Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем на игры можно посмотреть и с точки зрения педагогики и психологии как средства образования и воспитания. В дополнение ко всему - это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, физическую активность, эмоциональную составляющую нашей жизни.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.*-
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_klassnyy_chas.doc | 39.5 КБ |
issledovatelskaya_rabota.doc | 1015 КБ |
Открытый классный час в 6 классе.
«Путешествие по калмыцким народным играм».
Вдовенко Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Приютненская СОШ №2»
Тема: «Путешествие по калмыцким народным играм».
Цели:
Ход классного часа.
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились со времён глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству.
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о калмыцких народных играх.
Калмыки - монголоязычный народ. Первоначальная родина их - Центральная Азия. На современную территорию они пришли в начале X VII века и добровольно вошли в состав России.
До Великой Октябрьской социалистической революции калмыки вели полукочевой образ жизни. Основным занятием их было скотоводство. Многие стороны материальной и духовной культуры калмыков были связаны с этой основной отраслью хозяйства.
История духовной культуры калмыцкого народа имеет многовековую традицию. Калмыки имели свою письменность (с середины XVII в.), национальное искусство, у них было развито устное народное творчество и издревле были широко распространены разнообразные массовые игры как средства развлечения и как спортивные занятия, призванные воспитывать в молодом поколении ловкость, смелость и выносливость, столь необходимые при кочевой жизни. Во многих играх и спортивных состязаниях нашло свое отражение основное занятие калмыцкого населения — скотоводство. Игры помогали с малых лет прививать трудовые навыки.
Эпиграфом к нашему уроку являются слова К. Эрендженова: «У калмыков много интересных и занимательных массовых и одиночных игр. Если бы лучшие из них удалось восстановить и распространить среди современной молодёжи - это явилось бы хорошим и полезным делом».
Сегодня мы попытаемся это сделать: поговорим об играх калмыцкого народа, которые вам знакомы, и познакомимся с новыми. А затем поиграем в викторину.
-Какие игры вы знаете?
-Что знаете об игре «Альчики»? «Шахматы»? (Ребята рассказывают об игре «Альчики», легенду о шахмата).
-В какие игры вы любите играть?
2.А сейчас я познакомлю вас с забытыми играми калмыцкого народа и их правилами игры.
«Отгадывание», «Щелканье», «Нападение», «Постройки для скота», «Кружение вокруг колышка», «Волк и овцы», «Поймай», «Игра для метких», «Игра в лунки», «Высекание из камня» и другие. (см. Приложение 7)
3.Наступило время викторины, а проведёт её ученица 7 класса Анацкая Ульяна.
Ульяна:
-Я попрошу вас разделиться на две команды и подобрать названия.
1 конкурс:
Я задам вам два вопроса, вы обсудите его с командой и дадите ответ. Кто первым ответит правильно, тому жетон. На обсуждение вопроса 1 минута.
- На уроках калмыцкого языка вы изучаете народный эпос «Джангар». Какие калмыцкие игры упоминаются в нём?
Ответ: Народная игра «Альчики», борьба.
-На каком празднике калмыцкого народа особое место уделяется национальным спортивным играм и увлечениям?
Ответ: На праздновании «Джангариады». В республике восстановлен праздник Указом Президента Республики Калмыкия. Это конные забеги – марафоны, скачки, соревнования лучников, копьеметателей, атлетов, степных ковбоев и многие другие увлечения народа.
2 конкурс:
Перед вами по одной картинке.
- Как вы думаете, какая калмыцкая народная игра изображена на картинке? На обсуждение вопроса 1 минута.
Ответ:
- Игра в лунки (По Константину Эрендженову)
- Меткое попадание ( Метание в цель) (По Константину Эрендженову)
3 конкурс:
Перед вами выложены разные буквы, а в целом у вас на столе название калмыцкой народной игры.
За одну минуту сложите из букв название игры.
ОТВЕТ: Прямое попадание (метание палки).
Прятанье кольца (метание в цель)
4 конкурс:
Вопрос для двух команд: Обе команды будут писать ответы на вопрос одновременно.
Чья команда ответит верно, получает жетон. На это даем 1 минуту.
-Какие способности развивает калмыцкая народная игра в человеке?
5 конкурс
«Конкурс капитанов»:
Капитаны садятся за отдельные парты и письменно самостоятельно отвечают на вопросы. У кого больше правильных ответов, тому и жетон.
- Как звучит по-калмыцки название игры « Шахматы»? (шатр)
- Какие вы знаете игры-головоломки у калмыцкого народа? (Двенадцать роговых колец, менее сложный вариант -8 роговых колец)
- В какие калмыцкие игры вы хотели бы играть на уроках физической культуры?
6 конкурс:
Для двух команд дается по карточке. На ней написаны названия четырёх игр.
-Как вы думаете, какая их этих 4-х игр не относится к калмыцкой игре. На обсуждение 30 сек.
Палочка-скакалочка, белый мяч, нападение, лапта
ОТВЕТ: лапта (русская народная игра)
Белая битка, игра для метких, заарканить коня, моргалочки
ОТВЕТ: Моргалочки (русская народная игра)
7 конкурс:
-Перед вами названия 3 игр. Я сейчас расскажу об одной из них, а вы должны из -3х предложенных вариантов выбрать соответствующее название игры. Не выкрикивать, так как вопрос предлагается одинаковый двум командам. Возьмите соответствующую карточку и переверните. Время-1 минута.
Учитель:
А сейчас подведем итоги нашего классного часа:
- Понравился ли вам наш час общения? Если да, то почему.
-Какие игры калмыцкого народа вы запомнили?
- Что нового вы узнали о калмыцких народных играх?
Я уверена, что сегодняшний час общения оставит глубокий след в вашей памяти, а также подтолкнет вас к дальнейшему изучению калмыцких народных игр. Спасибо вам за проделанную работу, за то усердие и артистизм, которые вы приложили, участвуя в сегодняшнем мероприятии.
МБОУ «Приютненская средняя общеобразовательная школа №2»
Экспериментально - исследовательская работа
« Калмыцкие народные игры как фактор этнокультурного воспитания учащихся
в системе образования»
Выполнила: ученица 7 класса
Анацкая Ульяна
Руководитель: Вдовенко И.А.
с . Приютное, 2014
Введение
Глава I. Калмыцкие народные игры как фактор этнокультурного воспитания учащихся в общеобразовательной системе…………..
1.1. История возникновения калмыцких народных игр……………………….
1.1.1. История возникновения народных игр………………………………
1.1.2. История возникновения калмыцких народных игр…………………
1.1.3. Калмыцкие народные игры в народном эпосе «Джангар»………….
1.2. Калмыцкие народные игры как фактор этнокультурного воспитания учащихся ………………
1.3. Методика проведения калмыцких народных подвижных игр…………….
Глава II.Экспериментальное исследование учащихся 6 класса …………..
2.1. Диагностическое исследование учащихся 6 класса методом
анкетирования (констатирующий этап)…………………………………….
2.2. Диагностическое исследование учащихся 6 класса методом
анкетирования (контрольный этап)…………………………………………
2.3. Показатели уровня, t-критерия Стьюдента при сравнении средних
арифметических значений по вопросам анкетирования…………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение 1. Диагностическое исследование учащихся 6 класса методом
анкетирования (констатирующий этап).
Приложение 2. Диагностическое исследование учащихся 6 класса методом
анкетирования (контрольный этап).
Приложение 3. График показателей t- критерия Стьюдента.
