перед обществом.
Среди плеяды замечательных педагогов 20-30-х годов совершенно особое место принадлежит В.Н.Сорока - Росинскому, талантливому педагогу, видному ученому, выдающемуся писателю. Его педагогический опыт
предупреждения и преодоления трудновоспитуемости, синтезировав знания педагогики, психологии, философии, социологии, физиологии, медицины, представляет собой уникальное явление в педагогической теории и практике. В.Н.Сорока-Росинский первым в отечественной педагогике занялся поиском оптимальных путей предупреждения и преодоления трудновоспитуемости подростков, проявляющих интерес к тем или иным видам творческой деятельности. Однако его опыт до сегодняшнего дня остается мало изученным.
Оценку его деятельности в Шкиде попытались дать А.М. Горький, Н.К.Крупская, Л.С.Макаренко. Так, А.М. Горький подчеркнул, что именно такая школа способна воспитывать "действительно новых людей", с возникновением в России подобной школы, по его мнению, создаются условия для формирования творческой личности.
Несколько своеобразную позицию по отношению к деятельности В.Н.Сорока-Росинского заняла в тот период Н.К. Крупская. В газете "Правда" от 30 марта 1927 г. она писала: "ШКИД, хотя и называется советской школой, но по существу дела это «типичная бурса». Можно ли согласиться с данной позицией видного педагога 20-30-х годов XX в.? Позволим себе выразить некоторое несогласие с высказанным мнением в силу следующих обстоятельств во-первых, школа В.Н.Сороки-Росинского
была предназначена для детей с определенным уровнем интеллектуального развития, а не общей массы беспризорных; во-вторых, принципы организации деятельности этой школы существенным образом отличались от существовавших в тот период учебных заведений для трудновоспитуемых; в-третьих, в школе использовались глубоко гуманные методы и приемы воздействия на подростков. Сказанное не позволяет нам согласиться с мнением Н.К.Крупской в оценке ШКИДы.
Почти идентичную точку зрения на школу им. Достоевского высказал А.С. Макаренко. В статье «Детство и литература», опубликованной в газете "Правда", он отмечал: "Воспитательный метод руководителя «шкиды» Викниксора и его помощников совершенно ясен. Это - карцер, запертые двери, подозрительные дневники. Очень похожие на кондуит. Здесь сказывается полное бессилие педагогического "мастерства" перед небольшой группой сравнительно легких и способных ребят". Не представляется достаточно авторитетным и данное утверждение, отрицающее педагогическое мастерство В.Н. Сороки-Росинского в воспитании трудных детей.
Думается, негативная оценка деятельности В.Н. Сороки-Росинского видными представителями педагогической общественности не была случайной. В отличие от курса Наркомпроса, направленного на осуществление трудовой политехнической подготовки, педагогический коллектив, руководимый В.Н.Сорокой-Росинским, осуществлял развитие детского творчества в учебной и внеклассной деятельности. По сути, школа им. Достоевского явилась альтернативной школой 20-х годов, что и вызвало по отношению к ней весьма противоречивые оценки со стороны ряда общественных деятелей.
Начиная с 1967 г., в "Комсомольской правде" появляется серия статей Т. Яковлевой, призывающая к активному исследованию педагогического опыта В.Н. Сорока - Росинского. Причем автор не только обращает внимание педагогической общественности на важность изучения наследия В.Н.Сороки-Росинского, но и обосновывает его значимость для современного состояния педагогической науки.
Глубоко и основательно, на наш взгляд, опыт В.Н. Сорока-Росинского в Шкиде изложен педагогом, писательницей Л.Р. Кабо в книге "Жил на свете учитель" (1970). "Не канонизировать. Не забывать. Вот и все, именно к этому сводится размышление наше о В.Н.Сороке-Росинском, - пишет автор книги. - Пусть учитель - каждый - думает, спорит, ищет во всем том богатстве, которое мы накопим. Жизнь учителя не должна уходить бесследно. От писателя остаются книги, от художника - картины, от каждого яркого, думающего учителя должен непременно остаться его неповторимый опыт".
В книге Л.Р. Кабо заключен стимул к изучению педагогической деятельности В.Н. Сороки-Росинского. В частности, автор, проводя параллель между воспитательными системами двух "титанов педагогики" 20-х годов А.С. Макаренко и В.Н. Сороки-Росинского, подчеркивает их гуманистическую направленность, открывшую всему миру педагогическое мастерство той России.
