С переходом кочевых народов к оседлости чумы стали выходить из употребления. Жилища народов Севера появились в глубокой древности, но существуют и сейчас. Данная работа рассказывает о значение чума для ненцев, о строении чума, дает понятие о разнице между летним и зимним чумом.
Вложение | Размер |
---|---|
chum-zhilishche_nashikh_predkov_ezangi_ulyana.docx | 28.48 КБ |
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Салемальская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
Исследовательская работа
«Чум – жилище наших предков»
Автор: Езанги Ульяна Николаевна, Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Салемал МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего/полного/общего образования», 4 класс.
Руководитель: Насонова Н.А., Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Салемал МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего/полного/общего образования», учитель изобразительного искусства.
Содержание.
Исследовательская работа
«Чум – жилище наших предков»
Автор: Езанги Ульяна Николаевна
Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Салемал
МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего/полного/общего образования,
4 класс.
«Песнь моя звенит, как древний бубен.
Спросите, где мой дом, мое жилище.
Отвечу вам звенящей песней ветра,
Что чум родной мой – это тундра вся»
Л. Лапцуй. «Тундра»
Введение.
с переходом кочевых народов к оседлости чумы стали выходить из употребления. Жилища народов Севера появились в глубокой древности, но существуют и сейчас.
Глава I. Сбор информации об истории чума.
На протяжении веков в арктических районах складывалась уникальная модель взаимоотношений людей с окружающим миром. Любой предмет кочевого быта доведен народным опытом до совершенствования.
По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище можно построить в любом месте из перекрещенных шестов, покрытых ветками или шкурами.
К классическим элементам оленеводческой материальной культуры относится ненецкий чум – незаменимое жилище тундровых кочевников. Это большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.
На Ямале люди с древних времен живут в чумах. Чум, по-ненецки мя”, центр всей жизни семьи и воспринимается как целый мир.
Отверстие наверху соответствует местоположению солнца днем и месяца ночью.
Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.
Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся традиционные виды хозяйственной деятельности, бытовой уклад, национальная одежда, жилище, язык, социальная организация и др. Каждая из перечисленных особенностей имеет своё значение для жизни этноса. Традиционное жилище - чум занимает в этом ряду особое место. Единственным видом жилища в прошлом, но и для некоторых ненцев в настоящее время является чум.
Глава II. Последовательность построения чума.
Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. По коми-зырянски он называется `чом`, по - ненецки - `мя`, по-хантыйски `нюки хот`. В русский язык слово перешло из коми языка.
Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.
Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми, энцы состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяйства и от численности членов семьи.
Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Чум стоит на одном месте не более полумесяца зимой и не более одной недели летом. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом.
Устанавливали чум у ненцев женщины по строго установленным правилам. Место установки чума определяет мужчина. Чум устанавливают так. Вначале глава семьи указывает место для будущего чума. Затем это место расчищается. Взрослые и дети распрягают оленей. На расчищенное место кладут очажный лист. Под лист зимой обязательно подкладывают два бревна, чтобы снег не таял. Летом под очажным листом делается углубление. Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи и центральная часть всего чума.
По обе стороны от очажного листа кладут 2-3 доски, это пол. За досками, дальше от костра, раскладывают циновки. Затем две женщины ставят шесты и симзы и скрепляют наверху железным обручем дымника. Нижние заострённые концы шестов вкапывают в снег или землю. По окружности размещали остальные шесты. Далее наступает черед установки шеста для котла и чайника. Один его конец крепится на симзы, а другой привязывается на входных шестах. Симзы – это название опорных шестов в ненецком чуме, раньше они считались священными. Поперёк (перпендикулярно) кладут железный стержень. На стержень надевается крюк. На крюк вешают котёл.
Завершив установку шестов, переходят к натягиванию нюков. Так называются листы из оленьих шкур или бересты для покрытия ненецкого чума.
Две женщины снаружи поднимают нюки и укладывают их на остов чума, начиная сверху. Затем изнутри привязывают нюки к шестам. Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу ещё присыпают снегом. Дверью служит откидывающаяся часть нюка. Отверстие сверху прикрывается шкурой зимой или берестой летом.
Как только положены нюки, вносят циновки из прутьев и мятлика лугового. На них кладут оленьи шкуры. А уже на шкурах раскладывается семейная постель. По окружности, у основания шестов, раскладывают меховые мешки, сумки и другие мягкие вещи. Затем кладут подушки, а вместо одеял ненцы используют женские ягушки.
За 30 – 40 минут чум бывает установлен. В чем же преимущества чума перед другими видами жилищ?
Коническая форма хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. C крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух, а дым висит только у самого отверстия в верхней части чума – макодаси.
Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.
Главный элемент чума – шест. Их готовят долго и тщательно. Шест обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине. Шесты служат тундровикам не одно десятилетие.
С давних времен олений волос на покрышках – нюках подстригали. Объяснялось это тем, что зимой снег набивается в длинный мех, затем подтаивает и образует ледяную корку, которая утяжеляет мех, давит на шесты, не дает покрытию «дышать». И этим нарушается тепловой режим.
Существует варианты чума в зависимости от времени года, назначения, особенностей конструкции.
Зимний чум – сырей мя. Это традиционный чум.
Летний чум – таӈы мя. Имеет туже конструкцию, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат мюйко – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия, сейчас покрывают брезентом. В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани (ситца). Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. Летний чум ставят на продуваемых ветрами местах, на возвышенности.
Разборка чума совершается в обратной последовательности. Перед этим встают раньше обычного. Женщины готовят завтрак, а мужчины занимаются подготовкой упряжи. После завтрака все выходят из чума, выносят вещи, упаковывают их в мешки, складывают в нарты и привязывают. Потом снимают нюки, убирают шесты, с которыми на землю опускается железный обруч дымника.
Наконец, поднимается очажный лист. На этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о становище кочевников. Второй раз на это же пятно не разрешается класть очажный лист. Считается, что это поранит землю.
Территория очищается, а мусор обязательно сжигается. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По ним злой дух может погубить человека.
Глава III. Заключение.
Тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство. Каждый человек должен интересоваться своей духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, языком, происхождением, фольклором своего народа, историей своего края, этнографией, охранять природу, чтобы потом, через какое-то время, всё это передать своим потомкам.
В работе «Чум – жилище наших предков» можно найти сведения о том из чего изготавливается чум, чем он покрывается, какие существуют виды чума. К сожалению, в настоящее время многие поселковые и городские представители народов Ямала не знают своего языка, правил поведения в тундре, в том числе правил поведения в чуме. Надеюсь, что моя работа поможет тем, кто заинтересуется бытом ненцев.
Список литературы
1.Ямал – грань веков и тысячелетий. Народы Ямала. Энциклопедия.
2. Всемирная география. http://www.wgeo.ru
3. www.world-gazetteer.com
4. Лезова С.В. Жилище северных селькупов.//Экспериментальная археология.Тобольск,1991, вып.1
5. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов.М.,1998
6. Хомич Л.В. Ненцы.-М.-Л.1966.
7. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев.
8. Ямал:Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа, Т.1.Тюмень:Издательство Тюменского государственного университета, 2004.368 С.
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Рисуем осенние листья
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Л. Нечаев. Яма
Девочка-Снегурочка