Приложение 4. Конспект классного часа с учащимися 6 класса на тему
«Путешествие по калмыцким народным играм». Фото.
Приложение 5. Конспект урока по физической культуре. Фото.
Приложение 6. Итоговые работы учащихся 6 класса. Сочинения.
Приложение 7. Перечень калмыцких народных игр.
Введение.
Напрасно мы хотим выдумать
воспитание: оно существует в
народе столько же веков, сколько
существует сам народ.
К.Д. Ушинский
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем на игры можно посмотреть и с точки зрения педагогики и психологии как средства образования и воспитания. В дополнение ко всему - это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, физическую активность, эмоциональную составляющую нашей жизни.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Актуальность исследования обусловлена процессами, происходящими в мировом масштабе, характеризующимися стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры, осознанием учащимися своей принадлежности к определённому этносу – национального самосознания, этнической идентичности, этнокультурного воспитания.
Между тем передача культурного наследия одного поколения другому и создание новых ценностей при динамичности современной эпохи становятся процессами, соизмеримыми по своим временным масштабам. Но в культурное наследие входят и ценности, которые создавались и осмысливались человечеством веками, а теперь должны быть переданы и усвоены за очень короткий отрезок времени. Поэтому задача школьной подготовки должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных и этнокультурных ценностей.
На современном этапе развития школы ученики имеют слабое представление о калмыцких народных играх, развлечениях, составляющих основу национальной культуры и физической подготовки их предков.
Учитывая принцип народности, мы подошли к такому вопросу: как калмыцкие народные игры влияют на этнокультурное воспитание учащихся в общеобразовательной системе.
Эта тема очень интересна для исследования. Литературы по калмыцким народным играм не так много, поэтому мы хотим глубже проанализировать и обобщить имеющуюся литературу и раскрыть поставленную проблему так, чтобы появилась возможность использовать полученные наработки на практике.
Целью данной работы является рассмотрение калмыцких народных игр как фактора этнокультурного воспитания учащихся в общеобразовательной системе.
Предметом исследования являются калмыцкие народные игры как фактор этнокультурного воспитания учащихся общеобразовательной системы.
Объектом исследования являются калмыцкие народные игры.
Была выдвинута гипотеза: использование калмыцких народных игр в системе образования помогает в развитии этнокультурного воспитания. Если с детьми проводить работу в этом направлении, то у них появляется интерес к калмыцким народным играм, расширяется понимание их значимости в системе образования. Немаловажную роль при формировании этнокультурных ценностей играет обращение учащихся к старшему поколению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать, изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть калмыцкие народные игры в истории педагогики.
3. Изучить калмыцкие народные игры как фактор этнокультурного воспитания учащихся.
4. Изучить калмыцкие народные игры в народном эпосе «Джангар».
5. Выявить место калмыцких народных игр в современной системе образования.
6. Обобщить наработанный материал.
Методы исследования:
Теоретический метод исследования:
Метод экспериментального исследования:
Математические и статистические методы исследования:
Базой исследования явилась МБОУ «Приютненская средняя общеобразовательная школа №2».
Глава I. Калмыцкие народные игры как фактор этнокультурного воспитания учащихся в системе образования.
1.1. История возникновения калмыцких народных игр.
1.1.1. История возникновения народных игр.
В различных формах игра сопровождает человечество в течение всего его исторического развития с древних времён и до наших дней. Аристотель, известный мыслитель античности, отмечал важность дошкольного возраста в развитии человека. Он считал, что до пяти лет особое место в воспитании ребёнка должно отводиться играм. «Игры детей должны подражать тому, чем они будут заниматься впоследствии»
В статье А.Локшина «Игрушки древнего мира» прослеживается мысль о том, что игры детей античности отражали систему общественных отношений того времени. Например, в Древней Греции множество игр носило политический характер, в Афинах была известна «игра в царя», где дети подражали своим отцам, устраивали «судебные процессы» провинившимся детям. В этом просматривался процесс воспитания будущих рабовладельцев, которые презирали физический труд и повелевали рабами. [18, с. 96]
Со времён рабовладельческого строя и до современности игра является своеобразной формой детской деятельности, через которую ребёнок осваивал нормы общественного поведения своей эпохи, знакомился со способами действия с предметами, отражающими уровень развития производительных сил определённого общества.
Первоначально игра была не только развлечением на досуге, но и способом организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной). Уже в те времена игра учила, наставляла, развивала многие способности человека: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, умение общаться в различных ситуациях.
Несмотря на то, что, так или иначе, человек играет на протяжении всей своей жизни, всё же слово «игра» ассоциируется с детством. Культура детской игры развивалась во взаимосвязи с культурой взрослой, так как дети всегда принимали участие в различных событиях семьи, рода, села. С изменением быта менялась взрослая культура, многие вещи уходили из обихода, но они оставались очень интересными и притягательными для детей. Например, лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно не применяет их в своей деятельности.
В любой культуре есть свои традиции. Присутствуют они и в детском быту. Одна из них - заимствование игр детьми друг у друга. Народные игры потому так и названы, что они созданы народом и передаются из поколения в поколение.
Постепенно содержание многих народных игр потеряло свою связь со временем, с эпохой в процессе передачи их через многие поколения. Игры отдалились от условий, которые были источником их возникновения, хотя идеи, вложенные в содержание игр, имеют место и в наши дни.
В педагогике значение народных игр оценивалось высоко. А.П. Усова в своих работах отмечает, что «Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребёнка, но и в годы его школьной жизни. П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования». [12, с. 32]
А.П.Усова также ссылается на К.Д. Ушинского, который считал, что народные игры наиболее понятны для детей в силу доступности их образов, сюжетов детскому воображению. В России было заложено начало новой национальной системы воспитания детей, в которую были введены и народные игры.
Народные игры дошли до наших дней и сохранили свою педагогическую ценность.
При передаче игр изменялись условия их бытования, соответственно менялись и сами правила. По этой причине народные игры можно назвать результатом коллективного творчества, а при их анализе опираться не на время их появления, а на способ создания и передачи.
Такие педагоги, как Ушинский, Покровский, Виноградова и другие, призывали собирать и описывать народные игры для того, чтобы сохранить и донести до будущих поколений народный колорит обычаев, празднеств, неповторимость и оригинальность самовыражения народа, своеобразие его языка и формы. Недаром одна из монгольских пословиц гласит «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».
В настоящее время в педагогической литературе имеется ряд сборников народных игр, где авторы подробно описывают их содержание и правила. Среди них «Детские народные подвижные игры» Т.И.Осокиной, А.В. Кенеман, «Русские народные подвижные игры» Литвиновой М.Ф., «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Русский детский игровой фольклор» М.Ю. Новицкой, Г.М. Науменко и другие.
Как считает И.А. Качанова, кандидат педагогических наук центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца г. Москвы, внедрение в свою практику народных игр предполагает разработку и размножение дидактических материалов для воспитателей и, возможно, родителей. Также И.А. Качанова отмечает, что «в незапамятные времена были заложены (практикой) нынешние научные основы педагогики. Так народной педагогике (и это видно из содержания и идеологии народных (традиционных) игр) принадлежит заслуга определения цели воспитания - простая и ёмкая формула подготовки ребёнка к жизни в условиях существования своего народа. Практический опыт становится (через игру) главным источником познания окружающего людей мира, важнейшим средством развития человеческого разума». [16, с. 91]
Если проанализировать различные народные игры, можно увидеть, насколько они универсальны. Развивают память, наблюдательность, внимание, коллективизм, а также ловкость, меткость, выносливость. Таким образом, народные игры важны для современной педагогики, поэтому используются в наши дни. Они не отрицают современные игры, а гармонично дополняют их, добиваясь поставленной цели - развивать ребёнка, готовить его к последующей жизни в окружающем его мире.