Обращается к творчеству В.Н.Сорока -Росинского и Г.Б. Корнетов - автор книги "Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса" (1994). Он также уделяет внимание позиции педагога в дискуссии о путях развития русской национальной школы. С его точки зрения, подход, разработанный В.Н.Сорокой-Росинским, "'... акцентировал внимание на тенденциях, устремленных в будущее ..." России.
Всегда обидно, когда человек не может реализовать те таланты, которые даны ему от бога. Это в полной мере относится к судьбе Виктора Николаевича. Его имя навсегда осталось в педагогике как «Викниксора», человека, возглавлявшего школу им. Достоевского для трудновоспитуемых.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Свой среди чужих, чужой среди своих»
Цель проекта исследовать факторы и источники становления и развития педагогической системы В.Н. Сороки – Росинского и важность его педагогической системы для современной школы.
Задачи проекта:
учебно-педагогические – сбор, систематизация информации по теме проекта, выявить источники педагогической системы В.Н. Сороки -Росинского;
раскрыть основные педагогические идеи его педагогической системы;
проанализировать и описать опыт работы волонтерских групп по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости подростков, показать важность педагогической системы В.Н.Сороки-Росинского на современном этапе.
Практическая значимость проекта состоит в том, что представленные материалы восполняют пробелы в истории отечественной педагогики начала XX в., могут быть использованы при решении современных проблем воспитания трудных детей.
Возраст студентов -4 курс педагогического колледжа
Режим работы: внеурочный, консультационно-практический.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
сценарии различных мероприятий для различных возрастов детей (составители – преподаватели и студенты колледжа), тренинги, материал консультаций для родителей, разработки бесед, план работы со студентами 3 курса для дальнейшей волонтерской работы с учащимися школ, видео и фотоматериалы.
Дополнительно – привлекаемые участники (специалисты): учителя школ, социальные педагоги школ города Саратова, преподаватели колледжа, педагог-психолог колледжа, студенты старших курсов колледжа.
Знания, умения и практический опыт, необходимые студентам для самостоятельной работы: знания дисциплины «Коррекционная педагогика», МДК «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя», умение составлять конспекты и проводить внеклассные мероприятия, беседы с родителями, работать с источниками.
Мотивация к познанию: личный интерес студента, участие в волонтерском движении «Секторное добровольчество».
Ожидаемый результат проекта:
Можно прогнозировать, что реализация проекта может иметь своим следствием:
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
(по типологическим признакам):
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Реализация проекта осуществляется по следующей схеме:
Мотивация – Обучение – Практика – Передача опыта
Такая последовательность и целостность действий позволяет дальше развиваться проекту.
Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли...
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Проект связан с педагогической системой великого педагога Виктора Николаевича Сорока- Росинского. Прежде чем говорить о педагогической деятельности Виктора Николаевича, необходимо остановиться на его биографии, которая очень ярко отражает глубокую веру педагога в ребенка и возможности педагогической профессии.
Виктор Николаевич Сорока - Росинский родился 25 ноября 1882 г. городе Новгород-Северском, в семье офицера русской императорской армии. С юного возраста маленький Виктор мечтал стать военным. Вместе с отцом ходил на маневры, ел из солдатского котла, постигал основы военной службы. Однако мечте об офицерских погонах не суждено было сбыться, мать настояла на поступление сына в Санкт-Петербургский университет. Здесь обучаясь на историко-филологическом факультете, Виктор Николаевич по-настоящему понял, что его настоящее призвание педагогика и работа с детьми.
После окончания университета в 1906 г. он в течение года слушал курс по психопатологии академика В. М. Бехтерева и работал в Военно-медицинской академии, в психологической лаборатории А. Ф. Лазурского. Знание основ педагогики и психологии в будущем помогут ему при работе с «трудными» детьми. Начало педагогической деятельности связано с известной Стрельнинской гимназией Петербурга. Здесь он не только преподавал историю, но и занимал должность классного наставника. В эти же годы Виктор Николаевич опубликовал в журнале «Вестник знания» пять публикаций, посвященных педагогике и психологии детского чтения и детского мировосприятия, проблемам социологии молодежи разных стран и судьбе человека в его жизненной борьбе.
