Презентация красочно показывает значение, необходимость северного жзилища (чум).
Вложение | Размер |
---|---|
chum_-zhilishche_nashikh_predkov_ezangi_ulyana1.pptx | 1.62 МБ |
Слайд 1
Ямало-Ненецкий автономный округ Муниципальное образование Ямальский район Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат «Салемальская школа – интернат среднего (полного) общего образования» ЧУМ- ЖИЛИЩЕ НАШИХ ПРЕДКОВ Автор: Езанги Ульяна 4 класс Руководитель: Насонова Н.А.Слайд 2
Актуальность : мобильный образ жизни тундровых оленеводов наложил отпечаток на всю их культуру, способствовал значительному упрощению быта. Чум стал меньше использоваться. Цели исследования : выявление значения чума для ненцев; изучение его строения; сравнение зимнего и летнего чума.
Слайд 3
Гипотеза исследования: если учащиеся школ, проживающие в поселках и городах нашего округа, узнают подробно о том, что чум был идеально приспособлен к открытым пространствам тундры, что древний человек, не зная законов физики и астрономии, смог создать уникальное жилище, форма которого придает ему устойчивость, то они заинтересуются культурой и бытом коренных народов Ямала. Задачи: изучить научно-популярную литературу по данной проблеме; описать построение чума; дать сравнительную характеристику летнего и зимнего чума.
Слайд 4
«Песнь моя звенит, как древний бубен. Спросите, где мой дом, мое жилище. Отвечу вам звенящей песней ветра, Что чум родной мой – это тундра вся.» Л. Лапцуй . «Тундра» Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством, по- ненецки - `мя`. Чум - переносная конусообразная палатка.
Слайд 5
Традиционное жилище – конический чум от 3 до 9 метров в поперечнике. Остов чума состоит из жердей и покрыт нюками (покрытие чума).
Слайд 6
Устанавливают чум у ненцев женщины. Им помогают девочки-подростки. Делают они это быстро, по строго установленным правилам. При этом сохраняется определенная последовательность установки чума. Каркас современного чума составляют из шестиметровых шестов от 25 до 40 штук. Установка чума
Слайд 7
На равном расстоянии от очага устанавливают два основных шеста (макода). Их нижние концы втыкают в землю примерно под углом 45 градусов, а верхние связывают гибкой петлей. Определяют центр жилища. Здесь сооружают очаг . По обе стороны от него укладывали доски пола и плетеные циновки.
Слайд 8
Перпендикулярно центральному внутреннему шесту ( симзы ) располагались две горизонтальные жерди ( ти ), на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. По окружности размещали остальные шесты.
Слайд 9
В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум.
Слайд 10
Когда остов чума поставлен, начинают натягивать покрытие ` нюк `. Два человека специальными шестами поднимают ` нюки ` за кармашки вверх.
Слайд 11
Две других женщины держат за боковые края и одновременно по команде покрытие поднимается на чум. А потом расправляются, натягиваются края, которые завязываются веревками к шестам.
Слайд 12
В старину летний чум покрывали берестяными покрышками. В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке.
Слайд 13
Зимний чум - сырей мя. Он покрывается нюками из оленьих шкур. Летний чум – тангы мя. Покрытием для него служит брезент. Раньше покрывали вываренной берестой . Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу ещё присыпают снегом. Дверью служит откидывающаяся часть нюка. Отверстие сверху прикрывается шкурой зимой или берестой летом.
Слайд 14
После установки чума, женщины застилают постели внутри . Поверх циновок кладут оленьи шкуры. У самого основания шестов складывают малицы и другие мягкие вещи. Оленеводы часто возят с собой перины и подушки, а также специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины.
Слайд 15
Тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство. Каждый человек должен интересоваться своей духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, родным языком, происхождением своего народа, историей своего края, охранять природу, чтобы потом, через какое-то время, всё это передать своим потомкам.
Слайд 16
Суров мой С евер лишь на первый взгляд. Пусть ветры завывают за стеною, Здесь каждый будет вас увидеть рад И обогреть душевной теплотою!
Слайд 17
Спасибо з а внимание !
Огонь фламенко
Пустой колос голову кверху носит
Загадочная система из шести экзопланет
Сочинение
Свадьба в Малиновке