Таким образом, игры возникли давно и сопровождают человека на всем протяжении его существования, играя важную роль в его развитии.
1.1.2. История возникновения калмыцких
народных игр.
У калмыков также издревле были широко распространены разнообразные массовые игры как средства развлечения и как спортивные занятия, призванные воспитывать в молодом поколении силу, ловкость, смелость и выносливость, столь необходимые при кочевой жизни. А так как основным занятием их было скотоводство, то во многих играх и спортивных состязаниях оно и нашло своё отражение. Игры помогали с малых лет прививать трудовые навыки.
Наиболее популярным и широко распространенным видом массового развлечения были различные игры в альчики («Шага наадлгн»). В них играли не только дети и подростки, но и мужчины. Игральными костями служили овечьи, редко козьи астрагалы. Коровьи выступали в качестве биты
(сачка-сах), для чего все края их срезали, чтобы они скользили по ровной площадке, свободной от травы. Астрагалы тщательно очищали ножом от жил, крупные превращали в биты, для чего их заливали свинцом через отверстия, предварительно сделанные при помощи шила, а края во многих случаях обтачивали.
В теплое время года, после спада дневной жары, собирались подростки и мужчины для игры в альчики — шагалцха. Число участников достигало 10 и более. Каждый из них ставил условленное количество альчиков в один ряд в стоячем положении так, что образовывался ряд длиной иногда в метр и более. Все игроки отходили от этого места на 10—15 метров, откуда бросали биты с таким расчетом, чтобы выбить альчики на расстояние длиной не менее трех стоп. Тот, кто выбивал три альчика подряд, считался выигравшим и забирал либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить. Эта увлекательная и массовая игра развивала хороший глазомер, большую точность броска, а также силу удара.
Игра в альчики вызывала большой интерес. Около состязавшихся в ловкости и меткости собиралась целая толпа болельщиков — мужчин, стариков, детей. Промахи в метании вызывали веселый смех. Нередко наблюдатели выступали консультантами. Мало кто оставался безучастным.
У подростков, девушек, юношей, молодых мужчин и женщин большой популярностью пользовалась игра «Цаган монда хаялган» (буквальный перевод: забрасывание белого мяча), игра ночная, при лунном свете, летняя. В конце мая — начале июня, когда крупный рогатый скот начинает линять, молодежь собирала белую шерсть. Тот, которому выпало право закидывать мяч, отбегал на значительное расстояние и забрасывал его далеко в степь. По его возвращении все участники кидались отыскивать мяч. Тот, кто находил его, обычно изо всех сил бежал к исходному рубежу: «противники» старались поймать нашедшего и отнять у него силой мяч, его партнеры по группе помогали ему. Победу одерживала группа, представитель которой доставлял мяч на исходный рубеж.
Бытовала игра «Долан ходжгр, нег тюджгюр» (дословный перевод: семь плешивых, один стриженый). Участники игры выбирали «старшину» (ах) и «сироту» (энчин кевюн). «Сирота» становился в стороне от всех остальных, садившихся вместе со «старшиной» на землю. После того, как все усаживались, «сирота» подходил к «старшине» и говорил: «Моя мать родила на льду семь голых мальчиков и одного стриженого и просила мяса на их пропитание». В ответ на это «старшина», указывая на одного из участников игры, говорил: «Возьми барана». «Сирота», подходя к «барану», закрывал ему лицо полой одежды, слегка ударял пальцем по голове, показав всем игрокам тот палец, которым он касался. «Баран» должен был назвать палец, которым «сирота» трогал его. Если «баран» не угадывал, то «сирота» уводил его. Так же он забирал второго. Каждому из увиденных он давал новое имя (прозвище). После этого «сирота» закрывал с разрешения «старшины» лицо третьему и вызывал (новым именем) одного из двух уведенных. Игрок, закрывший глаза, должен был назвать подошедшего по имени. Если не узнавал, то «сирота» уводил его тоже. Таким путем «сироте» удавалось постепенно увести всех. После этого «старшина» обращался к «сироте»: «У меня пропал теленок, не видал ли ты его, сирота?» «Сирота» отвечал: «Видел, как твой теленок пошел за телегой». При этом «сирота» выпускал одного из уведенных и говорил «старшине»: «Вот теленок». Все пускались вдогонку выпущенному игроку, ловили его. Игра этим завершалась.
Не менее популярна была игра «Бултджи надха» (прятки). Это чисто детская игра для теплого времени года. Участники игры разбивались на две группы, одна из которых разбегалась врассыпную и пряталась, где только можно было, от глаз партнеров, а другая пускалась на поиски спрятавшихся. В дальнейшем игроки менялись ролями.
Шумной и веселой была игра «Кепцнг хайха» (буквальный перевод: бросать седельную подушку). Обычно играли в нее юноши и девушки, молодые мужчины и женщины. Они садились в круг на расстоянии 1,5—2 м друг от друга и перекидывали друг другу седельную кожаную подушку. Один игрок обходил круг и должен был поймать подушку. Проигрывал тот, у кого отнял подушку обходивший круг. Выигравший занимал его место в кругу. [14, с. 248 - 249]
Также была интересна игра «Хорьме хото нэдху» - требует много лиц. Все играющие становятся один за другим, кроме одного, который становится против этой вершины; они стараются поймать кого – нибудь из играющих и увести, а стоящий первый защищает, обороняет их. Игра продолжается до тех пор, пока все лица, кроме игрока, стоящего впереди, не будут отбиты. [7, с. 38-39]
Калмыцкие народные игры занимали значительное место в воспитании подрастающего поколения, они оказывали заметное влияние на формирование характера детей, являлись частью народной педагогики. Дети в своих играх имитировали трудовые процессы взрослых и повадки домашних животных. [14, с. 248-249]
Широко распространенной игрой у калмыков была игра в шашки (дева) и в шахматы (шатр). У П. С. Палласа мы находим такое замечание: «Зимою шахматы и карты составляют обычное времяпрепровождение мужчин, вынужденных в это время оставаться праздными. Многие из них весьма искусны». [11, с. 7] Б. Бергман, посетивший в 1802—1803 гг. калмыцкие кочевья и оставивший ценную запись фольклорных произведений, отметил, что в шахматы «не только знать и духовенство, но и простые калмыки играют с большой легкостью». [2] Массовый характер игры в шахматы подтверждается полевыми материалами. Они были собраны во всех районах республики. Весной и летом вплоть до сентября калмыки играли на воздухе, сидя на земле или на подводах (мажарах), подстелив под себя кошму или ширдык, а зимой, вечером до поздней ночи, в кибитке. Хотя калмыки не имели никакого представления о теории игры, «но среди них встречались сильные игроки. В 1862 г. вышли воспоминания известного русского шахматиста того времени А. Д. Петрова, в которых он сообщает: «В 1821 году, у Федора Васильевича Самарина, я имел честь познакомиться с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем. Он был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою мне не случалось встречать более сильного игрока». [19] Также о шахматных играх у калмыков можно наблюдать у И.А. Житецкого « Очерки быта Астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886г.