С 1918 по 1920 год работал учителем истории и литературы в Путиловском училище имени А. И. Герцена под руководством В. А. Гердта. Училище было известно своими педагогическими инновациями и представляло собой комплекс учебных заведений: городское отделение, колония для детей-сирот, детский сад, подготовительные курсы, клуб.
В сентябре 1920 года Виктор Николаевич возглавил особый детский дом для беспризорников — «Петроградский отдел народно-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых» (ШКИД). Ядром педагогического коллектива стали его товарищи по Путиловскому училищу: Элла Андреевна Люминарская — «Эланлюм», Константин Александрович Меденников — «Косталмед», Александр Николаевич Попов — «Алникпоп».
Став во главе ШКИДы, Виктор Николаевич мечтая о том, чтобы его питомцы стали полноправными гражданами общества. Учиться, чтобы «выйти в люди»! Эти слова стали девизом школы и вошли в её гимн. Оказавшись в ШКИДе, бывшие беспризорники попадали в атмосферу напряженного интеллектуального труда — в школе было по 10 уроков в день. Учились с упоением и азартом, благодаря игровым технологиям, театрализации, состязательности. Главным воспитателем в школе было творчество. Подростки создавали журналы, вместе с педагогами ставили спектакли, всё это носило характер настоящих «эпидемий». Дух напряженной интеллектуальной деятельности заражал всех. Не удивительно, что многие выпускники школы стали писателями, учеными, художниками.
В это же время были выработаны основы педагогической технологии Виктора Николаевича, целью которой стало учить и воспитывать так чтобы дать каждому «путевку в жизнь».
Ведущими идеями педагогической системы В.Н.Сороки - Росинского явились следующие:
- работа по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости должна строиться на основе развития детского творчества;
развитие детского творчества необходимо осуществлять в процессе учебной и внеучебной деятельности;
особую значимость в предупреждении и преодолении трудновоспитуемости играют семья, школа, личность педагога, педагогический коллектив.
Высказанные В.Н. Сорокой - Росинским идеи нашли воплощение в деятельности Шкиды. Педагогический процесс в школе строился с учетом принципов демократизма, гуманизма, народности, коллективизма; целью его выступало всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка; реализация названной цели осуществлялась посредством решения таких задач как: обогащение учеников знаниями; "выучка" детей научным, нравственно-культурным и трудовым навыкам; волевая и физическая тренировка детей; развитие у учащихся способности к созидательному действию; воспитание стремления у них к "самотворчеству". Весьма многообразная палитра используемых в Шкиде методов педагогического воздействия сделала возможным классифицировать их следующим образом: методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования мотивации деятельности поведения и методы контроля эффективности педагогического процесса. Анализ форм организации обучения показал, что основной формой являлся урок, который дополнялся самостоятельной работой, домашней работой, экскурсиями, общественными смотрами
знаний и др. Основной формой организации воспитания выступал коллектив, данная форма использовалась в сочетании с индивидуальной и групповой ("сламы").
- В начале осуществляется информирование студентов о важности работы с трудновоспитуемыми детьми. Термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости — чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат -"трудные" дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении.
Причины трудновоспитуемости возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость матерей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания.
Далее – студенты старшего курса, которые проводят профилактические мероприятия в учреждениях города, передают свои знания, опыт студентам, которые только готовятся к работе, кого заинтересовала данная проблема.
Обучение волонтеров проводится по следующим направлениям. ИЗУЧЕНИЕ "ТРУДНЫХ"
Изучение "трудных" учащихся предполагает исследовательскую деятельность воспитателя. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания.
Диагностическая карта "трудного"
1. Выявление "трудных" школьников с 1 по 4 класс, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.
2. Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых детей в классе".
3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.
4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.
5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.
Возрастная педагогика в работе с "трудными"
"Трудный": младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".
Работа проводится на базе школ города Саратова систематически по плану, составленному совместно с социальными педагогами школ, педагогами-психологами базовых школ и колледжа. Проводится анкетирование среди учащихся 3,4 классов. Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.
Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.
Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 под анкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.