г.». Особых национальных правил шахматной игры у калмыков не существовало. Но у них бытовали названия фигур, отличные от европейских. Обращает внимание тот факт, что конь у калмыков, как и во всех странах мира, носил и носит название «мерн» (конь). Король обозначается термином «хан». Это название утвердилось в период существования централизованного государства. Ферзь называется «бэрсн». Этот термин, очевидно, заимствован у среднеазиатских народов, так как у таджиков и узбеков ферзь именовался «фарзин», а у туркмен «перзи». По-видимому, «бэрсн» — это видоизмененное тюркское слово «фарзин» или «перзи». Вместо наименования «слон» калмыки применяли термин «верблюд». И это понятно, так как верблюд был одним из главных четырех видов скота, разводимых калмыцким народом. Он — такое же неуклюжее, сильное и большое животное, как слон. Ладье калмыки присвоили название «терген» ( повозка). Можно предполагать, что индийская «колесница» (ратхе), которой обозначалась в Индии «ладья», у калмыков передана названием «терген» — телега. [17] В отличие от других, монгольские народы, в том числе калмыки, присвоили пешке название «кевюн» (мальчик). Это можно объяснить тем, что пешка— малая по размерам, удобная как для шахматной, так и для шашечной игры, а также тем, что легко заставлять «кевюн» быть посыльным, т. е. вступать первым в боевое соприкосновение с противником. Доска у калмыков носила наименование «бетке», рокировка в игре не применялась. Слово «шах» обозначается термином «шалха» — подразнить, испытать, парализовать. Хотя у калмыков существовало правило, согласно которому при наличии одного хана (без других фигур) игра продолжалась. [14, с. 250]
Также по И.А. Житецкому можно наблюдать, что у калмыков была еще одна увлекательная карточная игра. Карты заимствованы у русских, поэтому все названия фигур, тоже русские, только несколько изменены фонетически: туз-«тузь», король-«куруль», королева-«керл», валет-«китет», десятка и т.д. называются по числу очков («нюден»); бубны-«бумен», трефы-«сартык», черви-«кезле», пики-«шетын». Такие игры в карты, как «кезырь» - игра в 7 карт, «геркю» - игра в 4 карты и «ремиз» - игра в 3 карты, были часто употребительны. Калмыцкий народ играл в карты со страшным увлечением. [7, с .38-39]
Калмыцкие спортивные народные увлечения всегда являлись необходимым элементом народных праздников, многих торжественных ритуалов в жизни населения.
Среди видов спортивных народных увлечений у калмыков большой популярностью пользовалась борьба — «Ноолдан» (бэк нолдган), устраивавшаяся во время народных и религиозных празднеств. Силачи выступали от своих анги в пределах аймака. От имени аймака в пределах улуса, от имени улуса или лично нойона на общекалмыцких торжествах. Зрители садились вокруг площадки, выбранной в качестве арены для борьбы. На арену по очереди, т. е. по одной паре, выходило несколько пар борцов. Боролись босыми, без рубах и головных уборов. Борющиеся опоясывались кушаками довольно туго, но с расчетом, чтобы под кушаки могли пройти руки. Выводили силачей на арену с закрытыми лицами. Противники обхватывали друг друга таким образом, чтобы обеими руками можно было держаться за кушак. Вслед за этим начиналась борьба, в которой применялись разнообразные приемы: каждый старался оторвать своего противника от земли, затем повалить его на спину или ударить о землю (в результате чего нередко случался разрыв кожи на пятке), неожиданно подставляли ногу противнику с расчетом, чтобы он потерял равновесие и упал. Применялось подсиживание, при котором молниеносно садились, одновременно повалив своего партнера на землю и стремясь положить его на лопатки. Побежденным считался тот, чьи лопатки коснулись земли. Победитель получал приз (деньги, кирпичный чай, отрез ткани), установленный сторонами, выставившими борцов.
Этот вид национальных спортивных игр привлекал массу народа, вызывал шумный интерес болельщиков, державших пари и азартно споривших.
Большой популярностью пользовались конские скачки — «Уралдан», приурочивавшиеся к важным событиям в жизни народа. Народные и религиозные праздники, свадьбы и другие массовые торжества сопровождались конными состязаниями, в которых участвовало до 10—20 всадников одновременно. Скачки проводились на дистанции от 10 до 25 верст. Такое расстояние требовало от лошадей, участвовавших в скачке, не только большой физической силы и выносливости, но и хорошей подготовки и выучки. Поэтому калмыки специально готовили и тренировали лошадей: их держали на привязи впроголодь, поили и кормили овсом и другим кормом в определенное время с тем, чтобы скакуны подтянули животы, ежедневно на них ездили верхом с целью тренировки. В качестве всадника выбирались люди легкие по весу, сообразительные, выносливые и сильные. Хозяева лошадей вносили в премиальный фонд определенную сумму или ценности, которыми награждались победители.
Конские скачки были поистине массовым и народным видом увлечения. В них участвовали люди всех возрастов и социальных слоев. К месту скачек приезжали верхом, на подводах, шли пешие из всех хотонов. Место для их проведения всегда выбиралось у холма. Во всех улусах существовали курганы скачек — урлдана толга. Фольклорные материалы свидетельствуют о том, что конские скачки были широко распространенным видом увлечения еще с глубокой древности.
Судя по произведениям народного поэтического творчества, у калмыков был и другой вид конного спорта — единоборство двух всадников. Победителем становился тот, кто сумел сбросить своего противника с седла. Но в конце XIX — начале XX вв. этот вид конно - спортивной борьбы не встречался. [14, с. 251–252 ]
Народные игры являются составной частью национальной культуры калмыков. Исследованием национальной культуры, в частности игр, занимались А. Митиров, 3. Резуненко, К. Эрендженов и др.
Многие игры продолжают бытовать и сейчас. Это говорит о том, что калмыцкие народные игры передаются из поколения в поколение. В дни торжественных праздников в степных селах можно наблюдать конные скачки, национальную борьбу, различные народные игры. В числе их участников встречаются представители разных национальностей республики.
1.1.3. Калмыцкие народные игры в народном эпосе «Джангар»
История духовной культуры калмыцкого народа имеет многовековую традицию. Калмыки имели свою письменность (с середины XVII в.), национальное искусство, у них было развито устное народное творчество.
[5, с. 58]
В «Джангаре» наряду со сказочным миром героев эпоса отражены надежды и чаяния калмыцкого народа, его многовековая борьба за счастливое будущее.
Эпос не только в широком плане отображает быт, образ жизни, традиции и обычаи калмыков, но отличается высокой идейностью и педагогической целеустремленностью. В нем отразились морально-этические идеи народа: трудолюбие, единство рода и племени, согласие в семье, патриотизм, гуманные отношения между героями. А также почтительное отношение к старикам, забота о детях, честность, благородство, смелость и т.д. [9, с. 141]
В «Джангаре» описаны основные виды национального спорта (стрельба из лука, борьба, конные скачки) и игры. Герои эпоса состязаются в силе и ловкости, в борьбе, в меткости стрельбы из лука, в остроте ума в шахматах, а также в национальной игре в альчики (бабки). [20,с. 26-27]
В эпосе «Джангар» мы встречаем образцы национальных спортивных игр. Мы смотрим на эпос «Джангар» как на универсальный памятник старины, так как здесь отражены самые разные стороны жизни ойрат-калмыков.
Наиболее распространенным видом спортивных игр и увлечений и доступным всем была игра в альчики. Умение играть в эту игру также ценилось народом, как и многие другие игры. В нескольких песнях Эпоса «Джангар» мы встречаем эпизоды, где изображены дети, играющие в «альчики».
Сын хана сказал:
-Два альчика
И две Саха подайте (ему).
Поставив два альчика на кон,
Вместе (со всеми) встал у черты.
Сын первого сановника бросил биту.
«Пусть новый мальчик – игрок
Бросает через одного», - сказали они.
Перелетела первая его бита,
А второй оба альчика выбил он.
Жеребенка своего отыграл,
Побежал (за битами), вернулся он.
Бросил – ни одного (альчика) не оставил,
Три тулума золота
В этот раз выиграл он
[3, с. 72]
В «Джангаре» присутствуют эпизоды, в которых особое место заняли национальные спортивные игры, увлечения. Такие, например, как калмыцкая борьба, стрельба из лука, метание копья, скачки.
Участвуя в поединке, герои не только сражались посредством оружия, но и применяли приемы национальной борьбы. Так, например, Хонгор Алый в поединке с богатырем хана Таки – Бирлика, используя один из борцовских приемов побеждает. [9, с. 137]
Тонкими ногами (враг)
Восемь раз обвив ноги Хонгора,
Дает подножку ему.
Трудно Хонгору.
За крепкий шелковый пояс
Его схвати
И потряси на правом бедре своем,
Затем ударь (о землю) – кричат ему.
Тогда Хонгор
Ноги ему поломал на восемь частей
И так ударил его, что тот глубиной
В девять локтей (в землю) вошел.
[1, с. 93]
Боролись в сказках и эпосе не только богатыри, но и простые люди. Борьба была одним любимейших национальных спортивных увлечений. Борцов прославляли, уважали и ценили. Свою любовь к этому виду увлечений народ запечатлел в устном народном творчестве.
Калмык-это прирожденный наездник. Таковыми были и богатыри нашего эпоса:
Хонгор вдел (ногу) в левое стремя,
Не успела коснуться (его) нога
Правого стремени,
(Как конь) прекрасную, как у
Тушканчика голову свою
Подобрав к прекрасным передним ногам своим,
Девяносто девять раз резко подпрыгнул.
Хонгор, привыкший (к верховой езде),
На подушке (седла) с круглыми серебряными бляхами
Ловко очутился,
Ноги в стремени бесшумно вдел он
И выехал.
[3, с. 61]
Свое умение держаться в седле простые люди показывали в конных состязаниях – скачках. В них участвовали лучшие из лучших, радуя искусством верховой езды всех присутствовавших. [9, с. 139]
То, что в эпосе запечатлены все виды национальных спортивных игр и увлечений, указывает на их значимость в жизни народа, в воспитании подрастающего поколения. Каждый мальчишка, слушая песни эпоса, стремится походить на его героев. Сначала просто быть сильным и ловким, а затем, повзрослев, таким же справедливым, добрым и умным.
Также немаловажное значение в наши дни имеет празднование «Джангариады». В республике восстановлен праздник Указом Президента Республики Калмыкия. Особое место в этом празднике уделяется национальным спортивным играм и увлечениям. Это конные забеги – марафоны, скачки, соревнования лучников, копьеметателей, атлетов, степных ковбоев и многие другие увлечения народа. Он не только – символ мужества, ловкости, силы, но прежде всего это практическая часть идеологии национально- культурного возрождения калмыцкого народа, идеологии мудрости, разумной жизни, устремленной к возрождению и сохранению исторической памяти, национального самосознания и самобытности в контексте достижений мировой культуры. [9, с. 146-155]
1.2. Калмыцкие народные игры как фактор этнокультурного воспитания учащихся.
О наличии у калмыков игр говорится в работах путешественников и исследователей 18-19 в.в. и в работах советских историков и этнографов. Народные игры явились массовыми развлечениями, в них участвовали люди всех возрастов и разных слоев населения.
Калмыцкие народные игры занимали значительное место в воспитании подрастающего поколения, они оказывали значительное влияние на формирование характера детей, явились частью народной педагогики. Дети в своих играх имитировали трудовые процессы взрослых и повадки домашних животных. Игры и спортивные состязания всегда являлись необходимым элементом народных праздников, многих торжественных ритуалов в жизни народа. [20, с. 24]
Игры являются важным средством всестороннего развития воспитания подрастающего поколения. Особое значение имеют народные подвижные игры, формирующие основные двигательные навыки, положительно влияющие на личность подрастающего человека.
Понимая значимость возрождения калмыцких народных игр, эффективному использованию мешает недостаточное количество пособий для их проведений.
Чтобы дети знали калмыцкие подвижные игры, умели самостоятельно играть, необходимо создать условия для их организации, вызвать интерес. Калмыцкие подвижные игры являются одним из важных средств всестороннего развития детей; характерная особенность таких игр -комплексность воздействия на организм и на все стороны личности. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.
У калмыков издревле были широко распространенны разнообразные массовые игры как средство развлечения и как спортивные состязания, призванные воспитывать в подрастающем поколении ловкость, смелость и выносливость, столь необходимые при кочевой жизни.
В калмыцких подвижных играх используются движения (бег, прыжки, подскоки, метание, и т.д.), в которых участвуют наиболее крупные группы мышц ног, спины, живота и тем самым укрепляется двигательная система.
В народных подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными, весёлыми моментами, любимыми детям: считалками, жеребьёвкой, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Они вызывают активную роль мысли. Способствующие расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, символизируют переход организма к более высокой ступени развития.
Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в игре. Игровая ситуация увлекает, воспитывает, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитательные качества. Например, в игре «Белая кибитка» нашедший битку должен добежать до вешки и не быть пойманным другой группой. Если ей удалось поймать несущего битку, шар, тот старался передать её своей команде, чтобы кто – нибудь смог добежать с биткой до вешки. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувств коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.
Калмыцкие подвижные игры являются замечательным средством закаливания, так как проводятся в природном окружении, на свежем воздухе, практически в любое время года.
Всякая новая игра становится источником новых действий, новых познаний, что и доставляет детям удовольствие. Педагог должен создать соответствующую обстановку, проявить интерес детей и они будут играть в те игры, которые представляются наиболее подходящими. Основным условием внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остаётся глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром со стороны педагога, а также правильно выбранная методика педагогического руководства. Педагог творчески использует игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает у них воображение, добиваясь активного мышления. [13, с. 7-9]
Формы физического воспитания учащихся разнообразны: утренняя гимнастика, бег, ходьба, комплекс упражнений, а также калмыцкие народные игры. Они позволяют восполнить дефицит двигательной активности, способствуют более эффективному восстановлению организма после умственного утомления, снижают стресс, повышают физическую и умственную работоспособность, развивают этнокультурные потребности учащихся, а также способствуют воспитанию у учащихся прикладных умений и навыков для дальнейшей активной жизнедеятельности.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического и интернационального, художественного и физического воспитания учащихся. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально – положительная основа для развития чувства любви и преданности Родине.
1.3. Методика проведения калмыцких народных подвижных игр.
Большинство калмыцких игр относятся к подвижным играм, которые проводятся на воздухе, в помещениях и т.д. Кроме подвижных игр, есть несколько игр и интеллектуальных, таких, например, как «Двенадцать роговых колец» (в упрощенном виде «Восемь роговых колец»). Но так как большинство игр подвижных, то можно рассказать и о методике их проведения.
Выбор игр для проведения.
Подвижные игры, которые будут использованы в работе с учащимися, педагог обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно и четко выполнить движения, входящие в игру.
Незнакомую игру надо внимательно разобрать, мысленно проиграть и только потом предлагать учащимся. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразно провести ту или иную игру – в помещении или на улице, учесть время года, а также возраст учащихся.