Приемы индивидуального воздействия
1.Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:
- раскрыть его возможности, умения; | |
- убедить в необходимости предстоящей работы; | |
- раскрыть перспективы его усилий; | |
- определить содержание конкретных видов труда. |
2.Активизация волевой установки:
- глубокая мотивировка целей; |
- разработка правил повседневного эффективного труда. |
3.Одобрение первых успехов в деятельности:
- некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка; | |
- ситуация успеха. |
4.Щажение самолюбия:
- подготовка специальных заданий; | |
- отдельное опрашивание; | |
- сообщение классу только положительных результатов его работы. |
5.Подчеркивание неизбежности выполнения задания:
- точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе; | |
- сочетание требовательности и доверия. |
6.Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:
- помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их ("Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь"). |
7.Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:
- перестройка мотива; | |
- побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала - побуждение к выполнению принятого решения, конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде, привлечение внимания школьника к общественному мнению коллектива и педагогов, ориентация на положительный опыт, подчеркивание доверия к подростку, побуждение к самоконтролю, положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива, побуждение коллектива к похвале товарища). |
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая система В.Н.Сороки-Росинского формировалась в течение всей его профессиональной деятельности. Это подтверждает биография, в которой мы условно выделили два этапа, совпадающие с периодами развития Российского государства: - дооктябрьский - этап профессионального самоопределения и формирования идейного базиса педагогической системы; - послеоктябрьский - этап активной педагогической деятельности по предупреждению и преодолению детской трудновоспитуемости.
Существенное влияние на личность будущего педагога оказала семья и та обстановка, которая окружала его в детстве. В.Н.Сорока-Росинский родился в 13 (25) ноября 1882 г. на Черниговщине, в небольшом городке Новгороде-Северском. Близ города располагалось имение Сороковщина, где прошли его детские и юношеские годы. Край, в котором он рос, богат своей историей: из этих мест в легендарный поход отправился князь Игорь, здесь прошло отрочество К.Д.Ушинского. Уважение к прославленному педагогу-земляку В.Н.Сорока-Росинский пронес через всю жизнь, даже сына назвал в его честь - Константин. Уже одно это обстоятельство позволяет говорить об особом влиянии малой родины на личность будущего педагога.
Мы назвали свой проект «Свой среди чужих, чужой среди своих…» Его часто не понимали его коллеги, соратники. Отдавая всего себя без остатка делу обучения и воспитания подрастающего поколения, в 1925 году педагога насильно заставили покинуть школу им. Достоевского, что было для него большим ударом. А в 1928 году ему запретили работать в общеобразовательной школе. А с другой стороны – в массе беспризорников, опущенных обществом на дно, безнравственных подростков, которым он показался поначалу ЧУЖИМ, замечательный психолог, педагог, сумел подобрать верные ключи к исковерканным войной и лишениями душам своих воспитанников.
Список использованной литературы:
3. Губко А.Т. В.Н.Сорока-Росинский // Советская, педагогика. 1982.6. С. 105-108.
4. Губко А.Т. Из когорты первопроходцев // Комсомолец Киргизии. -1983. 25 января.
5. Губко A.T. Рыцарь суровой доброты (вступ. статья) // >Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения /Сост. А.Т. Губко. М., 1991.-С. 6-17.
6. Губко О.Т. В.Н.Сорока-Росинский один из пионеров изучения психологии трудновоспитуемых детей '// Психология: Республиканский научно-методический сб-к. - Вып. 24. - Киев, 1985.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе
ИНСТРУКЦИЯ
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.
Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.
Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.
Анкета №1
1. Интересно ли тебе на уроках?
2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
7. Сам ли стираешь себе рубашки?
8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
9. Помогаешь ли дома по хозяйству?
10. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
13. Расстраиваешься ли ты, когда тебя ругает мама?
14. Куришь ли ты?
15. Приходилось ли убегать из дома?
Анкета №2
Анкета №3
1.С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
2.Выполняешь ли ты домашние задания?
3.Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
4.Вежлив ли со взрослыми вне школы?
5.Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
6.Считаешься ли с мнением родителей?
7.Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
8.Выбирали ли тебя в актив класса?
9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции.
14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
15. Встречаешься ли с ребятами, которые не хотят учиться?
На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.
Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6>N>3 | I - Начальный уровень трудновоспитуемости | 30>N>15 |
3>N>0 | II — Дезорганизаторы | 15>N>0 |
N<0 | III — Особотрудные | N<0 |
Характеристика уровней (по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.
III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Средства массовой информации школы в пропаганде правовых знаний. Выпуск информационных бюллетеней "Конституция детей", "Ваши права, учителя", "О семейном кодексе".
Барсучья кладовая. Александр Барков
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Одна беседа. Лев Кассиль
Тупое - острое
Лист Мёбиуса