Калмыцкие народные подвижные игры желательно выбирать для проведения в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, над которыми работали, и теми двигательными навыками, которые ребята уже освоили, тогда они лучше владеют навыками, движениями, проявляя выдержку, ловкость, сообразительность, усложняются взаимодействия детей в игре. Таким образом, в подвижных играх возникают ситуации, способствующие проявлению учащимися элементов коллективной ответственности, за выполнение правил, исхода игры. Правила бессюжетных игр определяют способ выполнения движений, в них может быть внесен элемент соревнования, стимулирующий качество движений («Собери альчики», «Ловкий наездник», Собери по одному».).
Большое место в играх занимают игры бессюжетного характера, а также игры с элементами соревнования. Можно начинать с индивидуальных соревнований (игра «Извилистой дорогой», «Альчики», «Собери по одному»), а можно и коллективные соревнования ( «Забрасывание белого мяча», «Собери по одному»), а можно использовать и игры-эстафеты, где общий результат зависит от каждого ребенка. (« Игра для метких», «Кто быстрее», «Загони овец в кошару» и др.).
Что индивидуальные, что коллективные игры, что игры-эстафеты - все это привлекает учащихся разных возрастов, снимает утомление и перегрузки в учебном процессе, также благоприятно влияет на весь организм в целом, а также решает вопросы патриотического воспитания к родному краю.
Создание условий для игры.
Для проведения калмыцких подвижных игр необходимо иметь соответствующее оборудование. Если игры проводятся на стадионе, то необходима утрамбованная площадка, без асфальта для игр в альчики, лунки и многие другие. Также необходимо учитывать технику безопасности : если игры с битами, то необходимо, чтобы учащиеся не находились по направлению броска биты. Также во многих калмыцких играх используется выносной и раздаточный материал (шнуры, ленты, вожжи, бита, герлыга), а также физкультурные атрибуты, которые можно использовать в играх. Если игры проводятся в помещении, в физкультурном зале, также необходимо придерживаться техники безопасности, раздаточные материалы , чтобы находились в одном углу.
Калмыцкие подвижные игры можно использовать не только на уроках физической культуры, но и в походах, и в других мероприятиях учебного заведения. Например, в походах такие естественные условия, как деревья, пеньки, камни, канавки…, хороши для таких игр, как – «Прятки»/ «Бултад наадлгн»/, Игра в лунки», « Нападение»/Хорма хотон»/ и другие.
Создание интереса к игре.
Впервые знакомя учащихся с игрой, педагог должен провести беседу о том, что игра была создана калмыцким народом, об истории игры, о тех явлениях и трудовых действиях, которые отражены в данной игре. Также можно проиграть педагогу с одним из учеников отрывок из игры на глазах учащихся, чтобы заинтересовать ребят.
Объяснение содержания и правил игры.
После создания у учащихся интереса к игре проводится объяснение правил игры. Оно должно быть в несюжетной игре, кратким и точным, с выделением игровых правил. Надо отметить, что среди калмыцких подвижных игр несюжетные занимают значительную часть (« Палочка – скакалочка», «Альчики», Кружиться вокруг колышка» и другие). Объясняя игру, важно раскрыть последовательность действий, указать место нахождения играющих и игровых ориентиров. Так же, как в создании интереса к игре, в объяснении правил игры, можно использовать проигрывание игры с одним из участников, что позволяет более точно понять правила. В конце объяснения необходимо с помощью вопросов уточнить правила игры, как их усвоили учащиеся.
Способы выбора на главную роль.
После объяснения содержания игры и уточнения правил педагог распределяет роли. Это можно делать разными способами. Например, в младших звеньях можно распределить педагогу роли, можно с помощью считалки, а в средних и старших звеньях можно использовать также считалки, либо учащиеся сами распределяют роли, либо пожеланию. Использование считалки даёт возможность всем детям побывать в разных ролях, исключается проявление несправедливости. Можно также использовать способ « конаться». Это можно делать по – разному:
В калмыцких народных играх право первого хода разыгрывалось так: играющие подбрасывали альчики вверх и внимательно рассматривали положение альчиков на земле. Тот игрок, у кого больше альчиков принимали положение «та» или «алц»/положение альчиков боком/, и начинает игру.
Руководство процессом игры и подведение итогов.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить учащихся играть активно и самостоятельно. Педагог предвидит возможные конфликты, предупреждает нежелательные поступки. Дав сигнал к началу игры, педагог может не принимать непосредственного участия в ней, а только наблюдать за ее ходом, а также может принять участие, тем самым активизируя робких и пассивных учащихся. Это не надо делать часто, так как ребята должны сами находить выход из критического положения, принимать решения, проявлять инициативу.
Педагог всегда объективен и справедлив в оценке игровых действий учащихся. И по ходу игры, и подводя её итог, педагог искренне радуется успехам ребят, огорчается в случае неудач. Все замечания, оценка поведения учащихся даются в заключение игры. К анализу игровых действий можно привлекать и самих учащихся, чтобы они адекватно оценивали свои действия и действия соперников.
Перед тем как использовать игру, необходимо учитывать все методические рекомендации. Калмыцкая подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник физической подготовленности, радостных эмоций, обладающих великой учебно – воспитательной силой. [13, с. 10-17]
Глава II.Экспериментальное исследование учащихся
6 класса.
Данное исследование мы разделили на 4 этапа:
Этапы | Проделанная работа | Выполнили |
1.Констатирующий | Проведение анкетирования среди учащихся 6 класса | Учащаяся 7 класса Анацкая Ульяна Руководитель – учитель русского языка и литературы, ИКРК Вдовенко Ирина Алексеевна |
2.Практический | 1. Проведение классного часа «Путешествие по калмыцким народным играм» | Классный руководитель – Кураксина Ирина Ивановна. Руководитель – учитель русского языка и литературы, ИКРК Вдовенко Ирина Алексеевна. Учащаяся 7 класса Анацкая Ульяна. |
2. Проведение урока по физической культуре «Калмыцкие народные игры» | Учитель физической культуры – Хулхачиев Мерген Дорджиевич. Учащаяся 7 класса Анацкая Ульяна. | |
3.Контрольный | Проведение анкетирования после проделанной работы среди учащихся 6 класса | Учащаяся 7 класса Анацкая Ульяна Руководитель – учитель русского языка и литературы, ИКРК Вдовенко Ирина Алексеевна |
4.Итоговый | Подведение итогов о проделанной работе | Учащаяся 7 класса Анацкая Ульяна Руководитель – учитель русского языка и литературы, ИКРК Вдовенко Ирина Алексеевна |
2.1. Диагностическое исследование учащихся 6 класса методом анкетирования
(Констатирующий этап).
Цель: выявить знания учащихся о калмыцких народных играх.
Инструкция: учащимся предлагается анкетный опросник, состоящий из 4 вопросов.
Вопросы анкеты:
Критерии оценки результатов:
4-5 баллов – знают – высокий уровень
2-3 балла – частично знают – средний уровень.
0-1 балл – не знают – низкий уровень
В анкетировании приняло участие 12 учащихся.
Диагностическое исследование на констатирующем этапе мы представляем в процентном соотношении в таблице № 1, диаграмма №1.
таблица 1
Наименование участников | Какие игры, по вашему мнению, называются народными? | Какие калмыцкие народные игры вы знаете? | Какие способности развивают калмыцкие народные игры? | На каких уроках можно использовать калмыцкие народные игры? | ||||||||
Знают | Частично знают | Не знают | Знают | Частично знают | Не знают | Знают | Частично знают | Не знают | Знают | Частично знают | Не знают | |
Учащиеся 6 класса | 5чел 41,7% | 1 чел- 8,3% | 6 чел 50% | 0 чел0% | 11 чел- 91,7% только игра «альчики» | 1чел- 8,3% | 0 чел0% | 6 чел- 50% | 6 чел 50% | 2чел 16,7% | 10 чел 83,3% | 0чел- 0% |
диаграмма 1
Анализируя данное исследование, можно сделать следующие выводы:
На первый вопрос, «Какие игры, по вашему мнению, называются народными?», из 12 опрошенных 5 учащихся (41,7%) знают, что те игры называются народными, которые придумал народ, в которые играет народ;
1 учащийся ответил частично, что играют все, 6 учащихся (50%) не знают, какие игры называются народными.
Отвечая на второй вопрос, «Какие калмыцкие народные игры вы знаете?», из 12 опрошенных 11 учащихся (91,7%) называют одну калмыцкую игру «Альчики», а 1 из них в своих ответах отметил и такие игры, как «Шашки», «Зааркань коня»; 1 учащийся (8,3%) не знает калмыцких народных игр.
Отвечая на третий вопрос, «Как Вы думаете, какие способности развивают калмыцкие народные игры в человеке?», некоторые способности, такие, как внимательность, ловкость, точность отмечают 6 учащихся (50%), а, к сожалению, 6 учащихся (50%) не могут сформулировать те способности, которые развивают калмыцкие народные игры в человеке.
Отвечая на последний вопрос, «На каких уроках можно использовать калмыцкие народные игры?», только 2-е учащихся (16,7%) отметили, что калмыцкие народные игры можно использовать на уроках калмыцкого языка, физической культуры, на открытых уроках, а 10 учащихся (83,3%) отметили, что калмыцкие народные игры можно использовать только на уроках калмыцкого языка.
2.2. Диагностическое исследование учащихся 6 класса методом анкетирования
(Контрольный этап).
В анкетировании после проведенной работы с учащимися 6 класса: классного часа на тему «Путешествие по калмыцким народным играм» (см. Приложение № 4), и урока физической культуры (см. Приложение № 5)-
также приняло участие 12 человек.
Диагностическое исследование на контрольном этапе мы представляем в процентном соотношении в таблице № 2, диаграмма №2.
таблица 2
Наименование участников | Какие игры, по вашему мнению, называются народными? | Какие калмыцкие народные игры вы знаете? | Какие способности развивают калмыцкие народные игры? | На каких уроках можно использовать калмыцкие народные игры? | ||||||||
знают | частично знают | не знают | знают | частично знают | не знают | знают | частично знают | не знают | знают | частично знают | не знают | |
Учащиеся 6 класса | 10чел 83,3% | 2 чел- 16,7% | 0чел- 0% | 11чел 91,7% | 1 чел- 8,3% | 0чел- 0% | 10чел 83,3% | 2 чел- 16,7% | 0чел- 0% | 9чел 75% | 3чел- 25% | 0чел- 0% |
диаграмма 2
Анкетирование показало следующие результаты:
Отвечая на первый вопрос, «Какие игры, по вашему мнению, называются народными ?», из 12 опрошенных 10 учащихся (83,3%) назвали, что те игры называются народными, которые придумал народ, играет в них, что они передаются из поколения в поколение, что в играх отображается основной вид деятельности народа, а 2-е учащихся (16,7%) дали частичное определение народным играм.
Отвечая на второй вопрос, «Какие калмыцкие народные игры вы знаете?», 11 опрошенных (91,7%) назвали такие игры, как «Альчики», «Забрасывание аркана», «Игра в лунки», «Белая битка», «Загон для скота», «Зааркань коня», «Постройка для скота», «Шахматы», «Волк и овцы», «Меткое попадание», «Щёлканье», «Нападение», «Вокруг колышка», «Серебряный пояс», «Отгадывание». Не забыли и о калмыцких народных увлечениях, таких, как скачки, борьба. Также после проведенной работы (на классном часе) ребята запомнили, что у калмыцкого народы игра в шахматы называется «Шатр», и это название прослеживается у 2-х учащихся; 1 учащийся (8,3%) назвал только две игры: «Лунки», «Шахматы».
Отвечая на третий вопрос, «Какие способности развивают калмыцкие народные игры в человеке?», 10 учащихся (83,3%) назвали такие способности, как внимательность, ловкость, меткость, силу удара, глазомер, смекалку, скорость (быстроту), точность, терпение , а 2 учащихся (16,7%) отметили только такие способности, как точность, смекалку и скорость.
Отвечая на последний вопрос, «На каких уроках можно использовать калмыцкие народные игры?», 9 учащихся (75%) отметили такие уроки, как физическая культура, история, ИКРК, калмыцкий язык, калмыцкая литература, литература, а 3 учащихся (25%) отметили, что калмыцкие народные игры можно использовать на таких уроках, как калмыцкий язык, физическая культура, классные часы.
2.3 Показатели уровня, t-критерия Стьюдента при сравнении средних арифметических значений по вопросам анкетирования
(учащиеся 6 класса)
таблица 3
№ п/п | Учащиеся | 1 вопрос | Уровень | 2 вопрос | Уровень | 3 вопрос | Уровень | 4 вопрос | Уровень | ||||||||
конст этап | контр этап | конст этап | контр этап | конст этап | контр этап | конст этап | контр этап | конст этап | контр этап | конст этап | контр этап | конст этап | контр этап | конст этап | контр этап | ||
1. | Арслан Т | 4 | 4 | выс | выс | 2 | 5 | сред | выс | 2 | 3 | сред | сред | 2 | 2 | сред | сред |
2. | Даяна М. | 4 | 5 | выс | выс | 2 | 5 | сред | выс | 2 | 5 | сред | выс | 4 | 5 | выс | выс |
3. | Таня Б. | 1 | 4 | низ | выс | 2 | 5 | сред | выс | 3 | 5 | сред | выс | 4 | 4 | выс | выс |
4. | Лера С. | 4 | 5 | выс | выс | 2 | 5 | сред | выс | 1 | 5 | низ | выс | 3 | 5 | сред | выс |
5. | Данил Ж. | 4 | 4 | выс | выс | 2 | 4 | сред | выс | 2 | 3 | сред | сред | 2 | 5 | сред | выс |
6. | Халид Д | 2 | 2 | сред | сред | 0 | 4 | низ | выс | 0 | 5 | низ | выс | 3 | 3 | сред | сред |
7. | 0 | 3 | низ | сред | 2 | 3 | сред | сред | 0 | 4 | низ | выс | 2 | 2 | сред | сред | |
8. | 0 | 5 | низ | выс | 2 | 5 | сред | выс | 0 | 5 | низ | выс | 2 | 4 | сред | выс | |
9. | Т.Б. | 5 | 5 | выс | выс | 2 | 5 | сред | выс | 2 | 5 | сред | выс | 2 | 4 | сред | выс |
10. | Баава А. | 1 | 4 | низ | выс | 2 | 5 | сред | выс | 3 | 5 | сред | выс | 2 | 5 | сред | выс |
11. | 0 | 5 | низ | выс | 2 | 5 | сред | выс | 0 | 5 | низ | выс | 2 | 5 | сред | выс | |
12. | 0 | 4 | низ | выс | 2 | 5 | сред | выс | 1 | 5 | низ | выс | 2 | 4 | сред | выс | |
Сред. арифмет. | 2,1 | 4,2 | 1,8 | 4,6 | 1,3 | 4,5 | 2,5 | 4,0 |
Можно сделать следующие выводы:
По результатам среднего арифметического показателя данной группы учащихся 6 класса мы видим, что проделанная работа: проведение классного часа (см. Приложение № 4) и урока физической культуры (см. Приложение №5) - отразилась на результатах данного исследования. По данным среднеарифметических показателей мы видим, что все результаты увеличились вдвое, а в некоторых вопросах втрое. Уровень знаний учащихся на констатирующем этапе по всем вопросам прослеживается и низкий, и средний, и высокий. Чего нельзя сказать о контрольном уровне, где по всем вопросам анкеты, уровень знаний учащихся повысился до высокого, и только в трёх случаях до среднего. (см. Приложение №3)
Показатели t-критерия Стьюдента при сравнении средних арифметических значений по вопросам анкетирования
(учащиеся 6 класса)
таблица 4
№ п/п | Вопросы анкеты | Величина t - критерия | Достоверно/недостоверно |
1. | Какие игры, по вашему мнению, называются народными | 3,75 | Достоверно |
2. | Какие калмыцкие народные игры вы знаете | 11,29 | Достоверно |
3. | Какие способности развивают калмыцкие народные игры | 4,38 | Достоверно |
4. | На каких уроках можно использовать калмыцкие народные игры | 3,83 | Достоверно |
По четырем вопросам данной анкеты из четырех показателей t- критерия Стьюдента при сравнении средних арифметических на констатирующем и контрольном этапе видно, что все показатели достоверны. Это говорит о том, что, рассказав о калмыцких народных играх, применив их на практике на уроке физической культуры, я смогла донести до учащихся оригинальность самовыражения калмыцкого народа через колорит игр. Ребята поняли, что калмыцкие народные игры лаконичны, выразительны, доступны. Они помогают стать ловкими и сильными, учат работать в команде, поэтому могут использоваться на многих уроках и во внеурочных занятиях.
Мы понимаем, что этнокультуры имеют единую основу – общечеловеческие ценности, но каждый этнос своеобразно выражает и реализует их, исходя из национальных обычаев и традиций. Как общее, так и своеобразное в этнокультурах позитивно сказывается на воспитании, так как во-первых – объединяет народ, а во – вторых –это показатель уровня развития этнокультуры. Культурно-исторические ценности родного края других народов – такова дидактическая последовательность обращения к ним. ( Тегерлт. Научно-методический журнал «Калмыцкие народные игры в физическом воспитании» 2000г. СПК «Нива» с. 26-27)
Заключение.
Данное исследование было посвящено проблеме калмыцких народных игр как фактору этнокультурного развития учащихся в системе образования, которая и являлась целью этой работы. В результате исследования был затронут вопрос о возникновении народных игр, калмыцких народных игр, об их месте в воспитании учащихся, а также методика проведения этих игр в современной системе образования. Мы раскрыли эти вопросы, на основе которых строилась вся работа. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
Воспроизведение историко – педагогического опыта и возрождение на этой основе прогрессивных традиций воспитания приобретает особенную актуальность в переходные периоды общественного развития, когда ощущается дефицит нравственности, растёт бездуховность, а массовая культура, поднимает подлинные ценности. В условиях такой реальности фольклор востребован как народная мудрость, передаваемая из века в век, как опыт традиционного воспитания.
Бесспорно, учащимся трудно пройти весь процесс этнокультурного развития. В настоящее время в учебных учреждениях введён национально - региональный компонент, который помогает в этом. Калмыцкие народные игры, созданные народом, близки учащимся по восприятию и образам. Они несут в себе огромную педагогическую ценность. В них есть всё необходимое для успешного приобщения детей к окружающему миру, к социальной действительности.
Калмыцкие народные игры дают возможность педагогам воспитать хорошо развитых, готовых к жизни во взрослом обществе детей, которые ещё в детстве постигнут первые опыты общения, взаимодействия, освоят социальные и нравственные нормы. И всё это воспитание будет базироваться на традициях родной культуры, которой порой так недостаёт в наши дни.
В работе рассмотрены и проанализированы многие народные игры, раскрыты их педагогические ценности, а также их роль в воспитании учащихся.
Таким образом, в исследовании были решены все поставленные задачи, а цель полностью реализована. Важность калмыцких народных игр как фактора этнокультурного воспитания учащихся в общеобразовательном процессе доказана.
Нужно как можно чаще педагогам применять эти замечательные средства в повседневной практике, использовать все педагогические ценности и возможности калмыцких народных игр с целью знакомства детей с социальной действительностью.
«Творческая деятельность учителей – новаторов подтверждает мысль о том, что, только приумножая культурное наследие предков, можно его сохранить, ибо дела предков живут не в нашей пассивной памяти, но в наших творческих успехах и достижениях» (С.И.Гессен).
.
Список использованной литературы.
1. Басангова М. «Джангар» Калмыцкий народный героический эпос. Эпический репертуар. с. 93
2. Бергман Б. «Шахматы в СССР, 1965г. - №2
3. Биткеев Н.Ц. «Джангар» Калмыцкий народный героический эпос.Перевод. Элиста , 1988г.. с. 61
4. Биткеев Н.Ц. «Джангар» в системе образования. Элиста 2009 г. с. 72
5. Болеева Л.В., Григорьев В.М. «Игры народов СССР. Народные игры калмыков». Москва «Физкультура и спорт» 1985г. с. 58
6. Волков Г.Н. Педагогика национального спасения. Элиста 2003г. с.150-152
7. Житецкого И.А. « Очерки быта Астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886г.г.». с. 38-39
8. Манджиева Е.И. Подвижные игры разных народов. Элиста, 2008г.
9. Мукаев О.Д. Этнопедагогика: истории, современность. Ч. 1. Элиста 1999г.с. 146-155
10. Мукаев О.Д. Этнопедагогика: истории, современность. Ч. 2. Элиста 2003г.с. 76-79.
11. Паллас П.С. «Путешествия по разным провинциям» с.7
12. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. М.: Просвещение, 1972. с. 32
13. Хургунова О.Г. «Калмыцкие подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста» Элиста ЗАОр «НПП «Джангар»» 2009г. с. 7-9.
14. Эрдниев У.Э. « Калмыки. Историко – этнографические очерки». Элиста. 1985г. с. 251-252
15. Эрендженов К. Золотой родник. Элиста, 1990г.
Периодические издания:
16. Качанова И.А. Народные игры в содержании образования в дошкольном учреждении // Информационно-методический и научно -педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования, 2002.- № 4. - с. 91.
17. Линдер И.М. «Шахматы на Руси». М., 1964г
18. Локшин А. Игрушки древнего мира //Дошкольное воспитание. - 1976. - № 3 – с. 96.
19. Наркевич А. «Кто играл с Петровым» / Шахматы в СССР, 1965г. - №2.
20. Слюсаренко Л.Г. «Калмыцкие народные игры на уроках физического воспитания» // Научно-методический журнал «Тегерлт» - 2000г. - с. 26-27.
21. Шаглинов П.А. «Роль физической культуры и спорта в процессе активизации учебной деятельности учащихся» // Международный конгресс. Миссия регионального университета в формировании культурно образовательного пространства. Материалы международной научно-практической конференции. 7-8 октября 2010 г. - с. 189
Денис-изобретатель (отрывок)
Есть в осени первоначальной...
Рисуем акварельное мороженое
Домик зимней ночью
«Течет река Волга»